РП_общество 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
__________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 5-9 классов
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом общего образования второго поколения, с
учетом примерной программы для общеобразовательных
учреждений.
Предметная
линия
учебников
под
редакцией
Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразоват.
учреждений
/Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение,
2017.

г. Свирск, 2021г.

Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по обществознанию для 5 - 9 классов составлена в соответствии с положением о
рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г. Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «Обществознание» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение
обществознания для обучающихся основного общего образования отводится всего 153 часа за весь период обучения. В том числе: в 5кл. 17ч., 6кл. - 34ч., 7кл. – 34 ч, 8кл. – 34ч, 9кл. – 34ч.
Данная рабочая программа включает в себя возможность преподавания модуля ОДНКНР и реализуется в: 5классе - глава 5; 6 класс глава 1,2,3; 7класс – глава 3; 8 класс - глава 2-3. Общее количество часов отведенных на изучение данного модуля 68.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: УМК Боголюбова Л.Н., издательство «Просвещение», 2019г.
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
5класс (17часа)
Тема
(тематический
раздел)
Вводный урок

Содержание по
ФГОС
1 час

Ч ел о век

Загадка человека

Основные виды деятельности

Познакомится с новым учебным
предметом, содержанием курса,
требованиям к результатам обучения,
учебно-методическим комплектом,
особенностями работы с ним.
Характеризовать систему организации
работы на уроках и при подготовке
домашнего задания
Раскрывать на конкретных примерах

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• использовать знания о
формировать положительное
биологическом и социальном отношение к необходимости
в человеке для
соблюдать здоровый образ
характеристики его природы. жизни; корректировать
собственное поведение в
соответствии с требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
характеризовать основные
• использовать элементы

Отрочество особая пора
жизни
Отрочество особая пора
жизни
Практикум по
теме: «Человек»

Семья

цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать
конкретными примерами
биологическое и социальное в природе
человека. Сравнивать свойства человека
и животного.
Описывать отрочество как особую пору
жизни.
Раскрывать на конкретных примерах
значение самостоятельности как
показателя взрослости.

Обобщить и закрепить знания о связи
социального в человеке с общением,
обменом информацией и другими
результатами психической
деятельности. Способствовать
развитию коммуникативных умений,
создать условия для реализации и
расширения позитивного опыта
общения.
Проиллюстрировать особенности
общения подростков, способствовать
развитию рефлексивных способностей
подростков.
Семья и
Показывать на конкретных примерах
семейные
меры государственной поддержки
отношения
семьи. Сравнивать двухпоколенные и
Семейное
трёхпоколенные семьи.
хозяйство
Исследовать несложные практические
Свободное время ситуации, связанные с отношениями в
Практикум по
семье, типичными для разных стран и
главе: «Семья»
исторических периодов. Выражать
Практикум по
собственную точку зрения на значение
теме: «Семья»
семьи
Характеризовать совместный труд

слагаемые здорового образа
жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
на примерах показывать
опасность пагубных
привычек, угрожающих
здоровью;
• сравнивать и
сопоставлять на основе
характеристики основных
возрастных периодов жизни
человека, возможности и
ограничения каждого
возрастного периода;

причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных параметров
личности;
• описывать реальные связи
и зависимости между
воспитанием и социализацией
личности.

• выделять в модельных
и реальных ситуациях
сущностные характеристики
и основные виды
деятельности людей,
объяснять роль мотивов в
деятельности человека;

• использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных параметров
личности;
• описывать реальные связи
и зависимости между
воспитанием и социализацией
личности.

• характеризовать
собственный социальный
статус и социальные роли;

членов семьи.
Сравнивать домашнее хозяйство
городского и сельского жителя.
Описывать собственные обязанности в
ведении домашнего хозяйства.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с проведением
подростками свободного времени.
Описывать и оценивать собственные
увлечения в контексте возможностей
личностного развития.
Характеризовать значимость здорового
образа жизни.
Систематизировать и обобщить знания
по теме «Семья». Способствовать
развитию умения анализировать
простейшие ситуации, связанные с
семейными отношениями, мерами
государственной поддержки семьи,
семейным хозяйством и семейным
досугом. Расширять опыт решения
познавательных и практических задач
по изучаемой теме. Содействовать
развитию умения выполнять различные
проектные работы. Благоприятствовать
созданию условий для осмысления
семейных ценностей, рефлексии
собственного вклада в семейный уют,
здоровый образ жизни семьи. Развивать
следующие универсальные учебные
действия: умение учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
умение формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при

объяснять и
конкретизировать
примерами смысл понятия
«гражданство»;
• описывать гендер как
социальный пол; приводить
примеры гендерных ролей, а
также различий в поведении
мальчиков и девочек;
• давать на основе
полученных знаний
нравственные оценки
собственным поступкам и
отношению к проблемам
людей с ограниченными
возможностями, своему
отношению к людям
старшего и младшего
возраста, а также к
сверстникам;
• демонстрировать
понимание особенностей и
практическое владение
способами
коммуникативной,

Школа

Образование в
жизни человека
Образование и
самообразование
Образование и
самообразование
Одноклассники,
сверстники,
друзья.
Практикум по
теме: «Школа»

выработке общего решения в
совместной деятельности; умение
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности; умение работать в
группе.
Исследовать несложные ситуации из
жизни человека и обществ, которые
раскрывают значимость образования в
наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного
образования.
Характеризовать учёбу как основной
труд школьника.
Опираясь на примеры из
художественных произведений,
выявлять позитивные результаты
учения. С опорой на конкретные
примеры характеризовать значение
самообразования для человека.
Оценивать собственное умение учиться
и возможности его развития.
Выявлять возможности практического
применения получаемых в школе
знаний.
Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями. Иллюстрировать примерами
значимость товарищеской поддержки
сверстников для человека. Оценивать
собственное умение общаться с
одноклассниками и друзьями.

• характеризовать семью
и семейные отношения;
оценивать социальное
значение семейных традиций
и обычаев;
• характеризовать
основные роли членов семьи,
включая свою роль;

• использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
семейных конфликтов.
• наблюдать и характеризовать
явления и события,
происходящие в различных
сферах общественной жизни;
выполнять несложные
• объяснять взаимодействие
практические задания по
социальных общностей и групп;
анализу ситуаций, связанных • выявлять причиннос различными способами
следственные связи
разрешения семейных
общественных явлений и
конфликтов; выражать
характеризовать основные
собственное отношение к
направления общественного
различным способам
развития.
разрешения семейных
конфликтов;
• исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
• характеризовать и
защитой прав и интересов
конкретизировать фактами
детей, оставшихся без
социальной жизни изменения,
попечения родителей;
происходящие в современном
находить и извлекать
обществе;
социальную информацию о
• показывать влияние
государственной семейной
происходящих в обществе
политике из адаптированных изменений на положение России
источников различного типа в мире.
и знаковой системы.

