РП_литература 10-11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_______________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература» для 10-11 класса
по ФГОС СОО

Рабочая программа по литературе составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта,
учебного плана, примерной программы основного общего
образования по литературе с учетом авторской программы
«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11
кл.(базовый уровень) Под ред. Лебедева Ю.В.,Журавлева В.П. по
учебникам «Литература 10-11 «М.Просвещение. 2014»

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по литературе для 10-11 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г. Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для среднего общего образования.
Программа курса «Литература» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 204 часа за весь период обучения. В том числе: в 10 кл. – 102 ч, 11 кл. – 102ч.,
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. 10-11 кл. (базовый уровень) Под ред. Лебедева Ю.В., Журавлева
В.П. М.: Просвещение.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды
деятельности

Введение

Обзор русской литературы второй
половины XIX и XX века. Россия второй
половины XIX, XX века. Общественнополитическая ситуация в стране.
Литература и глобальные исторические
потрясения в судьбе России в XX веке.
Достижения в области науки и
культуры. Основные тенденции в
развитии реалистической литературы.
Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы,
ее социальная острота и философская
глубина. Идея нравственного
самосовершенствования.
Универсальность художественных

Выразительное чтение.
Устные ответы на
вопросы (с
использованием
цитирования).
Составление
развернутого ответа по
заданной проблеме,
составление плана
ответа.
Составление конспекта
лекции, конспекта
критической статьи,
статьи учебника.

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
Демонстрировать знание
Давать историкопроизведений русской и
культурный
мировой
комментарий к тексту
литературы, приводя примеры произведения
двух или более текстов,
(в том числе и с
затрагивающих общие темы
использованием ресурсов
или проблемы;
музея, специализированной
— в устной и письменной
библиотеки, исторических
форме
документов и т.д.);
обобщать и анализировать
— пополнять и обогащать
свой читательский опыт;
свои представления об
- систематизировать
основных закономерностях
полученные из разных
литературного процесса, в
источников сведения,
том
сопоставлять и обобщать
числе современного, в его

Русская
литература
второй половины
XIX века

образов. Традиции и новаторство в
русской поэзии, формирование
национального театра.
Классическая русская литература и ее
мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь
и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов».
Александр Николаевич Островский.
Драма «Гроза». Ее народные истоки.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и
творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Федор Иванович
Тютчев. Стихотворения: «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа…», «Еще
земли печален вид...», «Как хорошо ты,
о море ночное...», «Я встретил вас, и все
былое » и др.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и
творчество. (Обзор.) Стихотворения:
«Даль», «Шепот, робкое дыханье...»
«Еще майская ночь», «Еще весны
душистой нега...» «Летний вечер тих и
ясен...», «Я пришел к тебе с
приветом...», «Заря прощается с
землею...», «Это утро, радость эта...» и
др.
Алексей Константинович Толстой.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре...», «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Замысел
поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В
дороге», «Надрывается сердце от
муки...», «Душно! Без счастья и воли...»,
«Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я

литературный и исторический
материал.

обосновывать выбор
художественного
произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента
как тему
(темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся
в нѐм
Выразительное чтение
смыслы и подтексты);
с листа и наизусть
• использовать для раскрытия
прозаического и
тезисов своего высказывания
поэтического текста.
указание
Составление
на фрагменты произведения,
развернутого устного и
носящие
письменного ответов на
проблемный характер и
проблемные вопросы.
требующие
Составление своих
анализа;
оригинальных текстов:
• давать объективное
сочинений, эссе,
изложение
отзывов на
текста: характеризуя
произведения.
произведение,
Составление
выделять две (или более)
хронологических,
основные
сравнительных таблиц
темы или идеи произведения,
и схем.
показывать их развитие в ходе
сюжета,
— давать историкокультурный
комментарий к тексту
произведения
(в том числе и с
использованием ресурсов

динамике;

анализировать
художественное
произведение в сочетании
воплощения в нѐм
объективных законов
литературного развития и
субъективных черт
авторской
индивидуальности;
— анализировать
художественное
произведение во
взаимосвязи литературы с
другими областями
гуманитарного знания
(философией, историей,
психологией и др.);
— анализировать одну из
интерпретаций эпического,
драматического или
лирического произведения
(например,
кинофильм или
театральную постановку;
запись художественного
чтения;
серию иллюстраций к
произведению),
оценивая, как
интерпретируется
исходный текст.

