РП по Русскому языку 5-9 кл. УМК Шмелёва

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А/

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
_______________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5-9 классов
по ФГОС ООО

Составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования второго поколения
с учетом программы для общеобразовательных организаций:
«Русский язык. 5-9 кл. Рабочая программа под редакцией Е. Я.
Шмелёвой»

г. Свирск, 2021 г.

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету русский язык в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования.
Программа курса «Русский язык» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка для
обучающихся основного общего образования отводится всего 714 часов за весь период обучения, в том числе: в 5 кл.- 170 ч., в 6 кл. – 204 ч., в 7 кл.136 ч., в 8 кл. – 102 ч., в 9 кл. – 102ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Русский язык: 5 класс, учебник в 2 ч. под редакцией А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф.
Русский язык: 6 класс, учебник в 2 ч. под редакцией А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф.
Русский язык: 7 класс, учебник под редакцией А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф.
Русский язык: 8 класс, учебник под редакцией А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф.
Русский язык: 9 класс, учебник под редакцией А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Тема
(тематический
раздел)
Речь и речевое
общение

Содержание по ФГОС
Язык и речь. Речь и
речевое общение. Речевая
ситуация. Речь устная и
письменная. Речь
диалогическая и
монологическая.
Монолог, виды монолога
(повествование, описание,
рассуждение; сочетание
разных видов монолога).

Основные виды
деятельности
Осознание основных
особенностей устной и
письменной речи; анализ
образцов устной и
письменной речи.
Различение диалогической
и монологической речи.
Понимание
коммуникативных целей и
мотивов говорящего в

Планируемые результаты
Ученик получит
Ученик научится
возможность научиться
-использовать различные виды
-выступать перед
монолога (повествование, описание,
аудиторией с небольшим
рассуждение; сочетание разных видов
докладом; публично
монолога) в различных ситуациях
представлять проект,
общения;
реферат; публично
-использовать различные виды
защищать свою позицию;
диалога в ситуациях формального и
-участвовать в
неформального, межличностного и
коллективном
межкультурного общения;
обсуждении проблем,
-соблюдать нормы речевого
аргументировать

Полилог. Свободная
беседа, обсуждение,
дискуссия. Роль речевой
культуры,
коммуникативных умений
в жизни. Морально –
этические и
психологически
принципы общения.

Речевая
деятельность

Речь как деятельность.
Виды речевой
деятельности: чтение,
аудирование (слушание),
говорение, письмо.
Различение языка и речи,
понимание речи как
деятельности, основанной
на реализации языковой
системы. Культура
чтения, аудирования,
говорения и письма.

разных ситуациях общения.
Владение нормами речевого
поведения в типичных
ситуациях формального и
неформального
межличностного общения.
Освоение правил
коллективного обсуждения,
дискуссий в соответствии с
нормами русского языка.
Следование морально –
этическим и
психологическим
принципам общения.
Причины
коммуникативных неудач.
Овладение основными
видами речевой
деятельности.
Адекватное понимание
основной и дополнительной
информации текста,
воспринимаемого
зрительно или на слух.
Интерпретация неявно
выраженной в тексте
информации. Передача
содержания прочитанного
или прослушанного текста
в сжатом или развернутом
виде в соответствии с
ситуацией речевого
общения. Овладение
различными видами чтения
(поисковым,
просмотровым,

поведения в типичных ситуациях
общения;
-оценивать образцы устной
монологической и диалогической речи
с точки зрения соответствия ситуации
речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности
использованных языковых средств;
-осуществлять осознанный выбор
языковых средств в зависимости от
цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуации и условий
общения; предупреждать
коммуникативные неудачи в процессе
речевого общения.
Аудирование:
-различным видам аудирования (с
полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением
информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной
форме;
-понимать и формулировать в устной
форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения
учебнонаучного, публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и
дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
-передавать содержание учебно-

собственную позицию,
доказывать её, убеждать,
следуя моральноэтическим и
психологическим
принципам общения;
-понимать основные
причины
коммуникативных неудач
и объяснять их.

-понимать явную и
скрытую (подтекстовую)
информацию
публицистического
текста (в том числе в
СМИ), анализировать и
комментировать её в
устной форме;
-адекватно воспринимать
собеседников, уметь
слушать и слышать друг
друга, следуя моральноэтическим и
психологическим
принципам общения.

ознакомительным,
изучающим), приемами
работы с учебной книгой и
другими информационными
источниками. Смысловое
чтение. Приемы работы с
электронными
библиотеками. Овладение
различными видами
аудирования (выборочным,
ознакомительным,
детальным). Изложение
содержания прослушанного
или прочитанного текста
(подробное, сжатое,
выборочное). Создание
устных и письменных
монологических, а также
устных диалогических
высказываний разной
коммуникативной
направленности в
зависимости от целей,
сферы и ситуации общения.
Отбор и систематизация
материала на определенную
тему; поиск, анализ,
преобразование, оценка
информации, извлеченной
из различных источников.
Поиск информации в
Интернете.

