МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК» 665420, Россия, Иркутская область,г. Свирск, ул. Олега Кошевого -17 тел. (8-39573) 2 - 10 – 96 Эл. Адрес: school3sv@yandex.ru Рассмотрено на педагогическом совете № 1 от 30.08.2023г. Утверждаю Директор МОУ «СОШ №3 г.Свирск» /И.Н.Кулик / «04» 09.2023г. Положение о дополнительном образовании 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования в общеобразовательной организации, функции дополнительного образования, содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования, рассматривает организацию образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с другими организациями, устанавливает систему ведения журналов учета работы дополнительного образования детей, устанавливает общие требования к ведению журналов учета работы объединения и порядок их проверки. 1.3. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. 1.4. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. 1.5. Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. 1.6. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в общеобразовательной организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся, их родителей (законных представителей). 1.7. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её результаты. 1.8. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных общеобразовательных организаций не допускаются иностранные агенты. 1.9. Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. 1.10. Для организации дополнительного образования детей используются учебные кабинеты, спортивный зал, другие помещения. 1.11. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: (в качестве таковых могут быть: кружки, студии, секции, профильные лаборатории, клубы и т.д.). 1.12. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями. 2. Цель и задачи дополнительного образования в школе 2.1. Цель дополнительного образования обучающихся - создание условий для самореализации личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования детей в школе. 2.2. Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение следующих задач: • усиление вариативной составляющей общего образования; • обеспечение личностно-нравственного развития и профессионального самоопределения; • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; • формирование общей культуры школьников; • укрепление здоровья обучающихся; • обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе; • стимулирование познавательной мотивации обучающихся; • приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству; • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. 3. Функции дополнительного образования 3.1. Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации являются: • образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; • воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; • креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; • компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый • • • • • для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие; интеграционная — создание единого образовательного пространства школы; функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. 4. Содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования детей 4.1. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными общеобразовательными программами дополнительными общеразвивающими программами, дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств, дополнительными образовательными программами спортивной подготовки рекомендованными Минпросвещением РФ, модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе образовательной организации экспериментальной площадки. 4.2. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в школе в течении всего календарного года, включая каникулярное время. 4.3. В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования различного уровня образования и различных направлений: • физкультурно-спортивного; • художественного; • технического творчества; • туристско-краеведческого; • естественнонаучного; • социально-гуманитарного. 4.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; • формирование и развитие творческих способностей обучающихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; • адаптацию обучающихся к жизни в обществе; • профессиональную ориентацию обучающихся; • выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 4.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации определяются педагогом самостоятельно, численный и возрастной состав объединения (12 человек) исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в «Пояснительной записке программы». 4.6. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться типовыми (примерными) – рекомендованными Минпросвещением России - программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других образовательных организаций дополнительного образования детей (далее – ООДОД). 5. Организация образовательной деятельности дополнительного образования 5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором общеобразовательной организации или его заместителем по воспитательной работе. 5.2. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул образовательная деятельность может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога. 5.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. 5.4. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам одной тематической направленности или по комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми фиксируется в образовательной программе. 5.5. Занятия в объединениях могут проводится по группам, индивидуально или всем составом объединения. 5.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. 5.7. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации, осуществляющей образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации дополнительного образования и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 5.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организации, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость учебных групп должна соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20. 5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных группах малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК). 5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми, участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в неделю). 5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются на открытие новых детских объединений. 5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ООДОД (образовательная организация дополнительного образования детей). При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. 5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально. 5.17. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В дополнительном образовании используются следующие формы аттестации: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др. 5.18. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения. 5.19. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. 5.20. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения. 5.21. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников. 6. Взаимоотношения и связи 6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной организации строятся на основе приказа директора школы. 6.2. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются: • • • • выработка единой политики управления педагогическими работниками; обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ; отработка методики управления; своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы дополнительного образования образовательной организации. 6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования образовательная организация взаимодействует с: • организациями дополнительного образования; • учреждениями культуры; • оздоровительными организациями и т.д. 7. Ведение журналов учета работы дополнительного образования детей в школе 7.1. Журнал учета работы объединений является государственным, финансовым документом, который обязан вести каждый руководитель детского объединения. 7.2. Журнал учета работы объединений рассчитан на один учебный год и ведется в каждом объединении. 7.3. Журнал учета работы объединений относятся к учебно-педагогической документации образовательной организации. Ответственность за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителя. 7.4. В начале учебного года заместитель директора по учебной работе знакомит педагогов с правилами ведения журнала согласно данному Положению. 7.5. В конце учебного года после проверки и выгрузки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись зам. директора». Журнал хранится в архиве школы в соответствии с положением о документоведении. 7.6. Проверка журналов проводится 1 раз в четверть. По итогам проверки делается краткая аналитическая справка или издается приказ. 8. Общие требования к ведению журналов учета работы объединения 8.1. Журнал рассчитан на один учебный год, заполняется в соответствии с требованиями к его ведению. 8.2. Педагоги, организующие занятия по внеурочной деятельности, ведут учёт посещаемости и проведённых занятий. 8.3. Изменения численного состава учащихся оформляется приказом руководителя образовательной организации. Выбывшие отмечаются записью 8.4. «Выбыл(-а)» с указанием даты, а вновь прибывшие вносятся в список учащихся с указанием даты прибытия. 8.5. Темы содержания занятий должны четко соответствовать планированию программы дополнительного образования. 9. Порядок проверки журналов учета работы объединений 9.1. Директор и заместители директора обязаны осуществлять контроль за правильностью ведения журналов учета работы объединений, что находит отражение в плане внутришкольного контроля. 9.2. Направления и периодичность проверки журналов учета работы объединений: Направления проверки журналов учета работы Периодичность контроля объединений Качество оформления журналов в соответствии с 1 раз в четверть установленными требованиями. Выполнение программного материала Посещаемость занятий обучающимися, учет 1 раз в полугодие посещаемости занятий 9.3. Итоги проверки журналов учета работы объединений отражаются в справках, приказах по организации, осуществляющей образовательную деятельность. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании в школе является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора образовательной организации. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.