РП_биология 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Естественно- математическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/ Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ № 71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор:
__________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 -9 класса
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования второго
поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных
учреждений: Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и рабочей
программой.ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. –
М.: Просвещение, 2019г.

г. Свирск 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5-6 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «биология» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии
для обучающихся основного, среднего общего образования отводится всего 238 часов за весь период обучения. В том числе: в 5кл. - 34ч.,
6кл. - 34ч., 7 кл. - 34ч.,8 кл. - 68ч., 9кл. - 68 часа.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования
второго поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение,
2015 -19г. и рабочей программой ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015г.
Темы
(раздел)

Биология
как наука

Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Содержание по ФГОС
Основные виды деятельности
Планируемые результаты
учащихся
Ученик научился
Ученик имеет
возможность
научиться
Раздел 1. Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в
практической деятельности людей.
Разнообразие организмов.
Отличительные признаки
представителей разных царств
живой природы. Методы изучения
живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Правила
работы в кабинете биологии, с
биологическими приборами и
инструментами.

Объяснять роль биологии в
практической деятельности людей.
Выделять существенные признаки
строения и процессов
жизнедеятельности клетки.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Выделять существенные признаки
отличия живого от неживого.
Систематизировать знания о

Учащиеся должны
знать:
- о многообразии живой
природы;
- царства живой
природы: Бактерии,
Грибы, Растения,
Животные;
- основные методы
исследования в
биологии: наблюдение,

- науки, изучающие
живую природу;
отличие среды
обитания от
местообитания;
причины
формирования черт
приспособленности
организмов к среде
обитания;
Учащиеся смогут

Разнообразие организмов.
Отличительные признаки
представителей разных царств живой
природы

многообразии живых организмов.
Устанавливать взаимосвязь между
средой обитания и
приспособленностью организмов к
ней. Соблюдать правила поведения в
окружающей среде.

эксперимент,
измерение;
- признаки живого:
клеточное строение,
питание, дыхание,
обмен веществ,
раздражимость, рост,
развитие, размножение;
- экологические
факторы;
- основные среды
обитания живых
организмов: водная
среда, наземновоздушная среда, почва
как среда обитания,
организм как среда
обитания;
- правила работы с
микроскопом;
- правила техники
безопасности при
проведении
наблюдений и
лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Учащиеся должны
уметь:
- определять понятия
«биология»,
«экология»,
«биосфера», «царства
живой природы»,
«экологические
факторы», «среда
обитания»,

научиться:
- определять понятия
флора, фауна,
низшие растения,
высшие растения,
вегетативные
органы,
генеративные
органы,
абиотические
факторы,
биотические
факторы,
антропогенный;

Клетка –
основа
строения
и
жизнедея
тельности
организм
ов

Увеличительные приборы. Правила
работы с микроскопом. Методы
изучения клетки. Строение и
химический состав клетки.
Обнаружение воды и минеральных
веществ в растении. Обнаружение
органических веществ в клетках.
Процессы жизнедеятельности клетки
(питание, дыхание, транспорт
веществ, выделение).
Деление клеток- основа
размножения, роста и развития
организмов.

Выделять существенные признаки
строения и жизнедеятельности клетки.
Различать на таблицах и
микропрепаратах части и органоиды
клетки.
Наблюдать части и органоиды клетки
под микроскопом и описывать их.

«местообитания»;
- отличать живые
организмы от неживых;
- пользоваться
простыми
биологическими
приборами,
инструментами и
оборудованием;
- характеризовать
среды обитания
организмов;
- характеризовать
экологические
факторы;
- проводить
фенологические
наблюдения;
- соблюдать правила
техники безопасности
при проведении
наблюдений и
лабораторных опытов
Учащиеся должны
знать:
- устройство лупы и
микроскопа;
- строение клетки;
- химический состав
клетки;
- основные процессы
жизнедеятельности
клетки;
- характерные признаки
различных
растительных тканей.

Учащиеся могут
узнать:
- историю открытия
клетки, ученых,
внесших большой
вклад в изучение
клетки;
- клетка – единица
строения и
жизнедеятельности,
запасные вещества
клетки, функции
основных частей

Лабораторные работы «Устройство
увеличительных приборов и правила
работы с ними»;
«Приготовление препарата кожицы
чешуи лука».

Многообр
азие
организм
ов, их
классифи

Классификация организмов.
Отличительные признаки
представителей разных царств живой
природы.

