РП по Биологии 10-11 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«Естественно- математическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор:
__________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология» для 10-11 класса
по ФГОС СОО

Составлена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений на
основе рабочей программы «Биология», 10-11 классы
под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение,
2019г.

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по биологии для 10-11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей программе
по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образ овательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общ его
образования.
Программа курса «Биология» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии для
обучающихся среднего общего образования отводится всего 68 часов за весь период обучения. В том числе: в 10 кл. - 34ч., 11 кл. - 34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология 10 - 11 классы, под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение.
Темы
(раздел)

Биология
как наука

Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Содержание по ФГОС
Основные виды деятельности
Планируемые результаты
учащихся
Ученик научится
Ученик получит
возможность научиться
Раздел 1. Живые организмы
Биология как комплекс наук о живой
природе.
Биология как комплексная наука,
методы научного
познания, используемые в
биологии. Современные направления
в биологии. Роль биологии в
формировании современной научной
картины мира,
практическое значение
биологических
знаний. Биологические системы как
предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные
основы жизни.

Объяснять роль биологии в
практической деятельности людей.
Выделять существенные признаки
строения и процессов
жизнедеятельности клетки.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Выделять существенные признаки
отличия живого от неживого.
Систематизировать знания о
многообразии живых организмов.
Устанавливать взаимосвязь между
средой обитания и
приспособленностью организмов к

Учащиеся должны
знать:
- о многообразии живой
природы;
- царства живой
природы: Бактерии,
Грибы, Растения,
Животные;
- основные методы
исследования в
биологии: наблюдение,
эксперимент,
измерение;
- признаки живого:
клеточное строение,

- науки, изучающие
живую природу; отличие
среды обитания от
местообитания; причины
формирования черт
приспособленности
организмов к среде
обитания;
Учащиеся смогут
научиться:
- определять понятия
флора, фауна, низшие
растения, высшие
растения, вегетативные
органы, генеративные

Молекулярные основы жизни.
Неорганические вещества, их
значение. Органические вещества
(углеводы, липиды, белки,
нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие
органические вещества
клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии.
Роль клеточной теории в
становлении современной
естественно-научной картины мира.
Клетки прокариот и эукариот.
Основные части и органоиды клетки,
их функции.
Вирусы ― неклеточная форма
жизни, меры профилактики
вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки.
Пластический обмен.
Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка. Энергетический обмен.
Хранение, передача и реализация
наследственной информации в
клетке. Генетический код.
Ген, геном. Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в
клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и
деление. Митоз и мейоз, их
значение. Соматические и половые
клетки.
Организм.
Организм ― единое целое.
Жизнедеятельность организма.
Регуляция функций организма,

ней. Соблюдать правила поведения в
окружающей среде.

питание, дыхание,
обмен веществ,
раздражимость, рост,
развитие, размножение;
- экологические
факторы;
- основные среды
обитания живых
организмов: водная
среда, наземновоздушная среда, почва
как среда обитания,
организм как среда
обитания;
- правила работы с
микроскопом;
- правила техники
безопасности при
проведении
наблюдений и
лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Учащиеся должны
уметь:
- определять понятия
«биология»,
«экология»,
«биосфера», «царства
живой природы»,
«экологические
факторы», «среда
обитания»,
«местообитания»;
- отличать живые
организмы от неживых;
- пользоваться

органы, абиотические
факторы, биотические
факторы, антропогенный;

гомеостаз.
Размножение организмов
(бесполое и половое). Способы
размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие
организма (онтогенез). Причины
нарушений развития.
Репродуктивное здоровье
человека; последствия влияния
алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие
человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики.
Генетическая терминология и
символика. Законы наследственности
Г. Менделя. Хромосомная
теория наследственности.
Определение пола. Сцепленное с
полом наследование.
Генетика человека.
Наследственные заболевания
человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области
медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная
изменчивость.
Наследственная изменчивость.
Мутации. Мутагены, их влияние на
здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы
селекции. Биотехнология,
её направления и перспективы
развития. Биобезопасность.
Теория эволюции .
Развитие эволюционных идей,

простыми
биологическими
приборами,
инструментами и
оборудованием;
- характеризовать
среды обитания
организмов;
- характеризовать
экологические
факторы;
- проводить
фенологические
наблюдения;
- соблюдать правила
техники безопасности
при проведении
наблюдений и
лабораторных опытов

