РП ОВЗ Речь и альтернативная коммуникация_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
начальных классов
_______ /Симанавичус И.В./
Протокол № 1 от «28»08.2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР:
________/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №______
От « 28 » 08. 2019г.
Директор:
______/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных программ,
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС
НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» от 28.08.2019
года.
Программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» содержит
восемь разделов:
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета (курса).
3) Место учебного предмета (курса) в учебном плане.
4) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса).
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса).
6) Содержание учебного предмета (курса).
7) Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
8) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Общение и коммуникация детей является базисом для дальнейшего развития всей
психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление
психического контакта между людьми. Развитие ребенка осуществляется в процессе общения со взрослым и сверстниками на основе установления эмоционального контакта, который
при определенных условиях постепенно перерастает во взаимодействие, а затем в сотрудничество, заключающегося в том, что взрослый передает ребенку определенные знания, умения, навыки, а ребенок их усваивает. В процессе формирования общения, включенного в
другие виды деятельности, происходит развитие познавательной, эмоционально-волевой
сфер и становление личности ребенка. Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм
общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У
детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена
настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении и развитию сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств
коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная рабо2

та по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в
доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от когнитивных и двигательных возможностей ребенка, формируются коммуникативные умения для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбираются зависимые или независимые способы применения коммуникации, с учетом вклада
партнера в формулирование высказываний человека с нарушениями, а так же формы коммуникации: с помощью вспомогательных устройств (коммуникативные доски, книги, электронные устройства, включающие любые удобные символы, в том числе предметные); и без
помощи вспомогательных устройств, то есть продуцирование знаков с использованием движений собственного тела, например, жест, моргание, прикосновение и т.п. Раздел «Развитие
речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях,
так и на специально организованных занятиях. Задачи по развитию экспрессивной речи
направлены на формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей)
речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной
речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает узнавание образа слова (элементы глобального
чтения), предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма
(исходя из возможностей ребенка).
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ отводится 0,5 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов за весь период обучения. В том числе: 1 кл. – 17ч., 2 кл. – 17ч.,
3кл. – 17ч., 4кл. – 17ч.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью
предметной области – «Язык и речевая практика».
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических
нарушений. Поэтому в содержании обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на первый план выдвигаются ценностные ориентиры:
 ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
 коммуникативные ценности - развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов;
 ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
 ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной
жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой);
3

 ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса)
Личностные результаты освоения включают:
 Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя, как «Я».
 Социально – эмоциональное развитие в процессе обучения.
 Формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками.
 Воспитание желания общаться с уважением с другими педагогами школы.
 Овладение начальными навыками учебы в процессе данного предмета.
 Развитие учебной мотивации в уроках.
 Воспитание желания и трудолюбия к учению.
 Воспитание желания аккуратно выполнять различные виды заданий.
 Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на
уроке.
Предметные результаты:
Пропедевтический уровень
1. Восприятие внимания к себе:
 Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
 Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание
 Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком
контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.
2. Сообщение:
 Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)
3. Накопление речевого опыта:
 Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
4. Узнавание голоса:
 Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
5. Понимание речевых сигналов:
 Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
Базовый уровень
1. Коммуникация с использованием вербальных средств:
 Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением). Умение ответить на вопрос, поддержать диалог, задать вопрос словом (предложением).
2. Коммуникация с использованием невербальных средств:
 Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
 Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.
 Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.
4

 Умение пользоваться системой мануальных знаков
 Умение пользоваться системой графических символов.
 Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения.
3. Импрессивная речь:
 Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.
 Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
4. Экспрессивная речь:
 Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в
соответствии с коммуникативной ситуацией.
 Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.),
собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающие
понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние;
слов, обозначающих число, количество предметов называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Называние (употребление)
простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о
себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, картинки, мнемокартинки).
5. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
 Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них.
 Использование графического, предметного символа или мануального знака для
обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия, состояния для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с ответы на вопросы по содержанию текста, составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям, составление рассказа по одной сюжетной
картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического,
предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.
6. Чтение и письмо:
6.1.
Элементы глобального чтения.
 Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей,
названия предметов, действий.
 Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительное
средства коммуникации.
6.2.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
 Умение узнавать (различать) образы графем (букв).
 Умение производить графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов).
6.3.
Начальные навыки чтения и письма.
 Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
6. Содержание учебного предмета, курса
Пропедевтический уровень
5

