РП_изобразительное искусство 0,5ч. 5-7

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«Искусство и Здоровье»
_______________________
/Гогинова Н.А./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А.

«Утверждаю»
Приказ № 71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор:
______________________
/Кулик И.Н../

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для 5-7 класса
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений. Предметная
линия учебников «Изобразительное искусство» под редакцией
Б.М. Неменского. 5-7 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / (Б.М. Неменский, Н.А.
Горяева, А.С. Питерских). – 5-е изд. М.: Просвещение, 2016г.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству для 5 - 7 класса составлена в соответствие с
положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы
развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «Изобразительное искусство» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение
изобразительного искусства для обучающихся основного общего образования отводится всего 51 час за весь период обучения, в том числе: в
5кл. - 17ч., 6кл. - 17.ч, 7кл. - 17ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Изобразительное искусство» 5-7 класс под редакцией Б.М. Неменского 5е изд. М.: Просвещение, 2016г.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
5 класс
Тема
Содержание по ФГОС
(тематический
раздел)
«Древние корни народного искусства» (4 ч)
Древние образы в Традиционные образы народного
народном
(крестьянского) прикладного
искусстве.
искусства. Солярные знаки,
конь, птица, мать-земля, древо
жизни как выражение
мифопоэтических
представлений человека о мире,
как память народа. Связь образа
матери-земли с символами
плодородия. Форма и цвет как
знаки, символизирующие идею
обожествления солнца, неба и
земли нашими предками.

Основные виды деятельности

Выполнение рисунка на тему
древних образов в узорах
вышивки, росписи, резьбе по
дереву (древо жизни, матьземля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или
восковые мелки, акварель, или
уголь, сангина, бумага.

Планируемые результаты
Ученик научиться
Ученик получит
возможность научиться
Уметь объяснять глубинные
смыслы основных знаковсимволов традиционного
крестьянского прикладного
искусства, отмечать их
лаконично выразительную
красоту.
Сравнивать, сопоставлять,
анализировать декоративные
решения традиционных
образов в орнаментах
народной вышивки, резьбе и
росписи по дереву, видеть в

Осваивать навыки
декоративного
обобщения в процессе
выполнения
практической
творческой работы.
Создавать
выразительные
декоративнообобщенные
изображения на основе
традиционных образов.

них многообразное
варьирование трактовок.
Убранство
русской избы

Дом – мир, обжитой человеком,
образ освоенного пространства.
Дом как микрокосмос. Избы
севера и средней полосы России.
Единство конструкции и декора в
традиционном русском жилище.
Отражение картины мира в
трехчастной структуре и в декоре
крестьянского дома (крыша,
фронтон – небо, рубленая клеть –
земля, подклеть – подземный мир;
знаки-образы в декоре избы,
связанные с разными сферами
обитания). Декоративные
убранства крестьянского дома:
охлупень, полотенце, причелины,
лобовая доска, наличники, ставни.
Символическое значение образов
и мотивов в узорном убранстве
русских изб.

Создание эскиза
декоративного убранства
избы: украшение деталей дома
(причелина, полотенце,
лобовая доска, наличник)
солярными знаками,
растительными и
зооморфными мотивами,
выстраивание их в
орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь
или восковые мелки и
акварель, кисть, бумага.

Понимать и объяснять
целостность образного строя
традиционного крестьянского
жилища, выраженного в его
трехчастной структуре и
декоре.
Раскрывать символическое
значение, содержательный
смысл знаков-образов в
декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать
отдельные детали
декоративного убранства избы
как проявления
конструктивной, декоративной
и изобразительной
деятельности.
Находить общее и различное в
образном строе традиционного
жилища разных народов.

Создавать эскизы
декоративного
убранства избы.
Осваивать принципы
декоративного
обобщения в
изображении.

Внутренний мир
русской избы

Деревенский мудро устроенный
быт. Устройство внутреннего
пространства крестьянского дома,
его символика (потолок – небо,
пол – земля, подпол – подземный
мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в
крестьянском доме: печь, красный
угол, коник, полати и др. Круг
предметов быта, труда (ткацкий
стан, прялка, люлька, светец и
т.п.), включение их в

изображение внутреннего
убранства русской избы
включением деталей
крестьянского интерьера
(печь, лавки, стол, предметы
быта и труда);

Сравнивать и называть
конструктивные декоративные
элементы устройства жилой
среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять
мудрость устройства
традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять
интерьеры крестьянских
жилищ у разных народов,
находить в них черты
национального своеобразия.

Создавать цветовую
композицию
внутреннего
пространства избы.

Конструкция и
декор предметов
народного быта

Русская народная
вышивка

пространство дома. Единство
пользы и красоты в крестьянском
жилище.
Русские прялки, деревянная
резная и расписная посуда,
предметы труда – область
конструктивной фантазии,
умелого владения материалом,
высокого художественного вкуса
народных мастеров. Единство
пользы и красоты, конструкции и
декора.
Предметы народного быта:
прялки, ковши, ендовы,
солоницы, хлебницы, вальки,
рубеля и др. Символическое
значение декоративных элементов
в резьбе и росписи. Нарядный
декор – не только украшение
предмета, но и выражение
представлений людей об
упорядоченности мироздания в
образной форме. Превращение
бытового, утилитарного предмета
в вещь-образ.
Крестьянская вышивка –
хранительница древнейших
образов и мотивов, устойчивости
их вариативных решений.
Условность языка орнамента, его
символическое значение.
Особенности орнаментальных
построений в вышивках
полотенец, подзоров, женских
рубах и др. Связь образов и
мотивов крестьянской вышивки с

выполнение эскиза
декоративного убранства
предметов крестьянского
быта.
Материалы: смешанная
техника (рисунок восковым
мелком и акварельная заливка
или сангиной разных
оттенков), кисть, бумага.

