РП ОВЗ Адаптивная физкультура 2019_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных программ,
Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» от 28.08.2019 года. Программа по учебному предмету содержит 8 разделов:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (из реестра примерных основных общеобразовательных программ, Протокол от
22.12.2015г. № 4/15).
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по
адаптивной физической культуре. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека.
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными
мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а так же профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных
функций организма.
Основные задачи:
- укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения
вторичных заболеваний.
-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
-обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;
- формирование умения кататься на велосипеде, играть в подвижные, спортивные
игры;
- получение удовольствия от занятий физкультурой, радость от достигнутых результатов.
Программа по адаптивной физической культуре включает 3 раздела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка».
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической
культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество
часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
В программу включены следующие разделы:
1. Теория. Основы знаний.
2. Легкая атлетика.
3. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
4. Лыжная подготовка.
5. Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты.
В раздел программы «Теория. Основы знаний.» вошли общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного раздела программы.
В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.
В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения
и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом
развитии и психомоторики.
В раздел программы «Лыжная подготовка» вошли упражнения на освоение ходьбы на
лыжах без палок и с палками. Спуск с горки и подъем в гору.
В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и
эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций,
игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, футбол, пионербол)
Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке
применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной
отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу,
объёму, усилию, ритму
Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений,
направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого
пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие
внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Предмет «Адаптивная физкультура» относится к образовательной области «Физическая культура». В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 класс.
Программа предусматривает следующее количество часов: 1 класс – 0,5 часов в неделю, 33 учебных недели, всего 16,5 часов; 2-4 классы - 0,5 часов в неделю, 34 учебных недели, всего 17 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении для обучающихся
с УО и ТМНР является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические
качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышле-

ние, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного
урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)

Освоение детьми программы «Адаптивная физкультура» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
 бережное отношение к своему здоровью;
 проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
 овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместнойдеятельности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
 умение проговаривать последовательность действий;
 умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
 умение работать по предложенному учителем плану;
 организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать
и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
 умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
 умение формулироватьсовместно с учителем задание.
Познавательные УД
 умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
 умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
 умение осуществлять совместную деятельность;
 умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг
с другом.
 умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь
других;
 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
 Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться
 Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
 Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью
и независимостью.
 Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.


6. Содержание учебного предмета (курса)
Физическая подготовка
Пропедевтический уровень
Диагностика (тестирование)
В конце и начале учебного года проводится диагностика двигательных умений (навыков) и физических способностей обучающихся в виде специально организованного педагогического наблюдения, данные тестирования являются основой для постановки образовательных целей на предстоящий учебный год.
Восприятие собственного тела
Восприятие тактильных раздражителей: плотные прикосновения рук взрослого к различным частям тела ребенка; прикосновения к частям тела ребенка материалами разной фактуры; поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем и
другими материалами; обтирание полотенцем, смоченным водой различной температуры,
льдом, снегом; надавливание на различные части тела аппликатором Кузнецова, зубочисткой, шишками и другими природными материалами; похлопывание, втирание крема, массирование; «купание» в песке, фасоли или горохе, др.
Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей: формирование ощущения
изменений положения тела в различных позах или в процессе смены поз (в позах лежа, сидя,
стоя); формирование ощущений изменения положения двигательного характера: перевороты, кручение, лазание под покрывалом, качание на качелях, балансировочных плоскостях,
канате, гамаке, на подвижной поверхности и др.; развитие кинестетических и вестибулярных ощущений во время катания на тележке, роликовой доске, крутящемся диске, коляске,
на футболе, горке, др.; формирование кинестетических и вестибулярных ощущений во время
движения или через смену покоя и движения.
Восприятие тела как единого целого: развитие ощущений тела в контакте с телом другого человека; контакт всего тела с телом другого человека; развитие ощущений во время
закапывания в песок, листву, шарики, фасоль; развитие ощущений во время заворачивания в
одеяло, в мат; смена покоя и движения (качели, гамак, батут).
Восприятие различных частей тела: восприятие взаимно расположенных частей тела
(голова-тело, руки-тело, ноги-тело) с использованием: тактильных раздражителей; пассивного и/или целенаправленного движения; визуальных раздражителей.
Развитие сенсомоторной координации: развитие акустически-моторной координации
(поворот головы к звучащему предмету; поворот корпуса к звучащему предмету; взор в
направлении звука; игра или действия со звучащими предметами); развитие зрительномоторной координации (координация глаз-рука – посмотри/возьми/дотянись/сбрось; фокусирование внимания на своих руках; нахождение спрятанного предмета от видимого к невидимому, от близкого к дальнему); развитие слухо-зрительно-моторной координации (игровые действия с музыкальными предметами).
Обучение двигательным действиям
Контроль положения головы. В исходном положении лежа: удержание/контроль положения головы по средней линии, в различных исходных положениях в процессе игры; удержание/контроль положения головы во время поворотов и наклонов головы вправо, влево,
вперед (приподнимание от поверхности) в исходном положении лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку (правом/левом), лежа на боку с опорой на предплечье; удержание положения головы при переходах из одного положениях лежа в другое (смена положения/позы)
из исходного положения лежа на спине в положение лежа на боку, из положения лежа на боку в положение лежа на животе, из положения лежа на животе в положение лежа на боку, из

