РП по Информатике 5-9 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено»
на заседании МО «Естественноматематическое»
_______________________
/Хороших Т.Г./
Протокол № 1
от «03» 09. 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________
/Каменная О.А./

«Утверждаю»
Приказ № 71
«06» 09. 2021г.
Директор:
______________________
/Кулик И.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 5-9 классов
по ФГОС ООО

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего
образования второго поколения, с учетом примерной
программы для общеобразовательных учреждений:
Программа для основной школы: 5–6 классы. Босова Л.Л.,
Босова А.Ю. Информатика. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014

г. Свирск, 2021г.

Рабочая программа основного общего образования по информатике для 5-6 классов составлена в соответствии с положением о рабочей
программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 г.Свирск» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа курса «Информатика 5-6» содержит четыре раздела:
- Пояснительная записка;
- Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики для
обучающихся основного общего образования отводится всего 170 часов за весь период обучения, в том числе: в 5 кл.- 34ч., 6 кл.- 34 ч., 7 кл.- 34 ч.,
8 кл.- 34 ч., 9 кл.- 34 ч.,
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика 5 класс Л.Л.Босова, БИНОМ, и Информатика 6 класс
Л.Л.Босова, БИНОМ, Информатика 7 класс Л.Л.Босова, БИНОМ, Информатика 8 класс Л.Л.Босова, БИНОМ, Информатика 9 класс Л.Л.Босова,
БИНОМ
Планируемые предметные результаты освоения конкретного отдельного предмета, курса
5-6 класс
Тема
(тематический
раздел)
Раздел 1.
Информация
вокруг нас
Тема 1.
Информация
вокруг нас
(12 часов)

Планируемые результаты
Содержание по ФГОС
Основные виды деятельности
Ученик получит возможность
Ученик научится
научиться
Аналитическая деятельность:

сформировать

понимать и
Информация и информатика.
представление
об информации

приводить примеры
правильно применять на
Как человек получает
передачи, хранения и обработки бытовом уровне понятий как одном из основных
информацию. Виды
информации в деятельности
понятий современной науки,
«информация»,
информации по способу
человека, в живой природе,
об информационных
информационный
получения. Хранение
обществе,
технике;
процессах и их роли в
объект»;
информации. Память человека и
современном мире;
память человечества. Носители 
приводить примеры

приводить
информации. Передача
информационных носителей;

сформировать
примеры передачи,
информации. Источник, канал,
представление о способах
хранения и обработки

классифицировать
приёмник. Примеры передачи
кодирования информации;
информации
в
информацию по способам еѐ
информации. Электронная
деятельности человека, в 
восприятия человеком, по
преобразовывать
почта. Код, кодирование
живой природе,
формам представления на
информацию по заданным
информации. Способы
обществе, технике;
материальных носителях;
правилам и путём
кодирования информации.
рассуждений;

приводить

разрабатывать план
Метод координат. Формы
действий для решения задач на примеры древних и

научиться решать

представления информации.
Текст как форма представления
информации. Табличная форма
представления информации.
Наглядные формы
представления информации.
Обработка информации.
Разнообразие задач обработки
информации. Изменение формы
представления информации.
Систематизация информации.
Поиск информации. Получение
новой информации.
Преобразование информации по
заданным правилам. Черные
ящики. Преобразование
информации путем
рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи
на переливания. Задачи на
переправы. Информация и
знания. Чувственное познание
окружающего мира.
Абстрактное мышление.
Понятие как форма мышления.

переправы, переливания и пр.;

определять,
информативно или нет
некоторое сообщение, если
известны способности
конкретного субъекта к его
восприятию.
Практическая деятельность:

кодировать и
декодировать сообщения,
используя простейшие коды;

работать с электронной
почтой (регистрировать
почтовый ящик и пересылать
сообщения);

осуществлять поиск
информации в сети Интернет с
использованием простых
запросов (по одному признаку);

сохранять для
индивидуального
использования найденные в
сети Интернет
информационные объекты и
ссылки на них;

систематизировать
(упорядочивать) файлы и
папки;

вычислять значения
арифметических выражений с
помощью программы
Калькулятор;

преобразовывать
информацию по заданным
правилам и путём рассуждений;

решать задачи на
переливания, переправы и пр. в

современных
информационных
носителей;

классифицировать
информацию по
способам её восприятия
человеком, по формам

представления на
материальных
носителях;

кодировать и
декодировать
сообщения, используя
простейшие коды;

определять,
информативно или нет
некоторое сообщение,
если известны

способности
конкретного субъекта к
его восприятию.

логические задачи на
установление взаимного
соответствия с
использованием таблиц;

приводить примеры
единичных и общих понятий,
отношений между понятиями;

для объектов
окружающей
действительности указывать
их признаки — свойства,
действия, поведение,
состояния;

называть отношения,
связывающие данный объект с
другими объектами;

осуществлять деление
заданного множества объектов
на классы по заданному или

самостоятельно
выбранному признаку —
основанию классификации;

приводить примеры
материальных,
нематериальных и смешанных
систем;

Раздел 2.
Компьютер –
Информационные универсальная машина для
технологии
работы с информацией.
Техника безопасности и
Тема 2.
организация рабочего места.
Компьютер
Основные устройства
(7 часов)
компьютера, в том числе
устройства для ввода
информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Компьютерные
объекты. Программы и
документы. Файлы и папки.
Основные правила

соответствующих программных
средах.
Аналитическая деятельность:

выделять аппаратное и
программное обеспечение
компьютера;

анализировать
устройства компьютера с точки
зрения организации процедур
ввода, хранения, обработки,
вывода и передачи
информации;

определять технические
средства, с помощью которых
может быть реализован ввод
информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:

выбирать и запускать
нужную программу;

работать с основными
элементами пользовательского
интерфейса: использовать
меню, обращаться за справкой,
работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна,
реагировать на диалоговые
окна);

вводить информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры (приѐмы
квалифицированного
клавиатурного письма), мыши и
других технических средств;

создавать,
переименовывать, перемещать,
копировать и удалять файлы;


определять
устройства компьютера
(основные и
подключаемые) и
выполняемые ими
функции;

различать
программное и
аппаратное обеспечение
компьютера;

запускать на
выполнение программу,
работать с ней,
закрывать программу;

создавать,
переименовывать,
перемещать, копировать
и удалять файлы;

работать с
основными элементами
пользовательского
интерфейса:
использовать меню,
обращаться за справкой,
работать с окнами
(изменять размеры и
перемещать окна,
реагировать на
диалоговые окна);

вводить
информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры и мыши;

выполнять
арифметические


овладеть приёмами
квалифицированного
клавиатурного письма;

научиться
систематизировать
(упорядочивать) файлы и
папки;

сформировать
представления об основных
возможностях графического
интерфейса и правилах
организации индивидуального
информационного
пространства;

расширить знания о
назначении и функциях
программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт
решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с
применение средств
информационных технологий;

создавать объемные
текстовые документы,
включающие списки,
таблицы, диаграммы, рисунки;

осуществлять
орфографический контроль в
текстовом документе с
помощью средств текстового
процессора;

оформлять текст в
соответствии с заданными
требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету,

соблюдать требования к
организации компьютерного
рабочего места, требования
безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ.
Тема 3.
Подготовка
текстов на
компьютере
(8 часов)

Текстовый редактор.
Правила ввода текста.
Слово, предложение, абзац.
Приѐмы
редактирования (вставка,
удаление и замена
символов). Фрагмент.
Перемещение и удаление
фрагментов. Буфер обмена.
Копирование фрагментов.
Проверка правописания,
расстановка переносов.
Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание,
цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание,
отступ первой строки,
междустрочный интервал и
др.).
Создание и форматирование
списков.
Вставка в документ
таблицы, ее форматирование и
заполнение данными.

