РП_физика 7-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании учителей МО «Естественноматематическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/ Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
______________________
/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 7-9 класса
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений на основе
примерной программы основного общего образования по
учебнику «А.В. Пёрышкин, Физика-7, Физика-8, Физика-9». –
М., Дрофа, 2018»

г. Свирск, 2021г.

1)
2)
3)
4)

Рабочая программа основного общего образования по физике для 7 - 9 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «Физика» содержит четыре раздела:
Пояснительная записка;
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики для
обучающихся основного общего образования отводится всего 238 часов за весь период обучения, в том числе: в 7кл. - 68ч., 8кл. - 68ч, 9кл. 102ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.В. Пёрышкин «Физика, 7», «Физика, 8», «Физика, 9»
Планируемые предметные результаты освоения
конкретного отдельного предмета, курса

7 класс
Тема
(тематический
раздел)

Раздел I.
Введение

Содержание по ФГОС
Предмет и методы физики.
Экспериментальный метод
изучения природы. Измерение
физических величин.
Погрешность измерения.
Обобщение результатов
эксперимента.
Наблюдение простейших явлений
и процессов природы с помощью
органов чувств (зрения, слуха,
осязания). Использование
простейших измерительных
приборов. Схематическое
изображение опытов. Методы
получения знаний в физике.
Физика и техника.

Основные виды
деятельности

Приводить
примеры
физического тела, явления,
различать вещество и тело.
Определить цену деления и
погрешность.
Определять объем жидкости
с помощью мензурки.

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
- распознавать
механические явления и
-использовать знания о
объяснять на основе
механических явлениях в
имеющихся знаний
повседневной жизни для
основные свойства или
обеспечения
условия протекания этих
безопасности при
явлений: равномерное и
обращении с приборами и
равноускоренное
техническими
прямолинейное движение,
устройствами, для
свободное падение тел
сохранения здоровья и
- описывать изученные
соблюдения норм
свойства тел и
экологического
механические явления,
поведения в окружающей
используя физические
среде
величины: путь, скорость,
- приводить примеры
ускорение, масса тела,
практического

Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления
измерительного прибора.

Раздел II.
Первоначальные
сведения о
строении вещества.

Раздел III.
Взаимодействие
тел.

Гипотеза о дискретном строении
вещества. Молекулы.
Непрерывность и хаотичность
движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение.
Модели газа, жидкости и твердого
тела.
Взаимодействие частиц вещества.
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.

Механическое движение.
Равномерное и не равномерное
движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения.
Траектория. Прямолинейное
движение.
Взаимодействие тел. Инерция.
Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах.
Расчет массы и объема по его
плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения,
тяжести, трения, упругости. Закон
Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела.
Динамометр. Сложение двух сил,

Приводить примеры,
доказывающие существование молекул;
определять состав молекул;
решать качественные задачи
на 1-е положение МКТ.
Определять размер малого
тела.
Решать качественные задачи
на данное положение МКТ;
доказывать движение
молекул; экспериментально
доказывать зависимость
скорости диффузии от
температуры, объяснять
смачивание и капиллярные
явления.
Решение качественных
задач.
Приводить примеры
различных видов движения,
материальной точки,
доказывать относительность
движения, пути, траектории.
Применять формулы
скорости, описывать
движение по графику
скорости, определять
скорость по графику,
строить график скорости и
движения; переводить единицы измерения скорости в
СИ.
Решать задачи на данные
формулы.

плотность вещества, сила,
давление, импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма
- анализировать свойства
тел, механические явления
и процессы, используя
физические законы и
принципы: закон
сохранения энергии, закон
всемирного тяготения,
равнодействующая сила
- решать задачи, используя
физические законы закон
Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы,
связывающие физические
величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила,
давление, импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения скольжения):
на основе анализа условия
задачи выделять
физические величины и
формулы, необходимые для
её решения, и проводить
расчёты.
- распознавать тепловые
явления и объяснять на

использования
физических знаний о
механических явлениях и
физических законах;
примеры использования
возобновляемых
источников энергии,
экологических
последствий
исследования
космического
пространства.
- различать границы
применимости
физических законов.
- использовать приемы
поиска и формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов.
- выделять,
«сценировать»,
проектировать пути
решения проблем региона

направленных по одной прямой.
Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на
рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого
вещества.
6.Градуирование пружины и
измерение сил динамометром.

