РП_ОБЖ 10-11 Смирнов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/Гогинова Н. А./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_________ /Черниговская Т.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
по ФГОС СОО

Составлена на основе: «ОБЖ. Сборник рабочих
программ, 10-11 класс», автор-составитель
А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников,
Москва «Просвещение», 2013 год.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по ОБЖ для 10-11 класса составлена в соответствие с положением о рабочей программе по
учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднегообщего
образования.
Программа курса «ОБЖ» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ОБЖ для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов за весь период обучения, в том числе: в10кл.-34ч., 11кл.-34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «ОБЖ10», «ОБЖ11».
Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
10 класс
Планируемые результаты
Тема (тематический раздел)

1.Основы комплексной
безопасности. (6ч)

Содержание по ФГОС

Правила поведения в
условиях вынужденной
автономии в природных
условиях. Обеспечение
личной безопасности на
дорогах. Обеспечение
личной безопасности в
криминогенных
ситуациях. Чрезвычайные
ситуации природного
характера и возможные их
последствия.
Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и

Основные виды деятельности

Характеризуют особенности
жизнедеятельности человека при
его автономном пребывании в
природной среде. Слушание и
анализ выступлений своих
одноклассников.
Обрабатывают элементы
ориентирования на местности с
помощью карты и компаса по
местным предметам.
Систематизируют знания в
области безопасности дорожного
движения. Анализ проблемных
ситуаций.

Ученик научится

Ученик получит
возможность научиться

Называть способы
ориентирования на
местности, подачи
сигналов бедствия и
другие приемы
обеспечения
безопасности в случае
автономного
существования в
природных условиях
Использовать
приобретенные навыки
безопасного поведения
и приемы самозащиты

Получит возможность
научиться и знать об
основных опасных
ситуациях,
возникающих в
повседневной жизни и
правилах поведения в
них.
Уметь: объяснить
элементарные способы
самозащиты,
применяемые в
конкретной ситуации
криминогенного

возможные их
последствия.
Рекомендации населению
по обеспечению личной
безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера.

Систематизируют информацию по
обеспечению личной безопасности
в условиях различных
криминогенных ситуаций,
вырабатывают правила личной
безопасности в повседневной
жизни. Написание рефератов и
докладов.

в зонах криминогенной
опасности
Знать и соблюдать ПДД
Знать определение
причины и последствия
ЧС природного и
техногенного характера

характера
Знать и соблюдать
ПДД
Потенциальные
опасности природного,
техногенного
происхождения,
характерные для
региона; правила
безопасного поведения
в условиях ЧС

2. Защита населения
Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера. (2ч)

Нормативно-правовая база
Российской Федерации в
области обеспечения
безопасности населения в
чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная
система предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее структура и
задачи.

Характеризуют предназначение
Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, ее
структуру и основные задачи.
Самостоятельная работа с
учебником.

Знать основные задачи
государственных служб
по защите населения и
территорий от ЧС.
Знать предназначение,
структуру и задачи
РСЧС
Знать потенциальные
опасности, характерные
для региона
проживания; правила
безопасного поведения
в условиях ЧС

Научится использовать
полученные знания для
обращения в случае
необходимости в
службы экстренной
помощи

3.Основы противодействия
терроризму и экстремизму в
Российской Федерации. (5ч)

Терроризм и
террористическая
деятельность, их цели и
последствия. Факторы,
способствующие
вовлечению в
террористическую
деятельность.Экстремизм
и экстремистская
деятельность.
Ответственность за
осуществление

Выявляют и анализируют
факторы, способствующие
вовлечению молодежи в
террористическую деятельность.
Просмотр учебных фильмов.
Формируют гражданские
нравственные позиции
негативного отношения к любым
видам террористической и
экстремистской деятельности.
Работа с научно-популярной
литературой.

Знать и понимать что
представляет собой
терроризм и
террористическая
деятельность.
Знать и понимать что
представляет
экстремизм и
экстремистская
деятельность.

Научится безопасному
поведению при
террористическом акте.
Уметь формировать
свои нравственные
позиции и
антитеррористическое
поведение.

