РП по Русскому языку 5-9кл. УМК Разумовской

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А/

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_______________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5-9 классов
по ФГОС ООО

Составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования второго
поколения, с учетом примерной программы для
общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 5-9 кл. Рабочая
программа. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.»

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету русский язык в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования.
Программа курса «Русский язык» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка для
обучающихся основного общего образования отводится всего 714 часов за весь период обучения, в том числе: в 5кл.- 170 ч., в 6 кл. – 204 ч., в 7 кл.136 ч., в 8 кл. – 102 ч., в 9 кл. – 102ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта, М.: Дрофа.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта, М.: Дрофа.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта, М.: Дрофа.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 8 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта, М.: Дрофа.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 9 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта, М.: Дрофа.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
раздел)
5 класс
О языке и речи

Содержание по ФГОС
Роль языка в жизни
человека.
Речь как использование
средств языка для общения
людей. Условия,
необходимые для речевого
общения

Основные виды
деятельности
Осознание роли русского
языка в жизни общества и
государства, в современном
мире; роль языка в жизни
человека; красоту, богатство,
выразительность русского
языка.
Чтение и устное
воспроизведение текстов на
лингвистические темы.

Планируемые результаты
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться
Нормам речевого
поведения в типичных
ситуациях общения.
Иметь представление о
роли языка в жизни
общества, человека.
Уметь предупреждать
коммуникативные
неудачи в процессе

– нормам речевого этикета;
– использовать в речи языковые
средства языка;
– понимать коммуникативноэстетические возможности
лексической и грамматической
синонимии и использовать их в
собственной речевой практике;
– осознавать эстетическую функцию
языка, оценивать эстетическую

Повторение
изученного в
начальных
классах

Синтаксис.
Пунктуация.

Понятие орфограммы.
Основные виды изученных
орфограмм гласных и
согласных корня.
Употребление на письме
буквенных сочетаний жи—
ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн,
чк, рщ; разделительных ъ—
ь; -тся и -ться в глаголах.
Буква ь после шипящих в
конце имён
существительных и
глаголов. Не с глаголами.
Орфографический словарь и
его использование в речевой
практике.
Словосочетание. Главное и
зависимое слова в
словосочетании.
Предложение как единица
синтаксиса. Грамматическая
основа. Виды предложений
по цели высказывания
(повествовательные,
побудительные,
вопросительные).
Восклицательные
предложения. Знаки
препинания в конце
предложения. Интонация и

Создание небольших
высказываний на
лингвистические темы с
помощью плана и подборки
примеров.

речевого общения

Представление об
орфографии как о системе
правил.
Освоение содержания
изученных орфографических
и пунктуационных правил и
алгоритмов их
использования.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию для решения
орфографических и
пунктуационных проблем.

Применять правила на
практике, различать
однокоренные слова и
формы слова, подбирать
проверочное слово
несколькими способами,
различать приставку и
предлог, применять
правило о постановке
разделительных знаков,
определять все части
речи, их
морфологические
признаки.

Овладение основными
понятиями синтаксиса.
Выделение словосочетаний в
составе предложения;
главного и зависимого слова в
словосочетании;
Определение границ
предложений и способов их
передачи в устной и
письменной речи.
Распознавание видов
предложений по цели
высказывания и
эмоциональной окраске.

- выделять
словосочетания в
предложении;
- определять главное и
зависимое слово;
- составлять схемы
словосочетаний
изученных видов и
конструировать
словосочетания по
заданной схеме;
- выделять основы
предложений с двумя
главными членами;

сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной
литературы.
– определять функциональные
разновидности языка.
– употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого
общения
– пользоваться алгоритмом
определения орфограммы в
различных морфемах;
– составлять предложения с
существительными, наречиями,
предлогами, союзами, частицами,
выполнять их синтаксический
разбор;
– правильно оформлять пунктуацию
предложений с сочинительными
союзами для связи однородных
членов и частей сложносочиненных
предложений и подчинительными
союзами в сложноподчиненных
предложениях; обращениями,
прямой речью;
– основам научных знаний о
русском языке, пониманию
взаимосвязи его уровней и единиц;
– писать изученные части речи в
соответствии с орфографическими
нормами русского языка

порядок слов в
предложении. Логическое
ударение. Предложения
распространённые и
нераспространённые.
Главные члены
предложения.
Второстепенные члены
предложения: дополнение,
определение,
обстоятельство. Тире между
подлежащим и сказуемым,
выраженными
существительными в
именительном падеже.
Предложения с
однородными членами.
Запятая между
однородными членами.
Обобщающее слово перед
однородными членами.
Двоеточие и тире при
обобщающих словах.
Обращение. Знаки
препинания при обращении.
Сложные предложения с
бессоюзной и союзной
связью. Понятие о
сложносочинённом и
сложноподчинённом
предложении. Запятая
между частями сложного
предложения перед союзами
и, а, но, что, чтобы, потому
что, если и др. Прямая речь
после слов автора и перед

Моделирование предложений
в соответствии с
коммуникативной задачей
высказывания
(повествовательные,
побудительные,
вопросительные,
восклицательные,
утвердительные,
отрицательные);
употребление их в речевой
практике.
Наблюдение за
использованием в
художественных текстах
изучаемых синтаксических
конструкций, усиливающих
образность и
эмоциональность речи.

- характеризовать
предложения по цели
высказывания, наличию
или отсутствию
второстепенных членов,
количеству
грамматических основ;
- правильно
интонировать
предложения, различные
по цели высказывания и
эмоциональной окраске,
использовать
повествовательные и
вопросительные
предложения как пункты
плана высказывания,
соблюдать верную
интонацию конца
предложений;
- владеть правильным
способом действия при
применении изученных
правил пунктуации;
- устно объяснять
постановку знаков
препинания в
предложениях,
изученных
синтаксических
конструкциях и
использовать на письме
специальные
графические
обозначения.