Учащиеся должны
уметь:
- определять понятия:
«цитология», «клетка»,
«оболочка»,
«цитоплазма», « ядро»,
«ядрышко», «вакуоли»,
« пластиды», «
хлоропласты»,
«пигменты»,
«хлорофилл»,
«химический состав»,
«неорганические
вещества»,
«органические
вещества», «ядро»,
«ядрышко»,
«хромосомы», «ткань»;
- работать с лупой и
микроскопом;
- готовить
микропрепараты и
рассматривать их под
микроскопом;
- распознавать
различные виды тканей.

Выделять существенные признаки
вида и представителей разных царств
природы.
Определять принадлежность
биологических объектов к

клетки;
- макро- и
микроэлементы,
- космическую роль
зеленых растений
Учащиеся смогут
научиться:
- определять понятия
«мембрана»,
«хромопласты»,
«лейкопласты»,
«основная ткань»,
«образовательная
ткань», «проводящая
ткань»,
«механическая
ткань», «покровная
ткань»;
- объяснять отличия
молодой клетки от
старой,
- доказывать, что
клетка обладает
всеми признаками
живого организма;
- находить
отличительные
особенности
строения различных
типов растительных
тканей;
Выпускник

характеризовать
особенности строения и
получит
процессов
жизнедеятельности
возможность
биологических

кация

Бактерии.
Грибы.
Вирусы.
Лишайни
ки

Бактерии, особенности строения и
жизнедеятельности. Разнообразие
бактерий. Грибы, особенности
строения и жизнедеятельности.
Многообразие грибов. Съедобные и

определённой систематической группе
(классифицировать).
Объяснять значение биологического
разнообразия для сохранения
устойчивости биосферы.
Сравнивать представителей отдельных
групп растений и животных, делать
выводы и умозаключения на основе
сравнения.

объектов
(клеток,
организмов),
их
практическую
значимость;
применять
методы
биологической науки
для изучения клеток и
организмов: проводить
наблюдения за живыми
организмами, ставить
несложные
биологические
эксперименты
и
объяснять
их
результаты, описывать
биологические объекты
и процессы;
ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

научиться:

Выделять существенные признаки
строения и жизнедеятельности
бактерий, грибов, лишайников.
Объяснять роль бактерий, грибов,
лишайников в природе и жизни

Учащиеся должны
знать:
- строение и основные
процессы
жизнедеятельности

Учащиеся могут
узнать:
- значение бактерий
в процессах
брожения,

ориентироваться
в системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
находить
информацию
о
растениях
и
животных в научнопопулярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;

Многообр
азие
раститель
ного мира

ядовитые грибы. Оказание первой
помощи при отравлении ядовитыми
грибами. Правила сбора грибов.
Лишайники.
Роль бактерий, грибов, лишайников в
природе и жизни человека.
Вирусы – неклеточные формы.
Лабораторные работы:
«Изучение строения плесневых
грибов»

человека.
Различать на живых объектах
съедобные и ядовитые грибы.
Осваивать приёмы оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми
грибами.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями, грибами,
вирусами.

Водоросли – одноклеточные и
многоклеточные. Строение
жизнедеятельность, размножение.
Роль водорослей в природе, их
использование человеком.
Риниофиты. Появление тканей. Мхи,
строение и жизнедеятельность. Роль
мхов в природе, хозяйственное
значение. Папоротники, строение и
жизнедеятельность. Многообразие
папоротников, их роль в природе.
Семенные растения. Особенности
строения, жизнедеятельности и
многообразие голосеменных. Роль
голосеменных в природе, их
использование человеком.

Различать на живых объектах и
таблицах органы цветкового растения,
растения разных отделов, наиболее
распространённые растения, опасные
для человека растения.
Сравнивать представителей разных
групп растений, делать выводы на
основе сравнения.
Объяснять роль различных растений в
жизни человека.
Осваивать приёмы: работы с
определителями растений, оказания
первой помощи при отравлении
ядовитыми растениями; выращивания
и размножения культурных растений.
Оценивать с эстетической точки

бактерий и грибов;
- разнообразие и
распространение
бактерий и грибов;
- роль бактерий и
грибов в природе и
жизни человека.
Учащиеся должны
уметь:
- давать общую
характеристику
бактериям и грибам;
- отличать бактерии и
грибы от других живых
организмов;
- отличать съедобные
грибы от ядовитых;
- объяснять роль
бактерий и грибов в
природе и жизни
Учащиеся должны
знать:
— основные методы
изучения растений;
— основные группы
растений (водоросли,
мхи, хвощи, плауны,
папоротники,
голосеменные,
цветковые), их
строение и
многообразие;
— особенности
строения и
жизнедеятельности
лишайников;

деятельность серо- и
железобактерий;
- жизнедеятельность
грибов-хищников
Учащиеся смогут
научиться:
- вырашивать
плесневые грибы
- выявлять у грибов
черты сходства с
растениями и
животными.