Сравнивать, находить общее и
особенное в конструкции,
декоре традиционных
предметов крестьянского быта
и труда.
Рассуждать о связях
произведений крестьянского
искусства с природой.
Понимать что декор не только
украшение, но и носитель
жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты,
свойственные народным
мастерам-умельцам.
Выстраивать орнаментальную
композицию в соответствии с
традицией народного
искусства.

Изображать
выразительную форму
предметов
крестьянского быта и
украшать ее.

создание эскиза вышитого
полотенца по мотивам
народной вышивки;
украшение своего полотенца
вырезанными из тонкой
бумаги кружевами.
Материала: гуашь или
восковые мелки, акварель,
тонкая кисть, фломастеры,
бумага, ножницы.

Анализировать и понимать
особенности образного языка
народной вышивке,
разнообразие трактовок
традиционных образов.
Выделять величиной,
выразительным контуром
рисунка, цветом, декором
главный мотив, дополняя его
орнаментальными поясами.
Использовать традиционные

Создавать
самостоятельные
варианты
орнаментального
построения вышивки с
опорой на народную
традицию.
Осваивать навыки
декоративного
обобщения

природой, их необычайная
выразительность (мотив птицы,
коня и всадника, матери-земли,
древа жизни и т.д). Символика
цвета в крестьянской вышивке
(белый цвет, красный цвет).
Народный
праздничный
костюм

Народный праздничный костюм –
целостный художественный
образ. Северорусский комплекс и
южнорусский комплекс женской
одежды. Рубаха – основа
женского и мужского костюма.
Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма
в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и
декор женских головных уборов.
Выражение идеи целостности
мироздания через связь
небесного, земного и подземноподводного миров, идеи
плодородия в образном строе
народного праздничного костюма.
Защитная функция декоративных
элементов крестьянского
костюма. Символика цвета в
народной одежде.

создание эскизов народного
праздничного костюма
(женского или мужского)
северных или южных районов
России в одном из вариантов:
А) украшение съемных
деталей одежды для
картонной игрушки-куклы;
Б) украшение крупных форм
крестьянской одежды (рубаха,
душегрея, сарафан) нарядным
орнаментом.
Материалы: бумага,
ножницы, клей, ткань, гуашь,
кисти, мелки, пастель.

для вышивки сочетания
цветов.
Оценивать собственную
художественную деятельность
и деятельность своих
сверстников с точки зрения
выразительности декоративной
формы.
Понимать и анализировать
образный строй народного
праздничного костюма, давать
ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности
декора женского праздничного
костюма с мировосприятием и
мировоззрением наших
предков.
Объяснять общее и особенное
в образах народной
праздничной одежды разных
регионов России.

Осознавать значение
традиционного
праздничного костюма
как бесценного
достояния культуры
народа.
Создавать эскизы
народного
праздничного костюма,
его отдельных
элементов на примере
севернорусского или
южнорусского
костюмов, выражать в
форме, в цветовом
решении, орнаментике
костюма черты
национального
своеобразия.

Народные
праздничные
обряды
(обобщение темы)

Календарные народные
праздники – это способ участия
человека, связанного с землей, в
событиях природы, это
коллективное ощущение
целостности мира, народное
творчество в действии.
Обрядовые действия народного
праздника (святочные,
масленичные обряды, зеленые
святки, осенние праздники), их
символическое значение.

«Связь времен в народном искусстве» (4 ч)
Древние образы в
Магическая роль глиняной
современных
игрушки в глубокой древности.
народных
Традиционные древние образы
игрушках
(конь, птица, баба) в
современных народных
игрушках. Особенности
пластической формы, росписи
глиняных игрушек,
принадлежащих к различным

раскрытие символического
значения обрядового действа
на примере праздника
Покрова, подбор загадок,
прибауток, пословиц,
поговорок, народных песен.

Характеризовать: праздник как
важное событие, как синтез
всех видов творчества
(изобразительного,
музыкального, устнопоэтического и т.д.).
Участвовать: в
художественной жизни класса,
школы, создавать атмосферу
праздничного действа, живого
общения и красоты.
Разыгрывать: народные песни,
игровые сюжеты, участвовать
в обрядовых действах.
Проявлять: себя в роли
знатоков искусства,
экскурсоводов, народных
мастеров, экспертов.
Находить: общие черты в
разных произведениях
народного прикладного
искусства, отмечать в них
единство конструктивной и
изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять:
ценность уникального
крестьянского
искусства как живой
традиции, питающей
живительными соками
современное
декоративноприкладное искусство.

создание из глины
(пластилина) своего образа
игрушки, украшение ее
декоративными элементами в
соответствии с традицией
одного их промыслов.
Материалы: глина иди
пластилин.

