РП по Истории 5-9кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»

«Рассмотрено»
на заседании МО «Филология»
_______________________
/Серёдкина Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ № 71-ос
«06» 09. 2021г.
Директор:
__________________ /Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 5-9 класса
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования второго поколения, с
учетом примерной программы для общеобразовательных
учреждений.
История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным
предметам.
История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.:
Просвещение, 2016. – стр. 94).

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по истории для 5 - 9 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «История» содержит четыре раздела:
1) Пояснительная записка;
2) Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
3) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории для
обучающихся основного общего образования отводится всего 340 часов за весь период обучения. В том числе: в 5кл.- 68ч., 6кл.- 68ч.,7кл.68ч.,8кл.- 68ч.,9кл.- 68ч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. - М. "Просвещение"
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс. - М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А.
Искендерова. 7 класс. - М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А.
Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А.
Искендерова. 9 класс. - М. "Просвещение"
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"

Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
Блок I. «Всеобщая история» (169 часов)
История Древнего мира. 5 класс (68 часов)
Тема
Содержание по
(тематический
Основные виды деятельности
ФГОС
раздел)
Введение
Откуда мы знаем,
• Определять место исторических
как жили наши
событий во времени, объяснять
предки
смысл основных хронологических
понятий, терминов (тысячелетие,
век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту
как источник информации о
расселении человеческих общностей
в эпохи первобытности и Древнего
мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах
важнейших событий;
Жизнь
1.Первобытные
• проводить поиск информации в
первобытных
собиратели и
отрывках исторических текстов,
людей
охотники
материальных памятниках Древнего
2.Первобытные
мира;
земледельцы и
• описывать условия
скотоводы
существования, основные занятия,
3.Счет лет в
образ жизни людей в древности,
истории
памятники древней культуры;
рассказывать о событиях древней
истории;

Планируемые результаты
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться
определять место
- давать характеристику
исторических событий во
общественного строя
времени, объяснять смысл
древних государств;
основных хронологических
-сопоставлять
понятий, терминов
свидетельства различных
(тысячелетие, век, до н.э,
исторических источников,
н.э.);
выявляя в них общее и
-использовать историческую
различия;
карту как источник
-видеть проявления
информации о расселении
влияния античного
человеческих общностей в
искусства в окружающей
эпохи первобытности и
среде;
Древнего мира,
-высказывать суждения о
расположении древних
значении и месте
цивилизаций и государств,
исторического и
местах важнейших событий;
культурного наследия
-проводить поиск
древних обществ в
информации в отрывках
мировой истории
исторических текстов,
материальных памятниках
Древнего мира;
-описывать условия
существования, основные
занятия, образ жизни людей в
древности, памятники
древней культуры,
рассказывать о событиях
древней истории;
-раскрывать характерные,
существенные черты: а)форм
государственного строя

древних обществ (с
использованием понятий
«деспотия», «полис»,
«республика», «закон»,
«империя», «метрополия»,
«колония» и др.)б)положения
основных групп населения в
древневосточных и античных
обществах (правители и
поданные, свободные и
рабы);в)религиозных
верований людей в
древности;
-объяснять, в чем
заключались назначение и
художественные достоинства
памятников древней
культуры: архитектурных
сооружений, предметов
быта, произведений
искусства;
-давать оценку наиболее
значительным событиям и
личностям древней истории.
Древний Восток 1.Древний Египет
2. Западная Азия в
древности
3. Индия и Китай в
древности

Древняя Греция 1.Древнейшая

• раскрывать характерные,
существенные черты: а) форм
государственного устройства
древних обществ (с использованием
понятий «деспотия», «полис»,
«республика», «закон», «империя»,
«метрополия», «колония» и др.); б)
положения основных групп
населения в древневосточных и
античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в
древности;
• давать характеристику

Древний Рим

Греция
2. Полисы Греции
и их борьба с
персидским
нашествием
3.Возвышение
Афин в V веке до
н.э. и расцвет
демократии
4.Македонские
завоевания в IV
веке до н.э.
1.Рим: от его
возникновения до
установления
господства над
Италией
2.Рим сильнейшая
держава
Средиземноморья
3.Гражданские
войны в Риме
4.Римская империя
в I – е века нашей
эры
5.Разгром Рима
германцами и
падение Западной
Римской империи

общественного строя древних
государств;
• объяснять, в чём заключались
назначение и художественные
достоинства памятников древней
культуры: архитектурных
сооружений, предметов быта,
произведений искусства;

• давать оценку наиболее
значительным событиям и
личностям древней истории.
• видеть проявления влияния
античного искусства в
окружающей среде;
• высказывать суждения о значении
и месте исторического и
культурного наследия древних
обществ в мировой истории.

Резерв - 2 часа
(повторение)
История Средних веков. 6 класс (28 часов)
Тема
Содержание по
(тематический
Основные виды деятельности
ФГОС
раздел)

Планируемые результаты
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться

Живое
Средневековье

Происхождение и
смысл понятия
"средние века",
хронологические
рамки
Cредневековья

Становление
Средневековой
Европы

1.Византийская
империя
2.Великое
переселение
народов
3.Мир ислама
4.Империя
франков и её
соседи

Византийская
империя и
славяне.

Византия при
Юстиниане.
Борьба империи с
внешними
врагами. Культура
Византии
Образование
славянских
государств

• Локализовать во времени общие
локализовать во времени
рамки и события Средневековья,
общие рамки и события
соотносить хронологию истории
Средневековья, этапы
Руси и всеобщей истории;
становления и развития
• использовать историческую карту государств;
как источник информации о
-использовать историческую
территории, об экономических и
карту как источник
культурных центрах государств в
информации о территории, об
Средние века, о направлениях
экономических и культурных
крупнейших передвижений людей — центрах Европы и других
походов, завоеваний, колонизаций и государств в Средние века, о
др.;
направлениях крупнейших
• проводить поиск информации в
передвижений людей –
исторических текстах, материальных походов, завоеваний,
исторических памятниках
колонизаций и др.;
Средневековья; сравнивать
-проводить поиск
свидетельства различных
информации в исторических
исторических источников, выявляя в текстах, материальных
них общее и различия;
исторических памятниках
• составлять описание образа жизни Средневековья;
различных групп населения в
-составлять описание образа
средневековых обществах в
жизни различных групп
зарубежных странах, памятников
населения в средневековых
материальной и художественной
общества, памятников
культуры; рассказывать о
материальной и
значительных событиях
художественной культуры;
средневековой истории;
рассказывать о значительных
оказывать на карте местоположение
событиях средневековой
Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством истории;
-раскрывать характерные,
в Византии и империи Карла
существенные черты:
Великого. Объяснять неудачи
а)экономических и
Юстиниана в попытке возродить
социальных отношений и
Римскую империю. Оценивать
поступки и действия Юстиниана как политического строя
правителя. Анализировать отношения государств; б)ценностей,
господствовавших в
Византии с соседними народами.
средневековых обществах,
Доказывать, что Византия –

давать сопоставительную
характеристику
политического устройства
государств Средневековья
(Русь, Запад, Восток);
-сравнивать свидетельства
различных исторических
источников, выявляя в них
общее и различия;
-составлять на основе
информации учебника и
дополнительной литературы
описания памятников
средневековой культуры,
объяснять, в чем
заключаются их
художественные
достоинства и значение.

