РП ОВЗ Чтение_Вариант 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Чтение»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования , разработанную на основе федерального государственного
образовательного стандарта для детей
1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Составлено на основе
программы специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида.
Автор В.В. Воронкова,
Просвещение 2013г.

г. Свирск

1.Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 класса составлена в соответствие с положением о
рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Свирск», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для начального общего образования.
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение чтения для
обучающихся начального общего образования отводится всего часов за весь 270 часов период обучения. Рабочая программа составлена на
основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Автор В.В. Воронкова, Просвещение 2013г.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про
себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного
чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию
статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться
в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения,
анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Обучение чтению будет действенным при установлении тесной связи между изучением русского языка и речевой практикойучащихся.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их
кругозора, воспитания нравственных качеств.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять
формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают
с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение

вслух, формируется постепенно. Во 2 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В
дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать просебя.
С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Усвоение содержания читаемого осуществляется в
процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей,
так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое
внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности
обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и
уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план,
картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к
чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного
чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Одним из результатов обучения чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы основывается на любви к природе, бережному отношению к ней человека через тексты художественных произведений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для формирования эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства
любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни, близким, чувства любви, благодарности,
взаимной ответственности.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Предмет «Чтение» включен в обязательную предметную область «Чтение ». На изучение чтения в каждом классе начальной школы
отводится по 1 ч в неделю. Предмет рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33
учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение» во 2 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания
учебного материала: минимальный и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей
с нарушенным интеллектом.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому вариантупрограммы.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.














результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Слушать небольшие по объёму тексты и
Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы с помощью учителя или
Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
с опорой на картинку;
Читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на
Читать по слогам короткие тексты;
чтение целым словом двусложных слов, простых по
Соотносить прочитанный текст с
семантике и структуре;
иллюстрацией;
Пересказывать по вопросам, картинно-символическому
Читать наизусть 2-3 небольших
плану, серии сюжетных картинок прочитанный или
стихотворения.
прослушанный текст;
Выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений
перед учащимися класса.Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому
еевосприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современномобществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения созвонком;
ориентироваться в пространствекласса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочееместо;


















принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общемтемпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданнымиобразцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленныхнедочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойствапредметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядномматериале;
пользоваться знаками, символами, предметами –заместителями;
читать;
писать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и другихносителях).
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорнойситуации.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из
частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы
и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или
подтверждать истинность предположения).
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и
они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя
только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или
иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной

деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем иодноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна
базироваться на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок,
возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видовпомощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5- балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в
частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) данной образовательной организации.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Освоение предмета «Математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные
универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения
обучения в начальной школе.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования научатся:
использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения
математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
составлять числовое выражение и находить его значение;
накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры,
овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм,
заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
6. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс
Добукварный период
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года.
Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Идёт работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию
произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника,
выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего
темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений,
загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и
ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их
назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания
учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои
просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя,
пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые
предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения и расстройства движений рук, в течение первого года обучения и в
последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в
речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по
звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение
из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных
звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий,
зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных
полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых ребенку предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в
горизонтальном положении).













7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования
карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.
Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные),
переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге
простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов
из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в
соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Ученик научится:
пользоваться карандашом, ручкой,
рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем
элементы букв;
делить предложения (из двух-трех слов) на слова;
Делить двусложные слова на слоги;
выделять звуки а, у, м в начале слов;
владеть графическими навыками;
Ученик получит возможность научиться:
различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) ;
практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук4
составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме;
делить предложения на слова, слова на слоги;
выделять отдельные звуки в начале слова;
Букварный период
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава
буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные
слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со
стечением согласных.
Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и
других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию
иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными
звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком
положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в
конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух
слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с
последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и
мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных
(тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и
предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не
торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и
действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует
(чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
-названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
-свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников, свой адрес, проезд к дому и к школе.
2 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ



















Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в
соответствии со знаками препинания.
Ученик научится:
соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания;
читать по слогам короткие тексты;
Ученик получит возможность научиться:
постепенно переходить к чтению целыми словами;
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте
предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Ученик научится:
рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали;
находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
Ученик получит возможность научиться:
давать оценку прочитанному;
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Ученик научится:
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;
разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно пересказывать содержание прочитанного близко к тексту;
читать наизусть 5—8 стихотворений;
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное
называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Ученик научится:
рассматривать читаемую книгу;
правильно называть название книги; автора;
отвечать на вопросы по содержанию;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно читать детские книги.
3 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ















Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по
смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию;
читать про себя простые по содержанию тексты.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте.
Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного
плана; рисование словарных картин.
Ученик научится:
отвечать на вопросы по прочитанному;
объяснять слова и выражения, употребляемые в тексте;
Ученик получит возможность научиться:
делить текст на части с помощью учителя и коллективно придумывать заголовки к выделенным частям;
составлять картинный план;
рисовать словарные картины.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Ученик научится:
читать диалоги;
самостоятельно работать по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
Ученик получит возможность научиться:
разучивать в течение года небольшие по объему стихотворения;
подробно пересказывать содержание прочитанного рассказа или сказки.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной
библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Ученик научится:




















читать доступные детские книжки;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться школьной библиотекой;
4 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Ученик научится:
читать вслух целыми словами;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение;
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные
по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение
выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных
действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Ученик научится:
выделять главную мысль произведения;
делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
выделять главных действующих лиц;
Ученик получит возможность научиться:
придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Ученик научится:
самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
Ученик получит возможность научиться
заучивать наизусть стихотворения, басни.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ





Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора;
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Ученик научится:
читать доступные детские книжки;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться школьной библиотекой;
Круг чтения
В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа».
Внеклассное чтение «Книги, которые я читал летом».
Э. Шим «Брат и младшая сестра», А Седугин «Молоток», Е. Пермяк «Пичугин мост», В. Голявкин «Был не крайний случай», по И. Дику
«Счастливая ручка», по Л. Давыдычеву «Лелишна Охлопкова», словесный портрет Лелешны, «Виктор Мокроусов», «Сильным его сделала
смелость», А. Гайдар «Тимур и его команда», «Незримые помощники», В. Осеева «Печенье».
Внеклассное чтение «Жизнь дана на добрые дела»
А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь…», В. Песков «Осенний лес», А. Твардовский «Лес осенью», народные приметы, загадки, О.
Высотская «Осеннее утро», В. Гаршин «Лягушка - путешественница», И. Крылов «Стрекоза и муравей», Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»,
анализ рассказа «Приёмыш» по Д. Мамину – Сибиряку, по Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько», А.С.Пушкин «Уж небо осенью
дышало», Н.Мишутин «Про лягушку - хохотушку», анализ рассказа Н.Мишутина «Про лягушку - хохотушку».
Сказка «Гуси - лебеди», анализ сказки «Гуси - лебеди», молдавская сказка «Чудесный клад», анализ сказки «Чудесный клад», эвенкийская
сказка «Росомаха и лисица», анализ сказки «Росомаха и лисица», мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши», русская сказка «Лиса и
волк», самостоятельное чтение.
Внеклассное чтение «Путешествие в сказку» П. Бажов «Голубая змейка»
К. Ушинский «Два плуга», «Самое дорогое» русская сказка, И. Крылов «Трудолюбивый медведь» басня, «Айога» нанайская сказка, С.
Маршак «Лодыри и кот», И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» басня, Е. Пермяк «Для чего руки нужны», А. Тетивкин «Школа».
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Волшебство в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»
А.Пушкина, Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», «Жители страны», Анализ сказки Дж.
Свифта «Гулливер в стране лилипутов», Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб».
Внеклассное чтение «Чтение рассказов и сказок о милосердии».
«Встреча зимы» И. Никитин, «Зима в лесу» И. Соколов – Микитов, «Сад друзей» И. Антонов, «Детство» И. Суриков, «Филиппок» Л.
Толстой, Анализ рассказа «Филиппок» Л. Толстова, «Мужичок с ноготок» Н. Некрасов, загадки, «Народные приметы», «Для чего нужен
снег» Ю. Дмитриев, «Не ветер бушует над бором …», Н.Носов «Бенгальские огни», «Какая бывает зима» М. Пляцковский.
Внеклассное чтение «Зимушка – зима».
«Берёза» В. Костылёв, «Как я ездил верхом» Л. Толстой, «Мальчик и дворовая собака» Н. Вагнер, «Четвероногий друг» В.Тарасов, «Гаечки»
М. Пришвин, «Воробьишко» М. Горький, «Пожарник Карл» А. Барков, «Медвежонок» Г. Скребицкий.
Внеклассное чтение «Ребятам о зверятах» (стихи, рассказы о животных).
«В чудной стране» И. Токмакова, «Вини-Пух и все – все - все» А. Милн, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой.