Развитие базовых коммуникативных способностей
Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека. Восприятие обращения через тактильные,
зрительные, слуховые раздражители.
Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ответ на
присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.). Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным
способом. Способность поддерживать контакт.
Сообщение. Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
Накопление речевого опыта. Восприятие речевого обращения к себе как приятного.
Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает
лицо и т.д.). Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные).
Узнавание голоса. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей.
Понимание речевых сигналов. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет. Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости.
Базовый уровень
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности
звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником
звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Зависимая коммуникация:
формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
Коммуникация без помощи вспомогательных устройств. Продуцирование знаков с
использованием движений собственного тела. Использование взгляда, жеста, движения. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование коммуникативных досок,
таблиц, книг, электронных устройств. Указывание на графический символ или картинку.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Использование системы жестов и системы символов. Мануальные знаки (жесты).
Элементы жестового языка. Графические символы. Блисс-символы. Пиктографическая идеографическая коммуникация. Картиночные символы коммуникации. Система символов «Виджит». Сигсимволы. Использование картинок. Предметные символы. Тактильные символы.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
6

(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями
учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на
повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим
объект. Обучение в специально организованных- провоцирующих ситуациях. Понимание
простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное
имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание
слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в,
на, под, из, из-за
и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о
себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством мануальных знаков и графических символов при помощи зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
7

транспорт, птицы и др.). Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического символа или мануального знака для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического,
предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.
Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа или мануального знака для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения
числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям
с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического, предметного символа
или мануального знака. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического, предметного символа или
мануального знака
Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа
или мануального знака.
Чтение и письмо
Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов
графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение
звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
Дата
Основные виды
Причина
№
проведения
учебной деятельТема урока
коррекции
урока План Факт
ности
Планирования
обучающихся
1
Введение. Диагностика.
Выполнение
Имена детей.
пальчиковой гимнастики. Установление зрительного
контакта с собеседником. Выполнение одночленных инструкций
учителя. Игра:
«Давай познако8

2

Установление зрительного
контакта с собеседником.
Реагирование на
собственное имя.

3

Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

4

5

6

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания. Бой о помощи.

мимся». Побуждение к речевой
деятельности с
помощью жестов.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Установление зрительного
контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя.
Выполнение одночленных инструкций учителя.
Игра: «Ушки
слушают, глазки
смотрят».
Побуждение к
речевой
деятельности с
помощью жестов.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Установление зрительного
контакта с взрослым. Приветствие
собеседника: жестом, взглядом.
Игра «Поздоровайся с мишкой»,
«Посмотри мишке
в глаза». Развитие
подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие
понимания речи.
Выполнение одночленных инструкций учителя.
Побуждение к
речевой
деятельности с
помощью жестов.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Выражение своих желаний: с использованием взгляда.
Игра «Покажи,
что хочешь». Вы9

7

Выражение согласия
(несогласия).

8
9

Выражение благодарности.
Задавание вопросов
предложением.

полнение речевой
инструкции. Умение выполнять
действия по образцу и по подражанию. Формирование навыков
установления,
поддержания контакта. Игра «Покажи, что хочешь». Побуждение к разговорной
речи с помощью
инструкции.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Выражение согласия (несогласия): жестом
(кивком головы),
звуком. Развитие
подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие
понимания речи.
Формирование
навыков установления, поддержания контакта.
Выполнение
творческих
заданий,
упражнение
«Хочешь
играть?», «Скажи:
«нет», «да»
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Установление зрительного
контакта с взрослым. Поддержание зрительного
контакта с говорящим: при
предъявлении инструкции. Игра
«Глазки смотрят,
ушки слушают».
Выполнение одночленных инструкций учителя.
10

10

Прощание с собеседником
звуком (словом, предложением).

11

Указание взглядом на объект при выражении своих
желаний, ответе на вопрос.

12

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
Ответы на вопросы с использованием жеста.

13

Побуждение к
разговорной речи
с помощью инструкции.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Прощание с собеседником: жестом. Развитие подражания
движениям взрослого; развитие
движений; развитие понимания
речи. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Игры «Помаши
рукой Мишке»,
«Скажи мишке –
«Пока!»
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Выражение своих желаний: с использованием взгляда.
Игра «Покажи,
что хочешь». Выполнение речевой
инструкции. Умение выполнять
действия по образцу и по подражанию. Формирование навыков
установления,
поддержания контакта. Игра «Покажи, что хочешь». Побуждение к разговорной
речи с помощью
инструкции.
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Выражение согласия (несогласия): жестом
(кивком головы),
звуком. Развитие
подражания дви11

14

15

16

17
18

жениям взрослого; развитие движений; развитие
понимания речи.
Формирование
навыков установления, поддержания контакта.
Выполнение
творческих
заданий,
упражнение
«Хочешь
играть?», «Скажи:
«нет», «да»
Выражение своих желаний Выполнение
с использованием графиче- пальчиковой гимского изображения.
настики. ВыражеВыражение своих желаний ние своих желас использованием таблицы ний: с использованием взгляда.
букв.
Выражение своих желаний, Игра «Покажи,
что хочешь». Выблагодарности и др. с исполнение речевой
пользованием карточек с
инструкции. Уменапечатанными словами.
ние выполнять
действия по образцу и по подражанию. Формирование навыков
установления,
поддержания контакта. Игра «Покажи, что хочешь». Побуждение к разговорной
речи с помощью
инструкции.
Различение по именам:
Выполнение
членов семьи.
пальчиковой гимнастики. ФормиСообщение имён членов
рование умения
семьи (учащихся класса,
понимать обрапедагогов класса) посредством напечатанного слова. щенную речь.
Различение по
именам: членов
семьи. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукоподражанию, речевому высказыванию.
12