Решать графические задачи.
Сравнивать массы тел при
их взаимодействии.
Приводить примеры
движения по инерции;
решать задачи по теме.
Определять плотность по
таблице; переводить
единицы плотности в СИ.
Решать задачи 1 и 2 уровней
на расчет плотности, массы,
объема; работать с
табличными данными.
Работать с весами,
мензуркой. Проводить
расчет плотности и работать
с таблицей плотности.
Задачи 2 и 3 уровня.
Пользоваться
динамометром.
Графически изображать
силу и находить
равнодействующую
нескольких сил.
Изображать графически
силу упругости, ее
рассчитывать, измерять.
Графически изображать
силу тяжести и рассчитывать ее.
Различать массу тела и вес
тела; определять вес тела с
помощью динамометра,
графически изображать вес.
Градуировать пружину и
измерять силы
динамометром.
Изображать графически

основе имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: диффузия,
изменение объёма тел при
нагревании
(охлаждении), большая
сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и
твёрдых тел
- различать основные
признаки моделей строения
газов, жидкостей и твёрдых
тел.
- анализировать проблемы
сохранности природных
систем региона

Раздел IV.
Давление твёрдых
тел, жидкостей и
газов

Раздел V. Работа и
мощность.
Энергия.

Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на
различных высотах. Закон Паскаля.
Способы увеличения и уменьшения
давления.
Давление газа. Вес воздуха.
Воздушная оболочка. Измерение
атмосферного давления.
Манометры.
Поршневой жидкостный насос.
Передача давления твердыми
телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело. Расчет
давления жидкости на дно и стенки
сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова
сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов.
Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в
жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела
в жидкости.
Работа. Мощность. Энергия.
Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии.
Простые механизмы. КПД
механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Момент силы. Рычаги в технике,

силу трения, измерять силу
трения.
Решать качественные
задачи; эксперимент по
определению давления
бруска.
Решать качественные
задачи; проводить опыты на
закон Паскаля.
Решать качественные
задачи; приводить примеры
применения акваланга и
глубинных аппаратов.
Решать расчетные задачи 1 и
2 уровня.
Приводить примеры
практического применения
сообщающихся сосудов.
Пользоваться барометроманероидом.
Решение качественных
задач.
Пользоваться манометрами.
Объяснение причины
возникновения архимедовой
силы.
Определять силу Архимеда.
Работа с таблицей;
Выяснять условия плавания
тел.
Решать задачи 1 и 2 уровня.
Решать качественные задачи
на виды и превращения
механической энергии.
Изображать рычаг
графически; определять
плечо силы. Формулировать
условие равновесие рычага.

быту и природе.
Применение закона равновесия
рычага к блоку. Равенство работ
при использовании простых
механизмов. «Золотое правило»
механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия
рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по
наклонной плоскости.
8 класс
Тема
(тематический
раздел)
Тепловые явления

Выполнять опыт и
проверить условие
равновесие рычага.
Приводить примеры
полезной и затраченной
работы.

Содержание по ФГОС

Основные виды
деятельности

Тепловое движение. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача
как способы изменения внутренней
энергии тела. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Удельная теплота
сгорания топлива. Плавление и
кристаллизация. Температура
плавления. Удельная теплота
плавления.
Испарение и конденсация.
Относительная влажность воздуха и
ее измерение.
Кипение. Температура кипения.
Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных
состояний вещества на основе
молекулярно – кинетических
представлений.
Превращения энергии в
механических и тепловых
процессах.

Уметь изменять внутреннюю
энергию тела различными
способами.
Уметь объяснять различные
виды теплопередачи на
основе МКТ и объяснять
применение различных
видов теплопередачи.
Уметь рассчитывать
внутреннюю энергию.
Уметь измерять
температуру.
Рассчитывать количество
теплоты.
Уметь определять удельную
теплоемкость твердого тела.
Применять закон сохранения
энергии.
Уметь применять уравнение
теплового баланса.
Объяснять агрегатные
состояния вещества на

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
- распознавать тепловые
явления и объяснять на
основе имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: диффузия,
изменение объёма тел при
нагревании (охлаждении),
большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость
жидкостей и твёрдых тел;
тепловое равновесие,
испарение,
конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение,
влажность воздуха,
различные способы
теплопередачи;
- описывать изученные
свойства тел и тепловые
явления, используя

-использовать знания об
электромагнитных
явлениях в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности при
обращении с приборами и
техническими
устройствами, для
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического поведения
в окружающей среде;
- приводить примеры
практического
использования
физических знаний о
электромагнитных
явлениях;
- различать границы
применимости
физических законов,

Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина.
Лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты
при смешивании воды разной
температуры.
2.Измерение удельной
теплоемкости твердого тела.