Внеклассное чтение «Путешествие в сказку».
«Весенние воды» Ф. Тютчев, народные приметы, «Утро» В. Ситников, «Весна» Л. Толстой, «Полюбуйся, весна наступает», А. Платонов
«Еще мама», «Разговор о маме» Н. Саконская, «Бабушкины руки» Л. Квитко. Внеклассное чтение «Чтение художественных произведений о
матерях и детях», «Резеда» Е. Кононенко, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов, «Яшка» А. Барков, «Весенняя гроза» Ф. Тютчев, «Лесной
цветок» В. Орлов, «Медведь и солнце» Н. Сладков.
Внеклассное чтение «Времена года» (Стихи русских поэтов о весне).
«Вечер ясен и тих» И. Никитин, «Заботливый цветок» К. Паустовский, «Крестьянские дети» Н. Некрасов, «Огородники» Н. Носов, «У
речки» И. Антонов, «Золотой луг» М. Пришвин, народные приметы, «Третье место в стиле баттерфляй», «Последний день учения» М.
Бородицкая. Внеклассное чтение «Лето наступило».
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
урока

Дата проведения
План

Тема урока

Факт

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

1четверть
Листья пожелтелые по ветру летят-5час
1
2
3
4
5

А.Плещеев «Осень наступила, высохли
цветы…»
Ф.Тютчев «Листья».
С.Прокофьева «Подарки Осени»
Н.Сладков «Осень».
Г.Снегирёв «Бурундук».

Уметь осознанно и правильно читать
текст вслух целыми словами после
работы над ним под руководством
учителя;
трудные по смыслу и по слоговой
структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё отношение к
поступку героя, событию;
пересказывать содержание
прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие

Причина
коррекции
планирования

интересам учащихся. Уметь словесно
иллюстрировать отрывок, читать по
ролям
Раз, два – начинается игра! -3час
6
Считалки.
7
Л.Пантелеев «Карусели».
8
В.Левин «Чудеса в авоське».

Уметь выражать свои мысли,
сравнивать и находить различия
между предметами и явлениями.
Уметь анализировать заголовок
произведения, находить в тексте
предложения на заданную тему.
Уметь объяснять значение слов,
употребляемых в произведениях.
Уметь выразительно читать вслух
выученное наизусть стихотворение.
Знать значение считалок в
организации игр, наизусть 2-3
считалки.
Уметь пользоваться выборочным
видом чтения.
Уметь соотносить отрывки
произведений с иллюстрациями в
учебнике.

2 четверть
Будем делать хорошо и не будем – плохо-8 час
9
И.Крылов «Чиж и Голубь».
10
Л.Толстой «Два товарища».
11
Л.Пантелеев «Трус».
12
Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».
13
В.Сафронов «Подвиг».
14
По В.Осеевой «Самое страшное»

Уметь выражать свои мысли,
сравнивать и находить различия мжду
предметами и явлениями.
Уметь анализировать заголовок
произведения, находить в тексте

15
16

А.Барто «В театре»
Обобщающий урок по теме: «Будем делать
хорошо и не будем – плохо.

