РП_физика 10-11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/ Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
______________________
/ Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика» для 10-11класса
по ФГОС СОО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений на основе
примерной программы основного общего образования по
учебнику «Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин,Физика10, Физика-11». – М., Просвещение, 2020»

г. Свирск, 2021 год

Рабочая программа среднего общего образования по физике для 10-11 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету педагога, в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Свирск», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного, среднего общего образования.

1)
2)
3)
4)

Программа курса «Физика» содержит четыре раздела:
Пояснительная записка;
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики для
обучающихся основного общего образования отводится всего 136 часов за весь период обучения, в том числе: в 10 кл.-68ч., 11кл.-68ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин,«Физика, 10», «Физика, 11».
Планируемые предметные результаты освоения предмета

10 класс
Тема
(тематический
раздел)

Раздел I.
Введение

Содержание по ФГОС
Физика — фундаментальная наука о
природе. Научный метод познания
мира. Взаимосвязь между физикой и
другими естественными науками.
Методы научного исследования
физических явлений. Физические
величины. Погрешности измерений
физических величин. Моделирование
явлений и процессов природы.
Закономерность и случайность.
Физические законы и границы их
применимости. Физические теории и
принцип соответствия. Роль и место
физики в формировании современной
научной картины мира, в
практической деятельности людей.
Физика и культура.

Основные виды
деятельности
Формировать умения
постановки целей
деятельности, планировать
собственную деятельность
для достижения
поставленных целей,
развивать способности ясно
и точно излагать свои
мысли. Производить
измерения физических
величин. Высказывать
гипотезы для объяснения
наблюдаемых явлений.
Предлагать модели явлений.
Указывать границы
применимости физических
законов.

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться

Демонстрировать на
примерах роль и место
физики в формировании
современной научной
картины мира, в развитии
современной техники и
технологий, в практической
деятельности людей.

Понимать и объяснять
целостность физической
теории, различать
границы ее
применимости и место в
ряду других физических
теорий.

Раздел II.
Механика

Механическое движение. Системы
отсчёта. Скалярные и векторные
физические величины.
Материальная точка.
Поступательное движение.
Траектория, путь, перемещение,
координата, момент времени,
промежуток времени. Закон
относительности движения.
Равномерное прямолинейное
движение. Скорость равномерного
прямолинейного движения.
Уравнение равномерного движения.
Графики равномерного движения.
Сложение скоростей.
Неравномерное движение. Средняя
скорость. Мгновенная скорость.
Ускорение. Равноускоренное
движение. Уравнение
равноускоренного движения.
Графики равноускоренного
движения. Свободное падение тел.
Ускорение свободного падения.
Движение по окружности с
постоянной по модулю скоростью.
Центростремительное ускорение.
Параметры движения небесных тел.
Абсолютно твёрдое тело.
Поступательное и вращательное
движение абсолютно твёрдого тела.
Угловая скорость, частота и период
обращения.
Явление инерции. Масса и сила.
Инерциальные системы отсчёта.
Взаимодействие тел. Сложение сил.
Первый, второй и третий законы
Ньютона.
Принцип относительности Галилея.
Геоцентрическая и

Представлять механическое
движение тела уравнениями
зависимости координат и
проекций скорости от
времени. Представлять
механическое движение тела
графиками зависимости
координат и проекций
скорости от времени.
Определять координаты,
пройденный путь, скорость и
ускорение тела по
уравнениям зависимости
координат и проекций
скорости от времени.
Приобрести опыт работы в
группе с выполнением
различных социальных
ролей.Измерять массу тела.
Измерять силы
взаимодействия тел.
Вычислять значения сил по
известным значениям масс
взаимодействующих тел и их
ускорений. Вычислять
значения ускорений тел по
известным значениям
действующих сил и масс тел.
Вычислять значения
ускорений тел по известным
значениям действующих сил
и масс тел.
Применять закон всемирного
тяготения при расчетах сил и
ускорений
взаимодействующих тел.
Измерять силы
взаимодействия тел.

Распознавать механические
явления и объяснять на
основе имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: равномерное и
неравномерное движение,
равномерное и
равноускоренное
прямолинейное движение,
относительность
механического движения,
свободное падение тел,
равномерное движение по
окружности, инерция,
взаимодействие тел,
реактивное движение,
передача давления
твердыми телами,
жидкостями и газами,
атмосферное давление,
плавание тел, равновесие
твердых тел, имеющих
закрепленную ось
вращения, колебательное
движение, резонанс,
волновое движение (звук);
• описывать изученные
свойства тел и
механические явления,
используя физические
величины: путь,
перемещение, скорость,
ускорение, период
обращения, масса тела,
плотность вещества, сила
(сила тяжести, сила
упругости, сила трения),

Использовать знания о
механических явлениях в
повседневной жизни для
обеспечения
безопасности при
обращении с приборами
и техническими
устройствами, для
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического
поведения в окружающей
среде; приводить
примеры практического
использования
физических знаний о
механических явлениях и
физических законах;
примеры использования
возобновляемых
источников энергии;
экологических
последствий
исследования
космического
пространств;
• различать границы
применимости
физических законов,
понимать всеобщий
характер
фундаментальных
законов (закон
сохранения
механической энергии,
закон сохранения
импульса, закон
всемирного тяготения) и

