Биология
Аннотация к рабочей программе по
биологии 5-9 класс
Рабочая
программа по биологии составлена на основе:
- Федерального
закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» в
действующей редакции;
- Федерального
государственного образовательного стандарта основного общегообразования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от29
декабря 2014 г. № 1644) в действующей редакции;
- Примерной
программы основного общего образования по биологии для основнойшколы,
составленной на основе федерального государственного образовательногостандарта;
- Авторской
программы В.В.Пасечника, соответствующей федеральномугосударственному
образовательному стандарту;
- Примерной
основной образовательной программы основного общего образования,одобрено
Федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию,протокол
заседания от 08.04.2015 №1/15
Целью биологическогообразования в основной школе является
обеспечить выпускникамвысокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность,
компетентность в
обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живойприродой. Решить
эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области
основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент дляпрактической
деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Задачами реализации программыучебного предмета являются:
- освоение
межпредметных понятий, универсальных учебных действий,обеспечивающих успешное
изучение данного и других учебных предметов на уровнесреднего общего
образования, создание условий для достижения личностных результатовосновного
общего образования;
- формирование
системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐразвития исторически
быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере врезультате
деятельности человека, для развития современных
естественно-научныхпредставлений о картине мира;
- формирование
первоначальных систематизированных представлений обиологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основныхбиологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого инеживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийнымаппаратом биологии;
- приобретение
опыта использования методов биологической науки и проведениянесложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование
основ экологической грамотности: способности оценивать последствиядеятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живойприроде,
здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий посохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование
представлений о значении биологических наук в решении проблемнеобходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условияхбыстрого
изменения экологического качества окружающей среды;освоение приѐмов оказания
первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебный
предмет «Биология» в основной школе изучается с 5-9 класс. Общее
число учебных
часов за пять лет обучения -238 , из них: 5 класс-34 часа; 6 класс - 34 часа;7
класс-34 часа; 8 класс-68 часов; 9 класс- 68 часов.
УМК учебного
предмета «Биология»:
В.В.Пасечник, Биология 5-6 (серия Линия
жизни), М.ПросвещениеВ.В.Пасечник, Биология (серия Линия жизни), М.ПросвещениеВ.В.Пасечник,
Биология(серия Линия жизни), М.ПросвещениеВ.В.Пасечник,
Биология (Введение в общую биологию), М.Просвещение
Аннотация к рабочей программе биологии 10-11 класс (базовый уровень)
Данная программа составлена на основе
Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для
общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных
организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник. ― М.: Просвещение), полностью
отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими
требования к уровню подготовки обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на
основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21
декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413). Подпункт 6
изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017г. N613
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
Цели биологического
образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания
предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития ― ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий
(объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития
современных подростков). Наиболее продуктивными для решения задач развития
подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом
рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в
целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями
биологического
образования являются:
― социализация обучающихся как вхождение в мир
культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу либо общность ― носителя её норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
― приобщение к познавательной культуре как
системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей
ступени призвано обеспечить:
― ориентацию в системе этических норм и
ценностей относительно методов, результатов и достижений современной
биологической науки;
― развитие познавательных качеств личности, в
том числе познавательных интересов к изучению общих биологических
закономерностей и самому процессу научного познания;
― овладение учебно-познавательными и
ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и
нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией
биологического эксперимента и элементарными методами биологических
исследований;
― формирование экологического сознания,
ценностного отношения к живой природе и человеку.
Изучение курса «Биология» в старшей школе направленно
на решение следующих задач:
1) формирование системы биологических знаний как
компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное
и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений
и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в
развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной
области будущей практической деятельности.
Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1
часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и
11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 70 ч, из
них 35 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 35 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.