РП по Русскому языку 10-11 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 класса
по ФГОС СОО

Составлена на основе программы к
учебнику «Русский язык 10 - 11
классы» под редакцией Н.Г.
Гольцовой, И. В. Шамшина, М.А.
Мищериной
Москва, «Русское слово»,
2020 год.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по русскому языку для 10-11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий
для среднего общего образования.
Программа курса «Русский язык» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой главы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов за весь период обучения. В том числе: в 10 кл.- 34 ч., в 11 кл. – 34 ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина (М.:Русское слово)
Тема
(тематический
раздел)
Общие сведения о
языке

Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Содержание по ФГОС
Основные виды
Планируемые результаты
деятельности
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Русский язык - хранитель
Выразительное чтение использовать языковые
иметь представление об
истории и духовной культуры
текста вступительной
средства адекватно цели
историческом развитии русского
народа.
статьи;
общения и речевой ситуации;
языка и истории русского
Язык и общество. Язык
Составление сложного
языкознания;
и культура.
плана;
использовать при работе с
Взаимосвязь языка и
Подготовка и
отличать язык художественной
текстом
разные
виды
чтения
культуры, отражение
представление
литературы от других
(поисковое, просмотровое,
культуры в языке. Русский
публичного
разновидностей современного
ознакомительное, изучающее,
язык в современном мире.
выступления в виде
русского языка;
реферативное)
и
аудирования
Русский язык в Российской
презентации;
(с полным пониманием текста, распознавать уровни и единицы
Федерации. Русский язык в
оценивание устных и
с пониманием основного
языка в предъявленном тексте и
кругу языков народов России.
письменных
содержания,
с
выборочным
видеть взаимосвязь между ними;
Литературный язык и язык
высказываний на
художественной литературы.
основе текстов с точки извлечением информации);
комментировать авторские
Понятие о системе языка, его
зрения языкового
высказывания на различные
единицах и уровнях,
оформления,
темы (в том числе о богатстве и
взаимосвязях и отношениях
уместности,
выразительности русского
единиц разных уровней языка.
эффективности

Лексика.
Фразеология.
Лексикография.

Языковая система и ее
основные особенности.
Основные виды языковых норм.
Лексические нормы.
Употребление слова в строгом
соответствии с его лексическим
значением – важное условие
речевого общения.
Нормативные словари
современного русского языка.
Толковый словарь.
Значение слова. Однозначность
и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные
средства языка. Омонимы и их
употребление в речи. Паронимы
и их употребление в речи.
Нормативные словари
современного русского языка.
Словарь омонимов, паронимов.
Синонимы и их употребление в
речи. Нормативные словари
современного русского языка.
Словари синонимов. Выбор из
синонимического ряда нужного
слова с учетом его значения и
стилистических свойств.
Антонимы и их употребление.
Нормативные словари. Словари
антонимов. Происхождение
лексики современного русского
языка. Устаревшая лексика.
Неологизмы. Окказиональные
слова. Формы существования
русского национального языка
(литературный язык,
просторечие, народные говоры,

достижения
поставленных
коммуникативных
задач;

языка);

работа с книгой,
текстом;
беседа;
самостоятельная
работа
анализ языковых
единиц с точки зрения
правильности,
точности и уместности
их употребления;
разные виды разбора
(лексический,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный,
лингвистический,
лексикофразеологический,
речеведческий);
Словарный диктант с
дополнительным
заданием;
Работа со словарем;
Запись в тетради
основных способов
возникновения
переносного значения
слова;
Анализ проблемных
учебных ситуаций

использовать знания о формах
русского языка (литературный
язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;

использовать синонимические
ресурсы русского языка для
более точного выражения мысли
и усиления выразительности
речи;

комментировать авторские
высказывания на различные
сознательно использовать
темы (в том числе о богатстве и
изобразительно-выразительные выразительности русского
средства языка при создании
языка);
текста в соответствии с
использовать основные
выбранным профилем
нормативные словари и
обучения;
справочники для расширения
словарного запаса и спектра
анализировать текст с точки
используемых языковых средств;
зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и
второстепенной информации,
определять его тему, проблему
и основную мысль;

Фонетика. Графика.
Орфоэпия.

