РП по Музыке 5-8 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей «Искусство и здоровье»
_______________________
/Гогинова Н.А./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ №71-ос
от «06» 09. 2021г.
Директор:
_________________/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 5-8 класса
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной программы
для общеобразовательных учреждений на основе авторской
программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных
учреждений: Музыка. 5-8 классы. Искусство. 8-9 классы./ [Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова]. – М: “Просвещение”,
2017 год).

г. Свирск, 2021г.

Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по музыке для 5 - 8 класса составлена в соответствии с положением о рабочей программе
по учебному предмету педагога, в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Свирск», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования.
Программа предмета «Музыка» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки для
обучающихся основного общего образования отводится всего 136 часов за весь период обучения. В том числе: в 5 кл. - 34ч., 6 кл. - 34ч., 7 кл. - 34ч.,
8 кл. - 34ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка.
7 класс», «Музыка. 8 класс».
Тема
(тематический
раздел)
5 класс
Музыка и
литература
(16 часов)

Планируемые предметные результаты изучения предмета «Музыка»
Планируемые результаты
Содержание по ФГОС
Основные виды деятельности
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Музыка как вид искусства.
Интонация как носитель
образного
смысла.
Многообразие
связей
музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и
литературы
в
театре.
Программная
музыка.
Народное
музыкальное
творчество.
Устное
народное
музыкальное
творчество в развитии
общей культуры народа.

Уметь слушать и вступать в
диалог.
Разучивать и исполнять песни
Исследовать
музыкальные
жанры и виды песен.
Находить ассоциативные связи
музыки и литературы.
Находить жанровые параллели
между музыкой и другими
видами искусств.
Участвовать в коллективной
исполнительской деятельности.
Рассуждать об общности и

Развивать музыкальную память
и слух.
Определять характер, средства
выразительности (мелодия) в
музыкальном произведении.
Различать настроения, чувства,
выраженные в музыке.
Определять жизненную основу
музыкальных интонаций
Передавать свои впечатления в
письменной и устной форме.
Самостоятельно
подбирать
литературные произведения к

-понимать
взаимодействие
музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из
них (музыки, литературы,
изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
-находить
ассоциативные
связи
между
художественными образами
музыки и других видов
искусства;
-размышлять
о
знакомом

различии
выразительных
средств.
Участвовать
в
коллективной исполнительской
деятельности.
Передавать свои впечатления в
устной и письменной форме.
Выявлять сходство и различие
интонаций, тем в произведениях
разных форм и жанров.
Слушать
музыку,
хоровое
пение.
Обобщать полученные знания.

Музыка и
изобразительн
ое искусство
(18 часов)

Музыка как вид искусства.
Средства
музыкальной
выразительности
в
создании
музыкального

изучаемой теме.
Участвовать в коллективной
исполнительской деятельности.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к произведениям.
Находить связи между образами
музыки и других видов искусств
Находить жанровые параллели
между музыкой и литературой.
Выявлять общность музыки и
литературы
Использовать образовательные
ресурсы Интернета для поиска
произведений
музыки
и
литературы.
Знать
имена
выдающихся
русских
и
зарубежных
композиторов
Уметь
организовать
сотрудничество с учителем и
сверстниками
Делиться
впечатлениями
о
прослушанных
музыкальных
произведениях

музыкальном произведении,
высказывать суждение об
основной идее, о средствах и
формах ее воплощения;
-творчески интерпретировать
содержание
музыкального
произведения
в
пении,
музыкальноритмическом
движении, поэтическом слове,
изобразительной
деятельности;
-участвовать в коллективной
исполнительской деятельности
(пении,
пластическом
интонировании,
импровизации, игре на инструментах);
-передавать свои музыкальные
впечатления в устной и
письменной форме;
-развивать умения и навыки
музыкально-эстетического
самообразования:
формирование
фонотеки,
библиотеки,
видеотеки,
самостоятельная работа в
творческих
тетрадях,
посещение концертов, театров
и др.;
-проявлять
творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
жизни класса, школы.
Уметь слушать и вступать в Находить ассоциативные связи музыки с другими видами исдиалог.
между
художественными кусства на основе осознания
Находить ассоциативные связи образами музыки и живописи.
специфики языка каждого из
музыки и изобразительным Участвовать
в
совместной них (музыки, литературы,

образа и характера музыки.
Круг
музыкальных
образов.
Многообразие
связей
музыки
с
изобразительным
искусством. Портрет в
музыке
и
в
изобразительном
искусстве.

