РП по Химии 10-11 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«Естественно- математическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/ Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор: _____________
/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Химия» для 10-11 класса
по ФГОС СОО
Составлена на основе государственной
программы
Учебник Ф.Г.Фельдман, Г.Е.Рудзитис.
Составитель В.Е.Морозов,
зав. кафедрой естественно-научного
образования ВГАПК РО.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по химии для 10-11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей программе
по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
среднего общего образования.
Программа курса «Химия» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов, в том числе: в 10 кл. - 34ч., 11 кл. - 34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. для 10 и 11 классов общеобразовательных
учреждений / Химия. – М.: Просвещение.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса

Тема
(тематический
раздел)
Основные
положения
теории
химического
строения
органических
соединений
А.М.Бутлерова

Алканы

Содержание по ФГОС

Появление и развитие органической
химии как науки. Предмет
органической химии. Место и
значение органической химии в
системе естественных наук.
Химическое строение как порядок
соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные
положения теории химического
строения органических соединений
А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
органической молекулы. Кратность
химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и
изомеры. Понятие о функциональной
группе. Принципы классификации
органических соединений.
Систематическая международная
номенклатура и принципы
образования названий органических
соединений.
Алканы. Строение молекулы метана.
Гомологический ряд алканов.
Гомологи. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств.
Химические свойства (на примере
метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования
как способы получения важнейших
соединений в органическом синтезе.

Основные виды
деятельности

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит
возможность научиться
В системе естественнораскрывать на примерах роль
иллюстрировать на
научного образования химия химии в формировании
примерах становление
как учебный предмет
современной научной картины и эволюцию
занимает важное место в
мира и в практической
органической химии
познании законов природы,
деятельности человека;
как науки на различных
формировании научной
демонстрировать на примерах
исторических этапах ее
картины мира, химической
взаимосвязь между химией и
развития;
грамотности, необходимой
другими естественными
использовать методы
для повседневной жизни,
науками;
научного познания при
навыков здорового и
раскрывать на примерах
выполнении проектов и
безопасного для человека и
положения теории
учебноокружающей его среды
химического строения
исследовательских
образа жизни, а также в
А.М. Бутлерова;
задач по изучению
воспитании экологической
понимать физический смысл
свойств, способов
культуры, формировании
Периодического закона
получения и
собственной позиции по
Д.И. Менделеева и на его
распознавания
отношению к химической
основе объяснять зависимость органических веществ;
информации, получаемой из свойств химических элементов объяснять природу и
разных источников.
и образованных ими веществ
способы образования
Успешность изучения
от электронного строения
химической связи:
учебного предмета связана с атомов;
ковалентной (полярной,
овладением основными
объяснять причины
неполярной), ионной,
понятиями химии,
многообразия веществ на
металлической,
научными фактами,
основе общих представлений
водородной – с целью
законами, теориями,
об их составе и строении;
определения
применением полученных
применять правила
химической активности
знаний при решении
систематической
веществ;
практических задач.
международной номенклатуры устанавливать
В соответствии с ФГОС
как средства различения и
генетическую связь
СОО химия может изучаться идентификации веществ по их между классами
на базовом и углубленном
составу и строению;
органических веществ
уровнях.
составлять молекулярные и
для обоснования

Алкены

Алкадиены и
каучуки

Алкины

Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности
и быту. Нахождение в природе и
применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена.
Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного
скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на
примере этилена): реакции
присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ
получения функциональных
производных углеводородов, горения.
Полимеризация этилена как основное
направление его использования.
Полиэтилен как крупнотоннажный
продукт химического производства.
Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об
алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация
дивинила (бутадиена-1,3) как способ
получения синтетического каучука.
Натуральный и синтетический
каучуки. Вулканизация каучука.
Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы
ацетилена. Гомологический ряд
алкинов. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические
свойства (на примере ацетилена):
реакции присоединения

Изучение химии на базовом
уровне ориентировано на
обеспечение
общеобразовательной и
общекультурной подготовки
выпускников.
Содержание базового курса
позволяет раскрыть ведущие
идеи и отдельные
положения, важные в
познавательном и
мировоззренческом
отношении: зависимость
свойств веществ от состава
и строения;
обусловленность
применения веществ их
свойствами; материальное
единство неорганических и
органических веществ;
возрастающая роль химии в
создании новых лекарств и
материалов, в экономии
сырья, охране окружающей
среды.
Изучение химии на
углубленном уровне
предполагает полное
освоение базового курса и
включает расширение
предметных результатов и
содержания,
ориентированное на
подготовку к последующему
профессиональному
образованию; развитие

структурные формулы
органических веществ как
носителей информации о
строении вещества, его
свойствах и принадлежности к
определенному классу
соединений;
характеризовать органические
вещества по составу, строению
и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи
между данными
характеристиками вещества;
приводить примеры
химических реакций,
раскрывающих характерные
свойства типичных
представителей классов
органических веществ с целью
их идентификации и
объяснения области
применения;
прогнозировать возможность
протекания химических
реакций на основе знаний о
типах химической связи в
молекулах реагентов и их
реакционной способности;
использовать знания о составе,
строении и химических
свойствах веществ для
безопасного применения в
практической деятельности;
приводить примеры
практического использования
продуктов переработки нефти

принципиальной
возможности
получения
органических
соединений заданного
состава и строения;
устанавливать
взаимосвязи между
фактами и теорией,
причиной и следствием
при анализе
проблемных ситуаций
и обосновании
принимаемых решений
на основе химических
знаний.