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда):
кружка, ложка, тарелка.
Понимание слов, обозначающих предмет (мебель):
стол, стул, диван.
Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки): мяч, пирамидка, кубики.
Понимание слов, обозначающих предмет (одежда):
платье, кофта, колготки.
Понимание слов, обозначающих предмет (обувь):
сапоги, тапки, сандалии.
Понимание слов, обозначающих предмет (животные): кошка, собака, медведь.
Понимание слов, обозначающих предмет (птицы):
куры, петух, ворона.
Понимание слов, обозначающих предмет овощи:
помидор, огурец.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой, твой.

Игра «Покажи,
кого я назову»
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Формирование умения
понимать обращенную речь. Работа с предметными картинками
– «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Одежда»,
«Обувь», «Животные», «Птицы», Выполнение
речевой инструкции. Использование по назначению учебных материалов. Выполнение действий по
образцу и по подражанию. Игры с
предметными и
сюжетными картинками. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукоподражанию, речевому высказыванию.
Выполнение заданий совместно с
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения короткие слова. Игры с предметными и сюжетными картинками. С помощью
вербальных и невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукопод13

28

29

30

ражанию, речевому высказыванию.
Понимание слов, обознаВыполнение
чающих действия предмета: пальчиковой гим-пить, -есть, - сидеть, настики. Работа с
спать, - рисовать, - играть, - предметными и
гулять.
сюжетными картинками. Выполнение речевой инструкции. Игры с
предметными и
сюжетными картинками. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукоподражанию, речевому высказыванию.
Понимание простых
Выполнение задапредложений.
ний совместно с
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения короткие слова, предложения.
Игры с предметными и сюжетными картинками. С
помощью вербальных и невербальных средств
общения побуждать учащегося к
звукоподражанию,
речевому высказыванию
Называние (употребление)
Выполнение задапростых по звуковому соний совместно с
ставу слов (мама, баба).
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения слова, корот14

31

Называние (употребление)
отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.

32

Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые
приборы): плита, холодильник.
Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и
др.).
Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности).
Понимание слов, обозначающих предмет (продукты).
Понимание слов, обозначающих предмет (транспорт).

33

34

35

36

37
38

Понимание простых
предложений.
Называние (употребление)

кие предложения.
Использование по
назначению учебных материалов.
Выполнение заданий совместно с
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения звуки, короткие слова. Игры с
предметными и
сюжетными картинками. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукоподражанию, речевому высказыванию
Выполнение
пальчиковой гимнастики. Работа с
предметными картинками – «Бытовые приборы»,
«Школьные принадлежности»,
«Продукты»,
«Транспорт» с
карточками Домана по теме. Игры с
предметными и
сюжетными картинками. Выполнение речевой инструкции. С помощью вербальных и невербальных средств общения побуждать
учащегося к звукоподражанию,
речевому высказыванию.
Выполнение заданий совместно с
учителем. Выпол15

39
40

41

42

43

44

45

46

47

48

49
50
51

52
53

простых предложений.
Понимание содержания
текста.
Называние (употребление)
отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.
Называние (употребление)
простых по звуковому составу слов.

Называние собственного
имени. Называние имён
членов семьи (учащихся
класса, педагогов).
Называние (употребление)
слов, обозначающих предмет.
Называние (употребление)
слов, обозначающих действия предмета.
Называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета.
Называние (употребление)
слов, указывающих на
предмет, его признак.
Называние (употребление)
слов, обозначающих число,
количество предметов.
Называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.
Называние (употребление)
сложных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по
серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о
прошедших, планируемых

нение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения короткие слова, предложения.
Игры с предметными и сюжетными картинками. С
помощью вербальных и невербальных средств
общения побуждать учащегося к
звукоподражанию,
речевому высказыванию
Выполнение заданий совместно с
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения звуки, короткие слова. Игры с
предметными и
сюжетными картинками. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащегося к звукоподражанию, речевому высказыванию.
Выполнение заданий совместно с
учителем. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Выполнение речевой инструкции.
Формирование
умения употреблять в ходе общения слова, корот16

54
55

56
57
58
59
60
61
62

63
64
65

66

событиях.
Составление рассказа о
себе.
Пересказ текста по плану,
представленному графическими.
Изучение звука и буквы:
«А»
Узнавание звука и буквы:
«А»
Различение звука и буквы:
«А»
Изучение звука и буквы:
«У»
Узнавание звука и буквы:
«У»
Различение звука и буквы:
«У»
Образование и чтение слов
из усвоенных звуков
(«АУ», «УА»).
Изучение звука и буквы:
«О»
Узнавание звука и буквы:
«О»
Образование и чтение открытых двух звуковых слоговых структур : («ОМ»,
«АМ», «УМ» )
Образование и чтение открытых двух звуковых слоговых структур : («ОМ»,
«АМ», «УМ» ) Итоговое
повторение.