искусством.
Выявлять сходство и различие в
произведениях разных жанров и
форм.
Находить жанровые параллели
между музыкой и другими
видами искусств.
Участвовать в коллективной
исполнительской деятельности.
Рассуждать об общности и
различии
выразительных
средств.
Участвовать
в
коллективной исполнительской
деятельности.
Определять
специфику
деятельности
композитора,
поэта, писателя.
Передавать свои впечатления в
устной и письменной форме.
Выявлять общность истоков и
взаимосвязь музыки с другими
видами искусства.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Самостоятельно
подбирать
сходные
и
контрастные
произведения
живописи
к
изучаемой музыке.
Выявлять сходство и различие
интонаций, тем в произведениях
разных форм и жанров.
Слушать
музыку,
хоровое
пение.
Обобщать полученные знания.

деятельности
Делиться
впечатлениями
о
прослушанных
музыкальных
произведениях.
Расширять музыкальный и обще
культурный кругозор.
Обобщать,
устанавливать
аналогии.
Развивать музыкальную память
и слух.
Знать культуру своего народа.
Петь в хоре.
Овладевать
основами
музыкальной грамотности.
Общаться и сотрудничать со
сверстниками.
Анализировать и оценивать
выполнение учебной задачи.
Смысловое
чтение
текстов
различных стилей и жанров
Определять характер, средства
выразительности
Эмоционально
воспринимать
музыку
Определять
цели
и
распределять функции.
Приобретение
навыков
самостоятельной музыкальноучебной деятельности
Определять понятия, обобщать,
классифицировать.
Определять понятия, обобщать,
классифицировать.
Самостоятельно
планировать
пути достижения целей.
Владеть
основами

изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
-находить
ассоциативные
связи
между
художественными образами
музыки и других видов
искусства;
размышлять
о
знакомом
музыкальном произведении,
высказывать суждение об
основной идее, о средствах и
формах ее воплощения;
-творчески интерпретировать
содержание
музыкального
произведения
в
пении,
музыкальноритмическом
движении, поэтическом слове,
изобразительной
деятельности;
-участвовать в коллективной
исполнительской деятельности
(пении,
пластическом
интонировании,
импровизации,
игре
на
инструментах);
-передавать свои музыкальные
впечатления в устной и
письменной форме;
развивать умения и навыки
музыкально-эстетического
самообразования:
формирование
фонотеки,
библиотеки,
видеотеки,
самостоятельная работа в
творческих
тетрадях,
посещение концертов, театров

6 класс
Мир образов
вокальной и
инструментальн
ой музыки
(16 часов)

Народное
музыкальное
творчество. Характерные
черты русской народной
песни. Основные жанры
русской народной песни.
Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве
композиторов. Музыка как
вид искусства. Портрет в
музыке
и
живописи.
Картины
природы
в
музыке
и
в
изобразительном
искусстве. Русская музыка
от эпохи средневековья до
рубежа
XIX-XX
вв.
Древнерусская
духовная
музыка.
Зарубежная
музыка
от
эпохи
средневековья до рубежа
XIX-XX вв. Средневековая
духовная музыка. Хорал.
Полифония.

Различать простые и сложные
жанры
вокальной,
инструментальной,
сценической музыки.
Характеризовать
музыкальные
произведения
(фрагменты).
Определять жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
различать
лирические,
эпические,
драматические
музыкальные образы.
Анализировать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов музыкальных сочинений.
Участвовать в коллективной
деятельности при подготовке и
проведении
литературномузыкальных композиций.
Воплощать в различных видах
музыкально-творческой
деятельности
знакомые
литературные и зрительные
образы.
Называть
отдельных
выдающихся отечественных и
зарубежных
исполнителей,
включая
музыкальные

самоконтроля, самооценки.
Организовать сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
Овладевать
основами
самоконтроля, самооценки.