научного, публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов в
форме плана, тезисов, ученического
изложения (подробного, выборочного,
сжатого).
Чтение:
-понимать содержание прочитанных
учебно-научных, научных,
публицистических (информационных и
аналитических, художественнопублицистических жанров),
художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в
соответствии с ситуацией общения, а
также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
-использовать практические умения
ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов)
чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
-передавать схематически
представленную информацию в виде
связного текста;
-использовать приёмы работы с
учебной книгой, справочниками и
другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
-отбирать и систематизировать
материал на определённую тему,
анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в

-понимать,
анализировать, оценивать
явную и неявно
выраженную
информацию в
прочитанных текстах
разной функциональностилевой и жанровой
принадлежности;
-воспринимать текст как
единое смысловое целое;
демонстрировать точное
понимание длинных и
сложных
текстов;
-извлекать информацию
по заданной проблеме
(включая
противоположные точки
зрения на её решение) из
различных источников
(учебно-научных,
официально-деловых,
художественных текстов,
текстов СМИ), в том
числе представленных в
электронном виде на
различных
информационных
носителях, на сайтах

соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Говорение:
-создавать устные монологические и
диалогические высказывания (в том
числе оценочного характера) на
актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, бытовые,
учебные темы (в том числе
лингвистические, а также темы,
связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией
общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного
общения, бытовой рассказ о событии,
история; участие в беседе, споре);
-обсуждать и чётко формулировать
цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение
частей работы;
-извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать
материал на определённую тему и
передавать его в устной форме с
учётом заданных условий общения;
-соблюдать в практике устного
речевого общения основные
орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного
русского литературного языка;
стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию, правила
речевого этикета.
Письмо:

Интернета;
-использовать
общеизвестные знания
для критической оценки
текста;
-рассматривать
информацию, данную в
нескольких различных
формах
(пространственновизуальной, вербальной)
в их связи, делать на этой
основе выводы.
-выступать перед
аудиторией с докладом;
публично защищать
проект, реферат;
-участвовать в дискуссии
на учебно-научные темы,
соблюдая нормы учебнонаучного общения;
-следовать в практике
устного речевого
общения моральноэтическим и
психологическим
принципам общения;
-анализировать и
оценивать речевые
высказывания с точки
зрения их успешности в
достижении
прогнозируемого
результата.

Текст

-создавать письменные
монологические высказывания разной
коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические,
бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное
письмо, отзыв, аннотация, расписка,
доверенность, заявление, объявление);
-излагать содержание прослушанного
или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме
ученического изложения, а также
тезисов, плана;
-соблюдать в практике письменного
общения основные лексические,
грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию.
Текст как речевое
Анализ текста с точки
-анализировать и характеризовать
произведение. Понятие
зрения его темы, основной
тексты различных типов речи, стилей,
текста, основные
мысли, структуры,
жанров с точки зрения смыслового
признаки текста. Тема,
принадлежности к
содержания и структуры, а также
коммуникативная
функциональнотребований, предъявляемых к тексту
установка, основная
смысловому типу речи.
как речевому произведению;
мысль текста. Микротема Составление плана текста.
-осуществлять информационную
текста. Средства связи
Установление смысловых
переработку текста, передавая его
предложений и частей
частей текста, определение содержание в виде плана (простого,
текста. Абзац как средство средств и способов связи
сложного), аннотации, рецензии,
композиционно –
предложений в тексте.
реферата, тезисов, конспекта, схемы,
стилистического членения Анализ языковых
таблицы;
текста. Композиционные
особенностей текста. Выбор -создавать и редактировать
элементы абзаца (зачин,
языковых средств в
собственные тексты различных типов

-писать рецензии,
рефераты;
-писать резюме, деловые
письма, текст
электронной презентации
с учётом внеязыковых
требований,
предъявляемых к ним, и в
соответствии со
спецификой
употребления языковых
средств;
-систематизировать
материал на
определённую тему из
различных источников,
обобщать информацию в
разных формах, в том
числе в графической
форме.
-осуществлять
информационную
переработку текста,
передавая его содержание
в виде презентации;
-выявлять имплицитную
информацию текста на
основе сопоставления
иллюстративного
материала с информацией
текста, анализа подтекста
(использованных
языковых средств и
структуры текста).

основная часть, концовка)
Функциональносмысловые типы речи:
описание, повествование,
рассуждение. Структура
текста. План текста.
Способы развития темы в
тексте. Основные виды
информационной
переработки текста: план,
конспект, аннотация,
презентация.

Функциональные
разновидности
языка

Стилистическая система
русского литературного
языка. Функциональные
разновидности языка.
Сфера употребления,
типичные ситуации
речевого общения.
Особенности языка
художественной
литературы.

зависимости от цели, темы,
основной мысли, адресата,
ситуации и условий
общения. Создание текстов
различного типа, стиля,
жанра. Соблюдение норм
построения текста
(логичность,
последовательность,
связность, соответствие
теме и т. д.). Оценивание и
редактирование устного и
письменного речевого
высказывания.
Информационная
переработка текста,
преобразование текста с
использованием новых
форм представления
информации.
Выявление особенностей
разговорной речи, языка
художественной
литературы и
функциональных стилей.
Установление
принадлежности текста к
определенной
функциональной
разновидности языка.
Сопоставление и сравнение
речевых высказываний с
точки зрения их
содержания,
стилистических
особенностей и

речи, стилей, жанров с учётом
требований к построению связного
текста и в соответствии со спецификой
употребления в них языковых средств;
-сочетать разные функциональносмысловые типы речи в практике
устного и письменного речевого
общения.

