РП_ОБЖ 10-11 2021-2022 Ким

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/Гогинова Н. А./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
по ФГОС СОО

Составлена на основе: «ОБЖ. Сборник рабочих
программ, 10-11 класс», автор-составитель С.В. Ким,
В.А. Горский, Москва «Просвещение», 2021 год.

г. Свирск 2021 год

Рабочая программа среднего общего образования по ОБЖ для 10-11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для среднего общего образования.
Программа курса «ОБЖ» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ОБЖ для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов за весь период обучения, в том числе: в 10кл.-34ч., 11кл.-34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника – С.В. Ким, В.А. Горский «ОБЖ10», «ОБЖ11».
Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
10 класс
Планируемые результаты
Тема (тематический
раздел)

1.Основы
безопасности
личности, общества,
государства.

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Ученик научится

Ученик получит
возможность научиться

Культура
безопасности
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Междисциплинарные
основы
теории
безопасности
жизнедеятельности.
Экологические
основы
безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Психологические
основы

Характеризуют
особенности
жизнедеятельности
человека
при
его
автономном
пребывании в природной среде.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
одноклассников.
Отбор
материала
из
нескольких
источников.
Просмотр
познавательных фильмов.
Обрабатывают
элементы
ориентирования на местности с
помощью карты и компаса по

Распознавать
и
анализировать
особенности
жизнедеятельности
человека
при
автономном
пребывании его в
различных
природных
условиях.
Применять
в
реальных
природных

Самостоятельно
разрабатывать
и
осуществлять
однодневный выход на
природу для отработки
элементов
ориентирования
по
местности.
Анализировать
и
обобщать
причины
дорожно-транспортных
происшествий в районе
проживания,

безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания. Права
и обязанности государства и
граждан России по обеспечению
безопасности
жизнедеятельности.
Защита
национальной
безопасности
государства от военных угроз.
Защита личности, общества,
государства
от
угроз
социального
характера.
Противодействие экстремизму.
Противодействие
терроризму,
наркотизму
в
Российской
Федерации.
Единая
государственная
система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС и
гражданской обороны по защите
населения и территорий в
чрезвычайных
ситуациях.
Защита населения и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
природного характера. Защита
населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера.
Чрезвычайные
ситуации
на
инженерных
сооружениях,
дорогах,
транспорте.
Страхование.

местным предметам.
Систематизируют знания в
области
безопасности
дорожного движения. Анализ
проблемных ситуаций.
Систематизируют информацию
по
обеспечению
личной
безопасности
в
условиях
различных
криминогенных
ситуаций,
вырабатывают
правила личной безопасности в
повседневной
жизни.
Написание
рефератов
и
докладов. Формируют общие
понятия о
терроризме и
экстремизме как социальном
явлении,
представляющем
серьезную угрозу безопасности
личности, общества.

условиях
различные способы
ориентирования на
местности.
Формировать
личное убеждение
в
необходимости
осознанно
соблюдать правила
дорожного
движения
в
повседневной
жизни.
Анализировать
различные опасные
ситуации, которые
могут возникнуть
при
пользовании
бытовыми
приборами
в
повседневной
жизни.
Самостоятельно
добывать
информацию о ЧС
природного
и
техногенного
характера,
имевших место в
регионе
проживания,
о
причинах
их
возникновения и их
последствиях.
Формировать
систему, личного

подготовить
сообщение о влиянии
человеческого фактора
на
безопасность
дорожного движения.
Обобщать
и
обрабатывать
статистику
имевших
место ЧС природного
характера в регионе
проживания
за
несколько последних
лет,
разработать
прогноз, учитывающий
вероятность
возникновения
ЧС
природного характера.
Разрабатывать
рекомендации
по
профилактике
и
минимизации
последствий
ЧС
природного характера,
наиболее
часто
случающихся
в
регионе.

безопасного
поведения
в
условиях
различных
ЧС,
если ЧС застала вас
дома, на улице, в
школе. Раскрывать
содержание
понятий о военной
угрозе
национальной
безопасности
России
и
о
национальной
обороне.
2.Военная
безопасность
государства

Защита населения и территорий
от военной опасности, оружия
массового
поражения
и
современных обычных средств
поражения. Защита населения и
территорий от радиационной
опасности.
Средства
коллективной защиты от оружия
массового поражения. Защита
населения и территорий от
биологической и экологической
опасности.
Средства
индивидуальной защиты органов
дыхания и кожи. Вооруженные
Силы Российской Федерации:
организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Воинская
обязанность и военная служба.
Права
и
обязанности

Характеризуют предназначение
Единой
государственной
системы предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций, ее структуру и
основные
задачи.
Самостоятельная
работа
с
текстом в учебнике, научнопопулярной
литературе.
Систематизация.
Просмотр
познавательных
фильмов.
Отбор материала из нескольких
источников. Слушание
и
анализ
докладов
одноклассников.