гелиоцентрическая системы
отсчёта.
Закон всемирного тяготения.
Гравитационная постоянная.
Сила тяжести. Сила тяжести на
других планетах. Первая
космическая скорость. Движение
небесных тел и спутников.
Вес и невесомость. Силы упругости.
Закон Гука. Силы трения. Импульс
тела. Импульс силы. Закон
сохранения импульса. Реактивное
движение. Работа силы. Мощность.
Кинетическая энергия. Работа силы
тяжести. Потенциальная энергия
тела в гравитационном поле. Работа
силы упругости. Потенциальная
энергия упруго деформированного
тела. Закон сохранения
механической энергии.
Равновесие материальной точки и
твёрдого тела. Виды равновесия.
Условия равновесия. Момент силы.
Давление. Закон Паскаля.
Равновесие жидкости и газа. Закон
Архимеда. Плавание тел. Движение
жидкости. Закон Бернулли.
Уравнение Бернулли.

Вычислять значения сил и
ускорений.Применять закон
сохранения импульса для
вычисления изменений
скоростей тел при их
взаимодействиях.Вычислять
работу сил и изменение
кинетической энергии тела.
Вычислять потенциальную
энергию тел в
гравитационном поле.
Находить потенциальную
энергию упруго
деформированного тела по
известной деформации и
жесткости тела. Применять
закон сохранения
механической энергии при
расчетах результатов
взаимодействий тел
гравитационными силами и
силами упругости.

давление, импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД при совершении
работы с использованием
простого механизма, сила
трения, амплитуда, период
и частота колебаний, длина
волны и скорость ее
распространения; при
описании правильно
трактовать физический
смысл используемых
величин, их обозначения и
единицы измерения,
находить формулы,
связывающие данную
физическую величину с
другими величинами,
вычислять значение
физической величины;
• анализировать свойства
тел, механические явления
и процессы, используя
физические законы: закон
сохранения энергии, закон
всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил
(нахождение
равнодействующей силы), I,
II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда; при этом
различать словесную
формулировку закона и его

ограниченность
использования частных
законов (закон Гука,
Архимеда и др.);
• находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему как
на основе имеющихся
знаний по механике с
использованием
математического
аппарата, так и при
помощи методов оценки.

математическое выражение;
различать основные
признаки изученных
физических моделей:
материальная точка,
инерциальная система
отсчета;
• решать задачи,
используя физические
законы (закон сохранения
энергии, закон всемирного
тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы,
связывающие физические
величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила,
давление, импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения скольжения,
коэффициент трения,
амплитуда, период и
частота колебаний, длина
волны и скорость ее
распространения): на
основе анализа условия
задачи записывать краткое
условие, выделять
физические величины,
законы и формулы,

Раздел III.
Основы
молекулярнокинетической
теории

Молекулярно-кинетическая теория
(МКТ) строения вещества и её
экспериментальные доказательства.
Броуновское движение.
Температура и тепловое
равновесие. Шкалы Цельсия и
Кельвина. Абсолютная температура
как мера средней кинетической
энергии теплового движения частиц
вещества.
Силы взаимодействия молекул в
разных агрегатных состояниях
вещества. Модель «идеальный газ».
Давление газа. Связь между
давлением и средней кинетической
энергией поступательного
теплового движения молекул
идеального газа.
Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального
газа.
Уравнение состояния идеального
газа. Уравнение МенделееваКлапейрона. Изопроцессы. Газовые
законы.
Взаимные превращения жидкости и
газа. Насыщенные и ненасыщенные
пары. Давление насыщенного пара.
Кипение. Влажность воздуха.
Модель строения жидкости.
Поверхностное натяжение.
Смачивание и несмачивание.

Различать основные
признаки моделей строения
газов, жидкостей и твердых
тел.Решать задачи с
применением основного
уравнения молекулярнокинетической теории
газов.Определять параметры
вещества в газообразном
состоянии на основании
уравнения идеального газа.
Представлять графиками
изопроцессы.

необходимые для ее
решения, проводить
расчеты и оценивать
реальность полученного
значения физической
величины.
Распознавать тепловые
явления и объяснять на базе
имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: диффузия,
изменение объема тел при
нагревании (охлаждении73
а), большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие,
испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация,
кипение, влажность
воздуха, различные
способы теплопередачи
(теплопроводность,
конвекция, излучение),
агрегатные состояния
вещества, поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение ее
при конденсации пара,
зависимость температуры
кипения от давления;
• описывать изученные
свойства тел и тепловые
явления, используя
физические величины:
количество теплоты,
внутренняя энергия,

Использовать знания о
тепловых явлениях в
повседневной жизни для
обеспечения
безопасности при
обращении с приборами
и техническими
устройствами, для
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического
поведения в окружающей
среде; приводить
примеры экологических
последствий работы
двигателей внутреннего
сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
• различать границы
применимости
физических законов,
понимать всеобщий
характер
фундаментальных
физических законов
(закон сохранения
энергии в тепловых
процессах) и
ограниченность
использования частных
законов;
• находить адекватную

Капилляры.
Кристаллические и аморфные тела.
Модель строения твёрдых тел.
Механические свойства твёрдых
тел. Жидкие кристаллы.

