Программа мониторинга сформированости УУД ООО.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК»
665420, Россия, Иркутская область,
г. Свирск, ул. Олега Кошевого -17
тел. (8-39573) 2 - 10 – 96
Эл. адрес: school3sv@yandex.ru

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 30.08.2023г.

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №3 г. Свирск»
/И.Н. Кулик/
Приказ № 442-ос

от 04.09. 2023 г.

ПРОГРАММА
мониторинга уровня сформированности
универсальных учебных действий
ФГОС ООО

г. Свирск, 2023 год

Пояснительная записка
Краткая аннотация: программа составлена на основе методического
пособия
Серякина
А.В.
«Примерная
программа
психолого-педагогического
сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа
рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного
процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
(собственно психологическом) значении этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной
информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных
действий у
школьников среднего звена в условиях реализации федеральных
государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения
мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов
начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения
ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД
у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
- Психолого-педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик,
сводные ведомости результатов, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа
мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание
индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего
образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга
используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у
обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития
метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с
учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения
ФГОС и оценки сформированности универсальных учебных действий
1. Обоснование выбора диагностического инструментария.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
- показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
- учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может
быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная
самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое
отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как
регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
- учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД
и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени
на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня
развития универсальных учебных действий.
- адекватность методик целям и задачам исследования;
- теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
- адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности)
возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
- валидность надежность применяемых методик;
- профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц,
осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и
интерпретацию результатов;
- этические стандарты деятельности психологов.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования.
Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение
уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее
соответствие поставленным целям и задачам.
Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны
иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того
теоретического основания, которому они соответствуют.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых
групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать
только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают
реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее
достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под
надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В
состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те
методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом
психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время

часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла
необходимое опробование.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц,
осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и
интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение
придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только
достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой
и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от
неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных
социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического
инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной
подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной
интерпретации диагностических оценок.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебновоспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
- Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего
личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие
и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю
и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей
личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для
себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к
моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у
обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним
относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать
свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к
известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
- Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
- Успешная адаптация и социализация выпускников школы.
- Создание мониторинга психологического статуса школьника.
- Создание системы психологического сопровождения по организации психологически
безопасной образовательной среды.
Структура программы
Программа реализуется в среднем звене общеобразовательного учреждения ежегодно, в
параллелях 5, 7, 9-х классов в обязательном порядке и 6-х, 8-х классах по запросу
администрации.
Проведение диагностики следует осуществлять в соответствии с графиком:
Первый этап – 5-е классы, октябрь-апрель;
Второй этап – 7-е классы, январь;
Третий этап – 9-е классы, декабрь.
Программа включает диагностические материалы, позволяющие оценить уровень
сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий:
УУД
Показатели
Диагностическая методика

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Самооценка

- Методика Дембо-Рубинштейн
«Шкалы самооценки»;
- Проективная методика
«Дерево» (человечки).
Эмоциональное состояние и
- Опросник Филипса
отношение к учебным
«Школьная тревожность»;
предметам
- Восьмицветный тест Люшера
«Цветовой рейтинг
предметов».
Мотивация учебной
- Анкета Лускановой Н.Г.;
деятельности
- Методика диагностики
мотивации учения СпилбергАндреева
- методика «Мотивация
обучения» Гринзбурга
Волевая организация личности:
- Методика исследования
Ценностно-смысловая волевой организации личности
организация личности
А.А. Хохлова
- Организация деятельности
- Решительность
- Настойчивость
- Самообладание
- Самостоятельность
Словесно-логическое
- Методика Л. Переслени;
мышление:
- ШТУР К. Гуревич;
-Осведомленность
- методики Л. Ясюковой;
- Классификация
- Корректурная проба.
- Аналогии
- Обобщение
Навыки чтения
Самостоятельность мышления
Внимание
Выделение главного
Статус в коллективе
- Социометрия Дж. Морено
Коммуникативные способности - Методика Ступницкой М.