Учащиеся могут
узнать:
- половое и бесполое
размножение
водорослей,
- жизненные циклы
мхов и
папоротников,
- древовидные
папоротники,
- жизненный цикл
сосны,
- покрытосеменные –
господствующая
группа растений,
- редкие и

Многообр
азие
животног
о мира

Покрытосеменные растения,
особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие.
Классы покрытосеменных.
Важнейшие сельскохозяйственные
культуры.
Лабораторные и практические
работы:
Изучение органов цветкового
растения.
Изучение строения семян
однодольных и двудольных
растений.
Передвижение воды и минеральных
веществ в растении.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов.
Изучение строения папоротника.
Изучение строения голосеменных
растений.
Изучение строения
покрытосеменных растений.
Вегетативное размножение
комнатных растений.

зрения представителей растительного
мира.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний,
вызываемых растениями.
Находить информацию о растениях в
научно-популярной литературе,
биологических словарях и
справочниках, анализировать и
оценивать её, переводить из одной
формы в другую.

Одноклеточные животные.
Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
одноклеточных. Роль одноклеточных
в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные.
Особенности строения и
жизнедеятельности. Ткани, органы,
системы органов.

Выделять существенные признаки
строения и процессов
жизнедеятельности животных.
Сравнивать клетки разных тканей,
ткани представителей разных групп
животных, рост и развитие, делать
выводы на основе строения. Ставить
биологические эксперименты по
изучению процессов

— роль растений в
биосфере и жизни
человека;
— происхождение
растений и основные
этапы развития
растительного мира.
Учащиеся должны
уметь:
— давать общую
характеристику
растительного царства;
— объяснять роль
растений биосфере;
— давать
характеристику
основным группам
растений (водоросли,
мхи, хвощи, плауны,
папоротники,
голосеменные,
цветковые);
— объяснять
происхождение
растений и основные
этапы развития
растительного мира.
научится
характеризовать
особенности строения и
процессов
жизнедеятельности, их
практическую
значимость;
проводить наблюдения
за
живыми

охраняемые
растения Омской
области
Учащиеся смогут
научиться:
- уметь выявлять
усложнения
растений в связи с
освоением ими
суши,
- выявлять
приспособления у
растений к среде
обитания,
- различать
лекарственные и
ядовитые растения.

Выпускник
получит
возможность
научиться:
выделять
эстетические
достоинства

Кишечнополостные. Особенности
строения, жизнедеятельности,
многообразие кишечнополостных.
Рефлекс. Черви. Особенности
строения, жизнедеятельности,
многообразие червей. Меры
предупреждения заражения
паразитическими червями.
Моллюски. Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
моллюсков. Членистоногие.
Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
членистоногих. Инстинкты.
Пчеловодство. Роль беспозвоночных
в природе, их использование
человеком, охрана. Хордовые. Рыбы.
Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
рыб. Рыболовство и рыбоводство.
Земноводные. Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
земноводных. Пресмыкающиеся.
Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
пресмыкающихся. Птицы.
Особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие
птиц. Птицеводство.
Млекопитающие. Особенности
строения, жизнедеятельности,
многообразие млекопитающих.
Забота о потомстве. Животноводство.
Роль в природе, практическое
значение и охрана позвоночных
животных.

жизнедеятельности, поведения
животных и объяснять их результаты.
Выявлять взаимосвязи между
особенностями строения клеток,
тканей, органов и выполняемыми ими
функциями у животных. Наблюдать и
описывать поведение животных.
Различать на живых объектах и
таблицах органы и системы органов
животных; животных разных типов и
классов; наиболее распространённых
домашних животных; опасных для
человека животных. Объяснять роль
различных животных в жизни
человека. Выявлять принадлежность
животных к определённой
систематической группе
(классификация). Сравнивать
представителей разных групп
животных, делать выводы на основе
сравнения. Осваивать приёмы:
оказания первой помощи при укусах
животных; выращивания и
размножения домашних животных.
Оценивать с эстетической точки
зрения представителей животного
мира. Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний,
вызываемых животными; родства,
общности, происхождения и
усложнения животных в ходе
эволюции. Находить информацию о
животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и
справочниках, анализировать и

организмами, ставить
несложные
биологические
эксперименты
и
объяснять
их
результаты, описывать
биологические объекты
и процессы;
классифицировать,
сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

объектов
живой
природы;
осознанно
соблюдать основные
принципы и правила
отношения к живой
природе;
находить
информацию
животных в научнопопулярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;
выбирать
целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по
отношению к живой
природе.