Труд

Труд – основа
жизни
Труд – основа
жизни
Труд и
творчество.
Труд и

Систематизировать полученную
информацию в процессе изучения темы
содержательную информацию о роли
образования в жизни человека,
значении образования для общества,
ступенях школьного образования,
отношениях младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями.
Совершенствовать предусмотренные
ФГОС умения: а) характеризовать
учебу как основной труд школьника; б)
опираясь на конкретные примеры,
характеризовать значение школьного
учения и самообразования, выявлять
позитивные результаты учения; в)
выявлять возможности практического
применения получаемых в школе
знаний; г) использовать элементы
причинно-следственного анализа при
характеристике социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями; д) иллюстрировать
примерами значимость дружеской
поддержки сверстников для человека.
Способствовать развитию рефлексии
при оценке собственного умения
учиться, умения общаться в процессе
обучения со сверстниками.
Объяснять значение трудовой
деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как
одного из основных видов деятельности
человека. Различать материальную и
моральную оценку труда. Приводить
примеры благотворительности и

• распознавать на основе
приведённых данных
основные типы обществ;

• характеризовать
направленность развития
общества, его движение от
одних форм общественной
жизни к другим; оценивать
социальные явления с
позиций общественного

• использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие
общества и человека;

• моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных прав
и обязанностей граждан
Российской Федерации и давать
им моральную и правовую
оценку;

творчество.
Практикум по
теме: «Труд»
Практикум по
теме: «Труд»

меценатства.
Определять собственное отношение к
различным средствам достижения
успеха в труде.

прогресса;
• различать
экономические, социальные,
политические, культурные
явления и процессы
Различать творчество и ремесло.
общественной жизни;
Раскрывать признаки мастерства на
• применять знания
примерах творений известных
курса и социальный опыт
мастеров.
для выражения и
аргументации собственных
Систематизировать знания учащихся о
суждений, касающихся
различных видах труда, его творческой многообразия социальных
природе, значении труда в жизни
групп и социальных
общества. Способствовать воспитанию различий в обществе;
уважения к людям, проявляющим
• выполнять несложные
трудолюбие, стимулировать интерес к
познавательные и
труду подлинных мастеров.
практические задания,
Развивать умение работы с различными основанные на ситуациях
адаптированными источниками
жизнедеятельности человека
информации, решать с помощью
в разных сферах общества.
информационных источников
• характеризовать
творческие задания.
глобальные проблемы
Совершенствовать такие универсальные современности;
учебные действия, выраженные в
умении работать в группе:
устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками;
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения
интересов; задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности и

• оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный вклад
в их становление и развитие.

Родина

Наша РодинаРоссия.
Наша РодинаРоссия.
Государственны
е символы
России.
Государственны
е символы
России.
Гражданин
России
Гражданин
России
Мы –
многонациональ
ный народ.
Мы –
многонациональ
ный народ.
Практикум по
теме: «Родина»
Практикум по
теме: «Родина»
Заключительный
урок

сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности
Объяснять смысл понятия «субъект
РФ». Знать и называть статус субъекта,
в котором находится школа.
Характеризовать особенности России
как многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как
государственного. Приводить примеры
проявлений патриотизма.
Описывать основные символы
государства РФ. Знать текст гимна РФ.
Использовать дополнительные
источники информации для создания
коротких информационных материалов,
посвящённых государственным
символам России. Составлять
собственные информационные
материалы о Москве – столице России.
Объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия
«гражданин». Называть и
иллюстрировать примерами основные
права граждан РФ. Называть основные
обязанности граждан РФ. Приводить
примеры добросовестного выполнения
гражданских обязанностей,
гражданственности. Уметь работать со
СМИ

• раскрывать духовные
ценности и достижения
народов нашей страны;
• называть и
иллюстрировать примерами
основы конституционного
строя Российской
Федерации, основные права
и свободы граждан,
гарантированные
Конституцией Российской
Федерации;
• находить и извлекать
информацию о положении
России среди других
государств мира из
адаптированных источников
различного типа.

• использовать
накопленные знания об
основных социальных
нормах и правилах
регулирования
общественных отношений,
усвоенные способы
познавательной,
коммуникативной и

• формировать положительное
отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать
собственное поведение в
соответствии с требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных параметров
личности;
• описывать реальные связи и
зависимости между воспитанием
и социализацией личности.
использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
семейных конфликтов.
• наблюдать и характеризовать
явления и события,
происходящие в различных
сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие
социальных общностей и групп;
• выявлять причинноследственные связи
общественных явлений и
характеризовать основные

Характеризовать и конкретизировать
примерами этнические и национальные
различия. Показывать на конкретных
примерах исторического прошлого и
современной жизни российского
общества проявления толерантного
отношения к людям разных
национальностей
Систематизировать знания учащихся по
теме «Родина», расширить
представления о федеративном
характере многонационального
Российского государства, основных
правах и обязанностях российских
граждан. Способствовать осознанию на
практике значения уважительного
отношения к людям различных
национальностей, существующих в
обществе правил толерантного
поведения. Воспитывать уважение к
государственным символам России, ее
государственному языку. Создавать
условия для развития универсальных
учебных действий: умения
взаимодействовать в группе, умения
работать с различными
информационными источниками,
умения осуществлять поиск
информации в Интернете, умения
презентовать свои работы по
определенной теме.
Обобщить и закрепить полученные
знания и умения. Проанализировать
результаты работы класса, отдельных
учащихся за прошедший учебный год.

практической деятельности
для успешного
взаимодействия с
социальной средой и
выполнения типичных
социальных ролей
нравственного человека и
достойного гражданина;

• на основе полученных
знаний о социальных нормах
выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и
осуществлять на практике
модель правомерного
социального поведения,
основанного на уважении к
закону и правопорядку;
• критически
осмысливать информацию
правового и моральнонравственного характера,
полученную из
разнообразных источников,
систематизировать,
анализировать полученные
данные; применять
полученную информацию
для определения
собственной позиции по
отношению к социальным
нормам, для соотнесения
собственного поведения и
поступков других людей с

направления общественного
развития.

• характеризовать и
конкретизировать фактами
социальной жизни изменения,
происходящие в современном
обществе;
• показывать влияние
происходящих в обществе
изменений на положение России
в мире.

• использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие
общества и человека;
• моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных прав
и обязанностей граждан
Российской Федерации и давать
им моральную и правовую
оценку;
• оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный вклад в их
становление и развитие.

Развивать рефлексивные умения,
способности к адекватной самооценке.
Наметить перспективы работы в
следующем учебном году.

нравственными ценностями
и нормами поведения,
установленными законом;
• использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению в системе
морали и важнейших
отраслей права,
самореализации,
самоконтролю.

