РП_обществознание 10-11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г. /
Протокол № 1
от «03» 09. 2021 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021 г.
Директор:
______________________
/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание» для 10-11 класса
по ФГОС СОО

Составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования второго
поколения, с учетом примерной программы для
общеобразовательных учреждений на основе рабочей
программы: Обществознание.
Рабочие программы к предметной линии учебников
О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой 10-11 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений
/ – М.: Просвещение, 2020.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию для 10 - 11 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) «Обществознание» в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий
для среднего общего образования.
Программа курса «Обществознание» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой главы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания для
обучающихся среднего общего образования отводится для 10 -11 классов всего 136 часов, в том числе 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
Авторы: О.А. Котова, Т.Е. Лискова.
Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
Содержание по ФГОС
раздел)
Общество как совместная
Человек
жизнедеятельность людей. Общество и
природа. Общество и культура. Науки об
обществе.
Структура общества. Особенности
социальной системы. Общество как
сложная динамичная система.
Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной
сфер жизни общества. Социальные
институты.
Многовариантность общественного
развития. Целостность и
противоречивость современного мира.
Проблема общественного прогресса.
Природа человека. Человек как продукт

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
самостоятельно
Выделять черты социальной
Характеризовать
определять цели
сущности человека;
общество как целостную
деятельности и
– определять роль духовных
развивающуюся
составлять планы
ценностей в обществе;
(динамическую) систему
деятельности;
– распознавать формы культуры
в единстве и
самостоятельно
по их признакам, иллюстрировать взаимодействии его
осуществлять,
их примерами;
основных сфер и
контролировать и
– различать виды искусства;
институтов;
корректировать
– соотносить поступки и
– выявлять,
деятельность;
отношения с принятыми нормами анализировать,
использовать все
морали;
систематизировать и
возможные ресурсы для – выявлять сущностные
оценивать информацию,
достижения
характеристики религии и ее роль иллюстрирующую
поставленных целей и
в культурной жизни;
многообразие и
реализации планов
– выявлять роль агентов
противоречивость
деятельности; выбирать социализации на основных этапах социального развития; –
Основные виды
деятельности

биологической, социальной и
культурной эволюции.
Деятельность как способ существования
людей. Основные характеристики
деятельности. Структура деятельности и
ее мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира:
чувственное и рациональное, истинное и
ложное. Истина и ее критерии.
Многообразие форм человеческого
знания. Социальное и гуманитарное
знание. Познание и коммуникативная
деятельность.
Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Выбор в
условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация
как явление современности.
Современное информационное
пространство. Глобальная
информационная экономика. Социальнополитическое измерение
информационного общества.
Глобальная угроза международного
терроризма.
Проектная деятельность. Обобщение.
Контрольная работа.

Общество и
социальные
отношения

Социальная структура общества.
Социальные нормы и отклоняющееся
поведение. Нация и национальные
отношения. Семья и быт. Гендер –
социальный пол. Молодежь в

успешные стратегии в
различных ситуациях;
 умении продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности,
учитывать позиции
других участников
деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
 владении навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем; способность и
готовность к
самостоятельному
поиску методов
решения практических
задач, применению
различных методов
познания;
 готовности и
способности к
самостоятельной
информационно познавательной
деятельности, умении
ориентироваться в
различных источниках
информации,

социализации индивида;
– раскрывать связь между
мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности,
приводить примеры основных
видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели,
средства и результаты
деятельности;
– анализировать различные
ситуации свободного выбора,
выявлять его основания и
последствия; – различать формы
чувственного и рационального
познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного
познания; – различать абсолютную
и относительную истины; –
иллюстрировать конкретными
примерами роль мировоззрения в
жизни человека; – выявлять связь
науки и образования,
анализировать факты социальной
действительности в контексте
возрастания роли образования и
науки в современном обществе; –
выражать и аргументировать
собственное отношение к роли
образования и самообразования в
жизни человека. Общество как
сложная динамическая система.
Выделять причины социального
неравенства в истории и
современном обществе;
высказывать обоснованное
суждение о факторах,

приводить примеры
прогрессивных и
регрессивных
общественных
изменений,
аргументировать свои
суждения, выводы;
– формулировать
собственные суждения о
сущности, причинах и
последствиях
глобализации;
иллюстрировать
проявления различных
глобальных проблем.