словами автора. Знаки
препинания при прямой
речи. Диалог и его
оформление на письме.
Фонетика.
Орфоэпия.
Графика и
орфография.

Звуки речи. Фонетический
слог. Русское словесное
ударение и его особенности.
Гласные ударные и
безударные. Согласные
твёрдые и мягкие, глухие и
звонкие. Парные и непарные
согласные звуки. Элементы
фонетической
транскрипции.
Фонетический разбор слова.
Основные правила
произношения звуков речи:
ударных и безударных
гласных; согласных звуков и
их сочетаний, отдельных
грамматических форм.
Произношение
заимствованных слов.
Орфоэпический разбор
слова. Предмет изучения
графики. Алфавит.
Правильное название букв
алфавита. Соотношение
звуков и букв. Звуковое
значение букв е, ё, ю, я.
Прописные и строчные
буквы. Буква ё и её
обязательное использование
в письменной речи.
Орфоэпический словарь и

Овладение основными
понятиями фонетики.
Распознавание гласных и
согласных, ударных и
безударных гласных,
согласных звонких и глухих,
мягких и твердых, парных и
непарных по
мягкости/твердости,
звонкости/глухости звуков.
Членение слов на слоги и для
правильного их переноса с
одной строки на другую.
Определение места ударного
слога, наблюдение за
перемещением ударения при
изменении формы слова,
употребление в речи слов и
их форм в соответствии с
акцентологическими
нормами.

-выделять в слове звуки
речи, давать им
фонетическую
характеристику;
- различать ударные и
безударные слоги, звуки
и буквы;
-использовать элементы
упрощенной
транскрипции для
обозначения звуков;
- правильно произносить
гласные, согласные звуки
и их сочетания в слове, а
также наиболее
употребительные слова и
формы изученных частей
речи;
- работать с
орфоэпическим словарем,
свободно пользуясь
алфавитом;
- проводить
сопоставительный анализ
звукового и буквенного
состава слова.

Лексика.

Морфемика.
Орфография.

использование его в речевой
практике.
Лексическое значение слова.
Способы толкования
значения слова. Словарная
статья в толковом словаре.
Однозначные и
многозначные слова.
Многозначные слова в
художественной речи.
Способы объяснения
прямого и переносного
значений слова в толковом
словаре. Переносное
значение слова – основа
художественных тропов.
Признаки фразеологизмов.
Стилистическая
принадлежность и основные
функции в речи.
Употребление
фразеологизмов в
художественной речи.
Основные пути пополнения
словарного состава родного
языка: словообразование и
заимствование.
Морфема как минимальная
значимая единица слова.
Корень; смысловая
общность однокоренных
слов.
Приставка и суффикс как
значимые части слова.
Основа слова.
Окончание как морфема,

Отличие слов от других
единиц языка.
Объяснение различия
лексического и
грамматического значений
слова;
толкование лексического
значения слов различными
способами.
Оценивание собственной и
чужой речи с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.
Работа с толковым словарём.

- пользоваться
толковыми словарями
для определения и
уточнения лексического
значения слова,
словарями синонимов,
антонимов,
фразеологизмов;
- распределять слова на
тематические группы;
- употреблять слова в
соответствии с их
лексическим значением;
- различать прямое и
переносное значение
слов;
- отличать омонимы от
многозначных слов;
- находить в тексте и
подбирать синонимы и
антонимы.

Овладение основными
понятиями морфемики и
словообразования.
Распознавание морфем и
членение слов на морфемы на
основе смыслового,
грамматического и
словообразовательного
анализа.

- выделять морфемы на
основе смыслового
анализа слова;
- подбирать
однокоренные слова с
учетом значения слова;
- учитывать различия в
значении однокоренных
слов, вносимые

Морфология.
Имя
существительное.

образующая форму слова.
Нулевое окончание.
Связь морфемики и
орфографии.
Понятие о механизме
образования слов в русском
языке.
Основные способы
образования слов:
приставочный,
суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и
согласных в морфемах при
образовании слова и его
форм. Словообразовательная
модель как схема
построения слов
определённой части речи,
имеющих общность в
значении и строении.
Части речи.
Самостоятельные и
служебные части речи.
Имя существительное как
часть речи: общее
грамматическое значение,
морфологические признаки,
роль в предложении.
Начальная форма. Основные
способы образования имён
существительных. Правила
употребления при письме
суффиксов -чик (-щик), -ек (ик). Правила слитного и
раздельного написания не с

Характеристика морфемного
состава слов.
Различение изученных
способов словообразования
слов; Использование
морфемных,
словообразовательных
словарей.
Применение знаний и умений
по морфемике и
словообразованию в практике
правописания, а также при
проведении грамматического
и лексического анализа слов.

приставками и
суффиксами;
пользоваться словарем
значения морфем и
словарем морфемного
строения слов;
- знать принцип
единообразного
написания морфем при
проверке орфограммы;
- иметь представление о
нулевой аффиксации;
- уметь объяснять
особенности
использования слов с
эмоциональнооценочными суффиксами
в художественных
текстах.

Распознавание
самостоятельных
(знаменательных) частей речи
и их форм; служебных частей
речи. Анализ и
характеристика слов с точки
зрения его принадлежности к
той или иной части речи,
выполнение
морфологического разбора
слов.

- отличать служебные
части речи от
самостоятельных;
- знать морфологические
признаки имени
существительного, его
синтаксическую роль.