Морфемика и
словообразование.

профессиональные
разновидности, жаргон, арго).
Фразеология. Фразеологические
единицы, их употребление.
Фразеологические словари.
Звуки и буквы. Фонетический
разбор слова. Орфоэпические
(произносительные и
акцентологические) нормы.
Роль орфоэпии в устном
общении. Основные нормы
современного литературного
произношения: произношение
безударных гласных звуков,
некоторых согласных,
сочетаний согласных.
Произношение некоторых
грамматических форм.
Особенности произношения
иноязычных слов, а также
русских имен и отчеств. Нормы
ударения в современном
русском языке. Допустимые
варианты произношения и
ударения.
Состав слова. Корневая
морфема. Аффиксальные
морфемы.
Морфемный разбор слова.
Исторические изменения в
морфемном составе слова.
Словообразование.
Морфологические и
неморфологические способы
словообразования.
Словообразовательный разбор
слова. Омонимичные части

Фонетический,
орфоэпический разбор
слова;
Упражнение;
Анализ проблемных
учебных ситуаций;
Самостоятельная
работа с учебником;
Разные виды диктанта

соблюдать в речевой практике
основные орфоэпические,
лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические и
пунктуационные нормы
русского литературного языка;

использовать основные
нормативные словари и
справочники для расширения
словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;

Морфемный,
словообразовательный
разбор слова;
Исследование;
Практикум;
Самостоятельная
работа;
Работа с книгой;
Подготовка
выступлений и
докладов с
использованием

Работать со
словообразовательным
словарём;

Делать морфемный анализ слова;

Определять корневую морфему,
аффиксальные морфемы,
производную–непроизводную
основу, простые, сложные,
производящие основы,
синонимию и антонимию
аффиксов.

осуществлять речевой
самоконтроль;

Овладевать умениями опознавать,
анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые
явления и факты с учетом их
различных интерпретаций; в
необходимых случаях давать
исторический комментарий
к языковым явлениям

разнообразных
источников
информации;
Анализ проблемных
учебных ситуаций;
Работа с учебником;
Составление
сравнительной
таблицы;
Самостоятельная
работа;
Морфемный разбор
слов;
Анализ графиков,
таблиц, схем;
Упражнение
Разделы русской орфографии и Анализ проблемных
основные принципы написания. учебных ситуаций;
Правописание морфем.
Самостоятельная
Правописание проверяемых и
работа с учебником;
непроверяемых безударных
Морфологический
гласных в корне слова.
разбор слова;
Правописание морфем.
Орфографический
Правописание чередующихся
анализ;
гласных в корне слова.
Упражнение;
Правописание морфем.
Выполнение работ
Употребление гласных после
практикума;
шипящих: в корне слова, в
Комментированное
суффиксе, в окончании.
письмо;
Правописание морфем.
Орфографическая
Употребление гласных после Ц: работа.
в корне слова, в суффиксе, в
Составление
окончании. Употребление букв орфографических,
упражнений, словарных
Э, Е, Ё в различных морфемах.
диктантов самими
Правописание морфем.
Правописание звонких и глухих учащимися основные
принципы русской
согласных. Правописание
слова. Формообразование.

Морфология и
орфография.

орфографии:

Использовать основные
принципы русской орфографии:
фонетический, морфемный,
морфологический,
традиционный;
соотносить орфограммы с
основными принципами
орфографии.;
применять в практике письма
нормы правописания приставок

совершенствовать
орфографические умения и
навыки на основе знаний о
нормах русского литературного
языка;
опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом
их различных интерпретаций

Самостоятельные
части речи. Имя
существительное.