Размышлять, рассуждать: об
истоках возникновения
современной народной
игрушки.
Сравнивать, оценивать: форму,
декор игрушек,
принадлежащих различным
художественным промыслам.
Распознавать и называть:

Осуществлять:
собственный
художественный
замысел, связанный с
созданием
выразительной формы
игрушки и украшением
ее декоративной
росписью в традиции

художественным промыслам.
Единство форм и декора в
народной игрушке. Особенности
цветового строя, основные
декоративные элементы росписи
филимоновской, дымковской,
каргопольской игрушек.
Местные промыслы игрушек.

Искусство Гжели

Городецкая
роспись

Краткие сведения из истории
развития гжельской керамики.
Значение промысла для
отечественной народной
культуры. Слияние промысла с
художественной
промышленностью. Природные
мотивы в изделиях гжельских
мастеров.
Разнообразие и скульптурность
посудных форм, единство
формы и декора.
Орнаментальные и декоративносюжетные композиции.
Особенности гжельской
росписи: сочетание синего и
белого, игра тонов, тоновые
контрасты, виртуозный круговой
«мазок с тенями». Сочетание
мазка пятна с тонкой прямой
волнистой, спиралевидной
линией.
Краткие сведения из истории
развития городецкой росписи.
Изделия Городца –

изображение выразительной
посудной формы с
характерными деталями
(носик, ручка, крышечка) на
листе бумаги или используя
для этого обклеенную
пластилином баночку;
украшение плоской или
объемной формы нарядной
гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти,
бумага.

выполнение эскиза одного из
предметов быта (доска для
резки хлеба, подставка под

игрушки ведущих народных
художественных промыслов.
Овладевать: приемами
создания выразительной
формы в опоре на народные
традиции.
Осваивать: характерные для
того или иного промысла
основные элементы народного
орнамента и особенности
цветового строя.
Эмоционально воспринимать,
выражать свое отношение,
давать эстетическую оценку
произведениям гжельской
керамики.
Сравнивать благозвучное
сочетание синего и белого в
природе и в произведениях
Гжели.
Осознавать нерасторжимую
связь конструктивных,
декоративных и
изобразительных элементов,
единство формы и декора в
изделиях гжельских мастеров.

одного из промыслов.

Эмоционально воспринимать,
выражать свое отношение,
эстетически оценивать

Создавать композицию
росписи в традиции
Городца.

Осваивать приемы
гжельского кистевого
мазка – «мазка с
тенями».
Создавать композицию
росписи в процессе
практической
творческой работы.

Хохлома

Щепа. Роспись по
лубу и дереву.
Тиснение и резьба
по бересте

национальное достояние
отечественной культуры.
Своеобразие городецкой
росписи, единство предметной
формы и декора. Бутоны,
купавки, розаны – традиционные
элементы городецкой росписи.
Птица и конь – традиционные
мотивы городецкой росписи.
Красочность, изящество,
отточенность линейного рисунка
в орнаментальных и сюжетных
росписях. Основные приемы
городецкой росписи.
Краткие сведения из истории
развития хохломского промысла.
Связь традиционного орнамента
с природой. Травный узор, или
«травка» - главный мотив
хохломской росписи. Основные
элементы травного орнамента,
последовательность его
выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое
письмо, его особенности.
Причудливо-затейливая
«кудрина».
Национальные мотивы в
«золотой» росписи посуды
Башкирии.
Дерево и береста – основные
материалы в крестьянском быту.
Щепная птица счастья – птица
света. Изделия из бересты:
короба, хлебницы, набирухи для
ягод, туеса – творения искусных

чайник, коробочка, лопасть
прялки, и др.), украшение его
традиционными элементами и
мотивами городецкой
росписи.
Материалы: гуашь, большие и
маленькие кисти, бумага,
тонированная под дерево.

произведения городецкого
промысла.
Выявлять общность в
городецкой и гжельской
росписях, определять
характерные особенности
произведений городецкого
промысла.
Осваивать основные приемы
кистевой росписи Городца,
овладевать декоративными
навыками.

Задание: изображение формы
предмета и украшение его
травным орнаментом в
последовательности,
определенной народной
традицией (наводка стебля –
криуля, изображение ягод,
цветов, приписка травки).
Форма предмета
предварительно тонируется
желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь,
большие и маленькие кисти,
бумага.

Эмоционально-воспринимать,
выражать свое отношение,
эстетически оценивать
произведения Хохломы.
Иметь представление о видах
хохломской росписи («травка»,
роспись «под фон»,
«кудрина»), различать их.

Создавать композицию
травной росписи в
единстве с формой,
используя основные
элементы травного
узора.

Создание эскиза одного из
предметов промысла,
украшение этого предмета в
стиле данного промысла.
2. Создание формы туеса (или
карандашницы) из плотной

Выражать свое личное
отношение, эстетически
оценивать изделия мастеров
Русского Севера.
Объяснять что значит единство
материала, формы и декора в

Осваивать основные
приемы росписи.
Создавать композицию
росписи или ее
фрагмент в традиции
мезенской росписи.