и др.;
-проявлять
творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
жизни класса, школы.

Знать/понимать:
что
музыкальный образ – живое,
обобщенное представление о
действительности, выраженное
в звуках.
различать
лирические,
эпические,
драматические
музыкальные
образы
в
вокальной и инструментальной
музыке.
жизненно
–
образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров.
способы создания различных
образов: музыкальный портрет.
понимать,
что
каждое
музыкальное
произведение
благодаря
эмоциональному
воздействию
позволяет
пережить всю глубину чувств.
имена выдающихся русских
композиторов:
А.Варламов,
А.Гурилев,
М.Глинка,
С.Рахманинов,
Н.РимскийКорсаков.
определения
музыкальных
жанров и терминов: опера,
романс, баркарола, серенада,
баллада

-понимать жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
различать
лирические,
эпические,
драматические
музыкальные образы;
-иметь
представление
о
приемах взаимодействия и
развития
образов
музыкальных сочинений;
знать
имена
выдающихся
русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
-уметь
по
характерным
признакам
определять
принадлежность музыкальных
произведений
к
соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая,
народная,
религиозная,
современная;
-владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен
(народных,
классического
репертуара,
современных
авторов),
напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых
му-

коллективы, и др.
Ориентироваться в составе
исполнителей
вокальной
музыки,
наличии
или
отсутствии инструментального
сопровождения.
Анализировать
различные
трактовки одного и того же
произведения,
аргументируя
исполнительскую
интерпретацию
замысла
композитора.
Раскрывать образный строй
музыкальных произведений на
основе
взаимодействия
различных видов искусства.
Выявлять
возможности
эмоционального
воздействия
музыки на человека (на личном
примере).
Приводить
примеры
преобразующего
влияния
музыки.
Оценивать и корректировать
собственную
музыкальнотворческую деятельность.
Ориентироваться в джазовой
музыке, называть ее отдельных
выдающихся исполнителей и
композиторов.
Участвовать в разработке и
воплощении
сценариев
народных праздников, игр,
обрядов, действ.
Находить
информацию
о
наиболее
значительных

имена известных исполнителей
(Ф.Шаляпин,
А.Нежданова,
И.Архипова,
М.Каллас,
Э.Карузо, Е.Образцова)
особенности
русского
свадебного обряда, значение
песен во время обряда
особенности
народного
искусства.
значение определений: а
капелла, знаменный распев,
партесное пение.
жанры
церковного
пения:
тропарь, стихира, величание,
молитва.
особенности развития народной
и духовной музыки в Древней
Руси, знакомство с некоторыми
характерными этапами развития
церковной
музыки
в
историческом контексте (от
знаменного
распева
до
партесного пения).
Уметь:
анализировать
различные трактовки одного и
того
же
произведения,
аргументируя исполнительскую
интерпретацию
замысла
композитора.
владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен,
напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых
музыкальных
сочинений.
различать
лирические,

зыкальных сочинений;
-анализировать
различные
трактовки одного и того же
произведения, аргументируя
исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй
музыкальных произведений на
основе
взаимодействия
различных видов искусства;
-развивать
навыки
исследовательской
художественно-эстетической
деятельности
(выполнение
индивидуальных
и
коллективных проектов);
-совершенствовать умения и
навыки самообразования.

явлениях музыкальной жизни в
стране и за ее пределами.
Подбирать
музыку
для
проведения дискотеки в классе,
школе и т. п.
Составлять
отзывы
о
посещении
концертов,
музыкально-театральных
спектаклей и др.

Мир образов
камерной и
симфонической
музыки

Музыка как вид искусства.
Программная музыка. Мир
музыкального
театра.
Русская
и
зарубежная

Соотносить основные образноэмоциональные сферы музыки,
специфические
особенности
произведений разных жанров.

