РП ОВЗ Окружающий природный мир_Вариант 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
для 1-4 класса

Составлена на основе:
Примерной адаптированной
основной общеобразовательной
программы образования

обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (из реестра
примерных основных
общеобразовательных программ

Протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

г. Свирск

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании Положения о рабочей программе
педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»
от 28.08.2019 года. Программа по учебному предмету содержит 8 разделов:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Основная цель предмета «Мир природы» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания учебной программы «Мир природы» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным
и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности
друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Занятия предмету «Мир природы и человек» имеют интегративный характер. Их целью является направленное исправление дефектов общего
развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении
другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
5

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитиюаналитико -синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитиюаналитико - синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный
запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов(стебель –ствол, трава –куст -дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза –цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь
учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой
сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и
впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной
форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках –на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах,
предметных викторинах и конкурсах.
Основными формами и видами контроля являются: текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета « Изобразительная
деятельность» для обучающихся ОВЗ отводится 0,5часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов за весь период
обучения В том числе: 1 класс-17 ч, 2 класс-17 ч , 3 класс-17 ч, 4 класс-17 ч
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» направлено на формирование представлений об окружающем природном мире,
расширение и уточнение представлений о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать объектом его внимания

те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определяют условия деятельности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами –заместителями;
читать, писать, наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

6. Содержание учебного предмета (курса)
Содержание учебного курса «Окружающий природный мир» в 1–4 классах
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и
«Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел
«Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным блоком.
1 класс
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и
ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно,
ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха3.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых
животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и
заболеваний органов чувств человека.
2 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,
снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав,
цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами.
Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года.
Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина,
разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений:
корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных
изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей,
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№
урока

Дата
проведения
План
Факт

Основные виды
учебной деятельности
обучающихся

Тема урока

1 четверть
Растительный мир (4ч)
1.

02.09

Лиственные деревья (береза, дуб, клен)

2.

09.09

Хвойные деревья (ель, сосна)

3.

16.09

Строение деревьев (корень, ствол, ветки, листья),
значение в природе и жизни человека

4.

23.09

Фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,
мандарин, персик, абрикос, киви)

Узнавание (различение) лиственных
деревьев.
Узнавание (различение) хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок).
Различение фруктов (яблоко, банан,
лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Знание значения фруктов в жизни человека.

Животный мир (4ч)
5.

30.09

Домашние животные. Питание домашних живот-

Узнавание (различение) домашних жи-

Причина
корректировки
планирования

ных.

вотных (корова, свинья, лошадь, коза,
овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных.
6. 07.10
Детеныши домашних животных. Значение домаш- Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (теленок, поросених животных в жизни человека.
нок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Уход за домашними
животными.
7. 14.10
Дикие животные их питание, способы передвиже- Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,
ния.
белка, еж, кабан, тигр). Знание питания
диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
2 четверть
8. 21.10
Знакомство с детенышами диких животных. Значе- Узнавание (различение) детенышей
диких животных (волчонок, лисенок,
ние диких животных в жизни человека.
медвежонок, зайчонок, бельчонок,
ежонок).
Объекты неживой природы (4ч)
9. 04.11
Солнце. Значение солнца в жизни человека и в при- Узнавание Солнца. Знание значения
солнца в жизни человека и в природе.
роде.
10. 11.11
Луна. Значение луны в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Узнавание (различение) небесных тел
(планета, звезда).
11. 18.11
Узнавание изображения Земли из косПланета Земля.
моса. Узнавание глобуса – модели Земли.
12. 25.11
Узнавание воды. Знание свойств воды.
Вода, значение воды в природе и жизни человека.
Знание значения воды в природе и
жизни человека.
Временные представления (5ч)
13. 02.12
Узнавание (различение) частей суток
Части суток (утро, день, вечер, ночь).
(утро, день, вечер, ночь). Соотнесение
частей суток с видами деятельности.
14. 09.12
видами деятельности. Определение
Дни недели, название, последовательность..
частей суток по расположению солнца.

15. 16.12

16. 23.12

17. 13.01

2 класс
№ урока
1.
2.
3.

4.
5.

Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней
недели с определенными видами деятельности.
(различение)
месяцев.
Название месяцев. Представление о годе как о по- Узнавание
Узнавание (различение) календарей
следовательности 12 месяцев.
(настенный, настольный и др.).
Соотнесение месяцев с временами года. Название Узнавание (различение) времен года
(весна, лето, осень, зима) по характервремен года (весна, лето, осень, зима),
ным признакам. Представление о годе
как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года.
Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, грорадуга, туман, гром, ветер).
за, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем
года. Рассказ о погоде текущего дня.

Дата проведения
План
Факт

Тема урока
Влияние солнца на смену
времён года.
Сутки. Долгота дня зимой и
летом.
Осень. Растения и животные
осенью.
Зима. Растения и животные
зимой.
Весна. Растения и животные
весной.