мастеров. Резное узорочье
берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении
берестяной деревянной утвари
Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический
орнамент мезенской росписи, ее
праздничная декоративность.
Сочетание красно-коричневого ,
красного, зеленого замалевка с
графической линией – черным
перьевым контуром.
Жостово. Роспись
Краткие сведения из истории
по металлу
художественного промысла.
Разнообразие форм подносов,
фонов и вариантов построения
цветочных композиций.
Сочетание в росписи крупных,
средних и мелких форм цветов.
Жостовская роспись – свободная
кистевая, живописная
импровизация. Создание в
живописи эффекта
освещенности, объемности в
изображении цветов.
Основные приемы жостовского
письма, формирующие букет:
замалевок, тенешка, прокладка,
бликовка, чертежка, привязка.
Роль народных
Выставка работ и беседа на тему
художественных
«Традиционные народные
промыслов в
промыслы - гордость и
современной жизни достояние национальной
(обобщение темы)
отечественной культуры»,
«Место произведений
традиционных народных

бумаги (можно сделать
прорезную форму из бумаги
коричневого тона и вставить
внутрь цветной фон).
Материалы: карандаш,
бумага; картон, бумага
коричневого тона, цветная
бумага, ножницы, клей.

берестяной и деревянной
утвари.
Различать и называть
характерные особенности
мезенской деревянной
росписи, ее ярко выраженную
графическую орнаментику.

участие в выступлениях
поисковых групп, в
занимательной викторине, в
систематизации зрительного
материала по определенному
признаку.

Эмоционально-воспринимать,
выражать свое отношение,
эстетически оценивать
произведения жостовского
промысла.
Соотносить многоцветье
цветочной росписи на
подносах с красотой цветущих
лугов.
Осознавать единство формы и
декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы
жостовского письма.

Создавать фрагмент
жостовской росписи и
живописной
импровизационной
манере в процессе
выполнения творческой
работы.

Объяснять важность
сохранения традиционных
художественных промыслов в
современных условиях.
Выявлять общее и особенное в
произведениях традиционных
художественных промыслов.

Анализировать свои
творческие работы и
работы своих
товарищей, созданные
по теме «Связь времен
в народном искусстве».

промыслов в современной
жизни, быту», «Промыслы как
искусство художественного
сувенира».
Традиционные народные
промыслы, о которых не шел
разговор на уроках
(представление этих промыслов
поисковыми группами).

Тема 3 «Декор - человек, общество, время (4 ч)
Зачем людям
Предметы декоративного
украшения
искусства несут на себе печать
определенных человеческих
отношений. Украсить – значит
наполнить вещь общественнозначимым смыслом., определить
социальную роль ее хозяина. Эта
роль сказывается на всем
образном строе вещи: характере
деталей, рисунке орнамента,
цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов,
древних охотников, вождя
племени, царя и т.д.
Роль декоративного Роль декоративно-прикладного
искусства в жизни
искусства в Древнем Египте.
древнего общества Подчеркивание власти,
могущества, знатности
египетских фараонов с помощью
декоративного искусства.
Символика элементов декора в
произведениях Древнего Египта,
их связь с мировоззрением

Различать и называть
произведения ведущих
центров народных
художественных промыслов.
Участвовать в отчете
поисковых групп, связанном
со сбором и систематизацией
художественнопознавательного материала.
Участвовать в презентации
выставочных работ.
Задания: рассмотрение и
обсуждение (анализ)
разнообразного зрительного
ряда, подобранного по теме;
объяснение особенностей
декора костюма людей
разного статуса и разных
стран.

Характеризовать смысл декора
не только как украшения, но и
прежде всего как социального
знака, определяющего роль
хозяина вещи (носителя,
пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем
заключается связь содержания
с формой его воплощения в
произведениях декоративноприкладного искусства.

Участвовать в диалоге
о том, что значит
украсить вещь.

Выполнение эскиза украшения
(солнечного ожерелья,
подвески, нагрудного
украшения-пекторали,
браслета и др.) или
алебастровой вазы; поиск
выразительной формы,
украшение ее узором, в
котором используются

Эмоционально воспринимать,
различать по характерным
признакам произведения
декоративно-прикладного
искусства Древнего Египта,
давать им эстетическую
оценку.
Выявлять в произведениях
декоративно-прикладного

Овладевать навыками
декоративного
обобщения в процессе
выполнения
практической
творческой работы.

Одежда «говорит»
о человеке

египтян (изображение лотоса,
хука-скарабея, священной
кобры, ладьи вечности, глазауаджета и др.)
Различие одежд людей высших и
низших сословий. Символика
цвета в украшениях.

характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки,
гуашь теплых оттенков, кисти.
2. Нанесение на пластину
рисунка-узора и
продавливание шариковой
ручкой рельефа.
Материалы: фольга,
пластина, шариковая ручка.

Одежда, костюм не только
служат практическим целям, но
и являются особым знаком –
знаком положения человека в
обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное
творчество Китая. Строгая
регламентация в одежде у людей
разных сословий. Символы
императора. Знаки отличия в
одежде высших чиновников.
Одежды знатных китаянок их
украшения.
Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы
ХVII века (эпоха барокко),
которое было совершенно не
похоже на древнеегипетское,
древнекитайское своими
формами, орнаментикой,
цветовой гаммой. Однако суть
декора (украшений) остается та
же – выявлять роль людей, их
отношения в обществе, а также
выявлять и подчеркивать

выполнение коллективной
работы «Бал во дворце»
(продумывание общей
композиции, изображение
мебели и отдельных
предметов, а также разных по
величине фигур людей в
нарядных костюмах;
соединение деталей в общую
композицию).
Материалы: большой лист
бумаги, белая бумага, гуашь,
большие и маленькие кисти,
кусочки тканей, клей,
ножницы.

