РП ОВЗ Окружающий социальный мир 2019_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из
реестра примерных основных общеобразовательных
программ,
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.
Свирск» от 28.08.2019 года.
Программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» содержит 8 разделов:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обучение детей жизни в обществе, социальное развитие является одним из главных
направлений обучения и воспитания. Основополагающим в процессе социализации ребенка с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
множественными нарушениями является развитие представлений о себе. С него начинается
приобщение к социальному миру и построение отношений с другими людьми. С другой стороны, именно в процессе социального взаимодействия учащиеся получают представления о
себе. Параллельно проводится работа по формированию у обучающихся готовности к усвоению способов общественного опыта, а именно: совместные действии ребенка и взрослого,
подражание действиям взрослого, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (пробы, соотнесение, зрительная ориентировка). Получение социального опыта
организуется в форме эмоционально-окрашенного личностного взаимодействия с учащимися, и включает формирование способов взаимодействия сначала в ближнем социуме – семье
и школе, с последующим расширением и осмыслением социальных контактов: «двор», «город» и т.д. Обучение направлено на формирование максимально возможной социальной активности и самостоятельности обучающихся, возможности их наиболее полного включения
в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, формирование
общепринятых способов социального взаимодействия.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
 формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними),
 формирование способов социального взаимодействия.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок
учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ори-

ентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том,
что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования
(парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Обучение по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предусматривает
включение следующих разделов: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Транспорт», «Город», «Предметы быта», «Традиции, обычаи»,
«Страна».
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно
– ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными
нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью
и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых
образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных
социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться
в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу,
различать многие важные объекты и т.д.
Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной
для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является
тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет
один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с
расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением
рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.
В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание
ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» учебный предмет «Окружающий
социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части
учебного плана. Данный учебный предмет изучается с 1 по 4 класс.
Общий объём учебного времени в с 1-4 класс – 0,5 ч/нед.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)

Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а
также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса)
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Программа учебного предмета должна содержать только личностные и
предметные результаты.
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных
в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о
деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и
т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Опыт конструктивного
взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уро-

ках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить
отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать,
проявлять внимание. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих
и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь,
на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия. Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно
символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
6. Содержание учебного предмета (курса)
Школа. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений
школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной
территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил
поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш,
точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение
выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь,
потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение)
помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего
домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание
(различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности
и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуа-

ции в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов
(крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные),
электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая,
минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование
(связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов
мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения
предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил
хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе
рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки
(приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание
(различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления)
мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и
бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий
горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).
Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется,
мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги,
фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узна-

вание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание
предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани
(мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы
посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.),
здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей
территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств
организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка
(«зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение)
правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
(например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник
героям-десантникам и др.).
Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного
транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства.
Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с
профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики
и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.
Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание
прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих
личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
Причина
Дата
Основные виды учебной
№
корректировки
Тема урока
деятельности обучаюпланирования
план факт
щихся
3 четверть
1. Школа. Учебные вещи (2ч)
1
Школа. Школьное здание.

2

Классная комната. Учебные
вещи и их назначение.

2.Квартира, дом, двор (4ч)
3
Дом. Части дома. Какие бывают дома?

4

Квартира. Помещения квартиры.

5

Ориентация в помещениях
своего дома.

6

Двор. Территория двора.
Ориентация во дворе.

Игры на ориентирование в помещении, в
классе, его зонах и в местах
расположения
учебных принадлежностей.
Узнавать
педагогов,
учителей, одноклассников. Формирование знаний о классной комнате.
Формирование умения
ориентироваться в классе. Иллюстрационный
материал на знание правил учебного поведения.
Представление о частях
дома. Игры на ориентацию в помещениях своего дома. Иллюстрационный материал на
формирование
представления о типах домов, о местах общего
пользования в доме.
Представления о собственной квартире как
о месте жительства, о
виде и функциях помещений квартиры, о частях квартиры.
Игры на ориентацию в
помещениях своего дома. Иллюстрационный
материал на формирование представления о
типах домов, о местах
общего пользования в
доме, о предметах мебели.
Экскурсии по формированию представления о
территории двора, ори-

ентации во дворе.
3. Предметы быта (3ч)
7
Электроприборы (телевизор,
утюг и др.) Правильное
пользование электроприборами.

8

Убранство дома. Мебель.
Для чего нужна мебель?

9

Посуда. Какая посуда бывает? Правильное пользование
посудой.