эпические,
драматические
музыкальные
образы
в
вокальной музыке.
соотносить
музыкальные
сочинения с произ-ведениями
других
видов
искусств,
выявлять своеобразие почерка
композитора
по характерным признакам
определять
принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и
стилю
—
народная,
композиторская.
проводить
интонационнообразный
анализ музыки,
сравнивать
музыкальные
интонации
с
интонациями
картин художников, передавать
свои музыкальные впечатления
в рисунке.
размышлять
о
музыке,
высказывать
суждения
об
основной идее, о средствах и
формах
ее
воплощения,
проявлять навыки вокально –
хоровой работы
наблюдать за
развитием
музыки, выявлять средства
выразительности разных видов
искусств в создании единого
образа.
Знать/понимать: что жизнь –
единая основа художественных
образов любого вида искусства.
что все искусства связаны

-понимать жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
различать
лирические,

(18 часов)

музыкальная культура XX
в.
Знакомство
с
творчеством
всемирно
известных отечественных
композиторов.
Джаз.
Авторская песня.

Сопоставлять
различные
образцы
народной
и
профессиональной музыки.
Обнаруживать
общность
истоков
народной
и
профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства
народной и композиторской
музыки.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Инсценировать
фрагменты
популярных
мюзиклов и рок-опер.
Называть имена выдающихся
русских
и
зарубежных
композиторов,
приводить
примеры их произведений.
Определять по характерным
признакам
принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая,
народная,
религиозная,
современная.
Различать виды оркестра и
группы
музыкальных
инструментов.
Осуществлять
исследовательскую
художественно-эстетическую
деятельность.
Выполнять
индивидуальные
проекты,
участвовать
в
коллективных проектах.

между собой.
Своеобразие
и
специфику
художественных
образов
камерной и симфонической
музыки.
выдающихся
исполнителей
симфонической и камерной
музыки.
Значение программной музыки,
иметь
представления
о
различных видах концерта:
хоровой духовный концерт,
инструментальны, особенности
стиля барокко.
Имена выдающихся русских
(П.Чайковский,
Г.Свиридов,
С.Прокофьев,
А.Бородин,
Э.Артемьев,
И.Дунаевский,
А.Журбин)
и
зарубежных
(И.С.Бах,
В.Моцарт,
Л.Бетховен,
Ф.Шопен,
А.Вивальди, Дж. Гершвин,
Л.Бернстайн) композиторов и
их произведения
значение
исполнительской
интерпретации в воплощении
художественного
замысла
композитора;
Уметь:выразительно исполнять
песни, узнавать произведения
определенного композитора.
Размышлять
о
музыке,
выражать собственную позицию
относительно
прослушанной
музыки.
Анализировать
различные

эпические,
драматические
музыкальные образы;
-иметь
представление
о
приемах взаимодействия и
развития
образов
музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся
русских
и
зарубежных
композиторов,
приводить
примеры их произведений;
-уметь
по
характерным
признакам
определять
принадлежность музыкальных
произведений
к
соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая,
народная,
религиозная,
современная;
-владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен
(народных,
классического
репертуара,
современных
авторов),
напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых
музыкальных сочинений;
-анализировать
различные
трактовки одного и того же
произведения, аргументируя
исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй
музыкальных произведений на
основе
взаимодействия
различных видов искусства;
-развивать
навыки

7 класс
Особенности
драматургии
сценической
музыки
(16 часов)

Музыка как вид искусства.
Мир музыкального театра.
Круг музыкальных образов
(лирические,
драматические,

Импровизировать в одном из
современных
жанров
популярной
музыки
и
оценивать
собственное
исполнение.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Заниматься самообразованием
(совершенствовать умения и
навыки самообразования).
Применять
информационнокоммуникационные технологии
для
музыкального
самообразования.
Защищать творческие исследовательские проекты

трактовки одного и того же
музыкального
жанра,
аргументируя интерпретацию
замысла композитора.
Определять
форму
музыкального
произведения,
определять
тембры
музыкальных инструментов,
определять выразительные и
изобразительные
образы
в
музыке,
сопоставлять поэтические и
музыкальные произведения.
Сравнивать
различные
исполнительские
трактовки
одного и того же произведения
и выявлять
их своеобразие,
высказывать собственную точку
зрения.
Определять по характерным
признакам
принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру.
Применять
музыкальные
знания, умения и навыки в
сфере
музыкального
самообразования: знакомства с
литературой
о
музыке,
слушание музыки в свободное
от уроков время.