Эволюция
растений
и
животных

Экосисте
мы

Усложнение животных в процессе
эволюции.
Лабораторные и практические
работы:
Изучение одноклеточных животных.
Изучение многообразия
членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Изучение строения позвоночного
животного.

оценивать её, переводить из одной
формы в другую. Оценивать с
эстетической точки зрения
представителей животного мира; цель
и смысл своих действий по
отношению к представителям
животного мира.

Этапы эволюции органического
мира. Эволюция растений: от
одноклеточных водорослей до
покрытосеменных. Этапы развития
животных: от одноклеточных к
многоклеточным; от беспозвоночных
к позвоночным.
Экосистема. Взаимоотношения
организмов. Среда обитания
организмов. Экологические факторы.
Искусственные экосистемы, их
особенности.

Приводить доказательства родства,
общности происхождения и эволюции
растений и животных.
Оценивать цель и смысл своих
действий по отношению к объектам
живой природы.
Выделять существенные признаки
экосистемы.
Объяснять взаимосвязи организмов в
экосистеме.
Наблюдать и описывать экосистемы
своей местности.
Объяснять приспособленность
организмов к факторам среды.

ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе

Выпускник
получит
возможность
научиться:
выделять
эстетические
достоинства
объектов
живой
природы;
осознанно
соблюдать основные
принципы и правила
отношения к живой

природе;
ориентироваться
в системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
выбирать
целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по
отношению к живой
природе.
Человек и
окружаю
щая среда

Раздел 2 .Человек и его здоровье
Природная и социальная среда
Приводить доказательства
обитания человека. Защита среды
взаимосвязи человека и окружающей
обитания человека.
среды, зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды,
необходимости защиты среды
обитания человека.
Объяснять место и роль человека в
природе.

Использовать методы
наук, изучающих
природу человека,
охрану его здоровья, о
методах анатомии,
физиологии,
психологии и гигиены.

ориентироваться
в системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,

экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
выбирать
целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по
отношению к живой
природе.
Общие
сведения
об
организме
человека

Место человека в системе
органического мира. Черты сходства
и различия человека и животных.
Строение организма человека:
клетки, ткани, органы, системы
органов. Методы изучения организма
человека. Биологическая природа и
социальная сущность человека.
Самонаблюдение «Определение
собственного веса и измерение
роста», «Мигательный рефлекс и
условия его проявления и
торможения; коленный и надбровный
рефлексы».
Лабораторная работа
«Строение клеток и тканей».

Приводить доказательства родства
человека с млекопитающими
животными.
Выделять существенные признаки
организма человека, особенности его
биологической природы и социальной
сущности; клеток, тканей, органов,
систем органов человека.
Сравнивать клетки, ткани организма
человека, делать выводы на основе
сравнения.
Различать на таблицах органы и
системы органов человека.
Наблюдать и описывать клетки и
ткани на готовых микропрепаратах.

Опора и
движение

Опорно-двигательная система.
Типы соединения костей. Суставы.
Статическая и динамическая

Выделять существенные признаки
опорно-двигательной системы
человека.

•
ориентироваться в
системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
человеку,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
находить
информацию
о
растениях
и
животных в научнопопулярной
литературе,
биологических
Выявлять нарушение
и
осанки, и плоскостопие, словарях
справочниках,
оказывать первую

Транспор
т веществ

нагрузки мышц. Влияние ритма и
нагрузки на работу мышц.
Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений и
культуры труда для формирования
скелета и мускулатуры. Первая
помощь при травмах опорнодвигательной системы.
Лабораторные работы:
«Изучение микроскопического
строения костей»,
«Изучение внешнего вида отдельных
костей скелета человека».
Практическая работа «Выявление
нарушений осанки и наличия
плоскостопия».
Внутренняя среда организма,
значение её постоянства.
Кровеносная и лимфатическая
системы. Состав и функции крови.
Группы крови. Лимфа. Переливание
крови. Иммунитет. Антитела.
Аллергические реакции.
Предупредительные прививки.
Лечебные сыворотки. Строение и
работа сердца.
Большой и малый круги
кровообращения. Поглощение
кислорода и выделение углекислого
газа венозной кровью в легких.
Всасывание питательных веществ и
поглощение кислорода тканями
организма из артериальной крови.
Проникновение крови из
артериального русла в венозное через
полупроницаемые стенки

Выявлять влияние физических
упражнений на развитие скелета и
мускулатуры; взаимосвязь между
строением и функциями клеток,
тканей и органов опорно-двигательной
системы.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики травматизма,
нарушения осанки и наличие
плоскостопия.
Осваивать приёмы оказания первой
помощи при травмах опорнодвигательной системы.