2 класс
№ дата
Тема раздела, урока
пп
план факт
I четверть – 16 ч.
1 Раздел :«Коммуникация».
1
Слова приветствия, Слова
– прощания.

кие предложения.
Использование по
назначению учебных материалов.
Выполнение заданий совместно с
учителем. Узнавание и различение
напечатанных
букв. Игра с буквой. Работа с кассой букв и слогов.
Чтение открытых
слогов. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащуюся к звукоподражанию, речевому высказыванию. Составление и чтение слогов из разрезной
азбуки. Развитие
предпосылок к
осмысленному
чтению. С помощью вербальных и
невербальных
средств общения
побуждать учащуюся к звукоподражанию, речевому высказыванию.

Основные виды учебной
деятельности

Причины коррекции
планирования

Установление зрительного
контакта с учителем.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без
участия речи:«Цветочек»,
«Свеча» («Задуй свечу»).
Выполнение одночленных
инструкций учителя. Побуждение к речевой деятельно17

2

Реагирование на
собственное
имя.Слова - приветствия, Слова –
прощания.

3

Выражение своих
желаний звуком
(словом, предложением). Обращение
с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом,
предложением).

4

Выражение согласия (несогласия)
звуком (словом,
предложением).

5

Выражение благодарности звуком
(словом, предложением).Слуховой
контакт с собеседником.

6

Ответы на вопросы
словом (предложением). Зрительный

сти с помощью жестов, звукоподражания.
Установление зрительного
контакта с взрослым и
упражненияна развитие речевого дыханиябез участия
речи. Реагирование на собственное имя.
Выполнение инструкций
учителя Побуждение к речевой деятельности с помощью
жестов, звукоподражания.
Побуждение к запоминанию
имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние
школьных принадлежностей.
Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с
просьбой о помощи, выражая
её звуком (словом, предложением). Называние
школьных принадлежностей.
Выполнение одночленных
инструкций учителя. Побуждение к речевой деятельности с помощью жестов, звукоподражания.Выражение
согласия (несогласия) звуком
(словом, предложением).
Работа с сюжетными и
предметными картинками.
Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом,
предложением).Выполнение
одночленных инструкций
учителя. С помощью вербальных средств общения
побуждать учащуюся к звукоподражанию, речевому
высказыванию. Игра «Громко-тихо». Работа с карточками, таблицами, предметными
и сюжетными картинками,
натуральными предметами.
Выполнение одночленных
инструкций учителя. Ответы
на вопросы словом (предло18

контакт с
собеседником.

7

8

9

10

11

12

жением). Побуждение к речевой деятельности с помощью жестов, звукоподражания Работа с карточками, в
прописи, с пластилином.
Задавание вопросов Прослушивание сказки
предложением.
«Маша и медведь». Работа с
Эмоциональный
сюжетными и предметными
контакт с собеседкартинками. Побуждение к
ником.
речевой деятельности с помощью жестов, звукоподражания Работа с карточками,
в прописи.
Задавание вопросов Приветствие друг друга жепредложением.
стом, пиктограммой, словом.
Поддержание диаЗадавание вопросов предлолога на заданную
жением. Поддержание диатему.
лога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником.
Ознакомление со средствами
выражения приветствия друг
друга, выражения прощания.
Сотрудничество в
Выполнение одночленных
общении. Прослуинструкций учителя. Прошивание сказки
слушивание сказки «Тере«Теремок».
мок». Называние, узнавание
героев и их действий с опорой на картинки.
Коллективная аппликация.
Сотрудничество в
Слушание звуков, различных
общении. Составпо громкости и направлеление вопросов и
нию. Игры на коммуникаответов.
цию. Работа с предметными
картинками. Работа в
тетради.
Указание взглядом
Игры и упражнения на разна объект при вывитие речи и коммуникации
ражении своих же- без участия речи.
ланий, ответе на
Называние предметов и их
вопрос.
действий с опорой на сюОзнакомление со
жетные и предметные карсловом жестом.
тинки совместно с учителем.
С помощью вербальных и
невербальных средств общения побуждать учащихся к
звукоподражанию, речевому
высказыванию. Работа с
символами и жестами.
Привлечение вниРабота с сюжетными и
мания звучащим
предметными картинками,
предметом. Имита- звучащими предметация звуков окруми.Спомощью вербальных и
жающей среды ре- невербальных средств обще19

чевыми звуками.

13

Приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы с
использованием
жеста.