положения лежа на боку в положение лежа на спине, из положения лежа на боку в положении лежа на боку с опорой на предплечье. В исходном положении сидя: удержание головы
по средней линии сидя на коленях взрослого, сидя в функциональном кресле, в позе сидя на
полу (с выпрямленными вперед ногами, сед справа/слева от пяток, сидя по-турецки), сидя на
стуле, сидя на скамейке с опорой на ноги или без опоры на ноги; удержание головы, в разных исходных положениях сидя, во время слежения за движущимся предметом или в поиске
звучащей игрушки. В исходном положении стоя: удержание положения головы по средней
линии, стоя в вертикализаторе, удержание положения головы во время поворотов, стоя в
вертикализаторе, во время слежения за движущимся предметом или поиска звучащей игрушки.
Контроль тела в положении лежа: удержание позы лежа на животе с валиком под грудью и опорой на предплечья (на горизонтальной поверхности, на наклонной поверхности);
удержание позы лежа (на животе, на боку, на спине) выполняя действия с предметами; удержание позы лежа (на животе, на боку, на спине), дотягиваясь одной рукой до предмета;
удержание позы, лежа на животе, на спине в процессе катания на роликовой доске или на балансировочной поверхности/доске; при продвижении покрывала или мата; удержание позы,
лежа на спине – на полу, на надутом футболе большого диаметра.
Контроль тела в положении сидя: удержание позы сидя в процессе наблюдения за происходящим вокруг; удержание позы сидя при перекладывании предметов справа налево,
сверху вниз, спереди назад и обратно; удержание позы сидя без опоры на ноги, дотягиваясь
до предметов, находящихся спереди/сзади, справа/слева, снизу/сверху; удержание позы сидя
на футболе с опорой на ноги; удержание позы сидя на футболе при выполнении упражнений;
удержание позы сидя в процессе качания на качелях; умение дотянуться до предметов,
находящихся спереди или сбоку, внизу, вверху; удержание вытягиваемого из-под ног предмета (маленький коврик, спортивный мат, тканевое покрывало); перенос веса тела с одной
ноги на другую в положении сидя (на футболе, высоком стуле, на физиороле).
Контроль тела в положении стоя: удержание позы стоя на четвереньках, на коленях, на
ногах, наблюдая за происходящим вокруг; удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), находясь на различной поверхности опоры (мягкий мат, балансировочная поверхность, качели, батут, на наклонной поверхности, на подвижной поверхности); удержание
позы стоя (на коленях, на ногах), держась за опору; удержание позы стоя (на четвереньках,
на коленях, на ногах) при перекладывании предметов справа налево, сверху вниз; удержание
позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) во время игры; удержание позы стоя (на
четвереньках, на коленях, на ногах), дотягиваясь до предметов; удержание позы стоя во
время катания на тележке, роликовой доске (тележка или роликовая доска приводится в
движение другим человеком).
Обучение двигательным переходам в горизонтальной плоскости:: переход из положения лежа на спине в положение лежа на правом боку; переход из положения лежа на правом
боку в положение лёжа на животе; переход из положения лежа на спине в положение лежа на
животе; переход из положения лежа на животе в положение лежа на правом боку и т.д.; переход из положения сидя на стуле в позу сидя на коляске; поворот в правую/левую сторону
на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле; поворот в правую/левую сторону на
45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле; поворот в правую/левую сторону на
45°/90°/180°/360° в позе стоя, др.
Обучение двигательным переходам в вертикальной плоскости: переход из позы лежа на
спине в сед справа от пяток, сидя с вытянутыми ногами; переход из позы лежа на животе в
позу стоя на четвереньках; переход из позы сидя на полу в позу стоя на четвереньках; переход из позы сидя в позу стоя; переход из позы стоя в позу сидя; переход из положения сидя
на скамейке в положение сидя на стуле, в кресло-коляску; переход из положения стоя на коленях в позу стоя на одном колене; переход из положения стоя на одном колене в позу стоя,
держась за опору; переход из положения стоя на четвереньках в позу стоя на коленях, др.
Передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств:
ползание на животе, спине, боку; перекатывание со спины на живот; ползание на четверень-

