РП ОВЗ Человек 2019_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
начальных классов
_______ /Симанавичус И.В./
Протокол № 1 от «28»08.2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР:
________/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №______
От « 28 » 08. 2019г.
Директор:
______/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Человек»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных
программ,
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» от 28.08.2019 года.
Программа по учебному предмету «Человек» содержит восемь разделов:
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета (курса).
3) Место учебного предмета (курса) в учебном плане.
4) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса).
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса).
6) Содержание учебного предмета (курса).
7) Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
8) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении, и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному
миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления
о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с
другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.
Целью обучения по программе «Человек» является формирование элементарных
представлений о себе, родных, близких, социальной принадлежности.
Программа по учебному предмету «Человек» ориентирована на практическую
направленность знаний, умений и навыков детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и
коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья»,
«Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Образовательные задачи раздела «Представления о себе» направлены на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих
потребностях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию гигиенических навыков и
умений: умываться, мыться под душем, чистить зубы, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений
ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии
предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой.
Раздел «Туалет» включает задачи по формированию навыков обслуживания себя в
туалете.
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье, учится
понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с
ними.
2

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство
разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье
рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как
ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.
При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует
учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение учебного предмета «Человек» для обучающихся начального общего образования отводится 0,5 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов за весь период обучения. В том числе: 1 кл. – 17ч., 2 кл. – 17ч., 3кл. –
17ч., 4кл. – 17ч.
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области –
«Окружающий мир».
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими.
В ходе организации и проведения уроков по учебному предмету «Человек» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а
развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная
работа с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и
исполнительская. Задачи формирования представлений детей с тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с
использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Питание человека»,
«Правила питания». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное
развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной
и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также
с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;

3

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением
в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
6. Содержание учебного предмета, курса
Пропедевтический уровень
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения,
тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения.
4

Знакомство с собственным телом, его частями. Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Руки. Ноги. Туловище:
плечи, грудь, живот, спина. Голова. Лицо. Части лица. Обнаружение частей своего тела. Игра
с собственным телом.
Одевание-раздевание. Принятие процесса одевания-раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание.
Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Знакомство с посудой и приборами. Связь пища-тарелка-ложка.
Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Поведение за столом.
Умывание. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно.
Чистка зубов. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и
области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта.
Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно.
Умение пользоваться туалетом. Восприятие процессов выделения. Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно.
Базовый уровень
Представление о себе. Представления о собственном теле. Представления о себе развиваются с представлений о собственном теле: восприятие частей тела как собственной принадлежности, организация произвольных движений частями тела или сенсорных ответов в
случае двигательных нарушений, адекватные внешним воздействиям сенсорные и двигательные реакции, действия.
Формирование первоначальных представлений о себе: восприятие частей тела как отдельных элементов тела, формирование внимания на отдельных частях тела, формирование
произвольных двигательных и сенсорных реакций отдельных частей тела, восприятие ритма
движений тела и управление ритмом движений, восприятие своего тела в пространстве, восприятие основных пространственных координат тела: верх и низ, спереди и сзади, справа и
слева. Восприятие своего тела и своих действий во времени: формирование осознания реакции на стимул, последовательности двух и более событий (стало холодно – оденем кофту,
сначала моем руки, а потом едим и т.д.) Формирование эффективного использования сохранных сенсорных систем – зрения, слуха, тактильного и кинестетического анализаторов
для формирования образа себя и своих возможностей. Формирование целенаправленной
двигательной активности как осознанной последовательности действий для получения результата.
Обучение ритмическим играм с телом и его отдельными частями.
Знание своего имени и умение давать отклик на имя доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать
себя на фотографиях и показывать себя.
Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) и
возрастных представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой).
Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на другом, на игрушке. Умение
показать и рассказать о боли, дискомфорте доступным способом. Определение своих любимых дел, занятий и умение рассказать о них доступными коммуникативными средствами.
Умение рассказать о себе доступными коммуникативными средствами.
Умение определять «моё» и «не моё».
Гигиена тела. Воспитание интереса к играм с водой и водным процедурам. Стимулирование ребенка к участию в процессе умывания, мытья рук, вытирания полотенцем: подставлять руки к воде, брать руками полотенце и подносить его к лицу. Формирование умения замечать и сообщать о нарушении своей опрятности жестом, звуковыми сигналами или словом. Обучение использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки, мыла,
полотенца. Формирование умения называть знакомые гигиенические принадлежности до5