непроизносимых согласных
сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,
СТЧ, ЗДЧ. Правописание
двойных согласных.
Правописание морфем.
Правописание гласных и
согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Буквы Ы, И после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и
строчных букв. Правила
переноса слов
Имя существительное как часть
речи. Морфологический разбор
имени существительного.
Правописание морфем.
Правописание падежных
окончаний имён
существительных.
Правописание морфем.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Правописание сложных имён
существительных.

фонетический,
морфемный,
морфологический,
традиционный

Морфологический
разбор слова;
Выполнение работ
практикума;
Самостоятельная
работа;
Морфологический
разбор имен
существительных;
Дифференцированное
задание.
Практикум
Образование форм
падежа мн.ч., ТВ. и ПР.
от данных сущ. и
устранение недочетов в
их употреблении.

Различать самостоятельные и
служебные части речи, их
признаки; порядок
морфологического разбора всех
частей речи;
делать морфологический разбор.

Знать лексические,
морфологические и синтаксические
признаки имени сущ.; условия
выбора гласных в окончаниях сущ.,
условия слитного и дефисного
написания сложных сущ.;
выполнять морфологический
разбор сущ.; писать сущ. в
соответствии с орфографическими
нормами; создавать устное
монологическое высказывание на
лингвистическую тему.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть
речи. Морфологический разбор
имени прилагательного.
Правописание морфем.
Правописание окончаний имен
прилагательных. Правописание
суффиксов имён
прилагательных. Правописание
морфем. Правописание Н и НН
в суффиксах прилагательных,
образованных от
существительных.
Правописание сложных имён
прилагательных.

Выполнение работ
практикума;
Морфологический
разбор имен
прилагательных;
Аналитическая работа;
Словообразовательная
работа;
Развитие речи
Выразительное чтение;

Имя числительное.

Имя числительное как часть
речи. Морфологический разбор
имени числительного.
Склонение имён числительных.
Правописание имён
числительных. Употребление
имён числительных в речи.

Выполнение заданий
по классификации
понятий;
Самостоятельная
работа с учебником;
Морфологический
разбор числительных

Местоимение.

Местоимение как часть речи.
Морфологический разбор
местоимения. Правописание
местоимений.

Индивидуальная
работа по карточкам;
Морфологический
разбор;
Работа с учебником.

Глагол и его формы.

Глагол как часть речи.
Морфологический разбор
глагола. Правописание
глаголов. Причастие как
глагольная форма.

Выполнение работ
практикума;
Дифференцированное
задание;
Подготовка

Определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки имени
прилагательного.; разряды
прилагательных.; условия выбора
гласных в окончаниях, суффиксах
прилагательных., условия
слитного и раздельного написания
сложных прилагательных.

выполнять морфологический разбор
прилагательного.; писать
прилагательные. в соответствии с
орфографическими нормами;
создавать монологическое
высказывание в форме отзыва;
анализировать
ИВС в тексте.

Определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки имени
числительного; основные разряды
числительных;
особенности склонения и
употребления числительных;
условия написания Ь в середине и
на конце числительных.
Определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки
местоимения;
основные лексикограмматические разряды
местоимений;
стилистические и
грамматические особенности
употребления местоимений.
Определять лексический,
морфологические и
синтаксические признаки глагола;
основные грамматические
категории и формы глаголов,
правила правописания суффиксов

выполнять морфологический разбор
числительных;
писать числительные в
соответствии с орфографическими
нормами.

Решение тестовых
заданий;

выполнять морфологический разбор
местоимений;
писать местоимения в соответствии
с орфографическими нормами

выполнять морфологический разбор
глаголов;
определять способы
словообразования и
формообразования
глаголов;

Наречие. Слова
категории состояния.

Морфологический разбор
причастия. Образование
причастий. Правописание
морфем. Правописание Н и НН
в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная
форма. Образование
деепричастий.
Морфологический разбор
деепричастия.