температура, удельная
теплоемкость вещества,
удельная теплота
плавления, удельная
теплота парообразования,
удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент
полезного действия
теплового двигателя; при
описании правильно
трактовать физический
смысл используемых
величин, их обозначения и
единицы измерения,
находить формулы,
связывающие данную
физическую величину с
другими величинами,
вычислять значение
физической величины;
• анализировать свойства
тел, тепловые явления и
процессы,используя
основные положения
атомномолекулярного
учения о строении вещества
и закон сохранения
энергии;
• различать основные
признаки изученных
физических моделей
строения газов, жидкостей
и твердых тел;
• приводить примеры
практического
использования физических
знаний о тепловых
явлениях;

предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему как
на основе имеющихся
знаний о тепловых
явлениях с
использованием
математического
аппарата, так и при
помощи методов оценки.

решать задачи, используя
закон сохранения энергии в
тепловых процессах и
формулы, связывающие
физические величины
(количество теплоты,
температура, удельная
теплоемкость вещества,
удельная теплота
плавления, удельная
теплота парообразования,
удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент
полезного действия
теплового двигателя): на
основе анализа условия
задачи записывать краткое
условие, выделять
физическиевеличины,
законы и формулы,
необходимые для ее
решения, проводить
расчеты и оценивать
реальность полученного
значения физической
величины.

Раздел IV.
Основы
термодинамики

Внутренняя энергия.
Термодинамическая система и её
равновесное состояние. Работа и
теплопередача как способы
изменения внутренней энергии.
Количество теплоты. Теплоёмкость.
Фазовые переходы.
Уравнение теплового баланса.
Первый закон термодинамики.
Адиабатный процесс.
Необратимость тепловых
процессов. Второй закон

Рассчитывать количество
теплоты, необходимой для
осуществления заданного
процесса с теплопередачей,
для осуществления процесса
превращения вещества из
одного агрегатного
состояния в другое.
Рассчитывать изменения
внутренней энергии тел,
работу и переданное
количество теплоты на

На основе анализа условия
задачи записывать краткое
условие, выделять
физическиевеличины,
законы и формулы,
необходимые для ее
решения, проводить
расчеты и оценивать
реальность полученного
значения физической
величины.

Находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему как
на основе имеющихся
знаний о тепловых
явлениях с
использованием

термодинамики и его
статистическое толкование.
Преобразования энергии в
тепловых машинах. Цикл Карно.
КПД тепловых машин.

Раздел V.
Основы
электродинамики

Электрический заряд. Закон
сохранения электрического заряда.
Электрическое взаимодействие.
Закон Кулона.
Близкодействие и дальнодействие.
Напряжённость и потенциал
электростатического поля, связь
между ними.
Линии напряжённости и
эквипотенциальные поверхности.
Принцип суперпозиции
электрических полей. Разность
потенциалов. Проводники и
диэлектрики в электрическом поле.
Электрическая ёмкость.
Конденсатор. Энергия
электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила
тока. Сопротивление.
Последовательное и параллельное
соединения проводников.
Работа и мощность тока. Закон
Джоуля-Ленца.
Электродвижущая сила (ЭДС).
Закон Ома для полной
электрической цепи.
Электронная проводимость
металлов. Зависимость
сопротивления проводника от

основании первого закона
термодинамики. Объяснять
принципы действия
тепловых машин.Уметь
вести диалог, выслушивать
мнение оппонента,
участвовать в дискуссиях,
открыто выражать и
отстаивать свою точку
зрения.
Вычислять силы
взаимодействия точечных
электрических зарядов.
Вычислять напряженность
электрического поля
точечного электрического
заряда. Вычислять
потенциал электрического
поля одного и нескольких
точечных электрических
зарядов. Вычислять энергию
электрического поля
заряженного конденсатора.
Выполнять расчеты сил
токов и напряжений на
участках электрических
цепей. Измерять мощность
электрического тока.
Измерять ЭДС и внутреннее
сопротивление источника
тока.
Использовать знания об
электрическом токе в
различных средах в
повседневной жизни для
обеспечения безопасности
при обращении с приборами
и техническими

математического
аппарата, так и при
помощи методов оценки.

Распознавать
электромагнитные явления
и объяснять на основе
имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов,
• описывать изученные
свойства тел и
электромагнитные явления,
используя физические
величины: электрический
заряд, напряжённость,
электроёмкость; при
описании верно трактовать
физический смысл
используемых величин, их
обозначения и единицы
измерения; находить
формулы, связывающие
данную физическую
величину с другими
величинами.
• анализировать свойства

Использовать знания об
электростатических
явлениях в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности при
обращении с приборами
и техническими
устройствами, для
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического
поведения в окружающей
среде; приводить
примеры влияния
электромагнитных
излучений на живые
организмы;
• различать границы
применимости
физических законов,
понимать всеобщий

температуры.
Сверхпроводимость.
Электрический ток в
полупроводниках. Собственная и
примесная проводимости.
р-n-переход. Полупроводниковый
диод, транзистор.
Полупроводниковые приборы.
Электрический ток в электролитах.
Электролиз.
Электрический ток в вакууме и
газах.
Плазма.

устройствами,
для сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического поведения в
окружающей среде.

тел, электромагнитные
явления и процессы,
используя физические
законы: закон сохранения
электрического заряда,
закон Кулона; при этом
различать словесную
формулировку закона и его
математическое выражение.
• приводить примеры
практического
использования физических
знаний об
электростатических
явлениях
• решать задачи,
используя физические
законы (закон сохранения
электрического заряда,
закон Кулона) и формулы,
связывающие физические
величины (электрический
заряд, напряжённость,
потенциал, работа и
энергия, электроёмкость):
на основе анализа условия
задачи записывать краткое
условие, выделять
физические величины,
законы и формулы,
необходимые для ее
решения, проводить
расчеты и оценивать
реальность полученного
значения физической
величины.