исследовательской
художественно-эстетической
деятельности
(выполнение
индивидуальных
и
коллективных проектов);
-совершенствовать умения и
навыки самообразования.

Определять роль музыки в
жизни человека.
Выявлять
особенности
претворения
вечных
тем
искусства
и
жизни
в

Знать/понимать:
что
такое
классическая музыка, музыка
прошлых эпох может быть
глубоко современной, благодаря
тем мыслям и чувствам,

-понимать роль музыки в
жизни человека;
-совершенствовать
представление о триединстве
музыкальной
деятельности

героические, эпические и
др.). Русская музыка от
эпохи средневековья до
рубежа
XIX-XX
вв.
Формирование
русской
классической
школы.
Обращение композиторов
к народным истокам. Роль
фольклора в становлении
профессионального
музыкального искусства.
Зарубежная музыка от
эпохи средневековья до
рубежа
XIX-XX
вв.
Оперный
жанр
в
творчестве композиторов
XIX в.

произведениях разных жанров и
стилей.
Выявлять
(распознавать)
особенности
музыкального
языка,
музыкальной
драматургии,
средства
музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации.
Анализировать
и
обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений,
используя
приемы пластического интонирования,
музыкальноритмического
движения,
импровизации.
Использовать различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать
в
исследовательских проектах.
Выявлять
особенности
взаимодействия
музыки
с
другими видами искусства.
Анализировать художественнообразное
содержание,
музыкальный язык произведений
мирового музыкального ис-

которые в ней отображены;
что
по
музыкальным
пристрастиям, по тому, что
нравится
или
отвергается,
можно судить о человеке, его
вкусе, уровне культуры;
что встреча с выдающимися
музыкальными произведениями
является
прикосновением к
духовному опыту поколений,
драматургию
музыкальных
произведений;
принципы драматургического
развития на основе знакомства
с
музыкальными
характеристиками
героев
оперы;
жанровое
многообразие
танцевальной,
песенной
музыки;
особенности
ансамблевого
исполнения;
истоки авторской песни, ее
тематику;
причины
возникновения,
истоки,
характерные
особенности джаза;
значение
музыкальных
терминов: токатта, «конкретная
музыка», страсти, рок – опера,
классическая опера, эпическая
опера
определение
музыкальных
понятий:
авангардизм,
пиццикато, шансон, бардовская
песня, джаз, блюз, регтайм,

(композитор — исполнитель
— слушатель);
-эмоционально-образно
воспринимать и оценивать
музыкальные
произведения
различных жанров и стилей
классической и современной
музыки, обосновывать свои
предпочтения
в
ситуации
выбора;
-понимать
особенности
претворения
вечных
тем
искусства
и
жизни
в
произведениях разных жанров
и стилей;
-иметь
представление
об
особенностях
музыкального
языка,
музыкальной
драматургии,
средствах
музыкальной
выразительности;
-знать имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые
их
произведения
и
интерпретации;
-исполнять
народные
и
современные песни, знакомые
мелодии
изученных
классических произведений;
-творчески интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений,
используя
приемы
пластического
интонирования, музыкально-

кусства.
Осуществлять
поиск
музыкально-образовательной
информации
в
справочной
литературе и Интернете в рамках
изучаемой темы.
Самостоятельно
исследовать
творческие
биографии
композиторов,
исполнителей,
исполнительских коллективов.
Собирать
коллекции
классических произведений.
Проявлять
творческую
инициативу в подготовке и
проведении
музыкальных
конкурсов, фестивалей в классе,
школе и т.п.
Применять
информационнокоммуникационные технологии
для
музыкального
самообразования.
Заниматься
музыкальнопросветительской деятельностью
с
младшими школьниками,
сверстниками,
родителями,
жителями микрорайона.
Использовать различные формы
музицирования и творческих
заданий в процессе освоения
содержания
музыкальных
произведении

спиричуэл.
Уметь:
размышлять
о
музыкальных
образах
и
способах их развития;
приводить примеры, петь под
фонограмму
с
различным
аккомпанементом;
по характерным признакам
определять
принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая,
религиозная;
разграничивать понятия «мода»
и «современность»;
находить общее в музыкальных
произведениях
композиторов
различных эпох;
следить за развитием темы и
характеризовать музыкальный
язык;
разграничивать
музыку
«серьезную» и «легкую» по
содержанию и восприятию;
критически
оценивать
творчество поп и рок- групп;
определять направления джаза.