искусства связь
конструктивных,
декоративных
изобразительных элементов, а
также единство материала,
формы и декора.
Вести поисковую работу
(подбор познавательного
зрительного материала) по
декоративно-прикладному
искусству Древнего Египта.
Высказываться о
многообразии форм и декора в
одежде народов разных стран
и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой
деятельности, в подборе
зрительного и познавательного
материалов по теме «Костюм
разных социальных групп в
разных странах».
Соотносить образный строй
одежды с положением его
владельца в обществе.
Участвовать в
индивидуальной, групповой,
коллективной формах
деятельности, связанной с
созданием творческой работы.

Осознавать значение
традиционного
праздничного костюма
как бесценного
достояния культуры
народа.
Передавать в
творческой работе
цветом, формой,
пластикой линии
стилевое единство
декоративного решения
интерьера, предметов
быта и одежды людей.

О чем
рассказывают нам
гербы и эмблемы

определенные общности людей
по классовому, сословному и
профессиональному признаками.
Черты торжественности,
парадности, чрезмерной
декоративности в декоративноприкладном искусстве ХVII
века. Причудливость формы,
пышная декоративная отделка
интерьеров, мебели, предметов
быта. Костюм придворной знати,
акцент в костюме на
привилегированное положение
человека в обществе. Одежда
буржуазии, простых горожан.
Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная условность
искусства геральдики. Первые
гербы в Западной Европе в
Средние века. Роль геральдики в
жизни рыцарского общества.
Фамильный герб – знак
достоинства и символ чести.
Основные части классического
герба. Формы щитов,
геральдические и
негеральдические фигуры,
взятые из жизни и мифологии,
их символическое значение.
Преемственность цветового и
символического значения
элементов гербов 17 века и
современности.

Задания: 1. Создание эскиза
собственного герба, герба
своей семьи: продумывание
формы щита, его деления,
использование языка
символов. 2.Изображение
эмблемы класса, школы,
кабинета или спортивного
клуба.
Материалы: картон, цветная
бумага, клей, ножницы.

Понимать смысловое значение
изобразительно-декоративных
элементов в гербе родного
города и городов области.
Определять, называть
символические элементы герба
и использовать их при
создании герба.
Находить в рассматриваемых
гербах связь конструктивного,
декоративного и
изобразительного элементов.

Создавать
декоративную композицию герба, в
соответствии с
традициями цветового
и символического
изображения гербов

Роль декоративного
искусства в жизни
человека и
общества
(обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с
привлечением учебнотворческих работ, произведений
декоративно- прикладного
искусства разных времен,
художественных открыток,
репродукций и слайдов,
собранных поисковыми
группами.
.

Декоративное искусство в современном мире. (5 ч)
Современное
Многообразие материалов и
выставочное
техник современного
искусство.
декоративно-прикладного
искусства (художественная
керамика, стекло, металл,
гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды).
Современное понимание
красоты профессиональными
художниками мастерами
декоративно-прикладного
искусства. Насыщенность
произведений яркой
образностью, причудливой
игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала,
его роль в создании
художественного образа.
Творческая интерпретация
древних образов народного
искусства в работах

Задания: выполнение
различных аналитически творческих заданий,
например, рассмотреть
костюмы и определить их
владельцев, увидеть
неточности, которые допустил
художник при изображении
костюма, или
систематизировать
зрительный материал
(предмета быта, костюм,
архитектура) по
стилистическому признаку

Участвовать в итоговой игревикторине с активным
привлечением экспозиций
музея, в творческих заданиях
по обобщению изучаемого
материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по
декоративно-прикладному
искусству и систематизировать
его по социально-стилевым
признакам.
Соотносить костюм, его
образный строй с владельцем.

Размышлять и вести
диалог об особенностях
художественного языка
классического
декоративноприкладного искусства
и его отличии от искусства народного
(крестьянского).
Использовать в речи
новые художественные
термины.

Задание: восприятие
(рассматривание) различных
произведений современного
декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге,
связанном с выявлением
отличий современного
декоративного искусства от
народного традиционного, с
осознанием роли
выразительных средств в
создании декоративного
образа в конкретном материале, с пониманием
выражения «произведение
говорит языком материала» на
примере экспозиции музея,
создание дневника экскурсии.

Ориентироваться в широком разнообразии современного
декоративно-прикладного
искусства, различать по
материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику,
ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные
особенности современного
декоративно-прикладного
искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного
искусства связь конструктивного,
декоративного и изобразительного
видов деятельности, а также
неразрывное единство материала,
формы и декора.

Использовать в
речи новые
термины, связанные
с декоративноприкладным
искусством.
Объяснять отличия
современного
декоративноприкладного
искусства от
традиционного
народного
искусства.