План-циклограмма психологического сопровождения
№

1
2
3
4

Направление деятельности

УУД

5 класс
Диагностическая работа
Изучение уровня школьной тревожности
Личностные
(опросник Филипса)
Изучение уровня самооценки (методика
Личностные
Дембо-Рубинштейн)
Определение уровня школьной мотивации
Личностные
(анкета Н.Г. Лускановой)
Изучение отношения к изучаемым
Личностные
предметам (тест Люшера «Цветовой
рейтинг предметов»)

Срок
проведения
Сентябрь,
март
Октябрь,
март
Октябрь,
март
Октябрь,
март

5

6

7
8
9
10
11
12
13

1

2

1
2

1

1

1

1
2

Изучение положения в коллективе и
уровня самооценки (проективная методика
«Дерево»)
Изучение социометрического статуса в
коллективе (методика «Социометрия» Дж.
Морено)
Оценка коммуникативных навыков
(методика М. Ступницкой)
Исследование волевой организации
личности (методика А. Хохлова)
Изучение уровня словесно-логического
мышления (методика Л.Переслени)
Изучение уровня сформированности
навыков чтения (методика Л. Ясюковой)
Изучение уровня самостоятельности
мышления (методика Л. Ясюковой)
Изучение внимания (методика
«Корректурная проба»)
Изучение мышления (методика
«Выделение двух существенных
признаков»)

Личностные

Октябрь,
март

Коммуникативные

Октябрь,
март

Коммуникативные

Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель
Ноябрь,
апрель

Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Познавательные
Познавательные
Познавательные

Консультативная работа
Индивидуальные и групповые
В течение года
консультации с родителями, направленные
(по запросу)
на ознакомление с основными задачами и
трудностями адаптационного периода
Индивидуальные консультации с
В течение года
педагогами, с целью выбора эффективных
(по запросу)
форм обучения и воспитания учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа
Проведение групповых занятий в рамках
ЛУУД, ПУУД,
1 полугодие
программы «Первый раз в пятый класс!»
РУУД, КУУД
Индивидуальные коррекционные занятия с
ЛУУД, ПУУД,
В течение года
учащимися
РУУД, КУУД
(по запросу)
Аналитическая работа
Составление протоколов диагностики и
Декабрь,
итоговых аналитических справок
май
Экспертная деятельность
Работа в рамках ППк
В течение года
6 класс
Работа по сопровождению 6 класса определяется запросом со стороны родителей
учащихся и администрации образовательного учреждения.
Диагностическая работа
Осуществляется по тем же направлениям,
ЛУУД, ПУУД,
что и в 5 классе
РУУД, КУУД
Консультативная работа
Индивидуальные и групповые
консультации с родителями.
Индивидуальные консультации с
педагогами, с целью выбора эффективных

Февраль
В течение года
В течение года

1

1

1

1
2

3
4
5

6

7

1
2

1

1

1

1

форм обучения и воспитания учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа
Индивидуальные коррекционные занятия с
ЛУУД, ПУУД,
В течение года
учащимися
РУУД, КУУД
(по запросу)
Аналитическая работа
Составление протоколов диагностики и
Март
итоговых аналитических справок
Экспертная деятельность
Работа в рамках ППк
В течение года
7 класс
Диагностическая работа
Изучение уровня самооценки (методика
Личностные
Январь
Дембо-Рубинштейн)
Изучение психоэмоционального состояния
Личностные
Январь
(методика «Шкала тревожности и
депрессии» Зигмонда»)
Изучение мотивации учения (методика
Личностные
Январь
Спилберг-Андреева)
Исследование волевой организации
Регулятивные
Январь
личности (методика А. Хохлова)
Изучение уровня умственного развития:
Познавательные
Январь
осведомленность, классификация,
аналогии, обощение (методика «ШТУР»)
Изучение социометрического статуса в
Коммуникативные
Январь
коллективе (методика «Социометрия» Дж.
Морено)
Оценка коммуникативных навыков
Коммуникативные
Январь
(методика М. Ступницкой)
Консультативная работа
Индивидуальные и групповые
2 полугодие
консультации с родителями.
Индивидуальные консультации с
2 полугодие
педагогами, с целью выбора эффективных
форм обучения и воспитания учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа
Индивидуальные коррекционные занятия с
ЛУУД, ПУУД,
В течение года
учащимися
РУУД, КУУД
(по запросу)
Аналитическая работа
Составление протоколов диагностики и
Февраль
итоговых аналитических справок
Экспертная деятельность
Работа в рамках ППк
В течение года
8 класс
Работа по сопровождению 8 класса определяется запросом со стороны родителей
учащихся и администрации образовательного учреждения.
Диагностическая работа
Осуществляется по тем же направлениям,
ЛУУД, ПУУД,
что и в 7 классе
РУУД, КУУД
Консультативная работа