14

Выражение жестом
согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия),
благодарности,
своих желаний;

15

Прослушивание
потешек. Выражение жестом действия и желания
героев. Обводка по
шаблону
геометрических
фигур, штриховка.
Выражение жестом
речевых
высказываний.

16

2четверть
17

ния побуждать учащуюся к
звукоподражанию, речевому
высказыванию. Игры со
звуками по картинкам.
Привлечение внимания:
изображениями.Выполнение
устной инструкции: рассмотреть две картинки и закрыть ладошкой ту, о которой рассказывает взрослый.Побуждение к разговорной речи с помощью изображений.Выполнение графических заданий.
Игры с предметными и сюжетными картинками («Мы
чистюли», «Мы идём гулять», «Можно и нельзя»).
Побуждение ребёнка к разговорной речи. Работа
символами и жестами.
Выполнение речевой инструкции. Игра «Гости»
Звукоподражание голосам
животным: слова-слоги –
подражания (му, ав-ав, мяу).
Работа в тетради.
Работа с сюжетными и
предметными картинками.
Побуждение к разговорной
речи, звукоподражанию, речевому высказыванию.
Работа с символами и
жестами. Игры с картинками.

Повторение
пройденного
материала

Работа с сюжетными и
предметными картинками.
С помощью вербальных и
невербальных средств общения побуждать учащуюся к
звукоподражанию, речевому
высказыванию. Игры со
звуками по картинкам.
Работа в тетради.
2. Раздел: Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
18
Понимание проПредметные картинки. Натустых по звуковому
ральные предметы. Указание
составу слов (мама, на предметы-игрушек. Выдепапа, дядя и
ление игрушек из различных
др.).Реагирование
предметов. Игры со звуками
на собственное
по картинкам. Работа в
20

19

20

21

22

23

24

25

имя.Узнавание
(различение) имён
членов семьи, учащихся класса, педагогов.Слова, обозначающие предметы- игрушки.
Понимание слов,
обозначающих
предмет (посуда)

тетради.

Предметные картинки. Натуральные предметы. Называние предметов-посуда. Выделение посуды из различных предметов. Игры со звуками по картинкам. Работа в
тетради. Пластилин.
Понимание слов,
Предметные картинки. Натуобозначающих
ральные предметы. Называпредмет (мебель)
ние предметов-мебель. Выделение мебели из различных предметов. Игры со звуками по картинкам. Работа в
тетради. Аппликация.
Понимание слов,
Предметные картинки.
обозначающих
Называние предметовпредмет (животживотные. Выделение жиные)
вотных из различных предметов. Игры со звуками по
картинкам. Работа в тетради.
Раскрашивание.
Понимание слов,
Предметные картинки.
обозначающих
Называние предметов- пропредмет (продукты) дукты. Выделение продуктов
из различных предметов.
Игры со звуками по
картинкам. Работа в тетради.
Раскрашивание.
Понимание слов,
Предметные картинки.
обозначающих
Называние предметов - овопредмет (овощи)
щи. Выделение овощей из
различных предметов. Игры
со звуками по картинкам.
Работа в тетради. Мозаика.
Понимание слов,
Предметные картинки.
обозначающих
Называние предметов предмет (фрукты)
фрукты. Выделение фруктов
из различных предметов.
Игры со звуками по
картинкам. Работа в тетради.
Пазлы.
Понимание слов,
Предметные картинки.
обозначающих
Называние предметов –
предмет (школьные школьные принадлежности.
принадлежности)
Выделение школьных принадлежностей из различных
предметов. Игры со звуками
21

26

Понимание слов,
обозначающих
предмет (одежда)

27

Понимание слов,
обозначающих
предмет (обувь)

28

Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
(цвет)

29

Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
(величина).

30

Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
(величина).

31

Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
(форма).

32

Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
(цвет, величина,
форма).

3четверть
33

Прослушивание
сказки «Колобок».
Условно – графическая фиксация

по картинкам. Работа в
тетради. Пазлы.
Предметные картинки.
Называние предметов одежда. Выделение одежды
из различных предметов. Игры со звуками по картинкам.
Работа в тетради. Мозаика из
разрезных картинок.
Предметные картинки.
Называние предметов –
обувь. Выделение обуви из
различных предметов. Игры
со звуками по картинкам.
Работа в тетради.
Раскрашивание.
Предметные картинки. Геометрические фигуры. Называние признака по цвету.
Выделение предмета по
цвету. Составление узора по
образцу.
Предметные картинки. Геометрические фигуры. Называние величины: большой,
маленький; больше –меньше.
Выделение предмета по
величине. Составление узора
по образцу.
Предметные картинки. Геометрические фигуры. Называние величины: большой,
маленький; больше –меньше.
Выделение предмета по
величине. Составление узора
по образцу.
Предметные картинки. Геометрические фигуры. Называние формы: круглый,
квадратный, треугольный.
Выделение предмета по
форме. Работа с шаблоном.
Предметные картинки. Геометрические фигуры. Называние цвета, величины, формы. Выделение и называние
предмета по форме, цвету,
величине. Работа с шаблоном.
Слушание сказки «Колобок».
Работа с сюжетными картинками. Рассказывание сказки с
помощью учителя с опорой
22