-различать экстралингвистические и
лингвистические особенности на
уровне употребления лексических,
морфологических, синтаксических
средств текстов разговорного
характера, научных, публицистических,
официально-деловых, тексты
художественной литературы;
-различать и анализировать тексты
разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического,
официально-делового стилей,
разговорной речи (отзыв, аннотация,
сообщение, доклад как жанры научного
стиля; выступление, статья, интервью,
очерк как жанры публицистического

-характеризовать
стилистическую систему
современного русского
литературного языка;
-участвовать в
дискуссиях на учебнонаучные темы; составлять
резюме, деловое письмо;
готовить
информационную
заметку, электронную
презентацию; создавать
бытовые истории, писать
дружеские письма с
учётом внеязыковых
требований,

использованных языковых
средств. Создание
письменных высказываний
разных стилей, жанров и
типов речи. Выступление
перед аудиторией
сверстников с небольшими
сообщениями, докладом,
рефератом; участие в
спорах с использованием
разных средств
аргументации.

Общие сведения о
языке

Русский язык —
национальный язык

Осознание важности
коммуникативных умений в

стиля; расписка, доверенность,
объявление, заявление как жанры
официально-делового стиля; рассказ,
беседа, спор как жанры разговорной
речи) с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
-создавать устные и письменные
высказывания разных стилей, жанров и
типов речи (отзыв, сообщение, доклад
как жанры научного стиля;
выступление, интервью, репортаж как
жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление,
объявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор
как жанры разговорной речи; тексты
повествовательного характера,
рассуждение, описание; тексты,
сочетающие разные функциональносмысловые типы речи);
-оценивать чужие и собственные
речевые высказывания разной
функциональной направленности с
точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
-исправлять речевые недостатки,
редактировать текст;
-выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими
информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
-характеризовать основные социальные
функции русского языка в России и

предъявляемых к ним, и в
соответствии со
спецификой
употребления языковых
средств;
-анализировать образцы
публичной речи с точки
зрения её композиции,
аргументации, языкового
оформления, достижения
поставленных
коммуникативных задач;
-выступать перед
аудиторией сверстников с
небольшой протокольноэтикетной,
развлекательной,
убеждаю- щей речью.

-различать язык и речь,
объяснять речь как

русского народа,
государственный язык
Российской Федерации и
язык межнационального
общения. Русский язык в
современном мире.
Русский язык как один из
индоевропейских языков.
Русский язык в кругу
других славянских
языков. Роль
старославянского
(церковнославянского)
языка в развитии русского
языка.
Русский язык как
развивающееся явление.
Формы
функционирования
современного русского
языка (литературный
язык, территориальные
диалекты, городское
просторечие,
профессиональные
разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и
культуры.
Русский язык — язык
русской художественной
литературы. Основные
изобразительные средства
русского языка и их
использование в речи.
Лингвистика как наука о
языке. Соотношение

жизни человека, понимание
роли русского языка в
жизни общества и
государства, в современном
мире. Осмысление
элементарных сведений о
происхождении и развитии
русского языка, его
контактах с другими
языками.
Различение
функциональных
разновидностей
современного русского
языка. Осознание красоты,
богатства, выразительности
русского языка.
Ознакомление с
элементарными сведениями
о развитии русистики.

мире, место русского языка среди
славянских языков, роль
старославянского
(церковнославянского) языка в
развитии русского языка;
-определять различия между
литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными
разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
-характеризовать язык русской
художественной литературы;
оценивать использование основных
изобразительных средств русского
языка в речи;
-объяснять взаимосвязь уровней языка
и его единиц;
-характеризовать роль родного языка в
своей жизни и жизни общества.

деятельность,
основанную на
реализации языковой
системы;
-характеризовать
основные разделы
лингвистики;
-характеризовать вклад
выдающихся
отечественных
лингвистов в развитие
русистики;
-использовать
элементарные сведения о
происхождении и
развитии русского языка,
его контактах с другими
языками в различных
видах деятельности.

Фонетика и
орфоэпия

Графика

языка и речи. Система
русского литературного
языка. Выдающиеся
отечественные лингвисты.
Фонетика как раздел
лингвистики.
Звук как единица языка.
Система гласных звуков.
Система согласных
звуков. Устройство
речевого аппарата.
Изменение звуков в
речевом потоке. Сильная
и слабая фонетическая
позиция. Элементы
фонетической
транскрипции. Слог.
Ударение. Основные
выразительные средства
фонетики.
Орфоэпия
как раздел лингвистики.
Основные правила
нормативного
произношения и ударения.
Смыслоразличительная
роль ударения, его
подвижность при формои словообразовании.
Интонация, ее функции.
Основные элементы
интонации.
Орфоэпический словарь.
Графика как раздел
лингвистики.
Элементарные сведения о

Осознание
смыслоразличительной
функции звука в слове.
Различение ударных и
безударных гласных,
звонких и глухих, твердых
и мягких согласных.
Объяснение с помощью
элементов транскрипции
особенностей
произношения и написания
слов. Проведение
фонетического разбора
слов. Правильное
произношение слов в
соответствии с нормами
литературного языка.
Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм.
Применение фонетико –
орфоэпических знаний и
умений в собственной
практике.
Наблюдение за
использованием
выразительных средств
фонетики в художественной
речи
Осознание значения письма
в истории развития
человечества.

