РП_география 10-11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«03» 09. 2021г.
Директор:
____________________/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География» для 10-11 классов
по ФГОС СОО

Составлено на основе программы по
географии 10 – 11 классы, авторы:
А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е. К.
Липкина. М. «Просвещение», 2011.
Программы по географии.
Предметная линия учебников
«Полярная звезда».

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по географии для 10-11 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий
для среднего общего образования.
Программа курса «География» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой главы.
Рабочая программа ориентирована на использование предметной линии учебников «Полярная звезда» 10-11 классы. Николина В.В., Алексеев А.И.,
Липкина Е.К., М: Просвещение.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 10 и 11 классах.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
раздел)

Содержание по ФГОС

Человек и
Природа и человек. Развитие
ресурсы Земли взаимоотношений природы и человека.
(10 часов)
Природопользование. Экологические
проблемы.
Классификация природных ресурсов и
обеспеченность ими отдельных стран.
Понятие о природно-ресурсном
потенциале и ресурсообеспеченности.
Классификация стран по
ресурсообеспеченности.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы.
Современная география топливных
полезных ископаемых. География рудных
и нерудных полезных ископаемых.
Обеспеченность минеральным сырьем

Основные виды деятельности
Знать особенности размещения
основных видов природных
ресурсов, их главные
месторождения и
территориальные сочетания.
Определять и сравнивать по
разным источникам информации
географические тенденции
развития природных, социальноэкономических и
геоэкологических объектов,
процессов и явлений. Оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность
отдельных стран и регионов мира.

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность
научиться
Оценка обеспеченности
Определять и
разных регионов и стран сравнивать по разным
основными видами
источникам
природных ресурсов.
информации
Особенностям
географические
размещения основных
тенденции развития
видов природных
природных,
ресурсов, их главные
социальноместорождения и
экономических и
территориальные
геоэкологических
сочетания.
объектов, процессов и
явлений; оценивать и
объяснять
ресурсообеспеченност
ь отдельных стран и

различных государств и регионов.
Металлогенетические пояса. Проблема
исчерпания запасов минерального сырья.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и
его структура. Экологические проблемы.
Лесные ресурсы. Их размещение на
планете. Обеспеченность лесными
ресурсами различных государств и
регионов. Сокращение площади лесов
планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в
жизни человека.
Неисчерпаемые ресурсы. Альтернативные
источники энергии. Ресурсы внутреннего
тепла Земли. Некоторые виды
минеральных ресурсов.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в
обеспечении человечества
разнообразными ресурсами.
Пути решения экологических проблем.
Экстенсивный и интенсивный путь.
Политическая
карта мира
(6 часов)

Политическая карта мира. Изменения на
политической карте мира в новейшее
время. Многообразие стран современного
мира и их основные группы.
Государственный строй и формы
правления и административнотерриториального устройства стран мира.
Геополитика и политическая география.
Международные организации.
Что такое ПКМ? Территория и границы
страны. Формирование ПКМ.
Количественные и качественные
изменения на ПКМ. Регионы мира и
международные организации. Их
разнообразие и виды.

регионов мира.

Знать и понимать основные
географические понятия и
термины. Сопоставлять
географические карты различной
тематики. Находить применение
географической информации,
включая карты, статистические
материалы, геоинформационные
системы и ресурсы интернета;
оценивать важнейшие социальноэкономические события
международной жизни,
геополитической и
геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах

Этапы формирования
политической карты
мира, формы правления,
государственный строй,
типологию стран на
политической карте
мира.

Составлять
развернутый план
доклада, сообщения,
строить диаграммы,
таблицы, графики на
основе статистических
данных и делать на их
основе выводы;
составлять
презентации;
участвовать в
обсуждении
проблемных вопросов.

География
населения
(9 часов)

География
мировой
экономики
(9 часов)

Численность и динамика населения мира.
Главные демографические показатели.
Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и
демографический взрыв.
Демографическая политика.
Половозрастной состав населения.
Трудовые ресурсы и экономически
активное население. Проблема
безработицы и ее географические
особенности. Расовый состав населения.
Этнический (национальный) состав
населения. Крупнейшие народы мира и
языковые семьи. Рабочие языки
ООН. Религиозный состав населения
мира. Мировые и этнические религии.
Этнорелигиозные конфликты.
Размещение населения и его миграции.
Плотность населения. География
мировых миграционных процессов.
Сельское и городское население. Формы
расселения. Сельское население.
Урбанизация как всемирный процесс, ее
особенности в развитых и развивающихся
странах. Ложная урбанизация.
Крупнейшие города мира. Агломерации и
мегалополисы.