ступным коммуникативным способом (картинка, жест, пиктограмма, предмет – символ), показывать их. Знание месторасположения гигиенических принадлежностей.
Обучение умению пользоваться носовым платком, салфеткой. Воспитание желания чистить зубы (ребенок позволяет чистить себе зубы).
Формирование навыка чистки зубов: последовательности операций по чистке зубов.
Обучение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Использование полотенца.
Использование расчески: соблюдение последовательности действий.
Мытье и вытирание тела: соблюдение последовательности действий.
Использование крема: соблюдение последовательности операций.
Обращение с одеждой и обувью. Стимулирование ребенка к посильному участию в процессе одевания и раздевания. Формирование умения снять шапку, снять частично снятые
футболку, рубашку, толстовку, штанишки, носки, варежки (перчатки), обувь.
Формирование понятий о предметах одежды, обуви. Знание предметов одежды и обуви,
их назначения. Формирование умения показывать, называть свои вещи с помощью жестов,
звуков, слов, графических или предметных символов. Формирование умения узнавать и приносить свои вещи при одевании, раздевании.
Обучение выбору одежды и обуви в зависимости от погодных условий.
Расстегивание и застегивание липучек, молнии, пуговиц. Обучение последовательности
действий при снятии предметов одежды или обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании отдельных предметов одежды и комплекта одежды. Формирование различения правого и левого предмета обуви. Выворачивание одежды.
Знакомство с местом хранения одежды и обуви, обучение уборке в шкаф своих вещей.
Туалет. Знакомство с функциями отдельных частей тела. Формирование понимания
назначения подгузника. Формирование восприятия необходимости смены подгузника, сообщение о необходимости смены подгузника.
Формирование предназначения горшка (унитаза) и туалета. Вырабатывание механизма
регулярного высаживания на горшок. Формирование умения сидеть на горшке (унитазе).
Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет жестом, звуковыми сигналами,
словом, картинкой или другими коммуникативными средствами.
Формирование умения контролировать физиологические потребности. Формирование
умения принимать помощь со стороны взрослого. Обучение умению оправлять нужду в горшок (унитаз) под руководством взрослого. Соблюдение последовательности действий в туалете. Пользование туалетной бумагой. Стимулирование ребенка к участию в процессе расстегивания и снимания одежды в туалете, стимулирование ребенка к участию в процессе
надевания и застегивания одежды.
Обучение мытью рук после посещения туалета: соблюдение последовательности действий.
Прием пищи. Знакомство со вкусом и запахом продуктов. Сообщение о желании пить.
Обучение пить губами воду с ложки. Питье через соломинку. Формирование умения пить из
чашки, которую держит взрослый. Питье из кружки (стакана), последовательность операций:
захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Откручивание
крышки у бутылки с соком, наливание в чашку.
Обучение умению различать съедобные и несъедобные объекты.
Сообщение о желании есть. Формирование умения принимать и проглатывать пюреобразную пищу, забирать еду с ложки губами. Обучение жевать и проглатывать полупротертую пищу. Обучение есть размятую пищу, удерживать вложенную в руки пищу. Еда ложкой:
захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,
снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку Обучение откусывать и жевать
пищу, которую вкладывают в руки ребенка (печенье, сухари и т. п.). Формирование умения
брать самостоятельно кусочки еды со стола. Формирование умения есть руками нарезанную
на кусочки пищу. Еда вилкой, последовательность операций: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вил6

ки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Обучение умению очищать фрукты (бананы, мандарины).
Уборка тарелки и чашки за собой, вытирание стола тряпкой.
Семья. Выделение близких ребёнку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление. Формирование понимания поисковых вопросов взрослого
«Где мама», «Где бабушка» и обучение доступным вариантам ответа на них (показ указательным жестом, показ взглядом и пр.). Формирование тактильно-эмоциональных, звуковых
и речевых способов выражения привязанности и любви к близким людям. Формирование
умения узнавать себя, маму и других членов своей семьи на фотографиях, умения соотносить изображение на фотографии с реальными людьми. Формирование знания имен членов
семьи. Формирование умения узнавать членов семьи по голосу. Ознакомление с понятием
«моя семья» и с семейными ролями в ней (мама, сын, дочь, брат, сестра). Формирование знания о действиях близких людей в быту (например, мама готовит, убирает), знаний и праздниках и традициях семьи (день рожденья, Новый год).
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
Дата провеПричина
Основные виды учеб№
дения
корректиной
уро
Тема урока
ровки пладеятельности обучака
нирования
План Факт
ющихся
1 четверть
1. Представления о себе (2ч)
1. 05.09.
Называние своего имени и фамилии. Знание своего имени и
19
умение давать отклик
на имя доступным
способом.
2. 12.09.
Идентификация себя как мальчика Нахождение сходства
(девочки).
и различий объектов
природы (человек) по
картинке
(внешний
вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст,
пол).
Составление
рассказа о себе по
опорным
вопросам.
Прослушивание (чтение) стихотворения,
работа с
текстом.
2. Гигиена тела (3ч)
3. 19.0
Гигиенические навыки.
Разучивание правила
9.
гигиены. Рассматривание
рисунков.
Определение правила
гигиены по рисункам.
Составление рассказа
о правилах ухода за
телом. Задания на
7

