РП ОВЗ ИЗО_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных программ
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Свирск» от 28.08.2019 года. Программа по учебному предмету содержит 8 разделов:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, автора Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, 2011г.
Изобразительная деятельность представляет собой разнообразнейший набор выразительных средств, которые оказываются
достаточно сложными для освоения в полном объёме учащимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениям развития. При этом учащимся этой категории вполне
доступно овладение отдельными элементам изобразительной деятельности, выразительными средствами, техниками и приёмами, которые
имеют единую основу – предметно-практические действия.
У многих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с
предметами, орудиями труда остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности, навыков функционального использования инструментов для работы.
Вместе с тем, группа детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР
очень неоднородна, в ней выделяется большое количество учащихся, которым недоступно овладение навыками функциональных действий
инструментами и орудиями труда. Зона их актуального развития, равно как и образовательные ориентиры, включает в себя такие базовые
действия как целенаправленное восприятие раздражителей, расширение знаний о материалах и предметах окружающего мира через ощупывание, захват, удержание предметов, осмысление качества обращения с объектами, зрительно-моторную координацию, изолированные ручные умения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование доступных знаний, умений и навыков в области отражения
объектов окружающей действительности при помощи художественных средств.
2

Основными задачами программы «Изобразительная деятельность» являются:
- развитие интереса к изобразительной предметно-практической деятельности;
- формирование элементарных изобразительных и графомоторных умений и навыков;
- формирование разнообразных дифференцированных ручных умений;
- формирование умений пользоваться инструментами на доступном уровне;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей;
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;
- накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета « Изобразительная деятельность» для обучающихся ОВЗ отводится 0,5часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов за весь
период обучения .В том числе: 1 класс-17 ч, 2 класс-17 ч ,3 класс-17 ч, 4 класс-17 ч.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Целью данного предмета являются:
оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
способствовать формированию личности ребенка;
воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительной деятельности ставятся следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико -синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
3

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), развитие мотивов учебной деятельности;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
 освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам
изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
(лепка, рисование, аппликация);
 способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие,
радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
 готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах
рисунков, поделок.
Метапредметные результаты:
 умение выполнять задание в течение определённого времени;
 умение выполнять инструкции учителя;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
6. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим работа над понятиями "середина листа", "край листа".
Формирование умения учитывать:
4


горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета;

размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При
объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.
Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в
этой работе вырезанных силуэтных изображений.
Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.
Примерные задания.
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).
Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").
Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек:
"Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»
Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы
(обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо рачлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (особенности
формы, величину, пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске, 4) самостоятельное изображение предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего по величине.
Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.
Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).
Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции
(при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение).
Примерные задания
Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").
Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).

5

Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием
вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций
("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?").
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных,
растения; называть изображенные действия, признаки предметов.
Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И.
Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»
Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работать красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.
Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.
Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по
глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги.
Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.
Речевой материал
Слова, словосочетания, фразы:
Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;
рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина;
рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать, вымыть, вытереть;
красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький
(не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине) туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки,
листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).
6

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.
Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри, как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как
называется?
Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация приемов.
Скачала нарисую..., потом нарисую...
Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д.
2 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости.
Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или
особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе
правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в
рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения
ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклеенных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель,
сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения).
7

Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов,
овалов, округлых деталей, соответствующих определенной форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный телевизор"
(рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка",
"Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" - "Серая туча, идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цветов
(графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
1. Кто написал картину.
2. Чем написал художник картину, на чем.
3. Что художник изобразил на картине.
4. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин
"Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
8

Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
3 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине",
"справа от...", "слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания.
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне
летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".
Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью
учителя).
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами (кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на
образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере
строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
9

Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания.
Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных по величине из пластилина;
"Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки,
кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".
Развитие: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и
"составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой,
серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска
изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).
Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы
декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придуматьдругие.
3. Как художник изображает деревья в разные времена года.
10

4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И. Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы";
Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие
народности. приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти,
вот так; помой кисточку в воде;
в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных
по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей
(эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с
глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.).
Примерные задания
Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с
гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
11

Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения,
"графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке
изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием. Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево
на ветру;

передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№ Дата
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Причины коррекции
ур проведения
обучающихся
планирования
ок План Факт
а
1
Вводный урок. Правила безопасной
Организовывать свое рабочее место, правильно
работы в мастерской. Упражнение на сидеть за партой (столом), правильно держать
различение предметов по форме и
тетрадь для рисования и карандаш.
цвету.
2
Лепка. Изготовление бубликов, бара- Узнавание (различение) пластичных материанок способом раскатывания.
лов: тесто. Сжимание, разминание пластичного
материала. Наблюдение за объектом.
Пальчиковая игра «Ладошки».
12

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Рисование прямых линий. Игровые
графические упражнения.