наследница мира Античности и стран
Востока. Рассказывать об изменениях
в архитектуре христианского храма
на при- мере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между
византийской и римской школами.
Объяснять причины развития наук и
их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась
преимущественно настенная
живопись
Арабы в VIXI вв.

Возникновение
ислама. Арабский
халифат и его
распад. Культура
стран халифата

Средневековые
сословия

Средневековая
деревня и ее
обитатели
В рыцарском
замке

религиозных воззрений,
представлений
средневекового человека о
мире;
-объяснять причины и
следствия ключевых событий
отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
-сопоставлять развитие Руси
и других стран в период
Средневековья, показывать
общие черты и особенности
(в связи с понятиями
Изучать по карте особенности
«политическая
Аравии. Рассказывать об образе
раздробленность»,
жизни и занятиях жителей
«централизованное
Аравийского полу- острова.
государство» и др.);
Сравнивать образ жизни арабов и
-давать оценку событиям и
европейцев. Называть различия
личностям отечественной и
между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и всеобщей истории Средних
его роль в мусульманском обществе. веков
Объяснять связь между античным
наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных
областей, об учёных. Составлять
сообщение с презентацией в
PowerPoint об арабских учёных и их
достижениях; развёрнутый план
параграфа. Выполнять
самостоятельную работу, опираясь на
содержание изученной главы
учебника
Систематизировать информацию о
феодале, крестьянине и их
отношениях. Объяснять, что
отношения между земледельцем и
феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земле-

Средневековый
город в
Западной и
Центральной
Европе

Формирование
средневековых
городов. Горожане
и их образ жизни.
Торговля в
Средние века

дельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из
пунктов параграфа.
оказывать, что с XI по XIII в. в
Европе наблюдался расцвет
культуры. Объяснять смысл
феодальных от- ношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о
воспитании рыцаря, его снаряжении,
развлечениях. Выполнять
самостоятельную работу, опираясь на
содержание изученной главы
учебника
Составлять рассказ по иллюстрациям
к параграфу; загадки о городской
жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между
развитием орудий труда, различных
приспособлений в сельском
хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и
развития городов. Подготовить
проект о возникновении городов в
Италии, Франции, Германии (по
выбору). Анализировать, какие
факторы определяли жизнь в
средневековом городе. Объяснять,
почему города стремились к
самоуправлению. Сравнивать жизнь
горожанина и сельского жителя в
эпоху Средневековья. Доказывать,
что города – центры формирования
новой европейской культуры и
взаимодействия народов. Обобщать
сведения об образовании в эпоху
Средневековья. Определять роль
университетов в развитии городов

Католическая
церковь в XIXIIIвв.
Крестовые
походы

Могущество
папской власти.
Католическая
церковь и еретики.
Крестовые походы

Образование
централизованн
ых государств в
Западной
Европе (XI-XV
века).

Как происходило
объединение
Франции.
Что англичане
считают началом
своих свобод
Столетняя война
Усиление
королевской
власти в конце XV
в. во Франции и
Реконкиста и
образование

Характеризовать положение и образ
жизни трёх основных сословий
средневекового общества. Объяснять
причины усиления королевской
власти. Рассказывать о событиях,
свидетельствующих о
противостоянии королей и пап.
Называть причины появления
движения еретиков.
Определять по карте пути Крестовых
походов, комментировать их
основные события. Устанавливать
связь между Крестовыми походами и
стремлением церкви повысить
авторитет в обществе. Объяснять
цели различных участников
Крестовых походов. Сравнивать
итоги Первого, Второго и Третьего
крестовых походов. Находить в
Интернете информацию о Фридрихе I
Барбароссе, Филиппе II Августе,
Ричарде Львиное Сердце. Выполнять
самостоятельную работу с опорой на
содержание изученной главы
учебника
• сопоставлять развитие Руси и
других стран в период
Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с
понятиями «политическая
раздробленность»,
«централизованное государство» и
др.) Обсуждать в группах состояние
экономики страны, его социальные
эффекты. Объяснять причины
ослабления крепостничества,
освобождения городов от сеньоров,
укрепления центральной власти

Славянские

централизованных
государств на
Пиренейском
полуострове
Государства,
оставшиеся
раздробленными:
Германия и
Италия в XII-XV
вв.

короля. Отбирать материал для
сообщений о Филиппе II Августе,
Филиппе IV Красивом и папе
римском Бонифации VIII (по
выбору). Составлять вопросы и
задания к п. 4 «Генеральные штаты»
для дальней- шей совместной работы
в группах Рассказывать о причинах
утверждения нормандской династии
на английском троне. Группировать
материал параграфа с целью анализа
методов управления страной
Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II
Плантагенета. Объяснять причины
появления Великой хартии
вольностей и её значение для
развития страны. Характеризовать
парламент с позиции сословного
представительства Находить и
показывать на карте основные места
военных сражений. Рассказывать о
последствиях Столетней войны для
Франции и Англии. Выделять
особенности завершения процесса
объединения Франции. Находить на
карте Пиренейский полуостров и
расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности
Реконкисты. Определять причины
ослабления императорской власти.
Используя иллюстрации к параграфу,
Интернет, составлять рассказ об
одной из городских республик.
Характеризовать политику династии
Медичи

Завоевание

Характеризовать Чехию в XIV в.

государства и турками-османами
Византия в XIV- Балканского
XVвв.
полуострова.
Гуситское
движение в Чехии

Культура
Западной
Европы в
Средние века

Народы Азии,
Америки и
Африки в
Средние века

Образование и
философия.
Средневековая
литература.
Средневековое
искусство.
Культура раннего
Возрождения в
Италии. Научные
открытия и
изобретения.
Средневековая
Азия: Китай,
Индия, Япония.
Государства и
народы Африки и
доколумбовой
Америки.

Рассказывать об отношении общества
к католической церкви. Выделять
главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса и его
последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия
гуситского движения. Называть
последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу
с опорой на содержание изученной
главы учебника
составлять на основе информации
учебника и дополнительной
литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и
других стран, объяснять, в чём
заключаются их художественные
достоинства и значение.

Составлять «паспорт» страны:
географическое положение, столица,
состав населения, религия,
управление (Китай, Индия,
Япония). Показывать на карте
территорию расселения народов
Центральной Африки. Выделять
своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения
Африки европейцами. Объяснять
особенности образа жизни
африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ
доколумбовой Америки. Сравнивать
культуру майя, ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры

Итоговое
повторение

Повторительнообобщающий урок
«Наследие
Средних веков в
истории
человечества»

народов доколумбовой Америки
Объяснять смысл понятия
Средневековье. Раскрывать сущность
феодальных отношений. Выделять и
характеризовать основные
общественно-экономические,
культурные и политические
процессы.