предложения на заданную тему.
Уметь объяснять значение слов,
употребляемых в произведениях.
Уметь выразительно читать вслух
выученное наизусть стихотворение.
Знать значение считалок в
организации игр, наизусть 2-3
считалки.
Уметь пользоваться выборочным
видом чтения.
Уметь соотносить отрывки
произведений с иллюстрациями в
учебнике.

3 четверть
Зимние узоры-3час
17

18
19

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская
сказка)
Работа над сказкой.
С.Прокофьева «Подарки Зимы».
Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над
развитием речи.

Знать признаки зимы, особенности
сказок.
Знать особенности, образ жизни,
повадки зимующих птиц.
Уметь выборочно пересказывать
прочитанное, описывать героев и
явления.
Уметь выразительно читать вслух
выученное наизусть стихотворение.
Уметь оценивать себя и других. Уметь
подбирать заголовки к частям
рассказа. Уметь отвечать на вопросы
по прочитанному, пользоваться

различными видами чтения:
выборочным, про себя, вслух и
комментированным.
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно-4час
20
Г.Сапгир «Рабочие руки».
21
А.Барто «Я лишний».С. Погореловский
«Маленькое и большое».
22
Н.Носов «Заплатка». 1,2 части.
23
Г.Виеру «Хлеб с росою».

Знать особенности сказок, значение
новых слов.
Уметь пересказывать части рассказа
по плану. Уметь осуществлять
выборочное чтение.
Уметь читать вслух выученное
наизусть стихотворение.
Уметь выражать своё отношение к
поступку героя, событию.

В окно повеяло весною-3час
24
25
26

А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка
примчалась»
К.Ушинский «Ласточка».
В.Сафронова «Весна».

Знать особенности ласточек,
ихповадки, образ жизни, признаки
весны.
Уметь читать вслух выученное
наизусть стихотворение.
Уметь делить текст на части,
озаглавливать каждую часть.
Уметь осуществлять выборочное
чтение, описывать природные явления.
Уметь классифицировать, оценивать
ответы товарищей. Уметь описывать
природные явления. Уметь подбирать
к словам-предметам слова-признаки и
слова-действия

4 четверть
На пользу и славу Отечества-4час
27
Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».
28
По Г.Черненко «Русский «паровой
дилижанец».
29
«Как Илья из Мурома богатырём стал»
(Былина)
30
«Как Илья из Мурома богатырём стал»
(Былина)

Уметь пересказывать прочитанное,
осуществлять выборочное чтение,
отвечать на вопросы по прочитанному,
самостоятельно подготавливаться к
выразительному чтению
проанализированного произведения.
Уметь осуществлять выборочное
чтение, анализировать название
рассказа.

Видно не напрасно называют лето красным-4час
31
Г.Греков «Летом».
32
С.Прокофьева «Подарки лета».
33
По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».
34
Вс.Рождественский «Одуванчик».

Уметь читать вслух работать с
основными компонентами учебника:
оглавлением, вопросами, заданиями к
тексту.
Уметь выделять главных действующих
героев, характеризовать их. Уметь
отвечать на вопросы.
Уметь выразительно читать
стихотворение.
Знать признаки лета, об особенностях
подсолнуха, об особенностях,
повадках, образе жизни стрижей.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и
инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:



















Демонстрационные и печатные пособия:
графические схемы (звуко-буквенного разбора слова)
набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой
набор предметных картинок в соответствии с тематикой
репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений
портреты писателей и поэтов
детские книги разного типа из круга детского чтения
Демонстрационные приборы и инструменты:
игры и игрушки
настольное литературное панно
картинноелото
Технические средства обучения:
персональный ноутбук
мультимедийный проектор
интерактивная доска
документ-камера
многофункциональное устройство
мультимедийные образовательные ресурсы по чтению
планшеты
игровой комплект «Пертра»
Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под редакцией
Воронковой В.В.
2. Учебник Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт. сост. С. Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.:
филиал изд-ва «Просвещение», 2013. 247 стр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».