metodicheskie-rekomendaczii_do

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации в общеобразовательных организациях образовательной
деятельности с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
1. Общие положения
1.1.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью

установления

единых

подходов

к

деятельности

общеобразовательных

организаций и обеспечения усвоения обучающимися обязательного минимума
содержания образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
1.2.

Методические

рекомендации

разработаны

в

соответствии

со

следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012

№273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
Постановлением

Главного

государственного

Российской Федерации от 29.12.2010

врача

№ 189 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

организации

обучения

в

санитарного

требования

общеобразовательных

к

условиям

учреждениях»

и

(СанПиН

2.4.2.2821-10);
Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 17.-3.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего

общего

профессионального
программ

с

образования,
образования

применением

образовательных
и

дополнительных

электронного

обучения

программ

среднего

общеобразовательных
и

дистанционных

2

образовательных технологий»;
Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, образовательные программы
среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного
профессионального

образования

и

дополнительные

общеобразовательные

программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на
территории Российской Федерации»;
Письмом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
2. Алгоритмы действия при реализации образовательных программ
начального общего образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
2.1. Администрация образовательной организации, реализующей основные
образовательные программы общего образования:
разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об
организации дистанционного обучения, в котором определяет, в т.ч. порядок
оказания

учебно-методической

помощи

обучающимся

(индивидуальных

консультаций) и проведения текущего контроля, итогового контроля по учебным
предметам;
формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с
учебным планом по каждому предмету, предусматривая дифференциацию по
классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. При составлении
расписания следует учитывать

наличие разновозрастных детей в семьях,

стараясь максимально разводить по времени онлайн занятия для детей одной
семьи;
обеспечивает условия для педагогов по организации образовательного
процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-

3

эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях
домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного
процесса и индивидуальными учебными планами);
обеспечивает функционирование действующих официальных адресов
электронной почты образовательной организации, электронного журнала;
обеспечивает внесение корректировок в

учебные планы и рабочие

программы по предметам, предусматривающих сокращение времени учебных
занятий и акцент на освоение нового учебного материала;
информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, в т.ч. знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным предметам,
консультаций.
обеспечивает
обучающихся,

возможность

завершающих

проведения

обучение

по

промежуточной
образовательным

аттестации
программам

среднего общего образования, по предметам, не вошедшим в перечень для
государственной итоговой аттестации, или не выбранным обучающимися для
сдачи государственной итоговой аттестации по результатам завершенных
предыдущих учебных периодов (четвертей / триместров);
определяет перечень цифровых образовательных ресурсов для онлайн
взаимодействия учащихся и педагогов,

минимизировав их количество

(например, система видеоконференцсвязи Skype, интерактивная платформа
Учи.ру) и обеспечив единообразие подходов

к

их использованию при

организации учебного процесса;
определяет для приема и передачи информации только официальные
ресурсы

образовательной

организации

(например,

электронный

журнал,

электронная почта школы)
обеспечивает проведение дистанционных занятий с учетом своих условий
и технических возможностей,

ведение учета результатов образовательного

4

процесса в электронной форме;
контролирует объем учебных нагрузок и объем домашних заданий по
всем предметам,
требованиями

время нахождения за компьютером в соответствии с
СанПиН 2.4.2.2821-10. Выдаваемые офлайн задания могут не

разделяться на классную и домашнюю работу.
2.2. Классный руководитель:
организует ежедневный мониторинг обучающихся дистанционно и
заболевших (тех, кто не может приступить к обучению в дистанционном
формате);
осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками;
организует классные часы с учащимися класса по актуальным вопросам
дистанционного обучения.
2.3. Учителя по предметам:
своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического
планирования с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных
программ в полном объеме;
применяют