Февраль

1
2

1

1

1

1
2

3
4
5

6

7

1
2

1

2

1

1

Индивидуальные и групповые
В течение года
консультации с родителями.
Индивидуальные консультации с
В течение года
педагогами, с целью выбора эффективных
форм обучения и воспитания учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа
Индивидуальные коррекционные занятия с
ЛУУД, ПУУД,
В течение года
учащимися
РУУД, КУУД
(по запросу)
Аналитическая работа
Составление протоколов диагностики и
Март
итоговых аналитических справок
Экспертная деятельность
Работа в рамках ППк
В течение года
9 класс
Диагностическая работа
Изучение уровня самооценки (методика
Личностные
Декабрь
Дембо-Рубинштейн)
Изучение психоэмоционального состояния
Личностные
Декабрь
(методика «Шкала тревожности и
депрессии» Зигмонда»)
Изучение мотивации учения (методика
Личностные
Декабрь
Спилберг-Андреева)
Исследование волевой организации
Регулятивные
Декабрь
личности (методика А. Хохлова)
Изучение уровня умственного развития:
Познавательные
Декабрь
осведомленность, классификация,
аналогии, обощение (методика «ШТУР»)
Изучение социометрического статуса в
Коммуникативные
Декабрь
коллективе (методика «Социометрия» Дж.
Морено)
Оценка коммуникативных навыков
Коммуникативные
Декабрь
(методика М. Ступницкой)
Консультативная работа
Индивидуальные и групповые
2 полугодие
консультации с родителями.
Индивидуальные консультации с
2 полугодие
педагогами, с целью выбора эффективных
форм обучения и воспитания учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа
Проведение групповых занятий в рамках
ЛУУД, ПУУД,
1 полугодие
программы «Путь к выбору профессии»,
РУУД, КУУД
направленных на профессиональное
самоопределение учащихся
Индивидуальные коррекционные занятия с
ЛУУД, ПУУД,
В течение года
учащимися
РУУД, КУУД
(по запросу)
Аналитическая работа
Составление протоколов диагностики и
Январь
итоговых аналитических справок
Экспертная деятельность
Работа в рамках ППк
В течение года

Ответственные за проведение диагностических мероприятий педагог-психолог и
классный руководитель
Мониторинг проводится на основе «Банка психологических методик, рекомендованных
для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у
обучающихся 5-9 классов. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение,
разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу
психологического мониторинга. Результаты заносятся в сводную ведомость класса.
Сводная ведомость результатов диагностики сформированности УУД
5-6 класс
Общий уровень

Коммуникативные
навыки

Статус в
коллективе

Внимание

КУУД

Выделение
сущ.признаков

Самостоятельность
мышления

Навыки чтения

ПУУД

Словесно-логич.
мышление

Волевая
организация

Позиция в
коллективе

РУУД

Самочувствие на
уроках

Мотивация

ФИ
ученика

Тревожность

№

Самооценка

ЛУУД

1
2
3
.
.
.

