РП ОВЗ Музыка и пение_Вариант 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка и пение»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования, разработанную на основе федерального государственного
образовательного стандарта для детей
1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Составлено на основе
программы специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида.
Автор В.В. Воронкова,
Просвещение 2013г.

г. Свирск

1.Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 класса составлена в соответствие с предложением
о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Свирск», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для начального общего образования.
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки и пения
для обучающихся начального общего образования отводится 135 часов за весь период обучения. Рабочая программа составлена на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Автор В.В. Воронкова, Просвещение 2013г.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей
с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и
доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Специально подобранные музыкальные произведения, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля,
мотивация.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир
знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал, уроки –
путешествия

урок –зачет
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Рабочая программа рассчитана:
в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели
во 2 классе на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель
в 3 классе на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель
в 4 классе на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
На уроках музыки учащиеся приобщаются к миру искусства. Познают прекрасное через слушание музыки. У детей развивается
музыкальный слух.
Уроки музыки предоставляют всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и
плодородной взаимосвязь образования, культуры, искусства. Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной
учебной деятельности способствуют личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё
отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма.
Цели преподавания предмета « Музыка и пение »









целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальноисполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
помочь самовыражению школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;






содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуко-высотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и
способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
активизировать творческие способности.

Задачи образовательные:
·
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальноисполнительской деятельности;
·
формировать музыкально-эстетический словарь;
·
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
·
совершенствовать певческие навыки;
·
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку,
музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
·
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
·
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
·
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
·
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
·
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
.Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
осознавать роль музыки в жизни;
Развитие музыкальных певческих навыков
Метапредметные
Познавательные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса:
Учащиеся должны знать:
·
характер и содержание музыкальных произведений;
·
музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Учащиеся должны уметь:
·
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
·
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
·
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к
другу;
·
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
·
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1;
·
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
·
различать песню, танец, марш;

·
·

передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса
Учащиеся должны знать:
·
высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
·
музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
·
характер и содержание музыкальных произведений;
·
музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
·
исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
·
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
·
исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса
Учащиеся должны знать:
·
музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
·
музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
·
Учащиеся должны уметь:
·
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
·
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
·
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
·
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
·
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
6. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс
ПЕНИЕ
·
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
·
Певческий диапазон (ре1 — си1).
·
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации.
Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
·
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах.
·
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

·
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков.
·
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению
одноклассников.
·
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
·
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
·
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
·
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
·
Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
·
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая,
грустная, спокойная.
·
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
·
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
·
Игра на музыкальных инструментах.
·
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
2 класс
ПЕНИЕ
·
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
·
Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
·
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
·
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический
рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
·
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
·
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
·
·
·

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.

·
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
·
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
·
Игра на музыкальных инструментах.
·
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
3 класс
ПЕНИЕ
·
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
·
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
·
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении звучания).
·
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
·
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
·
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента.
·
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен.
·
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением
строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
·
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
·
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
·
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
·
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
·
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
4 класс
ПЕНИЕ
·
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.
·
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
·
Работа над кантиленой.
·
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее
движение мелодии и на одной высоте.

·
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
·
Развитие умения определять сильную долю на слух.
·
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
·
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
·
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью
которых создаются образы.
·
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго,
хоровод).
·
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха,
релаксации).
·
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
·
Игра на музыкальных инструментах.
·
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
·
Обучение детей игре на фортепиано.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№
урока

Дата
проведения
План

Тема урока

Факт

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

1 четверть
Глава 1 Пение (4ч.)

1.
Певческая установка. Закрепление
певческих навыков

2.
Работа над кантиленой
3.

Высокие и низкие звуки. Направление
движения мелодии

4

Динамические оттенки

Раздел 2 Слушание музыки
Идейное и художественное
5
содержание музыкальных
произведений
6

Разнохарактерные произведения

7

Музыка в быту

Понимать жанры народных песен –
колыбельные, плясовые (их характерные
особенности), определять на слух звучание
народных инструментов.
Развитие умения петь легким звуком
песни подвижного характера и плавно —
песни напевного характера. Развитие умения
слышать вступление и правильно начинать
пение Развитие понимания содержания
песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста
Различать на слух высокие и низкие звуки,
характер произведения, выполнять
танцевальные движения. Слушание и пение.
Музыкально-ритмическая игра «Имена».
Участвовать в совместной деятельности при
воплощении различных музыкальных образов
Выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков.
Подбирать изображения знакомых
музыкальных инструментов к
соответствующей музыке
слушать музыкальные произведения;
откликаться на музыку различного характера
и различать его.
Выявлять сходство и различия музыкальных
и живописных образов

Причина
корректировки
планирования

8

Русские народные музыкальные
инструменты

9

Игра на музыкальных инструментах

Сравнивать звучание музыкальных
инструментов, узнавать музыкальные
инструменты по внешнему виду и по
звучанию, имитационными движениями
изображать игру на музыкальных
инструментах.
Различать яркие средства музыкальной
выразительности; определять по звучанию
народные инструменты; слушать
музыкальные произведения; откликаться на
музыку различного характера и различать
его.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
музыкальные инструменты (фортепиано, детские музыкальные инструменты)
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка)
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические
игры,
нотная
и
методическая
литература).
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».