слов.
34

Подбор слов к картинкам на сюжет
сказки «Колобок»

35

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(пить)

36

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(есть)

37

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(сидеть)

38

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(стоять)

39

Понимание слов,
обозначающих действия предмета (бегать)

40

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(спать)

41

Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(рисовать)

на графические иллюстрации. Работа в тетради.
Слушание сказки «Колобок».
Работа с сюжетными картинками. Побуждение к речевым
высказыванием. Работа в
тетради.
Предметные и сюжетные
картинки. Называние действий. Выделение и называние действия. Побуждение
к речевым высказываниям,
жестам. Работа с шаблоном,
пиктограммой.
Предметные и сюжетные
картинки. Называние действий. Выделение и называние действия- есть. Побуждение к речевым высказываниям, жестам. Работа в
тетради, с пиктограммой.
Предметные и сюжетные
картинки. Речевая разминка.
Называние действий. Выделение и называние действия- сидеть. Побуждение к
речевым высказываниям,
жестам. Работа в тетради.
Игры на коммуникацию.
Называние действий. Выделение и называние действия- стоять. Побуждение к
речевым высказываниям, жестам. Работа в тетради, с
пиктограммой.
Игры на коммуникацию.
Называние действий. Выделение и называние действия- бегать. Побуждение к
речевым высказываниям, жестам. Работа с пиктограммой, в тетради.
Игры на коммуникацию.
Называние действий. Выделение и называние действия- спать. Побуждение к
речевым высказываниям,
жестам. Работа в тетради.
Игры на коммуникацию.
Называние действий. Выделение и называние действия- рисовать. Побуждение
к речевым высказываниям,
жестам. Работа с пиктограм23

42

Прослушивание
сказки «Мышонок
и карандаш» Рисование фигур по
трафарету.
Понимание слов,
обозначающих действия предмета
(играть)

мой, в тетради.
Слушание сказки. Работа с
картинками. Работа с палочками. Работа с пиктограммой, в тетради.

Игры на коммуникацию.
Называние действий. Выделение и называние действия- играть. Побуждение к
речевым высказываниям, жестам. Работа с пиктограммой, в тетради.
44
Понимание слов,
Игры на коммуникацию.
обозначающих дей- Называние действий. Выдествия предмета (
ление и называние дейгулять).
ствия- гулять. Побуждение к
речевым высказываниям, жестам. Работа с пиктограммой, в тетради.
45
Понимание слов
Сюжетные картинки. Кар«спасибо», «пожаточки. Разыгрывание сюжетлуйста», «извинино-ролевых игр.
те».
Раскрашивание.
46
Понимание слов,
Звукоподражание. Игры на
обозначающих
коммуникацию, речевые выпредмет.
сказывания. Узнавание словпредметов. Карточки, прописи.Побуждение к разговорной речи.
47
Понимание слов,
Звукоподражание. Игры на
обозначающих
коммуникацию, речевые выпризнак предмета.
сказывания. Узнавание словпризнаков предмета. Карточки, прописи.Побуждение
к разговорной речи.
48
Понимание слов,
Звукоподражание. Игры на
обозначающих
коммуникацию, речевые выдействия предмета. сказывания. Узнавание словдействий предмета. Карточки, прописи.Побуждение к
разговорной речи.
3 раздел – Чтение и письмо.
49
Узнавание (разлиСюжетные и предметные
чение) напечатанкартинки. Определение карных слов, обознатинок по заданию. Игры на
чающих имена де- общение. Узнавание (разлитей.
чение) напечатанных слов,
обозначающих имена детей
(Ульяна, Кирилл) Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.Работа в прописи.
43

24

50

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия
предметов.

51

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действий.

52

Узнавание, конструирование и выделение буквы
(звука)Аа.

4четверть
53

54

Путешествие в зоопарк. Узнавание,
конструирование и
выделение буквы(звука)Уу.

Поездка на дачу.
Узнавание, конструирование и выделение буквы
(звука)Мм.

Сюжетные и предметные
картинки. Определение картинок по заданию. Игры на
общение. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих названия
предметов. Использование
карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.Работа в прописи.
Сюжетные и предметные
картинки. Определение картинок по заданию. Игры на
общение. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих действия. Использование карточек с
напечатанными словами как
средства коммуникации.Работа в прописи.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на
звук А (аквариум, абрикос,
автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным
изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых
имеется или не имеется звук
А.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на
звук У (утка, ухо, Ульяна и
т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и
строчным изображением.
Формирование умения дифференцировать предметные
изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.
Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама,
машина, магазин, мышка и
т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и
строчным изображением.
Формирование умения дифференцировать предметные
изображения, в названии которых имеется или не имеет25

55

Путешествие по
сказкам. Узнавание, конструирование и выделение
буквы (звука) Оо.