Электрические
явления

Электризация тел. Два рода
электрических зарядов.
Взаимодействие зарядов.
Электрическое поле.
Дискретность электрического
заряда. Электрон. Строение атомов.
Постоянный электрический ток.
Гальванические элементы.
Аккумуляторы. Электрическая
цепь. Электрический ток в
металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение.
Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка
электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты.
Виды соединений проводников.
Работа и мощность электрического
тока. Количество теплоты,
выделяемое проводником с током.
Счетчик электрической энергии.

основе МКТ.
Пользоваться таблицами,
рассчитывать количество
теплоты при данных
фазовых переходах,
объяснять процессы на
основе МКТ.
Пользоваться таблицами,
объяснять процессы на
основе МКТ.
Уметь измерять и
рассчитывать влажность
воздуха.
Объяснять работу турбины,
рассчитывать КПД тепловых
двигателей.
Определять знаки
электрических зарядов
взаимодействующих тел.
Уметь определять
количество электронов в
атоме, число протонов и
нейтронов в ядре, составлять
ядерные реакции.
Объяснять распределение
электрических зарядов при
различных способах
электризации.
Изображать силовые линии
электрического поля,
рассчитывать электрическую
силу.
Объяснять процессы,
связанные с электрически
заряженными телами.
Определять направление
тока, объяснять работу и
назначение источников тока.

физические величины:
количество теплоты,
внутренняя энергия,
температура, удельная
теплоёмкость вещества,
удельная теплота
плавления и
парообразования, удельная
теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного
действия теплового
двигателя; при описании
правильно трактовать
физический смысл
используемых величин, их
обозначения и единицы
измерения, находить
формулы, связывающие
данную физическую
величину с другими
величинами;
-анализировать свойства
тел, тепловые явления и
процессы, используя закон
сохранения энергии;
различать словесную
формулировку закона и его
математическое
выражение;
- решать задачи, используя
закон сохранения энергии в
тепловых процессах,
формулы, связывающие
физические величины
(количество теплоты,
внутренняя энергия,
температура, удельная
теплоёмкость вещества,

понимать всеобщий
характер
фундаментальных
законов (закон
сохранения
электрического заряда) и
ограниченность
использования частных
законов (закон Ома для
участка цепи, закон
Джоуля — Ленца и др.);
- приёмам построения
физических моделей,
поиска и формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на
основе эмпирически
установленных фактов;
- находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему на
основе имеющихся
знаний об
электромагнитных
явлениях с
использованием
математического аппарата
и оценивать реальность
полученного значения
физической величины.

Лампа накаливания.
Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии,
потребляемой бытовыми
электроприборами. Короткое
замыкание. Плавкие
предохранители.
Лабораторные работы
1.Сборка электрической цепи и
измерение силы тока.
2.Измерение напряжения на
различных участках цепи.
3.Регулирование силы тока
реостатом.
4.Измерение сопротивления
проводника с помощью амперметра
и вольтметра.
5.Измерение работы и мощности
электрического тока.

Чертить электрические
схемы и собирать
простейшие электрические
цепи.
Рассчитывать силу тока и
пользоваться амперметром.
Собирать электрическую
цепь и измерять силу тока.
Пользоваться вольтметром,
рассчитывать напряжение.
Собирать электрическую
цепь и измерять
вольтметром напряжение.
Рассчитывать
сопротивление; объяснять,
почему проводник имеет
сопротивление; определять
удельное сопротивление по
таблице.
Решать задачи на закон Ома.
Пользоваться амперметром,
вольтметром,
экспериментально
определять сопротивление
проводника.
Сравнивать сопротивления
проводников по их вольтамперным характеристикам.
Определять напряжение,
силу тока и сопротивление
при последовательном
соединении проводников.
Определять напряжение,
силу тока и сопротивление
при параллельном
соединении проводников.
Рассчитывать работу и
мощность тока