Анализ и характеристика
общего грамматического
значения, морфологических
признаков имен

Имя
прилагательное

именами
существительными. Имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые;
собственные и
нарицательные. Правила
употребления прописной
буквы при написании имён
существительных.
Род имён существительных.
Существительные общего
рода; род неизменяемых
имён существительных.
Число имён
существительных.
Существительные, имеющие
форму только единственного
или только множественного
числа. Падеж. Склонение
имён существительных.
Разносклоняемые и
несклоняемые
существительные.
Правописание безударных
окончаний имён
существительных.
Имя прилагательное как
часть речи: общее
грамматическое значение,
морфологические признаки,
роль в предложении.
Начальная форма. Основные
способы образования имён
прилагательных. Разряды
имён прилагательных по

существительных, их
синтаксической роли.
Распознавание одушевленных
и неодушевленных,
собственных и
нарицательных; склоняемых,
несклоняемых и
разносклоняемых имен
существительных, имен
существительных общего
рода, имен существительных,
имеющих форму только
множественного или только
единственного числа.
Определение рода, числа,
падежа, типа склонения имен
существительных.
Использование в речи имен
существительных с
суффиксами оценочного
значения; синонимичных
имен существительных для
связи предложений в тексте и
частей текста.
Использование имен
существительных в
художественном тексте.
Анализ и характеристика
общего грамматического
значения, морфологических
признаков имен
прилагательных, определение
его синтаксической роли.
Определение рода, числа,
падежа имен прилагательных.
Правильное произношение

- знать морфологические
признаки имени
прилагательного, его
синтаксическую роль.
- знать суффиксы
прилагательных,
согласование
прилагательного с
существительным

Глагол

значению: прилагательные
качественные,
относительные и
притяжательные.
Прилагательные полные и
краткие, их роль в
предложении. Правописание
кратких имён
прилагательных с основой
на шипящий. Степени
сравнения имён
прилагательных: 12
положительная,
сравнительная,
превосходная. Склонение
имён прилагательных.
Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных.
Глагол как часть речи:
общее грамматическое
значение, морфологические
признаки, роль в
предложении. Начальная
форма (инфинитив).
Основные способы
образования глаголов.
Правописание не с
глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы.
Правописание -тся и -ться в
глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с
чередованием и—е (-мир-//мер-; -тир- // -тер- и др.), их
правописание. Наклонение

прилагательных в краткой
форме.
Использование в речи
синонимичных имен
прилагательных, имен
прилагательных в роли
эпитетов.

- знать грамматические
особенности кратких
прилагательных, их
синтаксическую роль.

Анализ и характеристика
общего грамматического
значения, морфологических
признаков глагола,
определение его
синтаксической роли.
Распознавание инфинитива и
личных форм глагола,
разноспрягаемых глаголов,
глаголов совершенного и
несовершенного вида,
переходных и непереходных
глаголов, безличных
глаголов; возвратных
глаголов.
Определение типа спряжения
глаголов.

- знать морфологические
признаки глагола, его
синтаксическую роль.

глагола. Время глагола.
Лицо и число. Спряжение.
Правописание безударных
личных окончаний глагола.
Разноспрягаемые глаголы
(ознакомление).
Сослагательное наклонение;
значение, образование,
правописание.
Повелительное наклонение;
значение, образование,
правописание. Безличные
глаголы. Переходные и
непереходные глаголы.

Развитие речи

6 класс

Что такое речь. Речь
монологическая и
диалогическая, устная и
письменная.
Что такое текст. Тема,
основная мысль текста.
От чего зависит порядок
расположения предложений
в тексте.
Абзац как часть текста, его
строение. Микротема текста.
Стили речи. Разговорная и
книжная речь.
Художественная и научноделовая речь.
Типы речи: описание,
повествование, рассуждение.

Правильное употребление
при глаголах имен существительных в косвенных
падежах, согласование
глагола-сказуемого в
прошедшем времени с
подлежащим, выраженным
именем существительным
среднего рода и
собирательным
существительным; выбор
формы глагола для
выражения разной степени
категоричности при
выражении волеизъявления;
соблюдение видовременной
соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте.
Составление рассказа на
лингвистическую тему о
тексте.
Определение типа речи с
помощью приема
фотографирования.
Определение стиля текста.
Составление текстов по
заданным параметрам.

- знать признаки текста,
его компонентов;
- определять типы и
стили речи в данных
текстах;
- создавать тексты разных
типов и стилей речи на
заданную тему.

Введение

Слово как основная единица Осознание роли русского
языка.
языка в жизни общества и
государства, в современном
мире; роли языка в жизни
человека; красоты, богатства,
выразительности русского
языка

Повторение
изученного в 5
классе

Орфография: употребление
прописных букв; буквы ъ—
ь; орфограммы корня;
правописание окончаний
слов; слитное и раздельное
написание не с глаголами,
существительными,
прилагательными.
Пунктуация: знаки
препинания в конце
предложения; запятая при
однородных членах, между
частями сложного
предложения, при
обращении; пунктуационное
оформление прямой речи
перед словами автора и
после слов автора; тире и
двоеточие в предложениях с
однородными членами и
обобщающим словом; тире
между подлежащим и
сказуемым, выраженными
существительными в
именительном падеже.
Морфология и синтаксис

Части речи и

Освоение содержания
изученных орфографических
и пунктуационных правил и
алгоритмов их
использования.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию для решения
орфографических и
пунктуационных проблем.

Различие частей речи и

Знать содержание и
назначение УМК,
условные обозначения,
используемые в нем;
понятия язык,
национальный язык;
осознавать роль русского
языка в жизни человека,
необходимость его
изучения.
Знать теоретический
материал по темам:
фонетика и орфография;
части речи;
словосочетание; простое
и сложное предложение;
прямая речь; диалог.
Понятие текст. Стили
текста.
Уметь выполнять
морфологический и
синтаксический разборы;
оформлять в тексте
прямую речь и диалог.
Выполнять комплексный
анализ текста.