Аналитическая деятельность:

соотносить этапы (ввод,
редактирование,
форматирование)
создания текстового
документа и возможности
тестового процессора по
их реализации;

определять инструменты
текстового редактора для
выполнения базовых
операций по созданию
текстовых документов.
Практическая деятельность:

создавать несложные
текстовые документы на
родном и иностранном
языках;

выделять, перемещать и
удалять фрагменты
текста;

создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический
контроль в текстовом
документе с помощью средств
текстового процессора;
оформлять текст в соответствии
с заданными требованиями к
шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к
выравниванию

вычисления с помощью
программы
Калькулятор;

применять
текстовый редактор для
набора, редактирования
и форматирования
простейших текстов на
русском и иностранном
языках;

выделять,
перемещать и удалять
фрагменты текста;
создавать тексты с
повторяющимися
фрагментами;

использовать
простые способы
форматирования
(выделение жирным
шрифтом, курсивом,
изменение величины
шрифта) текстов;

создавать и
форматировать списки;

создавать,
форматировать и
заполнять данными
таблицы;

создавать
круговые и столбиковые
диаграммы;

применять
простейший
графический редактор
для создания и
редактирования

к выравниванию текста;

видоизменять готовые
графические изображения с
помощью средств
графического редактора;

научиться создавать
сложные графические объекты
с повторяющимися и /или
преобразованными
фрагментами;

научиться создавать на
заданную тему
мультимедийную
презентацию с
гиперссылками, слайды
которой содержат тексты,
звуки, графические

изображения;
демонстрировать презентацию
на экране компьютера или с
помощью проектора;

научиться работать с
электронной почтой
(регистрировать почтовый
ящик и пересылать
сообщения);

научиться сохранять
для индивидуального
использования найденные в
сети Интернет материалы;

расширить
представления об этических
нормах
работы
с
информационными
объектами.

текста;

создавать и
форматировать списки;

создавать,
форматировать
и заполнять данными таблицы.
Тема 4.
Компьютерная
графика
(6 часов)

Компьютерная графика.
Простейший графический
редактор
Инструменты графического
редактора.
Инструменты создания
простейших графических
объектов.
Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа
с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование.
Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической
информации.

Аналитическая деятельность:

выделять в сложных
графических объектах простые
(графические
примитивы);

планировать работу по
конструированию сложных
графических объектов из
простых;

определять инструменты
графического редактора для
выполнения базовых операций
по созданию изображений;
Практическая деятельность:

использовать
простейший
(растровый и/или векторный)
графический редактор для
создания и редактирования
изображений;

создавать сложные
графические объекты с
повторяющимися и /или
преобразованными
фрагментами.


простых
рисунков;

использовать
основные приёмы
создания презентаций в
редакторах презентаций;

осуществлять
поиск информации в
сети Интернет с
использованием простых
запросов (по одному
признаку);

ориентироваться
на интернет-сайтах
(нажать указатель,
вернуться, перейти на
главную страницу);

соблюдать
требования к
организации
компьютерного рабочего
места, требования
безопасности и гигиены
при работе со
средствами ИКТ.

Тема 5. Создание
мультимедийных
объектов
(7 часов)

Мультимедийная
презентация.
Описание последовательно
развивающихся событий
(сюжет). Анимация.
Возможности настройки
анимации в редакторе
презентаций. Создание эффекта
движения с помощью смены
последовательности рисунков.

Аналитическая деятельность:

Планировать
последовательность
событий на заданную
тему;

подбирать
иллюстративный материал,
соответствующий замыслу
создаваемого мультимедийного
объекта.
Практическая деятельность:

использовать редактор
презентаций или иное
программное средство
для создания анимации
по имеющемуся сюжету;

создавать на заданную
тему мультимедийную
презентацию с
гиперссылками, слайды
которой содержат тексты,
звуки, графические
изображения.

Раздел 3.
Информационное
моделирование
Тема 6.Объекты и
системы (8 часов)

Объекты и их имена.
Признаки объектов:
свойства, действия,
поведение, состояния.
Отношения объектов.
Разновидности объектов и
их классификация. Состав
объектов. Системы
объектов. Система и
окружающая среда.
Персональный
компьютер как система.
Файловая система.
Операционная система.

Аналитическая деятельность:

анализировать объекты
окружающей
действительности,
указывая их признаки —
свойства, действия,
поведение, состояния;

выявлять отношения,
связывающие данный
объект с другими
объектами;
осуществлять деление
заданного множества
объектов на классы по
заданному или
самостоятельно
выбранному признаку —
основанию
классификации;

приводить примеры
материальных,
нематериальных и
смешанных систем.
Практическая деятельность:

изменять свойства
рабочего стола: тему,
фоновый рисунок,
заставку;
изменять свойства
панели задач;

узнавать свойства
компьютерных объектов
(устройств, папок,
файлов) и возможных
действий с ними;

упорядочивать
информацию в личной
папке.


понимать
сущность понятий
«модель»,
«информационная
модель»;

различать
натурные и
информационные
модели, приводить их
примеры;

«читать»
информационные
модели (простые
таблицы, круговые и
столбиковые диаграммы,
схемы и др.),
встречающиеся в
повседневной жизни;

перекодировать
информацию из одной
пространственнографической или
знаково-символической
формы в другую, в том
числе использовать
графическое
представление
(визуализацию)
числовой информации;

строить простые
информационные
модели объектов из
различных предметных
областей.


сформировать
начальные представления о
назначении и области
применения моделей; о
моделировании как методе
научного познания;

приводить примеры
образных, знаковых и
смешанных информационных
моделей;

познакомится с
правилами построения
табличных моделей, схем,
графов, деревьев;

выбирать форму
представления данных
(таблица, схема, график,
диаграмма, граф, дерево) в
соответствии с поставленной
задачей.

