РП ОВЗ Русс. язык_Вариант 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
«Начальные классы»
_______________________
/Симанавичус И.В./
Протокол № 1
от «28» 08. 2019г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________________
/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»
Приказ №________
«28» 08. 2019г.
Директор:
______________________
/Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования, разработанную на основе федерального государственного
образовательного стандарта для детей
1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Составлено
на
основе
программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII вида.
Автор В.В. Воронкова,
Просвещение 2013г.

г. Свирск

1.Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 класса составлена в соответствие с предложением
о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Свирск», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для начального общего образования.
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
6. Содержание учебного предмета (курса)
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка
для обучающихся начального общего образования отводится всего часов за весь 270 часов период обучения. Рабочая программа составлена
на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Автор В.В. Воронкова, Просвещение 2013г.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В младших классах школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них
достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего
необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в
области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой
обучающихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения
должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные
возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие
этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и
переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое
является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и
специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных
гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного
состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов,
действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть —
корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и
составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны
осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки,
вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5
класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи,
так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию
фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает
предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией
рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных обучающимся по
тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у детей часто бывают
связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении
написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с
рукописного и печатного текста.

3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Предмет «Русский язык» включен в обязательную предметную область «Русский язык». На изучение математики в каждом классе начальной
школы отводится по 2 ч в неделю. Предмет рассчитан на 270 ч: в 1 классе — 66 ч (33
учебные недели), во 2—4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (курса)
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной
культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают
начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах,
условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для
учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обеспечивает достижение умственно отсталыми обучающимися
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и
ценностные установки и должны отражать:
1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; пользоваться специальной тревожной кнопкой на
мобильном телефоне; написать при необходимости SMS- сообщение и другими);
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться вразнообразные повседневные школьные дела;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающихся в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
6. Содержание учебного предмета (курса)
Содержание учебного предмета, курса
«Русский язык»
I-IV классы

Обучение русскому языку в дополнительном первом классе, I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу
следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие
речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.Развитие слухового внимания, фонематического
слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых
понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости
листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению
навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет
слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых
распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению
и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков
диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых
трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов
из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок,
чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного
разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами
сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двухтрех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительныйь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц,
географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают?
что делал? что будет делать?Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного
расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине
слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений.
Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление
предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение
предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста».
Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
1 класс
«Обучение грамоте»
Добукварный период
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и
ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их
назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя,
поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои
просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя,
пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые
предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Букварный период









Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными
звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком
положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуко-вых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, и, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, пил).
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух
согласных (тра, иш, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Ученик научится:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Ученик получит возможность научиться:
рукописному начертанию изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух
слов.
писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом.
















2 класс
Повторение
Элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным
элементам языка.
Ученик научится:
соотносить звуки и буквы.
различать гласные ударные и безударные.
различать гласные и согласные в сложных словах.
различать гласные и согласные в сложных словах.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать элементарный языковой материал,
обобщать элементарный языковой материал,
Звуки и буквы
Начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных
ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется путем сопоставления ударных и безударных
гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Ученик научится:
различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;
правильно ставить знак ударения.
различать согласные твердые и мягкие.
обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.
применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Ученик получит возможность научиться:
практически писать слова с разделительными ь и ъ.
Слово
Слова, обозначающие предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
Различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье, ножки);

















Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан— кружка,кушетка
Ученик научится:
различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.);
употреблять большую букву в именах, фамилиях людей, в кличках животных;
различать предметы по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
употреблять предлог как отдельное слово;
Ученик получит возможность научиться:
согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы;
раздельно писать предлог со словом, к которому он относится (под руководством учителя);
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Ученик научится:
составлять предложения из слов;
выделять предложения из текста;
писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Ученик научится:
располагать два-три коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем);
составлять подписи к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Ученик получит возможность научиться:
правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного.















3 класс
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке,
на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы
слова (гриб— грибы).
Ученик научится:
составлять предложения из слов;
выделять предложения из текста;
писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков
учащихся по алфавиту. Нахождение слов и словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.
Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, с, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Ученик научится:
различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;
правильно ставить знак ударения.
различать согласные твердые и мягкие.
обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.
применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Ученик получит возможность научиться:
писать разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и;
правильно писать жи, ши, ча, ща, чу, щу.











Слово
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего
адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что
сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух
предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Ученик научится
различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в
предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.);
находить слова, обозначающие признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбр и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и
Ученик получит возможность научиться:
подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета ;
определять предмет по ряду признаков (качеств);
сравнивать два предмета по их качествам (снег бе-: лый, а уголь черный; камень твердый, авата мягкая);
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу
кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с
предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Ученик научится:
заканчивать предложение или дополнять его по одному-двум вопросам.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска);







отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем
Ученик научится:
располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно);
отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Ученик получит возможность научиться:
восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.