экстремистской
деятельности. Правила
безопасного поведения
при угрозе
террористического акта.
4. Основы здорового образа
жизни (8ч)

Сохранение и укрепление
здоровья-важная часть
подготовки юноши к
военной службе и
трудовой деятельности.
Основные инфекционные
заболевания, их
классификация и
профилактика. Здоровый
образ жизни.
Биологические ритмы и
их влияние на
работоспособность
человека. Значение
двигательной активности
и физической культуры
для здоровья человека.
Вредные привычки, их
влияние на здоровье.
Профилактика вредных
привычек.

Характеризуют здоровый образ
жизни, как индивидуальную
систему поведения человека.
Слушание объяснений учителя.
Определяют основные факторы,
влияющие на здоровье.
Систематизируют основные
составляющие здорового образа
жизни. Объяснение наблюдаемых
явлений.
Анализируют свое поведение в
повседневной жизни и оценивают,
в какой мере оно соответствует
нормам ЗОЖ.
Формируют негативное
отношение к курению,
употреблению алкоголя и
наркотиков, другим
психоактивным веществам как
факторам, оказывающим пагубное
влияние на здоровье. Просмотр
учебных фильмов.

5. Основы обороны
государства (8ч)

Гражданская оборонасоставная часть
обороноспособности
страны. Основные виды
оружия и их поражающие
факторы. Оповещение и
информирование
населения о

Уясняют сущность гражданской
обороны как системы
мероприятий по подготовке к
защите и по защите населения.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Осваивают систему оповещения
населения в ЧС мирного и

Знать основные
составляющие
здорового образа жизни
и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности.
Знать основные
принципы
классификации
инфекционных
заболеваний.

Научится использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни.

Научатся использовать
полученные знания и
умения для
обеспечения личной
безопасности.
Будут уметь
предвидеть
потенциальные

6.Основы военной службы.
(5ч)

чрезвычайных ситуациях
мирного и военного
времени. Инженерная
защита населения от
чрезвычайных ситуаций
мирного и военного
времени. Средства
индивидуальной защиты.
История создания
Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Памяти поколений-дни
воинской славы России.
Состав Вооруженных Сил
Российской Федерации.

военного времени.
Классифицируют виды
инженерных защитных
сооружений по их
предназначению.
Программирование.
Формируют умения в
использовании защитных
ситуаций.
Используют средства
индивидуальной защиты (СИЗ).
Работа на практике СИЗ.
Характеризуют основные этапы
становления Вооруженных Сил
России и их основное
предназначение в современных
условиях. Систематизация
учебного материала.

Размещение
военнослужащих.
Распределение времени и
повседневный порядок.
Суточный наряд, общие
положения. Организация
караульной службы.
Назначение и боевые
свойства автомата
Калашникова.

Формируют убеждение в
необходимости соблюдать нормы
здорового образа жизни каждым
военнослужащим.
Характеризуют условия
размещения в повседневной жизни
военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву.
Сборка и разборка АК-47.

опасности и правильно
действовать в случае
их поступления.
Уметь действовать в
ЧС.

Владеть навыками
осуществления
осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе.
Знать назначение и
боевые свойства АК-74.

Научатся уметь
отстаивать свою
гражданскую позицию,
формировать свои
мировоззренческие
взгляды.
Использовать
приобретенные знания
для развития в себе
качеств, необходимых
для военной службы.
Уметь разбирать и
собирать АК-47.

Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
11 класс
Тема (тематический
раздел)

Планируемые результаты
Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

1.Основы комплексной
безопасности. (3ч)

Пожарная безопасность. Права и
обязанности граждан в области
пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности
на водоемах. Обеспечение личной
безопасности в различных
бытовых ситуациях.

2. Основы
противодействия
терроризму и
экстремизму в
Российской Федерации.
(2ч)

3. Основы здорового
образа жизни (5ч)

Ученик научится

Ученик получит
возможность научиться

Систематизируют знания по
обеспечению пожарной
безопасности в повседневной
жизни. Работа с раздаточным
материалом. Уясняют основные
права и обязанности граждан
Российской Федерации в области
пожарной безопасности.
Самостоятельная работа с
учебником. Отрабатывают
правила безопасного поведения
на водоемах в различное время
года. Выполнение работ
практикума.

Знать правила и
безопасный
алгоритм действий
при возникновении
пожара.
Знать права и
обязанности
граждан в области
пожарной
безопасности.

Научатся
себя
обезопасить от травм в
быту, знать правила
личной
безопасности
при
пожаре,
безопасного
нахождения
на
водоемах.