ках с поддержкой под животом; ползание на четвереньках; передвижение сидя на ягодицах;
ходьба на коленях, на ногах.
Передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств:
передвижение на роликовой доске (лежа, сидя); передвижение на коляске с помощью; ходьба
с тележкой (ходунками, тростями); езда адаптированном на велосипеде (самокате) с помощью.
Развитие физических способностей
Развитие силовых способностей: выполнение упражнений с преодолением собственного веса (или веса частей тела) при исключении действия силы тяжести или при действии силы тяжести; выполнение упражнений с внешним сопротивлением.
Развитие выносливости: удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут,
удержание позы сидя в процессе игры); выполнение двигательного действия в течение заданного времени; выполнение двигательного действия на протяжении заданного расстояния;
выполнение двигательного действия определенное количество раз;
Развитие гибкости: поддержание объема движений в суставах при помощи позиционирования (придание правильного положения тела с помощью малых вспомогательных
средств или технических приспособлений) лежа, сидя, стоя; выполнение пассивных движений в суставах с максимально возможной амплитудой; выполнение активных движений с
максимально возможной амплитудой.
Развитие способности к статическому и динамическому равновесию: удержание равновесия в различных положениях лежа на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание
равновесия в положении сидя на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание равновесия, стоя на четвереньках на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание равновесия, стоя на коленях на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание равновесия
в позе стоя на неподвижной, на подвижной опоре; развитие защитных реакций равновесия в
различных положениях.
Развитие способности ориентироваться в пространстве: развитие представлений о пространственном расположении частей тела; ориентирование в направлении движений частей
тела (выполнение просьб/инструкций); ориентирование в направлении передвижения в пространстве; формирование представлений об окружающем пространстве; формирование
представлений о расположении предметов, заполняющих знакомое замкнутое пространство;
способствовать преодолению страха нового пространства и др.
Развитие функции руки
Знакомство с предметами с помощью рук: прикасание к ладоням, к тыльной стороне
кисти руками взрослого, мягкой тканью, мехом, губкой; прикасание рукой к различным частям тела; опускание рук в воду и в емкость с сыпучим материалом (горох, песок, желуди);
вкладывание предметов в руку(игрушку, маракас, ткань, мочалку); сдвигание с помощью рукой предметов (легкие, тяжелые), др.
Обучение функциональным действиям руками: развитие умения целенаправленно
брать и удерживать предмет; развитие умения брать предметы из руки взрослого; развитие
умения брать/удерживать предметы одной/двумя руками; развитие умения брать предметы
различным хватом (ладонным, плоским, щипцовым, пинцетным); развитие умения целенаправленно и осознано отпускать предметы (бросать, ронять, катать, отдавать, передавать,
толкать); развитие целенаправленного движения рук в повседневной практике; формировать
соотношение захвата с формой предмета; оставлять отпечатки пальцев; прокатывать мяч
двумя руками; обучение строительству башни, надеванию варежки, застегиванию молнии;
навыку тянуть веревку.
Базовый уровень
Диагностика (тестирование)
Тестирование обучающихся по базовому уровню проводится по двигательным тестам,
позволяющим оценить двигательные умения и физические способности. Проведение кон-