Арены

Спирты

(галогенирование, гидрирование,
гидратация, гидрогалогенирование) как
способ получения полимеров и других
полезных продуктов. Горение
ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для
сварки и резки металлов. Применение
ацетилена.
Арены. Бензол как представитель
ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола.
Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как
способ получения химических средств
защиты растений, присоединения
(гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола.
Реакция горения. Применение бензола.
Спирты.Классификация,
номенклатура, изомерия спиртов.
Метанол и этанол как представители
предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с
натрием как способ установления
наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ
получения растворителей,
дегидратация как способ получения
этилена. Реакция горения: спирты как
топливо. Применение метанола и
этанола. Физиологическое действие
метанола и этанола на организм
человека. Этиленгликоль и глицерин
как представители предельных
многоатомных спиртов. Качественная

индивидуальных
способностей обучающихся
путем более глубокого, чем
это предусматривается
базовым курсом, освоения
основ наук, систематических
знаний; умение применять
полученные знания для
решения практических и
учебно-исследовательских
задач в измененной,
нестандартной ситуации;
умение систематизировать и
обобщать полученные
знания. Изучение предмета
на углубленном уровне
позволяет сформировать у
обучающихся умение
анализировать,
прогнозировать и оценивать
с позиции экологической
безопасности последствия
бытовой и
производственной
деятельности человека,
связанной с получением,
применением и
переработкой веществ.

и природного газа,
высокомолекулярных
соединений (полиэтилена,
синтетического каучука,
ацетатного волокна);
проводить опыты по
распознаванию органических
веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров,
глюкозы, крахмала, белков – в
составе пищевых продуктов и
косметических средств;
владеть правилами и приемами
безопасной работы с
химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость
скорости химической реакции
и смещения химического
равновесия от различных
факторов с целью определения
оптимальных условий
протекания химических
процессов;
приводить примеры гидролиза
солей в повседневной жизни
человека;
приводить примеры
окислительновосстановительных реакций в
природе, производственных
процессах и
жизнедеятельности
организмов;
приводить примеры
химических реакций,

Фенол

Альдегиды

Карбоновые
кислоты

реакция на многоатомные спирты и ее
применение для распознавания
глицерина в составе косметических
средств. Практическое применение
этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола. Химические свойства:
взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом.
Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид)
и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных
альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала»,
взаимодействие с гидроксидом меди
(II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в
промышленных сточных водах.
Токсичность альдегидов. Применение
формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная
кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства (на примере
уксусной кислоты): реакции с
металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как
подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция
этерификации как способ получения
сложных эфиров. Применение
уксусной кислоты. Представление о
высших карбоновых кислотах.

раскрывающих общие
химические свойства простых
веществ – металлов и
неметаллов;
проводить расчеты на
нахождение молекулярной
формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его
относительной плотности и
массовым долям элементов,
входящих в его состав;
владеть правилами
безопасного обращения с
едкими, горючими и
токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
осуществлять поиск
химической информации по
названиям, идентификаторам,
структурным формулам
веществ;
критически оценивать и
интерпретировать химическую
информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой
информации, ресурсах
Интернета, научнопопулярных статьях с точки
зрения естественно-научной
корректности в целях
выявления ошибочных
суждений и формирования
собственной позиции;
представлять пути решения
глобальных проблем, стоящих
перед человечеством:

Сложные
эфиры и жиры.

Углеводы.

Сложные эфиры и жиры. Сложные
эфиры как продукты взаимодействия
карбоновых кислот со спиртами.
Применение сложных эфиров в
пищевой и парфюмерной
промышленности. Жиры как сложные
эфиры глицерина и высших
карбоновых кислот. Растительные и
животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на
основании их непредельного
характера. Применение жиров.
Гидролиз или омыление жиров как
способ промышленного получения
солей высших карбоновых кислот.
Мылá как соли высших карбоновых
кислот. Моющие свойства мыла
Классификация углеводов.
Нахождение углеводов в природе.
Глюкоза как альдегидоспирт.
Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и
целлюлоза как биологические
полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на
крахмал и ее применение для
обнаружения крахмала в продуктах
питания). Применение и
биологическая роль углеводов.
Понятие об искусственных волокнах
на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических
соединений. Генетическая связь между
классами органических соединений.
Типы химических реакций в

экологических,
энергетических, сырьевых, и
роль химии в решении этих
проблем.

Аминокислоты
и белки

Теоретические
основы химии.
Строение
вещества.