помощь при ушибах,
переломах, растяжении
связок, вывихах. А так
же о строении и
функциях скелета, о
нервной регуляции
работы мышц.

Выделять существенные признаки
транспорта веществ в организме;
процессов свёртывания и переливания
крови, иммунитета, вакцинации и
действия лечебных сывороток.
Выявлять взаимосвязь между
особенностями строения клеток крови
и их функциями.
Наблюдать и описывать клетки крови
на готовых микропрепаратах.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний.
Различать на таблицах органы
кровеносной и лимфатической
системы.
Осваивать приёмы измерения пульса,
кровяного давления, оказания первой
помощи при кровотечениях.

О составе крови,
лимфы и тканевой
жидкости, о иммунной
системе, о причинах
возникновения и
способах профилактики
инфекционных
заболеваний,
переливаниях крови,
пересадки органов.
Как работает сердце и
что нужно делать при
нарушениях ССС и
кровотеченях

анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;
выбирать
целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по
отношению к живой
природе.

Дыхание

капилляров.
Кровяное давление и пульс.
Экологические и социальные
причины, нарушающие работу
сердечно-сосудистой системы.
Регуляция работы сердца и сосудов.
Автоматизм сердечной
деятельности. Рефлекторная
регуляция сердечной деятельности
со стороны центральной нервной
системы. Гуморальная регуляция.
Влияние мышечной нагрузки на
сердце и сосуды. Значение
тренировки сердца.
Приёмы оказания первой помощи
при кровотечениях.
Лабораторная работа
«Микроскопическое строение крови
человека и лягушки».
Практическая работа «Подсчёт
пульса в разных условиях и
измерение артериального давления».
Дыхание. Дыхательная система.
Строение органов дыхания.
Механизм вдоха и выдоха, роль
диафрагмы, межреберной
мускулатуры и грудной клетки в
этом процессе. Жизненная емкость
легких.
Регуляция дыхания. Газообмен в
лёгких и тканях. Гигиена органов
дыхания. Заболевания органов
дыхания и их предупреждение.
Инфекционные заболевания и меры
их профилактики. Вред
табакокурения.

Выделять существенные признаки
процессов дыхания и газообмена.
Сравнивать газообмен в лёгких и
тканях, делать выводы на основе
сравнения. Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики лёгочных заболеваний,
борьбы с табакокурением.
Различать на таблицах органы
дыхательной системы.
Находить в учебной и научнопопулярной литературе информацию
об инфекционных заболеваниях,
оформлять её в виде рефератов,

Приёмы оказания первой помощи
при отравлении угарным газом,
спасении утопающего.
Лабораторная работа
«Дыхательные движения. Измерение
жизненной емкости легких».
Питание.
Пищеварение.
Пищеварительная система.
Нарушения работы пищеварительной
системы. Желудочно-кишечные
заболевания и их профилактика.
Самонаблюдение:
«Определение положения слюнных
желёз»,
«Движение гортани при глотании»,
«Изучение действия ферментов
слюны на крахмал».

докладов. Осваивать приёмы
определения жизненной ёмкости
лёгких; профилактики простудных
заболеваний; оказания первой помощи
при отравлении угарным газом,
спасении утопающего.
Выделять существенные признаки
процессов питания и пищеварения.
Различать на таблицах и муляжах
органы пищеварительной системы.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики нарушений работы
пищеварительной системы.

Обмен
веществ и
превраще
ния
энергии в
организме

Пластический и энергетический
обмен. Обмен воды, минеральных
солей, белков, углеводов и жиров.
Витамины. Рациональное питание.
Нормы и режим питания.

Покровы
тела

Строение и функции кожи. Роль
кожи в терморегуляции. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Приёмы
оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Закаливание
организма.

Выделять существенные признаки
обмена веществ и превращений
энергии в организме человека.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики нарушений обмена
веществ в организме и развития
авитаминозов.
Выделять существенные признаки
покровов тела, терморегуляции.
Приводить доказательства
необходимости закаливания
организма, ухода за кожей, волосами,
ногтями.
Осваивать приёмы оказания первой
помощи при тепловом и солнечном
ударах, ожогах, обморожениях,

Питание

Выделени
е

Выделение. Строение и функции
мочевыделительной системы.
Органы выделения. Заболевания
органов мочевыделительной системы
и их предупреждение.

Размноже
ние и
развитие

Половые железы и половые клетки.
Половое созревание. Инфекции,
передающиеся половым путём, их
профилактика. ВИЧ-инфекция и её
профилактика. Наследственные
заболевания. Медико-генетическое
консультирование. Оплодотворение
и внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на
развитие организма курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Роды. Развитие после рождения.
Мочеполовые инфекции, меры их
предупреждения.