Уметь распознавать

– анализировать и характеризовать
слово с точки зрения его
принадлежности к той или иной
части речи (осуществлять
морфологический разбор слова);
грамматические словоформы в
тексте;
– анализировать и
характеризоватьобщекатегориальное
значение, морфологические
признаки знаменательных частей
речи (существительного,
прилагательного, числительного,
местоимения, глагола), их
синтаксическую роль;
– соблюдать нормы литературного
языка в пределах изученного
материала;
– проводить различные виды
анализа языковых единиц;
– создавать различные виды
письменных текстов (изложение и
сочинение, эссе) в соответствии с
темой, основной мыслью и стилем
– правильно использовать
лексические средства в устном и
письменном высказывании;
– рассказывать о различных частях
речи в форме научного описания;
– уметь доказывать принадлежность
слова к какой-либо части речи в
форме рассуждения;

члены
предложения

Имя
существительное
Имя
прилагательное
Глагол

как разделы грамматики.
Глагол, имя
существительное, имя
прилагательное; их общее
грамматическое значение,
морфологические и
синтаксические признаки.
Словосочетание и
предложение как основные
единицы синтаксиса.
Главное и зависимое слова в
словосочетании; главные и
второстепенные члены
предложения. Простое и
сложное предложение.
Предложение с
однородными членами,
обращением и прямой
речью.
Словообразование имён
существительных,
прилагательных, глаголов.
Основные способы
образования слов:
приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный,
бессуффиксный, сложение (в
том числе и сложение с
одновременным
присоединением суффикса).
Сложносокращённые слова;
верное определение их
родовой принадлежности.
Словообразовательные

членов предложения в
предложении.
Синтаксический разбор
предложения.

морфологические,
грамматические признаки
всех частей речи,
определять их
синтаксическую роль в
предложении; выполнять
синтаксический разбор
словосочетания и
предложения.

Правильное выполнение
словообразовательного
разбора и определение
способа образования имени
существительного, имени
прилагательного, глагола.
Правильное употребление
сложносокращённых слов.
Правильное употребление в
речи имён существительных,
прилагательных и глаголов.
Наблюдение за
употреблением имён
существительных,
прилагательных и глаголов в
художественной речи.

Знать основные сведения
об имени
существительном,
прилагательном, глаголе,
полученные в 5 классе.
Уметь правильно
употреблять правило
правописания НЕ с
существительными,
прилагательными,
глаголами, правописания
суффиксов
существительных,
прилагательных,
глаголов.
Распознавать
качественные,

Причастие

цепочки однокоренных слов.
Типичные
словообразовательные
модели имён
существительных,
прилагательных и глаголов.
Правописание сложных
имён существительных и
прилагательных;
употребление Н-НН в
именах прилагательных,
образованных от имён
существительных;
правописание приставок
при- и пре-, букв И-Ы в
корне после приставок.
Причастие как особая форма
глагола: общее
грамматическое значение,
морфологические признаки,
роль в предложении.
Суффиксы причастий.
Действительные и
страдательные причастия.
Образование
действительных и
страдательных причастий
настоящего и прошедшего
времени. Полные и краткие
страдательные причастия; их
синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки
препинания в предложениях
с причастным оборотом.
Правописание суффиксов
действительных и

относительные и
притяжательные
прилагательные.
Уметь правильно
образовывать степени
сравнения
прилагательных.

Анализ и характеристика
общего значения,
морфологических признаков
причастий, определение их
синтаксической роли.
Распознавание
грамматических признаков
глагола и прилагательного у
причастия; действительных и
страдательных причастий,
полных и кратких форм
страдательных причастий.
Правильное употребление
причастий с определяемыми
словами.
Правильное построение
предложений с причастными
оборотами.
Наблюдение за
особенностями употребления

Знать место причастия в
системе частей речи;
правила правописания
причастий.
Уметь употреблять и
выделять на письме
запятыми причастный
оборот в предложении.
Уметь склонять
причастия, правильно
писать окончания
причастий;
находить причастия в
предложенном тексте,
определять
синтаксическую роль
причастий.
Применять правила
орфографии и
пунктуации на письме.

страдательных причастий.
Не с причастиями.
Склонение причастий.
Правописание окончаний
причастий.
Деепричастие
Деепричастие как особая
форма глагола: общее
грамматическое значение,
морфологические признаки,
роль в предложении.
Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий
совершенного и
несовершенного вида. Не с
деепричастиями.
Деепричастный оборот и
знаки препинания в
предложениях с
деепричастным оборотом.
Имя числительное Имя числительное как часть
речи: общее грамматическое
значение, морфологические
признаки, роль в
предложении. Числительные
простые, сложные и
составные; их правописание.
Числительные
количественные,
порядковые, собирательные,
дробные; их значение,
особенности склонения и
правописания. Нормы
употребления числительных
в устной речи.

причастий в различных
функциональных стилях и
языке художественной
литературы.
Анализ и характеристика
общего значения,
морфологических признаков
деепричастия, определение
его синтаксической функции.
Распознавание
грамматических признаков
глагола и наречия у
деепричастия.
Правильное построение
предложений с
деепричастными оборотами.

Знать место деепричастия
в системе частей речи;
Уметь правильно
употреблять и выделять
запятыми на письме
деепричастный оборот в
предложении.
Уметь применять правила
орфографии и
пунктуации на письме.