Узнавание электробытовых приборов. Навыки пользования электроприборами,
алгоритм
включения/включения, навыки
техники безопасности
при пользовании электробытовым прибором.
Различение предметов
мебели. Знание назначения предметов мебели.
Узнавание
предметов
посуды. Знание назначения предметов посуды,
использование
предметов посуды по
назначению, алгоритм
пользования.

4 четверть
4. Предметы и материалы, изготовленные человеком (3ч)
10
Действия с материалами Выполнение серий дей(пересыпание – крупы, пес- ствий с предметами по
ка, комкание бумаги, разма- алгоритму: игры с возывание – краски, размина- дой, пересыпание круние в руках пластичных ма- пы, песка, комкание бутериалов).
маги, размазывание –
краски, разминание в
руках пластичных материалов.
11
Действия с предметами: за- Использование предмехват, удержание, вынимание тов (столовых приборов
из ёмкости, складывание в и посуды, предметов
ёмкость, поднимание, пере- мебели,
материалов
кладывание, встряхивание, (бумага, клей, пластивставление
(стаканчиков, лин, краски и пр.), игшариков и пр).
рушек,
инструментов
(карандаш,
ножницы,
кисточка и пр.), соблюдение правил безопасности при работе с материалами и инструментами.
12
Свойства стекла (прозрач- Знание свойств стекла
ность, хрупкость).
(прозрачность,
хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных
из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки и
др.). Соблюдение пра-

вил безопасности при
обращении с предметами, изготовленными из
стекла.
5. Город (2ч)
13

Представление об улицах,
площадях, зданиях родного
города.

Безопасное поведение на
дороге.

14

6. Транспорт (3ч)
15

Представления о транспорте
(машина, автобус, поезд,
троллейбус).

16

Различение общественного
транспорта.

17

Формирование представлений о профессиях водителя,
кондуктора.

2 класс
№
Дата проТема урока
уроведения
ка
План Фа
кт
3четверть
1.
Убранство дома.

2.

Предметы мебели.

3.

Сервировка стола (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож).
Сервировка стола (тарелка,

4.

Экскурсионноориентированные действия в городе: умение
находить
остановки
общественного транспорта, магазины. Соблюдение правил поведения в общественных
местах.
Определять социальные
роли людей (пассажир,
пешеход). Соблюдение
правил поведения на
улице.
Иллюстрационный материал на формирование знаний наземного,
воздушного,
водного,
космического транспорта.
Представление об общественном и специальном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным
транспортом.
Формирование навыков
сюжетноотобразительной игры в
транспорт.

Виды учебной деятельности учащихся

Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,
плакатах.
Просмотр и обсуждение презентации
Узнавание и называние данных вещей.
Различие между ними
Слушают
учителя,

Причины
коррекции
планирования

5.

стакан, кружка, ложка, вилка, нож).
Предметы посуды, предназначенные для приготовления пищи.

6.

Электроприборы (телевизор, магнитофон).

7.

Электроприборы (утюг,
лампа, вентилятор, обогреватель).
Электроприборы (микроволновая печь, тостер,
блендер, электрический
чайник, фен).
Электроприборы (микроволновая печь, тостер,
блендер, электрический
чайник, фен).
Часы.

8.

9.

10.

4четверть
11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

3 класс
№
Дата провеурока
дения
План Факт

Электронные устройства
(телефон, компьютер,
планшет).
Электронные устройства
(телефон, компьютер,
планшет).
Предметы домашнего обихода и их использование в
повседневной жизни.
Предметы домашнего обихода и их использование в
повседневной жизни.
Двор.

Благоустройство квартиры
(отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение).
Поведение в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Тема урока

выполняет задания по
образцу
Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,
плакатах.
Узнавание и называние данных вещей.
Различие между ними
Просмотр и обсуждение презентации
Слушают
учителя,
выполняет задания по
образцу
Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,
плакатах.
Слушают
учителя,
выполняет задания по
образцу
Узнавание и называние данных вещей.
Различие между ними
Просмотр и обсуждение презентации
Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,
плакатах.
Узнавание и называние данных вещей.
Различие между ними
Слушают
учителя,
выполняет задания по
образцу
Просмотр и обсуждение презентации
Слушают
учителя,
выполняет задания по
образцу
Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Причины
корректировки
планирования

3 четверть
1.

Школа. Школьные принадлежности.

2.

Предметы быта. Посуда.

3.

Предметы быта. Столовые
приборы.

4.

Предметы быта. Разделочная доска.

5.

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор), кухня.