Русская
литература XX
века

скоро...», «Музе», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «О Муза! Я у
двери гроба...», «Я не люблю иронии
твоей...», «Блажен незлобивый поэт...»,
«Внимая ужасам войны...», «Тройка»,
«Еду ли ночью по улице темной...».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
«История одного города»
Лев Николаевич Толстой.»война и мир».
Федор Михайлович Достоевский.
«Преступление и наказание».
Николай Семенович Лесков
«Очарованный странник».
Антон Павлович Чехов. «Вишневый
сад». Рассказы по выбору: «Человек в
футляре», «Ионыч», «Дом с
мезонином», «Студент», «Дама с
собачкой», «Случай из практики»,
«Черный монах» и др. Ги де Мопассан.
«Ожерелье»
Иван Алексеевич Бунин.
Стихотворения: «Крещенская ночь»,
«Собака», «Одиночество».
Рассказы: «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник».
Рассказы: «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник».
Максим Горький.
Рассказ «Старуха Изергиль». «На дне».
Символизм.
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д.
Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов,
К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок,
Вяч. Ивано Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм» как декларация

музея, специализированной
библиотеки, исторических
документов
и т. п.);

Выразительное чтение
с листа и наизусть
прозаического и
поэтического текста.
Составление
развернутого устного и
письменного ответов на
проблемные вопросы.
Составление своих
оригинальных текстов:
сочинений, эссе,
отзывов на
произведения.
Составление
хронологических,
сравнительных таблиц
и схем.

демонстрировать знание
произведений русской, родной
и мировой литературы
— в устной и письменной
форме
анализировать:
• конкретные произведения с
использованием различных
научных методов, методик и
практик чтения;
• конкретные произведения во
взаимосвязи с другими видами
искусства
(театром, кино и др.) и
отраслями знания
(историей, философией,
педагогикой,

— опираться в своей
деятельности на
ведущие направления
литературоведения, в том
числе современного, на
работы крупнейших
литературоведов и
критиков XIX—XXI веков;
— пополнять и обогащать
свои представления об
основных закономерностях
литературного процесса, в
том
числе современного, в его
динамике;
— анализировать
художественное

акмеизма. Западноевропейские и
отечественные истоки акмеизма. Обзор
раннего творчества Н. Гумилева, С.
Городецкого, А. Ахматовой, О.
Мандельштама, М. Кузмина и др.
Футуризм.
Манифесты футуризма. Отрицание
литературных традиций, абсолютизация
самоценного «самовитого» слова.
Урбанизм поэзии будетлян. Группы
футуристов: эгофутуристы (Игорь
Северянин и др.), кубофутуристы (В
Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников,
Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.
Пастернак, Н. Асеев и др.)
Александр Александрович Блок. Жизнь
и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Двенадцать».
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и
творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя
родная!..», «Не бродить, не мять в
кустах багряных...», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову,
не плачу», «Pуcь советская»,
«Сорокоуст» (указанные произведения
обязательны для изучения). «Я покинул
родимый дом...», «Собаке Качалова»,

психологией и др.);
— использовать в своей
исследовательской и
проектной деятельности
ресурсы современного
литературного
процесса и научной жизни
филологического сообщества,
в том числе в сети
Интернет;
— опираться в своей
деятельности на
ведущие направления
литературоведения, в том
числе современного, на
работы крупнейших
литературоведов и
критиков XIX—XXI веков;
— пополнять и обогащать
свои представления об
основных закономерностях
литературного процесса, в том
числе современного, в его
динамике;
• несколько различных
интерпретаций эпического,
драматического или
лирического произведения
(например,
кинофильм или театральную
постановку; запись
художественного чтения;
серию иллюстраций к
произведению),
оценивая, как каждая версия
интерпретирует исходный
текст;

произведение во
взаимосвязи литературы с
другими областями
гуманитарного знания
(философией, историей,
психологией и др.);
— анализировать одну из
интерпретаций эпического,
драматического или
лирического произведения
(например,
кинофильм или
театральную постановку;
запись художественного
чтения;
серию иллюстраций к
произведению),
оценивая, как
интерпретируется
исходный текст.

«Клен ты мой опавший, клен
заледенелый…»
Владимир Владимирович Маяковский.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся» (указанные
произведения являются обязательными
для изучения). «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Сергею
Есенину», «Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви», «Письмо
Татьяне Яковлевой»
Михаил Афанасьевич Булгаков.
Роман «Мастер и Маргарита».
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и
творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован».
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и
творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Песня последней
встречи…», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические
рати», «Мне голос был. Он звал
утешно…», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро
жить…» «Приморский сонет».
«Реквием».
Осип Эмилевич Мандельштам. Жизнь и
творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Notre Dame»,
«Бессоница. Гомер. Тугие паруса…»,
«За гремучую доблесть грядущих
веков…», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез…» (указанные