Новая история 1500-1700 7 класс (25 часов)
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)
Мир в начале
.Мир в начале
• Локализовать во времени
Нового
нового времени.
хронологические рамки и рубежные
времени.
Великие
события Нового времени как
Великие
географические
исторической эпохи, основные этапы
географические открытия.
отечественной и всеобщей истории
открытия.
Абсолютизм.
Нового времени; соотносить
Возрождение.
Реформация
хронологию истории России и
Реформация
всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту
как источник информации о
зарубежных государствах в Новое
время, об основных процессах
социально-экономического развития,
о местах важнейших событий,
направлениях значительных
передвижений — походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из
различных источников по всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и
образа жизни основных социальных
групп в зарубежных странах в Новое
время, памятников материальной и
художественной культуры;

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
локализовать во времени
-используя историческую
хронологические рамки и
карту, характеризовать
рубежные события Нового
социально-экономическое и
времени как исторической
политическое развитие
эпохи, основные этапы
стран в Новое время;
отечественной и всеобщей
-использовать элементы
истории Нового времени;
источниковедческого
соотносить хронологию
анализа при работе с
истории России и Всеобщей
историческими
истории в Новое время;
материалами;
-использовать историческую
-сравнивать развитие России
карту как источник
и других стран в Новое
информации о границах
время
России и других государств в
Новое время, об основных
процессах социальноэкономического развития, о
местах важнейших событий,
направлениях значительных
передвижений-походов,
завоеваний, колонизации и
др.
-анализировать информацию
из различных источников по
отечественной и всеобщей

Первые
революции
Нового
времени.
Международны
е отношения
(борьба за
первенство в
Европе и
колониях)

Итоговое
повторение

Освободительная
война в
Нидерландах.
Рождение
Республики
Соединённых
провинций.
Парламент против
короля. Революция
в Англии. Путь к
парламентской
монархии.
Международные
отношения в XVI –
XVIII вв.
Повторительнообобщающий урок
по курсу «История
Нового времени.
XVI-XVII вв.»

рассказывать о значительных
истории Нового времени;
событиях и личностях всеобщей
-составлять описание образа
истории Нового времени; Объяснять жизни основных социальных
смысл понятия Новое время.
групп в России и в других
Использовать знание хронологии и странах в Новое время,
этапов Нового времени при анализе памятников материальной и
событий. Рассказывать о значении
художественной культуры;
Великих географических открытий. рассказывать о значительных
Находить на карте путь
событиях и личностях
первооткрывателей Раскрывать
отечественной и всеобщей
смысл и формулировать содержание истории Нового времени;
понятия Реформация.
-систематизировать
Формулировать и аргументировать исторический материал,
свою точку зрения по отношению к содержащийся в учебной и
дополнительной литературе
революционным событиям.
Сравнивать причины нидерландской по Всеобщей истории Нового
и английской революций. Показывать времени;
на карте основные события
международных отношений.
Соотносить влияние войн,
революций на развитие отношений
между странами.

Выявлять основные общественные и
культурные процессы Нового
времени. Отмечать уроки Нового
времени. Выполнять
самостоятельную работу с опорой на
содержание изученного курса
учебника

Новая история 1700-1800 8 класс (25 часов)
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)
Мир в на
Введение. Мир на
Выявлять основные общественные и
рубеже XVIIрубеже XVII-XVIII культурные процессы Нового
XVIII вв.
вв. Европейское
времени. Отмечать уроки Нового
общество в раннее
времени. Выполнять
в начале XVIII в.
самостоятельную работу с опорой на
содержание изученного курса
учебника.

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• локализовать во времени
• используя историческую
хронологические рамки и
карту, характеризовать
рубежные события Нового
социально-экономическое и
времени как исторической
политическое развитие
эпохи, основные этапы
России, других государств в
отечественной и всеобщей
Новое время;
истории Нового времени;
соотносить хронологию
• использовать элементы
истории России и всеобщей
источниковедческого
анализа при работе с
истории в Новое время;
историческими материалами
• использовать историческую
(определение
карту как источник
принадлежности и
информации о границах
достоверности источника,
России и других государств в
позиций автора и др.);
Новое время, об основных
процессах социально• сравнивать развитие
экономического развития, о
России и других стран в
местах важнейших событий,
Новое время, объяснять, в
направлениях значительных
чём заключались общие
передвижений — походов,
черты и особенности;
завоеваний, колонизации и
др.;
• применять знания по
истории России и своего
•систематизировать
края в Новое время при
исторический материал,
составлении описаний
содержащийся в учебной и
исторических и культурных
дополнительной литературе
памятников своего города,
по отечественной и всеобщей
края и т. д.
истории Нового времени;
• объяснять причины и
следствия ключевых событий
и процессов отечественной и

всеобщей истории Нового
времени (социальных
движений, реформ и
революций, взаимодействий
между народами и др.);
• сопоставлять развитие
России и других стран в
Новое время, сравнивать
исторические ситуации и
события;
• овладеет целостными
представлениями об
историческом пути народов
как необходимой основой
миропонимания и познания
современного общества;
• применять понятийный
аппарат исторического
знания;• применять
исторические знания для
выявления и сохранения
исторических и культурных
памятников своей страны и
мира. важнейшие достижения
культуры и системы
ценностей,
сформировавшиеся в ходе
исторического
• использовать текст
исторического источника при
ответе на вопросы и решении
различных учебных задач,
сравнивать свидетельства

разных источников;
• показывать на исторической
карте территории расселения
народов, границы государств,
города, места значительных
исторических событий;
• рассказывать о важнейших
исторических событиях и их
участниках, опираясь на
знание необходимых фактов,
дат, терминов; давать
описание исторических
событий и памятников
культуры на основе текста и
иллюстративного материала
учебника, фрагментов
исторических источников;
использовать приобретённые
знания при написании
творческих работ (в том
числе сочинений), отчётов об
экскурсиях, рефератов;
Эпоха
Просвещения.
Время
преобразований

Великие
просветители
Европы. Мир
художественной
культуры
Просвещения. На
пути к
индустриальной
эре.
Промышленный
переворот в
Англии.

Соотносить ценности, идеи
Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи.
Формировать образ нового человека
на основе героев авторов эпохи
Просвещения. Доказывать динамику
духовного развития человека
благодаря достижениям культуры
Просвещения. Составлять рассказ об
одном дне рабочего ткацкой
фабрики. Называть причины и
результаты колонизации.

Английские
колонии в
Северной Америке
Война за
независимость.
Создание
Соединённых
Штатов Америки.
Франция в XVIII в.
Великая
французская
революция.
Страны Востока Традиционные
в XVIII вв.
общества Востока.
Начало
европейской
колонизации.
Международные
отношения в XVIII
в.
Итоговое
повторение

Повторительнообобщающий урок
по курсу «История
Нового времени.

Рассказывать, что представляло со
бой колониальное общество и его
хозяйственная жизнь. Обсуждать, как
и почему колонистам удалось
объединиться. Рассказывать о
состоянии общества накануне
революции. Объяснять влияние
Просвещения на социальное
развитие. Оценивать деятельность
лидеров революционных событий

Выделять особенности восточных
обществ. Сравнивать восточное
общество с европейским.
Характеризовать государства
Востока и Европы. Сравнивать
развитие Китая, Индии и Японии в
Новое время

Выявлять основные общественные и
культурные процессы Нового
времени. Отмечать уроки Нового
времени. Выполнять
самостоятельную работу с опорой на
содержание изученного курса
учебника.

Всеобщая история История нового времени 9 класс (23 часа)
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)
Введение. Мир Строительство
С помощью фактов доказывать, что
на рубеже
индустриального
промышленный переворот

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
раскрывать характерные,
существенные черты: а)
используя историческую

XVIII–XIX вв.
Становление
индустриальног
о общества

общества.
Индустриальная
революция:
достижения и
проблемы.
Культура. Наука.
Общественные
течения

Страны Европы
и США в
первой
половине 19 в.

