Положение о дополнительном образовании в школе.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК»
665420, Россия, Иркутская область,г. Свирск,
ул. Олега Кошевого -17 тел. (8-39573) 2 - 10 – 96
Эл. Адрес: school3sv@yandex.ru
Рассмотрено
на педагогическом совете
№ 1 от 30.08.2023г.

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
/И.Н.Кулик /
«04» 09.2023г.

Положение
о дополнительном образовании

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4
августа 2023 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от
27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а
также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования в
общеобразовательной организации, функции дополнительного образования, содержание
образовательной
деятельности в объединениях дополнительного образования,
рассматривает организацию образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с
другими организациями, устанавливает систему ведения журналов учета работы
дополнительного образования детей, устанавливает общие требования к ведению журналов
учета работы объединения и порядок их проверки.
1.3. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования.
1.4. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.
1.5. Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого
развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности,
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.6. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование системы
дополнительного
образования
осуществляется
на
основе
проводимых
в
общеобразовательной организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся,
их родителей (законных представителей).
1.7. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по
воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её
результаты.

1.8. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к
занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных
общеобразовательных организаций не допускаются иностранные агенты.
1.9. Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей
осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и
образовательных программ.
1.10. Для организации дополнительного образования детей используются учебные
кабинеты, спортивный зал, другие помещения.
1.11. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность,
количеством
и
направленностью
реализуемых
дополнительных
образовательных программ и включает следующие компоненты: (в качестве таковых могут
быть: кружки, студии, секции, профильные лаборатории, клубы и т.д.).
1.12. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного
образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием
дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями.
2. Цель и задачи дополнительного образования в школе
2.1. Цель дополнительного образования обучающихся - создание условий для
самореализации личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование
системы дополнительного образования детей в школе.
2.2. Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение
следующих задач:
• усиление вариативной составляющей общего образования;
• обеспечение
личностно-нравственного
развития
и
профессионального
самоопределения;
• обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;
• формирование общей культуры школьников;
• укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе;
• стимулирование познавательной мотивации обучающихся;
• приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству;
• воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
3. Функции дополнительного образования
3.1. Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации
являются:
• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
• воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
• креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
• компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый

•
•

•
•
•

для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию
и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию
дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности
могут получить дальнейшее развитие;
интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.

4. Содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного
образования детей
4.1. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными
общеобразовательными
программами
дополнительными
общеразвивающими
программами, дополнительными предпрофессиональными программами в области
искусств, дополнительными образовательными программами спортивной подготовки рекомендованными Минпросвещением РФ, модифицированными (адаптированными),
авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка
соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе образовательной
организации экспериментальной площадки.
4.2. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в школе в течении
всего календарного года, включая каникулярное время.
4.3. В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеобразовательные
общеразвивающие программы дополнительного образования различного уровня
образования и различных направлений:
• физкультурно-спортивного;
• художественного;
• технического творчества;
• туристско-краеведческого;
• естественнонаучного;
• социально-гуманитарного.
4.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и
физическом
совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
• адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• профессиональную ориентацию обучающихся;

•

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
4.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации определяются
педагогом самостоятельно, численный и возрастной состав объединения (12 человек)
исходя
из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что
отражается в «Пояснительной записке программы».
4.6. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться типовыми
(примерными) – рекомендованными Минпросвещением России - программами,
самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо
использовать программы других образовательных организаций дополнительного
образования детей (далее – ООДОД).
5. Организация образовательной деятельности дополнительного образования
5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов
планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором
общеобразовательной организации или его заместителем по воспитательной работе.
5.2. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул образовательная
деятельность может продолжаться (если это предусмотрено образовательными
программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п.
Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении
многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.
5.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
5.4. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным программам одной тематической направленности или по
комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ
могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между
которыми фиксируется в образовательной программе.
5.5. Занятия в объединениях могут проводится по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
5.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.
5.7. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с
учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе
детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда
и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации,
осуществляющей образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение
расписания производится только с согласия администрации дополнительного образования и
оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по
специальному расписанию.

5.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в
организации, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость
учебных групп должна соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил
СП 2.4.3648-20.
5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных
группах малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК).
5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми,
участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в
неделю).
5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются
на открытие новых детских объединений.
5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной
программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности
детей в ООДОД (образовательная организация дополнительного образования детей). При
проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы,
экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем
составом группы, так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.17. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся. В дополнительном образовании используются следующие формы
аттестации: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты,
олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
5.18. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.19. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль,
театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
5.20. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения.
5.21. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на
совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения,
повышение педагогического мастерства работников.
6. Взаимоотношения и связи
6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной
организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются:

•
•
•
•

выработка единой политики управления педагогическими работниками;
обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
отработка методики управления;
своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы
дополнительного образования образовательной организации.
6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
• организациями дополнительного образования;
• учреждениями культуры;
• оздоровительными организациями и т.д.
7. Ведение журналов учета работы дополнительного образования детей в школе
7.1. Журнал учета работы объединений является государственным, финансовым
документом, который обязан вести каждый руководитель детского объединения.
7.2. Журнал учета работы объединений рассчитан на один учебный год и ведется в каждом
объединении.
7.3. Журнал учета работы объединений относятся к учебно-педагогической документации
образовательной организации. Ответственность за правильностью их ведения возлагается
на директора школы и его заместителя.
7.4. В начале учебного года заместитель директора по учебной работе знакомит педагогов с
правилами ведения журнала согласно данному Положению.
7.5. В конце учебного года после проверки и выгрузки журнала заместитель директора
производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись зам.
директора». Журнал хранится в архиве школы в соответствии с положением о
документоведении.
7.6. Проверка журналов проводится 1 раз в четверть. По итогам проверки делается краткая
аналитическая справка или издается приказ.
8. Общие требования к ведению журналов учета работы объединения
8.1. Журнал рассчитан на один учебный год, заполняется в соответствии с требованиями к
его ведению.
8.2. Педагоги, организующие занятия по внеурочной деятельности, ведут учёт
посещаемости и проведённых занятий.
8.3. Изменения численного состава учащихся оформляется приказом руководителя
образовательной организации. Выбывшие отмечаются записью
8.4. «Выбыл(-а)» с указанием даты, а вновь прибывшие вносятся в список учащихся с
указанием даты прибытия.
8.5. Темы содержания занятий должны четко соответствовать планированию программы
дополнительного образования.
9. Порядок проверки журналов учета работы объединений
9.1. Директор и заместители директора обязаны осуществлять контроль за правильностью
ведения журналов учета работы объединений, что находит отражение в плане
внутришкольного контроля.
9.2. Направления и периодичность проверки журналов учета работы объединений:
Направления проверки журналов учета работы
Периодичность контроля
объединений
Качество оформления журналов в соответствии с 1 раз в четверть
установленными
требованиями.
Выполнение
программного материала
Посещаемость
занятий
обучающимися,
учет 1 раз в полугодие
посещаемости занятий

9.3. Итоги проверки журналов учета работы объединений отражаются в справках, приказах
по организации, осуществляющей образовательную деятельность.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании в школе является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».