РП по Астрономии 11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/ Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/ Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
______________________
/ Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Астрономия» для 11 класса
по ФГОС СОО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений на основе
примерной программы основного общего образования по
учебнику «Б.Я. Воронцов-Вельяминов, Астрономия-11,». – М.,
Дрофа, 2020»

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа среднего общего образования по астрономии для 11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для среднего общего образования.

1)
2)
3)
4)

Программа курса «Астрономия» содержит четыре раздела:
Пояснительная записка;
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение
астрономии для обучающихся среднего общего образования отводится всего 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Б.Я. Воронцов-Вельяминов, «Астрономия, 11».
Планируемые предметные результаты освоения
конкретного отдельного предмета, курса

11 класс
Тема
(тематический
раздел)
Раздел I.
Введение

Содержание по ФГОС
Астрономия, ее связь с другими
науками. Структура и масштабы
Вселенной. Особенности
астрономических методов
исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.

Раздел II.
Практические
основы
астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты,
глобусы и атласы. Видимое движение
звезд на различных географических
широтах.
Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.

Раздел III.

Развитие представлений о строении

Основные виды
деятельности
воспроизводить сведения по
истории развития астрономии,
ее связях сфизикой и
математикой;

воспроизводить определения
терминов и понятий (созвездие,
высота и кульминация звезд и
Солнца, эклиптика,
местное, поясное, летнее и
зимнее время);

воспроизводить исторические

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
использовать полученные
ранее знания для объяснения
устройства и принципа работы
телескопа.
объяснять необходимость
введения високосных лет и
новогокалендарного стиля;
объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом
движения звезд и Солнца на
различных географических
широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений
Луны и Солнца.
вычислять расстояние до

использовать методы
астрономических
исследований.

применять звездную карту
для поиска на
небеопределенных
созвездий и звезд.

объяснять причины

Строение
Солнечной
системы

мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической
системы мира.
Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение
небесных тел
под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников
Земли и космических

сведения о становлении и
развитии гелиоцентрической
системы мира;
воспроизводить определения
терминов и понятий
(конфигурация планет,
синодический и сидерический
периоды обращения
планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая
единица);

планет по горизонтальному
параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и
расстоянию;
формулировать законы
Кеплера, определять массы
планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности
движения тел Солнечной
системы под
действием сил тяготения по
орбитам с различным
эксцентриситетом;

возникновения приливов на
Земле и возмущений в
движении тел Солнечной
системы;
характеризовать
особенности движения и
маневров космических
аппаратов для
исследования тел
Солнечной системы.

аппаратов в Солнечной системе.

Раздел IV.
Природа тел
Солнечной
системы

Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Земля
и Луна — двойная планета.
Исследования Луны
космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и
кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды.

Метеоры, болиды и метеориты.

формулировать и обосновывать
основные положения
современной гипотезы о
формировании всех тел
Солнечной системы из
единого газопылевого облака;

определять и различать
понятия (Солнечная система,
планета, ее спутники, планеты
земной группы, планетыгиганты,
кольца планет, малые тела,
астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры,
болиды, метеориты);
описывать природу Луны и
объяснять причины ее отличия
от Земли;
перечислять существенные
различия природы двух групп
планет и объяснять причины
их возникновения;
проводить сравнение
Меркурия, Венеры и Марса с
Землей по рельефу
поверхности и составу
атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений
природы этих планет;
объяснять механизм
парникового эффекта и его
значение для формирования и

описывать характерные
особенности природы
планет-гигантов, их
спутников и колец;
характеризовать природу
малых тел Солнечной
системы и объяснять
причины их значительных
различий;
описывать явления метеора
и болида, объяснять
процессы, которые
происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу
планеты с космической
скоростью;
описывать последствия
падения на Землю крупных
метеоритов;
объяснять сущность
астероидно-кометной
опасности, возможности и
способы ее
предотвращения.

Раздел V.
Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца.
Состав и строение Солнца. Источник
его энергии. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность
и ее влияние на Землю. Звезды —
далекие солнца. Годичный параллакс и
расстояния до звезд. Светимость,
спектр, цвет и
температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и

нестационарные звезды. Цефеиды
— маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.

Раздел VI.
Строение и
эволюция
Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и
структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и
пыль. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой»
массы. Разнообразие мира галактик.
Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной
космологии.«Красное смещение» и
закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А.
Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое
излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная

энергия» и антитяготение.

определять и различать понятия
(звезда, модель звезды,
светимость, парсек, световой
год);
характеризовать физическое
состояние вещества Солнца и
звезд и источники их энергии;
описывать внутреннее строение
Солнца и способы передачи
энергии из центра к
поверхности;

объяснять смысл понятий
(космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
характеризовать основные
параметры Галактики (размеры,
состав, структура и
кинематика);
определять расстояние до
звездных скоплений и галактик
по цефеидам на основе
зависимости «период —
светимость»;

сохранения уникальной
природы Земли;
объяснять механизм
возникновения на Солнце
грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые
проявления солнечной
активности и их влияние на
Землю;
вычислять расстояние до звезд
по годичному параллаксу;
называть основные
отличительные особенности
звезд различных
последовательностей на
диаграмме «спектр светимость»;
сравнивать модели различных
типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения
светимости переменных звезд;
распознавать типы галактик
(спиральные, эллиптические,
неправильные);
сравнивать выводы А.
Эйнштейна и А. А. Фридмана
относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость
модели Фридмана
результатами наблюдений
«красного смещения» в
спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до
галактик на основе закона
Хаббла; по светимости
Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной
на основе постоянной Хаббла;

описывать механизм
вспышек Новых и
Сверхновых;
оценивать время
существования звезд в
зависимости от их массы;
описывать этапы
формирования и эволюции
звезды;
характеризовать физические
особенности объектов,
возникающих на конечной
стадии эволюции звезд:
белых карликов,
нейтронных звезд и
черныхдыр.
интерпретировать
обнаружение реликтового
излучения как
свидетельство в пользу
гипотезы Горячей
Вселенной;
классифицировать
основные периоды
эволюции Вселенной с
момента начала ее
расширения — Большого
взрыва;
интерпретировать
современные данные об
ускорении расширения
Вселенной как результата
действия антитяготения
«темной
энергии» — вида материи,
природа которой еще

неизвестна.

Содержание учебного предмета, курса
11 класс
1.
Введение (1 ч)
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии.

Телескопы.

2. Практические основы астрономии (6 ч)
Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве,

вращения

Земли и ее обращения вокруг Солнца.Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы (5 ч)
Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для науки и мировоззрения. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и звездный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Движение
космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
4. Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Система Земля- Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы.
Болиды и метеориты.
Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы.
5. Солнце и звезды (8 ч)
Звезды - основные объекты во Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце:
пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность солнечной активности и ее связь с геофизическими
явлениями.
Звезды, их основные характеристики. Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. Внутреннее строение звезд и источники их
энергии. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные
звезды, черные дыры.
6. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Другие галактики и их основные
характеристики. Активность ядер галактики. Квазары.
Крупномасштабная структура Вселенной. «Красное смещение». Реликтовое излучение. Расширение Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной как проявление физических закономерностей материального мира.
Жизнь и разум во Вселенной.
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
11 класс
№
1
2
3
4
5
6

Глава
Введение
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Итого

Всего часов
1
6
5
7
8
7
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».