4 класс
Повторение
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из
слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Ученик научится:
составлять простые предложения;
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
Ученик получит возможность научиться:
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.





Звуки и буквы
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по
образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода— воды) или
подбора по образцу родственных слов (вода — водный).
Ученик научится:
писать разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и;
писать правильно звонкие и глухие согласные в конце и середине слов;
различать ударные и безударные гласные;



















Ученик получит возможность научиться:
правильно писать безударные гласные путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода
— водный);
правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи
друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ь.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Ученик научится:
правильно писать имена собственные;
раздельно писать предлоги с другими словами.
Ученик получит возможность научиться:
различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в
связи друг с другом;
пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Ученик научится:
составлять и распространять предложения;
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться алфавитом;
находить слова в словаре в алфавитном порядке.







Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Ученик научится:
составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно;
составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и
правописания.
Ученик получит возможность научиться:
писать изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам;
составлять и писать под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам, адрес на конверте.

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
урока

Дата проведения
План

Факт

Тема урока

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

1 четверть
Повторение- 6час
1
2
3
4
5
6

Предложение
Границы предложения
Соотношение слов в предложении
Изменение слов в предложении по вопросам.
Окончание.
Составление предложений из данных слов.
Входной диктант

Отличать предложение от групп слов,
составляющих предложение.
Определять границы предложения в
деформированном тексте, выбирать знак
для обозначения конца предложения.
Обосновыватьвыбор знака препинания в
конце предложения. Соблюдать в устной
речи логическое (смысловое) ударение и
интонацию конца предложения.

Причина
коррекции

Звуки и буквы -7час
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Работа над ошибками. Порядок и название букв
алфавита.
Запись слов в алфавитном порядке.
Входной диктант.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Закрепление по теме: «Алфавит». Контрольное
списывание.
Звонкие и глухие согласные
Итоговый диктант за 1 четверть
Работа над ошибками.

Составлять предложения из слов.
Употреблять заглавную букву в начале
предложения и необходимый знак
препинания в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Составлять (устно и письменно) ответы на
вопросы. Составлять нераспространённые
и распространённые предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь
слов между членами предложения.
Называть буквы правильно
и располагать их в алфавитном порядке.
Располагать заданные слова в алфавитном
порядке. Использовать знание алфавита
при работе со словарями.
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль
звуков и букв в слове.
Сопоставлять звуковое и буквенное
обозначения слова.
Обозначать мягкость согласного звука
мягким знаком на конце слова и в
середине слова перед согласным.
Объяснять, как обозначена мягкость
согласных, объяснять причины
расхождения количества звуков и букв в
этих словах.
Сопоставлять приёмы проверки написания
гласных и согласных в корне слова.
Объяснять правильность написания слов с
изученными орфограммами.

2 четверть
Гласные после шипящих-2 час
17
Правописание гласных после шипящих.
Находить в словах буквосочетания жи—
18
Упражнения в написании слов с гласными после ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры
слов с такими буквосочетаниями.
шипящих.

Применять правило при написании слов с
буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—
щу.
Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова-5час.
19
Дифференциация парных звонких и глухих
согласных
20
Правописание парных звонких и глухих
согласных в середине слова.
21
Упражнения в написании слов с парными
согласными на конце и в середине слова.
22
Закрепление по теме: «Парные звонкие и глухие
согласные в конце и в середине слова»
Словарный диктант.
23
Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие
согласные в конце и в середине слова».

Ударные и безударные гласные-4 час.
24
Ударение.
25
Упражнения в постановке ударений в словах.
26
Ударные и безударные гласные.
27
Ударные и безударные гласные. Контрольное

Различать глухие и звонкие согласные
звуки, парные и непарные.
Характеризовать согласный звук (глухой
— звонкий, парный — непарный)
и оценивать правильность данной
характеристики.
Правильно произносить звонкие и глухие
согласные звуки на конце слова и перед
другими согласными (кроме сонорных).
Определять на слух парный по глухостизвонкости согласный звук на конце слова и
в корне перед согласным.
Оценивать свои достижения при
выполнении заданий.
Соотносить произношение и написание
парного по глухости-звонкости согласного
звука на конце слова и в корне перед
согласным.
Находить в словах букву парного
согласного звука, написание которой надо
проверять.
Различать проверочное и проверяемое
слова.
Подбирать проверочные слова путём
изменения формы слова и подбора
однокоренных слов (травка — трава,
травушка; мороз — морозы, морозный).
Определять качественную характеристику
гласного звука: гласный ударный или
безударный.
Определять безударный гласный звук в

списывание.