современном обществе.
Демографическая ситуация в
современной России.
Повторение темы «Социальная сфера»
Контрольная работа по теме
«Социальная сфера»
Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Выбор в
условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ.
Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации
в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное
сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая
идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие
форм политического поведения.
Современный терроризм, его опасность.
Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее
формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология
лидерства. Лидеры и ведомые.

критически оценивать и
интерпретировать
информацию,
получаемую из
различных источников;
 умении использовать
средства
информационных и
коммуникационных
технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач
с соблюдением
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
 умении определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
 умении
самостоятельно
оценивать и принимать
решения,
определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных
ценностей;
 владении языковыми
средствами - умении
ясно, логично и точно
излагать свою точку
зрения, использовать

обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
современных условиях;
анализировать ситуации,
связанные с различными
способами разрешения
социальных конфликтов;
выражать собственное
отношение к различным способам
разрешения социальных
конфликтов;
толерантно вести себя по
отношению к людям,
относящимся к различным
этническим общностям и
религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в
современном мире;
находить и анализировать
социальную информацию о
тенденциях развития семьи в
современном обществе;
выявлять существенные
параметры демографической
ситуации в России на основе
анализа данных переписи
населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и
последствия отклоняющегося
поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося
поведения;
анализировать численность
населения и динамику ее
изменений в мире и в России.

Рыночное
регулирование
экономики
Экономика и экономическая наука. Что
изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность.
Измерители экономической
деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.
Факторы экономического роста.
Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры.
Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и
предложения. Фондовый рынок. Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы
производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки.
Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационноправовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники
финансирования бизнеса. Основные
принципы менеджмента. Основы
маркетинга.

адекватные языковые
средства;
 владении навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых действий
и мыслительных
процессов, их
результатов и
оснований, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.
Предметными
результатами освоения
выпускниками средней
школы содержания
программы по
обществознанию
являются:
 сформированность
знаний об обществе как
целостной
развивающейся системе
в единстве и
взаимодействии его
основных сфер и
институтов;
 владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук;
 владение умениями
выявлять причинноследственные,
функциональные,

Раскрывать взаимосвязь
экономики с другими сферами
жизни общества;
конкретизировать примерами
основные факторы производства и
факторные доходы;
объяснять механизм свободного
ценообразования, приводить
примеры действия законов спроса
и предложения;
оценивать влияние
конкуренции и монополии на
экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную
информацию из источников
различного типа о тенденциях
развития современной рыночной
экономики;
различать экономические и
бухгалтерские издержки;
приводить примеры
постоянных и переменных
издержек производства;
различать деятельность
различных финансовых
институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального
банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
различать формы, виды
проявления инфляции, оценивать
последствия инфляции для
экономики в целом и для
различных социальных групп;
выделять объекты спроса и

Выделять и
формулировать
характерные
особенности рыночных
структур;
выявлять
противоречия рынка;
раскрывать роль и
место фондового рынка в
рыночных структурах;
раскрывать
возможности
финансирования малых и
крупных фирм;
обосновывать выбор
форм бизнеса в
конкретных ситуациях;
различать источники
финансирования малых и
крупных предприятий;
определять
практическое назначение
основных функций
менеджмента;
определять место
маркетинга в
деятельности
организации;
применять
полученные знания для
выполнения социальных
ролей работника и
производителя;
оценивать свои
возможности
трудоустройства в
условиях рынка труда;

иерархические и другие
связи социальных
объектов и процессов;
 сформированность
представлений об
основных тенденциях и
возможных
перспективах развития
мирового сообщества в
глобальном мире;
 сформированность
представлений о
методах познания
социальных явлений и
процессов;
 владение умениями
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
 сформированность
навыков оценивания
социальной
информации, умений
поиска информации в
источниках различного
типа для
реконструкции
недостающих звеньев с
целью объяснения и
оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного
развития.
Государство и
экономика

Роль государства в экономике.
Общественные блага. Внешние эффекты.