Тема 7.
Модели объектов и их
Информационные назначение.
модели (10 часов) Информационные модели.
Словесные информационные
модели. Простейшие
математические модели.
Табличные информационные
модели. Структура и
правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное
решение логических задач.
Вычислительные таблицы.
Графики и диаграммы.
Наглядное представление о
соотношении величин.
Визуализация многорядных
данных.
Многообразие схем.
Информационные модели на
графах. Деревья.

Раздел 4.
Элементы
алгоритмизации
Тема 8.
Алгоритмика
(10 часов)

Понятие исполнителя.
Неформальные и
формальные исполнители.
Учебные исполнители
(Черепаха, Кузнечик,
Водолей и др.) как примеры
формальных исполнителей.
Их назначение, среда, режим

Аналитическая деятельность:

различать натурные и
информационные модели,
изучаемые в школе,
встречающиеся в жизни;

приводить примеры
использования таблиц,
диаграмм, схем, графов и
т.д. при описании
объектов окружающего
мира.
Практическая деятельность:

создавать словесные

модели (описания);

создавать
многоуровневые списки;

создавать табличные
модели;

создавать простые
вычислительные таблицы,
вносить в них информацию и
проводить несложные
вычисления;

создавать диаграммы и
графики;

создавать схемы, графы,
деревья;

создавать графические
модели.
Аналитическая деятельность:

приводить примеры
формальных и неформальных
исполнителей;

придумывать задачи по
управлению учебными
исполнителями;

выделять примеры


понимать смысл
понятия «алгоритм»,
приводить примеры
алгоритмов;

понимать
термины «исполнитель»,
«формальный
исполнитель», «среда


исполнять алгоритмы,
содержащие ветвления и
повторения, для формального
исполнителя с заданной
системой команд;

по данному алгоритму
определять, для решения
какой задачи он предназначен;

работы, система команд.
Управление исполнителями
с помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм.
Различные формы записи
алгоритмов (нумерованный
список, таблица, блок- схема).
Примеры линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной
жизни, в литературных
произведениях, на уроках
математики и т.д.). Составление
алгоритмов (линейных, с
ветвлениями и циклами) для
управления исполнителями
Чертёжник, Водолей и др.

7-9 классы
Тема
(тематический
раздел)

Содержание по ФГОС

ситуаций, которые могут
быть описаны с помощью
линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и
циклами.
Практическая деятельность:

составлять линейные
алгоритмы по управлению
учебным исполнителем;

составлять
вспомогательные
алгоритмы для управления
учебными исполнителем;

составлять циклические
алгоритмы по управлению
учебным исполнителем

Основные виды деятельности

исполнителя», «система
команд исполнителя»;
приводить примеры
формальных и
неформальных
исполнителей;

осуществлять
управление имеющимся
формальным
исполнителем;

понимать правила
записи и выполнения
алгоритмов, содержащих
алгоритмические
конструкции
«следование»,
«ветвление», «цикл»;

подбирать
алгоритмическую
конструкцию,
соответствующую
заданной ситуации;

исполнять
линейный алгоритм для
формального
исполнителя с заданной
системой команд;

разрабатывать
план действий для
решения задач на
переправы, переливания
и пр.;


разрабатывать в среде
формального исполнителя
короткие алгоритмы,
содержащие базовые
алгоритмические конструкции
и вспомогательные
алгоритмы.

Планируемые результаты
Ученик научиться
Ученик получит возможность
научиться

7 класс
Тема 1.
Математические
основы
информатики
(10 часов)

Информация и
информационные процессы.
Информация — одно из
основных понятий современной
науки. Информация и данные.
Информационные процессы —
процессы, связанные с
хранением, преобразованием и
передачей информации.
Примеры информационных
процессов в системах
различной природы. Хранение
информации. Носители
информации (бумажные,
магнитные, оптические, флэшпамять). Характеристики
современных носителей
информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение
информации. Передача
информации. Источник,
информационный канал,
приёмник информации.
Скорость передачи
информации. Обработка
информации. Обработка,
связанная с получением новой
информации. Обработка,
связанная с изменением формы,
но не изменяющая содержание
информации. Поиск
информации. Поиск
информации в сети Интернет.
Элементы комбинаторики.
Расчет количества вариантов:
формулы перемножения и
сложения количества

Аналитические виды
деятельности: оценка
информации с позиции её
свойств (актуальность,
достоверность, полнота и пр.);
классификация
информационных процессов по
принятому основанию;
выделение информационной
составляющей процессов в
биологических, технических и
социальных системах;
нахождение примеров
кодирования с использованием
различных алфавитов,
встречаются в жизни.
Практические работы:
1. Кодирование и
декодирование сообщений по
известным правилам
кодирования.
2.Определение количества
различных символов, которые
могут быть закодированы с
помощью двоичного кода
фиксированной длины
(разрядности).
3. Определение разрядности
двоичного кода, необходимого
для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности.
4. Подсчет количества текстов
данной длины в данном
алфавите.
5. Оценка числовых параметров
информационных процессов
(объем памяти, необходимой

будет знать: сущность
основных понятий
предмета: информатика,
информация,
информационный
процесс,
информационная
система и др.; основные
единицы измерения
количества информации
и соотношения между
ними;
научится:
различать виды
информации по
способам ее восприятия
человеком и по способам
ее представления на
материальных
носителях;
приводить примеры
информационных
процессов — процессов,
связанные с хранением,
преобразованием и
передачей данных — в
живой природе и
технике;
раскрывать общие
закономерности
протекания
информационных
процессов в системах
различной природы;
кодировать и
декодировать тексты по
заданной кодовой

углубить и развить
представления о современной
научной картине мира, об
информации как одном из
основных понятий
современной науки, об
информационных процессах и
их роли в современном мире;
узнать о том, что любые
дискретные данные можно
описать, используя алфавит,
содержащий только два
символа, например, 0 и 1;
научиться определять
информационный вес символа
произвольного алфавита.
научиться определять
мощность алфавита,
используемого для записи
сообщения; научиться
оценивать информационный
объём сообщения,
записанного символами
произвольного алфавита;
сформировать представление
о области применения
комбинаторных задач.

Тема 2.
Технологические
основы
информатики
(7 часов)

вариантов. Представление
информации. Формы
представления информации.
Символ. Алфавит — конечное
множество символов; мощность
алфавита. Текст — конечная
последовательность символов
данного алфавита. Количество
различных текстов данной
длины в данном алфавите. Язык
как способ представления
информации. Разнообразие
языков и алфавитов.
Естественные и формальные
языки. Кодирование символов
одного алфавита с помощью
кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица,
декодирование. Двоичный
алфавит. Двоичный код.
Двоичные коды с
фиксированной длиной
кодового слова. Разрядность
двоичного кода. Связь длины
(разрядности) двоичного кода и
количества кодовых
комбинаций. Единицы
измерения длины двоичных
текстов: бит, байт, килобайт и
т.д. Количество информации,
содержащееся в сообщении.
Компьютер — универсальное
устройство обработки данных.
Архитектура компьютера:
процессор, оперативная память,
внешняя энергонезависимая
память, устройства вводавывода; их количественные

для хранения информации;
скорость передачи информации
и пр.).

