17.09.2021
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.
Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности.
Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.
В условиях совместной деятельности у подростков вырабатываются необходимые навыки взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ребята стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы.
Цель любого школьного ученического самоуправления заключается в – реализации прав обучающихся на участие в управление образовательной организацией, моделирование системы самоорганизации ребенка, развитие лидерских качеств и социальной активности детей.
Нормативно-правовая база деятельности ученического самоуправления на локальном уровне – это устав школы, положение, структура, план и протоколы заседаний.
Итак, в нашей школе ученическое самоуправление представлено тремя уровнями:
Первый уровень – это Советы класса 1-11кл. , формируется в классных коллективах, когда школьники принимают участие в работе актива класса. Самостоятельно определяются лидеры – старосты, всем участникам предлагаются на выбор сферы деятельности.
Данный уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, пройти через систему ролей, взаимодействие в которых формирует у подростков разноплановый опыт общественных отношений.
Второй уровень представлен Советом деловых людей, куда входят ребята из 5-8 классов.
Состав Совета формируется на основе представительства каждого класса, в количестве двух человек. Кто будет входить в данный совет, решает сам коллектив.
Срок полномочий депутата Совета ДЛ - 1 год;
.Руководителем Совета ДЛ является педагог- организатор, который организует подготовку заседаний Совета ДЛ .
Полномочия:
· работает совместно с Советом Старшеклассников;
· участвует в проведении школьных мероприятий (спортивных, культурных и т.п.);
· избирает из своего состава председателя СДЛ - помощника педагога –организатора, отвечающего за работу СДЛ;
· рассматривает индивидуальные и коллективные предложения школьников;
И на третьем уровне у нас находится Совет старшеклассников, куда входят ребята из 9-11 классов.
Совет Старшеклассников является представительным органом ученического самоуправления. Руководителем Совета Старшеклассников является председатель, которого выбирают путем тайного голосования. Деятельность председателя заключается в том, что он организует подготовку заседания Совета, ведёт его, подписывает его решения, представляет Совет Старшеклассников в его взаимоотношениях с другими органами, делает заявления от имени Совета Старшеклассников, решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы.
Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах:1. Выборность всех органов самоуправления
2. Равноправие всех членов в органах самоуправления
3. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
4. Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления
5. Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;
6. Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;
7. Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления
Реализация перечисленных принципов создает благоприятные условия для свободного развития личности.
Члены органов ученического управления имеют такие права, как:
• Принимать участие в деятельности школы
• Проводить на территории школы собрания
• Вносить предложения в план воспитательной работы
• Представлять инициативы учащихся
• Проводить среди учащихся опросы
• Пользоваться организационной поддержкой педагогического состава
• Выводить из состава члена Совета, который не проявляет активности в деятельности Совета
Кроме прав имеются и определенные обязанности.
Члены совета старшеклассников распределяются по секторам:
• Культурно-досуговый – за проведение в школе культурных мероприятий: концертов, дискотек, вечеринок.
• Информационный - за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях и проведении итогов прошедших.
• Трудовой – за выполнение трудовых дел в школе.
• Спортивный – организовывает спортивные мероприятия
• Учебный – организует учебно-познавательную деятельность учащихся как на уроке, так и во внеурочное время.
Особенность работы совета старшеклассников в нашей школе заключается в том, что на протяжении долгого времени мы тесно сотрудничаем с Областным детским парламентом. Два раза в год председатель уезжает на сессию, которая проходит в лагере «Галактика».
Свое выступление я хочу закончить словами Анатолия Васильевича Луначарского
«Готовясь стать гражданами государства, дети как можно раньше должны стать гражданами своей школы»