удельная теплота
плавления и
парообразования, удельная
теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного
действия теплового
двигателя): на основе
анализа условия задачи
выделять физические
величины и формулы,
необходимые для её
решения, и проводить
расчёты.
- использовать знания о
тепловых явлениях в
повседневной жизни для
обеспечения безопасности
при обращении с
приборами и техническими
устройствами, для
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического поведения
в окружающей среде;
приводить примеры
экологических последствий
работы двигателей
внутреннего сгорания
(ДВС) тепловых и
гидроэлектростанций;
- приводить примеры
практического
использования физических
знаний о тепловых
явлениях;
- различать границы

Электромагнитные
явления
Магнитное поле тока.
Электромагниты и их применение.
Постоянные магниты. Магнитное
поле Земли. Действие магнитного
поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Лабораторные работы
1.Сборка электромагнита и
испытание его действия.
2.Изучение электрического
двигателя постоянного тока».

Световые явления
Источники света. Прямолинейное
распространение света.
Отражение света. Законы
отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линзы. Фокусное расстояние и
оптическая сила линзы. Построение
изображений, даваемых тонкой
линзой. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Получение изображения при
помощи линзы

экспериментально,
аналитически.
Определять полюса магнита,
направление магнитных
силовых линий.
Увеличивать магнитное
действие тока, определять
направление магнитных
силовых линий соленоида.
Определять направление
силы Ампера, тока,
магнитного поля, объяснять
работу кинескопа и
генератора.
Объяснять работу
электродвигателя и
электроизмерительных
приборов.
Применять полученные
знания.
Различать источники света.
Объяснять образование тени
и полутени, затмения.
Строить ход отраженного
луча, обозначать углы
падения и отражения;
строить изображение
предмета в зеркале.
Строить ход преломленных
лучей, объяснять явления,
связанные с преломлением
света; обозначать угол
преломления.
Строить изображение
предмета в линзе;
рассчитывать фокусное
расстояние и оптическую
силу линзы.

применимости физических
законов, понимать
всеобщий характер
фундаментальных
физических законов (закон
сохранения энергии в
тепловых процессах) и
ограниченность
использования частных
законов;
- приёмам поиска и
формулировки
доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических
выводов на основе
эмпирически
установленных фактов;
- находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему на
основе имеющихся знаний
о тепловых явлениях с
использованием
математического аппарата
и оценивать реальность
полученного значения
физической величины.
-распознавать
электромагнитные явления
и объяснять на основе
имеющихся знаний
основные свойства или
условия протекания этих
явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов,
нагревание проводника с
током, взаимодействие

Экспериментально
определять фокусное
расстояние и оптическую
силу линзы.
Объяснять работу глаза;
назначение и действие
очков.

магнитов,
электромагнитная
индукция, действие
магнитного поля на
проводник с током,
прямолинейное
распространение света,
отражение и преломление
света, дисперсия света;
- описывать изученные
свойства тел и
электромагнитные явления,
используя физические
величины: электрический
заряд, сила тока,
электрическое напряжение,
электрическое
сопротивление, удельное
сопротивление вещества,
работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние
и оптическая сила линзы;
при описании правильно
трактовать физический
смысл используемых
величин, их обозначения и
единицы измерения;
указывать формулы,
связывающие данную
физическую величину с
другими величинами;
- анализировать свойства
тел, электромагнитные
явления и процессы,
используя физические
законы: закон сохранения
электрического заряда,
закон Ома для участка

цепи, закон Джоуля —
Ленца, закон
прямолинейного
распространения света,
законотражения света,
закон преломления света;
при этом различать
словесную формулировку
закона и его
математическое
выражение;
- решать задачи, используя
физические законы (закон
Ома для участка цепи,
закон Джоуля — Ленца,
закон прямолинейного
распространения света,
закон отражения света,
закон преломления света) и
формулы, связывающие
физические величины (сила
тока, электрическое
напряжение, электрическое
сопротивление, удельное
сопротивление вещества,
работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние
и оптическая сила линзы,
формулы расчёта
электрического
сопротивления при
последовательном и
параллельном соединении
проводников); на основе
анализа условия задачи
выделять физические
величин
ы и формулы, необходимые