таблице;
определять длину
кодовой
последовательности по
длине
исходного текста и
кодовой таблице
равномерного кода;
подсчитывать
количество текстов
данной длины в данном
алфавите;
описывать размер
двоичных текстов,
используя термины
«бит», «байт» и
производные от них;

Аналитические виды
деятельности: анализ
компьютера с точки зрения
единства программных и
аппаратных средств; анализ
устройств компьютера с точки
зрения организации процедур

будет знать: назначение
основных компонентов
компьютера (процессора,
оперативной памяти,
внешней
энергонезависимой
памяти, устройств ввода-

научиться осознано подходить
к выбору ИКТ-средств для
своих учебных и иных целей;
подбирать программное
обеспечение,
соответствующее решаемой
задаче; y узнать о физических

характеристики. История и
тенденции развития
компьютеров, улучшение
характеристик компьютеров.
Компьютеры, встроенные в
технические устройства и
производственные комплексы.
Суперкомпьютеры. Состав и
функции программного
обеспечения компьютера:
системное программное
обеспечение, прикладное
программное обеспечение,
системы программирования.
Правовые нормы
использования программного
обеспечения. Файловая
система. Долговременное
хранение данных в компьютере.
Файловая система. Принципы
построения файловых систем.
Каталог (директория).
Основные операции при работе
с файлами: создание,
редактирование, копирование,
перемещение, удаление. Типы
файлов. Авторская программа
Графический пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графической форме:
создание, именование,
сохранение, удаление объектов,
организация их семейств.
Архивирование и
разархивирование. Файловый

ввода, хранения, обработки,
вывода и передачи
информации; определение
программных и аппаратных
средств, необходимых для
осуществления
информационных процессов
при решении задач; анализ
информации (сигналы о
готовности и неполадке) при
включении компьютера;
определение основных
характеристик операционной
системы; планирование
собственного информационного
пространства. Практические
работы:
1. Получение информации о
характеристиках компьютера.
2. Выполнение основных
операций с файлами и папками.
3. Сравнение размеров
текстовых, графических,
звуковых и видеофайлов.
4. Изучение элементов
интерфейса используемой
операционной системы.
5. Использование программыархиватора.
6. Защита информации от
компьютерных вирусов
помощью антивирусных
программ.

вывода),
характеристиках этих
устройств; основные
вехи истории и
тенденции развития
компьютеров, пути
улучшения их
характеристик; круг
задач, решаемых с
помощью
суперкомпьютеров;
сущность понятий,
связанных с передачей
данных (источник и
приемник данных; канал
связи, скорость передачи данных по каналу
связи, пропускная
способность канала
связи); научится:
классифицировать
средства ИКТ в
соответствии с кругом
выполняемых задач, в
том числе описывать
виды и со- став
программного
обеспечения
современного
компьютера; определять
качественные и
количественные
характеристики
компонентов
компьютера;
использовать термины,
описывающие скорость
передачи данных,

ограничениях на значения
характеристик компьютера;
овладеть знаниями, умениями
и навыками, достаточными
для работы с различными
видами программных систем и
интернет-сервисов (файловые
менеджеры, текстовые
редакторы, электронные
таблицы, браузеры, поисковые
системы, словари,
электронные энциклопедии);
умением характеризовать
работу этих систем и сервисов
с использованием
соответствующей
терминологии.

менеджер. Компьютерные
вирусы и защита от них.
Техника безопасности и
правила работы на компьютере.

Тема 3.
Использование
программных
систем и сервисов
(15 часов)

Обработка текстовой
информации. Текстовые
документы и их структурные
элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор –
инструмент создания,
редактирования и
форматирования текстов.
Свойства страницы, абзаца,

Аналитические виды
деятельности: анализ
пользовательского интерфейса
используемого программного
средства; определение условий
и возможностей применения
программного средства для
решения типовых задач;
выявление общего и отличий в
разных программных

оценивать время
передачи данных;
классифицировать
файлы по типу и иным
параметрам; выполнять
основные операции с
файлами (создавать,
сохранять,
редактировать, удалять,
архивировать,
«распаковывать»
архивные файлы);
разбираться в
иерархической структуре
файловой системы
(записывать полное имя
файла (каталога), путь к
файлу (каталогу) по
имеющемуся описанию
файловой структуры
некоторого
информационного
носителя); использовать
маску для операций с
файлами; осуществлять
поиск файлов
средствами
операционной системы;
будет знать: сущность
понятия «кодовая
таблица»; сущность
понятий «пиксель»,
«растровая графика»,
«векторная графика»;
сущность технологии
мультимедиа; общие
подходы к дискретному
представлению

создавать текстовые
документы с рисунками,
таблицами, диаграммами;
познакомиться с цифровым
представлением графической
информации; познакомиться с
различными цветовыми
моделями; познакомиться с
понятиями «пространственное
разрешение монитора»,

символа. Стилевое
форматирование. Включение в
текстовый документ списков,
таблиц, и графических
объектов. Включение в
текстовый документ диаграмм,
формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др.
История изменений. Проверка
правописания, словари.
Сохранение документа в
различных текстовых форматах.
Инструменты ввода текста с
использованием сканера,
программ распознавания,
расшифровки устной речи.
Компьютерный перевод.
Компьютерное представление
текстовой информации.
Кодовые таблицы. Код ASCII.
Кодировки кириллицы.
Примеры кодирования букв
национальных алфавитов.
Представление о стандарте
Unicode. Обработка
графической информации.
Общее представление о
цифровом представлении
изображений. Кодирование
цвета. Цветовые модели.
Модель RGB. Глубина
кодирования. Компьютерная
графика (растровая, векторная).
Форматы графических файлов.
Оценка количественных
параметров, связанных с
представлением и хранением
изображений. Знакомство с

продуктах, предназначенных
для решения одного класса
задач; соотнесение емкости
информационных носителей и
размеров, предполагаемых для
хранения на них текстовых
документов, графических
изображений и
мультимедийных объектов.
Практические работы:
1. Создание небольших
текстовых документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с
использованием базовых
средств текстовых редакторов.
2. Форматирование текстовых
документов (установка
параметров страницы
документа; форматирование
символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров
страниц).
3. Вставка в документ формул,
таблиц, списков, изображений.
4. Создание документа с
гиперссылками.
5. Кодирование и
декодирование текстовой
информации с использованием
кодовых таблиц.
6. Вычисление
информационного объёма
текста в заданной кодировке.
7. Определение кода цвета в
палитре RGB в графическом
редакторе.

