РП_Факультативный курс Решение текстовых задач 8 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«Естественно-математическое»
_________ /Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от 03.09.2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
___________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ № 71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор: _________/Кулик И.Н./

Рабочая программа внеурочной деятельности
Факультативный курс «Решение текстовых задач»
для 8 класса, 1 час/нед.,
на 2021-2022 учебный год
учитель Хороших Т.Г.

Программа оставлена на основе программы
Чеботаревой Ф.М, учителя математики
высшей
квалификационной
категории
г.Кувандык Оренбургской области, 2019г.

г. Свирск, 2021 г.
1

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании положения о рабочей программе внеурочной деятельности в
рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск».
Программа курса «Решение текстовых задач» содержит:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Составлена на основе авторской программы Чеботаревой Ф. М, учителя математики высшей квалификационной категории
г.Кувандык Оренбургской области, 2019г.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения
основной
образовательной программы основного общего образования «МОУ СОШ № 3 г. Свирск»:
1.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные).
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
•
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2

•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
•
Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания
и с их помощью проделывать конкретную работу;
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
•
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов
разных видов;
•
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные УУД:
•
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
•
умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Ученик получит возможность научиться:
•
видеть проблемы;
•
ставить вопросы;
•
выдвигать гипотезы;
•
давать определение понятиям;
•
классифицировать;
•
наблюдать;
•
проводить эксперименты;
•
делать умозаключения и выводы;
•
структурировать материал;
•
готовить тексты собственных докладов;
•
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
•
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности,
ошибки);
•
целеполагать (ставить и удерживать цели);
•
планировать (составлять план своей деятельности);
•
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
•
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
3

•
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание курса
внеурочной деятельности
Каждое занятие систематизирует знания по данной
теме, помогает расширить кругозор и обогатить
словарный запас новыми понятиями.
Текстовые задачи и техника их решения (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их
примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения
текстовой
задачи.
Решение
текстовых задач
арифметическими приёмами (по действиям). Решение
текстовых задач методом составления уравнения,
неравенства или их системы. Значение правильного
письменного оформления решения текстовой задачи.
Решение текстовой задачи с помощью графика.
Чертёж к текстовой задаче и его значение для
построения математической модели.
Задачи на движение (11ч)
Движение тел по течению и против течения.
Равномерное и равноускоренное движения тел по
прямой линии в одном направлении и навстречу друг
другу. Движение тел по окружности в одном
направлении и навстречу друг другу. Формулы
зависимости расстояния, пройденного телом, от
скорости, ускорения и времени в различных видах
движения. Графики движения в прямоугольной
системе координат. Чтение графиков движения и
применение их для решения текстовых задач. Решение
текстовых задач с использованием элементов
геометрии. Особенности выбора переменных и
методики решения задач на движение. Составление

Формы организации
учебного занятия
Основными формами
организации ученого занятия
являются:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа.
4. Самооценка и
самоконтроль.
5. Взаимооценка и
взаимоконтроль.

Основные виды
учебной деятельности
Анализировать текст задачи с последующим
планированием
алгоритма её
решения.
Составлять схему к данной задаче.
Моделировать несложные зависимости с
помощью формул; выполнять вычисления по
формулам.
Использовать
знания
о
зависимостях между величинами (скорость,
время, расстояние) при решении текстовых
задач. Правильно решать и оформлять задачу.
Прогнозировать
результат
вычисления,
решения задачи. Выражать одни единицы
измерения величины в других единицах
(метры в километрах, минуты в часах и т.п.).
Округлять натуральные числа и десятичные
дроби. Выполнять прикидку и оценку в ходе
вычислений. Читать и записывать буквенные
выражения, составлять буквенные выражения
по условиям задач.
Анализировать и осмысливать текст задачи,
переформулировать
условия,
извлекать
необходимую информацию, моделировать
условия с помощью схем, рисунков, реальных
предметов; строить логическую цепочку
рассуждений;
критически
оценивать
полученный ответ, проверять ответ на
соответствие условию. Составлять уравнения
по условиям задач. Решать простейшие
уравнения на основе зависимостей между
4