характер
фундаментальных
законов (закон
сохранения
электрического заряда) и
ограниченность
использования частных
законов (закон
Кулона);
• использовать приемы
построения физических
моделей, поиска и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему как
на основе имеющихся
знаний об
электростатических
явлениях с
использованием
математического
аппарата, так и при
помощи методов оценки.

11 класс
Тема
(тематический
раздел)

Раздел I.
Основы
электродинамики

Содержание по ФГОС
Взаимодействиепроводнико
в с током. Магнитные силы.
Магнитное поле. Основные
свойствамагнитного поля.
Вектор
магнитнойиндукции.
Правило«буравчика».Закон
Ампера. Сила Ампера.
Правило «левойруки».
Применение закона
Ампера.
Наблюдениедействиямагни
тного поляна ток.Действие
магнитного
поля на
движущийсяэлектрический
заряд. Сила Лоренца.
Правило «левойруки» для
Определениянаправления
силы
Лоренца.
Движениезаряженной
частицы воднородном
магнитном
поле.Применение силы
Лоренца.
Электромагнитная
индукция.
Магнитный поток.
Направление
индукционного тока.
Правило Ленца. Явление
самоиндукции.
Индуктивность. ЭДС

Основные виды
деятельности

Вычислять силы,
действующие на
проводник с
током в магнитном
поле. Объяснять
принцип действия
электродвигателя.
Вычислять силы,
действующие на
электрический заряд,
движущийся в
магнитном
поле.
Исследовать явление
электромагнитной
индукции.
Объяснять принцип
действия
генератора
электрического
тока.

Планируемые результаты
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться
- давать определения понятий:
- понимать и объяснять
магнитное поле, индукция
целостность физической
магнитного поля, вихревое поле,
теории, различать границы ее
Сила Ампера, сила Лоренца,
применимости и место в ряду
ферромагнетик, домен, температура
других физических теорий;
Кюри;
- владеть приемами построения
- давать определение единица
теоретических доказательств, а
индукции магнитного поля;
также прогнозирования
- перечислять основные свойства
особенностей протекания
магнитного поля;
физических явлений и
- изображать магнитные линии
процессов на основе
постоянного магнита, прямого
полученных теоретических
проводника с током, катушки с
выводов и доказательств;
током;
- характеризовать системную
- наблюдать взаимодействие катушки связь между
с током и магнита, магнитной
основополагающими научными
стрелки и проводника с током,
понятиями: пространство,
действия магнитного поля на
время, материя (вещество,
движущуюся заряженную частицу;
поле), движение, сила, энергия;
- формулировать закон Ампера,
- выдвигать гипотезы на основе
границы его применимости;
знания основополагающих
- определять направление линий
физических закономерностей и
магнитной индукции магнитного
законов;
поля с помощью правила буравчика,
- самостоятельно планировать и
направление векторов силы Ампера и проводить физические
силы Лоренца с помощью правила
эксперименты;
левой руки;
- характеризовать глобальные
- применять закон Ампера и формулу проблемы, стоящие перед
для вычисления силы Лоренца при
человечеством: энергетические,
решении задач;
сырьевые, экологические, – и
- перечислять типы веществ по
роль физики в решении этих
магнитным свойствам, называть
проблем;
свойства диа-, пара- и
- решать практикоферромагнетиков;
ориентированные качественные

самоиндукции.
Электромагнитное поле.
Энергия магнитного поля.
Магнитное поле.

- измерять силу взаимодействия
катушки с током и магнита.
- давать определения понятий:
явление электромагнитной индукции,
магнитный поток, ЭДС индукции,
индуктивность, самоиндукция, ЭДС
самоиндукции;
- распознавать, воспроизводить,
наблюдать явление
электромагнитной индукции,
показывать причинно-следственные
связи при наблюдении явления;
наблюдать и анализировать
эксперименты, демонстрирующие
правило Ленца;
- формулировать правило Ленца,
закон электромагнитной индукции,
границы его применимости;
- исследовать явление
электромагнитной индукции;
- перечислять условия, при которых
возникает индукционный ток в
замкнутом контуре, катушке;
определять роль железного
сердечника в катушке; изображать
графически внешнее и индукционное
магнитные поля; определять
направление индукционного тока
конкретной ситуации;
- объяснять возникновение вихревого
электрического поля и
электромагнитного поля;
- описывать возникновение ЭДС
индукции в движущихся
проводниках;
- работать в паре и группе при
выполнении практических заданий,
планировать эксперимент;

и расчетные физические задачи
с выбором физической модели,
используя несколько
физических законов или
формул, связывающих
известные физические
величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных
машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия
применения физических
моделей при решении
физических задач, находить
адекватную предложенной
задаче физическую модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так
и при помощи методов оценки.

Раздел II.
Колебания и
волны.

Открытие
электромагнитных
колебаний. Свободные и
вынужденные
электромагнитные
колебания. Устройство
колебательногоконтура.
Превращение энергии
в колебательномконтуре.
Характеристикиэлектромаг
нитных
колебаний. Переменный
ток. Получение
переменного тока.
Уравнение ЭДС,
напряжения и силы для
переменного тока.