выступлений и
докладов с
использованием
разнообразных
источников
информации;
Работа с учебником;
Словарный диктант;
Самостоятельная
работа;
Выборочный диктант;
Выполнение работ
практикума;
Самостоятельная
работа;
Составление таблицы;
Морфологический
разбор деепричастия;
Анализ графиков,
таблиц, схем

и окончаний глаголов;
условия употребления Ь в
глаголах;
определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки
причастия; признаки глагола и
прилагательного у причастия;
способы образования причастий;
правила правописания суффиксов
причастий; особенности перехода
причастий в прилагательные и
существительные; условия
написания Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных;
определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки
деепричастия;
способы образования
деепричастий и особенности их
перехода в наречия и
производные предлоги.

писать глаголы в соответствии с
орфографическими нормами;

Наречие как часть речи.
Морфологический разбор
наречия. Правописание
наречий. Слова категории
состояния. Морфологический
разбор слов категории
состояния.

Работа с учебником;
Самостоятельная
работа;
Дифференцированное
задание

Определять лексические,
морфологические и
синтаксические признаки
наречия; лексико грамматические разряды наречий;
условия слитного, раздельного и
дефисного написания наречий;
условия выбора гласных в конце
наречий;
правила правописания наречий
на шипящую, условия написания
Н и НН в словах разных частей
речи

выполнять морфемный,
словообразовательный и
морфологический разбор наречий;
писать наречия в соответствии с
орфографическими нормами

выполнять морфологический разбор
причастий; образовывать
действительные и страдательные
причастия; писать окончания и
суффиксы причастий в соответствии
с орфографическими нормами;
выполнять морфологический разбор
деепричастий; образовывать от
глаголов все возможные формы
деепричастий; определять типы и
формы сказуемых

Служебные части
речи. Предлог. Союз.
Частица.
Междометие.
Звукоподражательные
слова.

Синтаксис и
пунктуация.

Предлог как служебная часть
речи. Морфологический разбор
предлогов. Правописание
предлогов. Союз как служебная
часть речи. Морфологический
разбор союза. Правописание
союзов. Частица как служебная
часть речи. Морфологический
разбор частицы. Правописание
частиц. Частицы НЕ и НИ. Их
значение и употребление.
Слитное и раздельное
написание НЕ и НИ с разными
частями речи. Междометия как
особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор
междометия
Основные принципы русской
пунктуации. Пунктуационный
анализ. Словосочетание.

Самостоятельная
работа с учебником;
Дифференцированное
задание.
Выполнение работ
практикума;
Творческий опрос;
Составление таблиц;
Анализ графиков,
таблиц, схем;
Контрольная работа

Самостоятельная
работа;
упражнение

Классификация
словосочетаний. Виды
синтаксической связи.
Синтаксический разбор
словосочетания.

Предложение.

Понятие о предложении.
Классификация предложений.
Предложения простые и
сложные.

Работа с учебником;
С текстом

Определять морфологические
признаки предлога; виды
предлогов: особенности
употреблении предлогов;
Определять морфологические
признаки союза; виды
сочинительных и
подчинительных союзов; разницу
между союзами и союзными
словами;
Определять морфологические
признаки частицы; разряды
частиц.
Определять признаки
междометий;

Определять цели учебной
деятельности,
последовательность действий.
Составлять словосочетания по
схемам.
Использовать словосочетания в
речи.
Производить синтаксический
разбор словосочетания.
Владеть навыком постановки
тире между подлежащим и
сказуемым.
Производить синтаксический
разбор предложения.
Владеть навыком постановки
тире между подлежащим и
сказуемым.
Находить обращение в
предложении.

выполнять морфологический разбор
предлога;
выполнять морфологический
разбор союзов;
писать союзы в соответствии с
орфографическими нормами;
выполнять морфологический разбор
частиц;
различать формообразующие,
отрицательные и модальные
частицы;
писать частицы в соответствии с
орфографическими нормами;
уметь отличать междометия от
других служебных частей речи

совершенствовать
пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о
нормах русского литературного
языка;

распознавать уровни и единицы
языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;

Простое
предложение.

