МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.СВИРСК» 665420, Россия, Иркутская область,г. Свирск, ул. Олега Кошевого -17 тел. (8-39573) 2 - 10 – 96 Эл. Адрес: school3sv@yandex.ru Рассмотрено на педагогическом совете № 1 от 30.08.2023г. Утверждаю Директор МОУ «СОШ №3 г.Свирск» /И.Н.Кулик / «01» 09.2023г. Приказ № 437-ос Положение о реализации программы развития социальной активностиучащихся начальных классов «Орлята России» 1. Общие положения Настоящее положение о реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» (далее — Положение) регулирует отношения, возникающие в процессе сопровождения реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов (далее — Программа). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования - сохранение и развитие единого образовательного пространства России. 2. Цель и задачи 2.1. Целью Программы является формирование социально-значимых качеств личности учащихся (активной жизненной позиции), способствующих самореализации в обществе и развитию социальных возможностей, знаний, ценностных установок. 2.2. Задачи Программы: приобретение обучающимися первичных социальных знаний об устройстве мира и общества, понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям общества; воспитание патриотического отношения к Отечеству и малой Родине; получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков; создание условий для формирования позитивных детско-взрослых отношений имежвозрастных конструкций, укрепления внутрисемейных отношений; получение обучающимися опыта конструктивной коммуникации и командной работы, развитие чувства долга и личной ответственности за общее дело. 2.3. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. 2.4. Главным принципом участия в Программе должно стать - всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение! 3. Категории участников программы Участники программы: - учащиеся 1 - 4 классов (далее - учащиеся начальной школы) с согласия родителей/законных представителей; - родители/законные представители учащихся начальной школы; - специалисты в области воспитания/педагоги (далее - педагоги). 3.1. Наставники привлекаются к участию в мероприятиях Программы, а также для оказания помощи учащимся начальной школы при выполнении индивидуальных и групповых заданий. Кандидатуры наставников отбираются по усмотрению педагога из числа учащихся данной школы. 3.2. Родители/законные представители привлекаются к участию в мероприятиях Программы в целях укрепления семейных детско-взрослых отношений. 3.3. Характер и объем участия наставников и родителей/законных представителей определяется педагогом исходя из сценария проведения конкретного мероприятия программы. Для привлечения наставников и родителей/законных представителей к участию в мероприятиях Программы педагог заблаговременно согласовывает с данными участниками дату и время их участия в соответствующих мероприятиях, а также предоставляет необходимую информацию о мероприятии и роли участников в сценарии проведения мероприятия. 4. Основные принципы и направления деятельности программы «Орлята России» Основными принципами деятельности являются: • принцип добровольности • принцип взаимодействия • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей • принцип самостоятельности • принцип ответственности • принцип равноправия и сотрудничества Основные направления деятельности: • интеллектуальное; • патриотическое; • спортивное; • творческое; • нравственное (участие в различных значимых мероприятиях города и области, саморазвитие); • экологическое. Формы и методы работы выбираются согласно возрастным особенностям участников программы. 5. Содержание, сроки реализации и этапы Программы 5.1. Программа проводится в период с 01 сентября по 31 мая текущего года и состоит из семи треков, реализуемых в соответствии со следующим графиком: № Название трека Направление развития 1 «Орленок-Эрудит» Развитие интеллектуального потенциала 2 « Орленок-Хранитель » Патриотическое воспитание, любовь и уважение к своему региону 3 «Орленок-Мастер» Развитие творческих способностей 4 «Орленок-Лидер» Формирование лидерских качеств и уровня социализации Период Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 5 «Орленок-Спортсмен» Пропаганда спортивного и здорового образа жизни Февраля 6 «Орленок-Доброволец» Привитие культуры волонтерства и добровольчества Март 7 «Орленок-Эколог» Формирование экологического мышления Апрель 5.2. Треки Программы реализуются педагогами последовательно, с предоставлением отчета по подготовке и проведению итогового коллективного творческого дела. 5.3. Программа содержит рекомендуемую методику проведения занятий. При реализации Программы педагог вправе изменять и заменять сценарии и содержание занятий, а также использовать педагогические приемы и методы, отличные от рекомендованных. При этом изменять установленные в Программе цели и задачи не допускается. 5.4. Программа реализуется как компонент внеурочной деятельности обучающихся. 6. Итоги реализации Программы По окончании реализации каждого трека педагоги готовят отчет КТД по форме указанной в этом треке.