Наблюдатьосциллогра
ммы
гармоническихколеба
ний
силы тока
вцепи.Формироватьце
нностное
отношение
кизучаемым на
уроках
физикиобъектам и
осваиваемымвидам
деятельности.
Формировать
ценностное
отношение к
изучаемым на уроках

- перечислять примеры
использования явления
электромагнитной индукции;
- распознавать, воспроизводить,
наблюдать явление самоиндукции,
показывать причинно-следственные
связи при наблюдении явления;
- формулировать закон
самоиндукции, границы его
применимости;
- проводить аналогию между
самоиндукцией и инертностью;
- определять зависимость
индуктивности катушки от ее длины
и площади витков;
- находить в конкретной ситуации
значения: магнитного потока, ЭДС
индукции, ЭДС индукции в
движущихся проводниках, ЭДС
самоиндукции, индуктивность,
энергию магнитного поля.
- давать определения понятиям:
электромагнитные колебания,
колебательный контур, свободные
электромагнитные колебания,
вынужденные электромагнитные
колебания, переменный
электрический ток, активное
сопротивление, действующее
значение силы тока, действующее
значение напряжения,
трансформатор, коэффициент
трансформации;
- изображать схему колебательного
контура и описывать схему его
работы;
- распознавать, воспроизводить,
наблюдать свободные

- понимать и объяснять
целостность физической
теории, различать границы ее
применимости и место в ряду
других физических теорий;
- владеть приемами построения
теоретических доказательств, а
также прогнозирования
особенностей протекания
физических явлений и
процессов на основе
полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную
связь между
основополагающими научными
понятиями: пространство,

Генератор переменного
тока.
Трансформаторы.
Производство
электроэнергии.
Типыэлектростанций.
Повышение эффективности
использования
электроэнергии. Передача
электроэнергии. Теория
Максвелла.
Теория дальнодействия и
близкодействия.
Возникновение и
распространениеэлектромаг
нитного
поля.
Основныесвойстваэлектром
агнитныхволн.
Устройство и принцип
действия
Радиоприёмника
А.С.Попова.
Принципы радиосвязи.
Деление радиоволн.
Использование волн
в
радиовещании.Радиолокаци
я.
Применениерадиолокации в
технике. Принципы приёма
и получениятелевизионного
изображения. Развитие
средств связи.

физики объектам и
осваиваемым видам
деятельности.
Наблюдатьявление
интерференцииэлектр
омагнитных волн.
Исследоватьсвойства
электромагнитных
волн с
помощьюмобильного
телефона.

электромагнитные колебания,
вынужденные электромагнитные
колебания, резонанс в цепи
переменного тока;
- анализировать превращения
энергии в колебательном контуре при
электромагнитных колебаниях;
- представлять зависимость
электрического заряда, силы тока и
напряжения от времени при
свободных электромагнитных
колебаниях; определять по графику
колебаний его характеристики:
амплитуду, период и частоту;
- проводить аналогию между
механическими и
электромагнитными колебаниями;
- записывать формулу Томсона;
вычислять с помощью формулы
Томсона период и частоту свободных
электромагнитных колебаний;
определять период, частоту,
амплитуду колебаний в конкретных
ситуациях;
- объяснять принцип получения
переменного тока, устройство
генератора переменного тока;
- называть особенности переменного
электрического тока на участке цепи
с резистором;
- записывать закон Ома для цепи
переменного тока;
находить значения силы тока,
напряжения, активного
сопротивления цепи переменного
тока, действующих значений силы
тока и напряжения;
- называть условия возникновения

время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе
знания основополагающих
физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и
проводить физические
эксперименты;
- характеризовать глобальные
проблемы, стоящие перед
человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих
проблем;
- решать практикоориентированные качественные
и расчетные физические задачи
с выбором физической модели,
используя несколько
физических законов или
формул, связывающих
известные физические
величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных
машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия
применения физических
моделей при решении
физических задач, находить
адекватную предложенной
задаче физическую модель,
разрешать проблему как на

резонанса в цепи переменного тока;
- описывать устройство, принцип
действия и применение
трансформатора;
- вычислять коэффициент
трансформации в конкретных
ситуациях.
- давать определения понятий:
механическая волна, поперечная
волна, продольная волна, скорость
волны, длина волны, фаза волны,
звуковая волна, громкость звука,
высота тона, тембр, отражение,
преломление, поглощение,
интерференция механических волн,
когерентные источники, стоячая
волна, акустический резонанс,
плоскополяризованная волна;
- перечислять свойства и
характеристики механических волн;
- распознавать, воспроизводить,
наблюдать механические волны,
поперечные волны, продольные
волны, отражение преломление,
поглощение, интерференцию
механических волн;
- называть характеристики волн:
скорость, частота, длина волны,
разность фаз волн;
- определять в конкретных ситуациях
скорости, частоты, длины волн,
разности фаз;
- давать определения понятий:
электромагнитное поле, вихревое
электрическое поле,
электромагнитные волны, скорость
волны, длина волны, фаза волны,
отражение, преломление,

основе имеющихся знаний, так
и при помощи методов оценки.

