РП_русский родной язык 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
__________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому родному языку для 5-9 классов
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
общего
образования на основе примерной программы:
Русский родной язык. Примерные рабочие программы.5–9
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М.
Александровой. – М.: Просвещение, 2020.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по русскому родному языку для 5 - 9 классов составлена в соответствии с положением о
рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС ООО с учетом Основной образовательной программы основного
общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основании
Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской
Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897»
Программа курса «Русский родной язык» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории для
обучающихся основного общего образования отводится всего 170 часов за весь период обучения. В том числе: в 5кл.- 34ч., 6кл.- 34ч.,7кл.34ч.,8кл.- 34ч.,9кл.- 34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. – М.: Просвещение.
Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. – М.: Просвещение.
Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. – М.: Просвещение.
Русский родной язык: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. – М.: Просвещение.
Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др.]. – М.: Просвещение.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
Содержание по ФГОС
раздел)
Русский язык – национальный язык
5 класс

Основные виды
деятельности
- использование разных

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
Речь и речевое общение -выступать перед

Язык и
культура

русского народа. Роль родного языка в
жизни человека. Русский язык в жизни
общества и государства. Бережное
отношение к родному языку как одно
из необходимых качеств современного
культурного человека. Русский язык –
язык русской художественной
литературы.
Язык как зеркало национальной
культуры.
Крылатые слова и выражения.
Русские пословицы и поговорки.
Загадки.
Краткая история русской
письменности.
Особенности русской интонации, темпа
речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в
русской речи.
Слова с суффиксами субъективной
оценки как изобразительное средство.
Ознакомление с историей и
этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа.
Слова со специфическим оценочнохарактеризующим значением.
Русские имена.
Общеизвестные старинные русские
города. Происхождение их названий.

видов связи предложений
в тексте;
-определение стиля
текста и типа речи;
-использование словарей
и справочников;
- уместное употребление
фразеологизмов в речи;
-создание текстов в
художественном стиле на
заданную тему.

-использовать
различные виды
монолога
(повествование,
описание, рассуждение;
сочетание разных видов
монолога) в различных
ситуациях общения;
-использовать
различные виды диалога
в ситуациях
формального и
неформального,
межличностного и
межкультурного
общения;
-соблюдать нормы
речевого поведения в
типичных ситуациях
общения;
-оценивать образцы
устной монологической
и диалогической речи с
точки зрения
соответствия ситуации
речевого общения,
достижения
коммуникативных целей
речевого
взаимодействия,
уместности
использованных
языковых средств;
-предупреждать
коммуникативные
неудачи в процессе
речевого общения.

аудиторией с небольшим
докладом; публично
защищать свою позицию;
-участвовать в
коллективном обсуждении
проблем, аргументировать
собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
-понимать основные
причины коммуникативных
неудач и объяснять их.

Культура
речи

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Постоянное и подвижное ударение в
именах
существительных;
именах
прилагательных, глаголах.
Омографы.
Произносительные варианты
орфоэпической нормы.
Роль звукописи в художественном
тексте.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
Лексические нормы употребления имён
существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском
литературном языке.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
Формы существительных мужского
рода множественного числа с
окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающиеся по смыслу.
Речевой этикет.
Правила речевого этикета: нормы и
традиции.

-использование приёмов
работы с учебной книгой
и словарём;
-анализ и характеристика
текстов различных типов
речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового
содержания и структуры,
а также требований,
предъявляемых к тексту
как речевому
произведению.

Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Язык и речь. Виды речевой
деятельности.
Точность и логичность речи.
Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи.
Текст и его основные признаки. Как
строится текст. Композиционные
формы описания, повествования,

-выразительное чтение
прозаических и
поэтических текстов;
-овладение основными
стилистическими
ресурсами лексики и
фразеологии русского
языка, основными
нормами русского

Речевая деятельность.
Аудирование.
-различным видам
аудирования (с полным
пониманием
аудиотекста, с
пониманием основного
содержания, с
выборочным
извлечением
информации);
передавать содержание
аудиотекста в
соответствии с заданной
коммуникативной
задачей в устной форме;
-понимать и
формулировать в устной
форме тему,
коммуникативную
задачу, основную
мысль, логику
изложения учебнонаучного,
публицистического,
официально-делового,
художественного
аудиотекстов,
распознавать в них
основную и
дополнительную
информацию,
комментировать её в
устной форме;
-передавать содержание
художественного
аудиотекста в форме
плана, ученического

-понимать явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию
публицистического текста (в
том числе в СМИ),
анализировать и
комментировать её в устной
форме.

