РП ОВЗ ИЗО_Вариант 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1) для 1-4 класса

Составлено на основе
программы специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида.
Автор В.В. Воронкова,
Просвещение 2013г.

г. Свирск

1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» от 28.08.2019 года.
Программа курса «Изобразительное искусство» содержит восемь разделов:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений
народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают
сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом,
керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в
определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и
изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных
деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты,
частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные
детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также
пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных
произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы,
наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам
«Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов,
учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать
текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения
учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных
произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале
или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи,
скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным
материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по
коррекции недостатков произношения.

3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение
окружающего мира для обучающихся начального общего образования отводится всего 33,75 часов за весь период обучения.
Рабочая программа рассчитана:
1 класс- на 8,25 часа, 0,25 часа в неделю, 33 учебных недели
2 класс- на 8,5 часа, 0,25 часа в неделю, 34 учебных недели
3 класс- на 8,5 часа, 0,25 часа в неделю, 34 учебных недели
4 класс- на 8,5 часа, 0,25 часа в неделю, 34 учебных недели
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания
окружающего мира, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий
изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ творческой деятельности, в которой
формируются лучшие положительные личностные качества. Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности
ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь,
нарушен контакт с окружающими.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. Наглядное, чувственное
знакомство с предметами положительно влияет на развитие восприятия пространства и пространственных представлений. В процессе

занятий рисованием происходит активное накопление представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, глазомер:
обучающиеся понимают перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление; зрительная память,
воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Обучающиеся получают
огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества. Проводимые на уроках рисования
многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным
движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для
формирования у детей навыков письма. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении
обучающихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает
осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В процессе занятий изобразительным искусством преодолеваются и
сглаживаются недостатки, имеющиеся у детей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные
● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством
учителя;
● умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
● овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
● формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
● овладение умением вести диалог;
● умение планировать учебные действия при помощи учителя в соответствии с поставленной задачей;
● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

6. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс
Подготовительный период.
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить
середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник),
различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и
умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не
выходить за пределы контура.
Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих
предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание
элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).
1.Декоративное рисование
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные
линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться
трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
2.Рисование с натуры
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать
рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
3.Рисование на темы
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для
изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные

отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с
каким-либо предметом.
4.Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего
окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
2 класс
1.Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные
геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных
элементов в полосе, квадрате, круге, треугольнике; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи
без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий,
коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
2.Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и
треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов;
соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем
расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
3.Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а
также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
4.Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать
цвета. Знакомство с иллюстрациями художников Ю.Васнецова, В.Ватагина и др. Росписи декоративно прикладного искусства:
«Жостовские подносы», «Изделия Полхова – Майдана», «Городецкая роспись».
3 класс
1.ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить обучающихся рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность
анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей;
использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в
декоративных рисунках.
2.РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы
квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать, в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
3.РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить обучающихся соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
4.БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить обучающихся узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
4 класса
1.РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения
изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;
правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и
свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения
предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
2.ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;
располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в
центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы
орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
3.РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить
правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
4. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить обучающихся узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс

Дата проведения
№
урока

План

Тема урока

Факт

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
2 четверть

Глава 1. Рисование с натуры (3ч.)

1.

2.

Рисование с натуры овощей
и фруктов в виде набросков
(4 –6 на листе бумаги)
Рисование с натуры листа
дерева

3.
Рисование с натуры
игрушечного домика
Глава 2.Декоративное рисование (3ч.)
Рисование геометрического
4
орнамента в квадрате
Составление узора в
5
квадрате из растительных
форм
Декоративное рисование
6
расписного блюда (узор из
ягод и листьев)
Глава 3. Рисование на темы (2 ч.)
Рисование на тему: «Моя
7
любимая игрушка»
Рисование на тему
8
«Нарядная елка».
Глава 4.Беседы об изобразительном искусстве(1 ч.)
9
Беседа по картинам на

Анализ объектов изображения (определение
формы, цвета и величины составных
частей). Изображение объемных предметов
прямоугольной, цилиндрической форм.
Подбор соответствующих цветов для
изображения предметов, передавая их
объемную форму элементарной светотенью.
Анализ объектов изображения (определение
формы, цвета и величины составных
частей). Определение величины рисунка по
отношению к листу бумаги
Построение орнаментов в квадрате,
используя осевые линии
Расположение узора симметрично, заполняя
середину, углы, края. Использование
акварельных и гуашевых красок.
Подбор гармонического сочетания цветов
Расположение изображений на листе
бумаги, объединяя их общим замыслом
Передача в рисунке своих впечатлений от
ранее увиденного
Рассматривание репродукций

Причина
корректировки
планирования

тему «Зима пришла»
(И. Шишкин. «Зима»,
К. Юон. «Русская зима»
или др.).

художественных произведений.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическое обеспечение:
1.Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.
В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
4.Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
5. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под
редакцией Воронковой В.В.,
7.Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.160с.
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и
другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения:
CD/DVD – проигрыватели.
Ауди-видео магнитофон.
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям
кукол; народным промыслам и др.

Учебно-практическое оборудование:
Материалы:

Инструменты:

Вспомогательные
приспособления:

Модели и натуральный ряд

1. Краски акварельные,
гуашевые.
2. Фломастеры разного цвета
3. Цветные карандаши
4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
5. Бумага цветная разной плотности.
6. Картон цветной, серый, белый
7. Бумага в крупную клетку
8. Набор разноцветного пластилина.
9. Нитки (разные виды)
10.Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая
трава и т.д.)
11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.
1. Кисти беличьи № 5, 10, 20
2. Кисти из щетины № 3, 10,
3. Стеки.
4. Ножницы.
5.Линейка.
6. Карандашная точилка.
7. Гладилка для бумаги.
1. Подкладные доски
2. Подкладной лист или
клеенка.
3. Коробка для хранения
природных материалов.
4. Подставка для кисточки
5. Баночка для клея
6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
7. Коробочка для мусора
8. Тряпочки или бумажные
салфетки (влажные) для вытирания рук.
1.Модели геометрических фигур и тел.
2.Муляжи фруктов и овощей (комплект).
3.Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая
трава и др.

4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
5. Керамические изделия.
6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).
8. Образцы новогодних игрушек.
9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».