Раздел III.
Оптика

Развитие взглядов на
природу света.
Геометрическая и волновая
оптика.
Определение скорости
света. Закон отражения
света. Построение
изображений в плоском
зеркале. Закон

Применять на
практике
законы отражения и
преломления света
при
решении задач.
Строить изображения,
даваемые
линзами.
преломлениясвета.
Рассчитывать
Относительный и абсолютный
расстояниеот линзы
показатель преломления.
до изображения
Измерение
предмета.
показателя преломления

поглощение, интерференция,
дифракция, поперечность,
поляризация электромагнитных волн,
радиосвязь, радиолокация,
амплитудная модуляция,
детектирование;
- объяснять взаимосвязь переменных
электрического и магнитного полей;
- рисовать схему распространения
электромагнитной волны;
- перечислять свойства и
характеристики электромагнитных
волн;
- распознавать, наблюдать
электромагнитные волны, излучение,
прием, отражение, поглощение,
интерференцию, дифракцию.
Поляризацию электромагнитных
волн;
- находить в конкретных ситуациях
значения характеристик волн:
скорости, частоты, длины волны,
разности фаз;
- объяснять принцип радиосвязи и
телевидения.
- давать определения понятий: свет,
корпускулярно-волновой дуализм
света, геометрическая оптика,
световой луч, скорость света,
отражение света, преломление света,
полное отражение света, угол
падения, угол отражения, угол
преломления, относительный
показатель преломления,
абсолютный показатель
преломления, линза, фокусное
расстояние линзы, оптическая сила
линзы, дисперсия света,

- понимать и объяснять
целостность физической
теории, различать границы ее
применимости и место в ряду
других физических теорий;
- владеть приемами построения
теоретических доказательств, а
также прогнозирования
особенностей протекания
физических явлений и
процессов на основе
полученных теоретических

стекла. Виды линз.Формула

Рассчитыватьоптическ
тонкойлинзы. Оптическаясила ую силу линзы.
и фокусное
Измерять
расстояние линзы. Построение фокусное расстояние
изображений в тонкой линзе.
линзы. Наблюдать
Увеличение линзы.
явление
Дисперсия света.
дифракции
света.
Определять
спектральные
Границы
чувствительности
человеческого глаза с
помощью
дифракционной
решетки.
Рассчитывать
энергию связи
системы тел по
дефекту масс.
Наблюдать
линейчатые спектры.
Рассчитывать частоту
и длину волны
испускаемого
света при переходе
атома
из одного
стационарного
состояния в другое.

интерференция света, дифракционная выводов и доказательств;
решетка, поляризация света,
естественный свет,
- характеризовать системную
плоскополяризованный свет;
связь между
основополагающими научными
- описывать методы измерения
понятиями: пространство,
время, материя (вещество,
скорости света;
поле), движение, сила, энергия;
- перечислять свойства световых
- выдвигать гипотезы на основе
волн;
знания основополагающих
физических закономерностей и
- распознавать, воспроизводить,
наблюдать распространение
законов;
световых волн, отражение,
преломление, поглощение,
- самостоятельно планировать и
дисперсию, интерференцию световых проводить физические
волн;
эксперименты;
- формулировать принцип Гюйгенса,
законы отражения и преломления
света, границы их применимости;
- строить ход лучей в
плоскопараллельной пластине,
треугольной призме, тонкой линзе;
- строить изображение предмета в
плоском зеркале, в тонкой линзе;
- перечислять виды линз, их
основные характеристик –
оптический центр, главная
оптическая ось, фокус, оптическая
сила;
- находить в конкретной ситуации
значения угла падения, угла
отражения, угла преломления,

- характеризовать глобальные
проблемы, стоящие перед
человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих
проблем;
- решать практикоориентированные качественные
и расчетные физические задачи
с выбором физической модели,
используя несколько
физических законов или
формул, связывающих
известные физические
величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных

относительного показателя
преломления, абсолютного
показателя преломления, скорости
света в среде, фокусного расстояния,
оптической силы линзы, увеличения
линзы, периода дифракционной
решетки, положения
интерференционных и
дифракционных максимумов и
минимумов;
- записывать формулу тонкой линзы,
находить в конкретных ситуациях с
ее помощью неизвестные величины;
- объяснять принцип коррекции
зрения с помощью очков;
- экспериментально определять
показатель преломления среды,
фокусное расстояние собирающей
линзы, длину световой волны с
помощью дифракционной решетки;
- выделять основные положения
корпускулярной и волновой теорий
света.
- давать определение понятий,
тепловое излучение,
электролюминесценция,
катодолюминесценция,
хемиолюминесценция,
фотолюминесценция, сплошной
спектр, линейчатый спектр,
полосатый спектр, спектр

машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия
применения физических
моделей при решении
физических задач, находить
адекватную предложенной
задаче физическую модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так
и при помощи методов оценки.

