Средства обучения и воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК»
665420, Россия, Иркутская область, г. Свирск, ул. Олега Кошевого, д.17 тел.
(8-39573) 2 - 10 – 96 Эл. Адрес:
school3sv@yandex.ru
Сведения о средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленныхдля
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения
Ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, называются
средствами обучения. К основным средствам обучения, используемым в МОУ «СОШ
№3» относятся:
1.
Учебное оборудование помещений образовательного учреждения:
 учебное оборудование – экран, учебная доска, парты, учебные столы, место
педагога, объекты на стендах и шкафах;
 технические
средства обучения
– проектор,
колонки, принтер,
сканер,компьютерная техника, учебные программы-тренажёры;
 оборудование специальных учебных кабинетов, мастерских, компьютерных
классов;
2.
Оборудование специальных учебных помещений – читального зала,
библиотеки,спортивного зала;
3.
Учебно-наглядные и учебные пособия:
 рисунки, схемы, графики, карты, таблицы;
 фотоматериалы, картины, портреты, изображения и тесты, видеоматериалы,
кинофильмы, материалы телепередач, Интернет;
 моделирующие средства – муляжи, макеты;
 программы, учебники, учебные пособия, сборники задач, хрестоматии,
художественная литература, документальные материалы, инструкции, памятки, задания
для самостоятельной работы, методические разработки ит. д.;
4.
Все средства, находящиеся на территории и в помещениях социальной
структуры, которые можно использовать при обучении, это вахта, лестницы, пожарный
стенд, столовая, площадка и т. д.;
5.
Средства самого педагога, руководителя, обладающего дидактическими
свойствами:

речевые – слова, фразы, интонации, громкость, темп, произношение, логика,
риторика, стиль;
 невербальные (неречевые) – мимика, жесты;
 поведенческие – позы, походка, одежда, действия, сознательно используемые в
качестве обучающих;
Средства воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
 с данным объектом связана информация, необходимая для развития
внутреннего мира личности воспитанника;
 информация об объекте выделена как предмет освоения в образной,
наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной)форме;
 объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную
деятельность воспитателя и воспитанников.

Общение как средство воспитания
 непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося;
индивидуальные беседы;
 опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои
воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в
которых он должен определенным образом сориентироваться, классные часы,
школьные праздники и мероприятия.
2.
Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания,
формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств,
обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и
явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся
оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность
учителя,его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также
обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается,
когда на уроке практикуется так называемая совместная
продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит
учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
 выясняют условия совместного выполнения задания;
 организуют его взаимное обсуждение;
 фиксируют ход совместной работы;
 обсуждают полученные результаты;
 оценивают успехи каждого;
 утверждают самооценки членов группы;
 совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
 проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она
осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале
процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его
сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности
школьников повышаются при следующих условиях:
 в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
 она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
 социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и
функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль
подчиненного и наоборот);
 совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена
коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и умению
радоваться их успехам.
3.
Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение
его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой
появление новых потребностей.
Осуществляется через:
-дежурство по классу, школе;
-работу на пришкольном участке.
4.
Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме
1.

проведения разного рода игр:
- организационно - деятельностные;
соревновательные;
сюжетно-ролевые.

Директор

И.Н.Кулик


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».