РП ОВЗ Музыка и движение 2019_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка и движение»
адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных программ,
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании письма МО РФ № 08-1786 от 28.10.2015г «О
рабочих программах».
Программа
по
предмету
«Музыка
и
движение»
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для детей 1-4 классов с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) содержит:

1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
для детей 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) (из реестра примерных основных общеобразовательных программ, Протокол
от 22.12.2015г. № 4/15).
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из
важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут
ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными
способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к
подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Цель обучения – стимуляция к определенной самостоятельности проявлений
минимальной творческой индивидуальности, формирование предпочтений, интересов,
потребностей, вкусов учащихся.
Основная задача состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ученику
научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на
музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений, дать возможность
доступным образом использовать музыкальные инструменты как средство самовыражения.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается
как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается способность не только
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, игре на
музыкальных инструментах, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение»,
«Игра на музыкальных инструментах», «Движение под музыку».
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек,
колокольчиков и т.д.).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями
коррекционно-развивающей области.
2

Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов игровой
деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:
музыкально-ритмические движения;
упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
вокальные упражнения.
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых
положены многократные повторения умственных и практических действий заданного
содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от
обучающейся соблюдения четких правил.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» в 1
классе – 0,5 часов в неделю, 33 учебных недели, всего 16,5 часов; 2-4 классы - 0,5 часов в
неделю, 34 учебных недели, всего 17 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Ценностные ориентиры изучения предмета «Музыка и движение» ограничиваются
ценностью истины. При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений
необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства:
говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность,
патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса)
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
3

«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и
т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели
в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные планируемые результаты:
- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;
- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане,
металлофоне и др. инструментах.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
4

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном
этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
6. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс
Слушание музыки.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного
характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
5

Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев,
проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Пение.
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе
элементарного овладения певческим дыханием.
Певческий диапазон (ре1 — си1).
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация
внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на
специальных ритмических упражнениях.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни
напевного характера.
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом
и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста.
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен,
треугольник).
Игра на музыкальных инструментах
Расширять знакомство с простейшими звуко-шумовыми музыкальными инструментами
и их звучанием: маракас, бубен, колокольчик, барабан ( по выбору педагога). Закреплять
слушание и различение контрастных по звучанию музыкальные инструменты. Продолжать
обучать игре на простейших музыкальных инструментах:
- трясти маракасом, погремушкой
- ударять ладонью по барабану
Движение под музыку
Закреплять умение музыкально – ритмически двигаться в играх под музыку:
- ходить и бегать,
- двигаться по кругу, взявшись за руки, хлопать в ладоши,
- топать, стоя на месте
- выполнять простейшие танцевальные движения: кружится, поворачиваться в стороны
и др.
Водить хоровод вместе со взрослыми, взявшись за руки, в разные стороны: налево,
направо, сходиться в центр, идти из центра.
- ударять палочками друг о друга
- проводить ладонью по всем струнам гусель. гитары, лиры.
Учить сопровождать музыкальным инструментов песню взрослого, по просьбе
взрослого.
Примерный музыкальный материал для пения.
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Веселые гуси. Украинская народная песня.
6

Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского
А. Ковальчука).
К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова
Ю. Энтина.
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.
Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского,
слова Н. Носова.
Музыкальные произведения для слушания.
И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».
Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Д. Кабалевский. Клоуны.
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
М. Глинка. Полька.
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка
Б. Савельева, слова А. Хайта.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
2 класс
Слушание музыки.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного
характера.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности
(долгие — короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в
музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль,
оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на
металлофоне.
Пение.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем
диапазоне.

7

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и
индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и
отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Движение под музыку
Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям,
которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под
музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег,
подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.
Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры,
основанные на потешках. Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок,
по следочкам, по сенсорным дорожкам. Совместные с учащимися музыкальные игры с
сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание. Обучение учащихся
ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых
сказочных персонажей.
Игра на музыкальных инструментах
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка,
гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков
игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещётках, колокольчиками и др.
Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями, подпеванием и
подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д. Формирование у учащихся навыков
игры на самодельных музыкальных инструментах.
Примерный музыкальный материал для пения.
На горе-то калина. Русская народная песня.
Каравай. Русская народная песня.
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка
Б. Савельева, слова А. Хайта.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Бабушкин козлик. Русская народная песня.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания.
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини. Менуэт.
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
Рамиресс. Жаворонок.
С. Рахманинов. Итальянская полька.
8

Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова
М. Пляцковского.
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина.
3 класс
Слушание музыки.
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель,
балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных
инструментах).
Пение.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для
работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен
ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Движение под музыку
Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям,
которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под
музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег,
подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.
Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры,
основанные на потешках. Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок,
по следочкам, по сенсорным дорожкам. Совместные с учащимися музыкальные игры с
сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание. Обучение учащихся
ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых
сказочных персонажей.
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка,
гармошка и др.). Игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещётках,
колокольчиками и др. Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах
9

движениями, подпеванием и подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д.
Формирование у учащихся навыков игры на самодельных музыкальных инструментах.
Примерный музыкальный материал для пения.
Веселые
путешественники.
Из
одноименного
кинофильма.
Музыка
М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова
А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова
Э. Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания.
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова
Ю. Энтина.
Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина.
4 класс
Слушание музыки.
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное
содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный,
траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки
(развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,
трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
10

Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Пение.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих
классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие,
низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого
произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических
оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на
другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее
окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные
стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание
предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений,
соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии
с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку
в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение
скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении
метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы
звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение
развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных
инструментах.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов,
сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Примерный музыкальный материал для пения.
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и
Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Яковлева.
11

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова
М. Пляцковского.
Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Во кузнице. Русская народная песня.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания.
Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
Монте. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев».
Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова
Р. Лаубе.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
1 класс
№
Дата
Тема урока
Основные виды
Причины
урок
учебной
коррекции
а
деятельности
программы
обучающихся
план факт
1
«Музыкальная
Коррекция
шкатулка».
внимания, памяти с
помощью
приобщения детей
к пению.
2
Музыкальная игра
Коррекция
«Разноцветные
внимания, учить
зонтики».
узнавать звучание
музыкальных
инструментов.
3
Урок-игра. Слушаем и Коррекция
12

играем (бубен).

4

5

6

7

8

внимания, памяти,
мышления, учить
узнавать звучание
музыкальных
инструментов.
Играя поём.
Коррекция
Музыкальная игра
внимания, памяти,
«Гуси».
развивать
двигательную
активность,
развивать
ориентирование в
пространстве
(умение двигаться
в указанном
направлении).
Разучивание
Коррекция
колыбельной с игрой
внимания, памяти,
на колокольчиках.
мышления, учить
узнавать звучание
музыкальных
инструментов.
Развиваем чувство
Коррекция
ритма. Урок-игра
внимания, памяти,
«Барабанщик».
развивать
способности
ритмично
выполнять
движения, сохраняя
правильную
осанку.
Где живут ноты?
Коррекция
Музыкальная игра
внимания, памяти с
«Нотки в домике» .
помощью
побуждения к
прослушиванию
мелодии
различного
характера.
Урок-игра.
Коррекция
Музыкальная лестница. внимания, памяти,
мышления с
помощью
побуждения
принимать
активное участие в
пении, подпевать
взрослому
повторяющиеся
слова; учить
узнавать знакомые
песни и
эмоционально
13

9

Играя поём.
«Оладушки у
Бабушки».

10

Разучивание песни с
движением.
Играя поём. «Колобокмузыкант».

11

12
13
14
15
16

17

Музыкальная игра
«Веселый хоровод».
Урок-игра. Звуки
вокруг меня.
Музыкальная игра
«Веселый поезд».
Урок-игра «Угадай
песенку».
«Веселый оркестр».

Слушая, рисуем.
Музыкальная игра
«Покажи песню» .

откликаться на них.
Коррекция
внимания, памяти,
мышления с
помощью
приобщения к
подпеванию
несложных песен,
сопровождая пение
жестами.
Коррекция
внимания, памяти,
мышления с
помощью
приобщения детей
к пению, учить
подпевать
повторяющиеся
слова.
Коррекция
внимания с
помощью
побуждения к
прослушиванию
мелодии
различного
характера.
Коррекция
внимания, памяти,
мышления с
помощью
приобщения детей
к пению, учить
подпевать
повторяющиеся
слова.
Коррекция
внимания, памяти с
помощью
побуждения
принимать
активное участие в
пение, подпевать
взрослому
повторяющиеся
слова; учить
узнавать знакомые
песни и
эмоционально
откликаться на них.