дифференциацию
предметов по
назначению.
Последовательность действий при Использование гигимытье и вытирании лица.
енических
принадлежностей –мыла, полотенца.
Обучение
26.0
4.
последовательности
9
действий при мытье и
вытирании лица, рук.
Использование полотенца.
Чистка
зубов. Прослушивание текПоследовательность действий по ста (строение рта), отчистке зубов.
веты на
вопросы. Дифференциация предметов по
функциям. Практические работы «найди
предметы для чистки
зубов»,
«определи
вкус
продукта».
03.1
5.
Нахождение и назы0.
вание объекта (рот,
губы, зубы, язык) на
картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык) Разучивание правил гигиены полости рта,
поведения во время
еды. Отгадывание загадок.
3. Обращение с одеждой и обувью (4ч)
Знание назначения предметов Определение и выбор
одежды.
одежды по временам
года по рисункам.
Определение занятия
10.1
6.
детей на рисунках.
0.
Составление рассказа
об осенней прогулке.
Чтение
стихотворения, обсуждение.
7. 17.1
Узнавание (различение) предметов Формирование уме0.
одежды.
ния узнавать и приносить свои вещи при
одевании, раздевании.
Выворачивание одежды.
8. 24.1
Узнавание (различение) предметов Формирование разли0.
обуви.
чения правого и левого предмета обуви.
Выворачивание одежды. Знакомство с ме8

стом хранения одежды и обуви, обучение
уборке в шкаф своих
вещей. Снятие обуви
(например, ботинок:
захват рукой задней
части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
9.

07.11.

4. Туалет (2ч)
10.
14.11.

11.

21.11.

5. Приём пищи (2ч)
12.
28.11.

2 четверть
Расстегивание, застегивание ли- Снятие,
надевание
пучки (молнии, пуговицы, ремня, предмета
одежды
кнопки, шнурка).
(например, кофты: захват кофты за край
правого рукава, стягивание правого рукава
кофты, захват кофты
за край левого рукава,
стягивание левого рукава кофты). Надевание предмета одежды
(например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую
брючину, натягивание
брюк).
Сообщение о желании сходить в Соблюдение последотуалет.
вательности действий
в туалете (поднимание
крышки
(опускание
сидения), спускание
одежды (брюк, колготок, трусов), сидение
на
унитазе/горшке,
оправление нужды в
унитаз.
Пользование туалетной бумагой.
Пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов,
колготок,
брюк),
нажимание
кнопки
слива воды, мытье
рук.
Сообщение о желании есть. Еда Еда руками. Еда ложложкой, вилкой. Использование кой: захват ложки, засалфетки во время приема пищи.
черпывание ложкой
9

13.

05.12.

6. Семья (3ч)
14.
12.12.

15.

19.12.

16.

26.12

2 класс
№
Дата проведеуро
ния
ка
План
Факт
1четверть
1.

2.

Сообщение о желании пить.

Узнавание
семьи.

пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с
ложки пищи губами,
опускание ложки в
тарелку. Еда вилкой:
захват вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко
рту, снятие губами с
вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку. Накладывание
пищи в тарелку.
Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана):
захват
кружки
(стакана),
поднесение
кружки
(стакана)
ко
рту,
наклон кружки (стакана),
втягивание
(вливание) жидкости в
рот, опускание кружки (стакана) на стол.
Наливание жидкости
в кружку.

(различение)

членов Выделение
близких
ребёнку людей. Поиск
ответов на вопросы
взрослого «Где мама»,
Определение своей социальной «Где бабушка» и доступных
вариантов
роли в семье.
ответа на них.
Знакомство с понятиРазличение
социальных ролей ем моя семья» и с семейными ролями в
членов семьи.
ней (мама, сын, дочь,
брат, сестра). Рассказ
о своей семье.
Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Причины коррекции
планирования

Различение социальных Слушают объяснеролей членов семьи.
ний учителя, учатся
правильно выполнять инструкции
учителя
Сутки. Занятия членов
Действуют по подсемьи.
ражанию, исполь10

3.

Сезонные занятия людей.

4.

Назначение одежды.
Сезонная одежда.

5.

Назначение одежды.
Сезонная одежда.

6.

Игра практикум: «Подбери одежду по погоде».

7.

Гигиена тела человека.

8.

Комплекс упражнений
для утренней гимнастики.

2четверть
9.

10.

Органы пищеварения.

Питание человека.