Правописание безударных гласных-5час
28
Правописание безударных гласных.
29
Упражнения в правописании слов с безударной
гласной.Словарный диктант.
30
Закрепление по теме: «Правописание
безударных гласных»
31
Контрольный диктант по теме: «Правописание
безударных гласных»
32
Работа над ошибками.Упражнения в
правописании безударных гласных,
проверяемых и непроверяемых ударением.
3 четверть
Слово-11час.
33
Названия предметов.
34
Слова, обозначающие названия предметов,
отвечающие на вопрос что? Кто?
35
Изменение слов, обозначающих названия
предметов по вопросам.
36
Слова, обозначающие действия предметов.
37
Соотношение слов, обозначающих названия
предметов, со словами, обозначающими
действия предметов.
38
Составление рассказа по образцу.

слове и его место в слове.
Находить в двусложных словах букву
безударного гласного звука, написание
которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое
слова.
Подбирать проверочные слова путём
изменения формы слова и подбора
однокоренного слова (слоны — слон,
слоник; трава — травы, травка).
Наблюдать над единообразным
написанием корня в однокоренных словах.
Использовать правило при написании слов
с безударным гласным в корне.
Определять ударение в
слове. Наблюдать за ролью словесного
ударения
Различать ударные и безударные слоги

Соотносить слова-названия (предметов,
признаков, действий), вопросы, на которые
они отвечают, с частями речи.
Изменять имена существительные по
падежам.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Распознавать глагол среди других частей
речи по обобщённому лексическому
значению и вопросу.
Определять, каким членом предложения

39
40
41
42
43

Имена собственные-7час.
44

Слова, обозначающие признаки предметов.
Изменение слов, обозначающих признаки
предметов, по вопросам.
Слова, обозначающие признаки предметов,
сходные и противоположные по смыслу.
Сравнение предметов по признакам.
Диктантпо теме: «Слово»

Работа над ошибками. Правописание имён
собственных.
44
Правописание имён собственных. Контрольное
списывание.
45
Правописание названий морей, рек, озёр, гор.
46
Правописание имён собственных и
нарицательных.
47
Закрепление по теме: «Имена собственные.»
Словарный диктант.
48
Контрольный диктант по теме « Слово»
49
Работа над ошибками. Упражнения в написании
предлогов со словами.
Разделительный твёрдый знак-2час.
50
12.03
Разделительный твёрдый знак.

является глагол в предложении
Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать имя прилагательное среди
других частей речи по обобщённому
лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения
слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные
различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания
с именами прилагательными.
Приводить примеры имён прилагательных.
Определять, каким членом предложения
является имя прилагательное.
Подбирать имена прилагательные —
сравнения для характеристики качеств,
присущих людям и животным.
Определять грамматические признаки
имени прилагательного: связь с именем
существительным, число (единственное
или множественное), роль в предложении.
Различать собственные и нарицательные
имена
существительные, подбирать примеры
таких существительных.
Классифицировать имена
существительные собственные и
нарицательные по
значению и объединять их в тематические
группы.
Писать с заглавной буквы имена
собственные.

Наблюдать над произношением слов с

разделительным ъ знаком.
Подбирать примеры слов с
разделительным твёрдым знаком.
51
Родственные слова-4час.
4 четверть
52
53
54
55

Предложение-4час.
56
57
58
59

Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком.
Корень – общая часть родственных слов.
Упражнения в нахождении общей части
родственных слов (корня).
Правописание корня в родственных словах.
Закрепление по теме: «Родственные слова»

Находить однокоренные слова в тексте и
среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах.
Группировать однокоренные слова с
разными корнями.
Доказывать правильность выделения
корня в однокоренных словах.
Подбирать однокоренные слова к данному
слову и выделять в них корень.
Производить анализ, сравнение,
обобщение при выделении в словах корня

Границы предложений.
Определение главной мысли предложения.
Соотношение слов в предложении по смыслу.
Контрольное списывание.
Упражнения в постановке вопросов к словам в
предложении.

Составлять предложения из данных слов.
Составлять рассказ по заданным вопросам.
Определять границы предложения в
деформированном тексте, выбирать знак
для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в
конце предложения.
Соблюдать в устной речи логическое
(смысловое) ударение и интонацию конца
предложения.
Составлять предложения из слов
Составлять рассказ по рисунку, данному
началу и опорным словам.

Знаки препинания в конце предложения-4час.
60
Упражнения в постановке знаков препинания в
конце предложений.
61
Восклицательные предложения.

Употреблять заглавную букву в начале
предложения и необходимый знак
препинания в конце предложения

Упражнения в определении восклицательных
предложений.
63
Составление рассказа по образцу.
Главные и второстепенные слова в предложении-5час.
64
Главный член предложения – сказуемое.
65
Главный член предложения – подлежащее..
66
Контрольный диктант за год.
67
Работа над ошибками. Второстепенные члены
предложения.
68
Повторение пройденного за год
62

Выполнять инструкцию учителя. Умение
находить в предложении главные и
второстепенные члены

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесс
Основная 1. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2014 г.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.
В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2008 г.
Дополнительная 1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005. 2. Волина В.В. Веселая
грамматика. – М.: Знание, 1995. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений
к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.
4. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М:
Просвещение, 1976. 5. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово. Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в
начальной школе.Часть1- М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».