56

Узнавание, конструирование и выделение букв Аа,
Уу, Мм, Оо.

57

Мой город. Узнавание, конструирование и выделение
букв Аа, Уу, Мм,
Оо.

58

Называние слов,
обозначающих
предмет: игрушки.

59

Называние слов,
обозначающих
предмет: посуда.

60

Называние слов,
обозначающих
предмет: мебель.

61

Называние слов,
обозначающих
предмет: животные.

ся звук М.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на
звук О (окно, обезьяна, очки,
Оля и т.д.), выделение звука
О, соотнесение с печатным и
строчным изображением.
Формирование умения дифференцировать предметные
изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.
Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соо тносить
их с графическим изобра жением.
Знакомство с иллюстрациями достопримечательностями города. Закрепление знакомых звуков с графическим
изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки
и соотносить их с графическим изображением.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию игрушек. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию посуды. Слушание звуков.
Аппликация. Работа в
прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию мебели. Слушание звуков.
Пластилин. Работа в
прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию жи26

62

Называние слов,
обозначающих
предмет: овощи.

63

Называние слов,
обозначающих
предмет : фрукты.

64

Называние слов,
обозначающих
предмет: школьные
принадлежности.

65

Прослушивание
сказки «Курочка
Ряба». Обводка по
контуру с последующим раскрашиванием
Называние слов,
обозначающих
предмет : одежда.

66

67

Называние слов,
обозначающих
предмет : обувь.

68

Обобщающий урок
за год

вотных. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
овощей. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
фруктов. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
школьных принадлежностей. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Слушание сказки. Работа по
сюжетным и предметным
картинкам. Задания на коммуникацию. Работа в прописи и тетради.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
одежды. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
обуви. Слушание звуков.
Работа в прописи.
Речевая разминка. Предметные картинки. Игровые задания. Побуждение к разговорной речи, называнию
обуви. Слушание звуков.
Работа в прописи

3 класс

27

№
уро
ка

Дата
проведения
План

Тема урока

Факт

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Причина
корректировки
планирования

1 четверть(16ч)

1.

Установление
контакта с
собеседником.

2.

Реагирование
на собственное
имя.

3.

Приветствие
собеседника
жестом –
словом.

4

5

6

Прощание с
собеседником
жестом – словом.

Привлечение к
себе внимания
жестом – словом.

Выражение
своих желаний
жестом – словом.

7

Обращение с
просьбой о помощи жестом –
словом.

8

Выражение согласия – несогласия жестомсловом

Овладение начальными навыками адаптации к школе,
школьному коллективу;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющимся и развивающем
мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных формах
общения
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
разные точки зрения и право
каждого иметь и излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
разные точки зрения и право
каждого иметь и излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
разные точки зрения и право
каждого иметь и излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
разные точки зрения и право
каждого иметь и излагать свое
мнение и аргументировать
28

свою точку зрения и оценку событий;

9

10

11

12

13

14

15

16

Выражение
благодарности
жестом –
словом.
Наша речь.
Слово, слог как
часть слова.
Слова,
отличающиеся
одним звуком.
Составление
предложений
из двух, трёх
слов.
Составление
предложений
из двух, трёх
слов.
Письмо
Умение вычленять звуки из
изученных
слова и правильно их произнобукв.
сить, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначение на письме и в назывании
твердых и мягких согласных
звуков;
Усвоение
Письмо изученных
букв. гигиенических требований при письме. Выработка
правильной осанки, наклонного
расположения тетради на парте
и умения держать карандаш и
ручку при письме и рисовании.
Списывание
слов и предложений с печатного текста.

Усвоение гигиенических требований при письме. Выработка
правильной осанки, наклонного
расположения тетради на парте
и умения держать карандаш и
ручку при письме и рисовании.

2четверть(14ч)

17

18

Слова, обозначающие признак действия,
состояние
(громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело,
грустно)
Слова, обозна-

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных
(твердых и мягких, глухих)

Представление о звуке, различение на
29

19

20

21

22

чающие признак действия,
состояние
(громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело,
грустно)
Слова, указывающих на
предмет, его
признак (я, он,
мой, твой)
Слова, указывающих на
предмет, его
признак (я, он,
мой, твой)
Слова, обозначающие число,
количество
предметов
(пять, второй и
др.)
Слова, обозначающие число,
количество
предметов
(пять, второй и
др.)

23

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении
(в, на, под, из,
из-за и др.)

24

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении
(в, на, под, из,
из-за и др.)

25

слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих)

Называние
(употребление)
простых
предложений

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

30

26

27
28
29
30

Подготовка к
контрольной
работе № 1
Подготовка к
контрольной
работе № 1
Контрольная
работа № 1
Работа над
ошибками
Повторение
изученного

3 четверть (22ч)

31

Звуки гласные
и согласные.