Правильное чтение (с учётом
грамматических норм)
текстов с именами
числительными. Правильное
употребление в речи имён
числительных (в частности,
составных) в косвенных
падежах. Верное
согласование собирательных
числительных (оба, обе; двое,
трое) с именами
существительными.
Правильное произношение
имён числительных.

Знать разряды
числительных.
Уметь склонять
количественные и
порядковые
числительные, применять
правила орфографии при
написании числительных.
Уметь употреблять
числительные для
обозначения дат,
правильно употреблять
собирательные
числительные двое, трое
и др., числительные оба,
обе в сочетании с
существительными.

Местоимение

Местоимение как часть
речи: особенности значения,
морфологических и
синтаксических признаков.
Разряды местоимений:
значение, изменение, роль в
предложении. Правописание
неопределённых и
отрицательных
местоимений; раздельное
написание предлогов с
местоимениями.

Правильное, не нарушающее
смысловой точности
употребление местоимений в
тексте.
Верное образование и
произношение
употребительных
местоимений: их (не
«ихний»), о нём (не «о ём») и
др. Употребление
местоимений для связи
предложений в тексте.

Развитие речи

Разграничение деловой и
научной речи.
Характеристика научного
стиля. Определение
научного понятия.
Рассуждение-объяснение.
Характеристика делового
стиля.
Способы и средства связи
предложений в тексте.
Повествование
художественного и
разговорного стилей.
Повествование в рассказе.
Повествование делового и
научного стилей.
Соединение в тексте
разных типов фрагментов.

Редактирование текстов с
неудачным повтором.
Создание текста сочинения в
жанре рассказа, описания
картины.
Написание изложения
художественного стиля.

Изменяется ли язык с
течением времени.

Осознание роли русского
языка в жизни общества и

7 класс
Введение. О
языке

Знать разряды
местоимений, правила
склонения и
правописания
местоимений.
Уметь употреблять
личные местоимения
третьего лица в
соответствии со
смыслом; правильно
использовать
местоимения как
средство связи
предложений и частей
текста.
- создавать тексты
сочинений в разных
жанрах в зависимости от
типов речи;
- писать изложения по
тексту художественного
стиля;
- редактировать тексты с
речевыми ошибками
(неудачным повтором).

Знать:
Отражение в языке

– опознавать и анализировать
основные единицы языка,

государства, в современном
мире; роли языка в жизни
человека; красоты, богатства,
выразительности русского
языка.

Повторение
изученного в 5-6
классах

Повторение изученного о
тексте, стилях и типах речи;
расширение представления о
языковых средствах,
характерных для разных
типов и стилей речи.
Словообразование
знаменательных частей речи.
Правописание: орфография
и пунктуация. Лексическая
система языка. Грамматика:
морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые
формы. Правописание
личных окончаний глагола.
Причастие и деепричастие.
Правописание суффиксов
глагола и причастия. Не с
глаголами, причастиями,
деепричастиями.

Освоение содержания
изученных орфографических
и пунктуационных правил и
алгоритмов их
использования.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию для решения
орфографических и
пунктуационных проблем.

Самостоятельные
части речи.

Наречие как часть речи:
общее грамматическое

Наблюдение за
употреблением наречий в

культуры и истории
народа
Русский речевой этикет.
Содержание и назначение
УМК. Условные
обозначения
грамматических
разборов.
Уметь ориентироваться в
учебнике
Знать понятия:
Фонетика и орфография.
Фонетический разбор
слова. Словообразование
и орфография.
Морфемный и
словообразовательный
разборы. Морфология и
орфография Лексика и
фразеология. Синтаксис.
Словосочетание. Простое
предложение.
Грамматическая основа.
Пунктуация. Запятые при
однородных членах.
Запятая перед союзом и в
сложносочиненном
предложении.
Уметь выполнять все
виды грамматических
разборов в изученном
объеме; применять
правила орфографии и
пунктуации на письме.
Знать грамматические и
признаки наречия,

грамматические категории и
уместно их употреблять адекватно
ситуации речевого общения.
– понимать роль изученных частей
речи в языке и правильно
употреблять их;
– вести самостоятельный поиск
информации, сохранять и
передавать ее;
– извлекать информацию из
различных источников, включая
ресурсы Интернета, словари,
справочную литературу

Наречие.

Служебные части
речи. Предлог

Союз

значение, морфологические
признаки, роль в
предложении. Степени
сравнения наречий:
положительная,
сравнительная,
превосходная. Правописание
не и ни в наречиях; не с
наречиями на -о (-е); о и а в
конце наречий; ъ после
шипящих в конце наречий;
употребление дефиса, н—нн
в наречиях; слитное и
раздельное написание
наречных слов. Разряды
наречий по значению:
определительные и
обстоятельственные.
Слова категории состояния.
Служебные части речи,
отличие их от
самостоятельных.
Общее понятие о предлогах.
Разряды предлогов: простые,
сложные и составные;
непроизводные и
производные. Правописание
предлогов.

художественном тексте.
Работа с орфографическим,
толковым, орфоэпическим,
этимологическим словарями
для получения необходимой
справки. Правильное
произношение
употребительных наречий.
Использование
местоименных наречий как
средства связи предложений
в тексте.

смысловые группы
наречий.
Знать правила написания
наречий
Уметь применять правила
орфографии и
пунктуации на письме.

Правильное употребление
предлогов в составе
словосочетаний,
существительных с
предлогами благодаря,
согласно, вопреки.
Правильное произношение
предлогов.

Общее понятие о союзе.
Разряды союзов:
сочинительные и
подчинительные.

Правильное употребление и
произношение союзов.