Промышленность мира. Топливная
промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки
топлива. Страны экспортеры и страны
импортеры. Электроэнергетика.

мира, предсказывать их
возможное развитие.
Знать: численность и динамику
населения мира, отдельных
регионов и стран, их
этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве
жизни населения, основные
направления миграций; проблемы
современной урбанизации.
Определять и сравнивать по
разным источникам информации
тенденции развития природных,
социально-экономических и
геоэкологических объектов,
процессов и явлений; оценивать и
объяснять демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации
населения.

Знать географические особенности
отраслевой и территориальной
структуры мирового хозяйства,
размещения его мировых
отраслей.

Определять степень
обеспеченности крупных
регионов и стран
трудовыми ресурсами.
Определять
демографические
ситуации и особенностей
демографической
политики в разных
странах и регионах мира.
Оценивать особенности
уровня и качества
жизни населения в
разных странах и
регионах мира

Знать численность и
динамику населения
мира, отдельных
регионов и стран, их
этногеографическую
специфику; различия в
уровне и качестве
жизни населения,
основные направления
миграций; проблемы
современной
урбанизации. Уметь
определять и
сравнивать по разным
источникам
информации
географические
тенденции развития
природных, социально
- экономических и
геоэкологических
объектов, процессов и
явлений; оценивать и
объяснять
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации
населения.

Составление
характеристики
основных центров
современного мирового
хозяйства,

Знать географические
особенности
отраслевой и
территориальной
структуры мирового

Регионы и
страны
(28 часов)

Металлургия черная и цветная.
Машиностроение. Основные отрасли
машиностроения. Региональный аспект
машиностроения. Химическая и лесная
промышленность. Сельское хозяйство,
его отраслевой состав. Товарное и
потребительское сельское хозяйство.
Мировые лидеры в производстве
сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение
транспорта. Географические различия в
мировой транспортной системе.
Международные экономические
отношения. Мировая торговля.
Международные кредитно-финансовые
отношения. Научно-техническое и
производственное сотрудничество.
Свободные экономические зоны.
Международная торговля услугами.
Международный туризм. Всемирное
наследие.

Оценивать и объяснять
территориальную концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий.
Применять разнообразные
источники географической
информации для проведения
наблюдений за природными,
социально-экономическими и
геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их
изменениями под влиянием
разнообразных факторов.
Составлять комплексную
географическую характеристику,
таблицы, картосхемы, диаграммы,
модели, отражающие
географические закономерности
различных явлений и процессов,
их территориальные
взаимодействия.

типологической схемы
территориальной
структуры хозяйства
экономически развитой
и развивающейся
страны. Сравнительная
характеристика ведущих
факторов размещения
производительных сил

Общая характеристика региона.
Географическое положение. Деление на
субрегионы: Западная. Восточная,
Северная, Центральная и Южная Европа.
Природно-ресурсный потенциал
субрегионов Европы. Объекты
Всемирного
наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной
Европе.
Национальный и религиозный состав
населения. Обострение
межнациональных противоречий в ряде
стран. Особенности расселения,

Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных
стран, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации
населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений
отдельных территорий.
Составлять комплексную
географическую характеристику
стран; составлять и анализировать
таблицы, картосхемы, диаграммы,
модели, отражающие

Знать географические
особенности отраслевой
и территориальной
структуры мирового
хозяйства, размещение
его основных отраслей.
Уметь оценивать и
объяснять
территориальную
концентрацию
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных изменений

хозяйства, размещение
его основных
отраслей. Оценивать и
объяснять уровень
териториальной
концентрации
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных
изменений отдельных
территорий

Глобальные
проблемы
человечества
(6 часов)

географии городов.
Уровни и темпы урбанизации.
Крупнейшие городские агломерации
зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между
странами. Центральная ось развития.
Главные отрасли промышленности и их
география. Крупнейшие районы и
центры добывающих и обрабатывающих
отраслей. Основные типы сельского
хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и
отраслевые особенности.
Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и
экологические проблемы, экологическая
политика.
Особенности европейских субрегионов.
Истоки глобальных проблем
человечества. Систематизация
глобальных
проблем. Глобальное моделирование.
Взаимосвязи глобальных проблем:
Роль географии в решении глобальных
проблем человечества. Новые модели
цивилизации.