6 класс
Тема
(тематический
раздел)

Содержание по
ФГОС

Вводный урок

Человек в
социальном
измерении

Человек - личность
Человек познает
мир
Человек и его
деятельность
Потребности
человека
На пути к
жизненному успеху
Практикум по теме

Основные виды деятельности
Вспомнить основные итоги прошлого
года обучения. Познакомиться с
основным содержанием курса 6 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.
Раскрывать на конкретных примерах
смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров
личности.
Характеризовать особенности познания
человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические

Планируемые результаты
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться
• описывать соц. структуру в • описывать соц. структуру в
обществах разного типа,
обществах разного типа,
характеризовать основные
характеризовать основные
социальные группы
социальные группы
современного общества; на
современного общества; на
основе приведённых данных основе приведённых данных
распознавать основные
распознавать основные
социальные общности и
социальные общности и группы;
группы;
• характеризовать основные
• характеризовать основные
социальные группы российского
социальные группы
общества, распознавать их
российского общества,
сущностные признаки;
распознавать их сущностные • характеризовать ведущие
признаки;
направления социальной
• характеризовать ведущие
политики российского
направления социальной
государства;
политики российского
• давать оценку с позиций
государства;
общественного прогресса
• давать оценку с позиций
тенденциям социальных

«Человек в
социальном
измерении»

умения, поступки, моральные качества,
выявлять их динамику. Сравнивать себя
и свои качества с другими людьми.
Приводить примеры проявления
различных способностей людей.
Характеризовать деятельность
человека, ее отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать
примерами различные мотивы
деятельности. Использовать элементы
причинно-следственного анализа для
выявления связи между деятельностью
и формированием личности. Выявлять
условия и оценивать качества
собственной успешной деятельности.
Характеризовать и иллюстрировать
примерами основные потребности
человека, показывать их
индивидуальный характер. Описывать
особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с проявлением
духовного мира человека, его мыслей и
чувств.
Характеризовать и конкретизировать
примерами роль труда в достижении
успеха в жизни. Формулировать свою
точку зрения на выбор пути
достижения жизненного успеха.
Показывать на примерах влияние
взаимопомощи в труде на его
результаты. Находить и извлекать
информацию о жизни людей,

общественного прогресса
тенденциям социальных
изменений в нашем
обществе, аргументировать
свою позицию;
• характеризовать
собственные основные
социальные роли;
• объяснять на примере
своей семьи основные
функции этого социального
института в обществе;
• извлекать из педагогически
адаптированного текста,
составленного на основе
научных публикаций по
вопросам социологии,
• использовать социальную
информацию,
представленную
совокупностью
статистических данных,
отражающих социальный
состав и социальную
динамику общества
проводить несложные
социологические
исследования.
• характеризовать
государственное устройство
Российской Федерации,
описывать полномочия и
компетенцию различных
органов государственной
власти и управления;
• правильно определять
инстанцию

изменений в нашем обществе,
аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные
основные социальные роли;
• объяснять на примере своей
семьи основные функции этого
социального института в
обществе;
• извлекать из педагогически
адаптированного текста,
составленного на основе
научных публикаций по
вопросам социологии,
• использовать социальную
информацию, представленную
совокупностью статистических
данных, отражающих
социальный состав и
социальную динамику общества
проводить несложные
социологические исследования.
• характеризовать
государственное устройство
Российской Федерации,
описывать полномочия и
компетенцию различных органов
государственной власти и
управления;
• правильно определять
инстанцию (государственный
орган), в который следует
обратиться для разрешения той

нашедших свое призвание в жизни и
достигших успеха, из адаптированных
источников различного типа.
Систематизировать знания, полученные
при изучении темы о социальных
чертах человека и их проявлении в
деятельности. Создать условия для
отработки умений характеризовать
сущность понятий «личность,
«индивидуальность», «деятельность»;
иллюстрировать конкретными
примерами разнообразие видов
деятельности человека, его
потребности, внутренний мир и
понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию
практической значимости изученного
материала и возможности опоры на
полученные знания и умения в
собственной деятельности.

Человек среди
людей

Межличностные
отношения
Межличностные
отношения
Человек в группе
Человек в группе
Общение
Общение
Конфликты в
межличностных
отношениях
Конфликты в
межличностных
отношениях
Практикум по

Описывать межличностные отношения
и их отдельные виды. Показывать
проявления сотрудничества и
соперничества на конкретных
примерах. Описывать с опорой на
примеры взаимодействие и
сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к
людям других национальностей и
другого мировоззрения. Исследовать
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание.

(государственный орган), в
который следует обратиться
для разрешения той или
типичной социальной
ситуации;
• сравнивать различные
типы политических
режимов, обосновывать
преимущества
демократического
политического устройства;
• описывать основные
признаки любого
государства,
конкретизировать их на
примерах прошлого и
современности;
• характеризовать базовые
черты избирательной
системы в нашем обществе,
основные проявления роли
избирателя;
• различать факты и мнения
в потоке политической
информации.
• характеризовать развитие
отдельных областей и форм
культуры;
• распознавать и различать
явления духовной культуры;
• описывать различные
средства массовой
информации;
• находить и извлекать
социальную информацию о
достижениях и проблемах
развития культуры из

или типичной социальной
ситуации;
• сравнивать различные типы
политических режимов,
обосновывать преимущества
демократического
политического устройства;
• описывать основные признаки
любого государства,
конкретизировать их на
примерах прошлого и
современности;
• характеризовать базовые черты
избирательной системы в нашем
обществе, основные проявления
роли избирателя;
• различать факты и мнения в
потоке политической
информации.
• характеризовать развитие
отдельных областей и форм
культуры;
• распознавать и различать
явления духовной культуры;
• описывать различные средства
массовой информации;
• находить и извлекать
социальную информацию о
достижениях и проблемах
развития культуры из
адаптированных источников
различного типа.
• характеризовать явление
ускорения социального развития;
• объяснять необходимость
непрерывного образования в
современных условиях;

теме «Человек
среди людей»
Практикум по
теме «Человек
среди людей»

Описывать большие и малые,
формальные и неформальные группы.
Приводить примеры таких групп.
Характеризовать и иллюстрировать
примерами групповые нормы.
Описывать с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе. Оценивать
собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения. Исследовать
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание. Исследовать
практические ситуации, связанные с
выявлением места человека в группе,
проявлением лидерства
Характеризовать общение как
взаимные деловые и дружеские
отношения людей. Иллюстрировать с
помощью примеров различные цели и
средства общения. Сравнивать и
сопоставлять различные стили
общения. Выявлять на основе
конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Оценивать
собственное умение общаться.
Описывать сущность и причины
возникновения межличностных
конфликтов. Характеризовать варианты
поведения в конфликтных ситуациях.
Объяснять, в чем заключается
конструктивное разрешение конфликта.