Знать морфологические
признаки предлогов;
разряды:
пространственные,
временные, причинные,
целевые, образа действия,
дополнительные; отличие
непроизводных и
производных предлогов.
Знать правила написания
предлогов.
Уметь применять правила
на практике.
Знать морфологические
особенности союзов;
функции союзов; правило
написания союзов

Частица

Междометия

Употребление союзов в
простом и сложном
предложениях.
Правописание союзов типа
зато, чтобы, также, тоже,
соотносимых с формами
других частей речи.
Союзы как средство связи
членов предложения и
средство связи
предложений.
Общее понятие о частице.
Разряды частиц:
формообразующие и
модальные (отрицательные,
вопросительные,
выделительные,
усилительные и др.).
Правописание частиц НЕ и
НИ с различными частями
речи и в составе
предложения.
Общее понятие о
междометиях и
звукоподражательных
словах. Междометия,
обслуживающие сферу
эмоций, сферу
волеизъявления, сферу
речевого этикета.
Правописание междометий
и звукоподражаний. Знаки
препинания в предложениях
с междометиями.

Уметь распознавать
союзы, отличать их от
предлогов; пользоваться
разными союзными
конструкциями в речевой
практике, правильно
расставлять знаки
препинания.

Употребление частиц в
соответствии со смыслом
высказывания и стилем речи.
Правильное произношение
частиц. Наблюдение за
использованием частиц как
средством выразительности
речи.

Правильное произношение и
употребление междометий и
звукоподражательных слов.

Знать морфологические
признаки частиц.
Уметь составлять
предложения с
частицами.
Преобразовывать текст с
частицами
Уметь применять
правило, составлять
предложения с
частицами, исправлять
ошибки в написании
частиц.
Знать теоретические
сведения о междометии,
видеть междометия в
тексте.
Уметь отличать
междометия от других
частей речи; различать
производные и
непроизводные
междометия.

Развитие речи

8 класс
Введение

Повторение

Текст, стили и типы речи.
Прямой и обратный порядок
слов в предложениях текста;
средства связи предложений
в тексте.
Стили речи:
публицистический стиль
(сфера употребления, задача
речи, характерные языковые
средства). Характерные
композиционные формы:
заметка в газету, рекламное
сообщение.
Типы речи: строение
типового фрагмента текста с
описанием состояния
человека, рассужденияразмышления.

Создание текстов
публицистического стиля в
жанре заметки в газету,
рекламного сообщения.

- расширить
представление о
языковых средствах,
характерных для разных
типов и стилей речи;
- создавать тексты
публицистического стиля
в жанре заметки в газету,
рекламного сообщения.

Русский язык в кругу других
славянских языков. Роль
старославянского
(церковнославянского)
языка в развитии русского
языка.

Осознание истоков развития
русского языка.

Повторение орфографии и
морфологии.
Написание Н и НН в
суффиксах.
Слитное и раздельное
написание НЕ с разными
частями речи.
Слитное и раздельное
написание НЕ и НИ с

Освоение содержания
изученных орфографических
и пунктуационных правил и
алгоритмов их
использования.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию для решения

Знать отражение в языке
культуры и истории
народа. Знать содержание
и назначение УМК,
условные обозначения,
используемые в нем;
функции русского языка
в современном мире.
Знать основные
орфографические
правила, изученные в 5 –
7 классах;
основные способы
словообразования;
грамматические признаки
и правописание частей
речи, изученных в 5-7

– нормам речевого этикета;
– использовать в речи языковые
средства языка;
– понимать коммуникативноэстетические возможности
лексической и грамматической
синонимии и использовать их в
собственной речевой практике;
– осознавать эстетическую функцию
языка, оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной
литературы.
– определять функциональные
разновидности языка.
– употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого

Синтаксис и
пунктуация

местоимениями и
наречиями.
Употребление в тексте
частицы НИ.
Дефисное написание слов.
Написание наречий и
омонимичных слов других
частей речи.

орфографических и
пунктуационных проблем.

Понятие о словосочетании.
Строение словосочетания.
Способы связи слов в
словосочетании.
Понятие о предложении.
Отличие предложения от
словосочетания.
Виды предложений по цели
высказывания.
Интонация простого
предложения.
Подлежащее и сказуемое
как главные члены
предложения. Способы
выражения подлежащего.
Простое и составное
сказуемое (глагольное и
именное).
Постановка тире между
подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены
предложения.
Пунктуация предложений со
сравнительными оборотами.

Правильное построение
словосочетаний с разными
видами подчинительной
связи: управлением и
согласованием.
Правильное согласование
сказуемого с подлежащим,
выраженным
словосочетанием и
сложносокращёнными
словами. Использование
сравнительных оборотов и
определений в
изобразительной речи.
Наблюдение за
использованием в
художественном тексте
односоставных предложений.
Наблюдение за
использованием неполных
предложений в разговорной
(в диалоге) и в книжной речи.
Правильное построение
предложений с союзами не

классах.
Уметь находить в словах
изученные орфограммы,
обосновывать их выбор,
правильно писать слова с
изученными
орфограммами; делать
словообразовательный
разбор слов; делать
морфологический разбор
слов; определять стиль
текста.
Знать виды
словосочетаний
(именные, глагольные,
наречные); определение
словосочетания, строение
словосочетаний; способы
связи слов в
словосочетании.
Уметь:
- находить главное и
зависимое слово в
словосочетании;
- правильно употреблять
форму зависимого слова
при согласовании и
управлении;
- находить в
предложении
словосочетания
определённого вида.
Знать:
- способы связи
подлежащего и
сказуемого;

общения
– пользоваться алгоритмом
определения орфограммы в
различных морфемах
– составлять предложения с
существительными, наречиями,
предлогами, союзами, частицами,
выполнять их синтаксический
разбор;
– правильно оформлять пунктуацию
предложений с сочинительными
союзами для связи однородных
членов и частей сложносочиненных
предложений и подчинительными
союзами в сложноподчиненных
предложениях; обращениями,
прямой речью;
– основам научных знаний о
русском языке, пониманию
взаимосвязи его уровней и единиц;
– писать изученные части речи в
соответствии с орфографическими
нормами русского языка.