Организовывать своё рабочее место, правильно
держать карандаш. Рисование прямых линий
в различных направлениях.
Лепка. Изготовление огурца спосоРаскатывание мягкого пластичного материала.
бом размазывания на заготовках.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Рисование по подражанию действиям Осуществлять простейшее планирование своей
учителя.
деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка.
Лепка. Изготовление моркови спосо- Раскатывание мягкого пластичного материала.
бом размазывания на заготовках.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Аппликация. Резание ножницами
Определять правильность выполнения задания
полосок.
на основе сравнения с образцом и предыдущими
аналогичными заданиями.
Лепка раскатыванием столбиков,
Раскатывание мягкого пластичного материала.
кренделей, булочек.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Рисование. Полосатый коврик для
Развитие зрительного сосредоточения и стимуигрушек (вертикальные цветные полирование реакции прослеживания за движенилоски).
ем руки; узнавать и различать цвета,с помощью
учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта.
Аппликация из бумажных комочков
Отрывание, сминание бумаги.
«Снег идет».
Умение действовать (вместе со взрослым) с готовыми изображениями.
Лепка. Изготовление улиток.
Раскатывание мягкого пластичного материала.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Рисование. Узор для платья куклы
Формирование кинестетических ощущений при
(разноцветные круги, полоски, точсмачивании рук теплой водой.
ки).
Стимулирование зрительного прослеживания за
13

13

Рисование. Радуга.

14

Лепка. Кувшинчик с цветами.

15

Рисование. Кораблик на воде.

16

Аппликация. Большие и маленькие
рыбки в аквариуме.

17

Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке».

2 класс
№ урока

Дата проведения
План

3четверть
1.

2.
3.

Тема урока

движением руки.
Погружение пальцев руки ребенка в миску с
теплой водой, прикладывание пальцев к линолеуму, рисование «струек».
Рисование кистью, гуашью. Работа кончиком
кисти и всей её поверхностью; различать и
называть цвета.
Раскатывание мягкого пластичного материала.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Побуждение эмоционального отклика на яркие
пятна, мазки, штрихи, посредством привлечения
внимания к ним, рассматривания; узнавать и
различать цвета,с помощью учителя адекватно
передавать цвет изображаемого объекта
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; аппликация из вырезанных
изображений объектов и их частей.
Раскатывание мягкого пластичного материала.
Обогащение чувственного опыта, развитие осязания через стимулирование ладоней пластичным материалом и манипуляции с ним.
Виды учебной деятельности учащихся

Факт

Причины коррекции планирования

Рисование. Лепка. Ветка с виш- Уметь организовать своё рабочее менями.
сто, правильно сидеть за партой, правильно держать бумагу, карандаш.
Правила работы с пластилином
Лепка. Корзина с разными съе- Уметь передавать свои наблюдения и
добными грибами.
переживания в работе.
Рисование. Деревья в разное Знать название основных цветов, фор14

время года.

4.

Рисование. Разные линии.

5.

Фон темный, светлый. Рисунок
зайца.

6.

Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.

7.

Рисование фона. Небо.

8.

Главные и составные цвета. Рисунок. Туча.
Рисунок. «Фрукты на столе».
«Овощи на столе».

9.

10.

Рисование фигуры человека по
шаблону.

11.

Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека.

12.
13.

му и размер предметов (большой, маленький). Уметь правильно держать
карандаш; кисть.
Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета.
Уметь организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать бумагу карандаш.
Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета.
Знать названия предметов их ближайшего окружения; -названия основных
цветов, форму и размер предметов (
большой, маленький)
Уметь передавать свои наблюдения и
переживания в рисунке.
Уметь организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать бумагу карандаш.
Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета.