Обследование пальцами рук кисточки
для рисования, красок, пластилина, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Поиск глазами на столе
школьных
принадлежностей. Работа с
художественными
изображениями
школьных
принадлежностей. Слушание
детских песенок про
школу. Чтение сказки.
Обследование пальцами рук и глазами
тарелки и кружки
пластмассовые
и
стеклянные. Работа с
художественными
изображениями
тарелки и кружки. Ролевая игра «Накорми
куклу». Чтение детских стихотворений
про посуду.
Обследование пальцами рук и глазами
ножа (пластикового),
ложки деревянной и
алюминиевой. Работа
с художественными
изображениями ложки
и ножа. Игра «Возьми
ложку»,
«Возьми
нож». Чтение детских
стихотворений
про
столовые приборы.
Понятие: разделочная
доска. Обследование
пальцами рук разделочной доски, рассматривание ее глазами. Назначение разделочной доски. Упражнение «Дай разделочную доску», «Возьми
разделочную доску».
Работа с художественными изображениями мебели для

6.

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет).

7.

Предметы быта. Мебель.

8.

Город. Знакомство с профессиями.

9.

Традиции, обычаи. Международный женский
день.

10.

Город. Знакомство с профессиями. Профессия мамы и папы.

прихожей и кухни.
Узнавание
бытовой
техники по картинкам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про столовую).
Работа с художественными изображениями мебели для
ванной комнаты и санузла. Узнавание и
называние предметов
ванной комнаты. Чтение фрагмента сказки
«Мойдодыр».
Понятие: стол, стул,
шкаф, кровать. Работа
с
художественным
изображением мебели.
Сопоставление художественного изображения и игрушечной
модели
реального
предмета мебели. Игра «Найди шкаф»,
«Найди стул», «Найди
стол», «Найди кровать». Чтение сказки.
Просмотр фрагмента
мультфильма, в котором
рассказывается
про профессии. Работа с художественными
изображениями профессий. Игра в ролевые игры, отображающие
профессиональную
деятельность: повар, дворник.
Слушание
детских
песенок.
Я-девочка. Обследование пальцами рук
несколько видов цветов, рассматривает их,
сравнивает их по запаху. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение
стихотворений.
Просмотр видеозаписи с «посланиями» от
членов семьи. Пробу-

ем ответить на вопросы «Это мама?», «Это
папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение.
Знакомство с профессиональной деятельностью
родителей.
Работа с художественными изображениями
профессиональной деятельности
родителей.
4 четверть
11.

Страна. Мой город.

12.

Транспорт. Знакомство с
автобусом.

13.

Продукты питания.
Напитки: вода, сок.

14.

Продукты питания. Полезная еда.

15.

Квартира, дом, двор.
Двор. Детская площадка.

Слушание гимна
страны. Понятие: столица. Слушание песен
о родном городе. Просмотр видеоролика о
родном городе.
Обследование пальцами рук игрушечной
модели автобуса, рассматривание ее. Работа с художественным
изображением автобуса. Чтение детских
рассказов об автобусах и водителях. Игра
«Прокати
автобус».
Знакомство с профессией водителя. Ролевая игра «Водитель
автобуса».
Знакомство с технологией приготовления
сока. Ученик с помощью учителя наливает
в кружку воду, пробует
самостоятельно
пить из бутылочки
для питья. Ученик с
помощью
учителя
пробует
пить
из
кружки.
Знакомство с понятием «полезно» «вредно». Знакомство с
профессией «повар».
Соотнесение картинок
с понятием о здоровом питании.
Экскурсия во двор, на
детскую площадку (с

16.

Обращение с кухонным
инвентарем. Посуда для
приготовления пищи: кастрюля, сковорода.

17.

Город. Знакомство с профессиями: врач, пожарный.

учетом возможностей
здоровья). Обследование скамейки, газона
(траву),
песочницы,
качели.
Слушание
звуков детской площадки: песок падает
на дерево, качели
скрипят, голоса других детей; птицы на
улице поют. Ученик
при помощи учителя и
родителей
пробует
покачаться на качели
(с учетом возможностей здоровья).
Работа с художественными изображениями кастрюли и
сковороды. Различение кастрюли и сковороды.
Уточнение
назначения кастрюли
и сковороды. Ученик
пробует с помощью
учителя
поднимать
кастрюля двумя руками, а сковородку держать за ручку.
Просмотр фрагмента
мультфильма, в котором рассказывается
про профессии. Работа с художественными
изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры,
отображающие профессиональную деятельность: врач, пожарный. Слушание
детских песенок.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы
с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные
фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По
возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое

мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям)
выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях,
предоставляющих услуги населению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».