6 класс
Язык и
культура

рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и
частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение
как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль.
Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на
уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное
выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных
текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения,
синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т.д.).

литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами речевого
этикета и использование
их в своей речевой
практике при создании
устных и письменных
высказываний.

Краткая история русского
литературного языка.
Диалекты как часть народной
культуры. Диалектизмы.
Использование диалектной лексики в
произведениях художественной
литературы.
Лексические заимствования как
результат взаимодействия
национальных культур. Лексика,
заимствованная русским языком из
языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и
неславянских языков. Причины

-использование терминов
русский литературный
язык, литературная
норма, изменчивость
норм языка при анализе
языкового явления;
-осознание
национального
своеобразия, богатства,
выразительности
русского родного языка;
-понимание и
истолкование значения
слов с национально-

изложения (подробного,
выборочного, сжатого).
Чтение
-понимать содержание
прочитанных учебнонаучных,
публицистических
(информационных и
аналитических,
художественнопублицистического
жанров),
художественных
текстов и
воспроизводить их в
устной форме в
соответствии с
ситуацией общения, а
также в форме
ученического
изложения (подробного,
выборочного, сжатого),
в форме плана, тезисов
(в устной и письменной
форме);
-использовать
практические умения
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового способов
(видов) чтения в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей;
-передавать
схематически

-понимать, анализировать,
оценивать явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию в прочитанных
текстах разной
функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
-извлекать информацию по
заданной проблеме
(включая противоположные
точки зрения на её решение)
из различных источников
(учебно-научных текстов,
текстов СМИ, в том числе
представленных в
электронном виде на
различных
информационных
носителях), высказывать
собственную точку зрения
на решение проблемы.

заимствований. Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.
Национально-культурная специфика
русской фразеологии. Отражение во
фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры и т.п.

Культура
речи

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка. Синонимы и точность речи.
Антонимы и точность речи.
Лексические омонимы и точность речи.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
Нормы употребления форм имен
существительных в соответствии с
типом склонения.
Нормы употребления имен

культурным
компонентом;
-понимание слов с живой
внутренней формой,
осознание национального
своеобразия
общеязыковых и
художественных
метафор, народных и
поэтических словсимволов, обладающих
традиционной
метафорической
образностью;
-понимание и
истолкование значения
фразеологических
оборотов с национальнокультурным компонентом
и уместное употребление
их в современных
ситуациях речевого
общения.
-осознание важности
соблюдения норм
современного русского
литературного языка для
культурного человека;
-анализ и оценивание с
точки зрения норм
современного русского
литературного языка
чужой и собственной
речи;
-корректировка речи с
учетом её соответствия
основным нормам
литературного языка;

представленную
информацию в виде
связного текста;
-использовать приёмы
работы с учебной
книгой, справочниками
и другими
информационными
источниками, включая
СМИ и ресурсы
Интернета;
-отбирать и
систематизировать
материал на
определённую тему,
анализировать
отобранную
информацию и
интерпретировать её в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей.
Говорение
-создавать устные
монологические и
диалогические
высказывания (в том
числе оценочного
характера) на
актуальные социальнокультурные,
нравственно-этические,
бытовые, учебные темы
(в том числе
лингвистические, а
также темы, связанные с

-создавать устные
монологические и
диалогические
высказывания различных
типов и жанров в учебнонаучной (на материале
изучаемых учебных
дисциплин), социальнокультурной и деловой
сферах общения;
-выступать перед
аудиторией с докладом;
публично защищать проект,

прилагательных в формах
сравнительной степени.
Варианты грамматической нормы.
Речевой этикет.
Национальные особенности речевого
этикета.

Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Язык и речь. Виды речевой
деятельности
Эффективные приёмы чтения.
Текст как единица языка и речи.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь.
Учебно-научный стиль.
Публицистический стиль. Устное
выступление.
Язык художественной литературы.

-соблюдение на письме и
в устной речи норм
современного русского
литературного языка и
правил речевого этикета;
-обогащение активного и
потенциального
словарного запаса,
расширение объёма
используемых в речи
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств на родном языке
адекватно ситуации и
стилю общения.
- различение типов речи,
освоение базовых
понятий лингвистики,
владение основами
монологической речи,
учебно-научных,
художественных,
публицистических
текстов различных
функциональносмысловых типов речи;
владение различными
видами чтения;
-умение строить устные
учебно-научные
сообщения различных
видов, рецензию на
проектную работу
одноклассника, доклад;
принимать участие в
учебно-научной
дискуссии;

содержанием других
изучаемых учебных
предметов) разной
коммуникативной
направленности в
соответствии с целями и
ситуацией общения
(сообщение, небольшой
доклад в ситуации
учебно-научного
общения, бытовой
рассказ о событии,
история, участие в
беседе, споре);
-обсуждать и чётко
формулировать цели,
план совместной
групповой учебной
деятельности,
распределение частей
работы;
-извлекать из различных
источников,
систематизировать и
анализировать материал
на определённую тему и
передавать его в устной
форме с учётом
заданных условий
общения;
-соблюдать в практике
устного речевого
общения основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы
современного русского
литературного языка;

реферат;
-участвовать в дискуссии на
учебно-научные темы,
соблюдая нормы учебнонаучного общения;
-анализировать и оценивать
речевые высказывания с
точки зрения их успешности
в достижении
прогнозируемого
результата.

-владение умениями
учебно-делового
общения: создание
устных и письменных
текстов описательного
типа.
7 класс
Язык и
культура

Культура
речи

Речь. Речевая

Русский язык как развивающееся
явление. Факторы, влияющие на
развитие языка: социальнополитические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели
истории.
Историзмы.
Архаизмы как слова, имеющие в
современном русском языке синонимы.
Лексические заимствования последних
десятилетий. Употребление
иноязычных слов как проблема
культуры речи.
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка. Паронимы и точность речи.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка. Типичные грамматические
ошибки в речи.
Варианты грамматической нормы.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера
общения.
Язык и речь. Виды речевой

стилистически
корректно использовать
лексику и фразеологию,
правила речевого
этикета.

Письмо
-характеристика лексики -создавать письменные
монологические
с точки зрения
существования в языке и высказывания разной
коммуникативной
происхождения,
направленности с
-умение объяснять и
учётом целей и
классифицировать
ситуации общения
устаревшие слова и
(ученическое сочинение
заимствования, уместно
на социальноупотреблять их в речи.
культурные,
нравственно-этические,
бытовые и учебные
темы, рассказ о
событии, тезисы,
неофициальное письмо,
отзыв);
-умение оперировать
-излагать содержание
терминами: русский
прослушанного или
литературный язык,
прочитанного текста
литературная норма,
изменчивость норм языка (подробно, сжато,
выборочно) в форме
при анализе языкового
ученического
явления. Владение
нормами родного языка в изложения, а также
тезисов, плана;
соответствии с
-соблюдать в практике
требованиями к уровню
письма основные
обученности;
лексические,
-умение строить свою
грамматические,
речь в соответствии с
орфографические и
нормами и традициями
пунктуационные нормы
русского этикета.
современного русского

-составлять тезисы
выступления, конспекты.

деятельность.
Текст

8 класс
Язык и
культура

Культура
речи

деятельности
Традиции русского речевого общения.
Текст как единица языка и речи.
Основные признаки текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь.
Беседа. Спор, виды споров. Правила
поведения в споре.
Публицистический стиль. Путевые
записки. Текст рекламного объявления,
его языковые и структурные
особенности. Язык художественной
литературы.
Исконно русская лексика.
Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка и их
приметы.
Иноязычная лексика в разговорной
речи.
Речевой этикет.
«Ты» и «ВЫ» в русском речевом
этикете.
Специфика приветствий, традиционная
тематика бесед у русских и других
народов.
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.