современных художников.
Ты сам - мастер

Коллективная реализация в
конкретном материале
разнообразных творческих
замыслов.
Технология работы,
постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража.
Выполнение эскиза будущей
работы в натуральную величину.
Деление общей композиции на
фрагменты. Соединение готовых
фрагментов в более крупные
блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания:
1.Выполнение творческой
работы, в разных материалах и
техниках.
2. Участие в отчетной
выставке работ по
декоративно-прикладному
искусству на тему «Украсим
кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти,
гуашевые краски, веревки и
шпагат, клей, ленты, бусинки,
деревянные украшения
синтепон, капроновый чулок,
кусочки тканей и меха,
картон, цветная, бархатная,
гофрированная, салфеточная,
оберточная, жатая бумага и тд.

Разрабатывать, создавать эскизы
коллективных панно, витражей,
коллажей, декоративных
украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком
декоративно-прикладного
искусства, принципами
декоративного обобщения в
процессе выполнения
практической творческой работы.
Владеть практическими навыками
выразительного использования
формы, объема, цвета, фактуры и
других средств

Собирать отдельно
выполненные
детали в более
крупные блоки, т. е.
вести работу по
принципу «от
простого к
сложному».

6 класс

Тема
(тематический
раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 ч.)
Изобразительное
формирование ответственного
Приобретение опыта создания
искусство. Семья
отношения к учению, готовности художественного образа в
пространственных
и способности обучающихся к
разных видах и жанрах
искусств. Ритм
саморазвитию и самообразованию визуально-пространственных
линий. Пятно как
наоснове мотивации к обучению и искусств: изобразительных
средство
познанию
(живопись, графика,
выражения. Ритм
Развитие морального сознания и
скульптура), декоративнопятен. Цвет.
компетентности в решении
прикладных, в архитектуре и

Планируемые результаты
Ученик научиться
Ученик получит
возможность
научиться
Владеть навыком работы в
конкретном материале знать о
месте и значении
изобразительных искусств в
жизни человека и общества
Понимать взаимосвязь
реальной действительности и
ее художественного

Пользоваться
красками (гуашь и
акварель),
несколькими
графическими
материалами
(карандаш, тушь),
обладать первичными

Основы
цветоведения. Цвет
в произведениях
живописи.
Объемные
изображения в
скульптуре.
Основы языка
изображения.
. Рисунок — основа
изобразительного
творчества. Линия
и ее выразительные
возможности Ритм
линий. Пятно как
средство
выражения. Ритм
пятен. Цвет.
Основы
цветоведения. Цвет
в произведениях
живописи.
Объемные
изображения в
скульптуре.
Основы языка
изображения Ритм
пятен. Цвет.
Основы
цветоведения. Цвет
в произведениях
живописи.
Объемные
изображения в
скульптуре.
Основы языка

моральных проблем на основе
личностного выбора.
Формирование нравственных
чувств и нравственного
поведения, осознанного и
ответственного отношения к
собственным работам

дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным
образом
Освоение художественной
культуры во всем
многообразии ее видов,
жанров и стилей как
материального выражения
духовных ценностей,
воплощенных в
пространственных формах
(фольклорное художественное
творчество разных народов,
классические произведения
отечественного и зарубежного
искусства, искусство
современности

изображения в искусстве, ее
претворение в
художественный образ

навыками лепки,
уметь использовать
коллажные техники;
видеть
конструктивную
форму предмета,
владеть первичными
навыками плоского и
объемного
изображений
предмета и группы
предметов; знать
общие правила
построения головы
человека; уметь
пользоваться
начальными
правилами линейной и
воздушной
перспективы

изображения
Мир наших вещей. Натюрморт (4 ч.)
Реальность и
Приобретение опыта работы
фантазия в
различными художественными
творчестве
материалами и в разных техниках
художника.
в различных видах визуальноИзображение
пространственных искусств, в
предметного мира
специфических формах
— натюрморт.
художественной деятельности, в
Понятие формы.
том числе базирующихся на ИКТ
Многообразие
(цифровая фотография,
форм окружающего видеозапись, компьютерная
мира. Изображение графика, мультипликация и
объема на
анимация
плоскости и
линейная
перспектива.
Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в
графике. Цвет в
натюрморте.
Выразительные
возможности
натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (4 ч.)
Образ человека —
Развитие потребности в общении
главная тема в
с произведениями
искусстве.
изобразительного искусства,
Конструкция
освоение практических умений и
головы человека и
навыков восприятия,
ее основные
интерпретации и оценки
пропорции.
произведений искусства;
Изображение
формирование активного
головы человека в
отношения к традициям
пространстве.
художественной культуры как

Развитие визуальнопространственного мышления
как формы эмоциональноценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации
в художественном и
нравственном пространстве
культуры

Соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата,
Определять способы действий
в рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои действия
в соответствии с
изменяющейся ситуацией

Уметь оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения Определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией

Развитие индивидуальных
творческих способностей
обучающихся, формирование
устойчивого интереса к
творческой деятельности.
изображение портрета в
разных техниках изображения.
Использование в качестве
средств выражения
соотношения пропорций,

Определять основные виды и
жанры изобразительного
искусства, иметь
представление об основных
этапах развития портрета,
пейзажа и натюрморта в
истории искусства
Выбирать разные
художественные материалы,
художественные техники и их

Понимать взаимосвязь
реальной
действительности и ее
художественного
изображения в
искусстве, ее
претворение в
художественный
портретный образ.
Выбирать разные

Портрет в
скульптуре.
Графический
портретный
рисунок.
Сатирические
образы человека.
Образные
возможности
освещения в
портрете. Роль
цвета в портрете.
Великие
портретисты
прошлого. Портрет
в изобразительном
искусстве XX века.

смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности

Человек и пространство. Пейзаж (5 ч.)
Жанры в
Воспитание уважения к истории
изобразительном
культуры своего Отечества,
искусстве.
выраженной в архитектуре,
Изображение
изобразительном искусстве, в
пространства.
национальных образах
Правила
предметно-материальной и
построения
пространственной среды, в
перспективы.
понимании красоты человека
Воздушная
перспектива.
Пейзаж — большой
мир. Пейзаж
настроения.
Природа и
художник. Пейзаж
в русской
живописи. Пейзаж

характер освещения, цветовые
отношения при изображении с
натуры, по представлению и
по памяти; создавать
творческие композиционные
работы в разных материалах с
натуры, по памяти и по
воображению

значение в создании
художественного образа

художественные
материалы,
художественные
техники и их значение
в создании
художественного
образа

Активное изучение
произведений искусства и
аргументированно
анализировать разные уровни
своего восприятия

Организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на
основе согласования позиций и
учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.

Организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в
группе: находить
общее решение и
разрешать конфликты
на основе
согласования позиций
и учета интересов;
формулировать, аргументировать и

в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные
возможности
изобразительного
искусства. Язык и
смысл.

отстаивать свое
мнение.

7 класс

Тема
(тематический
раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Планируемые результаты
Ученик научиться
Ученик получит
возможность
научиться
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (4 ч.)
Основы
Формирование основ
Изучение основных средств
Понимать особенности
Понимать
композиции в
художественной культуры
художественной
творчества и значение в
особенности
конструктивных
обучающихся как части их общей выразительности в
отечественной культуре
творчества и значение
искусствах.
духовной культуры, как особого
изобразительном искусстве
великих русских художников- в отечественной
Гармония, контраст способа познания жизни и
(линия, пятно, тон, цвет,
пейзажистов, мастеров
культуре великих
и эмоциональная
средства организации общения;
форма, перспектива),
портрета и натюрморта;
русских художниковвыразительность
развитие эстетического,
особенности ритмической
Анализировать произведения
пейзажистов,
плоскостной
эмоционально-ценностного
организации
архитектуры и дизайна; знать
мастеров портрета и
композиции, или
видения окружающего мира;
изображенияконструировать
место конструктивных
натюрморта
«Внесём порядок в развитие наблюдательности,
основные объемноискусств в ряду пластических
Анализировать
хаос!»
способности к сопереживанию,
пространственные объекты,
искусств, их общие начала и
произведения
Прямые линии и
зрительной памяти,
реализуя при этом
специфику
архитектуры и
организация
ассоциативного мышления,
фронтальную, объемную и
дизайна; знать место
пространства.
художественного вкуса и
глубинно-пространственную
конструктивных
Цвет – элемент
творческого воображения
композицию; использовать в
искусств в ряду
композиционного
макетных и графических
пластических
творчества.
композициях ритм линий,
искусств, их общие
Свободные формы:
цвета, объемов, статику и
начала и специфику
линии и тоновые
динамику тектоники и фактур

пятна.
Буква – строка –
текст. Искусство
шрифта.
Когда текст и
изображение
вместе.
Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне.
В бескрайнем море
книг и журналов.
Многообразие
форм графического
дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 ч.)
Объект и
Воспитание российской
Формирование ответственного
пространство. От
гражданской идентичности:
отношения к учению,
плоскостного
патриотизма, любви и уважения к готовности и способности
изображения к
Отечеству, чувства гордости за
обучающихся к саморазвитию
объёмному макету. свою Родину, прошлое и
и самообразованию на основе
Взаимосвязь
настоящее многонационального
мотивации к обучению и
объектов в
народа России; осознание своей
познанию. Принцип
архитектурном
этнической принадлежности,
практических действий:
макете.
знание культуры своего народа,
конструирование и
Конструкция: часть своего края, основ культурного
моделирование
и целое. Здание как наследия народов России и
архитектурных построек.
сочетание
человечества; усвоение
различных
гуманистических, традиционных
объёмов. Понятие
ценностей многонационального
модуля.
российского общества
Важнейшие
архитектурные
элементы здания.

Видеть основные этапы
развития и истории
архитектуры и дизайна,
тенденции современного
конструктивного искусства;
конструировать объемнопространственные
композиции, моделировать
архитектурно-дизайнерские
объекты (в графике и объеме

Моделировать в своем
творчестве основные
этапы художественно
- производственного
процесса в
конструктивных
искусствах;
работать с натуры, по
памяти и
воображению над
зарисовкой и
проектированием
конкретных зданий и
вещной среды

Красота и
целесообразность.
Вещь как сочетание
объёмов и образ
времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре
и дизайне. Роль
цвета в
формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (4 ч)
Город сквозь
Объемно-пространственные
Создание с натуры и по
времена и страны.
композиции, моделировать
воображению архитектурные
Образы
архитектурно-дизайнерские
образы графическими
материальной
объекты (в графике и объеме);
материалами и др.; работать
культуры
Моделирование в своем
над эскизом монументального
прошлого.
творчестве основные этапы
произведения (витраж,
Город сегодня и
художественно мозаика, роспись,
завтра. Пути
производственного процесса в
монументальная скульптура);
развития
конструктивных искусствах;
использовать выразительный
современной
Работа с натуры, по памяти и
язык при моделировании
архитектуры и
воображению над зарисовкой и
архитектурного ансамбля
дизайна.
проектированием конкретных
Живое
зданий и вещной среды;
пространство
Воспитание уважения к истории
города. Город,
культуры своего Отечества,
микрорайон, улица. выраженной в архитектуре,
Вещь в городе и
изобразительном искусстве, в
дома. Городской
национальных образах
дизайн.
предметно-материальной и
Интерьер и вещь в
пространственной среды, в
доме. Дизайн
понимании красоты человека
пространственновещной среды
интерьера.