поглощения, спектральный анализ;
- перечислять виды спектров;
- распознавать, наблюдать сплошной
спектр, линейчатый спектр,
полосатый спектр, спектр излучения
и спектр поглощения;
- перечислять виды
электромагнитных излучений, их
источники, свойства, применение;
- сравнивать свойства
электромагнитных волн разной
частоты.
- давать определения понятий:
событие, постулат, инерциальная
система отчета, время, длина тела,
масса покоя, инвариант, энергия
покоя;
- объяснять противоречия между
классической механикой и
электродинамикой Максвелла и
причины появления СТО;
- формулировать постулаты СТО;

Раздел IV.
Квантовая физика

Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Фотоны.
Применение
фотоэлементов. Опыты
Резерфорда.
Строение атома по

Наблюдать
фотоэлектрический
эффект.
Рассчитывать
максимальную
Кинетическую

- формулировать выводы из
постулатов СТО.
- давать определения понятий:
фотоэффект, квант, ток насыщения,
задерживающее напряжение, работа
выхода, красная граница
фотоэффекта;
- распознавать, наблюдать явление

- понимать и объяснять
целостность физической
теории, различать границы ее
применимости и место в ряду
других физических теорий;

Резерфорду. Квантовые
постулаты Бора. Свойства
лазерного
излучения. Применение
лазеров. Принцип действия
лазера. Протоннонейтронная модель ядра.
Ядерные силы. Энергия
связи
ядра. Дефект масс. Период
полураспада.
Закон радиоактивного
распада. Ядерные реакции.
Деление ядра урана.
Цепные ядерные реакции.
Ядерный реактор.
Применение
ядерной энергии.
Биологическое
действие радиоактивных
излучений. Три этапа в
развитии
физикиэлементарных
частиц.
Открытиепозитрона.
Античастицы. Открытие
нейтрино.
Классификацияэлементарн
ых
частиц.
Взаимныепревращения
элементарныхчастиц.
Кварки.

энергию
электронов при
фотоэлектрическом
эффекте. Объяснять
принцип
действия лазера.
Наблюдать действие
лазера. Наблюдать
трекиальфа-частиц
вкамере Вильсона.
Регистрироватьядерн
ые
излучения спомощью
счетчика Гейгера.
Рассчитыватьэнергию
связи
атомных ядер.
Вычислятьэнергию,
освобождающуюся
прирадиоактивномрас
паде. Определять
продукты ядерной
реакции.
Вычислять энергию,
освобождающуюся
при ядерных
реакциях.

фотоэффекта;
- описывать опыты Столетова;
- формулировать гипотезу Планка о
квантах, законы фотоэффекта;
- анализировать законы фотоэффекта;
- записывать и составлять в
конкретных ситуациях уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта и
находить с его помощью неизвестные
величины;
- приводить примеры использования
фотоэффекта;
- объяснять суть корпускулярно
волнового дуализма;
- описывать опыты Лебедева по
измерению давления света и
подтверждающих сложное строение
атома;
- анализировать работу ученых по
созданию модели строения атома,
получению вынужденного
излучения, применении лазеров в
науке, медицине, промышленности,
быту.
- давать определения понятий:
атомное ядро, энергетический
уровень, энергия ионизации,
спонтанное и вынужденное
излучение света;
- описывать опыты Резерфорда;
- описывать и сравнивать модели
атома Томсона и Резерфорда;
- рассматривать, исследовать и
описывать линейчатые спектры;
- формулировать квантовые
постулаты Бора; объяснятьлинейчаты
спектры атома водорода на основе
квантовых постулатов Бора;

- владеть приемами построения
теоретических доказательств, а
также прогнозирования
особенностей протекания
физических явлений и
процессов на основе
полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную
связь между
основополагающими научными
понятиями: пространство,
время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе
знания основополагающих
физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и
проводить физические
эксперименты;
- характеризовать глобальные
проблемы, стоящие перед
человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих
проблем;
- решать практикоориентированные качественные
и расчетные физические задачи
с выбором физической модели,
используя несколько
физических законов или
формул, связывающих
известные физические

- рассчитывать в конкретной
ситуации частоту и длину волны
испускаемого фотона при переходе
атома из одного стационарного
состояния в другое;
- давать определения понятий:
массовое число, нуклоны, ядерные
силы, дефект масс, энергия связи,
удельная энергия связи атомных
ядер, радиоактивность, период
полураспада, искусственная
радиоактивность, ядерные реакции,
энергетический выход ядерной
реакции, коэффициент размножения
нейтронов, критическая масса,
реакторы-размножители,
термоядерная реакция:
- сравнивать свойства протона и
нейтрона;
- описывать протонно-нейтронную
модель ядра;
- определять состав ядер различных
элементов с помощью таблицы
Менделеева; изображать и читать
схемы атомов;
- вычислять дефект масс, энергию
связи и удельную энергию связи
конкретных атомных ядер;
анализировать связь удельной
энергии связи с устойчивостью ядер;
- перечислять виды радиоактивного
распада атомных ядер;
- сравнивать свойства альфа-, бета- и
гамма-излучений; записывать
правила смещения при
радиоактивных распадах; определять
элементы, образующиеся в
результате радиоактивных распадов;

величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных
машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия
применения физических
моделей при решении
физических задач, находить
адекватную предложенной
задаче физическую модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так
и при помощи методов оценки.

- записывать, объяснять закон
радиоактивного распада, указывать
границы его применимости;
определять в конкретных ситуациях
число нераспавшихся ядер, число
распавшихся ядер, период
полураспада;
- перечислять и описывать методы
наблюдения и регистрации
элементарных частиц;
- записывать ядерные реакции,
определять продукты ядерных
реакций, рассчитывать энергический
выход ядерных реакций;
- объяснять принципы устройства и
работы ядерных реакторов;
- участвовать в обсуждении
преимуществ и недостатков ядерной
энергетики.
- давать определения понятий:
аннигиляция, лептоны, адроны,
кварк, глюон;
- перечислять основные свойства
элементарных частиц;
- выделять группы элементарных
частиц;
- перечислять законы сохранения,
которые выполняются при
превращениях частиц;
- описывать процессы аннигиляции
частиц и античастиц и рождения
электрон-позитронных пар;
- называть и сравнивать виды
фундаментальных взаимодействий;
- описывать роль ускорителей
элементарных частиц;
- называть основные виды
ускорителей элементарных частиц.