-проводить фонетический анализ слова;
-соблюдать основные орфоэпические
правила современного русского
литературного языка;
-оценивать собственную и чужую речь
с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
-извлекать необходимую информацию
из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в
различных видах деятельности.

-объяснять с помощью
элементов транскрипции
особенности
произношения и
написания слов;
-опознавать основные
выразительные средства
фонетики (звукопись);
-выразительно читать
прозаические и
поэтические тексты;
-извлекать необходимую
информацию из
мультимедийных
орфоэпических словарей
и справочников;
использовать её в
различных видах
деятельности.

-объяснять соотношение звука и буквы
в слове;
-проводить звуковой и буквенный

-оценивать значение
письма в истории
развития человечества.

Морфемика и
словообразование

развитии письменности.
Состав русского алфавита,
названия букв. Принципы
русской графики.
Обозначение на письме
твердости и мягкости
согласных. Способы
обозначения [j'].
Соотношение звука и
буквы. Прописные и
строчные буквы.
Морфемика как раздел
лингвистики. Морфема
как минимальная
значимая единица языка.
Словообразующие и
формообразующие
морфемы. Основа слова и
не входящие в основу
морфемы.
Формообразующие
суффиксы. Окончание как
формообразующая
морфема.
Приставка, суффикс как
словообразующие
морфемы. Нулевой
суффикс.
Корень. Однокоренные
слова. Чередование
гласных и согласных
звуков в морфемах.
Варианты морфем.
Возможность
исторических изменений в
структуре слова. Понятие

Сопоставление звукового и
буквенного состава слова.
Овладение звуковым и
буквенным анализом слова.
Использование знания
алфавита при поиске
информации в словарях,
справочниках,
энциклопедиях, при
написании SMS –
сообщений.
Осмысление морфемы как
значимой единицы языка.
Осознание роли морфем в
процессах формо- и
словообразования.
Членение слова на
морфемы с учетом его
лексического значения и
образования. Проведение
морфемного разбора слов.
Выделение исходной
основы и словообразующей
морфемы. Определение
основных способов
словообразования,
построение
словообразовательных
цепочек слова. Проведение
словообразовательного
анализа слова.
Применение знаний и
умений в области
морфемики и
словообразования в
практике правописания.

анализ слова;
-использовать знания алфавита при
поиске информации в словарях,
справочниках, энциклопедиях, в SMSсообщениях.

-делить слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы
словообразования;
-анализировать и самостоятельно
составлять словообразовательные пары
и словообразовательные цепочки слов;
-применять знания и умения по
морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при
проведении грамматического и
лексического анализа слов.

-характеризовать
словообразовательные
цепочки и
словообразовательные
гнёзда, устанавливая
смысловую и
структурную связь
однокоренных слов;
-опознавать основные
выразительные средства
словообразования в
художественной речи и
оценивать их;
-извлекать необходимую
информацию из
морфемных,
словообразовательных и
этимологических
словарей и справочников,
в том числе
мультимедийных;
-использовать
этимологическую
справку для объяснения
правописания и

Лексикология и
фразеология

об этимологии.
Этимологический
словарь.
Словообразование как
раздел лингвистики.
Исходная (производящая)
основа и
словообразующая
морфема.
Основные способы
образования слов:
приставочный,
суффиксальный,
приставочно–
суффиксальный способы,
нулевая суффиксация
(бессуффиксный);
сложение и его виды;
переход слова из одной
части речи в другую;
сращение сочетания слов
в слово.
Словообразовательная
пара.
Словообразовательная
цепочка.
Словообразовательное
гнездо слов.
Словообразовательный и
морфемный словари.
Основные выразительные
средства
словообразования
Лексикология как раздел
лингвистики. Слово как
единица языка. Роль слова

Использование
словообразовательного,
морфемного и
этимологического словарей
при решении
разнообразных учебных
задач.
Наблюдение за
использованием
выразительных средств
словообразования в
художественной речи.

Осмысление роли слова в
выражении мыслей, чувств,
эмоций; осознание

лексического значения
слова.

-проводить лексический анализ слова,
характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе

-объяснять общие
принципы
классификации

в формировании и
выражении мыслей,
чувств, эмоций. Лексикон
человека как показатель
его интеллектуального и
речевого развития.
Лексическое и
грамматическое значения
слова. Однозначные и
многозначные слова;
прямое и переносное
значения слова.
Переносное значение слов
как основа тропов. языка.
Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Паронимы.
Словари синонимов и
антонимов русского
языка.
Лексика русского языка с
точки зрения ее
происхождения; исконно
русские и заимствованные
слова. Словари
иностранных слов.
Лексика русского языка с
точки зрения ее активного
и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Словари
устаревших слов и
неологизмов.
Лексика с точки зрения
сферы ее употребления
русской лексики.
Общеупотребительные