2 класс
14

№
Дата
урок
проведения
а
План Факт
1четверть
1

Тема урока

Виды учебной
деятельности учащихся

Слушание. С. Прокофьев
«Марш» (из симфонии «Петя
и волк»). Хлопки в ладошки
под музыку.

Совершенствование
сенсорных эталонов,
коррекция эмоциональноволевой и познавательной
деятельности.

2

Пение. «На горе-то калина».
Русская народная песня.

3

Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах,
не имеющих звукоряд:
колокольчики.

Выявление
уровня
актуального
психического
и
музыкального развития с
целью
создания
оптимальных
условий
обучения
Развитие и коррекция
слухового
внимания.
Развитие ориентировки в
пространстве. Развитие
памяти и запоминания
ритмических движений.

4

Пение. «Неприятность эту
мы переживём». (Из
мультфильма «Лето кота
Леопольда»).

Совершенствование
сенсорных эталонов,
коррекция эмоциональноволевой и познавательной
деятельности.

5

Слушание. Е. Шварц
«»Добрый жук» (из
кинофильма «Золушка»).
Движение: хлопки.

6

Пение. «Улыбка» (из
мультфильма «Крошка
енот»).

7

Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах,
не имеющих звукоряд: бубн.

8

Пение. «Если добрый ты»
(из мультфильма «Леопольд
и золотая рыбка»).
Движение: кружение.

Развитие и коррекция
слухового
внимания.
Развитие ориентировки в
пространстве. Развитие
памяти и запоминания
ритмических движений.
Формирование
слухозрительного
и
слухомоторного
взаимодействия
в
процессе восприятия и
воспроизведения
ритмических структутр.
Коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Развитие сенсорных
операций, коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Развитие и коррекция
слухового
внимания.
Развитие ориентировки в
пространстве. Развитие
памяти и запоминания

Причины
коррекции
планирования

15

ритмических движений.
2четверть
9

10

11

12

Слушание. Е. Крылов
«Колыбельная медведицы»
(из мультфильма «Умка»).

Совершенствование
сенсорных эталонов,
коррекция эмоциональноволевой и познавательной
деятельности.

Развитие сенсорных
операций, коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Слушание. Начало движения Формирование
вместе с началом звучания
слухозрительного
и
музыки и окончание
слухомоторного
движения по ее окончанию.
взаимодействия
в
процессе восприятия и
воспроизведения
ритмических структутр.
Коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Пение. А. Филлипенко
Развитие и коррекция
«Новогодняя».
слухового
внимания.
Развитие ориентировки в
пространстве. Развитие
памяти и запоминания
ритмических движений.
Пение. Ю. Гурьев «Мамин
праздник».

13

Слушание. Е. Крылатов
«Песенка Деда Мороза». (из
мультфильма «Дед Мороз и
лето»). Движение: прыжки.

Совершенствование
сенсорных эталонов,
коррекция эмоциональноволевой и познавательной
деятельности.

14

Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах,
не имеющих звукоряд:
треугольник.

15

Слушание. Движения:
прыжки, кружение,
приседание под музыку
разного характера.

16

Пение. «Новогодняя
хоровая». Имитация
движений животных.

Развитие сенсорных
операций, коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Формирование
слухозрительного
и
слухомоторного
взаимодействия
в
процессе восприятия и
воспроизведения
ритмических структутр.
Коррекция
эмоционально-волевой и
познавательной
деятельности.
Развитие и коррекция
слухового
внимания.
Развитие ориентировки в
16

пространстве. Развитие
памяти и запоминания
ритмических движений.
Слушание. В. Шаинский
«Когда мои друзья со мной».
Движение: кружение,
хлопки.

17

Совершенствование
сенсорных эталонов,
коррекция эмоциональноволевой и познавательной
деятельности.

3 класс
№
уро
ка

1.

Дата
проведения
Пла Факт
н

Тема урока

Основные виды учебной
деятельности
обучающихся

Причины
корректиров
ки
планировани
я

3 четверть
Распевки – стихи на Сведения о звучании
гласные. Музыка тихая и музыки: тихо, громко.
громкая.
Коррекция
артикуляционной
моторики,
снятие
психологической
зажатости.
Пение
гласных а-о-у на одном
звуке,
на
соседних
звуках.
Слушание
музыки.

2.

Слушание.
П. Чайковский.
Вальс
цветов.
Из
балета
«Щелкунчик». Хлопки в
ладошки под музыку.