адаптированных источников
различного типа.
• характеризовать явление
ускорения социального
развития;
• объяснять необходимость
непрерывного образования в
современных условиях;
• описывать многообразие
профессий в современном
мире;
• характеризовать роль
молодёжи в развитии
современного общества;
• извлекать социальную
информацию из доступных
источников;
• применять полученные
знания для решения
отдельных социальных
проблем.
• на основе полученных
знаний о правовых нормах
выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и
осуществлять на практике
модель правомерного
социального поведения,
основанного на уважении к
закону и правопорядку;
• характеризовать и
иллюстрировать примерами
установленные законом
права собственности; права
и обязанности супругов,
родителей и детей; права,
обязанности и

• описывать многообразие
профессий в современном мире;
• характеризовать роль
молодёжи в развитии
современного общества;
• извлекать социальную
информацию из доступных
источников;
• применять полученные знания
для решения отдельных
социальных проблем.
• на основе полученных знаний о
правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного
социального поведения,
основанного на уважении к
закону и правопорядку;
• характеризовать и
иллюстрировать примерами
установленные законом права
собственности; права и
обязанности супругов, родителей
и детей; права, обязанности и
ответственность работника и
работодателя; предусмотренные
гражданским правом Российской
Федерации механизмы защиты
прав собственности и
разрешения гражданскоправовых споров;
• анализировать несложные
практические ситуации,
связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми
правоотношениями; в

Иллюстрировать объяснение
примерами. Выявлять и анализировать
собственные типичные реакции в
конфликтной ситуации.
Обобщить знания учащихся о
специфике, видах, проявлениях
межличностных отношений,
многообразии малых групп, в которые
входит личность, групповых нормах и
санкциях, роли лидера в группе,
значении, формах и средствах общения,
причинах, стадиях межличностных
конфликтов и возможности их
конструктивного разрешения.
Способствовать осмыслению личного
опыта участия в различных видах
межличностных отношений,
продуктивного общения со
сверстниками и людьми других
возрастов, использования различных
стратегий разрешения конфликтов в
малых группах. Создавать условия для
осознания необходимости
толерантного, уважительного
отношения к другим людям,
практического освоения
конструктивных форм общения,
повышения конфликтной
компетентности. Совершенствовать
личностные, коммуникационные
универсальные учебные действия.
Нравственные
основы жизни

Человек славен
добрыми делами
Человек славен
добрыми делами

Характеризовать и иллюстрировать
примерами проявления добра.
Приводить примеры,
иллюстрирующие золотое правило

ответственность работника и
работодателя;
предусмотренные
гражданским правом
Российской Федерации
механизмы защиты прав
собственности и разрешения
гражданско-правовых
споров;
• анализировать несложные
практические ситуации,
связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми
правоотношениями; в
предлагаемых модельных
ситуациях определять
признаки правонарушения,
проступка, преступления;
• объяснять на конкретных
примерах особенности
правового положения и
юридической
ответственности
несовершеннолетних;
• находить, извлекать и
осмысливать информацию
правового характера,
полученную из доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные
данные; применять
полученную информацию
для соотнесения
собственного поведения и
поступков других людей с
нормами поведения,

предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка,
преступления;
• объяснять на конкретных
примерах особенности правового
положения и юридической
ответственности
несовершеннолетних;
• находить, извлекать и
осмысливать информацию
правового характера,
полученную из доступных
источников, систематизировать,
анализировать полученные
данные; применять полученную
информацию для соотнесения
собственного поведения и
поступков других людей с
нормами поведения,
установленными
• использовать понятия
«равенство» и «социальная
справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться в потоке
информации, относящейся к
вопросам социальной структуры
и социальных отношений в
современном обществе;
• адекватно понимать
информацию, относящуюся к
социальной сфере общества,
получаемую из различных
источников.
Выпускник получит
возможность научиться:

Будь смелым
Будь смелым
Человек и
человечность
Человек и
человечность
Практикум по
теме
«Нравственные
основы жизни»
Практикум по
теме
«Нравственные
основы жизни»
Заключительный
урок. Защита
проектов
Заключительный
урок
Заключительный
урок

морали. Оценивать в модельных и
реальных ситуациях поступки людей с
точки зрения золотого правила
морали.
На конкретных примерах дать оценку
проявлениям мужества, смелости,
случаям преодоления людьми страха в
критических и житейских ситуациях.
Оценивать предлагаемые ситуации,
требующие личного противодействия
проявлениям зла.
Раскрывать на примерах смысл
понятия «человечность». Давать
оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных
информационных источниках. На
примерах конкретных ситуаций
оценивать проявления внимания к
нуждающимся в нем.
Обобщить полученные при изучении
темы знания о добре, человечности,
смелости как добродетелях. Развивать
умение анализировать материалы
СМИ, оценивать описанные в них
ситуации с точки зрения
добродетелей. Создать условия для
расширения и рефлексии собственного
опыта проявления внимания к
нуждающимся в нем людям.
Защита проектов учащихся. Провести
диагностику результатов обучения в 6
классе. Подвести итоги учебной

установленными

• осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки
политических событий и
процессов и делать
обоснованные выводы.
• описывать процессы создания,
сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные
направления развития
отечественной культуры в
современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих
ценностей.
Выпускник получит
возможность научиться:
• критически воспринимать
сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоубизнес и мода;
• оценивать роль спорта и
спортивных достижений в
контексте современной
общественной жизни;
• выражать и обосновывать
собственную позицию по
актуальным проблемам
молодёжи.
• оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в
их становление и развитие;

работы за год. Наметить перспективы
обучения в 7 классе

• осознанно содействовать
защите правопорядка в обществе
правовыми способами и
средствами;
• использовать знания и умения
для формирования способности
к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю.

7 класс (34 часа)
Тема
(тематический
раздел)
Вводный урок

Содержание
ФГОС

по Основные виды деятельности

1 час

Что значит жить
Регулирование
по правилам.
поведения людей Права и
в обществе
обязанности
граждан.
Права и
обязанности
граждан.
Почему
необходимо
соблюдать
законы.
Почему

Вспомнить основные итоги прошлого
года обучения. Познакомиться с
основным содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.
Характеризовать на примерах
социальные нормы и их роль в
общественной жизни.
Характеризовать конституционные
права и обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с
реализацией гражданами своих прав и
свобод. Находить и извлекать
социальную информацию о механизмах
реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. Называть права
ребенка и характеризовать способы их

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• понимать и правильно
• оценивать тенденции
использовать основные
экономических изменений в
экономические термины;
нашем обществе;
• распознавать на основе
• анализировать с опорой на
привёденных данных
полученные знания несложную
основные экономические
экономическую информацию,
системы, экономические
получаемую из
явления и процессы,
неадаптированных источников;
сравнивать их;
• выполнять несложные
• объяснять механизм
практические задания,
рыночного регулирования
основанные на ситуациях,
экономики и характеризовать связанных с описанием
роль государства в
состояния российской
регулировании экономики;
экономики.
• характеризовать функции
• наблюдать и интерпретировать
денег в экономике;
явления и события,
• анализировать несложные
происходящие в социальной
статистические данные,
жизни, с опорой на
отражающие экономические экономические знания;
явления и процессы;
• характеризовать тенденции
• получать социальную
экономических изменений в
информацию об
нашем обществе;

необходимо
соблюдать
законы.
Защита
Отечества.
Защита
Отечества.
Для чего нужна
дисциплина.
Виновен –
отвечай.
Кто стоит на
стаже закона.
Кто стоит на
стаже закона.
Практикум по
теме
«Регулирование
поведения людей
в обществе».
Практикум по
теме
«Регулирование
поведения людей
в обществе».