эволюционная теория Ч.
Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции
живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии.
Популяция ― элементарная единица
эволюции. Движущие силы
эволюции, их влияние на генофонд
популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как
результат эволюции.
Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле .
Гипотезы происхождения жизни на
Земле. Основные этапы
эволюции органического мира на
Земле.
Современные представления о
происхождении человека.
Эволюция человека (антропогенез).
Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда .
Приспособления организмов к
действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема.
Разнообразие экосистем.
Взаимоотношения популяций разных
видов в экосистеме. Круговорот
веществ и поток энергии в
экосистеме. Устойчивость и
динамика экосистем. Последствия
влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение

биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура биосферы.
Закономерности существования
биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные
изменения в биосфере.
Проблемы устойчивого развития.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Отличительны Признаки живых организмов:
Выделять отличительные признаки
е признаки
особенности химического
живых организмов.
живых
состава, клеточное строение,
организмов
обмен веществ и превращения
энергии, рост, развитие,
размножение, наследственность
и изменчивость, связь со
средой.
Химический
Особенности химического
Сравнивать химический состав живых
состав живых
состава живых организмов.
организмов и тел неживой природы,
организмов
Неорганические и органические делать выводы на основе сравнения.
вещества. Роль воды,
минеральных солей, белков,
углеводов и липидов в
организме.
Клеточное
Клеточное строение организмов Выделять существенные признаки
строение
как доказательство их родства,
строения и процессов
организмов
единства живой природы.
жизнедеятельности клетки.
Клеточная теория (Р.Гук,
Различать на таблицах основные части
А.Левенгук, М. Шлейден и Т.
и органоиды клетки.
Шванн). Строение клеток
Выявлять взаимосвязи между
прокариот и эукариот, клеток
строением и функциями клеток.
растений, грибов и животных.
Наблюдать и описывать клетки на
Строение клетки: ядро,
готовых микропрепаратах.
клеточная оболочка,
плазматическая мембрана,

характеризовать
особенности строения и
процессов
жизнедеятельности
биологических
объектов
(клеток,
организмов),
их
практическую
значимость;
применять методы
биологической науки
для изучения клеток и
организмов
использовать
составляющие
исследовательской
и
проектной
деятельности
по
изучению
живых
организмов (приводить
доказательства,
классифицировать,
сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
ориентироваться в
системе

ориентироваться
в
системе моральных норм
и
ценностей
по
отношению к объектам
живой
природы
(признание
высокой
ценности жизни во всех её
проявлениях,
экологическое сознание,
эмоционально-ценностное
отношение к объектам
живой природы);
находить информацию о
растениях и животных в
научно-популярной
литературе,
биологических словарях и
справочниках,
анализировать, оценивать
её и переводить из одной
формы в другую;
выбирать
целевые
и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению

Обмен веществ
и превращения
энергии

Размножение,
рост и
развитие

Основы
генетики

цитоплазма, пластиды, вакуоли,
митохондрии. Хромосомы.
Многообразие клеток.
Лабораторная работа
«Изучение клеток и тканей
растений и животных на
готовых микропрепаратах и их
описание».
Обмен веществ и превращения
энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание,
транспорт веществ, удаление
продуктов обмена в клетке и
организме.
Пластический и энергетический
обмен. Фотосинтез. Биосинтез
белка.
Рост и развитие организмов.
Размножение. Половое и
бесполое размножение.
Половые клетки.
Оплодотворение.
Индивидуальная изменчивость
организмов –онтогенез.
Наследственность и
изменчивость- свойства
организмов.
Генетика. Наследственность и
изменчивость. Закономерности
наследственности. Решение
генетических задач.
Хромосомная теория
наследственности. Генетика
пола. Основные формы

Выделять существенные признаки
процессов обмена веществ и
превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта
веществ в клетке и организме.

Выделять существенные признаки
процессов роста, развития и
размножения.
Объяснять механизмы
наследственности и изменчивости.
Сравнивать наследственность и
изменчивость, половое и бесполое
размножение, женские и мужские
половые клетки, рост и развитие.
Знать свойства живого
наследственность и изменчивость,
выявлять их основные
закономерности.
Определять главные задачи генетики.
Выявлять основные закономерности
наследования. Объяснять механизмы
наследственности. Решать
генетические задачи. Объяснять
хромосомное определение пола и

познавательных
к живой природе.
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

Как изучают генетику
человека, какие
заболевания называют
генетическими, для
чего нужны медико –
генетичекие
консультации.

ориентироваться
в
системе моральных норм
и
ценностей
по
отношению к объектам
живой
природы
(признание
высокой
ценности жизни во всех её
проявлениях,
экологическое сознание,
эмоционально-ценностное

Генетика
человека

Основы
селекции и
биотехнологии

Система и
эволюция
органического
мира

изменчивости.
Лабораторная работа
«Изучение модификационной
изменчивости и построение
вариационной кривой».