Односоставные
предложения.
Понятие о неполных
предложениях. Особенности
интонации простого
неполного предложения.
Однородные члены
предложения, их признаки.
Однородные и
неоднородные определения.
Предложения с несколькими
рядами однородных членов.
Двоеточие и тире при
обобщающих словах в
предложениях с
однородными членами.
Обращение
нераспространённое и
распространённое, знаки
препинания при обращении.
Вводные слова и
предложения, их сходство и
различие.
Знаки препинания в
предложениях с
междометиями.
Обособление определений,
приложений, дополнений,
обстоятельств.
Уточняющие члены
предложения.
Способы передачи чужой
речи: прямая и косвенная
речь. Строение предложений
с прямой речью. Знаки
препинания при прямой

только..., но и...; как... , так
и... . Использование разных
типов сочетания однородных
членов.
Правильное произношение
сочетаний русских имён и
отчеств, использующихся в
роли обращения.
Наблюдение за
использованием обращений в
разных стилях речи, а также в
художественных текстах как
средство характеристики
адресата и передачи
авторского отношения к
нему.
Правильное построение
предложений с
обособленными
определениями и
обстоятельствами.
Замена прямой речи
косвенной.

Уметь:
- находить
грамматическую основу
предложения;
- определять вид
предложения по
интонации;
- различать виды
сказуемого;
- ставить и объяснять
тире между подлежащим
и сказуемым;
- уметь согласовывать
глагол – сказуемое с
подлежащим,
выраженным
словосочетанием;
- уметь пользоваться в
речи синонимическими
вариантами выражения
подлежащего и
сказуемого.
Знать:
- теоретические сведения
о дополнении,
определении,
обстоятельстве,
приложении;
Уметь:
- находить в
предложении
второстепенные члены;
- определять виды
дополнения,
определения,
обстоятельства;

речи. Цитата как способ
передачи чужой речи.
Диалог.

Развитие речи

9 класс
Введение

Текст, стили и типы речи;
Жанры публицистики:
репортаж, портретный
очерк, проблемная статья.
Высказывания,
ориентированные на жанр
репортажа:
репортаж-повествование о
событии (посещении театра,
экскурсии, походе);
репортаж-описание
памятника истории или
культуры.
Высказывание,
ориентированное на жанр
портретного очерка (рассказ
об интересном человеке).
Высказывание,
ориентированное на жанр
проблемной статьи.

Создание и редактирование
текстов публицистического
стиля разных жанров.

- находить в
предложении
приложение и правильно
ставить знаки
препинания при нём;
- находить
сравнительный оборот и
выделять его знаками
препинания.
- расширить
представление о
языковых средствах,
характерных для
публицистического
стиля;
- создавать
публицистические
тексты в жанре
репортажа, портретного
очерка, проблемной
статьи.

Русский язык —
национальный язык
русского народа,
государственный язык
Российской Федерации и
язык межнационального

Осознание роли русского
языка в жизни общества и
государства, в современном
мире; роли языка в жизни
человека; красоты, богатства,
выразительности русского

Знать содержание и
назначение УМК,
условные обозначения,
используемые в нем;
понятия язык,
национальный язык;

– опознавать и анализировать
основные единицы языка,
грамматические категории и
уместно их употреблять адекватно
ситуации речевого общения;
– пользоваться синтаксическими

общения. Русский язык в
современном мире.

языка.

Повторение

Фонетика. Орфоэпия.
Графика.
Лексика. Морфемика.
Словообразование.
Морфология и синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Основные единицы языка и
их особенности (звуки,
морфемы, слова,
словосочетания,
предложения). Лексическое
и грамматическое значения
слова. Части речи и их
смысловые,
морфологические и
синтаксические признаки.
Основные правила
правописания.

Повторение и использование
изученных орфографических
и пунктуационных правил и
алгоритмов их
использования.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию для решения
орфографических и
пунктуационных проблем.

Сложное
предложение

Сложное предложение и его
признаки. Классификация
сложных предложений:
сложносочинённые,
сложноподчинённые,
бессоюзные.
Строение
сложносочинённого
предложения и средства
связи в нём. Запятая между
частями сложносочинённого

Правильное употребление
сложносочинённых
предложений с различными
союзами в речи.
Устранение и
предупреждение ошибок,
связанных с построением
сложных союзных
предложений. Наблюдение за
использованием
сложноподчинённых

осознавать роль русского
языка в жизни человека,
необходимость его
изучения.
Знать основные
орфографические
правила, изученные в 5 –
8 классах;
основные способы
словообразования;
грамматические признаки
и правописание частей
речи, изученных в 5-7
классах.
Уметь находить в словах
изученные орфограммы,
обосновывать их выбор,
правильно писать слова с
изученными
орфограммами; делать
словообразовательный
разбор слов; делать
морфологический разбор
слов; определять стиль
текста.
- знать признаки сложных
предложений,
- различать сложные
предложения по видам
союзной и бессоюзной
связи;
- правильно расставлять
знаки препинания в
сложном предложении;
- выполнять
синтаксический разбор

синонимами в соответствии с
содержанием и стилем создаваемого
текста;
– понимать роль изученных видов
сложных предложений в языке и
правильно употреблять их;
– вести самостоятельный поиск
информации, сохранять и
передавать ее;
– извлекать информацию из
различных источников, включая
ресурсы Интернета, словари,
справочную литературу