литературного языка;
стилистически
корректно использовать
лексику и фразеологию.
Текст
-анализировать и
характеризовать тексты
различных типов речи,
стилей, жанров с точки
зрения смыслового
содержания и
структуры, а также
требований,
предъявляемых к тексту
-умение оперировать
как речевому
терминами русский
произведению;
литературный язык,
-осуществлять
литературная норма,
изменчивость норм языка информационную
переработку текста,
при анализе языкового
передавая его
явления;
содержание в виде
-осознание связи таких
плана (простого,
понятий, как «язык и
сложного), тезисов,
культура», «язык и
схемы, таблицы и т. п.;
личность»;
-создавать и
-владение нормами
редактировать
речевого этикета.
собственные тексты
-владение нормами
различных типов речи,
родного языка в
стилей, жанров с учётом
соответствии с
требований к
требованиями к уровню
построению связного
обученности;
текста.
-умение строить свою
речь в соответствии с
Функциональные
нормами и традициями
разновидности языка
русского этикета.
-владеть практическими
умениями различать

-создавать в устной и
письменной форме учебнонаучные тексты (тезисы,
конспект, участие в беседе)
с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых
к ним, и в соответствии со
спецификой употребления в
них языковых средств.

-различать и анализировать

Речь. Речевая
деятельность.
Текст

9 класс
Язык и
культура

Типичные грамматические ошибки.
Нормы построения словосочетаний по
типу согласования.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и
прощания.
Синонимия речевых формул.
Язык и речь. Виды речевой
деятельности
Эффективные приёмы слушания.
Основные методы, способы и средства
получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации. Способы
аргументации.
Доказательство и его структура.
Прямые и косвенные доказательства.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика
оформления текста как результата
проектной (исследовательской)
деятельности. Реферат. Учебно-научная
дискуссия.
Язык художественной литературы.
Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
народа (обобщение).
Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из
произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный
процесс. Общее представление о

тексты разговорного
характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты художественной
литературы
(экстралингвистические
особенности,
лингвистические
-редактирование текста,
особенности на уровне
устраняя ошибки,
употребления
связанные с порядком
лексических средств,
слов;
типичных
-наблюдение за
синтаксических
особенностями
конструкций);
употребления
предложений с обратным -создавать устные и
письменные
порядком слов;
подготовка сообщения на высказывания разных
стилей, жанров и типов
тему «Понимание текста
как процесс творческий»; речи (отзыв, сообщение
как жанры научного
-владение культурой
стиля; выступление как
чтения;
жанр
-выполнение
публицистического
сопоставительного
стиля; заявление как
анализа текстов.
жанр официальноделового стиля; рассказ,
беседа как жанры
разговорной речи;
-умение оперировать
тексты
терминами русский
повествовательного
литературный язык,
характера, рассуждение,
литературная норма,
изменчивость норм языка описание; тексты,
сочетающие разные
при анализе языкового
функциональноявления;
смысловые типы речи);
-осознание связи таких
-оценивать чужие и
понятий, как «язык и
собственные речевые
культура», «язык и

тексты разговорного
характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты художественной
литературы с точки зрения
специфики использования в
них лексических,
морфологических,
синтаксических средств;
-создавать тексты
различных функциональных
стилей и жанров (тезисы,
конспект как жанры учебнонаучного стиля),
участвовать в дискуссиях на
учебно-научные темы;
составлять объявление в
официально-деловом стиле;
готовить выступление,
информационную заметку;
принимать участие в
беседах, разговорах, спорах
в бытовой сфере общения,
соблюдая нормы речевого
поведения; создавать
бытовые рассказы, истории,
писать дружеские письма с
учётом внеязыковых
требований, предъявляемых
к ним, и в соответствии со
спецификой употребления
языковых средств;
-выступать перед
аудиторией сверстников с
небольшой протокольноэтикетной, развлекательной,
убеждающей речью.

Культура
речи

внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных
процессах в современном русском
языке.
Стремительный рост словарного
состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание
новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных
слов.

личность»;
-владение нормами
речевого этикета.