аудиовизуальных
данных; научится:
создавать, редактировать
и форматировать
текстовые документы;
использовать средства
автоматизации
информационной
деятельности при
создании текстовых
документов;
познакомиться с
двоичным кодированием
текстов и с наиболее
употребительными
современными кодами; y
оценивать
количественные
параметры, связанные с
цифровым
представлением
текстовой информации с
по- мощью наиболее
употребительных
современных кодировок;
выполнять ввод
изображений в
компьютер; создавать
простые растровые
изображения;
редактировать готовые
растровые изображения;
создавать простые
векторные изображения;
использовать основные
приёмы создания
мультимедийных
презентаций (подбирать

«глубина кодирования
(цвета)», «палитра»; научиться
оценивать количественные
параметры, связанные с
цифровым представлением и
хранением изображений;
познакомится с
программными средствами
для работы с
аудиовизуальными данными и
соответствующим
понятийным аппаратом;
научиться оценивать
количественные параметры,
связанные с цифровым
представлением
аудиовизуальной информации.

8 класс
Тема 1.
Математические
основы
информатики
(12 часов)

графическими редакторами.
Операции редактирования
графических объектов:
изменение размера, сжатие
изображения; обрезка, поворот,
отражение, работа с областями
(выделение, копирование,
заливка цветом), коррекция
цвета, яркости и контрастности.
Ввод изображений с
использованием различных
цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.).
Мультимедиа. Понятие
технологии мультимедиа и
области её применения.
Подготовка компьютерных
презентаций. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Включение в
презентацию аудиовизуальных объектов.

8. Определение объёма памяти,
необходимой для хранения
графического изображения.
9. Создание и/или
редактирование изображения с
помощью инструментов
растрового графического
редактора.
10. Создание и редактирование
изображения с помощью
инструментов векторного
графического редактора.
11. Создание презентации с
использованием готовых
шаблонов.

дизайн презентации,
макет слайда, размещать
информационные
объекты, использовать
гиперссылки и пр.);

Системы счисления.
Позиционные и непозиционные
системы счисления. Примеры
представления чисел в
позиционных системах
счисления. Основание системы
счисления. Алфавит
(множество цифр) системы
счисления. Количество цифр,
используемых в системе
счисления с заданным
основанием. Краткая и
развернутая формы записи

Аналитические виды
деятельности: выявление
различий в унарных,
позиционных и непозиционных
системах счисления; выявление
общего и отличий в разных
позиционных системах
счисления; анализ логической
структуры высказываний.
Практические работы:
1. Перевод небольших (от 0 до
1024) целых чисел из
десятичной системы счисления

будет знать: сущность
понятий «система
счисления»,
«позиционная система
счисления», «алфавит
системы счисления»,
«основание системы
счисления»; 42
Авторская программа
сущность понятия
«высказывание»,
сущность операций И
(конъюнкция), ИЛИ

научиться записывать в
развёрнутой форме
восьмеричные и
шестнадцатеричные числа;
научиться переводить
заданное натуральное число,
не превышающее 1024, из
десятичной записи в
восьмеричную и из
восьмеричной в десятичную;
научиться переводить
заданное натуральное число,
не превышающее 1024, из

чисел в позиционных системах
счисления. Двоичная система
счисления. Запись целых чисел
в пределах от 0 до 1024 в
двоичной системе счисления.
Перевод натуральных чисел из
двоичной системы счисления в
десятичную. Сравнение
двоичных чисел. Двоичная
арифметика. Элементы
математической логики.
Высказывания. Простые и
сложные высказывания.
Логические значения
высказываний. Логические
выражения. Логические
операции: «и» (конъюнкция,
логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое
отрицание). Правила записи
логических выражений.
Приоритеты логических
операций. Таблицы истинности.
Построение таблиц истинности
для логических выражений.

в двоичную и обратно.
2. Сложение двух небольших
двоичных чисел.
3. Определение истинности
составного логического
выражения.
4. Построение таблиц
истинности для логических
выражений.

(дизъюнкция), НЕ
(отрицание); сущность
понятия «множество»,
сущность операций
объединения,
пересечения и
дополнения; научится:
записывать в двоичной
системе целые числа от 0
до 1024; переводить
заданное натуральное
число из двоичной
системы счисления в
десятичную; сравнивать
числа в двоичной записи;
складывать и умножать
числа, записанные в
двоичной системе
счисления; записывать
логические выражения,
составленные с
помощью операций «и»,
«или», «не» и скобок,
определять истинность
такого составного
высказывания, если
известны значения
истинности входящих в
него элементарных
высказываний;
использовать при
решении задач формулы
перемножения и
сложения количества
вариантов. определять
минимальную длину
кодового слова по
заданным алфавиту

десятичной записи в
шестнадцатеричную и из
шестнадцатеричной в
десятичную; научиться
вычитать числа, записанные в
двоичной системе счисления;
научиться вычислять значения
арифметических выражений с
целыми числами,
представленными в двоичной,
восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления; научиться строить
таблицу истинности для
логического выражения;
научиться решать логические
задачи с использованием
таблиц истинности;
познакомиться с законами
алгебры логики; научиться
решать логические задачи
путем составления логических
выражений и их
преобразования с
использованием основных
свойств логических операций;
познакомиться с логическими
элементами.

Тема 2.
Алгоритмы и
программировани
е (21 час)

Исполнители и алгоритмы.
Управление исполнителями.
Исполнители. Состояния,
возможные обстановки и
система команд исполнителя;
команды-приказы и командызапросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное
управление исполнителем.
Алгоритм как план управления
исполнителем (исполнителями).
Свойства алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык
программирования) —
формальный язык для записи
алгоритмов. Программа —
запись алгоритма на
конкретном алгоритмическом
языке. Компьютер —
автоматическое устройство,
способное управлять по заранее
составленной программе
исполнителями,
выполняющими команды.
Программное управление
исполнителем. Словесное
описание алгоритмов. Описание
алгоритма с помощью блоксхем. Отличие словесного
описания алгоритма, от
описания на формальном
алгоритмическом языке.
Алгоритмические конструкции.