Дифференцировать
части
музыкального
произведения. Различать
мелодию
и
сопровождение в песне и
в
инструментальном
произведении.

3.

Пение.
Песенка
Крокодила
Гены.
Из
мультфильма
«Чебурашка».

Уметь
правильно
формировать
гласные
при пении двух звуков
на один слог. Коррекция
нарушения
эмоциональноличностной сферы.

4.

Освоение приемов игры
на
музыкальных
инструментах,
не
имеющих
звукоряд:
колокольчики.

Коррекция нарушения
эмоциональноличностной сферы.
Сведения о громкости,
темпе, настроения
17

музыки.
5.

Пение. Первоклашка. Из Уметь правильно
кинофильма «Утро без формировать гласные
отметок».
Движение: при пении двух звуков
кружение.
на один слог. Сведения о
громкости, темпе,
настроения музыки.

6.

Слушание. Е. Крылатов.
Крылатые качели. Из
телефильма
«Приключения
Электроника». Движение:
кружение.

7.

Пение. Песня Чебурашки. Уметь правильно
Музыка В. Шаинского». формировать гласные
Движение:
прыжки, при пении двух звуков
повороты, хлопки.
на один слог. Сведения о

Дифференцировать
части музыкального
произведения. Различать
мелодию и
сопровождение в песне и
в инструментальном
произведении.
Коррекция слухового
восприятия.

громкости, темпе,
настроения музыки.
8.

Игра на музыкальных Коррекция
нарушения
инструментах,
не эмоциональноимеющих звукоряд: бубн. личностной
сферы.
Освоение приемов игры
на
музыкальных
инструментах.

9.

Пение. Чунга-Чанга. Из Уметь правильно
мультфильма «Катерок». формировать гласные
Движение:
прыжки, при пении двух звуков
повороты, хлопки.
на один слог. Сведения о
громкости, темпе,
настроения музыки.

10.

Слушание. «Бу-ра-ти-но».
Из
телефильма
«Приключения Буратино».
Движение:
хлопки,
прыжки.

Дифференцировать
части
музыкального
произведения. Различать
мелодию
и
сопровождение в песне и
в
инструментальном
произведении.
18

11.

4 четверть
Пение. Ю. Гурьев «Мамин Уметь правильно
праздник».
формировать гласные
при пении двух звуков
на один слог. Сведения о
громкости, темпе,
настроения музыки.

12.

13.

Слушание. Кабы не было
зимы. Из мультфильма
«Зима в Простоквашино».
Движения:
кружение,
приседание под музыку
разного характера.

Дифференцировать
части
музыкального
произведения.
Начало
движения
вместе
с
началом
звучания
музыки и окончание
движения
по
ее
окончанию.
Пение. Голубой вагон. Из Сведения о громкости,
мультфильма
«Старуха темпе, настроения
Шапокляк».
музыки. Уметь
правильно формировать
гласные при пении двух
звуков на один слог.

14.

Слушание. «Чему учат в Дифференцировать
школе».
Движение: части музыкального
хлопки.
произведения. Различать
мелодию и
сопровождение в песне и
в инструментальном
произведении.
Коррекция слухового
восприятия.

15.

Игра на музыкальных
инструментах,
не
имеющих
звукоряд:
треугольник.

Коррекция
нарушения
эмоциональноличностной
сферы.
Освоение приемов игры
на
музыкальных
инструментах.

16.

Слушание.
Облака.
Музыка
В. Шаинского.
Движения:
кружение,
приседание под музыку
разного характера.

Слушание и определение
громкости звучания,
настроения музыки.
Двигаются под музыку
разным шагом и темпом.
Коррекция слухового
восприятия.

19

17.

Пение. Белые кораблики. Двигаются под музыку
Музыка
В. Шаинского. разным шагом и темпом.
Движения: вальсирование. Слушание и определение
громкости звучания,
настроения музыки.

4 класс
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
«Музыка»
включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
музыкальных
инструментов,
оркестров;
портреты
композиторов;
альбомы
с
демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями
учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера
музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального
произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и
др.; Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны,
маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные установки,
кастаньеты,
конги,
жалейки,
трещетки,
колокольчики,
инструменты
Карла
Орфа. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование,
стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов и др., магнитная доска,
ширма и др.; Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных
инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых
коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по
жанру музыки), текст песен.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».