трольных испытаний, способы их выполнения и оценка результатов тестирования осуществляется по общепринятым правилам.
Для определения уровня физической подготовленности школьников используются следующие тесты: на быстроту - бег на 10 м с высокого старта, на скоростно-силовую подготовленность - прыжки в длину с места, на ловкость - челночный бег 3х10 м, на силу - сгибаниеразгибание рук в упоре лежа, подтягивание.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
Основные движения: одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание
пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые
движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны,
назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед
(назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения
ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход
из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).
Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по
гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости:
отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»).
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в
разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).
Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны,
подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в
умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках.
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической
стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз),
через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в
шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
(о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание
мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в
ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
Коррекционные подвижные игры
Пропедевтический уровень
Подвижные игры
Прохождение с помощью взрослого «Полосы препятствий» (ползание различным способом с помощью, ходьба с помощью по широкой скамейке, перелезание с помощью доступным способом скамейки, мягкого модуля, пролезание с помощью в тоннеле; преодоление наклонной поверхности с помощью); «Горка»: удержание равновесия сидя в коляске,
лежа на роликовой доке, при съезде с горки, угол наклона 20 гр. (техническим средством
управляет взрослый); игра «Ладушки» с помощью.
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол: удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание мяча с поддержкой, толчок мяча от груди/тела по направлению цели с поддержкой, захват и удержание мяча в течение пяти секунд без поддержки, захват и удержание мяча
продолжительное время, захват и толчок мяча от груди/тела по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.
Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по
подвешенному мячу с помощью взрослого, берет в руки и бросает волейбольный мяч в сторону сетки без поддержки.
Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.
Базовый уровень
Подвижные игры
Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото».
Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег
по скамейке, прыжки через кирпичики, пролезание по туннелю, бег, передача эстафеты.
Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки».
Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к
пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение
правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом». Игры разной интенсивности и с
различными видами движений, воздействующие на различные группы мышц. Игры: «Догони мяч», «Сбей кеглю», «Замок», «Зоопарк», «Ладушки», «Подпрыгни и подуй на шарик»,
«Догони обруч», «Ориентировка по слуху», «Волейбол в кругу», «Поймай мяч», «Догони
меня», «Охотник и утки», «День ночь», «У медведя на бору».
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски мяча двумя руками от груди (в
стену, в щит, в руки учителя). Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола, стены, щита). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведения мяча на месте
(двумя, одной рукой), в движении по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.

Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Удар по подвешенному мячу на уровне
вытянутой руки. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча
сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку).
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара ногой по мягкому модулю/перевернутому пластиковому ведру. Выполнение удара по мячу из различных исходных
положений (сидя на скамейке/коляске, стоя с различной степенью поддержки). Выполнение
удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками,
отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Ведение мяча по прямой, змейкой, остановка катящегося мяча ногой, удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной стопы, удары по воротам на точность, бег за мячом. Выполнение передачи мяча
партнеру.
Велосипедная подготовка
Пропедевтический уровень
Принятие ситуации посадки на велосипед, самокат, роликовую доску; удержание позы
с помощью во время катания на велосипеде, самокате, роликовой доски (управление техническим средством осуществляет взрослый).
Базовый уровень
Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо,
педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на
трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде
по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя
на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом. Торможение ручным (ножным) тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление подъемов (спусков). Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге: начало движения по сигналу учителя, остановка перед выездом на трассу, езда по
правой стороне дороги. Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности велосипеда, накачивание колеса).
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся

1 класс

№
урока

Дата
проведения
План Факт

Тема урока

Вводное занятие. Ходьба по заданным направлениям в медленном
темпе.
1

2

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

Инструктаж по технике безопасности. Основные требования.
Назначение спортивного инвентаря и оборудования. Правила
поведения при занятиях физической
культурой. Ходьба.
Обычная ходьба в уме- Формирование у деренном темпе в обход тей легкой,

Причина
корректировки планирования

зала за учителем.