Строительство
Новой Европы.
Консульство и
образование
наполеоновской
империи. Разгром
империи
Наполеона.
Венский конгресс.
Страны Европы и
США в первой

завершился. Группировать
экономических и социальных
достижения по рейтингу социальной отношений и политического
значимости. Рассказывать об
строя государств в Новое
открытиях и их практической
время; б)эволюции
значимости для общества. Объяснять политического строя
причины ускорения развития
(включая понятия
математики, физики, химии,
«монархия», «самодержавие»,
биологии, медицины в XIX в.
«абсолютизм» и др.) в)
(подтверждать примерами).
развития общественного
Раскрывать в общих чертах сущность движения («консерватизм»,
научной картины мира. Выявлять и «либерализм»,
комментировать новые явления и
«социализм»);г)представлени
тенденции в искусстве. Сравнивать й о мире и общественных
искусство XIX в. с периодами
ценностях; д)художественной
Возрождения, Просвещения.
культуры Нового времени;
Обозначать характерные признаки
-объяснять причины и
классицизма, романтизма,
следствия ключевых событий
импрессионизма, приводить примеры и процессов истории Нового
Объяснять понятия: либерализм,
времени;
консерватизм; причины
-сопоставлять развитие
многообразия социальноРоссии и других стран в
политических учений.
Новое время, сравнивать
Характеризовать учения, выделять их исторические ситуации и
особенности. Выполнять
события;
самостоятельную работу, опираясь на -давать оценку событиям и
содержание изученной главы
личностям отечественной и
учебника
всеобщей истории Нового
времени
• систематизировать исторический
материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по
всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные,
существенные черты: а)
экономического и социального
развития России и других стран в
Новое время; б) эволюции
политического строя (включая
понятия «монархия»,

карту, характеризовать
социально-экономическое и
политическое развитие
стран в Новое время;
-использовать элементы
источниковедческого
анализа при работе с
историческими
материалами;
-сравнивать развитие России
и других стран в Новое
время

половине 19 в.

Азия, Африка,
Латинская
Америка в 19начале 20 вв.

Страны
Азии
Япония,
Индия,
Китай.
Африка,
Латинская
Америка

Страны Европы Германская
и США во
империя: борьба за
второй
«место
под

«самодержавие», «абсолютизм» и
др.); в) развития общественного
движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г)
представлений о мире и
общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия
ключевых событий и процессов
всеобщей истории Нового времени
(социальных движений, реформ и
революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и
других стран в Новое время,
сравнивать исторические ситуации и
события;
• давать оценку событиям и
личностям всеобщей истории Нового
времени.
• сравнивать развитие России и
других стран в Новое время,
объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности.
Объяснять своеобразие уклада
Японии. Сравнивать способы и
результаты «открытия» Китая и
Японии европейцами на конкретных
примерах. Устанавливать причины
неспособности противостоять
натиску западной цивилизации.
Объяснять, почему в Африке
традиционализм преобладал дольше,
чем в других странах.
Объяснять причины подготовки
Германии к войне. Сравнивать
результаты первой и второй

половине 19начале 20 вв.

солнцем».
Великобритания:
конец
Викторианской
эпохи. Франция:
Третья республика
Италия:
время
реформ
и
колониальных
захватов.
От
Австрийской
империи к АвстроВенгрии: поиски
выхода из кризиса.
США

Итоговое
повторение

Международные
отношения:
обострение
противоречий.
Повторительнообобщающий урок
по курсу «История
Нового времени.
1800—1900»

избирательных реформ. Находить на
карте и называть владения
Британской империи. Выявлять и
обозначать последствия Франкопрусской войны для французского
города и деревни. Характеризовать
преобразования в Италии. Выделять
особенности промышленного
переворота в США. Объяснять
причины неравномерности развития
страны и конфликта между Севером
и Югом. Раскрывать понятия:
аболиционизм, плантаторство, закон
о гомстедах, фермер. Выделять
особенности промышленного
переворота в США. Объяснять
причины неравномерности развития
страны и конфликта между Севером
и Югом. Раскрывать понятия:
аболиционизм, плантаторство, закон
о гомстедах, фермер.
Составлять словарь терминов Нового времени. Устанавливать причины
смены традиционного общества
индустриальным. Объяснять
причины частых революций в
Европе. Разрабатывать проекты по
любой из наиболее интересных и
понравившихся в курсе тем.
Выполнять самостоятельную работу,
опираясь на содержание изученного
курса

Блок II. «История России» (171 часа)
Древняя и средневековая Русь 6 класс (40 часов)
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться

Введение.
Народы и
государства на
территории
нашей страны в
древности

Древние люди и их
стоянки на
территории
современной
России.
Неолитическая
революция.
Первые
скотоводы,
земледельцы,
ремесленники
Образование
первых
государств.
Восточные
славяне
и
соседи

их

• определять место исторических
событий во времени, объяснять
смысл основных хронологических
понятий, терминов (тысячелетие, век,
до н. э., н. э.);
• описывать условия существования,
основные занятия, образ жизни
людей в древности, памятники
древней культуры; рассказывать о
событиях древней истории;
• локализовать во времени общие
рамки и события Средневековья,
этапы становления и развития
Русского государства; соотносить
хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
• использовать историческую карту
как источник информации о
территории, об экономических и
культурных центрах Руси в Средние
века, о направлениях крупнейших
передвижений людей — походов,
завоеваний, колонизаций;
• проводить поиск информации в
исторических текстах, материальных
исторических памятниках
Средневековья;
• составлять описание образа жизни
различных групп населения в
средневековых обществах на Руси,
памятников материальной и
художественной культуры;
рассказывать о значительных
событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные,
существенные черты: а)
экономических и социальных
отношений и политического строя на

применять понятийный
аппарат и приемы
исторического анализа для
раскрытия сущности и
значения следующих событий
и явлений: образование
Древнерусского государства;
Крещение Руси; начало
политической
раздробленности;
установление зависимости
русских земель от Золотой
Орды; объединение русских
земель вокруг Москвы
; составлять на основе
информации учебника и
дополнительной литературы
описания памятников
средневековой культуры Руси
и других стран, объяснять, в
чём заключаются их
художественные достоинства
и значение. определять и
использовать исторические
понятия и термины;

изучать и
систематизировать
информацию из различных
исторических и
современных источников
как по периоду в целом, так
и по отдельным
тематическим блокам;
-давать оценку
исторической личности;
-применять исторические
знания для выявления и
сохранения исторических и
культурных памятников
истории России до конца
XVI века

Русь в IX —
Первые известия о
первой
Руси. Становление
половине XII в. Древнерусского
государства.
Первые князья.
Общественный
строй и церковная
организация на
Руси. Культурное
пространство.

Руси; б) ценностей,
господствовавших в средневековых
обществах, религиозных воззрений,
представлений средневекового
человека о мире;
• объяснять причины и следствия
ключевых событий отечественной и
всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и
других стран в период
Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с
понятиями «политическая
раздробленность»,
«централизованное государство» и
др.);
• давать оценку событиям и
личностям отечественной истории;
• сравнивать свидетельства
различных исторических источников,
выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации
учебника и дополнительной
литературы описания памятников
средневековой культуры Руси,
объяснять, в чём заключаются их
художественные достоинства и
значение.
Объяснять смысл понятий: князь,
дружина, государство,
полюдье. Раскрывать причины
и называть время образования
Древнерусского
государства. Показывать на
исторической карте территорию
Древней Руси, главные торговые
пути, крупные города, походы
князей. Систематизировать материал

Европы и культура
Древней Руси.
Повседневная
жизнь населения

.