Аналитические виды
деятельности: анализ
предлагаемых
последовательностей команд на
предмет наличия у них таких
свойств алгоритма как
дискретность,
детерминированность,
понятность, результативность,
массовость; определение по
блок-схеме, для решения какой
задачи предназначен данный
алгоритм; анализ изменения
значений величин при
пошаговом выполнении
алгоритма; определение по
выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в
алгоритм; сравнение различных
алгоритмов решения одной
задачи; анализ готовых
программ; определение по
программе, для решения какой
задачи она предназначена.
Практические работы:
1.Составление программ для
исполнителей Робот, Черепаха,
Чертежник и др.
2.Преобразование алгоритма из
одной формы записи в другую.
3.Разработка для формального
исполнителя алгоритма,
приводящего к нужному

кодируемого текста и
кодовому алфавиту (для
кодового алфавита из 2,
3 или 4 символов);
будет знать: сущность
понятий «исполнитель»,
«алгоритм», «программа»; сущность
понятий «формальный
исполнитель», «среда
исполнителя», «система
команд исполнителя»;
знать об ограничениях,
накладываемых средой
исполнителя и его
системой команд на круг
задач, решаемых
исполнителем; базовые
алгоритмические
конструкции; научится:
понимать разницу между
употреблением терминов
«исполнитель»,
«алгоритм»,
«программа» в
обыденной речи и в
информатике; выражать
алгоритм решения
задачи различными
способами (словесным,
графическим, в том
числе и в виде блоксхемы, с помощью
формальных языков и
др.); определять
наиболее оптимальный
способ выражения
алгоритма для решения

познакомиться с задачами
обработки данных и
алгоритмами их решения;
познакомиться с
использованием в программах
строковых величин и с
операциями со строковыми
величинами; научиться
составлять алгоритмы и
программы для решения
задач, возникающих в
процессе учебы и вне ее;
познакомиться с понятием
«управление», с примера- ми
того, как компьютер
управляет различными
системами.

Конструкция «следование».
Линейный алгоритм.
Конструкция «ветвление»:
полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение
условия (истинность и
ложность высказывания).
Простые и составные условия.
Запись составных условий.
Конструкция «повторения»:
циклы с заданным числом
повторений, с условием
выполнения. Управление.
Сигнал. Обратная связь.
Примеры: компьютер и
управляемый им исполнитель (в
том числе робот); компьютер,
получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе
наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том
числе движущимися)
устройствами. Язык
программирования (Паскаль,
школьный алгоритмический
язык). Идентификаторы.
Константы и переменные. Типы
констант и переменных: целый,
вещественный, символьный,
строковый, логический.
Основные правила языка
программирования: структура
программы; правила
представления данных; правила
записи 44 Авторская программа
основных операторов (ввод,
вывод, присваивание,
ветвление, цикл). Разработка

результату при конкретных
исходных данных.
4.Программирование линейных
алгоритмов, предполагающих
вычисление арифметических и
логических Авторская
программа выражений на
изучаемом языке
программирования (Паскаль,
школьный алгоритмический
язык)
5.Разработка программ,
содержащих
оператор/операторы ветвления,
на изучаемом языке
программирования из
приведенного выше перечня.
6.Разработка программ,
содержащих оператор
(операторы) цикла, на
изучаемом языке
программирования (Паскаль,
школьный алгоритмический
язык)
7.«Ручное» исполнение готовых
алгоритмов при конкретных
исходных данных.

конкретных задач
(словесный,
графический, с помощью
формальных языков);
определять результат
выполнения заданного
алгоритма или его
фрагмента; выполнять
без использования
компьютера («вручную»)
несложные алгоритмы
управления
исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и
др.; выполнять без
использования
компьютера («вручную»)
несложные алгоритмы
обработки числовых и
текстовых данных,
записанные на
конкретном язык
программирования с
использованием
основных управляющих
конструкций
последовательного
программирования
(линейная программа,
ветвление, повторение,
вспомогательные
алгоритмы); составлять
несложные алгоритмы
управления
исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и
др.; выполнять эти
программы на

алгоритмов и программ на
изучаемом языке
программирования Составление
алгоритмов и программ по
управлению исполнителями.
Примеры задач обработки
данных: нахождение
минимального и максимального
числа из двух, трех, четырех
данных чисел; нахождение всех
корней заданного квадратного
уравнения. Приемы диалоговой
отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое
выполнение, просмотр
значений величин, отладочный
вывод). Анализ алгоритмов.
Определение возможных
результатов работы алгоритма
при данном множестве входных
данных; определение
возможных входных данных,
приводящих к данному
результату.

компьютере; составлять
несложные алгоритмы
обработки числовых и
текстовых данных с
использованием
основных управляющих
конструкций
последовательного
программирования и
записывать их в виде
программ на выбранном
языке
программирования;
выполнять эти
программы на
компьютере;
использовать величины
(переменные) различных
типов, а также
выражения,
составленные из этих
величин; использовать
оператор присваивания;
анализировать
предложенную
программу, например,
определять, какие
результаты возможны
при заданном множестве
исходных значений;
использовать при
разработке алгоритмов
логические значения,
операции и выражения с
ними; записывать на
выбранном языке
программирования
арифметические и

логические выражения и
вычислять их значения;
9 класс
Тема 1.
Математические
основы
информатики (8
часов)

Элементы теории
множеств. Множество.
Определение количества
элементов во множествах,
полученных из двух или трех
базовых множеств с помощью
операций объединения,
пересечения и дополнения.
Диаграммы Эйлера–Венна.
Авторская программа 47
Моделирование как метод
познания. Модели и
моделирование. Этапы
построения информационной
модели. Оценка адекватности
модели моделируемому объекту
и целям моделирования.
Классификация
информационных моделей.
Графы. Граф. Вершина, ребро,
путь. Ориентированные и
неориентированные графы.
Начальная вершина (источник)
и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина
(вес) ребра и пути. Понятие
минимального пути. Матрица
смежности графа (с длинами
ребер). Дерево. Корень, лист,
вершина. Поддерево. Высота
дерева. Уровень вершины.
Математическое
моделирование. Понятие
математической модели.
Задачи, решаемые с помощью

Аналитические виды
деятельности: осуществление
системного анализа объекта,
выделение среди его свойств
существенных свойств с точки
зрения целей моделирования;
оценка адекватности модели
моделируемому объекту и
целям моделирования;
определение вида
информационной модели в
зависимости от стоящей задачи;
анализ информационных
моделей (таблицы, графики,
диаграммы, схемы и др.).
Практические работы:
1.Вычисление количества
элементов множеств,
полученных в результате
операций объединения и
пересечения двух или трех
базовых множеств.
2.Создание и интерпретация
различных информационных
моделей — таблицы, графов,
блок-схемы алгоритмов и т. д.;
3.Преобразование информации
из одной формы представления
в другую.
4.Работа с готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных
областей.