ритмического
движения,
импровизации;
ориентироваться в нотной
записи как средстве фиксации
музыкальной речи;
-использовать
различные
формы
индивидуального,
группового и коллективного
музицирования,
выполнять
творчские
задания,
участвовать
в
исследовательских проектах;
-проявлять
инициативу
в
различных
сферах
музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической
жизни
класса,
школы
(музыкальные
вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.);
-выявлять
особенности
взаимодействия музыки с
другими видами искусства;
иметь
представление
о
крупнейших
музыкальных
центрах мирового значения
(театры оперы и балета,
концертные залы, музеи), о
текущих
событиях
музыкальной
жизни
в
отечественной культуре и за
рубежом;
-совершенствовать умения и
навыки самообразования при
организации
культурного

Основные
направления
музыкальной
культуры
(18 часов)

Основные жанры светской
музыки (соната, симфония,
камерно-инструментальная
и
вокальная
музыка).
Развитие жанров светской
музыки.
Русская
и
зарубежная музыкальная
культура
XX
в.
Многообразие стилей в
отечественной
и
зарубежной музыке XX в.

Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные
связи.
Проявлять
инициативу
в
различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкальноэстетической
жизни
класса,
школы (музыкальные вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения и
навыки самообразования при
организации культурного досуга,
при
составлении
домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры
оперы
и
балета,
концертные залы, музеи).
Анализировать
приемы
взаимодействия
и
развития
одного или нескольких образов в
произведениях разных форм и
жанров.
Анализировать
и
обобщать
жанрово-стилистические
особенности
музыкальных
произведений.
Размышлять о модификации
жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в

Знать/
понимать:основы
происхождения симфоджазовой
музыки;
определение
оперетты,
ее
характерные особенности;
что
возникновению
новых
музыкальных
жанров
способствовало
взаимопроникновение легкой и
серьезной музыки;
характерные черты творчества
Л.Бетховена, М.Мусоргского,
С.Прокофьева;
аргументировано ответить на
вопросы:
Какое
искусство
называется
современным?
Какая
музыка
нужна
современному
человеку?
Почему классическая музыка
современна?
Уметь:
объяснять,
какие
средства,
черты
взаимопроникновения легкой и
серьезной музыки повлияли на
появление новых жанров в
музыке;
размышлять
o
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывая
суждение
об
основной идее, средствах ее
воплощения,
интонационных
особенностях, жанре, форме,
исполнителях;

досуга,
при
составлении
домашней
фонотеки,
видеотеки и пр.
-понимать роль музыки в
жизни человека;
-совершенствовать
представление о триединстве
музыкальной
деятельности
(композитор — исполнитель
— слушатель);
эмоционально-образно
воспринимать и оценивать
музыкальные
произведения
различных жанров и стилей
классической и современной
музыки, обосновывать свои
предпочтения
в
ситуации
выбора;
-понимать
особенности
претворения
вечных
тем
искусства
и
жизни
в
произведениях разных жанров
и стилей;
-иметь
представление
об
особенностях
музыкального
языка,
музыкальной
драматургии,
средствах
музыкальной
выразительности;
-знать имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые
их
произведения
и
интерпретации;
-исполнять
народные
и

процессе
ансамблевого, давать
личностную оценку
коллективного
(хорового
и музыке, звучащей на уроке
инструментального) воплощения
различных
художественных
образов.
Самостоятельно
исследовать
творческую биографию одного
из популярных исполнителей,
музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о
текущих событиях музыкальной
жизни в отечественной культуре
и за рубежом.
Импровизировать в одном из
современных
жанров
популярной музыки и оценивать
собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой
музыке, называть ее отдельных
выдающихся исполнителей и
композиторов.
Самостоятельно
исследовать
жанровое
многообразие
популярной музыки.
Определять
специфику
современной
популярной
отечественной и зарубежной
музыки,
высказывать
собственное
мнение о
ее
художественной ценности.
Осуществлять
проектную
деятельность.
Участвовать в музыкальной
жизни школы, города, страны и
др.
Использовать различные формы