Органы
чувств

Органы чувств. Строение и функции
органов зрения и слуха. Нарушения
зрения и слуха, их предупреждение.
Вестибулярный аппарат. Мышечное
и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Практическая работа:
«Строение и работа органа зрения.

травмах.
Выделять существенные признаки
процесса удаления продуктов обмена
из организма.
Различать на таблицах органы
мочевыделительной системы.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний
мочевыделительной системы.
Выделять существенные признаки
воспроизведения и развития организма
человека.
Объяснять механизмы проявления
наследственных заболеваний у
человека.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики инфекций,
передающихся половым путём, ВИЧинфекции; медико-генетического
консультирования для
предупреждения наследственных
заболеваний человека.
Находить в учебной и научнопопулярной литературе информацию о
СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять
её в виде рефератов, устных
сообщений.
Выделять существенные признаки
строения и функционирования
органов чувств, анализаторов.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики нарушений зрения и
слуха.

Изучение изменений работы зрачка».
Нейрогум Нервная система. Рефлекс и
оральная рефлекторная дуга. Эндокринная
регуляция система. Гормоны, механизмы их
процессов действия на клетки. Нарушения
жизнедея деятельности нервной и эндокринной
тельности систем и их предупреждение.
.
Лабораторная работа «Строение и
функции спинного и головного
мозга».
Практические работы
«Пальценосовая проба и особенности
движений, связанных с функцией
мозжечка».
«Изучение коленного рефлекса у
человека».
Поведени Безусловные рефлексы и инстинкты.
еи
Условные рефлексы. Особенности
психика
поведения человека. Речь.
человека
Мышление. Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент
и характер. Способности и
одарённость. Межличностные
отношения. Роль обучения и
воспитания в развитии поведения и
психики человека.
Здоровый Соблюдение санитарнообраз
гигиенических норм и правил
жизни
здорового образа жизни. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и
системы органов.
Факторы риска: стрессы,
гиподинамия, переутомление,
переохлаждение. Вредные и

Выделять существенные признаки
процесса регуляции
жизнедеятельности организма.
Различать на таблицах и муляжах
органы нервной и эндокринной
системы.

Выделять существенные особенности
поведения и психики человека.

Осваивать приёмы рациональной
организации труда и отдыха,
проведения наблюдений за состоянием
собственного организма.
Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер
профилактики стрессов, вредных
привычек.
Овладеть умением оценивать с
эстетической точки зрения красоту

Выпускник
научится:
характеризовать
особенности строения и
процессов
жизнедеятельности
биологических
объектов,
их
практическую
значимость;

полезные привычки, их влияние на
состояние здоровья.

Отличительны
е признаки
живых
организмов

Химический
состав живых
организмов

Клеточное
строение
организмов

человеческого тела.
Находить в научно-популярной
литературе информацию о факторах
здоровья и риска, оформлять её в виде
доклада или реферата, участвовать в
обсуждении информации.
Анализировать и оценивать целевые и
смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению
к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска
на здоровье человека.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Признаки живых организмов:
Выделять отличительные признаки
особенности химического
живых организмов.
состава, клеточное строение,
обмен веществ и превращения
энергии, рост, развитие,
размножение, наследственность
и изменчивость, связь со
средой.
Особенности химического
Сравнивать химический состав живых
состава живых организмов.
организмов и тел неживой природы,
Неорганические и органические делать выводы на основе сравнения.
вещества. Роль воды,
минеральных солей, белков,
углеводов и липидов в
организме.
Клеточное строение организмов Выделять существенные признаки
как доказательство их родства,
строения и процессов
единства живой природы.
жизнедеятельности клетки.
Клеточная теория (Р.Гук,
Различать на таблицах основные части
А.Левенгук, М. Шлейден и Т.
и органоиды клетки.
Шванн). Строение клеток
Выявлять взаимосвязи между
прокариот и эукариот, клеток
строением и функциями клеток.
растений, грибов и животных.
Наблюдать и описывать клетки на

знать последствия
деятельности человека
в природе, правила
ЗОЖ.