необходимости расширять
свой лексикон.
Дифференциация лексики
по типам лексического
значения с точки зрения ее
активного и пассивного
запаса, сферы
употребления,
экспрессивной окраски и
стилистической
принадлежности,
происхождения.
Употребление лексических
средств в соответствии со
значением, сферой и
ситуацией общения. Оценка
своей и чужой речи с точки
зрения точного, уместного
и выразительного
словоупотребления.
Проведение лексического
разбора слов.
Извлечение необходимой
информации из лексических
словарей разных типов
(толкового словаря,
словарей синонимов,
антонимов, устаревших
слов, иностранных слов,
фразеологического словаря
и др.) и использование ее в
различных видах
деятельности.
Наблюдение за
использованием
выразительных средств

однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное
значение слова, принадлежность слова
к активной или пассивной лексике, а
также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
-группировать слова по тематическим
группам;
-подбирать к словам синонимы,
антонимы;
-опознавать фразеологические
обороты, употреблять их в устных и
письменных высказываниях;
-соблюдать лексические нормы в
устных и письменных высказываниях;
-использовать лексическую синонимию
как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как
средство связи предложений в тексте;
-опознавать основные виды тропов,
построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет,
олицетворение);
-пользоваться различными видами
лексических словарей (толковым
словарём, словарём синонимов,
антонимов, фразеологическим
словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных
видах деятельности.

словарного состава
русского языка;
-аргументировать
различие лексического и
грамматического
значений слова;
-опознавать омонимы
разных видов; паронимы;
-оценивать собственную
и чужую речь с точки
зрения точного,
уместного и
выразительного
словоупотребления;
лексического богатства и
разнообразия;
-опознавать основные
выразительные средства
лексики и фразеологии в
публицистической и
художественной речи и
оценивать их; объяснять
особенности
употребления
лексических средств в
текстах научного и
официально-делового
стилей речи;
-понимать смысл
пословиц на основе
адекватного восприятия
переносного значения и
метафоры;
-извлекать необходимую
информацию из
лексических словарей

Морфология

слова. Диалектные слова.
Термины и
профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Стилистические пласты
лексики.
Фразеология как раздел
лингвистики.
Фразеологизмы, их
признаки и значение.
Пословицы, поговорки,
афоризмы, крылатые
слова. Фразеологические
словари.
Лексические словари и их
роль в овладении
словарным богатством
родного языка.
Основные выразительные
средства лексикологии и
фразеологии.
Морфология как раздел
грамматики. Части речи
как лексикограмматические разряды
слов. Принципы
классификации частей
речи. Система частей речи
в русском языке.
Самостоятельные
(знаменательные) части
речи.
Общекатегориальное
значение,
морфологические и
синтаксические свойства

лексикологии и
фразеологии в
произведениях разных
стилей и функциональных
разновидностей языка.

Распознавание частей речи
по грамматическому
значению,
морфологическим
признакам и
синтаксической роли.
Проведение
морфологического разбора
слов разных частей речи.
Употребление форм слов
различных частей речи в
соответствии с нормами
современного русского
литературного языка.
Применение

разного типа (толкового
словаря, словарей
синонимов, антонимов,
устаревших слов,
иностранных слов,
фразеологического
словаря и др.) и
справочников, в том
числе мультимедийных;
использовать эту
информацию в различных
видах деятельности.

-опознавать самостоятельные
(знаменательные) части речи и их
формы; служебные части речи;
-анализировать слово с точки зрения
его принадлежности к той или иной
части речи;
-употреблять формы слов различных
частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного
языка;
-применять морфологические знания и
умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
-распознавать явления грамматической
омонимии, существенные для решения

-анализировать
синонимические средства
морфологии;
-различать
грамматические
омонимы; паронимы;
-опознавать основные
выразительные средства
морфологии в
публицистической и
художественной речи и
оценивать их; объяснять
особенности
употребления
морфологических средств

Синтаксис

имени существительного,
имени прилагательного,
имени числительного,
местоимения, глагола,
наречия. Место
причастия, деепричастия,
слов категории состояния
в системе частей речи.
Служебные части речи, их
разряды по значению,
структуре,
синтаксическому
употреблению.
Междометия
звукоподражательные
слова.
Омонимия слов разных
частей речи.
Синтаксис как раздел
грамматики.
Словосочетание и
предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание как
синтаксическая единица,
типы словосочетаний.
Виды связи в
словосочетании.
Виды предложений по
цели высказывания и
эмоциональной окраске.
Грамматическая основа
предложения, главные и
второстепенные члены,
способы их выражения.
Виды сказуемого.

морфологических знаний и
умений в практике
правописания.
Наблюдение за
использованием средств
морфологии в текстах
разных стилей и
функциональных
разновидностей языка.

орфографических и пунктуационных
задач.