3

4

5

6

7

8

9

непринужденной походки с хорошей координацией движений
рук и ног.
Принятие исходного
положения для построения и перестроения. Основная стойка.
ОРУ без предметов.
Основные движения:
ходьба в заданном
направлении.
Ходьба по прямой лиФормирование у дении, ходьба на носках,
тей легкой,
на пятках, на внутреннепринужденной понем и внешнем своде
ходки с хорошей костопы.
ординацией движений
рук и ног.
Ходьба в различном
темпе, с различной
постановкой стоп: на
пятках, на внешней и
внутренней стороне
стоп, на
носках.
ОРУ с предметами..
Корригирующие дыхательные упражнеМедленный бег с сохра- ния: произвольный
нением осанки.
вдох через нос (рот),
выдох через рот (нос).
Медленный бег с сохранением осанки.
Ловля мяча, передача,
Овладение игровыми
броски, удары по мячу.
умениями. Сюжетные
ОРУ. Игра «Солнышко». Коррекционная
игра «Рука все помнит»
Подвижные
игры Развитие скоростных
"Слушай
сигнал". способностей. Коррекционная игра для
«Запомни порядок».
формирования споПодвижные игры
собности вести сов«Летает – не летает».
местные действия с
Подвижные игры «Вот партнером, ориентитак поза».
рования в пространстве зала. Закрепление
навыков метания,
бросков, ловли.
Повороты
направо, ОРУ с гимнастиченалево, кругом.
скими палками. Раз-

Инструктаж по ТБ. Подвижная игра «Совушка».
Подвижные игры «Прыгающие воробушки»
Подвижные игры «Метко в цель».
Подвижные игры «Кого
назвали, тот и ловит».

10
11
12
13

Прыжки. Спрыгивание с
высоты.

14

15
Упражнения с мячом.

16
Подвижные игры с бегом.

витие физических качеств (координационных). Повороты на
месте направо (налево).
Развитие скоростных
способностей. Коррекционная игра для
формирования способности вести совместные действия с
партнером, ориентирования в пространстве зала.
Построение в шеренгу. Перестроение из
шеренги в круг. ОРУ с
предметами. Основные движения: прыжки на месте на двух
ногах, прыжки на
двух ногах на месте с
доставанием подвешенного предмета.
Подбрасывание, катание, правильный захват, перекладывание,
поднимание и опускание рук с предметами.
Сюжетные ОРУ. Игра
«Ловишки». Коррекционная игра «Ровным кругом» («Затейники»)

Ходьба на носках с
различным
Упражнения на равно- движением рук, боком
весие. Обобщение.
приставными шагами.
Ходьба по полу по
начертанной линии.

17

2 класс

№
урока
1

2
3

Дата проведения
План Факт

Тема урока
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией: «Паровоз» чу, чу, чу – выдох. «Самолет» – у, у, у – выдох. «Жук» –
ж – ж – ж – выдох.
Глубокий вдох через нос и выдох через рот «Сдуваем
шарик», «Насос»
Вращение головой – «колобок». Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак с изменением тем-

Причины коррекции планирования

па.
Движения прямой ногой. Поднимание на носки и перекат на пятки. Приседания на полной ступне.
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за
спину.
Прохлопывание и протопывание простого
ритмического рисунка.
Выполнение имитационных упражнений. Повадки животных.
Ходьба по кругу. Ходьба с различным положением рук.
Чередование бега с ходьбой.
Движения с удерживанием мяча в руках. Передача мяча.
Броски и ловля мяча от учителя к ученику. Передача
большого мяча в колонне
Ходьба по начерченной линии, по доске.
Стойка на носках. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
«Сделай фигуру» (Во время бега по команде замереть в
различных позах).
«Поймай комара». «Ходит курочка – наседка».