Простое осложнённое
предложение.

Виды предложений по цели
высказывания. Виды
предложений по
эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и
отрицательные. Виды
предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные
предложения. Главные члены
предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Распространенные и
нераспространенные
предложения. Второстепенные
члены предложения. Полные и
неполные предложения. Тире в
неполном предложении.
Соединительное тире.
Интонационное тире. Порядок
слов в простом предложении.
Инверсия.
Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при
однородных и неоднородных
определениях. Знаки
препинания при однородных и
неоднородных приложениях.
Знаки препинания при

Комментированное
письмо;
Тренировочное
упражнение;
Конструирование
предложений;

Комментированное
письмо;
Работа с учебником;
Самостоятельная
работа;
Контрольная работа

Отличать сложносочинённые
предложения от
сложноподчинённых.
Находить прямую речь в
тексте, правильно ставить
знаки препинания в
предложениях с прямой
речью.
Различать основные единицы
языка, их признаки;
Различать предложения по
цели высказывания,
По структуре

Правильно ставить знаки
препинания в предложениях с
однородными членами и
обобщающим словом.

осознавать предложение как
минимальное речевое
высказывание;
употреблять в речи предложения,
разные по цели высказывания;
работать с художественными
текстами изучаемых литературных
произведений

Совершенствовать навык
правильной постановки знаков
препинания;
Составления схемы предложения
с однородными членами;
Выполнять синтаксический
разбор предложений с
обособленными и уточняющими

однородных членах,
соединенных
неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при
однородных членах,
соединенных повторяющимися
и парными союзами.
Обобщающие слова при
однородных членах. Знаки
препинания при обобщающих
словах. Обособленные члены
предложения. Знаки
препинания при обособленных
членах предложения.
Обособленные и
необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены
предложения. Параллельные
синтаксические конструкции.
Знаки препинания при
сравнительном обороте. Знаки
препинания при словах и
конструкциях, грамматически
не связанных с предложением.
Знаки препинания при
обращениях. Знаки препинания
при вводных словах и
словосочетаниях. Знаки
препинания' при вставных
конструкциях. Знаки
препинания при междометиях.
Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-

Упражнения;
Работа с учебником;
Комментированное
письмо;
Проверочная работа

членами;
Применять изученные правила
при решении грамматических
задач;
Производить синтаксический и
пунктуационный разборы;
Использовать разнообразные
конструкции в связной речи

восклицательные слова.
Сложное
Понятие о сложном
предложение.
предложении. Знаки
препинания в
сложносочиненном
предложении. Синтаксический
разбор сложносочиненного
предложения.
Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении с одним
придаточным. Синтаксический
разбор сложноподчиненного
предложения с одним
придаточным. Знаки
препинания в
сложноподчиненном
предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический
разбор сложноподчиненного
предложения с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного
предложения.
Период. знаки препинания в
периоде.
Сложное синтаксическое целое
и абзац.
Предложения с чужой Способы передачи чужой речи.
речью.
Знаки препинания при прямой
речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки препинания при
цитатах. Употребление знаков
препинания. Сочетание знаков

Работа с таблицей;
Со схемой;
Упражнения;
Самостоятельная
работа;
Комментированное
письмо

Различать ССП и СПП по
значению и союзам;
Расставлять знаки препинания;
делать синтаксический разбор

Научиться объяснять постановку
знаков препинания;
Находить в тексте ССП и СПП и
производить их пунктуационный
разбор

Работа с учебником;
Упражнение;
Работа с текстом

оценивать собственную и
чужую речь с позиции
соответствия языковым
нормам;
использовать основные
нормативные словари и

анализировать при оценке
собственной и чужой речи
языковые средства,
использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и
уместности их употребления;

препинания. Факультативные
знаки препинания. Авторская
пунктуация.

Речь. Речевое
общение. Культура
речи.