разнообразные

формы

самостоятельной

работы

и

дистанционного обучения;
своевременно отправляют задания обучающимся, размещают информацию
об изучаемой теме, домашнем задании на официальном сайте и/или в
электронном журнале (дневнике): АВЕРС, «Dnevnik.ru» и др., дают материалы
(или ссылки на ресурсы) для проведения тестирования и/или практической
оценки знаний;
оценивают работу обучающихся и информируют родителей (законных
представителей) об итогах учебной деятельности их детей, при этом в период
дистанционного обучения рекомендуется увеличить для обучающихся срок
сдачи домашнего задания, не давать учебные и проверочные задания,
ограниченные по времени выполнения.
2.4. Родители (законные представители):

5

контролируют выполнение ребенком самостоятельной работы с учебным
материалом, организуемой в соответствии с программой;
при необходимости оказывают техническую поддержку своим детям.
поддерживают систематическую связь обучающегося с

классным

руководителем посредством контактных телефонов и интернет-сервисов, в том
числе при проведении онлайн собраний для родителей.
3. Особенности дистанционного обучения в начальной школе
3.1. В начальной школе обучающиеся не имеют навыков самостоятельной
работы

с

компьютером,

поэтому

родители

обеспечивают

техническую

поддержку своему ребенку:
получают материалы заданий по электронной почте, через электронный
журнал или официальный сайт,
запускают видеоуроки в сети интернет,
открывают конкретные интерактивные задания на цифровой платформе,
отправляют задания учителю на проверку;
помогают детям организовать работу и распределить время в течение дня с
учетом самостоятельной работы ребенка, совместной работы ребенка и родителя
(например, онлайн-консультации учителей).
3.2. Для повышения мотивации обучающихся начальной школы на
дистанционном уроке можно использовать персонажи, квест-игры, игр-бродилки
и.т.п., включать видеофрагменты, аудиозапись и т.п., использовать задания,
связанные с решением жизненных задач, включать разнообразные виды
деятельности (нарисовать, придумать схему, обозначить порядок действий,
подобрать иллюстрацию).
4. Система взаимодействия участников образовательных отношений
для решения вопросов по дистанционному обучению
4.1. В целях взаимодействия родителей с педагогическими работниками
классный руководитель организует родительские собрания не реже 1 раза в

6

неделю. На данные собрания возможно приглашать учителей по предметам для
оперативного решения возникающих вопросов и консультирования по предмету.
4.2. Администрация

образовательной организации регулярно не реже

одного раза в неделю проводит педагогические советы по актуальным вопросам
дистанционного обучения.
4.3.

Министерство

образования

проводится областной педсовет
организаций по

Кировской

области

еженедельно

с руководителями общеобразовательных

вопросам организации образовательной деятельности с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.

7

Приложение
к методическим рекомендациям
по организации образовательной
деятельности в общеобразовательных
организациях с применением
электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий

Модели организации дистанционного обучения
Модель

1.

Реализация

дистанционного

обучения

в

условиях

отсутствия доступа к сети интернет у обучающихся.
1. Педагог формирует задание по учебному предмету
новый материал (лекции, карты, схемы, задания, рисунки, таблицы,
инструкции для ученика и др.);
инструкции для родителей, в том числе правильные решения и ответы на
задания;
задания для самостоятельной работы ученика.
2. Педагог передает задание для обучающихся классному руководителю
либо администрации образовательной организации.
3. Классный руководитель либо администрация формирует задания для
каждого обучающегося по всем предметам в соответствии с расписанием.
4. Администрация обеспечивает передачу обучающимся и последующий
сбор домашних заданий. Варианты передачи могут быть следующими:
непосредственно в школе (на вахте родителям), принести на дом (почтовый
ящик), через электронную почту администрации сельского поселения, по
телефону, транспортными средствами. Важно продумать систему передачи для
каждого ученика.
5. Администрация продумывает и обеспечивает консультирование и
обратную связь для каждого ученика. Администрация осуществляет общий

8

контроль за процессом обучения, соблюдением требований СанПиНа в плане
нагрузки на ученика.
6. После получения выполненных обучающимися заданий администрация
передает их классному руководителю или непосредственно педагогу по
предмету.
7. Педагог
письменную