географические закономерности
различных явлений и процессов,
их территориальные
взаимодействия.

отдельных территорий.

Сопоставлять географические
карты различной тематики.
Находить применение
географической информации,
включая карты, статистические
материалы, геоинформационные
системы и ресурсы интернета;
оценивать важнейшие социальноэкономические события
международной жизни,
геополитической и
геоэкономической ситуации в
России, других странах и
регионах мира, предсказывать их
возможное развитие.

Приводить примеры,
показывающие роль
географической науки в
решении социальноэкономических и
геоэкологических
проблем человечества;
примеры практического
использования
географических знаний в
различных областях
деятельности

Составлять описание
природного
комплекса; выдвигать
гипотезы о связях и
закономерностях
событий, процессов,
объектов,
происходящих в
географической
оболочке

Содержание учебного предмета, курса
10 класс. (34 ч.)
Тема 1. Современная география
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: мониторинг окружающей среды, геоинформационные системы.
Тема 2. Страны современного мира
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны
переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с
переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа №1: Страны современного мира
Тема 3. География населения мира.
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов.
Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и
регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория
«демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. Этнический
(национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи.
Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой
состав населения. Половозрастные пирамиды. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические
особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки
населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.
«Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах.
Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос,
рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис. Практические
работы (обучающие, тренировочные):
- Сравнительный анализ карт народов и мировых религий;
- Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных;
- Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий;
- Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий;
- Объяснение причин миграционных процессов в Европе;
Тема 4. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее
хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и
нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и
ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных

и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема
исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Земельные
ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и
регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека.
Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные
воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль
океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных
ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии.
Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в
связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их
существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы.
Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природныересурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса,
земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция.
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран
мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная
экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и
новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старо промышленные районы. Промышленные районы
нового освоения и высоких технологий. Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая
интеграция, ТНК, НТР.
Тема 6. Характеристика отраслей мирового хозяйства
Промышленность мира и ее география. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность.
Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве
электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая,
лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития
государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав, география.
Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая
революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и
пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта.
«Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и
географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. Основные понятия: «зеленая
революция», контейнеризация, глобализация, СЭЗ.

Тема 7. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества. Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
11 класс (34 ч.)
Тема 1. Политическая карта мира
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и
делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и
островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и
республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики,
монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Тема 2. Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная
Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе.
Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии
городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами.
Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих
отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.
Их географические и отраслевые особенности.
Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в
мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химическойпромышленности.
Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный
строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и
религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы.
Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. Основные понятия: Западная, Восточная,
Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Тема 3. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их
контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население:
численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина
трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.

Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки странзарубежной Азии. Основные районы и
направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного
наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика
субрегионов. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности
естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские
агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического
роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и
география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта.
Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония.
Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и
ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности
расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев. Объекты Всемирного наследия. Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей
промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса.
Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение,
государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия.
Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные
черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии.
Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для
развития сельского хозяйства.
Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная
Азия.
Тема 4. Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.
Территория, границы,
положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в
формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и
мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные
отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства.
География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных
магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране.
Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Особая роль Калифорнии. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного
строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства

признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Основные
понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Тема 5. Латинская Америка
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы
с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень
урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской
Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и
отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии.
Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические
связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы.
Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.Бразилия.
Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и
хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры
хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и
Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты
Всемирного наследия.Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Тема 6. Африка
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты.
Особенности государственного строя.Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран
Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и
связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль
Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, основные отрасли и
районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки.
Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная
Африка. Их специфика. Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая
справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие
природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и
«белое меньшинство». Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Тема 7. Австралия и Океания (3 ч.)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.Богатство природных
ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения.
Мигранты.Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов,
особенностей населения и хозяйственного развития.

Тематическое планирование
10 класс
№

Глава
Человек и ресурсы Земли
Политическая карта мира
География населения
География мировой экономики
Итого

1
2
3
4

Количество часов
10
6
9
9
34

11 класс
№
1
2

Глава
Регионы и страны
Глобальные проблемы человечества
Итого

Количество часов
28
6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».