Русь в середине Политическая
ХII — начале раздробленность в
XIII в.
Европе и на Руси.
ВладимироСуздальское
княжество.
Новгородская
республика.
Южные и югозападные русские

(составлять хронологическую
таблицу) о деятельности первых
русских князей на основе текста
учебника и отрывков из летописей.
Характеризовать политический строй
Древней Руси, внутреннюю и
внешнюю политику русских князей в
конце X — первой трети XII
в. Характеризовать социальноэкономический и политический строй
Древней Руси при Ярославе
Мудром. Рассказывать о положении
от дельных групп населения Древней
Руси, используя информацию
учебника и отрывки из Русской
Правды и «Устава» Владимира
Мономаха. Рассказывать о развитии
культуры Древней
Руси. Описывать памятники
древнерусского зодчества и
древнерусской живописи (фрески и
мозаики, иконы), предметы
декоративно-прикладного искусства
и др. Характеризовать развитие
устного народного творчества,
литературы, живописи и
др. Рассказывать о быте и нравах
Древней Руси.
Объяснять смысл понятия
«политическая
раздробленность». Называть хроноло
гические рамки периода
раздробленности. Раскрывать причин
ы и последствия раздробленности.
Показывать на исторической карте
территории крупнейших
самостоятельных центров
Руси. Характеризовать особенности

княжества

Русские земли в Монгольская
середине XIII — империя и
XIV в
изменение
политической
картины мира.
Русь между
Востоком и
Западом. Усиление
Московского
княжества в
Северо-Восточной
Руси. Куликовская
битва.Культура

географического положения и
социально-политического развития,
достижения культуры отдельных
княжеств и
земель. Характеризовать общие
черты и особенности
раздробленности на Руси и в
Западной Европе.
Изучать материалы,
свидетельствующие о походах
монгольских завоевателей
(историческую карту, отрывки из
летописей, произведений
древнерусской литературы и
др.), сопоставлять и обобщать содерж
ащиеся в них сведения.
Характеризовать особенности
развития Великого княжества
Литовского. Показывать на карте
русские территории, отошедшие к
Литве. Показывать на исторической
карте территорию Северо-Восточной
Руси, основные центры объединения
русских земель, территориальный
рост Московского
княжества. Раскрывать причины и
последствия объединения русских
земель вокруг
Москвы. Давать и аргументировать о
ценку деятельности Ивана Калиты
Рассказывать о Куликовской битве на
основе текста учебника, отрывков из
летописей, произведений
литературы, исторической
карты. Раскрывать значение
Куликовской битвы. Оценивать роль
Дмитрия Донского и Сергия
Радонежского. .Рассказывать о

развитии культуры русских земель..

Формирование
единого
Русского
государства

Русские земли на
политической
карте Европы и
мира в начале XV
в. Московское
княжество в
первой половине
XV в. Распад
Золотой Орды и
его последствия.
Русская
православная
церковь в XV —
начале XVI в.
Формирование
культурного
пространства
единого
Российского
государства

Итоговое

Русь с древнейших

Показывать на исторической карте
рост территории Московской
Руси. Объяснять причины и
последствия феодальной
войны. Характеризовать отношения
Москвы с другими государствами.
Объяснять смысл понятия
«централизованное
государство». Указывать хронологич
еские рамки процесса становления
единого Русского
государства. Объяснять значение
создания единого Русского
государства. Выявлять на основе
текста учебника изменения в
политическом строе Руси, системе
управления
страной. Составлять характеристику
Ивана III. Раскрывать роль
Православной церкви в становлении
и развитии российской
государственности. Характеризовать
взаимоотношения церкви с
великокняжеской
властью. Объяснять смысл понятий:
ересь, «Москва — Третий
Рим». Приводить оценку роли
выдающихся религиозных деятелей в
истории Московской Руси.
Составлять систематическую таблицу
о достижениях культуры Руси в XIV
— начале XVI в.
Обобщать и систематизировать истор

повторение
История и
культура
родного края

времен до конца
15 века

ический материал
Обобщать и систематизировать истор
ический
материал. Оценивать основные
события и явления в истории
Московской Руси XV–XVI вв., роль
отдельных исторических
личностей. Сопоставлять факты
образования централизованных
государств на Руси и в странах
Западной Европы, выявлять общее и
особенное.

История России конец XVI века –XVIII(43 часа) 7 класс
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)
Россия в XVI в. Мир и Россия в
• локализовать во времени
начале эпохи
хронологические рамки и рубежные
Великих
события Нового времени как
географических
исторической эпохи, основные этапы
открытий.
отечественной истории к. XVI –XVIII
Территория,
века; соотносить хронологию
население и
истории России и всеобщей истории
хозяйство России в в Новое время;
начале XVI в.
• использовать историческую карту
Формирование
как источник информации о границах
единых государств России в к. XVI –XVIII века, об
в Европе и России. основных процессах социальноРоссийское
экономического развития, о местах
государство в
важнейших событий, направлениях
первой трети XVI
значительных передвижений —
в. Внешняя
походов, завоеваний,
политика
• анализировать информацию из
Российского
различных источников по
государства.
отечественной истории к. XVI –XVIII
Российское
века;

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
-применять понятийный
давать оценку личности и
аппарат и приемы
деятельности Бориса
исторического анализа для
Годунова, Василия
раскрытия сущности и
Шуйского, К. Минина, Д.
значения следующих событий
Пожарского, Степана
и явлений: Смутное время,
Разина, М.В. Ломоносова и
формирование абсолютизма,
др.)
закрепощение крестьян, •
применять основные
- применять исторические
хронологические понятия,
знания для выявления и
термины (век, его четверть,
сохранения исторических и
треть);
культурных памятников
истории России . используя
• установливать
историческую карту,
синхронистические связей
характеризовать социальноистории России и стран
экономическое и
Европы и Азии в XVI—XVII
политическое развитие
России, других государств в
вв.;
Новое время;
• составлять и анализировать

общество XVI в.:
«служилые» и
«тяглые».
Опричнина.Церков
ь и культура в 16
веке

• составлять описание положения и
образа жизни основных социальных
групп в России к. XVI –XVIII века,
памятников материальной и
художественной культуры;
рассказывать о значительных
событиях и личностях отечественной
истории к. XVI –XVIII века;
• систематизировать исторический
материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по
отечественной истории к. XVI –XVIII
века;
• раскрывать характерные,
существенные черты: а)
экономического и социального
развития России в к. XVI –XVIII
веке; б) эволюции политического
строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и
др.); в) развития общественного
движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г)
представлений о мире и
общественных ценностях; д)
художественной культуры к. XVI –
XVIII века;
• объяснять причины и следствия
ключевых событий и процессов
отечественной истории к. XVI –
XVIII века (социальных движений,
реформ и революций,
взаимодействий между народами и
др.);
• сопоставлять развитие России и
других стран в Новое время,
сравнивать исторические ситуации и
события;

генеалогические схемы и
таблицы;
• определять и использовать
исторические понятия и
термины;
• использовать сведения из
исторической карты как
источника информации;
• иметь представление об
историческом пути России
XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описывать условия
существования, основных
занятий, образа жизни
народов России,
исторических событий и
процессов;
• использовать знания о месте
и роли России во все мирноисторическом процессе в
изучаемый период;
• сопоставлять развитие Руси
и других стран в период
Средневековья, выявление
общих черт и особенностей (в
связи с понятиями
«централизованное
государство»,
«всероссийский рынок» и
др.); понимание взаимосвязи
между социальными

• использовать элементы
источниковедческого
анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника,
позиций автора и др.);
• сравнивать развитие
России и других стран в
Новое время, объяснять, в
чём заключались общие
черты и особенности;
• применять знания по
истории России и своего
края в Новое время при
составлении описаний
исторических и культурных
памятников своего города,
края и т. д.