Выпускник
научится:
характеризовать
особенности строения и
процессов
жизнедеятельности
биологических
объектов
(клеток,
организмов),
их
практическую
значимость;
применять методы
биологической науки
для изучения клеток и
организмов
использовать
составляющие
исследовательской
и
проектной
деятельности
по
изучению
живых
организмов (приводить
доказательства,

ориентироваться
в системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
находить
информацию
о
растениях
и
животных в научнопопулярной
литературе,

Строение клетки: ядро,
клеточная оболочка,
плазматическая мембрана,
цитоплазма, пластиды, вакуоли,
митохондрии. Хромосомы.
Многообразие клеток.
Лабораторная работа
«Изучение клеток и тканей
растений и животных на
готовых микропрепаратах и их
описание».
Обмен веществ Обмен веществ и превращения
и превращения энергии – признак живых
энергии
организмов. Питание, дыхание,
транспорт веществ, удаление
продуктов обмена в клетке и
организме.
Пластический и энергетический
обмен. Фотосинтез. Биосинтез
белка.
Размножение,
Рост и развитие организмов.
рост и
Размножение. Половое и
развитие
бесполое размножение.
Половые клетки.
Оплодотворение.
Индивидуальная изменчивость
организмов –онтогенез.

готовых микропрепаратах.

Выделять существенные признаки
процессов обмена веществ и
превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта
веществ в клетке и организме.

Выделять существенные признаки
процессов роста, развития и
размножения.
Объяснять механизмы
наследственности и изменчивости.
Сравнивать наследственность и
изменчивость, половое и бесполое
размножение, женские и мужские
половые клетки, рост и развитие.

классифицировать,
сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;
выбирать целевые и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по
отношению к живой
природе.

Основы
генетики

Генетика
человека

Основы
селекции и
биотехнологии

Наследственность и
изменчивость- свойства
организмов.
Генетика. Наследственность и
изменчивость. Закономерности
наследственности. Решение
генетических задач.
Хромосомная теория
наследственности. Генетика
пола. Основные формы
изменчивости.
Лабораторная работа
«Изучение модификационной
изменчивости и построение
вариационной кривой».
Методы изучения
наследственности человека.
Генотип и здоровье человека.
Медико-генетическое
консультирование.

Знать свойства живого
наследственность и изменчивость,
выявлять их основные
закономерности.
Определять главные задачи генетики.
Выявлять основные закономерности
наследования. Объяснять механизмы
наследственности. Решать
генетические задачи. Объяснять
хромосомное определение пола и
наследование признаков, сцепленных
с полом.
Определять основные формы
изменчивости.

Основы селекции. Методы
селекции. Достижения мировой
и отечественной селекции.
Биотехнология: достижения и
перспективы развития. Метод
культуры тканей.

Определять главные задачи и
направления селекции. Выделять
основные методы селекции.
Объяснять значение селекции для
развития биологии и других наук.
Оценивать вклад учёных в развитие

Как изучают генетику
человека, какие
заболевания называют
генетическими, для
чего нужны медико –
генетичекие
консультации.

ориентироваться
в системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
находить
информацию
о
растениях
и
животных в научнопопулярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;

применять
методы
биологической науки и
объяснять
их
результаты, описывать
биологические объекты
и процессы;

.
осознанно
соблюдать основные
принципы и правила
отношения к живой
природе;

Выделять основные методы изучения
наследственности человека.
Устанавливать взаимосвязь генотипа и
здоровья человека.

Клонирование.
Система и
эволюция
органического
мира

Взаимосвязи
организмов и
окружающей
среды

Вид – основная
систематическая единица.
Признаки вида. Ч. Дарвин –
основоположник учения об
эволюции. Движущие силы
эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за
существование, естественный
отбор. Результаты эволюции:
многообразие видов,
приспособленность организмов
к среде обитания.
Лабораторные работы:
Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания
(на конкретных примерах).
Взгляды, гипотезы и теории о
происхождении жизни. История
развития органического мира.
Среда – источник веществ,
энергии и информации.
Влияние экологических
факторов на организмы.
Экосистемная организация
живой природы. Экосистема.
Взаимодействия разных видов в
экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в
экосистеме. Круговорот
веществ и превращения
энергии.
Биосфера – глобальная
экосистема. В.И.Вернадский –

селекции. Оценивать достижения и
перспективы развития биотехнологии.
Выделять существенные признаки
вида.
Объяснять формирование
приспособленности организмов к
среде обитания и причины
многообразия видов.
Выявлять приспособления у
организмов к среде обитания,
изменчивость у организмов одного
вида.
Объяснять сущность основных
гипотез о происхождении жизни.
Формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Выделять основные этапы в процессе
возникновения и развития жизни на
Земле.
Выделять существенные признаки
экосистемы, процессов круговорота
веществ и превращений энергии в
экосистемах.
Объяснять значение биологического
разнообразия для сохранения
биосферы.
Приводить доказательства
необходимости защиты окружающей
среды, соблюдения правил отношения
к живой природе.
Выявлять типы взаимодействия
разных видов в экосистеме.
Анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в

ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

ориентироваться в
системе моральных
норм и ценностей по
отношению
к
объектам
живой
природы (признание
высокой
ценности
жизни во всех её
проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоциональноценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
находить
информацию
о
растениях
и
животных в научнопопулярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать,
оценивать
её
и
переводить из одной
формы в другую;
выбирать
целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках
по

основоположник учения о
биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль
человека в биосфере.
Экологические проблемы.
Последствия деятельности
человека в экосистемах.
Экскурсия «Изучение и
описание экосистемы своей
местности».