Раздел V.
Строение
Вселенной

Солнечная система. Солнце
– звезда. Источники
энергии Солнца.
Строение Солнца. Звёзды и
источники их энергии.
Галактика.
Вселенная. Происхождение
и
эволюция Солнца и звёзд.
Эволюция Вселенной.

Наблюдать звезды,
Луну и планеты в
телескоп.
Наблюдать солнечные
пятна с помощью
телескопа и
солнечного
экрана. Использовать
Интернет для поиска
Изображений
космических
объектов и
информации об
их особенностях.

- давать определения понятий:
небесная сфера, эклиптика, небесный
экватор, полюс мира, ось мира, круг
склонения, прямое восхождение,
склонение, параллакс, парсек,
астрономическая единица,
перигелий, афелий, солнечное
затмение, лунное затмение, планеты
земной группы, планеты-гиганты,
астероид, метеор, метеорит,
фотосфера, светимость,
протуберанец, пульсар, нейтронная
звезда, протозвезда, сверхновая
звезда, галактика, квазар, красное
смещение, теория Большого взрыва,
возраст Вселенной;
- выделять особенности системы
Земля-луна;
- распознавать, моделировать лунные
и солнечные затмения;
- объяснять приливы и отливы;
- описывать строение Солнечной
системы, перечислять планеты и
виды малых тел;
- перечислять типичные группы
звезд, основные физические
характеристики звезд, описывать
эволюцию звезд от рождения до
смерти;
- называть самые яркие звезды и
созвездия;
- перечислять виды галактик;
- выделять Млечный путь среди
других галактик, определять месть
Солнечной системы в ней;
- приводить краткое изложение
теории Большого взрыва и теории
расширяющейся Вселенной.

- понимать и объяснять
целостность физической
теории, различать границы ее
применимости и место в ряду
других физических теорий;
- владеть приемами построения
теоретических доказательств, а
также прогнозирования
особенностей протекания
физических явлений и
процессов на основе
полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную
связь между
основополагающими научными
понятиями: пространство,
время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе
знания основополагающих
физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и
проводить физические
эксперименты;
- характеризовать глобальные
проблемы, стоящие перед
человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих
проблем;
- решать практикоориентированные качественные
и расчетные физические задачи
с выбором физической модели,
используя несколько
физических законов или

формул, связывающих
известные физические
величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных
машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия
применения физических
моделей при решении
физических задач, находить
адекватную предложенной
задаче физическую модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так
и при помощи методов оценки.
Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Введение
Физика и научный метод познания
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и
методы?
Механика
1. Кинематика
Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.
Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение
скоростей. Прямолинейное равномерное движение.
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики
равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрация
Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
Лабораторная работа

1. Изучение движения тела по окружности.
2. Динамика
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.
Взаимодействия
и
силы.
Сила
упругости.
Закон
Гука.
Измерение
сил
с
помощью
силы
упругости.
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения
третьего закона Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение
искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.
3. Законы сохранения в механике
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.
Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.
Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика и термодинамика
1. Молекулярная физика
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.
Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур.
Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона.
Уравнение Менделеева — Клапейрона.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.
Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения. Изопроцессы.
Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.

Объёмные модели строения кристаллов.
Лабораторная работа
3. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
2. Термодинамика
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты.
Первый закон термодинамики.
Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики.
Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Демонстрации
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Электростатика
Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.
Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля.
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока
Электрический
ток.
Источники
постоянного
тока.
Сила
тока.
Действия
электрического
тока.
Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и
напряжения.
Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока.
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Ток в различных средах (6 ч)
Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
11 класс
Электродинамика (продолжение)
1. Магнитные взаимодействия
Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между
электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.
Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Лабораторная работа
1. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
2. Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия
магнитного поля.
Демонстрации
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторная работа
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны
1. Механические колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания.
Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Демонстрации
Колебание нитяного маятника. Колебание пружинного маятника.
Связь гармонических колебаний с равномерным движением по окружности.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Образование и распространение поперечных и продольных волн.
Волны на поверхности воды.

Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Лабораторная работа
3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
2. Электромагнитные колебания и волны
Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока.
Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.
Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света.
Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн.
Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.
Демонстрации
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Генератор переменного тока.
Излучение и приём электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Оптика
Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.
Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.
Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.
Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.
Демонстрации
Интерференция света. Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
4. Определение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Квантовая физика
Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры.
Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.
Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между
классической и квантовой механикой.

Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер.
Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной
энергетики. Влияние радиации на живые организмы.
Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные
взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Лабораторные работы
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение и эволюция Вселенной
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.
Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной
системы.
Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд.
Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики.
Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5

Глава
Введение
Механика
Основы молекулярно-кинетической теории
Основы термодинамики
Основы электродинамики
Итого

11 класс

Всего часов
1
26
10
8
23
68

№
1
2
3
4
5
6

Глава
Основы электродинамики
Колебания и волны
Оптика
Квантовая физика
Строение Вселенной
Итоговое повторение
Итого

Всего часов
12
18
15
15
6
2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».