явлениями и процессами, их
влияния на жизнь народов
России;

Смутное время.
Россия при
первых
Романовых

Внешнеполитичес
кие связи России с
Европой и Азией в
конце XVI —
начале XVII в.
Смута в
Российском
государстве.
Экономическое
развитие России в
XVII в. Россия при
первых
Романовых:
перемены в
государственном
устройстве.
Изменения в
социальной
структуре
российского
общества. Россия в
системе
международных
отношений.
Русская
православная
церковь в XVII в.
Реформа
патриарха Никона
и раскол. Русские
путешественники
и первопроходцы

Раскрывать, какие противоречия
существовали в русском обществе в
конце XVI
в. Характеризовать личность и
деятельность Бориса
Годунова. Показывать на
исторической карте основные
направления торговых и культурных
связей Руси и Западной Европы.
бъяснять смысл понятий: Смута,
самозванец,
интервенция. Раскрывать, в чём
заключались причины Смуты начала
XVI в. Показывать на исторической
карте направления походов
Лжедмитрия, отрядов под
предводительством Ивана
Болотникова и др. Объяснять смысл
понятия «абсолютизм» на основе
знаний из курса всеобщей истории.
Анализировать отрывки из
Соборного уложения 1649
г., использовать их для
характеристики политического
устройства России. Разъяснять, в чём
заключались функции отдельных
представительных и
административных органов в системе
управления
государством. Характеризовать личн
ость и деятельность царей Алексея

Итоговое

XVII в. Культура
народов России в
XVII в.

Михайловича и Фёдора
Алексеевича._
Показывать территории
и характеризовать масштабы
народных движений, используя
историческую
карту. Раскрывать причины
народных движений в России XVII
в. Систематизировать исторический
материал в форме таблицы
«Народные движения в России XVII
в.». Составлять рассказ о народах,
живших в России в XVII в.,
используя материал учебника и
дополнительную информацию (в том
числе по истории края).
Объяснять смысл понятий:
церковный раскол,
старообрядец. Раскрывать сущность
конфликта «священства» и
«царства», причины и последствия
раскола. Характеризовать позиции
патриарха Никона и протопопа
Аввакума (в том числе в форме
высказывания в ролевой ситуации).
оставлять описание памятников
культуры XVII в. (в том числе
находящихся на территории края,
города), характеризовать их
назначение, художественные
достоинства и др.

Россия в 16-17 вв.

Обобщать и систематизировать истор

повторение
История и
культура
родного края

История России
Тема
(тематический
раздел)
Россия в эпоху
преобразований
Петра I

Россия при
наследниках

ический материал.
Обобщать и систематизировать истор
ический
материал. Оценивать основные
события и явления в истории
Московской Руси XV–XVI вв., роль
отдельных исторических
личностей. Сопоставлять факты
образования централизованных
государств на Руси и в странах
Западной Европы, выявлять общее и
особенное.
18 век (43 часа) 8 класс
Содержание по
Основные виды деятельности
ФГОС
Предпосылки
Петровских
реформ. Начало
правления Петра I.
Великая Северная
война 1700—1721
гг. Реформы Петра
1 и их значение

Эпоха дворцовых
переворотов

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Характеризовать географическое и
овладеет целостными
• используя историческую
экономическое положение России на представлениями об
карту, характеризовать
рубеже XVII–XVIII вв., используя
историческом пути народов
социально-экономическое и
историческую карту. Объяснять, в
как необходимой основой
политическое развитие
чём заключались предпосылки
миропонимания и познания
России, других государств в
петровских преобразований.
современного общества;
Новое время;
Объяснять причины Северной
войны. Использовать историческую • применять понятийный
• использовать элементы
карту в рассказе о событиях
аппарат исторического
источниковедческого
Северной войны. Рассказывать об
анализа при работе с
знания;
основных событиях и итогах
историческими материалами
Северной войны, используя
(определение
• изучать информацию
историческую карту. Объяснять цели различных исторических
принадлежности и
Прутского и Каспийского
достоверности источника,
источников, раскрывая их
походов. Давать оценку
познавательную ценность;
позиций автора и др.);
внешнеполитической деятельности
Петра I. Давать оценку
• сравнивать развитие
• расширит опыт оценочной
преобразованиям в разных сферах
России и других стран в
деятельности на основе
общественной жизни.
Новое время, объяснять, в
осмысления жизни и деяний
чём заключались общие
Называть события, определяемые
личностей и народов в
историками как дворцовые

Петра I: эпоха
дворцовых
переворотов

(1725—1762)

Российская
империя при
Екатерине II

Россия в системе
международных
отношений.
Внутренняя и
внешняя политика
Екатерины II.
Восстание под
предводительство
м Е. И. Пугачёва.
Начало освоения
Новороссии и
Крыма.
Внутренняя и
внешняя политика
Павла I

перевороты, их даты и
истории;
участников. Систематизировать мате
риал о дворцовых переворотах в
• применять исторические
форме таблицы.
знания для выявления и
Характеризовать особенности истори сохранения исторических и
ческого развития и международного культурных памятников
своей страны и мира.
положения России к середине 18
века. Раскрывать смысл понятия
• понимать основные этапы и
«просвещённый абсолютизм» на
ключевые события всеобщей
основе знаний из всеобщей
истории. Рассказывать об основных истории периода конца XVII
— XVIII в.; имена
мероприятиях и особенностях
выдающихся деятелей XVIII
политики просвещённого
в., важнейшие факты их
абсолютизма в
России. Анализировать отрывки из биографии;
жалованных грамот дворянству и
• важнейшие достижения
городам для оценки прав и
привилегий дворянства и высших
культуры и системы
ценностей,
слоёв городского
населения. Представлять характерист сформировавшиеся в ходе
ику (исторический портрет)
исторического развития;
Екатерины II и её деятельности.
Показывать на исторической карте
• изученные виды
территорию и ход восстания под
исторических источников;
предводительством Е.И.
Пугачёва. Раскрывать причины
• соотносить даты событий
восстания и его
отечественной и всеобщей
значение. Давать характеристику
истории с веком; определять
Е.И. Пугачёва на основе текста
последовательность и
учебника, дополнительных
длительность важнейших
источников
событий отечественной и
информации. Характеризовать внутре всеобщей истории;
ннюю политику Екатерины II в
отношении Пугачёвского восстания. • использовать текст
Характеризовать основные
исторического источника при
мероприятия внутренней и внешней ответе на вопросы и решении
политики Павла
различных учебных задач,
I. Составлять исторический портрет сравнивать свидетельства

черты и особенности;
• применять знания по
истории России и своего
края в Новое время при
составлении описаний
исторических и культурных
памятников своего города,
края и т. д.

Павла I на основе текста учебника и
дополнительных источников
информации.