таблицы данных задачи на движение и её значение для
составления математической модели.
Задачи на сплавы, смеси, растворы (4ч)
Формула зависимости массы или объёма
вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от
концентрации («доля») и массы или объёма сплава,
смеси, раствора («всего»). Особенности выбора
переменных и методики решения задач на сплавы,
смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи
на сплавы, смеси, растворы и её значение для
составления математической модели.
Задачи на работу (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной
работы от производительности и времени её
выполнения. Особенности выбора переменных и
методики решения задач на работу. Составление
таблицы данных задачи на работу и её значение для
составления математической модели.
Задачи на проценты (5ч)
Формулы процентов и сложных процентов.
Особенности выбора переменных и методики решения
задач с экономическим содержанием.
Задачи на числа (4ч)
Представление многозначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора
переменных и методика решения задач на числа.
Рациональные методы решения задач (2ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с
выборкой целочисленных решений. Особенности
методики решения задач на оптимальный выбор и
выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые
с помощью графов. Задачи решаемы с конца.
Задачи повышенной трудности(3ч)
Текстовые задачи из ОГЭ за курс 9 класса.

компонентами арифметических действий.
Анализировать условия и требования задачи.
Планировать
ход
решения
задачи
Анализировать решение житейских ситуаций,
составлять уравнения по данному условию
задачи; переходить
от
словесной
формулировки
условия
задачи
к
алгебраической модели
Использовать знания о зависимостях между
величинами (работа, производительность,
время и т. п.) при решении текстовых задач
Моделировать несложные зависимости с
помощью формул; выполнять вычисления по
формулам.
Объяснять, что такое процент. Представлять
проценты в виде дробей и дроби в виде
процентов. Решать задачи на проценты и
дроби (в том числе задачи из реальной
практики), используя при необходимости
калькулятор; использовать понятия отношения
и пропорции при решении задач. применять
полученные знания на практике, отстаивать
свою точку зрения и выслушивать мнение
других, работать в команде.
Распознавать
прямую
и
обратную
пропорциональные
зависимости.
Решать
текстовые задачи на прямую и обратную
пропорциональные зависимости (в том числе с
контекстом из смежных дисциплин, из
реальной жизни), применять полученные
знания на практике.

5

Календарно-тематическое планирование
№
занятия

Дата проведения
План
Факт

Тема занятия

Причина коррекции
планирования

1 четверть
I. Введение в курс (1)
1.
II. Задачи на движение (11)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Текстовые задачи и техника их решения.

Движение по течению и против течения.
Движение по течению и против течения.
Равномерное и равноускоренное движение по прямой.
Равномерное и равноускоренное движение по прямой.
Равномерное и равноускоренное движение по прямой.
Движение по окружности.
Движение по окружности.
2 четверть
9.
Графический способ решения задач на движение.
10.
Графический способ решения задач на движение.
11.
Практикум по решению задач.
12.
Творческий отчет по теме «Задачи на движение».
III. Задачи на сплавы, смеси, растворы (4)
13.
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
14.
Практикум по решению задач.
15.
Практикум по решению задач.
16.
Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»
3 четверть
IV. Задачи на работу (4)
17.
Задачи на работу.
18.
Практикум по решению задач.
19.
Практикум по решению задач.
20.
Зачёт по теме «Задачи на работу»
V. Задачи на проценты (5)
21.
Задачи на проценты.
6

22.
23.
24.
25.
VI. Задачи на числа (4)
26.

Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.
Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.
Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.
Задачи на проценты.
Задачи на числа.

4 четверть
27.
Практикум по решению задач.
28.
Практикум по решению задач.
29.
Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».
VII. Рациональные методы решения задач (2)
30.
Решение задач с конца.
31.
Решение задач с помощью графов.
VIII. Задачи повышенной трудности (3)
32.
Решение задач повышенной трудности.
33.
Решение задач повышенной трудности.
34.
Итоговое занятие.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».