МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК» 665420, Россия, Иркутская область, г. Свирск, ул. Олега Кошевого, д.17 тел. (8-39573) 2 - 10 – 96 Эл. Адрес: school3sv@yandex.ru Сведения о средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленныхдля использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения Ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, называются средствами обучения. К основным средствам обучения, используемым в МОУ «СОШ №3» относятся: 1. Учебное оборудование помещений образовательного учреждения: учебное оборудование – экран, учебная доска, парты, учебные столы, место педагога, объекты на стендах и шкафах; технические средства обучения – проектор, колонки, принтер, сканер,компьютерная техника, учебные программы-тренажёры; оборудование специальных учебных кабинетов, мастерских, компьютерных классов; 2. Оборудование специальных учебных помещений – читального зала, библиотеки,спортивного зала; 3. Учебно-наглядные и учебные пособия: рисунки, схемы, графики, карты, таблицы; фотоматериалы, картины, портреты, изображения и тесты, видеоматериалы, кинофильмы, материалы телепередач, Интернет; моделирующие средства – муляжи, макеты; программы, учебники, учебные пособия, сборники задач, хрестоматии, художественная литература, документальные материалы, инструкции, памятки, задания для самостоятельной работы, методические разработки ит. д.; 4. Все средства, находящиеся на территории и в помещениях социальной структуры, которые можно использовать при обучении, это вахта, лестницы, пожарный стенд, столовая, площадка и т. д.; 5. Средства самого педагога, руководителя, обладающего дидактическими свойствами: речевые – слова, фразы, интонации, громкость, темп, произношение, логика, риторика, стиль; невербальные (неречевые) – мимика, жесты; поведенческие – позы, походка, одежда, действия, сознательно используемые в качестве обучающих; Средства воспитания Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной)форме; объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников. Общение как средство воспитания непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы; опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться, классные часы, школьные праздники и мероприятия. 2. Учение как средство воспитания Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя,его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: выясняют условия совместного выполнения задания; организуют его взаимное обсуждение; фиксируют ход совместной работы; обсуждают полученные результаты; оценивают успехи каждого; утверждают самооценки членов группы; совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и умению радоваться их успехам. 3. Труд как средство воспитания Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через: -дежурство по классу, школе; -работу на пришкольном участке. 4. Игра как средство воспитания Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме 1. проведения разного рода игр: - организационно - деятельностные; соревновательные; сюжетно-ролевые. Директор И.Н.Кулик