Стилистика.

Культура речи как раздел науки
о языке, изучающий
правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма
литературного языка. Типы
норм литературного языка:
орфоэпические,
акцентологические.
Словообразовательные,
лексические, морфологические,
синтаксические,
стилистические нормы.
Качества хорошей речи:
чистота, выразительность,
уместность, точность,
богатство. Виды и роды
ораторского красноречия.
Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о
языке, который изучает стили
языка и стили речи,
изобразительно-выразительные
средства. Функциональные
стили. Классификация
функциональных стилей.
Научный стиль. Официальноделовой стиль.
Публицистический стиль.
Разговорный стиль. Язык
художественной литературы.
Текст. Типы текста.

справочники для оценки
устных и письменных
высказываний с точки зрения
соответствия языковым
нормам.
Работа с текстом;
Беседа;

Беседа;
Работа с текстом;
Аудирование;
Контрольная работа

выражать согласие или
несогласие с мнением
собеседника в соответствии с
правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и
второстепенную информацию,
известную и неизвестную
информацию в прослушанном
тексте;
проводить самостоятельный
поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и
анализировать полученную
информацию;

создавать устные и
письменные высказывания,
монологические и
диалогические тексты
определенной функциональносмысловой принадлежности
(описание, повествование,
рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации,
рефераты, доклады,
сочинения);
выбирать тему, определять
цель и подбирать материал для
публичного выступления;
соблюдать культуру публичной
речи;
выстраивать композицию
сохранять стилевое единство при
текста, используя знания о его создании текста заданного
структурных элементах;
функционального стиля;
владеть умениями
подбирать и использовать
информационно перерабатывать
языковые средства в
прочитанные и прослушанные
зависимости от типа текста и
тексты и представлять их в виде
выбранного профиля обучения; тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
создавать устные и
создавать отзывы и рецензии на
письменные тексты разных
предложенный текст;
жанров в соответствии с
соблюдать культуру чтения,
функционально-стилевой
говорения, аудирования и

Функционально-смысловые
типы речи: повествование,
описание, рассуждение. Анализ
текстов разных стилей и
жанров.

Из истории русского
языкознания.

Информация из истории
языкознания

принадлежностью текста;

Работа с учебником;
Упражнения;
Работа с текстами

Находить важную
информацию в тексте

письма;
соблюдать культуру научного и
делового общения в устной и
письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных
проблем;
соблюдать нормы речевого
поведения в разговорной речи, а
также в учебно-научной и
официально-деловой сферах
общения;
осуществлять речевой
самоконтроль;
оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

Содержание учебного предмета
10 класс. (34 часа)
Введение
Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология.
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная
и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический анализ текста с
решением тестовых задач.
Фонетика. Графика.
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.
Морфемика и словообразование.
Состав слова
Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор слова. Формообразование.
Орфография и морфология.
Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание приставок пре-при-. Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.
Правила переноса.
Самостоятельные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Морфологические нормы имен
существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и
существительных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в
причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма.
Наречие
Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния.
Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог. Правописание производных предлогов. Союз. Правописание
союзов. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Итоговые уроки.
11 класс (34 часа)
Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный
анализ.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды
предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого
предложения.

Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки
препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания
при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и
парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при
обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания
при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие
знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный,
коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные
качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения
(устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
Стилистика.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные
стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи. Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,
описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания.
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Глава
Введение.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Морфемика и словообразование.
Орфография и морфология.
Самостоятельные части речи.
Служебные части речи.
Итоговые уроки.
Итого

Количество часов
1
6
2
2
5
13
3
2
34 часа

11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Глава
Синтаксис и пунктуация.
Предложение.
Простое предложение.
Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Предложения с чужой речью.
Речь. Речевое общение. Культура речи.
Стилистика.
Из истории русского языкознания.
Итого

Количество часов
2
2
3
13
6
1
1
5
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».