РП_Факультативный курс Трудные вопросы обществознания 9 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ № 71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор:
__________________
/Кулик И.Н./

Рабочая программа внеурочной деятельности
Факультатив «Трудные вопросы обществознания»
для 9 класса – 0,5ч/нед.
на 2021-2022 учебный год
учитель истории и обществознания
Бозорова С.А.

Составлено на основе примерной
программы по учебным предметам
Обществознание 9 класс /
Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2018 г.

г. Свирск, 2021г

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании положения о рабочей программе внеурочной деятельности в
рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск».
Программа факультатива «Трудные вопросы обществознания» содержит:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Составлена на основе Программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 9 класс
/Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2018г.
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования «МОУ СОШ № 3 г. Свирск»:
1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников общеобразовательной школы, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные).
Универсальные учебные действия
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках

реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Межпредметные связи. История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой
культуры.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Коммуникативные УУД:
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.









Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;











структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание курса
внеурочной деятельности

Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды
источников. Способы описания и объяснения обществознания
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте по обществознанию.
Общество и человек Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его
формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы
общественного развития. Традиционное, индустриальное,
информационное общества. Человек и его ближайшее окружение.
Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе.
Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные
мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность

Формы организации учебного
занятия
Каждое занятие подчинено
определенной
структуре,
в
которой имеются следующие
формы:
Входной контроль, цель:
выявление общего уровня
знаний, умений и навыков по
курсу разной сложности по
данной теме, проводить
самооценку знаний и умений.
Приемы работы с различными
документами.

«Понятие источник по
обществознанию».
Памятка для работы с
источниками.
Способы работы с источниками.
Основные структурные и

содержательные

Основные виды
учебной деятельности
Основное время на занятиях
занимает
самостоятельное
решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей
формируются
умения
самостоятельно
действовать,
принимать решения, управлять
собой в сложных ситуациях.
Практические работы в рамках
курса включают следующие
формы:
работа с различными
источниками социальной
информации, включая
современные средства
коммуникации (в том числе
ресурсы Интернета);
критическое восприятие
и осмысление разнородной

международного терроризма.
Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и
потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость
(цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы
и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и
государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие
на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование
труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые
формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения.
Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения
граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции государства. Безработица как
социальное явление. Экономические и социальные последствия
безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера. Социальные группы и общности. Социальная
роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии
общества.Образ жизни. Социальная значимость здорового образа
жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические
группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные
конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества.
Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный
статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его
разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные
нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

характеристики
экзаменационной
работы по обществознанию в
форме ГИА
Общество и человек (задание на
обращение к социальным
реалиям) Общество и человек

практикум: Экономика
(задание на обращение к
социальным реалиям), экономика
(задание на анализ двух
суждений) - выполнять задания
разной сложности по данной
теме, проводить самооценку
знаний и умений
практикум: выполнять задания
разной сложности по данной
теме, проводить самооценку
знаний и умений Социальные
отношения
(задание на обращение к
социальным реалиям)
Социальные отношения
практикум: выполнять задания
разной сложности по данной
теме, проводить самооценку
знаний и умений Духовная
культура (задание на обращение
к социальным реалиям) Духовная
культура (задание на анализ двух
суждений).
Выполнять
задания
разной
сложности, знаний и умений тестовый контроль и решение
ситуативных задач
Основными формами работы

социальной информации,
отражающей различные
подходы, интерпретации
социальных явлений,
формулирование на этой основе
собственных заключений и
оценочных суждений;
анализ явлений и
событий, происходящих в
современном мире;

Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
КУЛЬТУРА. Понятие «культура»; духовная жизнь общества;
искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и самообразование;
религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт
мораль, основные ценности и нормы.
Итоговый контроль

являются:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа.
4. Самооценка и самоконтроль.
5. Взаимооценка и
взаимоконтроль.

Календарно-тематическое планирование
№
занятия

Дата проведения
План

Тема занятия

Факт

1
Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации
Тема 1. Современное общество (2ч.)
2
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
3
Глобальные проблемы современности
Тема 2. Человек среди людей (5ч.)
4
Биологическое и социальное в человеке.
5
Личность и межличностные отношения.
6
Особенности подросткового возраста.
7
Социальная структура.
8
Личность и мораль. Контроль знаний учащихся
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (4ч.)
9
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы.
10
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
11
Рынок и рыночный механизм.
12
Налоги, уплачиваемые гражданами. Контроль знаний учащихся
Тема 4. Политика и право( 2ч.)
13
Государство. Власть
14
Органы государственной власти Российской федерации. Контроль знаний
учащихся
Тема 5. Духовная жизнь общества (3ч.)
15
Формы и разновидности культуры

Причина
коррекции
планирования

16
17

Образование и самообразование. Контроль знаний учащихся
Итоговое повторение. Контроль знаний учащихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».