для её решения, и
проводить расчёты.
9 класс
Тема
(тематический
раздел)
Законы движения и
взаимодействия тел

Содержание по ФГОС
Материальная
точка.
Система
отсчета.
Перемещение.
Скорость
прямолинейного
равномерного
движения.
Равноускоренное прямолинейное
движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение.
Графики
зависимости
кинематических
величин
от
времени при равномерном и
равноускоренном движении.
Относительность
механического
движения.
Первый
закон
Ньютона.
Инерциальные системы отсчета.
Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона.
Свободное
падение.
Закон
всемирного
тяготения.
Искусственные спутники Земли.
Импульс.
Закон
сохранения
импульса. Ракеты.
Лабораторные работы:
1.Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости.
2. Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости.

Основные виды
деятельности
Уметь доказывать на
примерах относительность
движения; уметь на
примерах различать,
является тело материальной
точкой или нет.
Уметь определять
перемещение тела.
Различать путь,
перемещение, траекторию.
Уметь описывать движение
по его графику и
аналитически.
Уметь решать ОЗМ для
различных видов движения.
Уметь определять скорость и
перемещение.
Уметь рассчитывать
характеристики
равноускоренного движения.
Определять ИСО, объяснять
явления, связанные с
явлением инерции.
Определять силу.
Определять силы
взаимодействия двух тел.
Уметь рассчитывать
ускорение свободного
падения.
Объяснять природные

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
распознавать механические использовать знания о
явления и объяснять на
механических явлениях в
основе имеющихся знаний повседневной жизни для
основные свойства или
обеспечения безопасности
условия протекания этих
при обращении с
явлений: равномерное и
приборами и
равноускоренное
техническими
прямолинейное движение,
устройствами, для
свободное падение тел,
сохранения здоровья и
невесомость, равномерное
соблюдения норм
движение по окружности,
экологического поведения
инерция, взаимодействие
в окружающей среде;
тел, передача давления
• приводить примеры
твёрдыми телами,
практического
жидкостями и газами,
использования
атмосферное давление,
физических знаний о
плавание тел, равновесие
механических явлениях и
твёрдых тел, колебательное физических законах;
движение, резонанс,
использования
волновое движение;
возобновляемых
• описывать изученные
источников энергии;
свойства тел и
экологических
механические явления,
последствий исследования
используя физические
космического
величины: путь, скорость,
пространства;
ускорение, масса тела,
• различать границы
плотность вещества, сила,
применимости
давление, импульс тела,
физических законов,
кинетическая энергия,
понимать всеобщий
потенциальная энергия,
характер

Механические
колебания и волны.
Звук

Колебательное
движение.
Колебания груза на пружине.
Свободные
колебания.
Колебательная система. Период,
частота и амплитуда колебаний.
Превращение
энергии
при
колебаниях.
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Распространение
колебаний
в
упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Связь длины
волны
со
скоростью
ее
распространения и периодом.
Звуковые волны. Скорость звука.
Громкость звука и высота тона.
Эхо.
Лабораторные работы:
1.Исследование
зависимости
периода и частоты свободных
колебаний маятника от его длины.

явления, связанные с силами
всемирного тяготения.
Уметь определять
характеристики
равномерного движения тела
по окружности.
Уметь выводить формулу
первой космической
скорости.
Определять замкнутую
систему, применять закон
сохранения импульса к
объяснению явлений.
Уметь объяснять реактивное
движение и его применение.
Уметь приводить примеры
колебательного движения
Уметь различать различные
виды механических
колебаний. Уметь выяснять
условия возникновения и
существования колебаний.
Уметь описывать
превращение энергии при
свободных колебаниях.
Уметь строить график,
выводить уравнение
гармонического колебания.
Уметь рассчитывать период
колебаний.
Уметь описывать колебания
по графику.
Уметь по резонансным
кривым сравнивать трение в
системах; различать
определение и условие
резонанса.
Различать типы волн;

механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения, амплитуда,
период и частота
колебаний, длина волны и
скорость её
распространения; при
описании правильно
трактовать физический
смысл используемых
величин, их обозначения и
единицы измерения,
находить формулы,
связывающие данную
физическую величину с
другими величинами;
• анализировать свойства
тел, механические явления
и процессы, используя
физические законы и
принципы: закон
сохранения энергии, закон
всемирного тяготения,
равнодействующая сила, I,
II и III законы Ньютона,
закон сохранения
импульса, закон Гука,
закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом
различать словесную
формулировку закона и его
математическое
выражение;
• различать основные
признаки изученных
физических моделей:
материальная точка,