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
3 класс
№
урока

Дата проведения
План Факт

Тема урока

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

3 четверть
1.

Техника безопасности на уроках
адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды,
правила личной гигиены.

Знать правила ТБ, правила
поведения на уроках и
требования
к
форме.
Коррекция
личностных
качеств и эмоциональноволевой сферы.

2.

Комплекс упражнений на растя- Выполнение
комплекса
гивание. Дыхательные упражне- упражнений на растягивания.
ние. Коррекция гибкости,
моторики через выполнение
упражнений.

3.

Ходьба под счет. Ходьба на нос- Ходить под счет на носках и
ках, на пятках. Подвижная игра пятках, выполнять правила
«Два мороза».
игры. Коррекция долговременной памяти и совершенствование
двигательных
умений.

4.

Бег с ускорением. Ходьба с вы- Правильно выполнять основные движения в ходьбе и
соким подниманием бедра.
беге. Коррекция зрительно-

Причины
корректировки
планирования

5.

го, слухового восприятия,
мыслительной деятельности.
Ходьба по линии на носках и Выполняют
комплекс
пятках на внутреннем и внешнем упражнений по показу учисводе стопы. Комплекс упражне- теля. Коррекция долговрений на осанку.
менной памяти и совершенствование
двигательных
умений.

6.

Прыжки на одной ноге, на двух Выполнять прыжки на одной
на месте. Прыжки с продвижени- ноге и на двух на месте. Выем вперед.
полнять прыжки на одной
ноге и на двух на месте.
Коррекция пространственной ориентировки, точности
движений.

7.

Метание малого мяча из
положения: стоя грудью в
направления
метания.
Подвижная игра «К своим
флажкам».

8.

Подвижные игры: «Прыгающие Играть в подвижные игры с
воробушки», «Зайцы в огороде». бегом, прыжками, метаниями.
Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы.

9.

Перешагивание через мячи. Игра Выполняют упражнения на
горизонтальной
скамейке.
«Змейка».
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Подтягивание лежа на животе по Выполнять упражнения в
гимнастической скамейке. Игра равновесии, лазать по гимнастической стенке. Кор«Ниточка и иголочка».
рекция образной памяти на
основе упражнений в воспроизведении.

10.

11.

12.

Метать различные предметы
и мячи на дальность с места
из различных положений,
правильно выполнять основные движения в метании.
Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы.

Ловля мяча на месте. Передача Броски в процессе подвижмяча снизу на месте.
ных игр; играть в минибаскетбол. Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.
Ловля и передача мяча снизу на Владеть мячом: держание,
передачи на расстояние,
месте. Ведение мяча на месте.
ловля, ведение, броски в
процессе подвижных игр.

13.

Коррекция долговременной
памяти и совершенствование
двигательных умений.
Ловля и передача мяча в движе- Разучивают броски мяча в
нии. Броски в цель. Игра «Попа- цель: кольцо, щит, мишень.
ди в обруч».
Коррекция пространственной ориентировки, координация движений.

14.

Прыжок в длину с места.

15.

Лазание вверх и спуск вниз по Лазание вверх и спуск вниз
гимнастической стенке с помо- по гимнастической стенке.
щью учителя.
Совершенствование координационных
способностей,
развитие силы, ловкости.

16.

Подлезание под препятствие и Передвигаются на четвеперелазание через него с опорой реньках в медленном темпе,
удерживая границы коридона руки.
ра. Развитие вестибулярного
аппарата, координации движений, ориентировки
в
пространстве.
Комплекс упражнений на растя- Выполнение
комплекса
гивание. Дыхательные упражне- упражнений на растягивания.
ние. Коррекция гибкости,
моторики через выполнение
упражнений.

17.

Правильно выполнять основные движения в прыжках; прыгать в полную силу.
Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы.

4 класс

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение программы включает в себя: основную спортивную базу по профилю – спортивный зал, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования, спортивные тренажёры.
Оснащение физкультурных залов предусматривает специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития:
спортивный инвентарь:
маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические
лестницы, обручи, кегли, кольцеброс, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон;
мебель:
шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».