Национальный
антитеррористический комитет
(НАК), его предназначение,
структура и задачи. Правовой
режим контртеррористической
операции.

Характеризуют основные
положения
антитеррористического комитета
НАК. Работа с научнопопулярной литературой. Отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам.
Формируют последовательность
своих действий при угрозе
террористического акта для
минимизации его последствий.
Систематизация учебного
материала.

Знать состав и
предназначение
НАК.
Знать как могут
быть использованы
ВС РФ против
терроризма внутри
страны и за ее
пределами.

Будут знать при каких
случаях
вводится
правовой
режим
контртеррористической
операции.

Нравственность и здоровый образ
жизни. Инфекции, передаваемые

Характеризуют здоровый образ
жизни как индивидуальную

Знать об основах
личной гигиены; об

Уметь
использовать
приобретенные знания

4. Основы медицинских
знаний и оказание
первой помощи. (5ч)

половым путем. Меры их
профилактики. Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе. Меры
профилактики ВИЧ-инфекции.
Семья в современном обществе.
Законодательство и семья.

систему поведения человека.
Слушание и анализ выступлений
своих одноклассников.
Определяют основные факторы,
влияющие на здоровье.
Самостоятельная работа с
учебником. Характеризуют
основные инфекционные
заболевания, причины их
возникновения и меры по их
профилактике. Просмотр
учебных фильмов. Наблюдение
за демонстрациями учителя.

уголовной
ответственности за
заражение БППП.
Знать о
профилактике
СПИДа; об
ответственности за
заражение ВИЧинфекцией.
Знать об основах
законодательства
РФ о семье.

для
самовоспитания
качеств, необходимых
для создания прочной
семьи.
Уметь
использовать
приобретенные знания
для ведения здорового
образа жизни.

Первая помощь при острой
сердечной недостаточности и
инсульте. Первая помощь при
ранениях. Правила остановки
артериального кровотечения.
Первая помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.

Усваивают основные
рекомендации по профилактике
травм опорно-двигательного
аппарата. Слушание объяснений
учителя. Формируют умение в
выполнении приемов по
остановке артериального
кровотечения. Постановка
опытов для демонстрации классу.
Самостоятельно расширяют
познания об острой сердечной
недостаточности, используя
соответствующую медицинскую
литературу ( справочники,
медицинскую энциклопедию)

Знать правила
оказания первой
помощи при
сердечной
недостаточности и
инсульте. Знать о
возможных
причинах
клинической
смерти и ее
признаках; о
приемах
проведения
искусственной
вентиляции легких
и непрямого
массажа сердца.
Знать виды ран и
правила оказания
первой помощи при
ранении, правила
наложения жгута и
давящей повязки.

Владеть
навыками
проведения
искусственной
вентиляции легких и
непрямого
массажа
сердца; оказания первой
помощи
при
кровотечениях; первой
помощи при травмах,
растяжениях.

5. Основы обороны
государства (7ч)

Основные задачи современных
Вооруженных Сил России. Боевое
знамя воинской части-символ
воинской чести, достоинства и
славы. Ордена-почетные награды
за воинские отличия и заслуги в
бою и военной службе. Военная
форма одежды. Основные понятия
о воинской обязанности.
Организация медицинского
освидетельствования граждан при
постановке их на воинский учет.
Подготовка граждан по военноучетным специальностям.

Изучают и уясняют основные
задачи Вооруженных Сил в
мирное время, в период
непосредственной угрозы
агрессии и в военное время.
Систематизация учебного
материала. Характеризуют
основные этапы становления
Вооруженных Сил России и их
основное предназначение в
современных условиях.
Написание рефератов и докладов.
Характеризуют Боевое знамя
воинской части как официальный
символ и воинскую реликвию
воинской части,
олицетворяющую ее честь,
доблесть, славу и боевые
традиции. Просмотр учебных
фильмов. Самостоятельная
работа с учебником.

Знать о традициях
ВС РФ. Знать
порядок вручения
Боевого знамени.
Знать об
обязанностях
граждан по защите
государства; о
воинской
обязанности; о
порядке
освобождения
граждан от военной
службы и
предоставлении
отсрочек.

Уметь
использовать
полученные знания при
постановке на воинский
учет. Научатся владеть
навыками
оценки
уровня
подготовленности
к
военной службе.