Развитие речи

предложения.
Строение
сложноподчинённого
предложения: главное и
придаточное предложения в
его составе; средства связи в
сложноподчинённом
предложении. Основные
виды сложноподчинённых
предложений. Предложения
с несколькими
придаточными. Знаки
препинания между главным
и придаточным
предложениями.
Бессоюзные сложные
предложения. Знаки
препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Сложное предложение с
разными видами союзной и
бессоюзной связи. Знаки
препинания в нём.
Период.
Систематизация сведений о
тексте, стилях, типах речи,
строении текста.
Жанры публицистики: эссе,
путевые заметки, рецензия.
Деловые бумаги: заявление,
доверенность, расписка,
автобиография, стандартная
форма, специфическая
официально-деловая
лексика и фразеология.
Особенности написания

предложений разного вида в
разных типах речи.
Использование
выразительных особенностей
бессоюзных предложений.
Правильное построение
сложных предложений с
разными видами связи.
Уместное их употребление.

сложного предложения.

Углубление знаний о стилях
речи: художественный стиль
речи и язык художественного
произведения.

- распознавать жанры
публицистического
стиля;
- писать сжатое
изложение, используя все
приемы сжатия текста;
- писать сочинениерассуждение по
заданному тексту.

сжатого изложения.
Особенности написания
сочинения-рассуждения.
Содержание учебного предмета, курса
5 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ. Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих
людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого
общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и
монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная
связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на
абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая;
характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили
(сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета,
рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях
фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор
слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний,
отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения графики. Алфавит.
Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её
обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И.
Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и
согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в

глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его использование в
речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и
суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и
орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и
спряжение. Служебные части речи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса.
Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения
распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными
членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.
Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что,
чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление
на письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение
интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с
однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих
образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение
значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Взаимосвязь
лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы
(повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова
исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов
определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные потипичным моделям.

Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в
разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное иуместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением,
стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за
использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор,
олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные
способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах
(закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола.
Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное
наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы.
Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура речи.
Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном
тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная
синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видо-временных
форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и
раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.
Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.Род имён существительных. Существительные общего рода; род
неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных
окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное
согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности
неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок;
группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в
существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их
образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные
способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи. Правильное
произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный
—бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление
прилагательных в переносном значении.
6 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи
(разговорного и художественного). Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений,
средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический
приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для
научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства
выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование,
рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы
соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с
глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между
частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и
двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В
РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в
словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных,
прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный,
сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой
принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных,
прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных,
образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В.
Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных,
прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные
и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний
причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях
с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных
причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за
использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые,
сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения
и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами
числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное
согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение,
роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте.
Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи
предложений в тексте.

7 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Изменяется ли язык с течением времени.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей
речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные
сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы:
заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения- размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание:
орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных
окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий:
положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в
конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:
определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ).
Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим
словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение
употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура
речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами
благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом
высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого
этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное
произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (омонимия частей речи)
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что
(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
8 КЛАСС
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся
лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные
на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или
культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ В 5-7 КЛАССАХ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели
высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы.
Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных,
вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с

разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как
стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и
именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены
предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств.
Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголовсказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их
синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая
роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённоличные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием
неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и
неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в
предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф.
Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как... , так и... . Синонимика рядов однородных
членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися
союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие.
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и
отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и

передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи
предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности
интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными
определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними
синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в
тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как
способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное
своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
9 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский
язык в современном мире.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для
различных стилей речи.
С т и л и р е ч и . Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные
особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и
фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого
предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом
предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа
действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к
главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация
сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и
предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические
особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в
разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных
предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их
употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Тематическое планирование
5 класс
№
Глава
1 О языке и речи
2 Повторение изученного в начальных классах
3 Строение слова
4 Слово как часть речи
5 Фонетика. Орфоэпия
6 Лексика. Словообразование. Правописание
7 Синтаксис и пунктуация
8 Глагол
9 Имя существительное

Всего часов
3
15
5
6
6
21
33
19
16

10

Имя прилагательное
Развитие речи
Итого

6 класс
№
Глава
1 Введение
2 Речь. Язык. Правописание. Культура речи.
Повторение изученного в 5 классе
3 Части речи и члены предложения
4 Имя существительное
5 Имя прилагательное
6 Глагол
7 Причастие
8 Деепричастие
9 Имя числительное
10 Местоимение
11 Повторение
12 Итоговые уроки
Развитие речи

14
32
170
Всего часов
1
17

Итого

5
14
16
20
31
20
17
18
2
3
40
204

Итого

Всего часов
2
29
30
6
11
15
4
5
3
31
136

7 класс
№
Глава
1 Введение. О языке
2 Повторение изученного в 5-6 классах
3 Самостоятельные части речи. Наречие
4 Служебные части речи. Предлог
5 Союз
6 Частица
7 Междометия
8 Повторение
9 Итоговые уроки
Развитие речи

8 класс
№
Глава
1 Введение
2 Повторение
3 Синтаксис и пунктуация
4 Итоговые уроки
Развитие речи
9 класс
№
1 Введение
2 Повторение
3 Сложное предложение
4 Итоговые уроки
Развитие речи

Итого

Всего часов
1
7
68
4
22
102

Итого

Всего часов
1
12
58
4
27
102

Глава


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».