осуществляет

оценку,

их

проверку,

комментарии,

выставляет

рекомендации,

при

отметки,

дает

необходимости

консультирует обучающихся и их родителей по телефону.
8. Необходимо грамотно организовать работу с родителями, роль которых
в осуществлении дистанционного обучения существенно возрастает в плане
осуществления контроля за получением, выполнением и последующей передачей
выполненных заданий.
Модель 2. Реализация дистанционного обучения при наличии доступа
к сети интернет у обучающихся
При наличии интернета каждая образовательная организация определяет
для себя набор дистанционных образовательных технологий и принцип
организации электронного обучения. При этом следует опираться на опыт школ
и педагогов, сформировавшуюся систему организации дистанта (при наличии) в
соответствии с техническими возможностями.
При организации дистанционного обучения важно организовать обучение
педагогов в коллективе, особенно, если подразумевается применение достаточно
сложных в техническом плане ресурсов.
Модель 2.1. Организация дистанционного обучения с применением
официальной электронной почты, официального сайта образовательной
организации,

электронного

журнала

(по

выбору

образовательной

организации).
1.

Педагог формирует пакет материалов по своему предмету и

пересылает их обучающимся.

9

В случае использования официальной электронной почты можно создать
электронные ящики на отдельные параллели или классы для уменьшения списка
рассылки и упрощения сортировки писем от обучающихся.
Для размещения задания и консультирования можно на официальном
сайте создать отдельный раздел или форум с предметными темами, в котором
ежедневно размещать домашние задания (обязательно с инструкцией по их
выполнению) для обучающихся школы.
В случае использования электронного журнала все задания, которые
учитель выдает классу, каждый ученик видит в своем аккаунте.
Обучающиеся выполняют задания, пересылают их в электронном

2.

виде учителю.
В случае использования официальной электронной почты обучающийся
отправляет выполненные задания на почту своей параллели.
При использовании электронного журнала обучающийся отправляет
выполненные задания либо, прикрепляя их как файл в домашнее (если это
позволяет журнал), либо личным сообщением или по электронной почте
параллели.
3.

Педагог осуществляет проверку выполненных заданий, выставляет

отметки в электронный журнал и дает письменную оценку, комментарии,
рекомендации.
Модель 2.2. Организация дистанционного обучения с применением
онлайн-трансляций
1. Взаимодействие участников образовательных отношений в режиме
реального

времени

можно

организовать

посредством

ВКС-технологий,

например, Skype, Zoom.
Администрация составляет расписание онлайн-занятий, создает условия
для проведения онлайн-трансляций.
В

назначенное

время

по

расписанию

подключаются к видеотрансляции из дома.

все

обучающиеся

класса

10

Педагог в течение 10-15 минут ведет занятие, в конце этого периода
предлагает обучающимся задание.
Обучающиеся в режиме офлайн выполняют его в отведенное время.
Затем педагог снова выходит на связь и вместе с обучающимися
обсуждение и проверка выполненного задания.
2. В самом простом варианте это может быть прямая трансляция. Дети
видят педагога, который может перед камерой демонстрировать необходимые
пособия, дидактические материалы или делать записи на доске (крупно и четко).
3. В режиме онлайн-трансляций можно организовать не только проведение
уроков, но и проведение консультаций, родительских собраний.
Модель 2.3. Организация дистанционного обучения с использованием
цифровых платформ.
Взаимодействие

участников

образовательных

отношений

можно

организовать с использованием цифрой платформы (системы дистанционного
обучения) как рекомендованной Министерством просвещения, наполненной
готовыми заданиями по предметам для обучающихся разных классов, так и
системы

дистанционного

обучения,

наполнение

которой

необходимыми

материалам по предмету обеспечивает непосредственно педагог.
1.

Администрация определяет систему дистанционного обучения.

2.

Администрация организует обучение педагогов работе в данной

системе.
3.

Педагог либо подбирает заданий из предложенных на платформе,

либо формирует материалы курса по своему предмету и загружает их в систему
дистанционного обучения (по модулям, предусмотрев контрольные задания).
4.

Обучающийся изучает материал и выполняет задания в системе

дистанционного обучения.
5.

Педагог видит выполненные задания, проверяет их, комментирует,

дает рекомендации, выставляет оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».