современные песни, знакомые
мелодии
изученных
классических произведений;
-творчески интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений,
используя
приемы
пластического
интонирования, музыкальноритмического
движения,
импровизации;
-ориентироваться в нотной
записи как средстве фиксации
музыкальной речи;
-использовать
различные
формы
индивидуального,
группового и коллективного
музицирования,
выполнять
творчские
задания,
участвовать
в
исследовательских проектах;
проявлять
инициативу
в
различных
сферах
музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической
жизни
класса,
школы
(музыкальные
вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.);
-выявлять
особенности
взаимодействия музыки с
другими видами искусства;
-иметь
представление
о
крупнейших
музыкальных
центрах мирового значения
(театры оперы и балета,

музицирования и творческих
заданий
для
освоения
содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты

8 класс
Классика и
современность
(16 ч.)

Мир музыкального театра.
Круг музыкальных образов
(лирические,
драматические,
героические, эпические и
др.). Музыка в кино.
Симфоническая музыка

Определять роль музыки в
жизни человека.
Выявлять
особенности
претворения
вечных
тем
искусства
и
жизни
в
произведениях разных жанров и
стилей.
Выявлять
(распознавать)
особенности
музыкального
языка,
музыкальной
драматургии,
средства
музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации.
Анализировать
и
обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных

концертные залы, музеи), о
текущих
событиях
музыкальной
жизни
в
отечественной культуре и за
рубежом;
-совершенствовать умения и
навыки самообразования при
организации
культурного
досуга,
при
составлении
домашней
фонотеки,
видеотеки и пр.
Использовать
возможности
ИКТ
в
творческой
деятельности,
связанной
с
искусством
использовать
звуковые
и
музыкальные
редакторы;
Использовать
программы
звукозаписи и микрофоны.
Организовывать сообщения в
виде
линейного
или
включающего
ссылки
представления
для
самостоятельного
просмотра
через браузер;
Использовать при восприятии
сообщений
внутренние
и
внешние ссылки;
Формулировать
вопросы
к
сообщению, создавать краткое
описание
сообщения;
цитировать
фрагменты
сообщения;
Избирательно относиться к

- аргументировано рассуждать
о роли музыки в жизни
человека, о важности
и
значение
классической
и
другой музыки;
- обосновать собственные
предпочтения,
касающиеся
музыкальных произведений;
проанализировать
свою
творческую работу;
осмысления важнейших
категорий в музыкальном
искусстве – традиции и
современности, понимание их
неразрывной связи;
- использовать свои певческие
навыки
во
внеклассной
коллективной работе, умение
владеть своим голосом и
дыханием при распевках, в
период мутации;
- иметь представление о
жанрах и стилях классической

произведений,
используя
приемы пластического интонирования,
музыкальноритмического
движения,
импровизации.
Использовать различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать
в
исследовательских проектах.
Выявлять
особенности
взаимодействия
музыки
с
другими видами искусства.
Анализировать художественнообразное
содержание,
музыкальный язык произведений
мирового музыкального искусства.
Осуществлять
поиск
музыкально-образовательной
информации
в
справочной
литературе и Интернете в рамках
изучаемой темы.
Самостоятельно
исследовать
творческие
биографии
композиторов,
исполнителей,
исполнительских коллективов.
Собирать
коллекции
классических произведений.
Проявлять
творческую
инициативу в подготовке и
проведении
музыкальных
конкурсов, фестивалей в классе,
школе и т.п.
Применять
информационно-

информации в окружающем
информационном пространстве,
отказываться от потребления
ненужной информации.
Выступать с аудио-, видеоподдержкой,
включая
выступление
перед
дистанционной аудиторией;
Осуществлять образовательное
взаимодействие
в
информационном пространстве
образовательного учреждения
(получение
и
выполнение
заданий,
получение
комментариев,
совершенствование
своей
работы,
формирование
портфолио, презентаций);
Соблюдать
нормы
информационной
культуры,
этики и права; с уважением
относиться
к
частной
информации
и
информационным
правам
других людей.
Использовать
различные
приёмы поиска информации в
Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска
информации и анализировать
результаты поиска;
Использовать приёмы поиска
информации на персональном
компьютере, в информационной
среде
учреждения
и
в
образовательном пространстве;