6.Основы военной
службы (12ч)

Правовые основы военной
службы. Общевоинские уставы.
Устав внутренней службы
Вооруженных Сил Российской
Федерации. Дисциплинарный
устав Вооруженных Сил
Российской Федерации. Устав
гарнизонной, комендантской и
караульной служб Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Строевой устав Вооруженных Сил
Российской Федерации. Основные
виды воинской деятельности.
Военнослужащий-патриот.
Основные обязанности

Формируют и объясняют общие
понятия о воинской обязанности
граждан Российской Федерации
и характеризуют ее
предназначение. Слушание и
анализ выступлений своих
товарищей.
Формируют качества, которыми
должен обладать
военнослужащий как гражданин
Российской Федерации и
защитник Отечества. Объяснение
наблюдаемых явлений.
Характеризуют основные черты
патриотизма, присущие

Знать права и
обязанности
военнослужащих;
виды
ответственности,
установленной для
военнослужащих, о
значении воинской
дисциплины.
Знать о
предназначении
общевоинских
уставов
Вооруженных Сил.
Знать текст

Уметь
использовать
полученные знания для
осознанного
самоопределения
по
отношению к военной
службе, развития в себе
качеств, необходимых
для военной службы.

военнослужащих. Порядок
приведения к Военной присяге.
Особенности военной службы по
контракту. Альтернативная
гражданская служба.

военнослужащему. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.

воинской присяги.
Знать основные
условия
прохождения
военной службы по
контракту;
требования,
предъявляемые к
гражданам,
поступающим на
военную службу по
контракту,
проходящим
альтернативную
гражданскую
службу.

Содержание учебного предмета, курса
Курс предназначен для формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их
последствиях для здоровья и жизни человека;выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности
окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения
адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся антиэкстремистского и
антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к
формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает
роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы
изложены в темах:Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайныхситуациях.Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в
повседневной жизни и правилабезопасного поведения.Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.Правила
поведения в ситуациях криминогенного характера.Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.Гражданская оборона,
основные понятия и определения, задачи Гражданскойобороны.Современные средства поражения. Их поражающие факторы и мероприятия
позащите.Ядерное, химическое, бактериологическое оружие, поражающие факторы.Мероприятия, проводимые по защите населения от
современных средств поражения.Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного имирного времени.Инженерная

защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуацийвоенного и мирного времени.Средства индивидуальной защиты.Организация
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонечрезвычайных ситуаций.Организация Гражданской обороны в
общеобразовательном учреждении.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний,их классификация и профилактика.Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.Иммунитет.
Иммунная система. Основы здорового образа жизни.
Составляющие ЗОЖ. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведениячеловека, направленная на сохранение и укрепление
здоровья.Вредные привычки, их влияние на здоровье.Основы военной службы.Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества.Боевые
традиции ВСРФ.Общевоинские уставы.Огневая подготовка.Физическая подготовка. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской
обязанности. Добровольнаяподготовка граждан к военной службе. Ответственность граждан по вопросам призыва.Прохождение военной службы
по призыву.Особенности военной службы. Правовые основы военной службы. Военная служба,военная присяга, воинские звания, военная
форма.Прохождение военной службы по контракту.Права и обязанности военнослужащих.Основы медицинских знаний и здорового образа
жизниОсновы здорового образа жизни и профилактика инфекционных заболеваний. Правилаличной гигиены. Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношенияполов. Заболевания, передаваемые половым путем. Профилактика ЗППП. Иммунная
система,иммунизация. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Основы медицинских знаний. Понятие об ОСН и инсульте
приостановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Ожоги, обморожения. Тепловой,солнечныйудар.В результате изучения курса
ОБЖ среднего общего образования учащийся должен знать:














Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,
их возможные последствия и правила личной безопасности.
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных
условиях.
Законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом.
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и
классификация.
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственную политику противодействия наркотизму.
Основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности.
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5
6

Глава
Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы обороны государства
Основы военной службы
Итого

Количество часов
6
2

Глава
Основы комплексной безопасности
Организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации.
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы обороны государства.
Основы военной службы.
Итого

Количество часов
3
2

5
8
8
5
34

11 класс
№
1
2
3
4
5
6

5
5
7
12
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».