предложения на рынке труда,
описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины
безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные
суждения о направлениях
государственной политики в
области занятости;
объяснять поведение
собственника, работника,
потребителя с точки зрения
экономической рациональности,
анализировать собственное
потребительское поведение;
анализировать практические
ситуации, связанные с
реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия
государства в регулировании
рыночной экономики;
высказывать обоснованные
суждения о различных
направлениях экономической
политики государства и ее
влиянии на экономическую жизнь
общества;
различать важнейшие
измерители экономической
деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой
национальный продукт), ВВП
(валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути
достижения экономического
роста.

раскрывать фазы
экономического цикла;
высказывать
аргументированные
суждения о
противоречивом влиянии
процессов глобализации
на различные стороны
мирового хозяйства и
национальных экономик;
давать оценку
противоречивым
последствиям
экономической
глобализации;
извлекать информацию
из различных
источников для анализа
тенденций
общемирового
экономического
развития,
экономического
развития России.

Госбюджет. Государственный долг.
Основы денежной и бюджетной
политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Бюджетная система Российской
Федерации. Формирование бюджета в
Российской Федерации. Муниципальные
органы власти: формирование местного
бюджета и расходные статьи.
Возможности участия граждан в этом
процессе.
Банковская система. Роль центрального
банка. Основные операции
коммерческих банков. Финансовые
институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Кредитование:
его роль в современной экономике
государств, фирм и домохозяйств.
Плюсы и минусы (риски) кредитования
граждан.
Рынок труда. Безработица. Причины и
экономические последствия
безработицы. Государственная политика
в области занятости.
Мировая экономика. Государственная
политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы
экономики.
Экономика потребителя. Электронные
деньги. Сбережения, страхование.
Доходы и расходы; навыки
планирования. Защита прав потребителя.
Экономика производителя. Рациональное
экономическое поведение потребителя и
производителя.
Политическая

Политика и власть. Политическая

Выделять субъектов

Выделять причины

жизнь
общества

система. Гражданское общество и
правовое государство. Демократические
выборы. Политические партии и
партийные системы. Политическая элита
и политическое лидерство. Политическое
сознание. Политическое поведение.
Политический процесс и культура
политического участия.
Повторение по теме «Политическая
жизнь общества»
Контрольная работа по теме
«Политическая жизнь общества»
Гуманистическая роль естественного
права. Тоталитарное правопонимание.
Развитие норм естественного права.

политической деятельности и
объекты политического
воздействия;
различать политическую власть
и другие виды власти;
устанавливать связи между
социальными интересами, целями
и методами политической
деятельности;
высказывать
аргументированные суждения о
соотношении средств и целей в
политике;
раскрывать роль и функции
политической системы;
характеризовать государство
как центральный институт
политической системы;
различать типы политических
режимов, давать оценку роли
политических режимов различных
типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать
информацию о сущности
(ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии)
демократии;
характеризовать
демократическую избирательную
систему;
различать мажоритарную,
пропорциональную, смешанную
избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь
правового государства и
гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл

социального неравенства
в истории и современном
обществе;
высказывать
обоснованное суждение
о факторах,
обеспечивающих
успешность
самореализации
молодежи в
современных условиях;
анализировать
ситуации, связанные с
различными способами
разрешения социальных
конфликтов;
выражать собственное
отношение к различным
способам разрешения
социальных конфликтов;
толерантно вести себя
по отношению к людям,
относящимся к
различным этническим
общностям и
религиозным
конфессиям; оценивать
роль толерантности в
современном мире;
находить и
анализировать
социальную
информацию о
тенденциях развития
семьи в современном
обществе;
выявлять

Духовная
жизнь

Понятие «духовная культура».
Культурные ценности и нормы.
Институты культуры. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и
элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо.
Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни
человека. Мораль и религия. Мораль, ее
категории. Религия, ее роль в жизни
общества. Нравственная культура.

правового государства;
определять роль политической
элиты и политического лидера в
современном обществе;
конкретизировать примерами
роль политической идеологии;
раскрывать на примерах
функционирование различных
партийных систем;
формулировать суждение о
значении многопартийности и
идеологического плюрализма в
современном обществе;
оценивать роль СМИ в
современной политической жизни;
иллюстрировать примерами
основные этапы политического
процесса;
различать и приводить примеры
непосредственного и
опосредованного политического
участия, высказывать
обоснованное суждение о
значении участия граждан в
политике.
определять, что такое массовая,
народная и элитарная культура;
что такое этикет, его
происхождение и правила; формы
и разновидности культур,
элементы культуры, проблемы
сохранения культурного наследия;
анализировать особенности
культурных ценностей и
объяснять сущность культурного
наследия.
определять, что такое наука,

существенные
параметры
демографической
ситуации в России на
основе анализа данных
переписи населения в
Российской Федерации,
давать им оценку;
выявлять причины и
последствия
отклоняющегося
поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся
знания способы
преодоления
отклоняющегося
поведения;
анализировать
численность населения и
динамику ее изменений в
мире и в России.