фундаментальных законов
(закон сохранения
механической энергии,
закон сохранения
импульса, закон
всемирного тяготения) и
ограниченность
использования частных
законов (закон Гука, закон
Архимеда и др.);
• приёмам поиска и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на
основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему на
основе имеющихся знаний
по механике с
использованием
математического
аппарата, оценивать
реальность полученного
значения физической
величины.

Электромагнитноеп
оле

Строение атома и
атомного ядра

Однородное
и
неоднородное
магнитное поле.
Направление тока и направление
линий его магнитного поля.
Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля.
Правило левой руки.
Индукция
магнитного
поля.
Магнитный
поток.
Электромагнитная индукция.
Генератор
переменного
тока.
Преобразование
энергии
в
электрогенераторах. Экологические
проблемы, связанные с тепловыми
и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скорость
распространения
электромагнитных
волн.
Электромагнитная природа света.
Лабораторные работы:
1.Изучение явления
электромагнитной индукции.
2. Наблюдение сплошного и
линейчатых спектров испускания.
Радиоактивность как свидетельство
сложного строения атомов. Альфа-,
бета - и гамма-излучения.
Опыты
Резерфорда.
Ядерная
модель атома.
Радиоактивные
превращения
атомных ядер.
Протонно – нейтронная модель
ядра. Зарядовое и массовое число.

рассчитывать длину и
скорость волны.
Уметь пользоваться
правилом буравчика и
графически изображать
магнитное поле.
Решать задачи на расчет
силы Ампера и силы
Лоренца. Объяснять работу
громкоговорителя,
электроизмерительных
приборов.
Уметь объяснять
применение силы Лоренца.
Уметь применять законы к
решению задач.
Объяснять явления,
связанные с явлением
электромагнитной индукции.
Объяснять явления,
связанные с явлением
электромагнитной индукции.
Доказывать универсальность
основных закономерностей
волновых процессов для
волн любой природы.
Объяснять вид
интерференционной картины
в монохроматическом свете.
Доказывать сложность
строения атома; объяснять
модель атома водорода по
Бору.
Объяснять свойства
излучения.
Объяснять работу счетчиков.
Рассчитывать энергию связи
и дефект масс.

инерциальная система
отсчёта;
• решать задачи, используя
физические законы (закон
сохранения энергии, закон
всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил,
I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения
импульса, закон Гука,
закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы,
связывающие физические
величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила,
давление, импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения скольжения,
амплитуда, период и
частота колебаний, длина
волны и скорость её
распространения): на
основе анализа условия
задачи выделять
физические величины и
формулы, необходимые для
её решения, и проводить
расчёты.

Строение и
эволюция
Вселенной

Ядерные реакции.
Деление и
синтез ядер. Сохранение зарядового
и массового чисел при ядерных
реакциях.
Энергия связи частиц в ядре.
Выделение энергии при ядерных
реакциях.
Излучение
звезд.
Ядерная энергетика. Экологические
проблемы
работы
атомных
электростанций.
Методы наблюдения и регистрации
частиц
в
ядерной
физике.
Дозиметрия.
Лабораторные работы:
1.Изучение деления ядра атома
урана по фотографии треков.
2. Оценка периода полураспада
находящихся в воздухе продуктов
распада газа радона.
3.Изучение треков заряженных
частиц по готовым фотографиям»
Состав Солнечной системы:
Солнце, восемь больших планет
(шесть из которых имеют
спутники), пять планет-карликов,
астероиды, кометы, метеорные
тела. Формирование Солнечной
системы.
Демонстрации.
Слайды или фотографии небесных
объектов
Таблица «Солнечная система»
Земля и планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и
кольца планет-гигантов
Демонстрации.
Слайды или фотографии Земли,
планет земной группы и планет-

Рассчитывать
энергетический выход
ядерных реакций.
Объяснять применение
ядерной энергии и ядерного
излучения.