защиты. Приводить примеры прав и
интересов детей, оставшихся без
попечения родителей. Раскрывать
особенности правового статуса
несовершеннолетних.
Раскрывать значение соблюдения
законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами
социальной жизни связь закона и
правопорядка, закона и справедливости.
Характеризовать защиту Отечества как
долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности
подготовки к исполнению воинского
долга.
Раскрывать значение дисциплины как
необходимого условия общества и
человека. Характеризовать различные
виды дисциплины. Моделировать
несложные практические ситуации,
связанные с последствиями нарушения
общеобязательной и специальной
дисциплины.
Характеризовать ответственность за
нарушение законов. Определять черты
законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические
ситуации, связанные с последствиями
противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать
примерами проявления ответственности
несовершеннолетних.
Называть правоохранительные органы
Российского государства. Различать

экономической жизни
общества из адаптированных
источников различного типа;
• формулировать и
аргументировать
собственные суждения,
касающиеся отдельных
вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и
личный социальный опыт.
• распознавать на основе
приведённых данных
основные экономические
системы и экономические
явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение
производителя и потребителя
как основных участников
экономической
деятельности;
• получать социальную
информацию об
экономической жизни
общества из адаптированных
источников различного типа;
• формулировать и
аргументировать
собственные суждения,
касающиеся отдельных
вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и
социальный опыт.
• описывать социальную
структуру в обществах

• анализировать с позиций
обществознания сложившиеся
практики и модели поведения
потребителя;
• решать познавательные задачи
в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации
в экономической сфере
деятельности человека;
• выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
• использовать поня«равенство»
и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
• ориентироваться в потоке
информации, относящейся к
вопросам социальной структуры
и социальных отношений в
современном обществе;
• адекватно понимать
информацию, относящуюся к
социальной сфере общества,
получаемую из различных
источников.
• описывать процессы создания,
сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные
направления развития
отечественной культуры в
современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих
ценностей.

сферу деятельности
правоохранительных органов, в том
числе судебной системы. Приводить
примеры деятельности
правоохранительных органов.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с деятельностью
правоохранительных органов.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников
Человек в системе Экономика и ее
экономических
основные
отношениях
участники
Экономика и ее
основные
участники
Мастерство
работника
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы
бизнеса
Виды и формы
бизнеса
Обмен, торговля,
реклама
Деньги, их
функции
Экономика семьи

Характеризовать роль потребителя и
производителя в экономике, приводить
примеры их деятельности. Описывать
различные формы организации
хозяйственной жизни. Исследовать
несложные практические ситуации,
связанные с выполнением социальных
ролей потребителя и производителя.
Описывать составляющие
квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на
размер заработной платы. Объяснять
взаимосвязь квалификации, количества
и качества труда.
Раскрывать роль производства в
удовлетворении потребностей
общества. Характеризовать факторы,
влияющие на производительность
труда. Объяснять значение
распределения труда в развитии
производства. Различать общие,
постоянные и переменные затраты

разного типа,
характеризовать основные
социальные группы
современного общества; на
основе приведённых данных
распознавать основные
социальные общности и
группы;
• характеризовать основные
социальные группы
российского общества,
распознавать их сущностные
признаки;
• характеризовать ведущие
направления социальной
политики российского
государства;
• давать оценку с позиций
общественного прогресса
тенденциям социальных
изменений в нашем
обществе, аргументировать
свою позицию;
• характеризовать
собственные основные
социальные роли;
• объяснять на примере своей
семьи основные функции
этого социального института
в обществе;
• извлекать из педагогически
адаптированного текста,
составленного на основе
научных публикаций по
вопросам социологии,

Экономика семьи
Практикум по
теме «Человек в
экономических
отношениях».
Практикум по
теме «Человек в
экономических
отношениях».

производства.

необходимую информацию,
преобразовывать её и
Объяснять значение бизнеса в
использовать для решения
экономическом развитии страны.
задач;
Характеризовать особенности
• использовать социальную
предпринимательской деятельности.
информацию,
Сравнивать формы организации
представленную
бизнеса. Исследовать несложные
совокупностью
практические ситуации, связанные с
статистических данных,
достижением успеха в бизнесе.
отражающих социальный
Выражать собственное отношение к
состав и социальную
бизнесу с морально-этических позиций. динамику общества;
• проводить несложные
Объяснять условия осуществления
социологические
обмена в экономике. Характеризовать
исследования.
торговлю и ее формы как особый вид
• характеризовать развитие
экономической деятельности.
отдельных областей и форм
Раскрывать роль рекламы в развитии
культуры;
торговли. Выражать собственное
• распознавать и различать
отношение к рекламной информации.
явления духовной культуры;
Оценивать свое поведение с точки
• описывать различные
зрения рационального покупателя.
средства массовой
Описывать виды денег.
информации;
Раскрывать на примерах функции денег. • находить и извлекать
Описывать закономерность изменения
социальную информацию о
потребительских расходов семьи в
достижениях и проблемах
зависимости от доходов.
развития культуры из
Характеризовать виды страховых услуг, адаптированных источников
предоставляемых гражданам.
различного типа.
Обобщить знания и расширить опыт
решения познавательных и
практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников

Человек
природа

и Человек – часть
природы
Охранять природу
– значит охранять
жизнь
Закон на страже
природы
Практикум по
теме «Человек и
природа.
Практикум по
теме «Человек и
природа.
Заключительный
урок
Заключительный
урок

Объяснять значение природных
ресурсов в жизни общества.
Характеризовать отношение людей к
исчерпаемым ресурсам. Описывать
состояние неисчерпаемых богатств
Земли. Объяснять опасность
загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различать ответственное и
безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к
природе.
Объяснять необходимость активной
деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической
морали.
Характеризовать деятельность
государства по охране природы.
Называть наказания, установленные
законом для тех, кто наносит вред
природе. Иллюстрировать примерами
возможности общественных
организаций и граждан в сбережении
природы.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников
Провести диагностику результатов
обучения в 7 классе. Подвести итоги
учебной работы за год. Наметить
перспективы обучения в 8 классе.

8 класс (34часа)
Тема
(тематический
раздел)
Вводный урок

Содержание по ФГОС Основные виды деятельности

Личность и
общество

Что делает человека
человеком?
Человек, общество,
природа.
Общество как форма
жизнедеятельности
людей.
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум по теме
«Личность и
общество»

Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться с основным
содержанием курса 8 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и
навыков в процессе учебной
деятельности. Определить
основные требования к
результатам обучения и
критерии успешной работы
учащихся.
Выявить отличия человека от
животных. Объяснять
человеческие качества.
Различать биологические и
природные качества человека.
Характеризовать и
конкретизировать примерами
биологическое и социальное в
человеке. Определять свое
отношение к различным
качествам человека. Выявлять
связь между мышлением и
речью. Объяснять понятие
«самореализация». Определять и
конкретизировать примерами
сущностные характеристики
деятельности. Приводить
примеры основных видов
деятельности человека
Раскрывать смысл понятия