— ориентироваться в
историко-литературном
процессе XIX—-XX
веков и современном
литературном
процессе, опираясь на:
• понятие об основных
литературных
направлениях, течениях,
ведущих литературных
группах (уметь определять
наиболее яркие или
характерные черты
направления или течения в
конкретном
тексте, в том числе прежде
неизвестном), знание о
составе ведущих
литературных групп, о
литературной борьбе
и взаимодействии между ними
(например, о полемике
символистов и футуристов,
сторонников «гражданской» и
«чистой» поэзии и ДР.)
• знание имѐн и творческих
биографий наиболее
известных писателей,
критиков, литературных
героев, а также
названий самых значительных
произведений;
• представление о значимости
и ак— принимать участие в
научных и
творческих мероприятиях

произведения обязательны для
изучения). «Silentium», «Мы живем, под
собою не чуя страны…».
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и
творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое — птица в руке…», «Кто
создан из камня, кто создан из глины»,
«Тоска по родине! Давно...» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Попытка ревности», «Стихи
о Москве», «Стихи к Пушкину».
Михаил Александрович Шолохов.
«Тихий Дон», «Донские рассказы».
Литература периода Великой
Отечественной войны. (Обзор)
Александр Трифонович Твардовский.
Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)
Стихотворения: «Вся суть в одномединственном завете...», «Памяти
матери», «Я знаю, никакой моей
вины…» (указанные произведения
обязательны для изучения). «В тот день,
когда закончилась война...», «Дробится
рваный цоколь монумента...», «Памяти
Гагарина» Борис Леонидович
Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти...»,
«Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург»,
«Быть знаменитым некрасиво…»
«Доктор Живаго».
Александр Исаевич Солженицын.
Повесть «Один день Ивана
Денисовича».

(конференциях, конкурсах,
летних школах и др.)
для молодых учѐных в
различных ролях
(докладчик, содокладчик,
дискутант и
др.), представляя результаты
своих исследований в виде
научных докладов и
статей в специализированных
изданиях.
туальности произведений в
контексте
эпохи их появления;
• знания об истории создания
изучаемых произведений и об
особенностях
восприятия произведений
читателями в
исторической динамике;
— обобщать и анализировать
свой
читательский опыт (в том
числе и опыт
самостоятельного чтения):
• давать развѐрнутые ответы
на вопросы с использованием
научного аппарата
литературоведения и
литературной критики,
демонстрируя целостное
восприятие художественного
мира
произведения на разных его
уровнях в
их единстве и взаимосвязи и
понимание

Литература 50-70х годов (обзор)
Современная поэзия. Литература конца
XX - начала XXI века

Зарубежная
литература

Ги де Мопассан. «Ожерелье».
Генрик Ибсен. «Кукольный дом».
Джордж Бернард Шоу. (Обзорное
изучение одной из пьес по выбору
учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца».
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте.
Стихотворение «Любовная песнь Дж.
Альфреда Пруфрока».
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о
писателе с краткой характеристикой
романов «И восходит солнце»,
«Прощай, оружие!».
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища».

принадлежности произведения
к литературному направлению
(течению) и
культурно-исторической эпохе
(пери

Выразительное чтение
с листа и наизусть
прозаического и
поэтического текста.
Составление
развернутого устного и
письменного ответов на
проблемные вопросы.

демонстрировать знание
мировой литературы
— в устной и письменной
форме в виде отзыва на
прочитанное самостоятельно
произведение

Давать историкокультурный
комментарий к тексту
произведения
(в том числе и с
использованием ресурсов
музея, специализированной
библиотеки, исторических
документов и т.д.);

Содержание учебного предмета, курса
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
• на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
• на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных
произведений;
• на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
• на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и
интеллектуальному осмыслению художественного текста;
• на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что
способствует формированию и воспитанию личности.
10 КЛАСС
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества.
Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа
(Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в
поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая
(Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и
литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования.
Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии, формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
«Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман
«Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на
переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в
пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов.
Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия
и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А Н. Островский в критике
(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями,
отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое
одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о
Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны
в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма.
Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных
образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной

жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы,
торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как
признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил
вас, и все былое » «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно
мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета - поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как
мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические
«поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма
человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...» «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...» «Летний вечер тих и ясен...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден
наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы
поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов
Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная
трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача,
рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинцанародолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое
многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в
поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия»,
«Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену
градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору).
Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык. Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство»,

«Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота
писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее
идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение
народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в
изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера
Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической
облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах
Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их
противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие
религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя. Его влияние на русскую и
мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог. Психологизм художественной прозы.
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете
произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология,
преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной
несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ
самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его
выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы.
Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная
стойкость —
основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот,
пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как
основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и
идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего-темы и проблемы рассказов
Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный
монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала
в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное

течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность,
психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и
комизма. Понятие о лирической комедии.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного
процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о
счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06нажение лицемерия и цинизма
социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи» и психологическая
драма.
Артур Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия
художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм
стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
11 КЛАСС.
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе
России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература,
официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее, что противопоставляло и что объединяло разные потоки
русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической
памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе
начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих
направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной
поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции
русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив
увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим

социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней
изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие
художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести
«Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.
Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в
повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и
пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах
писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения.
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической
прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха
Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и
реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга.
Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии.
Серебряный век русской поэзии.
Символизм.
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А.
Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор
других стихотворений). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена
культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних
книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись
поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.
Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник
«Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор
раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики
Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.
Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм.
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян.
Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский),
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.) Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы»,
«Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического
творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы,
синтаксические фигуры, звукопись.
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из
цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и
философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о
Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного
мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле
Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы.
Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы,
сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние
Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в
произведении.
Новокрестьянская поэзия. (Обзор).
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я
посвященный от народа...» (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский
фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского
фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные
аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу», «Pуcь советская», «Сорокоуст» (указанные
произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

(Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его
творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции
Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым
людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое
восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого
бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл. Биографическая основа литературного
произведения.
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты,
ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В.
Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.
Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр
лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева,
«Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),
Теория литературы. Орнаментальная проза.
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные
произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из
Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений). Начало творческого пути: дух
бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая
масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая
метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта - новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии
ХХ столетия.
Теория литературы. Футуризм. Тоническое стихосложение. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма
ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-e годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-x годов. Понимание миссии
поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б.Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические
стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского,
И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Д. Кедрина, К.
Симонова, Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор).
Романы» «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (изучается один из романов - по выбору.) История создания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и
гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая
широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита», своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость,
разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и
фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной
литературы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» (И. –В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя.
Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей, утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета. Философская
многозначность названия повести, необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. СалтыковЩедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя. Авторские неологизмы.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал
утешно…», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить…» «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и
прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность
интонации музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта
как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и
благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции
поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы. Сюжетность лирики.
Осип Эмилевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез…» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор
трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная
школа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама.
Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX —
начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…», «Кто создан из камня, кто создан из
глины», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к
Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность
поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине).
Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы
Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл. Фольклоризм литературы. Лирический герой.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа
в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н.
Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в
романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея. Художественное время и художественное пространство. Традиции и новаторство в художественном
творчестве.
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр
(поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А.
Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О.
Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко
личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической
поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К.
Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны:
драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б.
Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.).
Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В.
Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д.Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С.

Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их
произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях
С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова
(«В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г.
Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Содержательность, искренность, внимание к
личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,В. Высоцкого, Б.
Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина» (Возможен выбор двух-трёх других стихотворений). Лирика крупнейшего русского
эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких
нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская
традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство поэзии. Гражданственность поэзии. Элегия как жанр лирической поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…» (Возможен выбор двух других стихотворений).
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой
сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и
композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ
главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и
поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная
прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя. Житие как литературный повествовательный жанр.
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор).
Расссказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова.
Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование
человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию

зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору
учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его
нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его
личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в
романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и
детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее
самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и
органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций,
сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А.
Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма.
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река. Странное название...», «Когда
мне невмочь пересилить беду...» (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и
песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации,
мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня.
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на
фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия
повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы. Повесть как жанр повествовательной литературы.
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной
конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В.
Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина,
Л.Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И.
Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство

писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.
Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже
новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической комедии (Данте, Шекспира,
Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и
природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения».
Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические
ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов,
внутренних монологов, психологический подтекст)'
Теория литературы. Внутренний монолог.
Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Глава
Введение. Общая характеристика и своеобразие русской
литературы
Творчество И.С. Тургенева
Творчество И.А. Гончарова
Творчество А.Н. Островского
Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Творчество Н.А. Некрасова
Художественный мир А.К. Толстого
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Творчество Ф.М. Достоевского
Творчество Л.Н. Толстого
Творчество Н.С. Лескова
Творчество А.П.Чехова
Зарубежная литература
Итоговые уроки
Итого

Количество часов
4
13
7
7
6
11
2
6
10
16
6
9
2
3
102 часа

11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Глава
Введение
Литература начала ХХ века
Серебряный век русской поэзии
Литература I половины ХХ века
Литература II половины ХХ века
Из зарубежной литературы
Заключительные уроки
Итого

Количество часов
1
17
20
36
22
4
2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».