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
Лексическая сочетаемость слова и
точность.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм.
Современные толковые словари.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка. Типичные грамматические
ошибки.
Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений
с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении
сложных предложений.
Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные

-владение нормами
родного языка в
соответствии с
требованиями к уровню
обученности;
-умение строить свою
речь в соответствии с
нормами и традициями
русского этикета.

высказывания разной
функциональной
направленности с точки
зрения соответствия их
коммуникативным
требованиям и языковой
правильности;
-исправлять речевые
недостатки,
редактировать текст;
-выступать перед
аудиторией сверстников
с небольшими
информационными
сообщениями,
сообщением и
небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Общие сведения о языке
-характеризовать
основные социальные
функции русского языка
в России и мире, место
русского языка среди
славянских языков, роль
старославянского
(церковнославянского)
языка в развитии
русского языка;
-определять различия
между литературным
языком и диалектами,
просторечием,
профессиональными
разновидностями языка,
жаргоном и
характеризовать эти

-характеризовать вклад
выдающихся лингвистов в
развитие русистики.

пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде
общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового
общения.
Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Язык и речь. Виды речевой
деятельности
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при
общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое
письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль.
Проблемный очерк.
Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.

различия;
-оценивать
использование
основных
изобразительных
средств языка.

-редактирование текста,
устраняя ошибки,
связанные с порядком
слов;
-владение культурой
чтения;
-сопоставительный
анализ текстов;
-различие
функциональных стилей
и подстилей речи,
-соблюдение
стилистических норм и
правил,
-создание текстов
различного характера,
владеть навыками
редактирования текстов.

Язык и культура
-выявлять единицы
языка с национальнокультурным
компонентом значения в
произведениях устного
народного творчества, в
художественной
литературе и
исторических текстах;
-приводить примеры,
которые доказывают,
что изучение языка
позволяет лучше узнать
историю и культуру
страны;
-уместно использовать
правила русского
речевого этикета в
учебной деятельности и
повседневной жизни.

-характеризовать на
отдельных примерах
взаимосвязь языка,
культуры и истории народа
— носителя языка;
-анализировать и сравнивать
русский речевой этикет с
речевым этикетом
отдельных народов России и
мира.

Содержание учебного предмета, курса
В программе выделяются следующие разделы:
В первом разделе – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории,
языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и
других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй раздел – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:
навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и
конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем разделе – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской
художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национальнокультурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за
тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка),
прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему
велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей
бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки

как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность
русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их
в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других
народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения
задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного
творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,
голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью,
в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами,
эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке;
сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ
долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской.
Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые
варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и
под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора
слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовв современном русском литературном языке.
Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт —
вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚
глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен
существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать,
музей-квартира); род имен собственных (географических названий);род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления
имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,
войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы
(приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари
– токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.
История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий
людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр,
темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т.д.).
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных

названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной
лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и
стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев,
традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о
традиционной русской грамотности и др.)
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения
(литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных
слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах;
ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах
глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение –
обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных
имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч.
существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч.
существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч.
существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и
ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не
«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности
(смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме
(медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета:
сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к
собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные
формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и
комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения
(устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка.
Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные
средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие
языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как
живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по
причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как
слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы
1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего
времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы
глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность
речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание,
похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур:
индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их
типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственнорусские слова как база и основной источник развития лексики
русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете
и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика
приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение
парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];
произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов
в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование:
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало,
сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов
оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры,
их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением
(по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться
на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как
будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 касс
№
1
2
3

Глава
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Итого

Количество часов
12
9
13
34 часов

6 класс
№
1
2
3

Глава

Количество часов
10
10
10

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст

4

Резерв

4

Итого

34 часов

7 класс
№
1
2
3

Глава

Количество часов
10
10
10

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст

4

Резерв

4

Итого

34 часов

8 класс
№
1
2
3

Глава
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст

Количество часов
10
10
10

4

Резерв

4

Итого

34 часов

9 класс
№
1
2
3

Глава
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст

Количество часов
10
10
10

4

Резерв

4

Итого

34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».