Виды учебной деятельности учащихся
Узнавать времена года.
Узнавать части суток.
Различать листву и хвою, Называть и показывать доступными способами данные виды деревьев, животных.
Признаки зимы. Называть растения и животных.
Называть, показывать и выбирать из множества
овощей морковь. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.
Называть, показывать и выбирать из множества

Причины коррекции
планирования

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Лето. Растения и животные
летом.
Занятия людей в разное время года.
Вода в природе. Значение
воды.
Части растений. Жизнь растений.
Растения влаголюбивые и
засухоустойчивые.
Комнатные растения. Уход
за комнатными растениями.

12.

Огород. Овощи в питании
человека.

13.

Сад. Фрукты в питании человека.

14.

Дикие и домашние животные.

15.
16.

Породы кошек и собак.
Правила поведения при контакте с домашними животными.

овощей картофель. Сравнивать вкус, форму,
размер с другими овощами.
Называть, показывать и выбирать из множества
овощей помидор и огурец. Сравнивать вкус,
форму, размер с другими овощами.
Знание основных признаков животного, чем питается, где живет.
Знание основных занятий людей зимой.
Просмотр презентации «Вода в природе»
Узнавать деревья по внешнему виду
Узнать простые правила ухода за комнатными
растениями
Узнавать комнатные растения по внешнему виду
Умение отличать сад и огород, показывать на
картинке различия между ними
Узнавать и называть огород среди других картинок, показывать овощи, растущие в огороде
Показывать на картинках чем люди занимаются
в саду и огороде, перекопка и полив земли в
горшочках
Находить сходство и отличие между овощами и
фруктами, выбирать из общего количества овощи и фрукты
Знание основных признаков животного, чем питается, где живет
Знание строения животного
(голова, туловище, шерсть, ноги, копыта, рога)
Знание основных признаков животного, чем питается, где живет.
Различать в чем разница между двумя группами
животных ,называть и показывать на картинках

Рыбы.

17.

3 класс
№
урока

места обитания, питание, признаки одомашненности и дикости
Знание основных признаков рыб, чем питается,
где живет

Дата проведения
План
Факт

Тема урока

Основные виды учебной
деятельности обучающихся
1 четверть

1.

Времена года. Осень.

2.

Осенние месяцы. Календарь.

3.

Зима. Признаки зимы.

4.

Зимние месяцы.

5.

Весна. Признаки весны.

6.

Весенние месяцы.

7.

Признаки лета. Летние месяцы.

Определение признаков осени по схемам,
иллюстрациям. Наблюдение за погодой,
растениями, животными.
Выделение признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за изменениями
погоды осенью. Знакомство с календарём.
Определение признаков зимы по схемам,
иллюстрациям. Наблюдение за погодой,
растениями, животными.
Выделение признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за изменениями
погоды зимой.
Определение признаков весны по схемам,
иллюстрациям. Наблюдение за погодой,
растениями, животными. Дифференциация
времен года.
Выделение признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за изменениями
погоды весной.
Выделение признаков месяцев. Сравнение

Причины
корректировки
планирования

8.

Солнце в разные времена года. Восход и
заход солнца.

9.

Воздух. Значение воздуха.

10.

Сравнение растений. Части растений.

11.

Лес. Плоды и семена.

12.

Лесные ягоды. Осторожно: ядовитые
ягоды.

13.

Грибы. Осторожно: ядовитые грибы.

14.

Дикие животные.

15.

Домашние животные.

16.

Зимующие и перелётные птицы.

17.

Охрана животного мира.

схем месяцев. Наблюдение за изменениями
погоды летом. Дифференциация времен года. Составление рассказа по иллюстрации.
Рассматривание и дифференциация схем.
Соотнесение схем со временем года. Определение частей суток.
Рассматривание иллюстраций. Проведение
практической работы. Знакомство с понятием «термометр».
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние.
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние. Дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние. Дифференциация объектов. Зарисовка.
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние. Дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы. Зарисовка.
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние. Составление описательного рассказа по картинке.
Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта, называние. Составление описательного рассказа по картинке.
Рассматривание картинок и называние объектов. Составление описательного рассказа
по картинке.
Рассматривание картинок и называние объектов. Зарисовка объектов животного мира.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1-4 класс .Москва, Просвещение 2016г.;
- предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;
-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
- карточки с заданием для индивидуальных работ;
- комплект заданий на развитие психических процессов;
- комплект "Загадки-отгадки"
Интерактивная доска, проектор
Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 1 класс
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»
Комбинированное наглядное пособие «Времена года» (Компакт - диск с мультимедийной программой; раздаточные карточки)
Таблицы по предмету «Окружающий мир» 1,-4 класс
Таблицы по предмету «Окружающий мир»: Летние и осенние изменения в природе
Презентационные материалы:
- «Времена года» ,«Плоды» , «Семена», «Разнообразие цветов»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».