32

Звуки гласные
и согласные.

33

Различение
гласных и согласных звуков.

34

Различение
гласных и согласных звуков

35

Звуки б–п.
Чтение, написание слов с
этими согласными

36

Звуки б–п.
Чтение, напи-

Узнавание их по характерным
признакам (изолированно и в
составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением
гигиенических норм.
Овладение первичными
навыками клавиатурного
письма.
Узнавание их по характерным
признакам (изолированно и в
составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Самостоятельный подбор слов
с заданным звуком, нахождение
соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных
(твердых и мягких, глухих
Выделение в словах отдельных
звуков (гласных и согласных),
слого-звуковой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности),
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву,
31

сание слов с
этими согласными

37

Звуки в-ф.
Чтение, написание слов с
этими согласными.

38

Звуки в-ф.
Чтение, написание слов с
этими согласными

39

Звуки в-ф.
Чтение, написание слов с
этими согласными

40

Звуки д-т. Чтение, написание
слов с этими
согласными

41

Звуки д-т. Чтение, написание
слов с этими
согласными

42

Звуки г-к. Чтение, написание
слов с этими
согласными.

43

Звуки г-к. Чтение, написание
слов с этими
согласными.

44

Звуки з-с. Чтение, написание
слов с этими

чтение слогов с изученными
буквами.
Самостоятельный подбор слов
с заданным звуком, нахождение
соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями
Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением
слова.
Различение слова и
предложения.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных
(твердых и мягких, глухих
Выделение в словах отдельных
звуков (гласных и согласных),
слого-звуковой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности),
Выделение ударных слогов,
соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его слого -звуковую структуру
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву,
чтение слогов с изученными
буквами.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких
предложений.
Выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его слого -звуковую структуру
Составление из букв и слогов
разрезной азбуки слов (после
предварительного слого32

согласными

45

46

47

48

49

50

звукового анализа, а затем и без
него).

Звуки з-с. Чтение, написание
слов с этими
согласными
Звуки ж-ш.
Выделение ударных слогов, соЧтение, напиотнесение слышимого и произсание слов с
носимого слова со схемойэтими согласмоделью, отражающей его слоными.
го -звуковую структуру
Чтение
слогов-слияний
с ориЗвуки ж-ш. Чтение,
написание
слов с
ентировкой на гласную букву,
этими согласными.
чтение слогов с изученными
буквами.
Артикулярно
сходные согласные (р-л).
Написание
слов с этими
согласными
Артикулярно
сходные согласные (р-л).
Написание
слов с этими
согласными.

Чтение, написание слов с
согласными ц,
ч, щ.

51

Чтение, написание слов с
согласными ц,
ч, щ.

52

Практические
упражнения в
чтении и написании слов.

53

Практические
упражнения в
чтении и написании слов.

Составление из букв и слогов
разрезной азбуки слов (после
предварительного слогозвукового анализа, а затем и без
него).
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких
предложений.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением
гигиенических норм.
Овладение первичными
навыками клавиатурного
письма.
Самостоятельный подбор слов
с заданным звуком, нахождение
соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями
Составление из букв и слогов
разрезной азбуки слов (после
предварительного слогозвукового анализа, а затем и без
него).
Подготовительное упражнение
для развития глазомера, кисти
руки и мелких мышц пальцев:
обводка и штриховка контуров,
33

соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным
движением руки Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и
на пространстве классной доски.
4четверть(16ч)

55

56

57

58

59

60

61

62

63

Большая буква
в именах людей.

Большая буква
в именах людей.
Большая буква
в фамилиях
людей.
Большая буква
в фамилиях
людей.
Составление и
запись предложений с
именами, фамилиями людей.
Составление и
запись предложений с
именами, фамилиями людей.
Большая буква
в кличках животных.
Большая буква
в кличках животных.
Написание
большой буквы
в кличках животных

Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением
слова.
Различение слова и
предложения.

Слог, ударение. Деление слов
на слоги; определение количества слогов в слове. Чтение
предложений, состоящих из
двух трех слов.
Деление слов на слоги; определение количества слогов в слове. Чтение предложений, состоящих из двух трех слов

34

64

65

66

67

68

Написание
большой буквы
в кличках животных
Составление
предложений
по картинкам.
Составление
предложений
по картинкам.
Составление и
запись предложений по
заданным картинкам
Годовая
контрольная
работа.

Деление слов на слоги; определение количества слогов в слове. Чтение предложений, состоящих из двух трех слов

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы предмета «Речь и альтернативная коммуникация» материально-техническое обеспечение включает:
1. Ноутбук, проектор.
2. Диск «Большая детская энциклопедия».
3. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
4. Технические средства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства,
синтезирующие речь (например, Apple iPad и др.).
5. Информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы и
программы для коррекции различных нарушений речи.
6. Аудио - сказки («Теремок», «Колобок») и видеоматериалы.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».