природе.
Наблюдать и описывать экосистемы
своей местности.
Выдвигать гипотезы о возможных
последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере.
Овладевать умением аргументировать
свою точку зрения в ходе дискуссии
по обсуждению глобальных
экологических проблем.

отношению к живой
природе.

Содержание учебного предмета, курса
Учебное содержание курса биологии имеет следующую конструкцию:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5,6 кл.).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание обучения в 5 и 6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности
(питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм
регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в
нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса расширяются знания о разнообразии живых организмов, учащиеся осознают значимость видового богатства в
природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах,
влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены
человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о
проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах,
приобретение азов оказания первой медицинской помощи.
Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и
специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и
характеризует современный уровень развития биологии.
Раздел 1. Живые организмы (5-7 классы)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей
разных царств живой природы. Методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители болезней. Меры
профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовиты грибы. Оказание приемов
первой помощи при отравлении грибами.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи
при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани, органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание,
фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и
размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные
растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения. Ядовитые растения. Охрана редких и
исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнения растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение.
Раздражимость. Рефлекс. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе
эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные работы
1.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
2.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
3.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
4.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
5.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
6.
Изучение строения плесневых грибов
7.
Строение зеленых водорослей
8.
Строение мха, плауна, хвоща, папоротника
9.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
10. Строение цветкового растения
11. Вегетативное размножение комнатных растений
12. Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов
13. Изучение строения шляпочных грибов
14. Изучение внешнего строения водорослей
15. Изучение внешнего строения мхов
16. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)

17. Изучение строения и многообразия голосеменных растений
18. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
19. Изучение видоизменённых побегов (луковица, корневище, клубень)
20. Изучение органов цветкового растения
21. Классификация плодов
22. Изучения многообразия одноклеточных животных
23. Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных
24. Изучение внешнего строения дождевого червя
25. Изучение внешнего строения насекомого
26. Изучение внешнего строения рыбы
27. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова
Практические работы
1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Экскурсии
1.
Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.
2.
Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
3.
Многообразие зверей родного края.
Раздел 2.Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда
для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови.
Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение
и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания.
Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков,
углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой
помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их
профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение,
внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды.
Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат.
Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная
система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в
развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы,
гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Раздел 3. Общие биологические закономерности (9 класс)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии,
вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов
обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост, развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения
об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность видов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на
организм. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера - глобальная экосистема.
В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых препаратах и их описание.
Выявление изменчивости организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности
Тематическое планирование
5 класс
№
Глава
1 Биология как наука
2 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
3 Многообразие организмов
Итого
6 класс
№
Глава
1 Жизнедеятельность организмов
2 Размножение, рост и развитие организмов
3 Регуляция жизнедеятельности организмов

Всего часов
5
10
19
34

Итого

Всего часов
21
5
8
34

Итого

Всего часов
1
27
4
2
34

7 класс
№
Глава
1 Многообразие организмов, их классификация
2 Многообразие животного мира
3 Эволюция растений и животных, их охрана
4 Экосистемы

8 класс
№
Глава
1 Наука о человеке
2 Общий обзор организма
3 Опора и движение
4 Внутренняя среда
5 Кровообращение и лимфообращение
6 Дыхание
7 Питание
8 Обмен веществ и превращение энергии
9 Выделение продуктов обмена. Покровы тела
10 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
11 Органы чувств. Анализаторы
12 Психика и поведение человека. Высшая нервная
деятельность.
13 Эндокринная система. Размножение и развитие человека
Итого
9 класс
№
Глава
1 Биология в системе наук
2 Основы цитологии- науки о клетке .
3 Размножение и индивидуальное развитие организмов
4 Основы генетики и селекции 5 Эволюция органического мира -8 час.
6 Возникновение и развитие жизни на Земле
7 Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Итого

Всего часов
2
5
9
4
6
5
7
4
4
5
6
8
6
68
Всего часов
2
14
8
19
8
4
11
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».