наследование признаков, сцепленных
с полом.
Определять основные формы
изменчивости.

Методы изучения
наследственности человека.
Генотип и здоровье человека.
Медико-генетическое
консультирование.
Основы селекции. Методы
селекции. Достижения мировой
и отечественной селекции.
Биотехнология: достижения и
перспективы развития. Метод
культуры тканей.
Клонирование.

Выделять основные методы изучения
наследственности человека.
Устанавливать взаимосвязь генотипа и
здоровья человека.

Вид – основная
систематическая единица.
Признаки вида. Ч. Дарвин –
основоположник учения об
эволюции. Движущие силы
эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за
существование, естественный
отбор. Результаты эволюции:
многообразие видов,
приспособленность организмов
к среде обитания.
Лабораторные работы:
Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания
(на конкретных примерах).
Взгляды, гипотезы и теории о

Определять главные задачи и
направления селекции. Выделять
основные методы селекции.
Объяснять значение селекции для
развития биологии и других наук.
Оценивать вклад учёных в развитие
селекции. Оценивать достижения и
перспективы развития биотехнологии.
Выделять существенные признаки
вида.
Объяснять формирование
приспособленности организмов к
среде обитания и причины
многообразия видов.
Выявлять приспособления у
организмов к среде обитания,
изменчивость у организмов одного
вида.
Объяснять сущность основных
гипотез о происхождении жизни.
Формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Выделять основные этапы в процессе
возникновения и развития жизни на
Земле.

отношение к объектам
живой природы);
находить
информацию о растениях
и животных в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и
справочниках,
анализировать, оценивать
её и переводить из одной
формы в другую;
применять
методы
биологической науки и
объяснять
их
результаты, описывать
биологические объекты
и процессы;
ориентироваться в
системе
познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах,
получаемую из разных
источников;
последствия
деятельности человека
в природе.

.
осознанно соблюдать
основные принципы и
правила отношения к
живой природе;
ориентироваться
в
системе моральных норм
и
ценностей
по
отношению к объектам
живой
природы
(признание
высокой
ценности жизни во всех её
проявлениях,
экологическое сознание,
эмоционально-ценностное
отношение к объектам
живой природы);
находить
информацию о растениях
и животных в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и
справочниках,
анализировать, оценивать
её и переводить из одной

Взаимосвязи
организмов и
окружающей
среды

происхождении жизни. История
развития органического мира.
Среда – источник веществ,
энергии и информации.
Влияние экологических
факторов на организмы.
Экосистемная организация
живой природы. Экосистема.
Взаимодействия разных видов в
экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в
экосистеме. Круговорот
веществ и превращения
энергии.
Биосфера – глобальная
экосистема. В.И.Вернадский –
основоположник учения о
биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль
человека в биосфере.
Экологические проблемы.
Последствия деятельности
человека в экосистемах.
Экскурсия «Изучение и
описание экосистемы своей
местности».

Выделять существенные признаки
экосистемы, процессов круговорота
веществ и превращений энергии в
экосистемах.
Объяснять значение биологического
разнообразия для сохранения
биосферы.
Приводить доказательства
необходимости защиты окружающей
среды, соблюдения правил отношения
к живой природе.
Выявлять типы взаимодействия
разных видов в экосистеме.
Анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в
природе.
Наблюдать и описывать экосистемы
своей местности.
Выдвигать гипотезы о возможных
последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере.
Овладевать умением аргументировать
свою точку зрения в ходе дискуссии
по обсуждению глобальных
экологических проблем.

Содержание учебного предмета, курса

формы в другую;
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к живой природе.

Раздел 1. Общие биологические закономерности (10 -11 класс)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в
формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Раздел 2. Молекулярные основы жизни. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в
организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли.
Хромосомы. Многообразие клеток Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые
кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и
эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, переда ча и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Раздел 3. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Раздел 4. Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (он тогенез).
Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веще ств на
эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье чел овека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Раздел 5. Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой
природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их
влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Раздел 6. Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их
происхождение и единство.
Раздел 7. Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии
в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как
основа устойчивости экосистемы.
Раздел 8. Структура биосферы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера - глобальная экосистема.
В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3

Глава
Биология в системе наук (введение)
Молекулярный уровень
Клеточный уровень
Итого

Количество часов
4
14
15
33+1ч резерв

11 класс
№
1
2
3
4

Глава
Организменный уровень
Популяционно-видовой уровень
Экосистемный уровень
Биосферный уровень
Итого

Количество часов
10
8
8
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».