Планируемые результаты
Ученик научится
• характеризовать явление ускорения
социального развития;
• объяснять необходимость
непрерывного образования в
современных условиях;
• описывать многообразие
профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в
развитии современного общества;
• извлекать социальную
информацию из доступных
источников;
• применять полученные знания для
решения отдельных социальных
проблем.
• характеризовать семью и семейные
отношения; оценивать социальное
значение семейных традиций и
обычаев;
• характеризовать основные роли
членов семьи, включая свою роль;
• выполнять несложные
практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные
практические ситуации, связанные с
защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения

Ученик
получит
возможность научиться
• критически
воспринимать сообщения
и рекламу в СМИ и
Интернете о таких
направлениях массовой
культуры, как шоу-бизнес
и мода;
• оценивать роль спорта и
спортивных достижений в
контексте современной
общественной жизни;
• выражать и
обосновывать
собственную позицию по
актуальным проблемам
молодёжи
• использовать элементы
причинно-следственного
анализа при
характеристике семейных
конфликтов.
• оценивать тенденции
экономических изменений
в нашем обществе;
• анализировать с опорой
на полученные знания
несложную
экономическую
информацию, получаемую
из неадаптированных
источников;

«ноосфера». Оценивать
утверждение о связи природы и
общества и аргументировать
свою оценку. Характеризовать
возможности человеческого
разума. Раскрывать значение
моральных норм.
Конкретизировать на примерах
влияние природных условий на
людей. Анализировать и
оценивать текст с заданных
позиций. Анализировать факты и
обосновывать сделанные
выводы.
Выделять существенные
признаки общества. Называть
сферы общественной жизни и
характерные для них социальные
явления. Показывать на
конкретных примерах
взаимосвязь основных сфер
общественной жизни.
Выявлять изменения социальной
структуры, связанные с
переходом в постиндустриальное
общество. Анализировать факты
социальной действительности,
связанные с изменением
структуры общества. Раскрывать
смысл понятия «общественный
прогресс». Приводить примеры
прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе.
Характеризовать и
конкретизировать фактами
социальной жизни перемены,
происходящие в современном

родителей; находить и извлекать
социальную информацию о
государственной семейной политике
из адаптированных источников
различного типа и знаковой системы.
• понимать и правильно
использовать основные
экономические термины;
• распознавать на основе
привёденных данных основные
экономические системы,
экономические явления и процессы,
сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного
регулирования экономики и
характеризовать роль государства в
регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в
экономике;
• анализировать несложные
статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию
об экономической жизни общества
из адаптированных источников
различного типа;
• формулировать и аргументировать
собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
• распознавать на основе
приведённых данных основные
экономические системы и
экономические явления, сравнивать
их;

• выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
• наблюдать и
интерпретировать явления
и события, происходящие
в социальной жизни, с
опорой на экономические
знания;
• характеризовать
тенденции экономических
изменений в нашем
обществе;
• анализировать с позиций
обществознания
сложившиеся практики и
модели поведения
потребителя;
• решать познавательные
задачи в рамках
изученного материала,
отражающие типичные
ситуации в экономической
сфере деятельности
человека;
• выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
• осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в

Сфера духовной
культуры

Сфера духовной
жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор –
это ответственность
Образование

обществе. (ускорение
общественного развития).
Использовать элементы
причинно-следственного анализа
при характеристике глобальных
проблем.
Раскрывать на конкретных
примерах смысл понятия
«индивидуальность».
Использовать элементы
причинно-следственного анализа
при характеристике социальных
параметров личности. Выявлять
и сравнивать признаки,
характеризующие человека как
индивида, индивидуальность и
личность. Описывать агенты
социализации, оказывающие
влияние на личность.
Исследовать несложные
практические ситуации, в
которых проявляются различные
качества личности, ее
мировоззрение, жизненные
ценности и ориентиры.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Определять сущностные
характеристики понятия
«культура». Различать и
описывать явления духовной
культуры. Находить и извлекать
социальную информацию о
достижениях и проблемах

• характеризовать поведение
производителя и потребителя как
основных участников
экономической деятельности;
• применять полученные знания для
характеристики экономики семьи;
• характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
описывать полномочия и
компетенцию различных органов
государственной власти и
управления;
• правильно определять инстанцию
(государственный орган), в который
следует обратиться для разрешения
той или типичной социальной
ситуации;
• сравнивать различные типы
политических режимов,
обосновывать преимущества
демократического политического
устройства;
• описывать основные признаки
любого государства,
конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты
избирательной системы в нашем
обществе, основные проявления
роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке
политической информации.
• на основе полученных знаний о
правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях
и осуществлять на практике модель

укреплении нашего
государства;
• соотносить различные
оценки политических
событий и процессов и
делать обоснованные
выводы.
• оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
• осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами;
• использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю.

Наука в современном
обществе
Религия как одна из
форм культуры
Практикум по теме
«Сфера духовной
культуры»

культуры из адаптированных
источников. Характеризовать
духовные ценности российского
народа. Выражать свое
отношение к тенденциям в
культурном развитии.
Объяснять роль морали в жизни
общества. Характеризовать
основные принципы морали.
Характеризовать моральную
сторону различных социальных
ситуаций. Использовать
элементы причинноследственного анализа для
объяснения влияния моральных
устоев на развитие общества и
человека.
Осуществлять рефлексию своих
нравственных ценностей.
Приводить примеры морального
выбора. Давать нравственные
оценки собственным поступкам,
поведению других людей.
Оценивать значение образования
в информационном обществе.
Извлекать информацию о
тенденциях в развитии
образования из различных
источников. Характеризовать с
опорой на примеры
современную образовательную
политику РФ. Обосновывать
свое отношение к непрерывному
образованию.
Характеризовать науку как
особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли

правомерного социального
поведения, основанного на уважении
к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать
примерами установленные законом
права собственности; права и
обязанности супругов, родителей и
детей; права, обязанности и
ответственность работника и
работодателя; предусмотренные
гражданским правом Российской
Федерации механизмы защиты прав
собственности и разрешения
гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные
практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки
правонарушения, проступка,
преступления;
• объяснять на конкретных примерах
особенности правового положения и
юридической ответственности
несовершеннолетних;
• характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
описывать полномочия и
компетенцию различных органов
государственной власти и
управления;

Социальная сфера Социальная
структура общества
Социальные статусы
и роли
Нации и
межнациональные
отношения
Отклоняющееся
поведение
Практикум по теме
«Социальная сфера»

науки в современном обществе.
Определять сущностные
характеристики религии и ее
роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение
веротерпимости. Раскрывать
сущность свободы совести.
Оценивать свое отношение к
религии и атеизму.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников. Уметь
применять нравственные нормы
к анализу и оценке социальных
ситуаций.
Выявлять и различать различные
социальные общности и группы.
Раскрывать причины
социального неравенства.
Приводить примеры различных
видов социальной мобильности.
Характеризовать причины
социальных конфликтов,
используя межпредметные связи,
материалы СМИ; показывать
пути их разрешения. Находить и
извлекать социальную
информацию о структуре
общества и направлениях ее
изменения из адаптированных
источников различного типа.
Называть позиции,
определяющие статус личности.
Различать предписанные и
достигаемый статус. Раскрывать