будет знать: y сущность
понятия «множество»,
сущность операций
объединения,
пересечения и
дополнения; сущность
понятий модель,
моделирование,
информационная модель,
математическая модель и
др.; научится:
оценивать мощность
множеств, полученных
из двух или трех базовых
множеств с помощью
операций объединения,
пересечения и
дополнения; определять
количество элементов в
множествах, полученных
из двух базовых
множеств с помощью
операций объединения,
пересечения и
дополнения;
использовать
терминологию,
связанную с графами
(вершина, ребро, путь,
длина ребра и пути),
деревьями (корень, лист,
высота дерева) и
списками (первый
элемент, последний
элемент, предыдущий

определять количество
элементов в множествах,
полученных из трех базовых
множеств с помощью
операций объединения,
пересечения и дополнения;
сформировать представление
о моделировании как методе
научного познания; о
компьютерных моделях и их
использовании для
исследования объектов
окружающего мира;
познакомиться с примерами
использования графов,
деревьев и списков при
описании реальных объектов и
процессов; познакомиться с
примерами математических
моделей и использования
компьютеров при их анализе;
понять сходства и различия
между математической
моделью объекта и его
натурной моделью, между
математической моделью
объекта/явления и словесным
описанием; научиться строить
математическую модель
задачи — выделять исходные
данные и результаты,
выявлять соотношения между
ними. научиться выбирать
форму представления
информации в зависимости от

Тема 2.
Алгоритмы и
программирова
ние (8 часов)

математического
(компьютерного)
моделирования. Отличие
математической модели от
натурной модели и от
словесного (литературного)
описания объекта.
Использование компьютеров
при работе с математическими
моделями. Компьютерные
эксперименты. Примеры
использования математических
(компьютерных) моделей при
решении научно-технических
задач. Представление о цикле
моделирования: построение
математической модели, ее
программная реализация,
проверка на простых примерах
(тестирование), проведение
компьютерного эксперимента,
анализ его результатов,
уточнение модели.
Разработка алгоритмов и
программ на изучаемом языке
программирования (одном из
перечня: школьный
алгоритмический язык,
Паскаль, Python, Java, C, C#,
C++). Табличный тип данных
(массив). Примеры задач
обработки данных: заполнение
числового массива в
соответствии с формулой или
путем ввода чисел; нахождение
суммы элементов данной
конечной числовой
последовательности или

Аналитические виды
деятельности: анализ готовых
программ для исполнителей;
выделение этапов решения
задачи на компьютере;
осуществление разбиения
исходной задачи на подзадачи;
сравнение различных
алгоритмов решения одной
задач. Практические работы:
Анализ алгоритмов для
исполнителей Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Составление на языке
программирования Паскаль

элемент, следующий
элемент; вставка,
удаление и замена
элемента); описывать
граф с помощью
матрицы смежности с
указанием длин ребер
(знание термина
«матрица смежности» не
обязательно);
использовать табличные
(реляционные) базы
данных, выполнять
отбор строк таблицы,
удовлетворяющих
определенному условию;
пользоваться
различными формами
представления данных
(таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);

стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту
и цели моделирования.

будет знать: y сущность
понятия
«вспомогательный
алгоритм»; сущность
метода
последовательного
уточнения алгоритма;
научится:
анализировать
алгоритмы управления
исполнителями Робот,
Черепаха, Чертежник и
др.; использовать
табличные величины
(массивы), а также

научиться осуществлять вызов
вспомогательных алгоритмов
(подпрограмм) средствами
языка программирования
Паскаль.

Тема 3.
Использование

массива; нахождение
минимального (максимального)
элемента массива. Знакомство с
алгоритмами решения этих
задач. Реализации этих
алгоритмов на изучаемом языке
программирования из
приведенного выше перечня.
Конструирование алгоритмов:
разбиение задачи на подзадачи,
понятие вспомогательного
алгоритма. Вызов
вспомогательных алгоритмов.
Составление алгоритмов и
программ по управлению
исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Понятие об этапах разработки
программ: составление
требований к программе, выбор
алгоритма и его реализация в
виде программы на выбранном
алгоритмическом языке,
отладка программы с помощью
выбранной системы
программирования,
тестирование. Анализ
алгоритмов. Определение
возможных результатов работы
алгоритма для исполнителей
Робот, Черепашка, Чертежник
при заданной исходной
обстановке; выявление
возможных входных данных,
приводящих к данному
результату.
Базы данных. Таблица как
представление отношения.

про- граммы обработки
одномерного числового массива
(нахождение минимального
/максимального значения в
данном массиве; подсчёт
количества элементов массива,
удовлетворяющих некоторому
условию; нахождение суммы
всех элементов массива и т. д.).

выражения,
составленные из этих
величин; анализировать
предложенную
программу, например,
определять, какие
результаты возможны
при заданном множестве
исходных значений;

Аналитические виды
деятельности: анализ

будет знать: сущность
понятий «база данных» и

научиться проектировать и
создавать однотабличную базу

программных
систем и
сервисов
(16 часов)

Поиск данных в готовой базе.
Электронные (динамические)
таблицы. Электронные
(динамические) таблицы.
Формулы с использованием
абсолютной, относительной и
смешанной адресации;
преобразование формул при
копировании. Выделение
диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировка)
его элементов; построение
графиков и диаграмм.
Компьютерные сети.
Компьютерные сети. Интернет.
Скорость передачи
информации. Пропускная
способность канала. Передача
информации в современных
системах связи. Адресация в
сети Интернет. Доменная
система имен. Работа в
информационном пространстве.
Виды деятельности в сети
Интернет. Интернет-сервисы:
почтовая служба; справочные
службы, поисковые службы,
службы обновления
программного обеспечения и
др. Поиск информации в сети
Интернет. Средства и методика
поиска информации.
Построение запросов; браузеры.
Компьютерные энциклопедии и
словари. Компьютерные карты
и другие справочные системы.
Рекомендации, повышающие
безопасность работы в сети

пользовательского интерфейса
используемого программного
средства; определение условий
и возможностей применения
программного средства для
решения типовых задач;
выявление общего и отличий в
разных программных
продуктах, предназначенных
для решения одного класса
задач. выявление общего и
отличий в способах
взаимодействия на основе
компьютерных сетей; анализ
доменных имен компьютеров и
адресов документов в
Интернете; анализ и
сопоставление различных
источников ин- формации,
оценка достоверности
найденной информации;
распознавание потенциальных
угроз и вредных воздействий,
связанных с использованием
ИКТ; оценка предлагаемых
путей их устранения. Авторская
программа
Практические работы:
1.Создание однотабличной базы
данных.
2.Поиск записей в готовой базе
данных.
3.Сортировка записей в готовой
базе данных.
4.Создание электронных
таблиц, выполнение в них
расчетов по встроенным и
вводимым пользователем

«СУБД»; сущность
понятий «табличный
процессор»,
«электронная таблица»;
базовые нормы
информационной
безопасности, этики и
права;
будет знать: сущность
понятий «база данных» и
«СУБД»; сущность
понятий «табличный
процессор»,
«электронная таблица»;
базовые нормы
информационной
безопасности, этики и
права; научится:
выполнять отбор строк
таблицы,
удовлетворяющих
определенному условию;
использовать основные
способы графического
представления числовой
информации (графики,
круговые и столбчатые
диаграммы);
использовать
динамические
(электронные) таблицы,
в том числе формулы с
использованием
абсолютной,
относительной и
смешанной адресации,
выделение диапазона
таблицы и

данных; научиться проводить
обработку большого массива
данных с использованием
средств электронной таблицы;
использовать электронные
таблицы для решения задач,
возникающих в процессе
учебы и вне ее. познакомиться
с принципами
функционирования Интернета
и сетевого взаимодействия
между компьютерами;
расширить представления о
компьютерных сетях
распространения и обмена
информацией, об
использовании
информационных ресурсов
общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм, требований
информационной
безопасности; y научиться
оценивать возможное
количество результатов
поиска информации в
Интернете, полученных по тем
или иным запросам;
познакомиться с подходами к
оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных
из разных источников и в
разные моменты времени и т.
п.).