Знать основные жанры и виды произведений
изобразительного искусства. Уметь
высказывать простейшие суждения о
картинах и предметах декоративноприкладного искусства.
Рисунок. «Мама в новом пла- Уметь передавать свои наблюдения и
тье».
переживания в рисунке.
Лепка.
Снеговик.
Рисунок. Уметь организовать своё рабочее ме«Снеговики во дворе».
сто, правильно сидеть за партой, пра15

вильно держать бумагу карандаш.
Панорама «В лесу зимой». Ап- Развивать умение анализировать форпликация и рисунок.
му, цвет и пространственное расположение предмета.
Весёлый Петрушка на новогод- Уметь передавать свои наблюдения и
нем празднике.
переживания в рисунке.
Аппликация. Весёлый хоровод
Знать названия предметов их ближайвокруг ёлки.
шего окружения; -названия основных
цветов, форму и размер предметов (
большой, маленький)
Разные породы собак. Лепка Знать названия предметов их ближай«Собака».
шего окружения; -названия основных
цветов, форму и размер предметов (
большой, маленький)

14.

15.
16.

17.

3 класс
№
урока

1.

2.

3.

Дата проведения
План
Факт

Тема урока

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Причины
корректировки
планирования

1 четверть
Наблюдение сезонных явлений в прироНаблюдать за изменениями в природе. Восде. Рисование листопада.
принимать и эстетически оценивать красоту
природы в разное время года. Уметь отвечать
на поставленные вопросы. Учить любить живую и неживую природу. Овладеть живописными навыками работы цветными мелками.
Рисование узора с использованием траУчить создавать образ бабочки акварелью,
фарета бабочки.
используя графические средства выразительности: пятно, линия. Усвоить понятие «узор»,
«трафарет». Развивать воображение, фантазию. Развивать творческую индивидуальность.
Лепка бабочки из пластилиновых шариРазвивать декоративное чувство при выборе
ков.
цвета. Выявлять геометрическую форму простого тела. Оценивать свою деятельность.
16

4.

5.

6.

7.

8.

Рисование. Одежда ярких и нежных цветов.

Объяснять значение одежды для человека,
значение понятий «яркие цвета, разбеленные
цвета». Уметь выбирать цвета для одежды
мальчика и девочки.
Рисование радуги.
Рисовать акварельной краской кистью по сырой бумаге, изображать небо, радугу. Усвоить понятия «рисование по сырому», «мазок». Научиться правильно смешивать краски
во время работы.
Зимние игры. Лепка.
Рассматривать произведения художников,
изображавших зимние игры детей, состояние
и настроение природы в зимнем пейзаже.
Дети лепят снеговика. Рисование.
Объяснять, как выглядит снеговик. Знать части тела человека. Развивать навыки работы в
технике рисунка.
Деревья зимой в лесу. Рисование гуашью. Отличать особенности рисования гуашью.
Выполнять последовательные действия рисования гуашью по готовому эскизу. Уметь
оценивать свою работу.

9.

Зимний лес. Аппликация.

10.

Лошадка. Лепка.

11.

Натюрморт: кружка, яблоко.

12.

Ссуды: ваза, кувшин. Рисование.

13.

Орнамент в круге. Рисование.

Знать разные художественные материалы.
Овладеть навыками работы в технике аппликации. Понимать роль в создании аппликации.
Познакомиться с каргопольской игрушкой,
промыслом. Слушать и понимать заданный
вопрос. Проявлять интерес к лепке.
Отвечать, как называются картины, представленные для показа. Уметь называть фрукты,
разные по цвету и форме. Понимать, что такое натюрморт.
Усвоить понятия сосуд, силуэт, узор, орнамент. Знать, что такое роспись. Украшать силуэт сосуда элементами косовской росписи.
Украшение силуэта предмета орнаментом.
17

14.

Сказочная птица. Лепка.

15.

Закладка для книги. Рисование.

16.

Украшение для чайника. Аппликация.

17.

Кухонная доска. Рисование.

Овладеть приемами свободной кистевой росписи. Развивать навыки работы в технике рисунка.
Наблюдать красивых ярких птиц в журналах,
книгах. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Овладеть навыками рисования с использованием картофельного штампа. Запомнить процесс изготовления штампа.
Украшение изображений посуды узором.
Объяснять значение понятий «декоративность». Определять центр композиции. Исполнять творческое задание согласно условию.
Украшение силуэта доски городецкой росписью. Работать по образцу, в технике гуаши.
Применять знания о композиции.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1)Рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
2) Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое
тесто) и др.
3) Презентации, оборудование: мольберты, стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная доска;

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».