и иллюстрировать примерами
ролевой репертуар личности.
Объяснять причины ролевых
различий по гендерному
признаку, показывать их
появление ив различных
социальных ситуациях.
Описывать основные
социальные роли старших
подростков. Характеризовать
межпоколенческие отношения в
современном обществе.
Выражать собственное
отношение к проблеме
нарастания разрыва между
поколениями.
Знать и правильно использовать
в предлагаемом контексте
понятия «этнос», «нация»,
«национальность».
Конкретизировать примерами из
прошлого и современности
значение общего исторического
прошлого, традиций в сплочении
народа. Характеризовать
противоречивость
межнациональных отношений в
современном мире. Объяснять
причины возникновения
межнациональных конфликтов и
характеризовать возможные пути
их разрешения.
Объяснять причины
отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Оценивать

Экономика

социальное значение здорового
образа жизни.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Экономика и ее роль
Раскрывать роль экономики в
в жизни общества
жизни общества. Объяснять
Главные вопросы
проблему ограниченности
экономики
экономических ресурсов.
Собственность
Различать свободные и
Рыночная экономика экономические блага. Приводить
Производство –
примеры принятия решения на
основа экономики
основе экономического выбора.
Предпринимательская Описывать и иллюстрировать
деятельность
примерами решения основных
Роль государства в
вопросов участниками
экономике.
экономики. Различать и
Распределение
сопоставлять основные типы
доходов
экономических систем.
Потребление
Характеризовать способы
Инфляция и семейная координации хозяйственной
экономика
жизни в различных
Безработица, ее
экономических системах.
причины и
Объяснять смысл понятия
последствия
«собственность».
Мировое хозяйство и Характеризовать и
международная
конкретизировать примерами
торговля
формы собственности. Называть
Практикум по теме
основания для приобретения
«Экономика»
права собственности.
Заключительный урок Анализировать несложные
практические ситуации,
связанные с реализацией и
защитой прав собственности.
Характеризовать рыночное

хозяйство как один из способов
организации экономической
жизни. Характеризовать условия
функционирования рыночной
экономической системы.
Описывать действие рыночного
механизма формирования цен на
товары и услуги. Формулировать
собственное мнение о роли
рыночного механизма
регулирования экономики в
жизни общества.
Объяснять решающую роль
производства как источника
экономических благ. Различать
товары и услуги как результат
производства. Называть и
иллюстрировать примерами
факторы производства. Находить
и извлекать социальную
информацию о производстве из
адаптированных источников.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с использованием
различных способов повышения
эффективности производства.
Описывать социальноэкономическую роль и функции
предпринимательства.
Сравнивать различные
организационно-правовые
формы предпринимательской
деятельности. Объяснять
преимущества и недостатки
малого бизнеса. Выражать
собственное отношение к

проблеме соблюдения моральноэтических норм в
предпринимательстве.
Оценивать возможности своего
участия в предпринимательской
деятельности.
Характеризовать экономические
функции государства. Описывать
различные формы
вмешательства государства в
рыночные отношения. Различать
прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия
«государственный бюджет».
Приводить примеры
государственной политики
регулирования доходов и
расходов.
Называть основные источники
доходов граждан. Раскрывать
причины неравенства доходов
населения. Объяснять
необходимость
перераспределения доходов.
Иллюстрировать примерами
государственные меры
социальной поддержки
населения.
Описывать закономерность
изменения потребительских
расходов семьи в зависимости от
доходов. Характеризовать виды
страховых услуг,
предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры
защиты прав потребителей.
Различать номинальные и

реальные доходы граждан.
показывать влияние инфляции на
реальные доходы и уровень
жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами
формы сбережения граждан.
Объяснять связь семейной
экономики с инфляционными
процессами в стране. Оценивать
способы использования
сбережений своей семьи с точки
зрения экономической
рациональности.
Характеризовать роль банков в
сохранении и приумножении
доходов населения.
Характеризовать безработицу
как закономерное явление
рыночной экономики. Называть
и описывать причины
безработицы. Различать
экономические и социальные
последствия безработицы.
Объяснять роль государства в
обеспечении занятости.
Оценивать собственные
возможности на рынке труда.
Характеризовать причины
формирования мирового
хозяйства. Описывать реальные
связи между участниками
международных экономических
отношений. Характеризовать
влияние международной
политики на развитие мирового
хозяйства. Объяснять и
конкретизировать примерами

направления внешнеторговой
политики государства.
Раскрывать смысл понятия
«обменный валютный курс»
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Провести диагностику
результатов обучения в 8 классе.
Подвести итоги учебной работы
за год. Наметить перспективы
обучения в 9 классе.
9 класс (34 часа)
Тема
(тематический
раздел)
Вводный урок

Политика

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Планируемые результаты
Ученик
получит
возможность научиться
• находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера,
полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать
полученные данные; применять
полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Ученик научится

1час

Политика и власть
Практикум по теме
«Политика»
Практикум по теме

Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться с основным
содержанием курса 8 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и
навыков в процессе учебной
деятельности. Определить
основные требования к
результатам обучения и
критерии успешной работы
учащихся.
Характеризовать власть и
политику как социальные
явления
Систематизировать наиболее

получать социальную информацию об
экономической жизни общества из
адаптированных источников
различного типа;
• формулировать и аргументировать
собственные суждения, касающиеся

«Политика»

часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Уметь объяснять явления и
процессы социальной
действительности с опорой на
изученные понятия. Находить
нужную социальную
информацию, адекватно ее
воспринимать, применяя
основные обществоведческие
термины и понятия,
преобразовывать в
соответствии с решаемой
задачей. Анализировать
реальные социальные
ситуации. Выбирать
адекватные способы
деятельности. Уметь
выполнять познавательные и
практические задания, в том
числе с использованием
проектной деятельности.

отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и
социальный опыт.
Объяснять смысл понятия «право на
образование». Различать право на
образование применительно к
основной и полной средней школе.
Объяснять взаимосвязь права на
образование и обязанности получить
образовани
. • находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера,
полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать
полученные данные; применять
полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
распознавать на основе приведённых
данных основные экономические
системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного
регулирования экономики и
характеризовать роль государства в
регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в
экономике;
• анализировать несложные
статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;

Гражданин
государство

и Основы
конституционного
строя. Права и
свободы человека и
гражданина. Высшие
органы
государственной
власти. Россия
федеративное
государство.
Судебная система РФ.
Правоохранительные
органы.

Конституция как основной
закон государства. Признаки и
особенности Конституции как
основного закона страны
Понятие основ
конституционного строя.
Формы правления,
государственного устройства.
Гражданин - человек,
имеющий права. Конституция
РФ. Конституция США.
Декларация независимости.
Декларация прав человека и
гражданина. Обеспечение прав
и свобод человека и
гражданина.
Правоохранительные органы
государства. Понятие
правоохранительных органов.
Судебные органы страны.
Конституционный суд РФ,
Высший Арбитражный суд,
верховный суд РФ. Роль суда
присяжных заседателей в
системе правосудия. Органы
прокуратуры, их компетенция
и назначение. Органы
внутренних дел. Нотариат.
Адвокатура и ее функции

Научатся анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы. Высказывать собственную
точку зрения и уметь его
обосновывать.
Научатся анализировать, делать
выводы, отвечать на
вопросы. Высказывать собственную
точку зрения и уметь его
обосновывать.