и
современной
музыки,
особенностях
музыкального
языка
и
музыкальной
драматургии;
- определять принадлежность
музыкальных произведений к
одному из жанров на основе
характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов
и
узнавать
наиболее
значимые
их
произведения;
размышлять о знакомом
музыкальном произведении,
высказывая
суждение
об
основной идее, средствах ее
воплощения, интонационных
особенностях, жанре, форме,
исполнителях;
- давать личностную оценку
музыке, звучащей на уроке и
вне школы, аргументируя свое
отношение к тем или иным
музыкальным явлениям;
исполнять народные и
современные песни, знакомые
мелодии
изученных
классических произведений;
использовать различные
формы
индивидуального,
группового и коллективного
музицирования;
выполнять творческие
задания;

Традиции и
новаторство в
музыкальном
искусстве
(18 ч.)

Развитие традиций
оперного
спектакля.
Портреты
современных
исполнителей.
Выдающиеся
отечественные
и
зарубежные исполнители.
Классическая музыка в
современных обработках.
Мюзиклы мира.

коммуникационные технологии
для
музыкального
самообразования.
Заниматься
музыкальнопросветительской деятельностью
с
младшими школьниками,
сверстниками,
родителями,
жителями микрорайона.
Использовать различные формы
музицирования и творческих
заданий в процессе освоения
содержания
музыкальных
произведении
Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные
связи.
Проявлять
инициативу
в
различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкальноэстетической
жизни
класса,
школы (музыкальные вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения и
навыки самообразования при
организации культурного досуга,
при
составлении
домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры
оперы
и
балета,
концертные залы, музеи).
Размышлять о модификации
жанров в современной музыке.

Использовать
различные
библиотечные, в том числе
электронные,
каталоги
для
поиска необходимых книг;
Искать
информацию
в
различных
базах
данных,
создавать и заполнять базы
данных,
в
частности
использовать
различные
определители;
Формировать
собственное
информационное пространство:
создавать системы папок и
размещать в них нужные
информационные
источники,
размещать
информацию
в
Интернете.
Выпускник
получит
возможность научиться:
Создавать
и
заполнять
различные определители;
Использовать
различные
приёмы поиска информации в
Интернете в ходе учебной
деятельности.

участвовать
в
исследовательских проектах;
использовать знания о
музыке
и
музыкантах,
полученные на уроках, при
составлении
домашней
фонотеки, видеотеки.

Общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового
и
инструментального) воплощения
различных
художественных
образов.
Самостоятельно
исследовать
творческую биографию одного
из популярных исполнителей,
музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о
текущих событиях музыкальной
жизни в отечественной культуре
и за рубежом.
Импровизировать в одном из
современных
жанров
популярной музыки и оценивать
собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой
музыке, называть ее отдельных
выдающихся исполнителей и
композиторов.
Самостоятельно
исследовать
жанровое
многообразие
популярной музыки.
Осуществлять
проектную
деятельность.
Защищать
творческие
исследовательские проекты
Содержание учебного предмета, курса
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего
образования представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как
звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.
Различные формы построения музыки (двухчастная
и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические,героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской
народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки
русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с
разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, скази-тельное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального
искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка
религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).

Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение
мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:
авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных
стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные
коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония,
симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль,
хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, ка-мерный, оркестр народных
инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития
музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни
человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи)
на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как
диалог культур.
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2

Глава
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
Итого

Количество часов
16
18
34 часа

Глава
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Мир образов камерной и симфонической музыки
Итого

Количество часов
16
18
34 часа

6 класс
№
1
2

7 класс
№
1
2

Глава
Особенности драматургии сценической музыки
Основные направления музыкальной культуры
Итого

Количество часов
16
18
34 часа

Глава
Классика и современность
Традиции и новаторство в музыке
Итого

Количество часов
16
18
34 часа

8 класс
№
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».