органической химии.
Состав и номенклатура.
Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная
связь. Биологическое значение αаминокислот. Области применения
аминокислот. Белки как природные
биополимеры. Состав и строение
белков. Химические свойства белков:
гидролиз, денатурация. Обнаружение
белков при помощи качественных
(цветных) реакций. Превращения
белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
Современная модель строения атома.
Электронная конфигурация атома.
Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических
элементов (s-, p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических
уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств
элементов и их соединений по
периодам и группам. Электронная
природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая, водородная) и
механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные
вещества. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная,

овладение приемами работы
с информацией химического
содержания, представленной
в разной форме ( в виде
текста, формул, графиков,
табличных данных, схем,
фотографий и др.);
создание основы для
формирования интереса к
расширению и углублению
химических знаний и
выбора химии как
профильного предмета при
переходе на ступень
среднего (полного) общего
образования, а в
дальнейшем и в качестве
сферы своей
профессиональной
деятельности

Виды
химической
связи,
кристаллическ
ие решетки.

Химические
реакции

Дисперсные
системы.

Окислительновосстановитель
ные реакции.

ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Скорость
реакции, ее зависимость от различных
факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих
веществ, температуры, площади
реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном
производстве. Обратимость реакций.
Химическое равновесие и его
смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или
продуктов реакции, давление,
температура) для создания
оптимальных условий протекания
химических процессов.
Реакции в растворах электролитов. рH
раствора как показатель кислотности
среды. Гидролиз солей. Значение
гидролиза в биологических обменных
процессах. Окислительновосстановительные реакции в природе,
производственных процессах и
жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные
свойства простых веществ – металлов
главных и побочных подгрупп (медь,
железо) и неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния. Коррозия
металлов: виды коррозии, способы

Химия и жизнь.

защиты металлов от коррозии.
Электролиз растворов и расплавов.
Применение электролиза в
промышленности.
Научные методы познания в химии.
Источники химической информации.
Поиск информации по названиям,
идентификаторам, структурным
формулам. Моделирование
химических процессов и явлений,
химический анализ и синтез как
методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства,
ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы,
связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные
привычки и факторы, разрушающие
здоровье (курение, употребление
алкоголя, наркомания). Рациональное
питание. Пищевые добавки. Основы
пищевой химии.
Химия в повседневной жизни.
Моющие и чистящие средства.
Средства борьбы с бытовыми
насекомыми: репелленты,
инсектициды. Средства личной
гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство.
Минеральные и органические
удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные
источники углеводородов. Природный

освоения основной
образовательной программы
основного общего
образования являются:
осознание объективной
формирование умений
устанавливать связи между
реально наблюдаемыми
химическими явлениями и
процессами,
происходящими в
микромире атомов и
молекул, объяснять
причины многообразия
веществ, зависимость их
свойств от состава и
строения, а также
обусловленность
применения веществ
особенностями их свойств;
приобретение опыта
применения химических
методов изучения веществ и
их превращений:
наблюдение за свойствами
веществ, условиями
протекания химических
реакций; проведение опытов
и несложных химических
экспериментов с
использованием
лабораторного

-осознавать значение
теоретических знаний
для практической
деятельности
человека’,
-описывать изученные
объекты как системы,
применяя логику
системного анализа;
-применять знания о
закономерностях
периодической системы химических
элементов для
объяснения и
предвидения свойств
конкретных веществ;
-развивать
информационную
компетентность
посредством
углубления знаний об
истории становления
химической науки, её
основных понятий,
периодического закона
как одного из
важнейших законов
природы, а также о

и попутный нефтяной газы, их состав
и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана
окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные
источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент.
Бетон. Подбор оптимальных
строительных материалов в
практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое
загрязнение окружающей среды и его
последствия. Охрана гидросферы,
почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.

оборудования и приборов;
умение оказывать первую
помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах,
связанных с веществами и
лабораторным
оборудованием;
Нахождение молекулярной
формулы органического
вещества по его плотности и
массовым долям элементов,
входящих в его состав, или
по продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли
(массы) химического
соединения в смеси.
Расчеты массы (объема,
количества вещества)
продуктов реакции, если
одно из веществ дано в
избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или
объемной доли выхода
продукта реакции от
теоретически возможного.
Расчеты теплового эффекта
реакции.
Расчеты объемных
отношений газов при
химических реакциях.
Расчеты массы, объёма и т.д.

Содержание учебного предмета, курса

современных
достижениях науки и
техники.

Химия. Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования
как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи
в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как
способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и
резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной
связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция
с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как
топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин
как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере
уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими
кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших
карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в
пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление
жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие
свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз
сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с
йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие
об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в
органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в
организме. Биологические функции белков.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Примерные темы практических работ
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.
Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических
процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как
показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых
веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов.
Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание.
Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства
личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти
и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Примерные темы практических работ
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Теоретические основы органической химии
Предельные углеводороды - алканы
Непредельные углеводороды
Ароматические углеводороды
Природные источники углеводородов
Спирты и фенолы
Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты
Сложные эфиры. Жиры Углеводы.
Итого

Количество часов
4
6
6
4
4
3
5
2
34

11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Важнейшие понятия и законы
Строение вещества
Химические реакции
Растворы
Электрохимическая реакция
Металлы
Неметаллы
Химия и жизнь
Итого

Количество часов
5
5
5
4
4
5
4
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».