зуют по назначению учебных материалов с помощью
взрослого, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, используя
вербальные и невербальные способы общения.
Действуют по подражанию, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают объяснений учителя, учатся
правильно выполнять инструкции
учителя
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью
взрослого, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, используя
вербальные и невербальные способы общения.
Действуют по подражанию, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают объяснений учителя, учатся
правильно выполнять инструкции
учителя
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью
11

11.

Сутки. Приём пищи.

12.

Полезные продукты.
Овощи в питании человека.

13.

Полезные продукты.
Фрукты в питании человека.

14.

Питание в твоей семье.

15.

Правила питания.

16.

Профилактика отравлений.

17.

Правила личной гигиены.

3 класс
№
Дата проуро
ведения
ка
Пла Фак
н
т
18.

взрослого, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, используя
вербальные и невербальные способы общения.
Действуют по подражанию, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают объяснений учителя, учатся
правильно выполнять инструкции
учителя
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью
взрослого, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, используя
вербальные и невербальные способы общения.
Действуют по подражанию, учатся
выполнять действия самостоятельно
Слушают объяснений учителя, учатся
правильно выполнять инструкции
учителя

Тема урока

Основные виды
учебной
деятельности

Вводный урок. Игра «Волшебные слова». Стихотворение «Волшебные слова».

Обучение соблюдению
правил и норм культуры
поведения и общения в

Причины
корректировки
планирования

12

19.

Режим дня школьника.

20.

Беседа «Как правильно вести себя на улице. Повторение знаний правил дорожного движения». Экскурсия.

21.

Личная гигиена. Её значение для здорового образа
жизни.

22.

Правила и последовательность выполнения утреннего туалета.

23.

Человек. Строение. Части
тела человека (руки, ноги).
Туловище (плечи, грудь,
живот, спина). Голова, лицо.

24.

Продукты , полезные для
здоровья.

25.

Из чего варят каши (называние крупы).

26.

Приём пищи. Сообщение о
голоде и жажде.

семье, в обществе.
Закрепление
понятия
«Режим дня». Знание основных
особенностей
соблюдения режима дня.
Уметь отличать действия
школьника по времени
суток.
Обучение соблюдению
правил и норм культуры
поведения в общественных местах.
Обучение правилам дорожного движения.
Воспитание интереса к
играм с водой и водным
процедурам.
Формирование умения
замечать и сообщать о
нарушении своей опрятности жестом, звуковыми сигналами или словом.
Обучение
использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки, мыла, полотенца.
Восприятие частей тела
как отдельных элементов
тела.
Восприятие своего тела
и своих действий во
времени.
Обучение ритмическим
играм с телом и его отдельными частями.
Определение своих любимых дел, занятий.
Обучение умению различать полезные продукты от вредных.
Обучение умению различать различные виды
круп по внешним признакам и названию.
Обучение соблюдению
последовательности операций при приёме пищи
и гигиенических правил
при приёме пищи, ориентировании в кухонном
помещении, обслужива13

27.

Виды одежды и её назначение. Значение одежды для
сохранения здоровья человека.

28.

Уход за одеждой.

29.

Виды обуви и её назначение. Значение обуви для
здоровья человека.
Уход за обувью.

30.

31.

Что такое «уборка»? Правила проведения уборки.

32.

Правила проведения уборки.

33.

Формирование зрительного
образа «Я».

34.

Формирование различий
между детьми и взрослыми.

нии себя во время приёма пищи.
Узнавание (различение)
предметов и деталей
одежды. Знание назначения предметов одежды.
Знание назначения головных уборов. Различение сезонной одежды.
Знание способов применения разных групп
одежды. Знание мест
хранения одежды. Размещение одежды в шкафу, на вешалках и на
полках.
Узнавание (различение)
предметов обуви. Различение сезонной обуви.
Знание средств ухода за
обувью. Уход за резиновой обувью. Размещение
обуви на длительное
хранение.
Знакомство с понятием
«уборка». Знакомство с
последовательностью
уборки помещения.
Подметание
пола
и
уборка мусора. Удаление
пыли со столов и стульев. Наведение порядка в
шкафах с игрушками.
Умение узнавать себя в
зеркале, на фотографиях
и показывать себя. Умение выражать словами
свои желания и рассказывать об увлечениях.
Выделение близких ребёнку людей.
Поиск ответов на вопросы взрослого «Где мама», «Где бабушка» и
доступных
вариантов
ответа на них.
Закрепление
понятия
«моя семья» и семейных
ролей в ней (мама, сын,
дочь, брат, сестра).

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
14

Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает:
 насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми;
 предметные и сюжетные картинки;
 фотографии с изображением членов семьи ребенка, семейный альбом;
 пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;
 пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при
этом предметов и др.;
 видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
 рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
 обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;
 технические средства: компьютер, видеопроектор;
 зеркала настенные и индивидуальные.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».