в текстах научного и
официально-делового
стилей речи;
-извлекать необходимую
информацию из словарей
грамматических
трудностей, в том числе
мультимедийных;
использовать эту
информацию в различных
видах деятельности

Проведение
синтаксического разбора
словосочетаний и
предложений разных видов.
Анализ разнообразных
синтаксических
конструкций и правильное
употребление их в речи.
Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения
правильности, уместности и
выразительности
употребления
синтаксических
конструкций.
Использование
синонимических
конструкций для более

-опознавать основные единицы
синтаксиса (словосочетание,
предложение) и их виды;
-анализировать различные виды
словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой
организации, функциональной
предназначенности;
-употреблять синтаксические единицы
в соответствии с нормами
современного русского литературного
языка;
-использовать разнообразные
синонимические синтаксические
конструкции в собственной речевой
практике;
-применять синтаксические знания и
умения в практике правописания, в

-анализировать
синонимические средства
синтаксиса;
-опознавать основные
выразительные средства
синтаксиса в
публицистической и
художественной речи и
оценивать их; объяснять
особенности
употребления
синтаксических
конструкций в текстах
научного и официальноделового стилей речи;
-анализировать
особенности
употребления

Структурные типы
простых предложений
(двусоставные и
односоставные,
распространенные и
нераспространенные,
предложения
осложненной и
неосложненной
структуры, полные и
неполные).
Виды односоставных
предложений.
Однородные члены
предложения,
обособленные члены
предложения, обращение,
вводные и вставные
конструкции.
Классификация сложных
предложений. Средства
выражения
синтаксических
отношений между
частями сложного
предложения. Сложные
предложения союзные
(сложносочиненные,
сложноподчиненные) и
бессоюзные. Сложные
предложения с
различными видами связи.
Способы передачи чужой
речи. Понятие текста,
основные признаки текста
(членимость, смысловая

точного выражения мысли
и усиления
выразительности речи.
Применение
синтаксических знаний и
умений в практике
правописания.
Наблюдение за
использованием
синтаксических
конструкций в текстах
разных стилей и
функциональных
разновидностей языка.

различных видах анализа.

синтаксических
конструкций с точки
зрения их
функциональностилистических качеств,
требований
выразительности речи.

Правописание:
орфография и
пунктуация

Культура речи

цельность, связность).
Орфография как система
правил правописания.
Понятие орфограммы.
Правописание гласных и
согласных в составе
морфем. Правописание ъ
и ь. Слитное, дефисное и
раздельное написание.
Употребление прописной
и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари
и справочники.
Пунктуация как система
правил правописания.
Знаки препинания и их
функции. Одиночные и
парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце
предложения, в простом
неосложненном, простом
осложненном, в сложном
предложении
(сложносочиненном и
сложноподчиненном,
бессоюзном, а также в
сложном предложении с
различными видами
связи), при прямой речи и
цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков
препинания.
Культура речи как раздел
лингвистики. Языковая
норма, ее функции и

Сформированность
орфографической и
пунктуационной зоркости.
Соблюдение основных
орфографических и
пунктуационных норм в
письменной речи. Опора на
фонетический, морфемно –
словообразовательный и
морфологический анализ
при выборе правильного
написания слова. Опора на
грамматико –
интонационный анализ при
объяснении расстановки
знаков препинания в
предложении.
Использование
орфографических словарей
и справочников по
правописанию для решения
орфографических и
пунктуационных проблем.

-соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы в процессе
письма (в объёме содержания курса);
-объяснять выбор написания в устной
форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических
символов);
-обнаруживать и исправлять
орфографические и пунктуационные
ошибки;
-извлекать необходимую информацию
из орфографических словарей и
справочников; использовать её в
процессе письма.

-демонстрировать роль
орфографии и
пунктуации в передаче
смысловой стороны речи;
-извлекать необходимую
информацию из
мультимедийных
орфографических
словарей и справочников
по правописанию;
использовать эту
информацию в процессе
письма.

Овладение основными
нормами русского
литературного языка и

-различать варианты орфоэпических,
лексических, грамматических,
стилистических, правописных норм

-оценивать высказывание
с точки зрения
соблюдения норм

типы. Тенденция развития
норм. Основные нормы
русского литературного
языка (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
правописные). Варианты
норм. Речевые ошибки.
Лексическое богатство
русского языка и культура
речи.
Нормативные словари
современного русского
языка.

Язык и культура

Отражение в языке
культуры и истории
народа. Русский речевой
этикет. Изменения,
происходящие в
современном языке.
Современный русский
речевой этикет в
сопоставлении с этикетом
прошлого.

соблюдение их в устных и
письменных высказываниях
различной
коммуникативной
направленности. Выбор и
организация языковых
средств в соответствии со
сферой, ситуацией и
условиями речевого
общения как необходимое
условие достижения
нормативности,
эффективности, этичности
речевого общения.
Корректировка
собственного речевого
высказывания.
Использование
нормативных словарей для
получения информации о
нормах современного
русского литературного
языка.
Выявление единиц языка с
национально – культурным
компонентом значения в
произведениях устного
народного творчества, в
художественной литературе
и исторических текстах;
объяснение их значений с
помощью лингвистических
словарей (толковых,
этимологических и др.).
Пословицы и поговорки
русского народа,

современного русского литературного
языка;
-корректировать собственные речевые
высказывания на основе владения
основными нормами русского
литературного языка.

современного русского
литературного языка, а
также с точки зрения
коммуникативной
целесообразности,
точности, уместности,
выразительности,
богатства речи;
-использовать
нормативные словари и
справочники, в том
числе мультимедийные,
для получения
информации о нормах
современного русского
литературного языка.

-выявлять единицы языка с
национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного
народного творчества, в
художественной литературе и
исторических текстах;
-приводить примеры, которые
доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и
культуру страны;
-уместно использовать правила
русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.