разных источников;
• показывать на исторической
карте территории расселения
народов, границы государств,
города, места значительных
исторических событий;
• рассказывать о важнейших
исторических событиях и их
участниках, опираясь на
знание необходимых фактов,
дат, терминов; давать
описание исторических
событий и памятников
культуры на основе текста и
иллюстративного материала
учебника, фрагментов
исторических источников;
использовать приобретённые
знания при написании
творческих работ (в том
числе сочинений), отчётов об
экскурсиях, рефератов;

Культурное
пространство
Российской
империи в XVIII
в

Общественная
мысль,
публицистика,
литература.
Образование,
наука, скульптура,
живопись,
архитектура, театр
в России в XVIII в.

Проводить поиск информации для
сообщений о деятелях науки и
культуры XVIII в.
Составлять описание отдельных
памятников культуры
XVIII в. на основе иллюстраций
учебника, художественных альбомов,
материалов, найденных в Интернете,
а также непосредственных
наблюдений. Участвовать в

подготовке выставки «Культурное
наследие родного края в XVIII
в.». Систематизировать материал о
достижениях культуры (в форме
таблиц и т.
п.). Характеризовать вклад народов
России в мировую культуру XVIII
в. Рассказывать об общественной
мысли в России во второй половине
XVIII
в. Характеризовать деятельность Н.
И. Новикова и А. Н. Радищева
Народы России
в XVIII в.
История
родного края

Перемены в
повседневной
жизни российских
сословий

Повторительно- Российская
обобщающий
империя в XVIII в
урок

Характеризовать основные
преобразования в области культуры и
быта. Составлять описание нравов и
быта эпохи с использованием
информации из исторических
источников
Высказывать и аргументировать
оценку наиболее значительных
событий и явлений, а также
отдельных представителей
отечественной истории XVIII в.
Характеризовать общие черты и
особенности исторического развития
России и других стран мира в XVIII
в.

Россия в Новейшее время (19 век) (45 часов) 9 класс
Тема
Содержание по
Основные виды деятельности
(тематический
ФГОС
раздел)
Россия в годы
Россия и мир на
Характеризовать территорию и

Планируемые результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• используя историческую
применять элементы

правления
Александра 1

рубеже XVIII—
XIX вв. Александр
I: начало
правления.
Реформы М. М.
Сперанского.
Внешняя политика
Александра I в
1801—1812 гг.
Отечественная
война 1812 г.
Либеральные и
охранительные
тенденции во
внутренней
политике
Александра I в
1815—1825 гг.
Общественное
движение при
Александре I.
Выступление
декабристов

геополитическое положение
Российской империи к началу XIX в.
(используя историческую
карту). Рассказывать о политическом
строе Российской империи, развитии
экономики, положении отдельных
слоёв
населения. Называть характерные,
существенные черты внутренней
политики Александра I в начале XIX
в. Приводить и обосновывать оценку
деятельности российских
реформаторов начала XIX в.
Характеризовать основные цели
внешней политики России в начале
XIX в. Объяснять причины участия
России в антифранцузских
коалициях. Рассказывать, используя
историческую карту, об основных
событиях войны 1812
г. Подготовить сообщение об одном
из участников Отечественной войны
1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём
заключались последствия
Отечественной войны 1812 г. для
российского общества.
Раскрывать предпосылки и цели
движения
декабристов. Анализировать програм
мные документы
декабристов, сравнивать их основные
положения, определяя общее и
различия. Составлять биографическу
ю справку, сообщение об участнике
декабристского движения (по
выбору) на основе научнопопулярной
литературы. Излагать оценку

карту, характеризовать
социально-экономическое и
политическое развитие
России, других государств в
Новейшее время;
• использовать элементы
источниковедческого анализа
при работе с историческими
материалами (определение
принадлежности и
достоверности источника,
позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России
и других стран в Новейшее
время, объяснять, в чём
заключались общие черты и
особенности;
• применять знания по
истории России и своего края
в Новейшее время при
составлении описаний
исторических и культурных
памятников своего города,
края и т. д.
• сопоставлять социальноэкономическое и
политическое развитие
отдельных стран в новейшую
эпоху (опыт модернизации,
реформы и революции и др.),
сравнивать исторические
ситуации и события;

источниковедческого
анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника,
позиций автора и др.);
• осуществлять поиск
исторической информации в
учебной и дополнительной
литературе, электронных
материалах,
систематизировать и
представлять её в виде
рефератов, презентаций и
др.;
• проводить работу по
поиску и оформлению
материалов истории семьи,
города, края в ХХ — начале
XXI в.

Правление
Николая 1

Реформаторские и
консервативные
тенденции во
внутренней
политике Николая
I. Социальноэкономическое
развитие страны
во второй четверти
XIX в.
Общественное
движение при
Николае I.
Внешняя политика
Николая I.
Кавказская война
1817—1864 гг.
Культурное
пространство
империи в первой
половине XIX в.

движения
• давать оценку событиям и
декабристов. Определять и аргументи личностям отечественной и
ровать своё отношение к ним и
всеобщей истории ХХ —
оценку их деятельности.
начала XXI в.
Рассказывать о преобразованиях в
• иметь представление о
области государственного
территории России и её
управления, осуществлённых во
второй четверти XIX в. Оценивать их границах, об их изменениях
на протяжении XIX в.;
последствия. Объяснять смысл
понятий: кодификация законов,
• знать историю и географию
корпус
жандармов. Давать характеристику края, его достижений и
культурных традиций в
(составлять исторический портрет)
Николая I.
изучаемый период;
Характеризовать социальноэкономическое развитие России в
• иметь представление о
первой половине XIX в. (в том числе социально-политическом
в сравнении с западно-европейскими устройстве Российской
странами). Рассказывать о начале
империи в XIX в.;
промышленного переворота,
используя историческую
• ориентироваться в
карту. Давать оценку деятельности
особенностях социальных
М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва,
отношений и взаимодействий
Е.Ф. Канкрина.
социальных групп;
Характеризовать основные на
правления внешней политики России • иметь представление о
во второй четверти XIX
социальной стратификации и
в. Рассказывать, используя
её эволюции на протяжении
историческую карту, о военных
XIX в.;
кампаниях — войнах с Перси ей и
Турцией, Кавказской
• определять основные
войне, характеризовать их
течения общественного
итоги. Составлять характеристики за движения XIX в.
щитников Севастополя.
(декабристы, западники и
славянофилы, либералы и
Показывать на карте
консерваторы, народнические
территориальный рост Российской
и марксистские организации),
империи в первой половине XIX

в. Рассказывать о положении на
родов Российской империи,
национальной политике власти (с
использованием материалов истории
края).

их отличительных черт и
особенностей;
• устанавливать взаимосвязи
между общественным
движением и политическими
событиями (на примере
реформ и контрреформ);

Характеризовать достижения
отечественной культуры
рассматриваемого
периода. Составлять описание
• определять и использовать
памятников культуры первой
основные исторические
половины XIX в. (в том числе
понятия периода;
находящихся в городе, крае), выявляя
их художественные особенности и
достоинства. Подготовить сообщение
о представителе культуры первой
половины XIX в., его творчестве (по
выбору).
Проводить поиск информации о
культуре края в рассматриваемый
период, представлять её в устном
сообщении, эссе и т. д.