Коммуникатив
ные навыки

Статус в
коллективе

Словеснологич.
мышление

Волевая
организация

Мотивация

ФИ ученика

Тревожность

№

Самооценка

Сводная ведомость результатов диагностики сформированности УУД
7-9 класс
ЛУУД
РУУД ПУУД
КУУД

Общий уровень

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1
2
3
.
.
.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

После проведения диагностики, результаты заносятся в данный бланк и по их
результатам можно разработать рекомендации для педагогов.
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают
ценность современного образования- школа должна побуждать учащихся принимать

активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную
социальную включенность в жизнь общества, способствовать формированию и развитию
Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной,
воспитывающее в каждом ребенке человечность, доброту, гражданственность, творческое
отношение к труду, бережное отношение ко всему живому.
Список литературы
1.Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной
компетентности
учащихся / С.Г. Воровщиков. – М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. С. 102-106.
2. Лау, Х. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении
всей
жизни» / Х. Лау. – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 37 с.
3. Плахотникова, И.В. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие / И.В.
Плахотникова, В.И. Моросанова. – М.: Вербум – М, 2004. – 48с. ISBN 5-8391-0126 – 5.
4. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности /В.В. Сериков. – М.:
Издательский
цент «Академия», 2008. – 256 с.
5. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий.
www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126.
6. Рассказова, А.Л. Социометрический метод исследования малой группы. Учебнометодическое
пособие /А.Л. Рассказова. – Москва.: МААН, 2009 .
7. Фалькович, Т.А., ТолстоуховаН.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века.
Психологопедагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11классы. М.: ВАКО,2006.256с. - (Педагогика.
Психология. Управление).
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли.
Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская
и
др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.-159с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. – (Стандарты
второго
поколения).
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования;
под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. –
(Стандарты второго поколения)

Приложение 1.

Рекомендации для педагогов
Познавательные УУД

Показатель
Статус
Воспринимая учебную информацию, практически не в
Низкий
состоянии действовать самостоятельно; особые
уровень
трудности вызывает информация, предъявляемая в
письменной (устной) форме.
Испытывает значительные затруднения при выделении
нового и главного при интеллектуальной обработке
информации. Темп интеллектуальной деятельности и
еѐ результативность выражено снижены. Результат
работы чаще всего получает путем «подгонки под
ответ, а необходимость предъявлять его вызывает
серьезные затруднения, ответы. Как правило,
приходится «вытягивать». Не может объективно
оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок
или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во
внутреннем плане не сформировано представление об
эталоне работы. Освоение школьной программы
значительно затруднено.
Средний Воспринимая учебную информацию (как устную, так и
письменную), нуждается в дополнительных
уровень
разъяснениях. При интеллектуальной обработке
информации требуется некоторая (стимулирующая,
организующая) помощь. Темп интеллектуальной
деятельности средний. Результат работы чаще всего
получает, воспроизводя предложенный учителем
алгоритм, хотя временами действует самостоятельно
нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный
ответ, не всегда может аргументировать его,
обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать
объективную оценку своей работы, хотя, как правило,
видит допущенные ошибки.
Высокий Успешно воспринимает учебную информацию (как
устную, так и письменную) с первого предъявления.
урове
Способен самостоятельно выделить новое и главное
при интел-й обработке учебного материала. Темп
интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у
других учащихся. Результат работы получает, успешно
воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде
случаев может действовать оригинальным, твор-м
способом. Способен дать развернутый ответ и
обосновать его, аргументировать свою позицию. В
большинстве случаев может дать объективную оценку
результату своей работы, т.к. понимает суть
допущенных ошибок.

Рекомендации учителям
Пошаговое предъявление учебной
информации с пошаговым
контролем ее усвоения. При
интеллектуальной обработке
информации необходима
значительная обучающая,
организующая и стимулирующая
помощь учителя. Необходимо
развивать приемы логического
мышления, формировать
представления об эталоне работы и
критериях ее оценки. Для
успешного освоения большинства
учебных предметов требуется
система дополнительных занятий.

Нужно оказать учащемуся
организующую и стимулирующую
помощь. Необходимо развивать
способность действовать
рациональными способами, умение
аргументировать свою позицию,
обосновать полученный результат.
Следует совершенствовать умение
объективно оценивать свою
работу.

Желательно поощрять творческий
подход к решению учебных задач,
развивать познавательный мотив.

