Школьное ученическое самоуправление:опыт, проблемы, пути решения!

17.09.2021

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что  невозможно без создания ученического самоуправления.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. 

  Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

В условиях совместной деятельности у подростков вырабатываются необходимые навыки взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ребята стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы.

Цель любого школьного ученического самоуправления заключается в – реализации прав обучающихся на участие в управление образовательной организацией, моделирование системы самоорганизации ребенка, развитие лидерских качеств и социальной активности детей.

Нормативно-правовая база деятельности ученического самоуправления на локальном уровне  – это устав школы, положение, структура, план и протоколы заседаний.

Итак, в нашей школе ученическое самоуправление представлено тремя уровнями:

Первый уровень – это Советы класса 1-11кл. , формируется в классных коллективах, когда школьники принимают участие в работе актива класса. Самостоятельно определяются лидеры – старосты, всем участникам предлагаются на выбор сферы деятельности.  

Данный  уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, пройти через систему ролей, взаимодействие в которых формирует у подростков разноплановый опыт общественных отношений.

 

Второй уровень представлен Советом деловых людей, куда входят ребята из 5-8 классов.

Состав Совета формируется на основе представительства каждого класса, в количестве двух человек. Кто будет входить в данный совет, решает сам коллектив.

Срок полномочий депутата Совета ДЛ - 1 год;

.Руководителем Совета ДЛ является педагог- организатор, который организует подготовку заседаний Совета ДЛ .

Полномочия:

·       работает совместно с  Советом Старшеклассников;

·   участвует в проведении школьных мероприятий (спортивных, культурных и т.п.);

·      избирает из своего состава председателя СДЛ - помощника  педагога –организатора, отвечающего за работу СДЛ;

·      рассматривает индивидуальные и коллективные предложения школьников;

И на третьем уровне у нас находится Совет старшеклассников, куда входят ребята из  9-11 классов. 

 Совет Старшеклассников является представительным органом ученического самоуправления. Руководителем Совета Старшеклассников является председатель, которого выбирают путем тайного голосования. Деятельность председателя заключается в том, что он организует подготовку заседания Совета, ведёт его, подписывает его решения, представляет Совет Старшеклассников в его взаимоотношениях с другими органами, делает заявления от имени Совета Старшеклассников, решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы. 

 Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах: 

1.   Выборность всех органов самоуправления

2.   Равноправие всех членов в органах самоуправления

3.   Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.Хочу такой сайт

4.   Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления

5.   Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;

6.   Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;

7.   Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления

        Реализация перечисленных принципов создает  благоприятные условия для свободного развития личности.

 

 Члены органов ученического управления имеют такие права, как:

       Принимать участие в деятельности школы

      Проводить на территории школы собрания

      Вносить предложения в план воспитательной работы

      Представлять инициативы учащихся

      Проводить среди учащихся опросы

      Пользоваться организационной поддержкой педагогического состава

      Выводить из состава члена Совета, который не проявляет активности в деятельности Совета

Кроме прав имеются и определенные обязанности.

 Члены совета старшеклассников распределяются по секторам:

      Культурно-досуговый – за проведение в школе культурных мероприятий: концертов, дискотек, вечеринок.

      Информационный -  за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях и проведении итогов прошедших.

      Трудовой – за выполнение трудовых дел в школе.

      Спортивный – организовывает спортивные мероприятия

      Учебный – организует учебно-познавательную деятельность учащихся как на уроке, так и во внеурочное время.

Особенность работы совета старшеклассников в нашей школе заключается в том, что на протяжении долгого времени мы тесно сотрудничаем с Областным детским парламентом. Два раза в год председатель уезжает на сессию, которая проходит в лагере «Галактика». 

Свое выступление я хочу закончить словами Анатолия Васильевича Луначарского

«Готовясь стать гражданами государства, дети как можно раньше должны стать гражданами своей школы»

ШУС презентация.pptx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».