Научатся
использовать
средства
индивидуальной
защиты (СИЗ) в
условиях
чрезвычайных
ситуаций мирного
и
военного
времени. Уяснять и
обосновывать
положение о том,
что
военная
служба- это особый
вид
федеральной
государственной
службы,
которая
требует
от
военнослужащего
высокой

Научится использовать
полученные знания для
обращения в случае
необходимости
в
службы
экстренной
помощи.
Самостоятельно
подбирать материал и
готовить занятие по
теме:
«Организационные
основы
по
защите
населения
РФ
от
чрезвычайных
ситуаций».

военнослужащих.
Боевые
традиции
и
ритуалы
Вооруженных Сил Российской
Федерации.

3.Основы
медицинский знаний и
здорового образа
жизни.

профессиональной
подготовки.
Уяснять
и
обосновывать
значение строевой
подготовки в деле
обучения
и
воспитания
военнослужащих.

Медицинское
обеспечение
индивидуального
и
общественного
здоровья.
Здоровый образ жизни и его
составляющие. Инфекционные
заболевания: их особенности и
меры
их
профилактики.
Профилактика
заболеваний,
передающихся половым путем.
Первая помощь при неотложных
состояниях: закон и порядок.
Правила
оказания
первой
помощи при травмах. Первая
помощь при кровотечениях,
ранениях.
Первая
помощь:
сердечно-легочная реанимация.
Первая помощь при ушибах,
растяжении связок, вывихах,
переломах.

Просмотр учебных фильмов.
Формируют
гражданские
нравственные
позиции
негативного
отношения
к
вредным привычкам. Работа с
научно-популярной
литературой.
Слушание
учителя.
Систематизация.
Анализ
раздаточных
материалов.
Решение
различных экспериментальных
задач.

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Определять
основные
инфекционные
заболевания по их
признакам
и
проявлениям,
анализировать
причины
их
возникновения,
соблюдать
меры
профилактики.
Вырабатывать
привычку
в
ежедневном
соблюдении правил
личной
гигиены.
Последовательно
выполнять приемы
оказания
первой
помощи
в
различных
неотложных
состояниях.

Самостоятельно
анализировать
информационные
источники в области
здорового
образа
жизни, подбирать и
реализовывать
рекомендации
по
обеспечению
духовного,
физического
и
социального
благополучия.
Прогнозировать
по
характерным
признакам
возникновения
инсульта и оказывать
первую
помощь
пострадавшему
до
прибытия
скорой
помощи.

11 класс
Тема (тематический

Планируемые результаты

раздел)

1.Основы комплексной
безопасности
личности, общества,
государства

Проблемы
формирования
культуры
безопасности
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Этические
и
экологические
критерии
безопасности
современной
науки
и
технологий.
Общенаучные
методологические подходы к
изучению проблем безопасности
жизнедеятельности человека в
среде
обитания.
Основные
подходы
и
принципы
обеспечения
безопасности
объектов
в
среде
жизнедеятельности.
Основы
управления безопасностью в
системе
«человек-среда
обитания».
Обеспечение
национальной
безопасности
России.
Обеспечение
социальной, экономической и
государственной безопасности.
Меры
государства
по
противодействию
военным
угрозам,
экстремизму,
терроризму. Защита населения
и территорий в чрезвычайных
ситуациях.
Поисковоспасательная
служба
МЧС
России.
Международное
сотрудничество
России
по

Слушание учителя. Работа с
раздаточным
материалом.
Уясняют основные права и
обязанности
граждан
Российской
Федерации
в
области
экологической
безопасности. Самостоятельная
работа
с
учебником.
Выполнение работ практикума.
Анализ
раздаточных
материалов.
Выполнение
практических
работ.
Систематизация.

Ученик научится

Ученик получит
возможность научиться

Объяснять
предназначение
функциональных и
территориальных
подсистем РСЧС.
Анализировать
и
уяснять основные
направления
организации
защиты населения
Российской
Федерации от ЧС.
Формировать
последовательность
своих действий при
угрозе
террористического
акта
для
минимизации его
последствий.

Оформлять
схему,
отображающую
структуру РСЧС, ее
функциональные
и
территориальные
подсистемы.
Самостоятельно
подбирать материал и
готовить занятие по
теме
«Организационные
основы
по
защите
населения
РФ
от
чрезвычайных
ситуаций».

противодействию
военным
угрозам,
экстремизму,
терроризму.
Экстремальные
ситуации
криминогенного
характера.
Экстремизм,
терроризм
и
безопасность
человека.
Наркотизм
и
безопасность человека. Дорожнотранспортная
безопасность.
Вынужденное
автономное
существование в природных
условиях.
2.Военная
безопасность
государства.