-характеризовать на
отдельных примерах
взаимосвязь языка,
культуры и истории
народа — носителя
языка;
-анализировать и
сравнивать русский
речевой этикет с речевым
этикетом отдельных
народов России и мира;
-характеризовать на
отдельных примерах

современный городской
фольклор. Использование
этимологических словарей
и справочников для
подготовки сообщений об
истории происхождения
некоторых слов и
выражений, отражающих
исторические и культурные
традиции страны. Уместное
использование правил
русского речевого этикета в
учебной деятельности и
повседневной жизни.
Межкультурная
коммуникация. Мимика и
жесты в разных культурах.
Нормы информационной
культуры, этики и права.

изменения,
происходящие в
современном языке, а
также в области современного русского
речевого этикета в
сопоставлении с этикетом
прошлого.

Содержание учебного предмета
5 класс
Речь и речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация.
Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение.
Этикетный диалог, диалог-расспрос.
Речевая деятельность
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное.
Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способа чтения.
Смысловое чтение текста. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями
общения. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику.
Приёмы работы с учебной книгой и словарём.
Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам.
Текст

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
План текста (простой). Повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.
Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа. Личное (неофициальное) и
официальное письмо.
Сфера употребления официально- делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление.
Сфера употребления учебно-научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение.
Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья.
Изобразительные средства языка художественной литературы.
Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык —
язык русской художественной литературы.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения).
Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные.
Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные.
Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство
речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции.
Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное,
разноместное).
Орфоэпия
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.
Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари.
Графика
Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j]. Прописные и строчные буквы.
Морфемика
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем.
Словообразование
Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем
(приставочный, суффиксальный способы), сложение.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные
слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей.
Тематические группы слов. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия
синонимов. Антонимы. Толковые словари русского языка. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки.
Морфология
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имён существительных.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило А.А. Зализняка об одушевлённости/неодушевлённости.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонений имён существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым.
Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Род, число и падеж имён прилагательных. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы.
Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение.
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и
смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Распространённые и нераспространённые предложения.

Предложения с однородными членами.
Средства связи однородных членов предложения.
Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Правописание Орфография. Пунктуация.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.
Орфографические правила, связанные с правописанием морфем.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Буквы н и нн в отымённых прилагательных.
Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами.
Употребление строчной и прописной буквы.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Основные функции знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме.
Орфографические словари.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные.
Варианты норм.
Речевые ошибки.
Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного
русского литературного языка.
Язык и культура
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления.
Обращения в диалогах — побуждениях к действию.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Единицы языка с национально- культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе.

6 класс
Речь и речевое общение
Условия речевого общения.
Виды монолога: повествование, описание, рассуждение.
Диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Сочетание разных видов диалога.
Речевая деятельность
Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности. Выборочное, ознакомительное, детальное
аудирование. Приёмы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи.
Стратегии изучающего, ознакомительного, просмотрового видов чтения. Культура чтения.
Смысловое чтение текста. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного,
прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Особенности написания аннотации, заявления. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Поиск информации в Интернете по ключевым словам.
Текст
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.
Основная и дополнительная информация текстов.
План (сложный), аннотация. Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса);
сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные
для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа. Электронное письмо. Личный дневник в Интернете.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности.
Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности.
Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности.
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные
диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика. Орфоэпия
Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.
Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция.
Чередования звуков. Слогораздел.
Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени).
Графика

Правила переноса.
Морфемика. Словообразование
Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.
Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация).
Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е.
Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени.
Лексикология. Фразеология
Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы,
жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Стилистические пометы в толковых словарях русского
языка.
Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Морфология
Морфология как раздел грамматики (повторение).
Глагол (повторение).
Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени.
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия.
Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Синтаксическая функция деепричастия.
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по
значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.
Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.
Правописание. Орфография. Пунктуация.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных
в суффиксах причастий, наречий. Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий, наречий.
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.
Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями.
Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.
Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами и обособленными членами предложения. Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные нормы употребления причастий, деепричастий, местоимений,
числительных, наречий.
Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических
трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет.
7 класс
Речь и речевое общение
Умение общаться — важная составляющая культуры человека. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога.
Диалог — обмен мнениями, диалог-расспрос. Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога.
Речевая деятельность
Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование.
Различные стратегии способов (видов) чтения.
Смысловое чтение текстов. Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения.
Основные особенности письменного высказывания. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии
с темой, функциональным стилем, жанром.
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Приёмы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Текст
Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный,
тезисный), конспект, аннотация. Особенности написания тезисов, конспекта. Повествование как функционально-смысловой тип речи, его
особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Функциональные разновидности языка
Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности. Текстовый форум.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры
научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности.
Жанры публицистического стиля: статья, её особенности. Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.
Изобразительные средства языка художественной литературы.
Общие сведения о языке
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Морфемика. Словообразование

Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Лексикология. Фразеология
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления
устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Этимологические словари.
Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологические словари.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфология
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени
сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и
синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и
коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.
Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные,
наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и
смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия.
Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации
подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение
(прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов
предложения.
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Правописание. Орфография. Пунктуация
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.
Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Культура речи
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные.
Варианты норм.
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов
России, мира. Современный городской фольклор. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
8 класс
Речь и речевое общение
Сопоставление устной и письменной речи: соотнесение с целями, ситуациями, условиями общения. Причины коммуникативных неудач; пути их
преодоления. Электронная коммуникация.
Речевая деятельность
Основная и дополнительная информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Приёмы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога. Чтение.
Культура работы с книгой и другими источниками информации. Различные стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов
(видов) чтения; приёмы работы с информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Смысловое чтение текстов. Работа с электронными книгами/ текстами на электронных носителях.
Говорение. Разные виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Письмо. Разные виды изложения прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания реферата, доверенности.
Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.
Текст

Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность, целесообразность
использования лексических и грамматических средств связи.
Переработка текста в таблицы, схемы. Электронная форма представления проекта.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык, его особенности (обобщение).
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Основные
жанры публицистического стиля: интервью, его особенности. Аудио-видеофорум.
Основные жанры научного стиля: реферат, доклад.
Основные жанры официально-делового стиля: доверенность.
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из мировых языков. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Лексикология. Фразеология
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов.
Паронимы. Словари иностранных слов. Афоризмы, крылатые слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части
речи. Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в
прилагательные и т. п.)
Синтаксис
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные,
безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические возможности односоставных предложений.
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения.
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их
употребления.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы
вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых
частей текста.

Правописание. Орфография. Пунктуация
Орфография (повторение). Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской
пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки
знаков препинания.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Культура речи
Культура речи. Правильность, точность, богатство, выразительность, уместность речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Нормативные словари современного русского языка: словарь грамматических трудностей, обратный грамматический словарь А.А.Зализняка.
Справочники по пунктуации.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Языковые единицы с национально-культурным компонентом
значения. Нормы информационной культуры, этики и права. Межкультурная коммуникация.
9 класс
Речь и речевое общение
Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.
Общение и взаимодействие. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.
Морально-этические и психологические принципы общения.
Речевая деятельность
Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Культура аудирования. Смысловое чтение текстов. Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями
общения. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности,
заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным
стилем, жанром. Причины коммуникативных неудач. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Приёмы работы с
электронными библиотеками.
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи. Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и
частей текста. Составление электронной презентации.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение).
Функциональные разновидности языка
Стилистическая система современного русского языка. Функциональные стили (обобщение). Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности. Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности. Социальная
сеть. Реклама. Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности.
Общие сведения о языке
Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика. Орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).
Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты
произношения и ударения.
Графика
Принципы русской графики. Соотношение звука и буквы (повторение).
Морфемика. Словообразование
Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Лексикология. Фразеология
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Лексический анализ слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
Синтаксис
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической
связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные
(сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями
сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с
разными типами смысловых отношений между частями.
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения.
Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия
подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа
действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное
выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и
бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование.
Способы включения цитат в высказывание.
Правописание. Орфография. Пунктуация
Правила орфографии (повторение). Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом,
сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании. Оформление диалога на письме.
Культура речи
Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм. Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в
овладении нормами современного русского литературного языка.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет (повторение). Нормы информационной
культуры, этики и права.
Тематическое планирование
5 класс
Содержательные линии
1.Формирование коммуникативной
компетенции
2.Формирование языковой и
лингвистической компетенции

3.Формирование культуроведческой
компетенции

Разделы курса
О языке и речи
Текст
Система языка
Повторение изученного в начальной школе
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Лексика
Синтаксис
Морфология
Правописание
Язык и культура. Культура речи
Повторение
Итого

Количество часов
7
14
84
7
12
11
9
13
32
39
7
19
170

6 класс
Содержательные линии
1.Формирование коммуникативной
компетенции
2.Формирование языковой и
лингвистической компетенции

3.Формирование культуроведческой
компетенции

Разделы курса
О языке и речи
Текст
Система языка
Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Лексика
Морфология
Правописание
Язык и культура. Культура речи

Количество часов
17
25
101
4
11
23
19
44
41
20
204

Итого

7 класс
Содержательные линии
1.Формирование коммуникативной
компетенции
2.Формирование языковой и
лингвистической компетенции

3.Формирование культуроведческой
компетенции

Разделы курса
О языке и речи
Текст
Система языка
Общие сведения о языке
Морфемика и словообразование
Лексика
Синтаксис
Морфология
Правописание
Язык и культура. Культура речи

Количество часов
12
19
71
3
5
8
25
30
Итого

26
8
136

8 класс
Содержательные линии
1.Формирование коммуникативной
компетенции
2.Формирование языковой и
лингвистической компетенции

3.Формирование культуроведческой
компетенции

Разделы курса
О языке и речи
Текст
Система языка
Общие сведения о языке
Лексика
Синтаксис
Морфология
Правописание
Язык и культура. Культура речи

Количество часов
10
16
59
2
8
44
5
10
7
102

Итого

9 класс
Содержательные линии
1.Формирование коммуникативной
компетенции
2.Формирование языковой и
лингвистической компетенции

3.Формирование культуроведческой
компетенции

Разделы курса
О языке и речи
Текст
Система языка
Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Лексика
Синтаксис
Морфология
Правописание
Язык и культура. Культура речи

Количество часов
5
19
63
2
5
4
4
43
5
Итого

10
5
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».