Регулятивные УУД
Показатель

Статус

Рекомендации учителям

Низкий
уроыень

Затруднено осмысление учебной задачи как цели
деятельности. Приступает к работе, не имея плана;
уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в
пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если
план работы предложен педагогом, в ходе работы
грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив
задание, часто довольствуется ошибочным
результатом. При этом, даже проверяя результат,
допущенных ошибок не видит. Не способен
обратиться за необходимой помощью и, даже если
такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Средний
уровень

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную
задачу как цель своей деятельности. При этом
планирование и необходимые уточнения

Необходимо обучать умению ставить
цель собственной деятельности,
разрабатывать шаги по ее
достижению, пошагово сверять свои
действия с имеющимся планом. По
завершении работы следует
побуждать ребенка сравнивать
полученный результат с эталоном,
находить и исправлять допущенные
ошибки и на этой основе давать
самооценку. Желательно показывать
ребенку, где можно получить
помощь и как ею воспользоваться.
Нужно оказать учащемуся
организующую стимулирующую
помощь. Необходимо развивать

Высокий
уровень

осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд
сформированных алгоритмов работы, не всегда
способен выбрать оптимальный. При реализации
плана работы отступает от него в деталях, сохраняя
общую последовательность действий. Завершая
работу, не всегда добивается результата. Результат
работы не проверяет в связи с тем, что заранее
убежден в его правильности или потому, что
довольствуется любым результатом. В случае
необходимости может обратиться за помощью, но не
всегда способен ею воспользоваться.
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей
деятельности. В большинстве случаев, приступая к
работе, заранее планирует свои дей-я или успешно
пользуется уже сформированными алгоритмами
работы. В случае необх-ти уточняет детали до начала
работы. Осуществляя работу, точно придерживается
имеющегося плана или отступает от плана лишь в
деталях, сохраняя общую последовательность
действий. Завершая задание, обязательно добивается
запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет
ошибки. В случае необходимости способен
обратиться за необходимой помощью и
воспользоваться ею.

навыки планирования собственной
деятельности и способность
действовать в соответствии с планом,
умение выбирать оптимальный
алгоритм работы. Также следует
формировать более четкие
представления об эталоне работы и
критериях ее оценки. и

Следует развивать самостоятельность
в учебной работе, поощрять
найденные ребенком оригинальные и
рациональные способы организации
собственной работы.

Коммуникативные УУД
Группа
Низкий
уровень

Статус
Не способен самостоятельно донести до окружающих
собственные мысли и формулировать ответы на
обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно
формулировать вопросы собеседнику. В
ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может
аргументировано отстаивать собственную позицию и
гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость
этого шага. При взаимодействии в группе не
подчиняется общему решению группы. Не способен
строить общение с учетом статуса собеседника и
особенностей ситуации общения.
Средний Испытывает некоторые затруднения при изложении
уровень собственных мыслей, ответах на обращенные к нему
вопросы в связи с волнением (ограниченным
словарным запасом) и при попытках самостоятельно
формулировать вопросы собеседнику. Не всегда
способен отстоять свою позицию или разумно
изменять ее. А также подчиниться решению группы
для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает
некорректен. В ходе общения может нарушать
социальную дистанцию.
Высокий Способен ясно и четко излагать свои мысли,
уровень корректно отвечать на поставленные вопросы,
формулировать вопросы собеседнику, а также
возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою
позицию или гибко менять ее в случае
необходимости. Способен подчиниться решению
группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает
социальную дистанцию в ходе общения.

Рекомендации учителям
Необходимо развивать приемы участия
в дискуссии, формировать способность
обосновывать свою позицию в споре,
видеть общую цель группы и
действовать в соответствии с нею,
удерживать социальную дистанцию в
ходе общения со взрослыми и
сверстниками.

Необходимо работать над
совершенствованием умения излагать
свои мысли, формулировать вопросы
собеседнику и отвечать на
поставленные вопросы. Желательно
помочь ребенку в развитии
способности отстаивать свою позицию
или разумно менять ее. Следует
работать над умением соблюдать
социальную дистанцию в общении.
Не нуждается в специальной работе по
развитию коммуникативных навыков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».