Интернет. Методы
индивидуального и
коллективного размещения
новой информации в сети
Интернет. Сайт.
Взаимодействие на основе
компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др. Базовые
представления о правовых и
этических аспектах работы в
сети Интернет. Личная
информация, способы ее
защиты.

формулам.
5.Построение диаграмм и
графиков в электронных
таблицах.
6.Осуществление
взаимодействия посредством
электронной почты, чата,
форума.
7.Определение минимального
времени, необходимого для
передачи известного объёма
данных по каналу связи с
известными характеристиками.
8.Поиск информации в сети
Интернет по запросам с
использованием логических
операций.
9.Создание с использованием
конструкторов (шаблонов) вебстраниц.

упорядочивание
(сортировку) его
элементов; оперировать
понятиями, связанными
с передачей данных
(источник и приемник
данных; канал связи,
скорость передачи
данных по каналу связи,
пропускная способность
канала связи);
использовать термины,
описывающие скорость
передачи данных,
оценивать время
передачи данных;
анализировать доменные
имена компьютеров и
адреса документов в
Интернете; проводить
поиск информации в
сети Интернет по
запросам с
использованием
логических операций;
приемам безопасной
организации своего
личного пространства
данных с
использованием
индивидуальных
накопителей данных,
интернет-сервисов и т.
п.; соблюдать основы
норм информационной
безопасности, этики и
права;

Содержание учебного предмета, курса
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память
человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации.
Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация
информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства
компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и
документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно
программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память
компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово,
предложение, абзац. Приѐмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер
обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в
документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с
фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная
презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе
презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их
классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные
модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении
величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры
линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики
и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертѐжник, Водолей и др.

Технологические основы информатики
Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. История и тенденции развития компьютеров,
улучшение характеристик компьютеров. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Суперкомпьютеры.
Состав и функции программного обеспечения компьютера: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файловая система. Долговременное хранение данных в
компьютере. Файловая система. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами:
создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование,
сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Компьютерные вирусы и
защита от них. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Информация и информационные процессы. Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация и данные.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей информации. Примеры информационных
процессов в системах различной природы. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память).
Характеристики современных носителей информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации.
Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Обработка информации. Обработка, связанная с
получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Поиск информации в Интернете. Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
вариантов. Представление информации. Формы представления информации. Символ. Алфавит — конечное множество символов; мощность
алфавита. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Язык как способ представления информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Кодирование символов
одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Двоичные
коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых
комбинаций. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления. Запись целых чисел в
пределах от 0 до 1024 в двоичной системе счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Сравнение
двоичных чисел. Двоичная арифметика. Элементы математической логики. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические
значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы
истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Элементы теории множеств. Множество. Определение количества
элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Диаграммы Эйлера–Венна. Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения информационной модели. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Классификация информационных моде- лей. Графы. Граф. Вершина,
ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.

Дли на (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина. Поддерево.
Высота дерева. Уровень вершины. Математическое моделирование. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного)
описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты. Примеры использования
математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) —
формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое
устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление
исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от
описания на формальном алгоритмическом языке. Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Конструкция
«ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные
условия. Запись составных условий. Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения. Управление.
Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. Язык
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык). Идентификаторы. Константы и переменные. Типы констант и переменных:
целый, вещественный, символьный, строковый, логический. Основные правила языка программирования: структура программы; правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Разработка алгоритмов и программ на
изучаемом языке программирования. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями. Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного
уравнения. Приемы диалоговой отладки программ (выбор точки оста- нова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод). Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату. Разработка алгоритмов и программ на языке программирования Паскаль.
Табличный тип данных (массив). Примеры задач обработки данных: заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода
чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального)
элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов на изучаемом языке программирования из
приведенного выше перечня. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов
вспомогательных алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Понятие
об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном
алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Анализ алгоритмов. Определение
возможных результатов работы алгоритма для исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник при заданной исходной обстановке; выявление
возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Использование программных систем и сервисов

Обработка текстовой информации. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый
процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Сохранение документа в различных текстовых
форматах. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Обработка графической информации. Общее представление о цифровом
представлении изображений. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Компьютерная графика (растровая,
векторная). Форматы графических файлов. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод изображений
с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видео- камер, сканеров и т. д.). Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звук
и видео как составляющие мультимедиа. Включение в презентацию аудио- визуальных объектов. Базы данных. Базы данных. Таблица как
представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Электронные (динамические) таблицы. Электронные (динамические) таблицы. Формулы
с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы
и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. Компьютерные сети. Компьютерные сети. Интернет. Скорость
передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Адресация в Интернете. Доменная
система имен. Работа в информационном пространстве. Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные
службы, поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Поиск информации в Интернете. Средства и методика поиска
информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.
Рекомендации, повышающие безопасность работы в Интернете. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
Интернете. Сайт. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Базовые представления
о правовых и этических аспектах работы в Интернете. Личная информация, способы ее защиты.
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4

Глава
Компьютер
Подготовка текстов на компьютере
Компьютерная графика
Информация вокруг нас
Итого

Всего часов
8
8
10
8
34

6 класс
№
1 Объекты и их системы
2 Информация вокруг нас
3 Информационные модели
4 Алгоритмика
5 Итоговое повторение

Глава

Итого
7 класс
№
Глава
1 Математические основы информатики. Информация и информационные
процессы
2 Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное
устройство для работы с информацией
3 Использование программных систем и сервисов. Обработка графической
информации
4 Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой
информации
5 Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа
Итого
8 класс
№
Глава
1 Математические основы информатики
2 Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации
3 Алгоритмы и программирование. Начала программирования
Итого
9 класс
№
Глава
1 Математические основы информатики. Моделирование и формализация
2 Алгоритмы и программирование
3 Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой
информации
4 Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные
технологии
Итого

Всего часов
8
2
12
9
3
34
Всего часов
11
7
4
7
5
34
Всего часов
13
11
10
34
Всего часов
9
8
6
11
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39573)-2-10-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».