понять что конституция:
- обладает высшей
юридической силой.
- провозглашает основные
права и свободы человека и
гражданина. Высказывать
собственную точку зрения
и уметь его обосновывать.

Основы
российского
законодательства

Роль права в жизни
общества и
государства
Правоотношения и
субъекты права
Правонарушения и
юридическая
ответственность
Правоохранительные
органы
Конституция
Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя РФ.
Конституция
Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя РФ.
Права и свободы
человека и
гражданина
Права и свободы
человека и
гражданина
Гражданские
правоотношения
Право на труд.
Трудовые
правоотношения
Семейные
правоотношения
Административные
правоотношения
Уголовно-правовые
отношения

Объяснять, почему закон
является нормативным актом
высшей юридической силы.
Сопоставлять позитивное и
естественное право.
Характеризовать основные
элементы системы
российского законодательства.
Раскрывать смысл понятия
«правоотношение»,
показывать на примерах
отличия правоотношений от
других видов социальных
отношений. Раскрывать смысл
понятий «субъективные
юридические права» и
«юридические обязанности
участников правоотношений».
Объяснять причину
субъективности прав и
юридического закрепления
обязанностей участников
правоотношений. Раскрывать
смысл понятий
«дееспособность» и
«правоспособность».
Раскрывать особенности
возникновения
правоспособности и
дееспособности у физических
и юридических лиц.
Объяснять причины этих
различий. Называть основания
возникновения
правоотношений.
Различать правонарушение и
правомерное поведение.

• получать социальную информацию
об экономической жизни общества из
адаптированных источников
различного типа;

Социальные права
Международноправовая защита
вооруженных
конфликтов
Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования
Практикум по теме
«Право»
Практикум по теме
«Право»
Заключительный урок

Называть основные виды и
признаки правонарушений.
Характеризовать
юридическую ответственность
в качестве критерия
правомерного поведения.
Объяснять смысл презумпции
невиновности.
Называть основные
правоохранительные органы
РФ. Различать сферы
деятельности
правоохранительных органов
и судебной системы.
Приводить примеры
деятельности
правоохранительных органов.
Характеризовать Конституцию
РФ как закон высшей
юридической силы. Приводить
конкретные примеры с опорой
на текст Конституции РФ,
подтверждающие ее высшую
юридическую силу. Называть
главные задачи Конституции.
Объяснять, какие принципы
правового государства
отражены в статьях 2, 10, 15,
17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы
федерального устройства РФ.
Проводить различия между
статусом человека и статусом
гражданина.
Объяснять смысл понятия
«права человека». Объяснять,

почему Всеобщая декларация
прав человека не является
юридическим документом.
Классифицировать права и
свободы (приводить примеры
различных групп прав).
Характеризовать особенности
гражданских правовых
отношений. Называть виды и
приводить примеры
гражданских договоров.
Раскрывать особенности
гражданской дееспособности
несовершеннолетних.
Находить и извлекать
информацию о правах
потребителя,
предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры
защиты прав потребителей.
Называть основные
юридические гарантии права
на свободный труд.
Характеризовать особенности
трудовых правоотношений.
Объяснять роль трудового
договора в отношениях между
работниками и
работодателями. Раскрывать
особенности положения
несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях.
Объяснять условия
заключения и расторжения
брак. Приводить примеры
прав и обязанностей супругов,

родителей и детей. Находить
информацию о семейных
правоотношениях и извлекать
ее из адаптированных
источников различного типа.
Определять сферу
общественных отношений,
регулируемых
административным правом.
Характеризовать субъектов
административных
правоотношений. Указывать
основные признаки
административного
правонарушения.
Характеризовать значение
административных наказаний.
Характеризовать особенности
уголовного права и уголовноправовых отношений.
Указывать объекты уголовноправовых отношений.
Перечислять важнейшие
признаки преступления.
Отличать необходимую
оборону от самосуда.
Характеризовать специфику
уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Называть основные
социальные права человека.
Раскрывать понятие
«социальное государство». На
конкретных примерах
иллюстрировать основные
направления социальной
политики нашего государства.

Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать основные
нормы, направленные на
защиту раненых,
военнопленных, мирного
населения. Указывать методы
и средства ведения войны,
которые запрещены.
Оценивать необходимость и
значение международноправовой защиты жертв
войны. Объяснять значение
международного
гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия
«военное преступление»
Объяснять смысл понятия
«право на образование».
Различать право на
образование применительно к
основной и полной средней
школе. Объяснять взаимосвязь
права на образование и
обязанности получить
образование.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Определять собственное
отношение к реалиям
социально-правовой
деятельности. Формировать
знания о ключевых правовых
понятиях, нормах, понимание

их роли как решающих
регуляторов жизни человека и
общества.
Уметь применять эти знания к
анализу и оценке реальных
социальных ситуаций.
Осознанно строить
высказывания, слушать и
вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении.
Провести диагностику
результатов обучения в 9
классе. Подвести итоги
учебной работы за год.
Содержание учебного предмета, курса
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ЧАСОВ)
1.Человек в социальном измерении (18 часов)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные роли личности.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное поведение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от
рождения.
2.Ближайшее социальное окружение – 9 часов
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ЧАСОВ)

3. Общество – большой дом человечества (12 часов)
Что связывает людей в общество. Устройство и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
4. Общество, в котором мы живем (15 часов)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI века.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя РФ. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит
сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ЧАСОВ).
5. Регулирование поведения людей в обществе (18 часов).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные
чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция РФ – Основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным
богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.
6. Основы российского законодательства (9 часов).
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних
в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ЧАСОВ)
7. Мир экономики (12 часов).
Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и ее формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI века. Причины безработицы. Роль государства в
обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
8. Человек в экономических отношениях (6 часов).
Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
9. Мир социальных отношений. (9 часов).
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие
социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.
Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость», «равенство». Средний класс и его
место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика современного Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ЧАСОВ).
10. Политическая жизнь общества (16 часов).
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство РФ.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Глобализация и ее противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 часов).
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
12. Человек в меняющемся обществе (3 часа).
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир
современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5

Глава
Человек
Семья
Школа
Труд
Родина
Итого

Количество часов
3
3
2
3
6
17 часов

Глава
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни.
Итого

Количество часов
12
9
13
34 часов

6 класс
№
1
2
3

7 класс
№
1
2
3
4

Глава
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях
Человек и природа
Итоговое повторение
Итого

Количество часов
12
13
5
4
34 часов

8 класс
№
1
2
3
4

Глава

Количество часов
6
9
6
13
34 часов

Глава

Количество часов
10
8
16
34 часов

Личность и общество
Личность и общество
Социальная сфера
Экономика
Итого

9 класс
№
1
2
3

Политика
Гражданин и государство
Основы российского законодательства
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».