допускать
существование
различных точек зрения,
принимать другое
мнение и позицию,
приходить к общему
решению; задавать
вопросы; осуществлять
поиск нужной
информации, выделять
главное.
анализировать, делать

Искусство и духовная жизнь. Искусство,
его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Тенденции
духовной жизни современной России.
Характерные черты массовой культуры.
СМИ и массовая культура. Оценка
массовой культуры как общественного
явления.
Проектная деятельность. Обобщение.
Контрольная работа.

Современные подходы к пониманию
Правовое
регулирование права. Нормативный подход. Теория
общественных естественного права. Естественное право

каковы ее функции в обществе,
какие существуют учреждения
науки; что представляет собой
высшая школа, какие виды
высших учебных заведений есть в
РФ; осознанно выбирать вуз для
продолжения обучения;
разъяснять эволюцию системы
образования с древнейших времен
до наших дней; разъяснять
особенности правового статуса
ученика современной школы.
определять роль морали в жизни
человека и общества; становление
нравственного в человеке; что
такое религия, ее значение в
жизни общества; особенности и
многообразие мировых религий.
определять, что такое искусство и
как оно соотносится с
художественной культурой;
объяснять, кто является субъектом
художественной культуры;
анализировать произведение
искусства, определяя ценности,
которыми оно обладает.
Знать духовный мир человека
Уметь объяснять изученные
положения на конкретных
примерах; обосновывать
суждения, извлекать информацию
из различных источников,
участвовать в проектной
деятельности
Сравнивать правовые нормы с
другими социальными нормами;
выделять основные элементы

выводы; давать
нравственную и правовую оценку конкретных
ситуаций; осуществлять
поиск дополнительных
сведений в СМИ; отвечать на вопросы,
высказывать
собственную точку
зрения.
ориентироваться на
понимание причин
успеха в учебе;
формулировать
собственную точку
зрения; осуществлять
поиск нужной
информации, выделять
главное.
анализировать, делать
выводы; давать
нравственную и
правовую оценку
конкретных ситуаций;
осуществлять поиск
дополнительных
сведений в СМИ;
отвечать на вопросы,
высказывать
собственную точку
зрения.

Действовать в
пределах правовых норм
для успешного решения

отношений.

как юридическая реальность.
Взаимосвязь естественного и
позитивного права. Принципы,
презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и
мораль. Право в системе социальных
норм. Система права: основные отрасли,
институты, отношения. Публичное и
частное право.
Источники права. Правовые акты.
Конституция в иерархии нормативных
актов. . Законотворческий процесс в
Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения.
Виды юридической ответственности.
Система судебной защиты прав человека.
Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности
гражданина России. Воинская
обязанность Альтернативная
гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика.
Современное российское
законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского, трудового, семейного и
уголовного права. Правовая защита
природы.
Экологическое право. Право граждан на
благоприятную окружающую среду.
Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты
гражданского права. Имущественные
права. Право на интеллектуальную

системы права;
выстраивать иерархию
нормативных актов;
выделять основные стадии
законотворческого процесса в
Российской Федерации;
различать понятия «права
человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами
гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих
прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь
между правами и обязанностями
человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность
соблюдения норм экологического
права и характеризовать способы
защиты экологических прав;
раскрывать содержание
гражданских правоотношений;
применять полученные знания о
нормах гражданского права в
практических ситуациях,
прогнозируя последствия
принимаемых решений;
различать организационноправовые формы предприятий;
характеризовать порядок
рассмотрения гражданских
споров;
давать обоснованные оценки