Наблюдать слайды или
фотографии небесных
объектов;
называть группы объектов
входящих в Солнечную
систему;
приводить примеры
изменения вида звездного
неба в течение суток
Анализировать слайды или
фотографии планет;
сравнивать планеты земной
группы, планеты-гиганты
Описывать фотографии
малых тел Солнечной
системы
Объяснять физические

объяснять смысл понятий
(космология, Вселенная,
модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое
излучение);
характеризовать основные
параметры Галактики
(размеры, состав, структура
и кинематика); определять
расстояние до звездных
скоплений и галактик по
цефеидам на основе
зависимости «период —
светимость»; распознавать
типы галактик
(спиральные,

сравнивать выводы
А. Эйнштейна и
А. А. Фридмана
относительно модели
Вселенной; определять
расстояние до галактик на
основе закона Хаббла; по
светимости сверхновых;
интерпретировать
современные данные об
ускорении расширения
Вселенной как результата
действия антитяготения
«темной энергии» — вида
материи, природа которой
еще неизвестна.

гигантов
Таблица «Строение атмосферы
Земли»
Таблица «Планеты земной группы»
Таблица «Планеты-гиганты»
Малые тела Солнечной системы:
астероиды, кометы, метеорные
тела. Образование хвостов комет.
Радиант. Метеорит. Болид.
Демонстрации.
Фотографии комет, астероидов
Таблица «Малые тела Солнечной
системы»
Солнце и звезды: слоистая (зонная)
структура, магнитное поле.
Источники энергии Солнца и звезд
– тепло, выделяемое при
протекании в их недрах
термоядерных реакций. Стадии
эволюции Солнца
Демонстрации.
Таблица «Строение Солнца»
Фотографии солнечных пятен,
солнечной короны
Галактики. Метагалактика. Три
возможные модели нестационарной
Вселенной, предложенные А.А.
Фридманом. Экспериментальное
подтверждение Хабблом
расширения Вселенной. Закон
Хаббла.
Демонстрации.
Фотографии галактик
Опыты.
Знакомство с созвездиями и
наблюдение суточного вращения
звездного неба

процессы, происходящие в
недрах Солнца и звезд;
называть причины
образования пятен на
Солнце;
анализировать фотографии
солнечной короны и
образований в ней
Описывать три модели
нестационарной Вселенной,
предложенные Фридманом;
объяснять, в чем
проявляется
нестационарность
Вселенной;
записывать закон Хаббла

эллиптические,
неправильные);
обосновывать
справедливость модели
Фридмана результатами
наблюдений «красного
смещения» в спектрах
галактик;
формулировать закон
Хаббла;
оценивать возраст
Вселенной на основе
постоянной Хаббла;
интерпретировать
обнаружение реликтового
излучения как
свидетельство в пользу
гипотезы горячей
Вселенной;
классифицировать
основные периоды
эволюции Вселенной с
момента начала ее
расширения — Большого
взрыва;

Содержание учебного предмета, курса
7 класс
Введение
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших
измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД
механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики .
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
8 класс
Тепловые явления
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопереда чи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная
теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Лабораторные работы:
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока.
Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.

Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лам па
накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. К ороткое замыкание. Плавкие
предохранители.
Лабораторные работы
1.Сборка электрической цепи и измерение силы тока.
2.Измерение напряжения на различных участках цепи.
3.Регулирование силы тока реостатом.
4.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
5.Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на пр оводник с
током. Электродвигатель.
Лабораторные работы
1.Сборка электромагнита и испытание его действия.
2.Изучение электрического двигателя постоянного тока».
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
1.Получение изображения при помощи линзы.
9 класс
Законы движения и взаимодействия тел
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Равноускоренное прямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения.
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторные работы:
1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний.
Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.
Лабораторные работы:
1.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и
гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света .
Лабораторные работы:
1.Изучение явления электромагнитной индукции.
2.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Лабораторные работы:
1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
2.Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
3.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Тематическое планирование
7 класс
№
1
2
3
4

Глава

Итого

Всего часов
4
27
24
13
68

Итого

Всего часов
24
24
8
12
68

Введение
Первоначальные сведения о строение вещества
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия

8 класс
№
1
2
3
4

Глава
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления

9 класс
№
1
2
3
4
5
6

Глава
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии
атомных ядер
Строение и эволюция Вселенной
Итоговое повторение
Итого

Всего часов
36
15
24
20
5
2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».