Уметь анализировать
произведения архитектуры и
дизайна; знать место
конструктивных искусств в
ряду пластических искусств,
их общие начала и
спецификуУмению оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

Понимать
особенности
образного языка
конструктивных видов
искусства, единство
функционального и
художественнообразных начал и их
социальную роль.
Владеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности

Природа и
архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства.
Ты – архитектор!
Замысел
архитектурного
проекта и его
осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (5 часов)
Мой дом – мой
Умение видеть и использовать в
Создание с натуры и по
Использовать разнообразные
образ жизни.
качестве средств выражения
воображению архитектурные
художественные материалы.
Скажи мне, как ты соотношения пропорций,
образы графическими
живешь, и я скажу, характер освещения, цветовые
материалами и др.; работать
какой у тебя дом.
отношения при изображении с
над эскизом монументального
Интерьер, который натуры, по представлению и по
произведения (витраж,
мы создаём.
памяти; создавать творческие
мозаика, роспись,
Пугало в огороде,
композиционные работы в разных монументальная скульптура);
или … Под шепот
материалах с натуры, по памяти и использовать выразительный
фонтанных струй.
по воображению
язык при моделировании
Мода, культура и
архитектурного ансамбля.
ты.
Создание ландшафта в виде
Композиционномакета и т.д.
конструктивные
принципы дизайна
одежды.
Встречают по
одёжке.
Автопортрет на
каждый день.
Моделируя себя –
моделируешь мир.

Использовать
разнообразные
художественные
материалы

Содержание учебного предмета, курса
5 класс (17ч)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
•
Древние корни народного искусства (4 ч.)
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного
быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
•
Связь времен в народном искусстве (4 ч.)
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа.
Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
•
Декор — человек, общество, время (4 ч)
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам
гербы и эмблемы.
•
Декоративное искусство в современном мире (5 ч)
Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер.
6 класс (17)
Изобразительное искусство в жизни человека
•
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 ч.)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
•
Мир наших вещей. Натюрморт (4 ч.)
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
•
Вглядываясь в человека. Портрет (4 ч.)
Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в
пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения
в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
•
Человек и пространство. Пейзаж (5 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж —
большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7класс (17)
«Дизайн и архитектура в жизни человека»

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (4 ч.)
•
Основы композиции в конструктивных искусствах.
•
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
•
Прямые линии и организация пространства.
•
Цвет – элемент композиционного творчества.
•
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
•
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
•
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
•
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 ч.)
•
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
•
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
•
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
•
Важнейшие архитектурные элементы здания.
•
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
•
Форма и материал.
•
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (4 ч.)
•
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
•
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
•
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
•
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
•
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
•
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
•
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (5 ч.)
•
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
•
Интерьер, который мы создаём.
•
Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.
•
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
•
Встречают по одёжке.
•
Автопортрет на каждый день.
•
Моделируя себя – моделируешь мир.
Способы контроля качества обучения.

Основным способом контроля качества усвоения программного материала является письменная контрольная работа. Кроме контрольной
работы также применяются другие способы проверки знаний, умений и навыков учащихся в виде срезовых контрольных работ,
тестирования.
Тематическое планирование
№ п/п

1
2
3
4

Темы глав и разделов учебного курса
5 класс
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Глава 1. Древние корни народного искусства
Глава 2. Связь времён в народном искусстве
Глава 3. Декор – человек, общество, время
Глава 4. Декоративное искусство в современном мире

1
2
3
4

6 класс
Раздел 2: Искусство в жизни человека
Глава 1. Виды изобразительного искусства
Глава 2. Мир наших вещей, натюрморт
Глава 3. Вглядываясь в человека, портрет
Глава 4. Человек и пространство, пейзаж

Кол-во часов

Итого

1

2

3

Итого
7 класс
Раздел 3: Дизайн и архитектура в жизни человека
Часть 1. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Глава 1. Основы композиции в конструкционных искусствах
Глава 2. Буква – строка – текст
Глава 3. Когда текст и изображение вместе
Глава 4. В бескрайнем море книг и журналов
Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Глава 1. Объект и пространство
Глава 2. Конструкции: часть и целое.
Глава 3. Красота и целесообразность
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Глава 1. Город сквозь времена и страны.
Глава 2. Город сегодня и завтра.

4 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
17ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
17ч.
4 ч.

4 ч.

4 ч.

4

Глава 3. Живое пространство города
Глава 4. Вещь в городе и дома
Глава 5. Природа и архитектура.
Глава 6. Ты – архитектор!
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Глава 1. Мой дом – мой образ жизни.
Глава 2. Мода, культура и ты.
Итого

5 ч.
17ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».