жизненных задач в
разных сферах
общественных
отношений;
перечислять
участников
законотворческого
процесса и раскрывать
их функции;
характеризовать
механизм судебной
защиты прав человека и
гражданина в РФ;
ориентироваться в
предпринимательских
правоотношениях;
выявлять
общественную опасность
коррупции для
гражданина, общества и
государства;
применять знание
основных норм права в
ситуациях повседневной
жизни, прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
оценивать
происходящие события и
поведение людей с точки
зрения соответствия
закону;
характеризовать
основные направления
деятельности
государственных
органов по

собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных
прав.
Семейное право. Порядок и условия
заключения брака. Порядок и условия
расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключение и
расторжение трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования.
Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок
их рассмотрения. Особенности
административной юрисдикции.
Гражданский процесс: основные правила
и принципы. Особенности уголовного
процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав
человека в условиях мирного времени.
Международная защита прав человека в
условиях военного времени.
Международное гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства.
Проектная деятельность. Обобщение.
Контрольная работа.

правомерного и неправомерного
поведения субъектов семейного
права, применять знания основ
семейного права в повседневной
жизни;
находить и использовать в
повседневной жизни информацию
о правилах приема в
образовательные организации
профессионального и высшего
образования;
характеризовать условия
заключения, изменения и
расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами
виды социальной защиты и
социального обеспечения;
извлекать и анализировать
информацию по заданной теме в
адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ,
ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи
международных документов,
направленных на защиту прав
человека.

предотвращению
терроризма, раскрывать
роль СМИ и
гражданского общества в
противодействии
терроризму.

Содержание учебного предмета, курса
Человек.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности.
Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная,
массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.
Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность. Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы
и методы научного познания. Особенности социального познания.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Общество и социальные отношения.
Общество как система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Искусство, его основные функции. Религия.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок
приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные
группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности.
Межнациональные отношения этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных норм. Мораль.
Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения конфликтов.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Рыночное регулирование экономики.
Экономика как хозяйство и наука. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства
и факторные доходы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Рыночный механизм. Рыночные отношения в современной экономике. Виды и функции рынков.
Спрос. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение. Предложение, закон предложения. Экономика фирмы. Фирма в экономике.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Рациональное экономическое поведение собственника. Источники финансирования фирмы.
Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Конкуренция как элемент рыночного механизма. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика
защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Формирование рыночных цен.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Государство и экономика.
Проблемы денежного обращения. Виды, причины и последствия инфляции. Денежнокредитная (монетарная) политика. Банковская система.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовый рынок.
Финансовые институты.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Государственные финансы и налоги. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы
денежной и бюджетной политики государства.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Занятость и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Экономический рост и его измерители. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы.
Особенности современной экономики России. Тенденции экономического развития России.
Мировая экономика. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля,
экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Политическая жизнь общества.
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции.
Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.

Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений.
Политическая психология. Политическое поведение.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Духовная культура общества
Духовная культура общества. Понятие «духовной культуры». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Формы культуры. Функции
культуры.
Многообразие культур. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.
Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Виды мировоззрения. Пути формирования.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.
Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция
наук.
Образование в современном обществе. Образование как система. Виды образования.
Религия и религиозные организации. Религия в древнем и современном обществе. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный
институт.
Религия и религиозные организации в современной России. Свобода совести. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Задачи поддержания
межрелигиозного мира.
Искусство. Искусство как вид духовной деятельности человека. Что такое искусство. Функции искусства.
Структура искусства. Современное искусство. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека. Массовая культура.
Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры.
Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Правовое регулирование общественных отношений.
История и теория государства и права. Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права:
теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники
философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ»
Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность

М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I.
Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г.
Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская»
Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного,
диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой.
«Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ,
Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и
функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство.
Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая
норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав
человека. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона
России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек,
его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты
осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды
субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального
Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения
Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели.
Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в
пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Права человека
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции
невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении
своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в
экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право
участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Тематическое планирование
10 класс
№

Глава
Человек.

1
2
3
4
5

Общество и общественные отношения.
Рыночное регулирование экономики.
Государство и экономика.

Итоговые уроки
Итого

Количество часов
19
16
14
15
4
68 часов

11 класс
№
1
2
3
4
5
6

Глава
Введение
Экономика
Социальная сфера.
Политическая жизнь общества
Правовое регулирование общественных отношений
Заключительные уроки
Итого

Количество часов
1
28
7
9
21
2
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».