Основные задачи Вооруженных
Сил. Правовые основы воинской
обязанности. Правовые основы
военной службы. Подготовка
граждан к военной службе:
обязательная и добровольная.
Требования
воинской
деятельности
к
личности
военнослужащего. Особенности
военной службы по призыву и
альтернативной
гражданской
службы. Военные гуманитарные
миссии России в «горячих
точках» мира. Военные операции
на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения
Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Боевая
слава
российских воинов.

Слушание учителя. Работа с
научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам.
Систематизация
учебного
материала.
Написание
докладов,
рефератов.
Выполнение упражнений по
разграничению
понятий.
Просмотр
познавательных
фильмов.

Знать состав и
предназначение
НАК.
Знать как могут
быть использованы
ВС РФ против
терроризма внутри
страны и за ее
пределами.
Формировать
личные убеждения,
качества
и
привычки, которые
способствуют
противодействию
идеологии
терроризма
и
экстремизма.
Формировать
последовательность
своих действий при
угрозе
террористического

Знают
при каких
случаях
вводится
правовой
режим
контртеррористической
операции.
Имеют
знания об основах
обороны государства, о
военной обязанности
граждан,
о
Вооруженных Силах
Российской
Федерации, о видах и
родах
Вооруженных
Силах РФ, о боевых
традициях и символах
воинской
чести
Вооруженных Сил РФ.

акта
минимизации
последствий.
3.Основы
медицинских знаний и
здорового
образа
жизни

Демографическая ситуация в
России. Культура здорового
образа жизни. Культура питания.
Культура
здорового
образа
жизни
и
репродуктивное
здоровье. Вредные привычки.
Культура движения. Медикопсихологическая помощь. Первая
помощь при ранениях. Первая
помощь
при
поражении
радиацией,
отравляющими
веществами, при химических и
термических
ожогах,
обморожении. Первая помощь
при дорожно- транспортном
происшествии. Первая помощь
при
остром
отравлении
никотином,
алкоголем,
лекарствами,
ядами,
наркотическими веществами.

Слушание
учителя.
Характеризуют здоровый образ
жизни как индивидуальную
систему поведения человека.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
одноклассников. Определяют
основные факторы, влияющие
на здоровье. Самостоятельная
работа с учебником. Просмотр
учебных фильмов. Наблюдение
за демонстрациями учителя.
Самостоятельная
работа
с
текстом в учебнике, научнопопулярной литературе.

для
его

Знать об основах
личной гигиены; об
уголовной
ответственности за
заражение БППП.
Знать
о
профилактике
СПИДа;
об
ответственности за
заражение
ВИЧинфекцией.
Знать об основах
законодательства
РФ о семье.

Уметь
использовать
приобретенные знания
для
самовоспитания
качеств, необходимых
для создания прочной
семьи.
Уметь
использовать
приобретенные знания
для ведения здорового
образа жизни.

Содержание учебного предмета, курса
Курс предназначен для формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об
их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,

безопасности окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни
условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся
антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества,
государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на
комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных
ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области
безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Наиболее полно
и целенаправленно эти вопросы изложены в темах:
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи Гражданской обороны.
Современные средства поражения. Их поражающие факторы и мероприятия по защите.
Ядерное, химическое, бактериологическое оружие, поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.
Средства индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
Организация Гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний, их
классификация и профилактика. Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.
Иммунитет. Иммунная система. Основы здорового образа жизни.
Составляющие ЗОЖ. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление
здоровья. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Основы военной службы.
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. Боевые традиции ВСРФ. Общевоинские уставы. Огневая подготовка.
Физическая подготовка. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Добровольная подготовка граждан к военной
службе. Ответственность граждан по вопросам призыва.
Прохождение военной службы по призыву.

Особенности военной службы. Правовые основы военной службы. Военная служба, военная присяга, воинские звания, военная форма.
Прохождение военной службы по контракту.
Права и обязанности военнослужащих.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни и профилактика инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношения полов. Заболевания, передаваемые половым путем. Профилактика ЗППП. Иммунная система,
иммунизация. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Основы медицинских знаний. Понятие об ОСН и инсульте при
остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Ожоги, обморожения. Тепловой, солнечный удар.
В результате изучения курса ОБЖ среднего общего образования учащийся должен знать:
 Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их

возможные последствия и правила личной безопасности.
 Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
 Законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом.
 Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и
классификация.
 Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
 Правила поведения при угрозе террористического акта.
 Государственную политику противодействия наркотизму.
 Основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
 Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.
 Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций.
 Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности.
 Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
 Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Тематическое планирование
10 класс

№
1
2
3
4
5
6

Глава
Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы обороны государства
Основы военной службы
Итого

Количество часов
6
2
5
8
8
5
34

11 класс
№
1
2
3
4
5
6

Глава
Основы комплексной безопасности
Организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации.
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы обороны государства.
Основы военной службы.
Итого

Количество часов
3
2
5
5
7
12
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».