Россия в
правление
Александра 2

Европейская
индустриализация
и предпосылки
реформ в России.
Реформы 1860—
1870-х гг.:
Социальноэкономическое
развитие страны в
пореформенный
период.

Характеризовать предпосылки
отмены крепостного
права. Называть основные положения
крестьянской, земской, судебной,
военных реформ. Объяснять смысл
понятий: редакционные комиссии,
временно-обязанные крестьяне,
выкупные платежи, отрезки, мировые
посредники. Приводить оценки
характера и значения реформ 1860–

Общественное
движение при
Александре II и
политика
правительства.
Внешняя политика
Александра II.
Русско-турецкая
война 1877—1878
гг.

1870_х гг., излагаемые в учебной
литературе, высказывать и обосновыв
ать свою оценку. Объяснять смысл
понятий: земства, городские управы,
мировой суд.
Раскрывать существенные черты
идеологии консерватизма,
либерализма, радикального
общественного движения. Объяснять,
в чём заключалась эволюция
народнического движения в 1870–
1880е гг. Характеризовать внешнюю
политику Александра
II. Рассказывать, используя
историческую карту, о наиболее
значительных военных
кампаниях. Характеризовать отношен
ие российского общества к
освободительной борьбе балканских
народов в 1870е гг.
Показывать на карте территории,
включённые в состав Российской
империи во второй половине XIX в.

Россия в
правление
Александра 3

Александр III:
особенности
внутренней и
внешней
политики.
Культурное
пространство
империи во второй
половине XIX в.

Характеризовать внутреннюю
политику Александра
III. Излагать оценки деятельности
императора Александра III,
приводимые в учебной литера
туре, высказывать и аргументировать
свою оценку. Раскрывать цели,
содержание и результаты реформ
последней трети XIX в.
Характеризовать достижения

культуры России второй половины
XIX в. Составлять описание
памятников культуры
рассматриваемо го периода
.Подготовить сообщение о
творчестве известного деятеля
российской культуры второй
половины XIX в. (по
выбору). Проводить поиск
информации для сообщения о
культуре края во второй половине
XIX в. Давать оценку вклада
российской культуры в мировую
культуру XIX в.
Кризис империи Россия и мир на
в начале 20 века рубеже XIX—XX
вв.: динамика и
противоречия
развития.
Социальноэкономическое
развитие страны
на рубеже XIX—
XX вв. Внутренняя
и внешняя
политика Николая
1. Первая
российская
революция и
политические
реформы 1905—
1907 гг.
Серебряный век
русской культуры

Давать характеристику
геополитического положения и
экономического развития России в
начале XX в., используя ин
формацию исторической
карты. Характеризовать положение,
образ жизни различных сословий и
социальных групп в России в начале
XX в. (в том числе на материале
истории края). Сравнивать темпы и
характер экономической
модернизации в России и других
странах. Объяснять, в чём
заключались особенности
модернизации в России в начале XX
в. Раскрывать сущность аграрного
вопроса в России в начале XX в.
Раскрывать причины и характер
российской революции 1905–1907
гг. Рассказывать об основных
событиях революции 1905–1907 гг. и
их участниках. Объяснять смысл

понятий: Государственная дума,
кадеты, октябристы, социалдемократы. Характеризовать обстоят
ельства формирования политических
партий и становления
парламентаризма в
России. Излагать оценки значения
отдельных событий и революции в
целом, приводимые в учебной
литературе, формулировать и аргуме
нтировать свою оценку.
Характеризовать основные стили и
течения в российской литературе и
искусстве начала XX
в., называть выдающихся
представителей культуры и их
достижения.
Истрия родного
края
Повторительно- Россия на рубеже
обобщающий
XIX-XX вв
урок

Наш Край на рубеже веков
Систематизировать и обобщать истор
ический
материал. Высказывать и аргументир
овать суждения о сущности и
значении основных событий и
процессов отечественной истории
второй половины XIX
в., давать оценку её
деятелей. Характеризовать место и
роль России в европейской и
мировой истории в начале XX в.

Содержание учебного предмета, курса
Всеобщая история. История России.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных
верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в
истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.
Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя
царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый
властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».
Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение
демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях
афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при
Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В
Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства
Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание
Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при
императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и
его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков
и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в
IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с
внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и
его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый
город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние
века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые
походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане

считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в
XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского
полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные
открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и
народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому
времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление
королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в
раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой
европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во
Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная
война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к
парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время
преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре.
Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов
Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к
республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального
общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и
государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский
конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому
кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война,

изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального
общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.
Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две
Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути
модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение
традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные
отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное
общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории
современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств.
Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства.
Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале
XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и югозападные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика
и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг
Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре
Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское
княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV
в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование
культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского
государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России
во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в
XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи
России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое

развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре
российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя:
вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские
путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира
русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки
Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая
политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и
национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при
Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха
дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762
гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных
отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского
общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная
политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика
Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика,
литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура.
Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при
Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—
1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих
реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный
вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III:
особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная
и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и
противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое
развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и
политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914
гг. Серебряный век русской культуры

Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5

Глава
Жизнь первобытных людей
Древний восток
Древняя Греция
Древний Рим
Итоговые уроки
Итого

Количество часов
8
19
21
18
2
68 часов

Глава
Всеобщая история
Становление средневековой Европы
Византийская империя и славяне
Арабы вVI-XI вв
Феодалы и крестьяне
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Католическая церковь XI-XIII веках. Крестовые походы
Образование централизованных государств в Западной
Европе (XI-XV века).
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
Культура Западной Европы в Средние века.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Итоговое повторение
История России
Наша Родина – Россия

Количество часов

6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1

6
2
2
2
2
2
7
2
1
1
1
1

2
3
4
5
6

Народы и государства на территории нашей страны в
древности
Русь в IX – первой половине XII века.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII-XIV веках
Формирование единого Русского государства
Итого

4
12
5
11
7
68 часов

7 класс
№
1
2

1
2

Глава
Всеобщая история
Мир в начале Нового времени. Великие географические
открытия. Возрождение. Реформация
Первые революции Нового времени. Международные
отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)
История России
Россия в XVI в
Смутное время. Россия при первых Романовых.
Итого

Количество часов

Глава
Всеобщая история
Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Страны Востока в XVIII веке.
Международные отношения в XVIII веке.
Итоговое повторение.
История России
Введение.
Россия в эпоху преобразований Петра I.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых
переворотов

Количество часов

19
6

14
29
68 часов

8 класс
№
1
2
3
4
5
1
2
3

2
15
2
2
4
1
14
6

4
5
6

Российская империя при Екатерине II.
Россия при Павле I.
Культурное пространство Российской империи в
XVIIIвеке.
Итого

7
2
13
68 часов

9 класс
№
1
2
3
4
5
1
2
3
4

Глава
История России.
Россия в эпоху правление Александра 1.
Правление Николая 1.
Россия в правление Александра 3.
Россия в правление Александра 3.
Кризис империи в начале 20 века.
Всеобщая история
Начало индустриальной эпохи.
Страны Европы и США в первой половине 19 века.
Азия, Африка, Латинская Америка в 19- начале 20 вв
Страны Европы и США во второй половине 19 - начале
20 в.в.
Итого

Количество часов
9
8
9
7
12
6
7
3
7
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».